Научная статья на тему 'Океанографический институт Монако:познание океана как путь развития цивилизации (часть II)'

Океанографический институт Монако:познание океана как путь развития цивилизации (часть II) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКЕАН / OCEAN / МОНАКО / MONACO / ИНСТИТУТ / INSTITUTE / ОКЕАНОГРАФИЯ / OCEANOGRAPHY / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Тамайчук А.Н.

Океанографический Институт Монако крупный научно-исследовательский центр, осуществляющий перспективные исследования Мирового океана. Результаты работ ученых Океанографического Института Монако доказывают, что в познании океана можно найти ключ к решению многих глобальных проблем человеческой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OCEANOGRAPHIC INSTITUTE OF MONACO: THE STUDY OF OCEAN AS THE WAY OF CIVILIZATION DEVELOPMENT (PART II)

Prince Albert I opened the Oceanographic Institute of Monaco with desire of paying the same honour to the two directive forces of civilization Art and Science. According to the founder's wishes to associate art with the sciences, the Institute, both outside and inside, is adorned with many items made by the best artists and craftsmen of the time. The building of the Oceanographic Institute of Monaco stands over a length of 100 metres, clinging to the sheer flank of the Monaco Rock, and rises from sea level to over 85 metres. The plans drawn by the architect Paul Delefortrie were carried out by the contractors Fontana and Gamba. The two upper floors have an identical layout: a square central part, twenty metres in length, surrounded by two symmetrical wings, forty metres long and fifteen metres wide. The materials used are white limestone from la Turbie and, for special interest features pillars on the façade and inside, monumental staircase marble from Breschia. The central topic of all the decoration, on the façade as well as inside the rooms, is the sea and the creatures living in it. The items depict marine creatures, seascapes or various symbolical figures of the marine world. Thus, the allegorical group by the sculptor Gustave Dussart "Progress rescuing Mankind" decorating the façade to the left of the entrance. Symmetrical to this, there is a second allegory, "Truth revealing the powers of the World to Science". Inside, the woodwork, chandeliers, furniture and decoration elegantly recall the marine elements. The conference hall ample proportions, the sumptuousness of the furniture and the harmony of the decoration give it a most luxurious appearance. The walls are covered with oak wainstcoting, topped with panels with the repeated monogram of Prince Albert I drawn in gold on a blue background. Above the dais intended for personalities during congresses and conferences, a huge painting by Monchablon depicts the second "Princesse Alice". Several times a year Institute organizes temporary exhibitions deal with very diverse topics: art of the pearl, precious corals, satellites and oceans, eels, meeting the Inuit, intimate structures of biominerals, sea fossils. The Institute also shows what are strictly speaking art exhibitions. Created under the aegis of Prince Albert II of Monaco, the «Monaco Blue Initiative» (MBI) is a think tank that brings together different actors (scientific, economic, political and associative) sharing a common commitment for the sustainable management and the preservation of the oceans. It is co-organized by the Prince Albert II of Monaco Foundation and the Oceanographic Institute, Foundation Albert I, Prince of Monaco. Following on from the first two editions, the «Monaco Blue Initiative» develops and encourages a new vision for the spatial management of human activities at sea in relation to marine biodiversity. The MBI aims to place an emphasis on the potential synergies between a healthy environment and economic as well as social development around marine protected areas. The third edition of the MBI will be held on the 4 June 2012 within the World Expo of Yeosu in South Korea and will focus on the integrated management of marine areas. This event will be an opportunity to pool together good practices in this field and share new perspectives of international cooperation for the sustainable management of the oceans. This edition in Yeosu will highlight innovative initiatives with a particular emphasis on the potential and role of marine protected areas for socio-economic development, aimed at political and economic decision-makers.

Текст научной работы на тему «Океанографический институт Монако:познание океана как путь развития цивилизации (часть II)»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «География». Том 26 (65), № 4. 2013 г. С. 79-86.

УДК911.2:551.49

ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МОНАКО: ПОЗНАНИЕ ОКЕАНА КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ЧАСТЬ II)

Тамайчук А.Н.

E-mail: tamaych2006@rambler.ru

Океанографический Институт Монако - крупный научно-исследовательский центр, осуществляющий перспективные исследования Мирового океана. Результаты работ ученых Океанографического Института Монако доказывают, что в познании океана можно найти ключ к решению многих глобальных проблем человеческой цивилизации.

Ключевые слова: океан, Монако, институт, океанография, исследование, цивилизация.

