Научная статья на тему 'ОКЕАНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ И ПРАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ'

ОКЕАНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ И ПРАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКЕАНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МИРОВОЙ ОКЕАН / ОХРАНА МОРСКИХ ЭКОСИСТЕМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

Задача формирования у широких слоев населения ответственного отношения и поведения, поддерживающего устойчивое использование природной среды, значимой частью которой является океан, привлекает большое внимание мирового сообщества. Ее решение путем повышения осведомленности о проблемах океана занимает центральное место в концепции океанической грамотности. В статье рассматриваются особенности продвижения океанической грамотности, которая в настоящее время интегрируется в содержание образовательных программ в ряде стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCEAN LITERACY: CONCEPT ELEMENTS AND PRACTICE OF PROMOTION

Strategies for the formation of people’s responsible attitudes and behaviour that support sustainable use of the environment, of which the ocean is a significant part, are at the focus of the global attention. To meet this challenge by raising awareness of ocean issues is a core element of the ocean literacy concept. The article discusses key factors of the promotion of ocean literacy, which is currently being integrated into the content of educational programs in a number of countries.

Текст научной работы на тему «ОКЕАНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ И ПРАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УДК 504.062.2:372.8 DOI 10.31249/espr/2022.02.09

О.Н. Пряжникова*

ОКЕАНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ И ПРАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ

Аннотация. Задача формирования у широких слоев населения ответственного отношения и поведения, поддерживающего устойчивое использование природной среды, значимой частью которой является океан, привлекает большое внимание мирового сообщества. Ее решение путем повышения осведомленности о проблемах океана занимает центральное место в концепции океанической грамотности. В статье рассматриваются особенности продвижения океанической грамотности, которая в настоящее время интегрируется в содержание образовательных программ в ряде стран мира.

Ключевые слова: океаническая грамотность; Мировой океан; охрана морских экосистем; образовательные программы; проэкологическое поведение.

Для цитирования: Пряжникова О.Н. Океаническая грамотность: элементы концепции и практики продвижения // Экономические и социальные проблемы России. - 2022. - № 2. - C. 175-187.

O.N. Pryazhnikova Ocean literacy: concept elements and practice of promotion

Abstract. Strategies for the formation of people's responsible attitudes and behaviour that support sustainable use of the environment, of which the ocean is a significant part, are at the focus of the global attention. To meet this challenge by raising awareness of ocean issues is a core element of the ocean literacy concept. The article discusses key factors of the promotion of ocean literacy, which is currently being integrated into the content of educational programs in a number of countries.

* Пряжникова Ольга Николаевна, научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: olga.priazhnikova@inion.ru

Pryazhnikova Olga, Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: olga.priazhnikova@inion.ru

175

Keywords: ocean literacy; World ocean; conservation of marine ecosystems; educational programs; pro-ecological behaviour.

For citation: Pryazhnikova O.N. Ocean literacy: concept elements and practice of promotion // Economic and Social Problems of Russia. - 2022. - N 2. - P. 175-187.

Введение

На глобальном уровне растет понимание важности сохранения морских и океанических экосистем для поддержания экологического баланса на планете в целом. Вместе с тем деструктивное воздействие человека на эти экосистемы продолжает угрожать их устойчивости. В настоящее время в результате человеческой деятельности в Мировом океане наблюдается изменение температуры и повышение кислотности воды, снижение в ней содержания кислорода, что разрушает среду обитания морской фауны и флоры.

Одним из направлений, ведущих в перспективе к снижению антропогенной нагрузки на Мировой океан, является повышение осведомленности общества о проблемах его сохранения. Продвижение в обществе знаний об особенностях функционирования морских экосистем и о проблемах, угрожающих океанам и морям, способствует пониманию важности экологически ответственного использования ресурсов океана. Это, в свою очередь, побуждает людей следовать проэкологической линии поведения и принимать ответственные решения в повседневной жизни, которые позволяют уменьшить или предотвратить вред, наносимый жизнедеятельностью человека морской среде. В ходе международной научной дискуссии по проблемам распространения знаний об океане среди населения Земли в период 2002-2010 гг. была разработана концепция «океанической грамотности» (ocean literacy) (ОГ). В настоящее время она интегрируется в систему образования в ряде стран мира [Schoedinger, Uyen Tran, Whitley, 2010].

