Научная статья на тему 'Оказание выгодного политического влияния посредством киберпространства'

Оказание выгодного политического влияния посредством киберпространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
221
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / информационная безопасность / кибербезопасность России / киберугрозы / кибервойна / международные отношения / политика / спецслужбы / кибершпионаж / электронные средства массовой информации. / national security / information security / cyber security of Russia / cyber threats / cyberwarfare / international relations / politics / intelligence services / cyber espionage / electronic media.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сангалов Виктор Александрович

В статье рассматривается влияние международных отношений на кибербезопасность Российской Федерации, приобретающее в современных условиях все большую актуальность. Определяются пути реализации национальных интересов России на международной арене посредством высокотехнологичной сферы. Выявляются некоторые недостатки действующего законодательства в информационной сфере. Основное внимание автор акцентирует на практическом примере некоторых способов оказания выгодного политического влияния посредством киберпространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of beneficial political influence through cyberspace

The article deals the influence of international relations on the cyber security of the Russian Federation, which is becoming increasingly important in modern conditions. The ways of realization of Russia’s national interests in the international arena through the high-tech sphere are determined. Some shortcomings of the current legislation in the information sphere are revealed. The author focuses on the practical example of some ways to provide beneficial political influence through cyberspace.

Текст научной работы на тему «Оказание выгодного политического влияния посредством киберпространства»

УДК 327.84:34

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10343

Сангалов Виктор Александрович Victor A. Sangalov

аспирант Института международных отношений и мировой политики

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (603115, Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4)

graduate student of the Institute of international relations and world politics

Lobachevsky State university of Nizhny Novgorod (4 Ashkhabadskaya st., Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603115)

E-mail: vsangalov@gmail.com

Оказание выгодного политического влияния посредством киберпространства

Provision of beneficial political influence through cyberspace

В статье рассматривается влияние международных отношений на кибербезопасность Российской Федерации, приобретающее в современных условиях все большую актуальность. Определяются пути реализации национальных интересов России на международной арене посредством высокотехнологичной сферы. Выявляются некоторые недостатки действующего законодательства в информационной сфере. Основное внимание автор акцентирует на практическом примере некоторых способов оказания выгодного политического влияния посредством киберпространства.

Ключевые слова: национальная безопасность, информационная безопасность, кибер-безопасность России, киберугрозы, кибервойна, международные отношения, политика, спецслужбы, кибершпионаж, электронные средства массовой информации.

The article deals the influence of international relations on the cyber security of the Russian Federation, which is becoming increasingly important in modern conditions. The ways of realization of Russia's national interests in the international arena through the high-tech sphere are determined. Some shortcomings of the current legislation in the information sphere are revealed. The author focuses on the practical example of some ways to provide beneficial political influence through cyberspace.

Keywords: national security, information security, cyber security of Russia, cyber threats, cyberwarfare, international relations, politics, intelligence services, cyber espionage, electronic media.

Широкое использование мобильных платформ, социальных сетей, поисковых и аналитических систем как средств коммуникации, получения новостной информации обусловливает использование киберпространства в качестве платформы для эффективного продвижения

политических взглядов и тем самым формирования выгодного общественного мнения, как в рамках своей страны, так и за рубежом. Крупные мировые события освещаются в электронных средствах массовой информации практически в режиме реального времени, находя отклик

© Сангалов В.А., 2018

у широкой аудитории - от представителей экспертного сообщества до рядовых граждан [1]. Характерное время популярности новостного события составляет от 3 до 5 дней [2, с. 164].

В условиях существующей конкуренции на международной арене ведущие мировые державы стремятся не только извлечь собственную политическую выгоду из большинства резонансных явлений, но и оказать деструктивное либо управляющее воздействие на процессы, происходящие за рубежом. Указанный факт подтверждается ростом негативных публикаций о российском руководстве в преддверии выборной кампании 2018 года, не соответствующими действительности негативными отзывами в социальных сетях в период подготовки и проведения Олимпиады 2014 года в г. Сочи. Приезд в города проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года в России оппозиционно настроенных журналистов, не имеющих аккредитации на все время соревнований, а только на несколько первых дней, может свидетельствовать о политическом заказе на негативное освещение указанного события в СМИ и недопущение формирования позитивного и безопасного облика Российской Федерации в глазах мировой общественности.