1. АРХИТЕКТУРА, ИСКУССТВО И КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Согласно желанию Принца Альберта соединить художественное творчество и научный поиск, эстетические идеалы и стремление к познанию мира изящные искусства и культурная деятельность всегда играли важную роль в жизни Океанографического Института Монако. Само его здание, известное во всем мире как Дворец Моря, представляет собой замечательное произведение зодчества. Построенное по проекту архитектора Поля Делефортри (1843-1910) подрядчиками Фонтана и Гамба из белого итальянского известняка Турбии это величественное 100-метровое здание возвышается на 85 м над уровнем моря, органично вписываясь в рельеф отвесного склона скалы Монако. И по замыслу, и по исполнению Дворец Моря - настоящая архитектурная симфония, воплощенная мечта Принца Альберта, гимн величию человеческого разума. Вера в созидательные силы человечества, в могущество и преобразующую миссию науки пронизывает весь декор и художественное убранство Дворца Моря. Этой теме посвящены находящиеся на фасаде слева и справа от входа монументальные аллегорические скульптурные группы Гюстава Дюссара (1875-1952) - «Прогресс, спасающий человечество» и «Истина, обращающая силы Мира к Науке» (1904-1905). Те же мотивы отражает декор интерьера здания, выполненный из разноцветного мрамора Брешии. Два высоких и светлых верхних зала Дворца - Зал Прикладной океанографии (или Зал Медведя) и Зал Зоологической океанографии (или Зал Кита) отведены под Музей, экспонирующий богатые коллекции, собранные Принцем и другими мореплавателями. В нижнем этаже находятся Конференц-зал, Аквариум и научные лаборатории, занимающие площадь 1900 м2 .

Конференц-зал Института, в котором регулярно проходят престижные международные научные форумы, отличается изысканной отделкой и великолепной мебелью. Стены его покрыты резными дубовыми панелями, разделенными вставками с повторяющейся монограммой Принца Альберта I, нанесенной золотом на синем фоне. Над возвышением, предназначенным для президиума, укреплена огромная картина художника Моншаблона, изображающая корабль «Принцесса

Алиса II». Тема шести изящных люстр, сконструированных Констаном Ру (18651942) по рисункам Эрнста Геккеля (1834-1919) и выполненных фирмой «Баге» в 1908 г. - морские птицы, кружащие над волнами. Центральные части основных кессонов потолка занимают картины на морские сюжеты кисти Феликса Ипполита-Лукаса (1854-1925): «Первые моряки», «Маяк», «Разгрузка траулера», «Морские птицы», «Охота на кита» и «Охота на тюленей». Боковые кессоны выполнены мастером Эммануэлем Кавайе-Коль (1860-1922) и украшены изображениями морских животных. Конференц-зал Института служит не только для научных мероприятий, в нем постоянно устраиваются художественные выставки и, благодаря хорошей акустике, проводятся выступления певцов и записи музыкальных произведений.

Не меньшим художественным вкусом и новаторскими решениями, чем Дворец Моря в Монако, отмечено и здание Института Океанографии в Париже (Дом Океанов), построенное архитектором Анри-Полем Нено на углу улиц Сен-Жак и Гей-Люссак и ставшее украшением Латинского квартала. Его Большой Амфитеатр расписан художником Луи Тинейром (1861-1942), сопровождавшим Принца во всех экспедициях и выполнившим множество зарисовок морских организмов, вошедших потом в качестве иллюстраций в классические учебники морской биологии и ихтиологии.

В рамках своей культурной деятельности Институт регулярно организует временные выставки на самые различные темы: «Искусство жемчуга», «Драгоценные кораллы», «Искусственные спутники Земли и океаны», «Угри», «Биоминералы», «Рыбы: рисунки натуралистов, научные иллюстрации и фантазии», «Морские ископаемые» и др. Заметным событием стала проходившая в 2000 г. выставка «Морские украшения», на которой демонстрировались произведения искусства, часть из которых бесценные, созданные из материалов, добытых в океане и собранные во многих странах мира: Франции, Италии, Германии, Бельгии, США, Канаде и Японии.