Основные элементы концепции океанической грамотности

Процесс постановки проблемы и выработки основных принципов и понятий ОГ начался в 2002 г. в ходе онлайн-конференции «Океаны для жизни» (Oceans for life), проводившейся под эгидой международной исследовательской сети Исследовательский колледж1 и Национального географического общества США. В октябре 2004 г. Исследовательский колледж

1 Исследовательский колледж (The College of Exploration, TCOE) - глобальная образовательная сеть, в рамках которой разрабатываются инновационные учебные программы, связанные с охраной окружающей среды, науками о земле и океане и другими актуальными темами.

176

провел двухнедельный онлайн-семинар по теме ОГ, в котором приняли участие педагоги американских школ, колледжей и университетов, ученые, официальные лица, ответственные за формирование политики в области образования. В результате семинара было сформулировано определение, а также основные принципы концепции ОГ. В итоговом документе семинара формулируются семь принципов концепции ОГ, с которыми должен быть знаком человек [Ocean literacy : The essential principles ... , 2021].

1. На Земле есть один большой океан со множеством особенностей.

2. Океан формирует (с геологической точки зрения) черты Земли.

3. Океан оказывает большое влияние на погоду и климат планеты.

4. Океан создает условия для жизни на Земле.

5. Океан поддерживает биоразнообразие и разнообразие экосистем.

6. Океан и человек неразрывно связаны между собой.

7. Океан очень мало изучен.

ОГ определяется как понимание влияния человека на океан и влияния океана на человека. ОГ включает в себя знания об океане, владение которыми позволяет человеку на определенном уровне компетентности рассуждать о проблемах океанской среды, а также принимать обоснованные и ответственные решения об использовании океана и его ресурсов [Science content ... , 2005, p. 5].

Практические направления реализации ОГ в процессе жизнедеятельности человека можно сформулировать следующим образом:

• Осведомленность как базовое понимание проблем океана и концепции ОГ.

• Знание - это то, что человек знает об океане, связанных с ним областях знаний и видит взаимосвязи между ними.

• Отношение проявляется в принятии ситуации либо в обеспокоенности положением с экосистемами Мирового океана.

• Коммуникация предполагает общение человека с другими членами общества, такими как члены семьи, сверстники, коллеги и т.д., по темам, связанным с проблемами океана.

• Поведение связано с принимаемыми человеком решениями, осуществляемым выбором и действиями, а также устойчивыми привычками, влияющими на состояние океана.

• Активизм - вовлеченность человека в проведение кампаний (например, через социальные сети), направленных на изменения в политике, общественных взглядах, одобряемом обществом поведении и т.д. в соответствии с целями сохранения морской среды [Brennan, Ashley, Molloy, 2019].

Продвижение ОГ среди населения мира способствует распространению ответственного отношения к океану и его ресурсам на уровне всего общества. Цель инициатив в сфере ОГ заключается в изменении поведения людей и их вовлечении в проэкологическую деятельность [Connecting to the oceans ... , 2021, p. 3]. Таким образом, ОГ заключается не только в

177

повышении осведомленности о состоянии океана, но также в освоении инструментов и подходов, преобразующих знания об океане в действия, способствующие устойчивости морских экосистем.

Инициативы по продвижению ОГ в мире

В 2007 г. Международная сеть морских педагогов Тихоокеанского региона (International Pacific marine educators network, IPMEN) провела первую конференцию в г. Гонолулу (США), на которой особый акцент был сделан на необходимости учета при продвижении ОГ местной культуры и традиционных знаний об океане, а также накопленного трансдисциплинарного опыта взаимного влияния человечества и океана, проявляющегося в разных сферах деятельности. Кроме того, указывалось на необходимость обмена знаниями в области использования морских ресурсов на глобальном, национальном и местном уровнях.

