Научная статья на тему 'Оказание скорой медицинской помощи на территории Красноярского края при дорожно-транспортной травме'

Оказание скорой медицинской помощи на территории Красноярского края при дорожно-транспортной травме Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
374
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ДОГОСПИТАЛЬНЫЙ ЭТАП / СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / PEDESTRIAN ACCIDENT TRAUMATISM / PRE-HOSPITAL STAGE / EMERGENCY MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попов Андрей Алексеевич, Чикун Владимир Иванович, Попова Елена Анатольевна, Ростовцев Сергей Иванович, Вятскин Игорь Евгеньевич

В статье рассматривается закономерности дорожно-транспортного травматизма и оказания скорой медицинской помощи пострадавшим на территории Красноярского края. Безусловно, лица, получившие травмы в результате транспортных несчастных случаев, произошедших на территории крупного города, имеют больше шансов на своевременное прибытие бригады скорой помощи, чем пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия на трассах, удаленных от крупных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попов Андрей Алексеевич, Чикун Владимир Иванович, Попова Елена Анатольевна, Ростовцев Сергей Иванович, Вятскин Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCY MEDICAL SERVICE RENDERING ON THE TERRITORY OF KRASNOYARSK KRAI AT PEDESTRIAN ACCIDENT1SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment» (c. Krasnoyarsk)

The consistent patterns of pedestrian accident traumatism and emergency medical service rendering sufferers on the territory of Krasnoyarsk Krai are surveyed in article. Certainly, the persons, who were traumatized as a result of pedestrian accidents, occurred on the territory of the large city, have more chances of well-timed arrival of ambulance crew, than pedestrian accident sufferers on the routes remote from the large cities.

Текст научной работы на тему «Оказание скорой медицинской помощи на территории Красноярского края при дорожно-транспортной травме»

№ 2 - 2012 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 616-082:614.8:656.054(571.1/.5)

ОКАЗАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЕ

А.А. Попов, В.И. Чикун, Е.А. Попова, С.И. Ростовцев, И.Е. Вятскин, А.А. Любченко, М.А. Попова, С.А. Скрипкин, А.А. Хританкова

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф.

В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России (г. Красноярск)

МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» (г. Красноярск)

В статье рассматривается закономерности дорожно-транспортного травматизма и оказания скорой медицинской помощи пострадавшим на территории Красноярского края. Безусловно, лица, получившие травмы в результате транспортных несчастных случаев, произошедших на территории крупного города, имеют больше шансов на своевременное прибытие бригады скорой помощи, чем пострадавшие в результате дорожно-транспортного происшествия на трассах, удаленных от крупных городов.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, догоспитальный этап, скорая медицинская помощь.

Попов Андрей Алексеевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», контактный телефон: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Попова Елена Анатольевна — доктор медицинских наук, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», контактный телефон: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Вятскин Игорь Евгеньевич — кандидат медицинских наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», контактный телефон: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Любченко Андрей Андреевич — кандидат медицинских наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им.

проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», контактный телефон: 8 (391) 298-24-62,

[email protected]

Попова Мария Андреевна — ассистент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», контактный телефон: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Хританкова Анна Андреевна — ассистент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф и скорой помощи с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России, контактный телефон: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Чикун Владимир Иванович — доктор медицинских наук, заведующий кафедрой судебной медицины ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», контактный телефон: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Ростовцев Сергей Иванович — доктор медицинских наук, доцент доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого», контактный телефон: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Скрипкин Сергей Анатольевич — кандидат медицинских наук, главный врач МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи», контактный телефон: 8 (391) 298-2462

Актуальность. В России в год от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает почти 30 тыс. человек, около 250 тыс. человек получают ранения. Ежегодный ущерб от ДТП в последние 3 года составляет 2,4-2,6 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны, темп прироста экономического ущерба 5-7 % в год [1-3]. За период с 2004 по 2010 год на территории Красноярского края произошло 34 131 ДТП, при этом пострадало — 42 184 человека, число погибших на дорогах Красноярского края, хотя и снизилось на 13,1 %, по сравнению с 2009 годом, однако остается самым высоким в Сибирском федеральном округе, особенно среди молодых людей и женщин. Формирование алгоритмов и стандартов оказания помощи пострадавшим в ДТП невозможно без изучения характеристик пострадавших.

Цель исследования: провести анализ дорожно-транспортного травматизма и оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе для повышения эффективности последней.

Задачи исследования

1. Изучить состояние травматизма при ДТП на территории Красноярского края.