Большой интерес ихтиологов и всех любителей моря вызвала выставка японского искусства «Гиотаку», прошедшая в Институте в 2000-2001 гг. Техника «Гиотаку» возникла в Японии в XIX в. По-японски «Гио» означает «рыба», «таку» -«отпечаток». Искусство изготовлять детальные отпечатки рыб в чернилах изначально применялось японскими рыбаками-спортсменами с целью увековечить наиболее ценные пойманные образцы. Используемый для этого прием внешне довольно прост: рыба покрывается чернилами, и на нее осторожно кладется бумага таким образом, чтобы получился отпечаток. Гиотаку, получаемые таким способом, одноцветные, обычно черные. В XX в. японские и американские художники-натуралисты увлеклись этой идеей, развив ее в особый вид искусства. Ими был разработан новый метод: бумага кладется на рыбу, а затем отпечатывается с пигментами так, чтобы проявились мельчайшие детали. Этот метод сложнее в освоении, но зато позволяет получать более точные результаты и создавать у зрителя более яркое впечатление. На каждом гиотаку обязательно указываются дата поимки, имя рыбака и размеры рыбы. На выставке демонстрировались гиотаку, созданные японскими мастерами Яманиши и Нагасе и представлявшие рыб Японии

80

и Австралии. По приглашению Института мэтр Цунео Нагасе - один из самых известных в Японии специалистов по гиотаку - в течение полугода работал в Монако, выполнив 60 гиотаку рыб Средиземного моря. Теперь эта коллекция экспонируется в Музее вместе с сохраненными в спирте экземплярами, с которых они были сняты.

Значительным резонансом сопровождались и организованная к столетнему юбилею экспедиции Принца Альберта на Шпицберген масштабная выставка «Монако и Арктика (1906-2006). Взгляд на вечно меняющийся мир», представившая ретроспективу и последние достижения в изучении Северного полярного региона Земли, а также выставка ученого и графика Марка Куинна «Литоральная зона», прошедшая в 2012 г. Расширению представлений о подводном мире способствовали демонстрации работ подводного фотографа Софи де Вилд и художника Матюрана Меге (1882-1958). В последнее время проходили выставки произведений мастеров современного искусства Дамиена Хёрста, Хуана Йонг Пинга и др.

Одним из новейших художественных произведений Музея стала созданная в 2011 г. натуралистом, археологом и путешественником Марком Дионом в сотрудничестве со специалистом Нового Национального Музея Монако (NMNM) Мари-Клод Бео под научным руководством Патрика Пиге и Натали Ростише-Джордано постоянная выставка «Океаномания: сокровища таинственных морей» -впечатляющее собрание диковинок и достопримечательностей моря. Ее основную часть составляют хранившиеся ранее в запасниках Музея находки океанографических экспедиций. Монументальный выставочный стенд в 10 м высоты и 18 м ширины демонстрирует макеты рыб, черепах, ископаемых, сирены-русалки, привезенной из Японии, старинные океанографические инструменты, приборы, модели исследовательских судов, скафандры, кораллы, вдохновленные морем произведения искусства, научные документы и материалы.

Кроме выставок живописи, фотографии, марок и прикладного искусства в залах Института регулярно проводятся публичные концерты, демонстрации мод, торжественные церемонии, банкеты, празднования и другие культурные мероприятия. Так в 2010 г. широко отмечались 100-летние юбилеи со дня открытия Института и со дня рождения Жака-Ива Кусто.

2. НОВЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И «СИНЯЯ ИНИЦИАТИВА МОНАКО»

Жаку-Иву Кусто принадлежат слова: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу» [1]. В последние десятилетия властно заявившая о себе проблема предотвращения деградации природной среды, рационального использования богатств океанов, их защиты от загрязнений потребовала сосредоточения усилий ученых на этих жизненно важных для человечества направлениях исследований. Поэтому ведущую роль в современной деятельности Института играют изучение экологических рисков, разработка методов и способов охраны океанической среды и борьбы с загрязнением океана. В этой связи накопленные специалистами Института знания об экологии морских организмов, генезисе и эволюции океанических экосистем, происходящих в океане физических и химических процессах имеют большую научную и практическую

81

ценность. Не случайно профессор Дюманж писал: «Знание моря необходимо для того, чтобы лучше его защищать» [2]. В настоящее время в Институте располагается Европейская Океанологическая Обсерватория (ООЕ), созданная в 1990 г. в рамках Научного Центра Монако (С8М) с целью организации исследований по проблемам предотвращения экологических катастроф и восстановления морских экосистем. Сходные вопросы в применении к акватории Средиземного моря решает и находящаяся в Монако Международная Комиссия по изучению Средиземного моря (С1Е8М) [3,4]. Результатом тесного сотрудничества ученых Института со специалистами этих организаций стали многочисленные разработки по конкретным вопросам сохранения биологического разнообразия в Средиземном море и прилегающей части Атлантического океана.