Первой среди европейских стран, принявшей решение ввести ОГ в формальные и неформальные программы обучения, стала Португалия. В 2011 г. был инициирован проект «Conhecer o oceano» (Узнать океан), посвященный адаптации семи основных принципов ОГ для португальской системы образования. В том же году с целью поддержки преподавателей и продвижения ОГ среди европейцев была основана Европейская Ассоциация педагогов в сфере наук о море (European marine science educators association, EMSEA)1.

В 2012 г. в г. Брюгге была организована первая конференция по ОГ в Европе. В ней приняли участие ведущие специалисты в сфере образования, представители национальных правительств, международных и межправительственных организаций и другие заинтересованные лица [Ocean literacy for all ... , 2017, p. 20]. В ходе конференции были рассмотрены перспективы включения в стандарты образования контента, связанного с проблемами взаимодействия человека и океана. В 2015 г. в ЕС были запущены два проекта в рамках европейской инициативы Horizon 2020 - «Sea Change» и «ResponSEAble» - с целью продвигать ОГ и повышать осведомленность граждан Европы о вопросах пользования морскими ресурсами.

На первом Глобальном семинаре по образованию в сфере наук об океане, проведенном в 2015 г. Объединением центров совершенствования образования в сфере наук об океане (Centers for ocean sciences education excellence, COSEE) и Исследовательским колледжем, в обсуждении ОГ приняла участие группа азиатских педагогов, которая в дальнейшем способствовала созданию Азиатской ассоциации морских педагогов (Asian marine educators association, АМЕА).

1 Ассоциация обеспечивает платформу для обучения дисциплинам, связанным с ресурсами океанов, и распространения ОГ в Европе.

178

На уровне ООН шаги по продвижению ОГ впервые были предприняты на семинарах 2016 и 2017 гг., проведенных с участием представителей ЮНЕСКО и Межправительственной океанографической комиссии (Intergovernmental oceanographic commission). Основными итогами семинаров стало создание международных рабочих групп по развитию специальных навыков рабочей силы для продвижения синей экономики, а также онлайн-платформ для сбора и обмена информацией о ресурсах и проектах в сфере ОГ [Ocean literacy for all ... , 2017, p. 21].

В 2017 г. прошла конференция ООН, направленная на поддержку реализации Цели устойчивого развития № 14 («Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития»), которая входит в перечень 17 Целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 г. На основе ее материалов Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) выработала документ «Океаническая грамотность для всех: глобальная стратегия повышения осведомленности о сохранении, восстановлении и устойчивом использовании океана». Инициатива ЮНЕСКО по продвижению ОГ предполагает развитие глобального партнерства для повышения осведомленности людей по всему миру о важности сохранения, восстановления и устойчивого использования океана и его ресурсов, а также для создания общедоступной базы знаний о глобальном океане [Ocean Literacy for all ... , 2015].

С 2017 г. ЮНЕСКО и действующая в ее рамках Межправительственная океанографическая комиссия разработали ряд инструментов для поддержки обучения ОГ. В частности, вышла брошюра «Океаническая грамотность для всех»: набор инструментов» [Ocean literacy for ... , 2017] и был запущен Портал по океанической грамотности (Ocean literacy portal) [About the portal, б/г]. В брошюре представлены основные принципы ОГ и информация, необходимая для понимания причинно-следственных связей между индивидуальным и коллективным поведением и возникающими проблемами, которые угрожают морским экосистемам. Благодаря порталу преподавателям и учащимся по всему миру стали доступны инновационные инструменты, методы и ресурсы для понимания океанских процессов и их функций, а также наиболее серьезных угроз экологическому равновесию океана [Global ocean science ... , 2020, p. 126].