Для нейтрализации вредного эффекта и отстаивания собственных целей необходима своевременная реакция на подобные действия в информационном пространстве. Наиболее эффективным средством представляется использование информационных технологий для привлечения внимания к политически выгодному для России освещению масштабных событий. Работу в указанном направлении можно разделить на два подхода:

1. Продвижение собственных взглядов.

2. Нейтрализацию негативного мнения.

С учетом относительной новизны рассматриваемой темы в настоящее время не имеется устоявшихся научных взглядов на оказание политического влияния посредством киберпро-странства. Имеющаяся информация, в основном, содержится в различного рода инструкциях и литературе по программированию и освещает методы продвижения контента в сети «Интернет» независимо от его содержания [3]. С целью исследования указанного вопроса проведен анализ принципов функционирования поисковых систем и социальных сетей, описанный в официальных источниках [4]. Для разработки и испытания конкретной методики применен эмпирический подход. Выявленные принципы име-

ют общий характер, справедливый как для отечественных, так и для иностранных ресурсов.

Ранжирование публикаций новостей на первых позициях, так называемый топ строится по четырем основным правилам:

1. Релевантность - соответствие заголовка статьи ее тексту, а также наличие «ключевых» слов в содержании, вводимых пользователями в поисковике для выдачи интересующей его информации.

2. Инфополе - «окружение статьи», например, используемые в ней ссылки на другие ресурсы и ресурсы, ссылающиеся на данный текст, реклама сайта, на котором размещена статья, либо самого текста и др.

3. Поведенческие факторы - время просмотра статьи пользователями, например, нахождение статьи в активном состоянии в окне браузера; алгоритм просмотра - медленная скорость прокрутки статьи или быстрое закрытие; источники, с которых перешел читатель. Поведенческие факторы отражают актуальность темы, качество статьи и интерес к ней со стороны пользователей.

4. Качество сайта, на котором размещена статья, - время его создания, количество страниц и посетителей, новизна и актуальность публикуемых на нем материалов, доверенный ли для поисковой машины.

Воздействуя на указанные правила работы поисковиков, можно в короткие сроки продвинуть выгодное мнение.

Методы воздействия на поисковые системы. В результате практического применения описанных в официальной документации методов продвижения информации можно сделать вывод о том, что наибольшее внимание следует уделить тексту статьи и в особенности ее заголовку. Именно слова из заголовка играют важную роль при первичном ранжировании и продвижении. В нем должны присутствовать слова, которые пользователь потенциально вводит при поиске интересующей информации в Интернете, либо сходные по смыслу. Так, практически одинаковое значение имеют заголовки «Друзья Президента» и «Детство Президента». Если продвигается информация о личности, должны присутствовать его ФИО, о событии -его название.

Текст самой статьи должен раскрывать смысл заголовка, однако общий смысл может отражать как негативное мнение автора по обозначенному вопросу, так и положительное к нему отношение.

Следующим по важности показателем является сайт, на котором размещена публикация. У поисковых систем больше «доверия» вызывают крупные авторитетные СМИ. Таким образом, в случае оказания влияния на общественное мнение в зарубежных странах целесообразно выбирать средства массовой информации, ведущие деятельность на территории интересующего государства [5].

Также имеют значение ссылки на указанную публикацию на форумах, ее обсуждение и репо-сты в социальных сетях.

С целью вывода публикации в топ поисковика рассмотрим приемы создания инфополя статьи. По причине высоких финансовых, трудовых и временных затрат, нецелесообразно размещать ссылки на форумах и социальных сетях вручную. Удобнее воспользоваться одним из инструментов автоматизации данного процесса, например, специальным программным обеспечением (ПО), таким как «XRumer». Указанное ПО позволяет в сжатые сроки размещать ссылки с уникальными комментариями на нескольких тысячах форумов и в наиболее популярных социальных сетях (Twitter, Facebook, Instagram, Вконтакте и др.).