Активную поддержку исследованиям Института в области экологии оказывает нынешний глава государства Монако - Принц-Монарх Альберт II, неуклонно следующий заветам своего прадеда Альберта I и отца Райниера III об употреблении всех средств Княжества для всемерной заботы об окружающей среде нашей планеты. Внимательно прислушиваясь к мнению научного сообщества, Принц Альберт II без колебаний констатирует существующие на планете экологические угрозы и доводит злободневные проблемы охраны окружающей среды до сведения своих коллег - глав государств и правительств. В июне 2006 г. Принц основал Фонд, призванный финансировать перспективные исследования в области охраны окружающей среды и уже многое сделавший для прогресса научных работ в этой сфере. В 2008 г. на основании исследований и оценок ихтиологов Океанографического Института Монако Принц Альберт II акцентировал внимание международных организаций на быстром сокращении запасов красного тунца в Средиземном море из-за неконтролируемого перелова и убедил владельцев ресторанов и коммерсантов Княжества больше не предлагать в меню эту рыбу, ныне оказавшуюся на грани вымирания. Вызванный этим международный резонанс позволил принять действенные меры по регулированию добычи и сохранению этого ценного промыслового вида. Неослабное внимание Принц уделяет охране природы полярных регионов, являясь, в частности, единственным в мире главой государства, лично побывавшим как на Северном, так и на Южном полюсах.

В январе 2009 г. Принц Альберт II поддержал инициативу более 150 видных специалистов по океану из 26 стран, выступив с «Заявлением Монако» о повышении кислотности океанов, происходящем вследствие роста выхлопов СО2 и изменений климата, что угрожает разрушением среды обитания многих океанических организмов. Важным шагом на пути к осознанию опасностей, грозящих экологическому равновесию на планете, и мобилизации усилий мирового сообщества для их преодоления стала выдвинутая в 2010 г. по предложению Принца Альберта II «Синяя Инициатива Монако» (МБ!), в подготовке и обосновании которой непосредственное участие принимали специалисты Океанографического Института под руководством его директора доктора Робера Кальканьо, уполномоченного Института по политике защиты океанов доктора Оливье Дюфурно, профессора парижского Института Океанографии Алена Сальо и директора Научного Центра Монако Дени Аллемана. В период 2010-2012 гг. в

82

Монако и в г. Йосу в Южной Корее прошли три семинара по обсуждению «Синей Инициативы» с участием представителей многих заинтересованных организаций, на которых были выполнены ее корректировка и согласование. В конце 2011 г. Принц провел переговоры с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном по поводу подготовки раздела «Океаны» в докладе ООН на конференции глав государств «Рио+20» в Рио-де-Жанейро. Целью «Синей Инициативы Монако» является объединение и координация усилий научных, общественных, государственных и экономических организаций в деле предотвращения необратимых негативных изменений в экосистемах Мирового океана.

«Синяя Инициатива Монако» акцентировала внимание на том, что океан обладает огромным потенциалом для решения животрепещущих проблем современности: продовольственной, энергетической, проблемы пресной воды и др., но длительное пользование ресурсами океана возможно только при условии удовлетворительного состояния его экосистем и призвала в корне пересмотреть методы и способы многих видов деятельности на океане, разработав единую скоординированную стратегию их осуществления в глобальном масштабе. Ключевое предложение «Синей Инициативы Монако» заключается в создании в Мировом океане сети Охраняемых Акваторий - Морских Заповедников с ограничением в них хозяйственной деятельности. Такие Морские Заповедники должны, прежде всего, охватить самые уязвимые районы океана и наиболее значимые экосистемы, районы интенсивного биопродуцирования и концентрации жизни. Указывается, что Охраняемые Акватории - Морские Заповедники могут стать эффективным средством борьбы с переловом и обеспечить восстановление промысловых запасов, ограничивая рыболовство объемами не угрожающими популяциям ценных видов с применением техники, не наносящей вреда окружающей среде. Подчеркивается, что поскольку Охраняемые Акватории -Морские Заповедники должны включать в себя крупные экосистемы, то их пределы не могут зависеть от национальных государственных границ.

После окончательной доработки «Синяя Инициатива Монако» была представлена Принцем Альбертом II на саммите глав государств «Рио+20», прошедшем в Рио-де-Жанейро 19-21 июня 2012 г. от имени правительства Монако, Фонда Альберта II, Океанографического Института и многих других организаций-партнеров, продемонстрировав значительные перспективы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и послужив основой для принятия принципиальных решений на высшем уровне.