Кроме того, ООН запустила проект «Десятилетие наук об океане в интересах устойчивого развития» (Decade of ocean science for sustainable development) на 2021-2030 гг. [United Nations Decade ... , 2022]. В центре внимания этого проекта, в частности, находится проблема обмена научными и традиционными знаниями (опытом местных сообществ), подчеркивается важность инклюзивных подходов к управлению ресурсами океана [UN Decade ... , 2021]. Одновременно предполагается активизировать усилия по распространению знаний об океане среди разных групп населения планеты. В частности, заявляется: «Необходимо разработать амбициозную

179

программу мероприятий, направленных на повышение уровня знаний людей об океане. Основной целевой аудиторией этой программы станут школы, что потребует включения "знаний об океане" в школьные программы, проведения соответствующей разъяснительной работы на уровне властей, государственных органов и широкой общественности» [Пересмотренная дорожная карта ... , 2018, с. 20].

Таким образом, движение по распространению ОГ началось в США в 2000-х, затем к нему подключились страны Европы, а в дальнейшем оно заняло заметное место в повестке международных организаций. Это движение возникло во многом как ответ на ухудшение состояния морской среды, выразившийся в стремлении заинтересованных ученых и педагогов улучшить понимание проблем океанов в обществе. В результате профессиональные организации и сети, подобные Национальной ассоциации морских педагогов США (U.S. National marine educators association, NMEA), Канадской сети океанографического образования (Canadian network for ocean education, CaNOE) и другим, упоминавшимся ранее, становятся все более востребованными. Важно отметить, что большинство проектов ОГ сосредоточено в первую очередь вокруг образовательных программ для детей и молодежи.

Продвижение ОГ в начальной и средней школе имеет жизненно важное значение для общества. Дети - это будущие граждане и потребители, которые будут формировать общественные ценностные установки и принимать определяющие жизнь общества решения, что неизбежно повлияет на взаимодействие человека с окружающей средой. Кроме того, дети являются своеобразными агентами социальных изменений в обществе. Помимо индивидуального овладения и следования паттернам ответственного поведения в отношении окружающей среды, они также ускоряют изменения в данной сфере, способствуя распространению соответствующих знаний и поведенческих практик среди сверстников и членов семьи, влияя, в конечном счете, на все общество. Таким образом, система образования, охватывающая подрастающее поколение, играет ключевую роль в формировании проэкологического поведения, в целом, и распространении ОГ, в частности.

Основные элементы содержания образовательных программ в сфере ОГ

По мнению специалистов в сфере образования, для того чтобы овладеть ОГ, человеку необходимо получить не только азы знаний об экологии, которые находятся на стыке многих наук и носят мультидисципли-нарный характер, но и познакомиться с основами проведения научного исследования [Fauville, 2017]. Последнее дает возможность оценить релевантность знаний и адекватность утверждений относительно текущих угроз устойчивости океанской среды. Кроме того, комплексность проблем

180

морской экологии предполагает, что изучающий их индивид должен обладать системным мышлением - способностью связывать отдельные виды знаний о системе и понимать, как они взаимодействуют друг с другом. ОГ также предполагает готовность человека предпринимать ответственные действия по отношению к океану. Для этого необходимо наличие у человека сформированной мотивации и соответствующих навыков. Все это определяет набор образовательных задач, которые могут быть решены в рамках системы формального школьного образования.

Основным и наиболее всеобъемлющим на настоящий момент программным документом по интегрированию образовательных задач в сфере ОГ в систему начального и среднего образования является специальный доклад Национальной ассоциации морских педагогов США «Содержание и последовательность обучения ОГ в 12 классах школы» (Ocean Literacy scope and sequence for grades K-12) [The Ocean Literacy campaign ... , 2010]. В нем представлены основные принципы и фундаментальные понятия, которые учащиеся должны освоить к окончанию средней школы. Содержание образовательных задач в рамках каждого из семи принципов ОГ разбито на блоки (табл.). Они, в свою очередь, внутри также разделены на более детализированные модули, которые располагаются в последовательности, предполагающей углубление изучения учащимися обозначенных тем и совершенствование определенных навыков по мере их перехода в старшие классы [The Ocean Literacy campaign ... , 2010, p. 66-73].