Кроме того, для создания резонанса вокруг интересующего события и увеличения количества публикаций по теме ПО позволяет генерировать аналогичные по смыслу, но уникальные по словесному содержанию тексты и размещать их на других сайтах, зачастую обходя процесс модерации. Таким образом, имеется возможность привлечения общественного внимания к интересующему политическому событию и создания видимости выгодной реакции на него. На практике, при формировании позитивного имиджа одного из руководителей Администрации Президента России, XRumer сгенерировано более 1000 уникальных текстов статей из одного первоисточника. Описанные возможности предоставляются разработчиками ПО за 350$, либо можно приобрести разовое размещение статей по цене от 15$ до 150$.

Другим способом создания инфополя является заказ размещения ссылок на статью и комментариев на специальных биржах. В этом случае работа проделывается вручную, что дает возможность более достоверной трактовки поисковыми системами «окружения статьи».

Для формирования поведенческих факторов также удобно использовать специальные бот-сети, воспроизводящие заданный сценарий поведения на сайте: прочтение статьи, переходы

по ссылкам. За счет данного шага достигается увеличение интереса к публикации и актуализация новости перед поисковыми машинами.

Привлечению пользователей способствует и покупка адресной рекламы статьи в поисковиках для пользователей, просматривающих ответы на запросы по схожим тематикам. Например, при поиске новостей о спорте будут показываться в специально выделенной области ссылки на публикации о Чемпионате мира 2018 года в России как о важном политическом явлении.

С другой стороны, существует возможность покупки целевых посещений необходимого сайта (трафика) для увеличения роста его популярности. Для иностранных социальных сетей (Google, Instagram, Facebook и др.) цена за одно уникальное посещение и имитацию «нужного поведения» не превышает 1-2$.

При продвижении новостных поводов в Интернете необходимо учитывать фактор рецензирования (модерации) статей. Например, социальная сеть Facebook запрещает публикацию политических тематик. Изначально модерация проходит в автоматическом режиме, в этом случае она обходится редактированием текста статьи. Однако по жалобе или выборочно осуществляется проверка вручную. Таким образом, необходимо использовать человеческий фактор и устанавливать контакт с самим модератором. Так, контакт-центр Google находится на Украине. При условии непосредственного общения администратора сайта, разместившего статью, с сотрудником поисковика, осуществляющим проверку, можно добиться включения ее в выдачу.

Как отмечалось ранее, существует возможность как перемещения позитивной информации о политических событиях в топ выдачи поисковика, так и нейтрализации негативного освещения событий. Для понижения публикаций необходимо исказить инофополе статьи за счет создания программным обеспечением (например XRumer) ее копий, содержащих запрещенные ключевые слова (терроризм, наркотики и др.).

Также можно создать копию сайта - источника статьи на похожем домене. С учетом особенностей работы поисковой машины Google оба сайта будут интерпретированы как аффилянты и удалены из выдачи. Однако «подставной» сайт должен индексироваться в выдаче поисковика и указанный метод подходит только для относительно некрупных порталов.

С другой стороны, резонансные новости, как правило, публикуются не только крупными

электронными СМИ, но и более мелкими порталами. В случае создания копий таких сайтов и удаления их из выдачи, новость также понизится в топе.

Еще одним способом нейтрализовать негативное мнение является имитация «неправильных» поведенческих факторов. Так, привлечение некачественного трафика (основной его источник - Индия), воспроизводящего минимальное время просмотра, отсутствие комментариев и перехода по ссылкам, интерпретируется поисковой машиной как отсутствие интереса к новости и, следовательно, она понижается в выдаче.

Указанные приемы оказания влияния в политической сфере посредством киберпростран-ства уже находят широкое применение в повседневной жизни. В качестве примера можно привести создание положительного имиджа для

одного их руководителей Администрации Президента России, в отношении которого ранее в электронных СМИ была развернута дискре-дитационная кампания. Перед специалистами стояла задача вывести в топ выдачи поисковиков положительную информацию и понизить выдачу негативных статей.