Одно из конкретных предложений, касающееся создания Охраняемой Акватории - Морского Заповедника в Лигурийском море, сформулировано в рамках «Синей Инициативы Монако» на основании данных, полученных учеными Океанографического Института в ходе реализации инициированной доктором Маурицио Вюрцем, профессором Института Сравнительной Анатомии при университете Генуи, программы изучения китов и китообразных «Средиземное море напрямую». Эта программа является развитием проекта профессора Дюманжа «Жизнь Средиземного моря» и задумана как длительный натурный эксперимент в районе большого скопления китов и дельфинов в Лигурийском море.

83

Первоначально работы велись на корабле «Физалия» в радиусе 25 морских миль от побережья Монако. С подключением к программе нового судна Института «La Stenella» (названного в честь полосатого или бело-голубого продельфина (Stenella caeruleo-albus), наиболее часто встречающегося в Средиземном море) и находящейся на горе Агель мощной антенны Теле Монте-Карло район работ расширился до более чем 40 морских миль. «La Stenella», задуманная специально для изучения китообразных, была спущена на воду Наследным Принцем Альбертом 28 июня 2001 г. Ее введение в строй стало возможным благодаря Морскому Балу, устроенному во Дворце Моря журналом «Showboats International Magazine», который уже много лет поддерживает работы Института. Корабль был переделан для научных нужд инженером Карло-Гансом Тривеллоне из яхты «Monte Carlo Explorer 32», построенной обществом «Monaco Marine Group», путем установки на ней предоставленного компанией «Aqua Lung» новейшего оборудования для подводных работ. В результате малошумная и быстрая «La Stenella» стала превосходным научным инструментом, позволив не только увеличить число и повысить качество наблюдений, но и начать совместно со специалистами университета Павии уникальные акустические исследования китообразных, требующие минимального шума корабля под водой. Результатом работ группы профессора Вюрца стали многие новые сведения по биологии китов-полосатиков или рорквалов (Balaenoptera physalus), кашалотов (Physeter catodon), дельфинов и других китообразных. Было установлено, что в настоящее время в западной части Средиземного моря насчитывается около 1000 особей полосатиков и несколько сотен особей кашалотов с преимущественной концентрацией их в Лигурийском море. Благодаря «Синей Инициативе Монако» предложение группы профессора Вюрца о создании в этом море Заповедника китообразных вынесено на международное обсуждение.

ВЫВОДЫ

В эссе «Во что я верю» французский писатель Андре Моруа утверждал: «Я верю, что катастрофы можно избежать... Никакой мстительный рок не прячется за черными тучами, грозя нам гибелью. Спасение человечества в руках самого человечества. Нам предстоит уберечь от гибели еще живую и во многих отношениях процветающую цивилизацию» [5]. В современных условиях динамичного и изменчивого мира с его сложной системой взаимосвязей и взаимозависимостей достижение этой цели возможно лишь при условии, что направляющей силой цивилизации, как и мечтал Принц Альберт I, будет выступать наука. Поэтому в служении гуманным идеалам обеспечения необходимых условий полноценной жизни нынешнего и будущих поколений заключается ее первейший долг перед обществом. Вносящие весомый вклад в гармонизацию отношений человека и природы, ученые Океанографического Института Монако убедительно доказывают, что в познании океана можно найти ключ к решению многих глобальных проблем. Обоснованная и предложенная ими «Синяя Инициатива Монако» - это ответ на вызовы XXI века. Ее осуществление призвано обеспечить новый перспективный путь развития цивилизации, первыми вступая на который,

84

специалисты Института уже сегодня многое делают для того, чтобы человечество могло уверенно смотреть в завтрашний день.

Список литературы

1. Кусто Ж.-И. Жизнь на краю Земли / Ж.-И. Кусто, И. Паккале. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. -302 с.

2. Doumenge F. Geographic des mers / F. Doumenge. - Paris: P. U. F. (coll. Magellan), 1965. - 280 p.

3. Momzikoff N. Directory of European Aquatic Sciences Libraries and Information Centres / N. Momzikoff, D. Moulder. - Paris: Institut Oceanographique, 1991. - 184 p.

4. Vanney J.-R. Introduction a la geographie de l'Ocean / J.-R. Vanney. - Paris: Oceanis, 1991. - 214 p.

5. Моруа А. Надежды и воспоминания / А. Моруа. - М.: Прогресс, 1983. - 392 с.