Важно отметить, что преподавание ОГ как предмета по своей сути предполагает интегрирование естественно-научных дисциплин (биологии, химии, физики, географии, океанологии) и общественных, направленных на формирование гражданственности.

Таблица

Основные элементы содержания обучения ОГ в школе

Принцип 1: На Земле есть один большой океан со множеством особенностей

Свойства Географические Циркуляция вод мирового Факторы,

океанской и геологические океана влияющие на

воды особенности уровень океана

океана

Принцип 2: Океан формирует черты Земли

Береговая Тектоника плит Формирование горных пород Биогеохими-

эрозия ческий цикл

морской среды

Принцип 3: Океан оказывает большое влияние на погоду и климат планеты

Погода и Круговорот Глобальное изменение Последствия

климат воды климата глобального

изменения

климата

Принцип 4: Океан создает условия для жизни на Земле

Происхождение жизни | Выработка кислорода

181

Принцип 5: Океан поддерживает биоразнообразие и разнообразие экосистем

Первичная продукция1 Разнообразие экосистем Биоразнообразие Биоразнообразие в контексте адаптации к окружающей среде

Принцип 6: Океан и человек неразрывно связаны между собой

Направления использования океана Роль океана в развитии человечества Воздействие человека на Мировой океан и атмосферу Влияние океана на климат и погоду как фактор его влияния на человека Ответственность человека и охрана Мирового океана

Принцип 7: Океан очень мало изучен

Жизнь на Земле зависит от океана Мотивация, области, методы и инструменты исследования океана Значение сотрудничества в изучении Мирового океана Роль технологических инноваций в исследовании океана

Источник: [The Ocean Literacy campaign ... , 2010, p. 66-73].

Практические аспекты обучения океанической грамотности

Среди педагогических подходов к преподаванию ОГ в научной литературе подчеркивается эффективность проведения исследований (enquiry-based approach) и практических занятий в контакте с природной средой, что обеспечивает максимальную вовлеченность учащихся в процессы познания. Предполагается, что в младшей школе учащиеся в рамках данных подходов учатся, например, основам классификации конкретных природных явлений, связанных с Мировым океаном. В то время как старшие школьники осваивают уже научные методы, такие как проверка гипотез и выработка аргументированных объяснений соответствующих закономерностей и процессов [Review of ... , 2015, p. 10].

Задачи вовлечения и стимулирования мотивации к освоению ОГ у учеников требует совершенствования методологической поддержки проведения таких образовательных мероприятий, как встречи с учеными, полевые работы, посещение лабораторий или музеев под руководством гида, проведение экспериментов и презентации результатов исследований. Эти методы, дающие ученикам «реальный опыт», оцениваются специалистами как продуктивные педагогические подходы к обучению ОГ, так как они способствуют росту осознания проблем океана, формированию ответст-

1 Первичная продукция - выработка биомассы автотрофными организмами (продуцентами) из минеральных веществ в процессе фото- или хемосинтеза.

182

венного отношения и действенного поведения, направленного на их решение [Review of ... , 2015, p. 10].

Важно выделить ряд факторов, которые, с одной стороны, затрудняют продвижение ОГ, а с другой стороны, влияют на формирование целей и содержания образования в сфере ОГ. Так, в настоящий момент во многих регионах океан как особая отдельная тема изучения не входит в школьную программу. Это во многом происходит из-за трудности доступа к океану или морю (с точки зрения безопасности, временных и финансовых затрат) с целью его непосредственного исследования в рамках программ формального образования. При этом образовательные мероприятия в сфере экологической устойчивости наиболее успешны, когда они сфокусированы на актуальных для конкретной местности, где проживают учащиеся, практических проблемах охраны природной среды, особенно на тех, которые могут быть решены в результате изменения индивидуального поведения [Promoting ocean literacy ... , 2021, p. 2]. Это объясняется, прежде всего, тем, что при обращении к локальной природной среде легче углубить эмоциональную связь с ней участников образовательного процесса. В результате формируется ответственное отношение к природе, что является ключевым фактором в следовании проэкологическому поведению, превосходящим по своему эффекту роль получения теоретических знаний в сфере наук об океане [Brennan, Ashley, Molloy, 2019].