На официальных правительственных ресурсах Российской Федерации, популярных тематических сайтах, а также на персональной странице политика (адреса приведены в таблицах 1-4) размещалась статья о положительных результатах его работы на занимаемой должности. Исследовались результаты выдачи указанной публикации в Google и Яндекс до и после начала продвижения в течение месяца с 1 по 31 октября 2016 года. Заголовок статьи учитывал запросы пользователей как по «Фамилии Имени и Отчеству», так и только по «Фамилии».

Таблица 1

Запрос: «Фамилия Имя Отчество». Яндекс

Статья Начальная позиция Позиция 31.10.2016 Страница в поиске Общая динамика Динамика за неделю

http:// Политик.ги/ 500+ 2 1 (ТОП 30) 498 t 0

http://zampolit.com/ 6 3 1 (ТОП 10) 3 t 2 t

http://www.kremlin.ru/ 28 7 1 (ТОП 10) 21 t 2 t

http://er.ru/ 34 23 3 (ТОП 30) 10 t 0

http://Политик.viperson.ru/ 172 38 4 (ТОП 40) 136 t 7 I

http://persones.ru/ 53 48 5 (ТОП 50) 5 t 23 t

http://politcom.ru/ 500+ 357 36 (ТОП 360) 143 t 22 t

Запрос: «Фамилия Имя Отчество». Google Таблица 2

http://www.kremlin.ru/ 100+ 2 1 (ТОП 10) 98 t 1 t

http://zampolit.com/ 42 3 1 (ТОП 10) 39 t 1 I

http://er.ru/ 8 4 1 (ТОП 10) 4 t 6 t

http://Политик.viperson.ru/ 1000+ 29 3 (ТОП 30) 971 t 1 I

http://Политик.ru/ 1000+ 57 7 (ТОП 60) 943 t 1 t

http://politcom.ru/ 1000+ 1000+ нет 0 0

http://persones.ru/ 1000+ 1000+ нет 0 0

После размещения публикации ПО XRumer созданы смысловые копии статьи с уникальными словами, отмечен рост интереса пользователей к данному политическому деятелю. Так, вначале количество запросов информации составляло около 5000 тысяч ежедневно. За ме-

сяц указанные показатели увеличились в 4 раза и составляли по «Фамилии» - 23 837 запросов в день, по «Фамилии Имени Отчеству» - 25 682.

Снижение позиций в выдаче поисковиком статьи на сайте http://Политик.viperson.ru/ объясняется появлением ее дубля на ресурсе http://

Политик.ги/реор1е/Фамилия-Имя-Отчество. Как отмечалось ранее, указанная ситуация воспринимается поисковой машиной как сайты-аффи-лянты, что приводит к потере их места в топе.

Потере позиции на ресурсе http://zampolit.com/ способствовало недостаточное количество ключевых слов в тексте. После корректировки публикации данный показатель также вырос.

Таблица 3

Запрос: «Фамилия». Яндекс

Статья Начальная Позиция Страница в Общая Динамика

позиция 31.10.2016 поиске динамика за неделю

httpV/Политик.т/ 500+ 2 2 (ТОП 20) 498 t 17 t

http://er.ru/ 34 3 2 (ТОП 20) 31 t 15 t

http://zampolit.com/ 6 5 1 (ТОП 10) 1 t 4 1

http://www.kremlin.ru/ 28 20 2 (ТОП 20) 8 t 8 1

http://Политик.viperson.ru/ 172 26 3 (ТОП 30) 146 t 2 t

http://politcom.ru/ 45 49 5 (ТОП 50) 4 1 8 t

http://persones.ru/ 53 53 6 (ТОП 60) 0 10 t

Таблица 4

Запрос: «Фамилия». Google

Статья Начальная Позиция Страница в Общая Динамика

позиция 31.10.2016 поиске динамика за неделю

http://er.ru/ 8 4 2 (ТОП 20) 4 t 10 t

http://zampolit.com/ 42 7 1 (ТОП 10) 35 t 2 1

http://www.kremlin.ru/ 100+ 10 1 (ТОП 10) 90 t 0

http://Политик.ru/ 1000+ 36 4 (ТОП 40) 964 t 964 t

http://politcom.ru/ 1000+ 1000+ нет 0 0

http://Политик.viperson.ru/ 1000+ 1000+ нет 0 0

http://persones.ru/ 1000+ 1000+ нет 0 0

Потеря позиций по запросу «Фамилия» также произошла по причине недостаточной проработанности текста статьи. Кроме того, на сайт http://zampolit.com/ вела ссылка, отправляющая в середину публикации, что приводило к немедленному закрытию пользователями страницы и воспринималось поисковой машиной как «неправильный» поведенческий фактор.