Тамайчук А.М. Океанографiчний 1нститут Монако: шзнання океану як шлях розвитку цивШзаци (Частина II) / Тамайчук А.М. // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iменi В. I. Вернадського. Серiя : Географiя. - 2013. - Т. 26 (65), № 4 . - С. 79-86.

Океанографiчний 1нститут Монако - крупний науково-дослщний центр, здшснюючий перспективш дослщження Свггового океану. Результата робот вчених Океанографiчного 1нституту Монако доводять що у тзнанш океану можна знайти ключ до виршення багатьох глобальних проблем людсьюл цивЫзацп.

Ключовм слова: океан, Монако, iнститут, океанографiя, дослiдження, цившзащя.

THE OCEANOGRAPHIC INSTITUTE OF MONACO: THE STUDY OF OCEAN AS THE WAY OF CIVILIZATION DEVELOPMENT (PART II)

Tamaychuk A.N.

Simferopol, Crimea, Ukraine E-mail: tamaych2006@rambler.ru

Prince Albert I opened the Oceanographic Institute of Monaco with desire of paying the same honour to the two directive forces of civilization - Art and Science. According to the founder's wishes to associate art with the sciences, the Institute, both outside and inside, is adorned with many items made by the best artists and craftsmen of the time. The building of the Oceanographic Institute of Monaco stands over a length of 100 metres, clinging to the sheer flank of the Monaco Rock, and rises from sea level to over 85 metres. The plans drawn by the architect Paul Delefortrie were carried out by the contractors Fontana and Gamba. The two upper floors have an identical layout: a square central part, twenty metres in length, surrounded by two symmetrical wings, forty metres long and fifteen metres wide. The materials used are white limestone from la Turbie and, for special interest features - pillars on the façade and inside, monumental staircase - marble from Breschia. The central topic of all the decoration, on the façade as well as inside the rooms, is the sea and the creatures living in it. The items depict marine creatures, seascapes or various symbolical figures of the marine world. Thus, the allegorical group by the sculptor Gustave Dussart "Progress rescuing Mankind" decorating the façade to the left of the entrance. Symmetrical to this, there is a second allegory, "Truth revealing the powers of the World to Science". Inside, the woodwork, chandeliers, furniture and decoration elegantly recall the marine elements. The conference hall ample proportions, the

85

sumptuousness of the furniture and the harmony of the decoration give it a most luxurious appearance. The walls are covered with oak wainstcoting, topped with panels with the repeated monogram of Prince Albert I drawn in gold on a blue background. Above the dais intended for personalities during congresses and conferences, a huge painting by Monchablon depicts the second "Princesse Alice". Several times a year Institute organizes temporary exhibitions deal with very diverse topics: art of the pearl, precious corals, satellites and oceans, eels, meeting the Inuit, intimate structures of biominerals, sea fossils. The Institute also shows what are strictly speaking art exhibitions. Created under the aegis of Prince Albert II of Monaco, the «Monaco Blue Initiative» (MBI) is a think tank that brings together different actors (scientific, economic, political and associative) sharing a common commitment for the sustainable management and the preservation of the oceans. It is co-organized by the Prince Albert II of Monaco Foundation and the Oceanographic Institute, Foundation Albert I, Prince of Monaco. Following on from the first two editions, the «Monaco Blue Initiative» develops and encourages a new vision for the spatial management of human activities at sea in relation to marine biodiversity. The MBI aims to place an emphasis on the potential synergies between a healthy environment and economic as well as social development around marine protected areas. The third edition of the MBI will be held on the 4 June 2012 within the World Expo of Yeosu in South Korea and will focus on the integrated management of marine areas. This event will be an opportunity to pool together good practices in this field and share new perspectives of international cooperation for the sustainable management of the oceans. This edition in Yeosu will highlight innovative initiatives with a particular emphasis on the potential and role of marine protected areas for socio-economic development, aimed at political and economic decision-makers.

Keywords:ocean, Monaco, institute, oceanography, research, civilization.

References

1. Cousteau J.-Y., Pakkale Y. The life on the edge of the World, 302 p. (Leningrad, 1984)

2. Doumenge F. Geography of the Seas, 280 p. (Paris, 1965)

3. Momzikoff N., Moulder D. Directory of European Aquatic Sciences Libraries and Information Centres, 184 p. (Paris, 1991)

4. Vanney J.-R. Introduction in geography of the Ocean, 214 p. (Paris, 1991)

5. Maurois A. The hopes and the memoirs, 392 p. (Moscow, 1983)

Поступила в редакцию 22.11.2013 г.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.