При этом даже для населения прибрежных районов значительная часть морской среды остается скрытой на глубине или вдали от берегов, что ограничивает возможность в ходе обучения приобрести непосредственный опыт соприкосновения с объектом изучения. Это также создает препятствия для возникновения у учащихся «ощущения близости» к природной среде океана, необходимого для формирования как ответственного отношения к ней, так и поведения, поддерживающего устойчивое использование природных ресурсов [Connecting to the oceans ... , 2021, p. 3].

Еще один фактор, связанный с преподаванием ОГ, обусловлен сложностью понимания проблем морской среды, для которых характерна комплексная взаимосвязь экологических, химических, физических, биологических и социальных процессов. Овладение ОГ требует выделения в образовательном процессе дополнительного учебного времени для еще одного предмета. Это может быть затруднительно, например, в условиях уже чрезмерно фрагментированной учебной программы; при ограниченных временных рамках продолжительности текущих учебных программ, не дающих возможности расширения номенклатуры классных и внеклассных занятий; в отсутствии опыта разработки междисциплинарных подходов в обучении; в отсутствии сетей подготовки и поддержки педагогов в сфере ОГ со стороны заинтересованных в продвижении ОГ лиц, в частности научного сообщества [Ocean Literacy to ... , 2019, p. 122].

Для решения образовательных задач в сфере ОГ по установлению непосредственного контакта с морской средой в мировой практике исполь-

183

зуются выезды на берег моря и / или посещение зоопарков и аквариумов [Hunt, 2021, p. 1660]. Экскурсии к морскому побережью вносят значительный вклад в увеличение знаний учащихся об океане и в формирование их положительного отношения к океану. Экскурсии в зоопарк также эффективно дополняют формальное образование, создавая условия для доступа к экосистемам, в частности к животному миру, и для получения опыта, который недоступен в повседневной жизни [Ocean literacy for ... , 2017, p. 69].

Для решения образовательных задач в сфере ОГ в регионах, удаленных от морей и / или аквариумов и океанариумов, в ряде стран активно прибегают к цифровым технологиям, которые обладают потенциалом имитировать исследование океанской среды. Так, опыт создания и использования в рамках начальной системы образования виртуальных морских музеев показывает, что использование этого цифрового инструмента способствует большему росту заинтересованности и мотивации учеников при обучении по сравнению с использованием только учебников [Review of ... , 2015, p. 19; Ocean literacy for ... , 2017, p. 69].

Опыт Швеции и США говорит об эффективности использования в старших классах средней школы так называемых виртуальных лабораторий для исследования процессов закисления морской среды [Ocean literacy for ... , 2017, p. 70]. В этих странах с помощью виртуальной лаборатории учащиеся получают возможность изучить и оценить влияние закисления морской воды на морскую фауну, а также эффекты изменения кислотности на пищевые цепочки и экосистему в целом. Анализ подобных образовательных практик подтверждает их значительный вклад в рост среди учащихся понимания происходящих в океане процессов. Кроме того, использование виртуальных лабораторий помогает учащимся лучше разбираться в релевантных научных концепциях и использовать их при выстраивании дискуссии о проблемах океана, а также совершенствует навыки по планированию и проведению экспериментов, связанных с морской проблематикой [Review of ... , 2015, p. 19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передовым примером продвижения ОГ на базе музея является Океанский зал имени американских филантропов Р. и В. Сэнт (Sant Ocean Hall), открытый в 2008 г. в Смитсоновском национальном музее естественной истории (г. Вашингтон). В нем представлены сотни моделей морских организмов, видеоматериалы высокой четкости и другие экспонаты, которые позволяют посетителям исследовать прошлое, настоящее и будущее океана. С момента своего открытия данное подразделение музея связало цели своей деятельности с семью принципами ОГ и придерживается их в качестве руководства при разработке всех своих общественных и образовательных программ. Другой инициативой Смитсоновского национального музея естественной истории стал Портал об океане (The Ocean Portal), призванный улучшить среди широкой общественности понимание проблем океана [About the Ocean portal, б/г]. На нем представлена научная