Также во время продвижения указанной темы часть выдачи была заблокирована системой модерации Google по причине наличия политических материалов. Проблема была решена обращением администратора ресурса к

специалисту поисковика и объяснением того, что рекламируется не конкретный политический деятель, а Интернет-портал в целом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оказание влияния в политической сфере посредством киберобласти в настоящее время является наиболее дешевым и эффективным средством продвижения интересов государств на международной арене по сравнению с другими инструментами. В этой связи можно сделать прогноз об увеличении противостояния в рассматриваемой сфере.

С учетом изложенного представляется целесообразным сосредоточить усилия правитель-

ства на развитии рассматриваемого направления за счет инициатив, в том числе в рамках международного права, по законодательному регулированию высокотехнологичной сферы. При этом во внутренней политике наиболее эффективным представляется уход от жесткой цензуры как фактора, провоцирующего социальное напряжение и критику действующей власти, к установлению общественного контроля за размещаемой на сетевых ресурсах информацией. Объективность публикуемых материалов может быть обеспечена за счет привлечения представителей экспертных сообществ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, для повышения безопасности в сфере информационных технологий можно рассмотреть вопрос о пересмотре подходов к электронной области, изложенных в Стратегии кибербезопасности Российской Федерации [6], как к совокупности сетевых коммуникаций и предоставляемых сервисов, на ее представление в виде отдельной среды по аналогии с сущей, водой и воздухом. Обоснованием данного предложения могут служить наличие разрозненных сетевых профилей (банковские аккаунты, страницы в социальных сетях, учетные записи в различных организациях и др.) конкретного человека, публикации личной информации в них, наличие поведенческих факторов, которые можно интерпретировать как «копию» личности и отражение ее деятельности в высокотехнологичном пространстве. При этом в контексте объявленного Президентом России курса на наращивание инноваций, развитие электронного общества, перевод страны на высокотехнологичный путь развития предусмотреть однозначную идентификацию конкретного пользователя со всеми его сетевыми профилями установлением контроля за достоверностью предоставляемых им данных и законностью поведения в киберобласти.

Примечания

1. Старкин С.В. Проблемы типологизации разведывательной информации в американском теоретическом дискурсе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 1. С. 329-335.

2. Сангалов В.А. Угрозы национальной безопасности России в информационной сфере // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 8 (58). 2015. Ч. 3.

3. URL: http://www.workformation.ru/seo-optimizaciya-i-prodvizhenie-sajta-samostoyatelno-poshagovaya-instrukciya.html (дата обращения: 22.09.2016).

4. URL: https://support.google.com/webmasters/ answer/7451184?hl=ru (дата обращения: 20.09.2016).

5. URL: http://www.politnauka.org/links/smiint.php (дата обращения: 05.12.2017).

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 2, ст. 2444.

Notes

1. Starkin S.V. problems of typology of intelligence information in the American theoretical discourse. Bulletin of Nizhny Novgorod university. N.I. Lobachevsky, 2011, no. 1, pp. 329-335. (In Russ.)

2. Sangalov V.A. Threats to national security of Russia in the information sphere. Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art history. Theory and practice, 2015, no. 8 (58), part 3. (In Russ.)

3. URL: http://www.workformation.ru/seo-optimizaci-ya-i-prodvizhenie-sajta-samostoyatelno-poshagovaya-instrukciya.html (accessed 22.09.2016). (In Russ.)

4. URL: https://support.google.com/webmasters/ answer/7451184?hl=ru (accessed 20.09.2016). (In Russ.)

5. URL: http://www.politnauka.org/links/smiint.php (accessed 05.12.2017). (In Russ.)

6. The national security strategy of the Russian Federation until 2020: decree of the President of the Russian Federation of 12 May 2009 no. 537. Collection of legislative acts of the RF, 2009, no. 2, art. 2444. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.