184

информация об океане в виде разнообразных материалов, которые могут использовать преподаватели учебных заведений как основу для разработки планов уроков по темам, связанным с изучением морских ресурсов [The Ocean Literacy campaign, 2010, p. 13-14].

Заключение

Образование, охватывающее широкие слои населения, может стать фундаментальной опорой рационального использования окружающей среды и освоения людьми практик проэкологического поведения. Это делает его одним из наиболее важных инструментов для продвижения ОГ. Очевидно, что принятие на государственном уровне решения по развитию ОГ требует расширения содержания дисциплин, связанных с науками о Мировом океане в рамках системы образования, чтобы предоставить учащимся базовые знания о значении и функциях морской среды, а также ее сохранения.

Очевидно, что интеграция ОГ, в частности в школьную программу, требует поиска гибких подходов к преодолению, например, такого препятствия, как ограниченность времени, отведенного учебному процессу, и «перенагруженность» программы. Это, в свою очередь, делает необходимой разработку образовательных ресурсов, которые помогут адаптировать существующие курсы к включению в них новых тем.

На начальной стадии необходим анализ содержания образовательных программ с точки зрения научных концепций, которые изучаются в рамках школьных дисциплин, на предмет возможности их использования для продвижения ОГ. Кроме того, следует наладить сотрудничество между различными заинтересованными группами. Ключевой в этой связи представляется кооперация в сфере выработки подходов по распространению ОГ между учеными-океанологами и педагогическим научным сообществом с целью создания и внедрения учебных ресурсов, которые могут быть одинаково ценными как по своему содержанию, так и по эффективности педагогических практик, призванных формировать у учащихся в первую очередь навыки решения конкретных проблем в сфере использования Мирового океана и обеспечить опыт взаимодействия с природной средой. Этому могут помочь инновационные учебные инструменты, такие как виртуальные музеи, виртуальные лаборатории и т.п.

Мировой опыт по продвижению ОГ подтверждает актуальность создания онлайн-порталов для распространения знаний об океане, содержащих разнообразную научно-популярную информацию и материалы для занятий как в классе, так и в полевых условиях. Это может помочь учителям в поиске способов интеграции ОГ в преподаваемые курсы, а также поддержать их профессиональное развитие.

185

Список литературы

1. Пересмотренная дорожная карта для Десятилетия Организации Объединенных Наций, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития / Intergovernmental oceanographic commission. - 2018. - 55 p. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark/48223/ pf0000265141_rus (дата обращения: 02.03.2022).

2. About the Ocean portal / Smithsonian // Ocean. - Б/г. - URL: https://ocean.si.edu/about-ocean-portal (дата обращения: 23.04.2022).

3. About the portal // Ocean literacy portal / UNESCO. - Б/г. - URL: https://oceanliteracy. unesco.org/about (дата обращения: 23.04.2022).

4. Brennan C., Ashley M., Molloy O. A system dynamics approach to increasing Ocean Literacy // Frontiers in marine science. - 2019. - 28.06. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/334106311 _A_Sy stem_Dynamics_Approach_to_Increasing_Ocean_Literacy (дата обращения: 02.03.2022).

5. Connecting to the oceans : supporting ocean literacy and public engagement / Kelly R., Evans K., Alexander K., Bettiol S. [et al.] // Reviews in fish biology and fisheries. - 2021. -10.02. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11160-020-09625-9 (дата обращения: 02.03.2022).

6. Fauville G. Questions as indicators of ocean literacy : Students' online asynchronous discussion with a marine scientist // Internat. j. of science education. - 2017. - Vol. 39, N 16. -P. 2151-2170. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09500693.2017.1365184 (дата обращения: 02.03.2022).

7. Global ocean science report 2020 - Charting capacity for ocean sustainability / Ed. by K. Isensee / IOC-UNESCO. - Paris : UNESCO Publishing, 2020. - 245 p.

8. Hunt L. Ocean literacy and youth - integrating a place based SDG 14 intervention into Irish secondary school curriculum // Internat. j. of technology and inclusive education. - 2021. -Vol. 10, N 1. - P. 1659-1666.

9. Ocean Literacy for all : a global strategy to raise the awareness for the conservation, restoration, and sustainable use of our ocean // UN. UNESCO. - 2015. - URL: https:// ocean-conference.un.org/commitments/?id=15187#:~:text=The%20focus%20of%20the%20Ocean, population%20regarding%20our%20global%20ocean (дата обращения: 23.04.2022).

10. Ocean literacy for all - a toolkit / F. Santoro, Santin S., Scowcroft G., Fauville G., Tud-denham P. // UNESCO. - Venice ; Paris, 2017. - 136 p.

11. Ocean literacy : The essential principles and fundamental concepts of ocean sciences for learners of all ages / National oceanic and atmospheric administration (NOAA). -Washington, 2021. - URL: https://static1.squarespace.com/static/5b4cecfde2ccd188cfed8026/t/ 60b90193ec346816a95717bb/1622737304272/OceanLiteracy_ENG_V3. 1_2021 .pdf (дата обращения: 02.03.2022).

12. Ocean Literacy to mainstream ecosystem services concept in formal and informal education : The example of coastal ecosystems of Southern Portugal / Barracosa H., de los Santos C.B., Martins M., Freitas C., Santos R. // Frontiers in marine science. - 2019. - Vol. 6. - P. 119-128.

13. Promoting ocean literacy in elementary school students through investigation activities and citizen science / Boaventura D., Neves A.T., Santos J., Pereira P.C., Luis C., Monteiro A., Cartaxana A., Hawkins S.J., Caldeira M.F., Ponces de Carvalho A. // Frontiers in marine

186

science. - 2021. - 28.09. - URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fmars.2021. 675278/full (дата обращения: 02.03.2022).

14. Review of marine formal education / Donert K., Fauville G., Gotensparre S., Makitalo A., Van Medegael L., Zwartjes L. / EU Sea change project. - 2015. - 28 p.

15. Schoedinger S., Uyen Tran L., Whitley L. From the principles to the scope and sequence : A brief history of the Ocean Literacy campaign / National marine educators association. -2010. - 7 p. - URL: https://coexploration.org/oceanliteracy/NMEA_Report_3/NMEA_2010-2-History.pdf (дата обращения: 02.03.2022).

16. Science content and standards for Ocean Literacy : A report on Ocean Literacy / Cava F., Schoedinger S., Strang C., Tuddenham P. - 2005. - 50 p. - URL: https://www.coexploration. org/oceanliteracy/documents/OLit2004-05_Final_Report.pdf (дата обращения: 19.03.2022).

17. The Ocean Literacy campaign : Ocean Literacy scope and sequence for grades K-12 / Ed. by L.M. Tooker, C. Strang, L. Uyen Tran ; National marine educators association. - 2010. -77 p. - URL: https://www.coexploration.org/oceanliteracy/NMEA_Report_3/NMEA_2010.pdf (дата обращения: 02.03.2022).

18. United Nations Decade of ocean science for sustainable development (2021-2030) // UNESCO. - URL: https://en.unesco.org/ocean-decade (дата обращения: 23.04.2022).

19. UN Decade of the ocean for sustainable development / Rader L., Achilles K., Christopher D., Payne D. // Current: The j. of marine education. - 2021. - Vol. 35, N 1. - P. 3-5. - URL: https://www.current-journal.com/articles/10.5334/cjme.65/ (дата обращения: 02.03.2022).

Статья получена: 02.03.2022 Одобрена к публикации: 18.04.2022

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.