2. Провести оценку системы оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при ДТП на территории Красноярского края.

Материалы и методы. Настоящее исследование проводилось в Красноярском крае с 2004 по 2010 год по классической схеме. На первом этапе были определены цели и задачи, составлены план и программа исследования. Второй этап был посвящен сбору статистических материалов, их сводке и группировке, вычислению первичных итогов. На третьем этапе осуществлялась углубленная математико-статистическая обработка данных. В заключительной части был проведен анализ полученных результатов, сформулированы выводы и предложения.

Цель исследования. Изучение литературных данных отечественных и зарубежных авторов позволило определить актуальность и новизну, основную гипотезу, цель и задачи исследования. Гипотеза исследования заключается в том, что в настоящее время модель скорой медицинской помощи в Красноярском крае имеет резервы для улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при ДТП на трассах федерального и регионального подчинения путем внесения в нее научно обоснованных структурно-организационных изменений. В соответствии с основной гипотезой определена цель исследования, направленная на разработку и научное обоснование комплекса мероприятий по совершенствованию организации оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при ДТП на территории Красноярского края.

Все полученные данные обрабатывали с использованием статистических методов. Вычислялась средняя арифметическая (М) и средняя квадратичная ошибка ^). Для проверки достоверности различий по средним величинам определяли ^критерий, степень достоверности находили по таблице Стьюдента. Различия оценивали как достоверные, начиная со значения p < 0,05, определялся доверительный интервал [4].

Результаты и их обсуждение. На территории Красноярского края проходят две федеральные трассы М-53 и М-54, также расположены оживленные региональные трассы: Красноярск — Енисейск — Северо-Енисейск (К-01), Ачинск — Шарыпово — Ужур (К-22), Дудинка — Норильск и т.д.

Особенностями находящихся на территории региона автомобильных дорог являются:

1. ландшафтная разнообразность — равнины и высокогорье, степи, тайга и тундра и как результат — сложность дорожных профилей;

2. изобилие опасных поворотов, подъемов и спусков, ограничивающих видимость;

3. большое количество естественных водоемов, участков заболоченной местности, множество рек (Енисей, Чулым, Кан и т.д.);

4. среднегодовые и среднесуточные перепады температур.

В Красноярском крае произошло резкое увеличение количества личных автомобилей, так по сравнению с 2000 годом — в 2 раза, а с 1970 годом — почти в 50 раз. Регион занимает второе место по данному показателю в Сибирском федеральном округе после республики Хакасия.

Несмотря на то, что за прошедший год количество ДТП на дорогах края сократилось почти на 3 %, наш регион значительно опережает по этому показателю другие субъекты Сибирского федерального округа. За прошедший год на территории края произошло свыше 5 тыс. ДТП, что более чем на тысячу превосходит показатели идущей на втором месте Иркутской области. Однако при этом число погибших на дорогах Красноярского края (687) превышает количество жертв ДТП Иркутской области всего на 33 человека. Наиболее безопасным регионом Сибири по итогам года является Томская область.

По данным Красноярского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы по г.Красноярску и Красноярскому краю (раздельно), летальность при ДТП в Красноярском крае за период с 2004 по 2008 год снизилась с 54,7 до 40,3 (в расчете на 100 000 населения), однако она остается в 2-2,5 раза выше, чем показатели по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу (рис. 1).

Рис. 1. Распределение смертности населения от ДТП в 2004-2008 годах (в расчете

на 100 000 населения)

Наиболее высокая смертность от ДТП была зафиксирована в Емельяновском, Козульском, Ермаковском, Уярском, Северо-Енисейском районах и т.д. (рис. 2). Надо отметить, что все эти территории концентрируются вокруг федеральных (М-53, М-54) и региональных (Красноярск — Енисейск — Северо-Енисейск (К-01), Ачинск — Шарыпово — Ужур (К-22)) трасс.

При этом на самих трассах смертность за период с 2004 по 2008 год распределилась следующим образом (рис. 1, 2).

Рис. 2. Распределение смертности населения от ДТП в зависимости от дорог в 2004-2008

годах (в расчете на 100 000 населения)

Самая большая летальность отмечалась на федеральных (М-53, М-54) и на краевых трассах (К-01, К-22), превышающая показатели по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу в 2-2,5 раза.

Автодорога М-54 «Енисей» — 21-42 км (район завода тяжелого машиностроения) 17 ДТП, 34 пострадавших (3 погибших).

В Ангарском и Приангарском районах и на Крайнем Севере — показатели летальности соответствовали федеральным или были даже ниже.

Одной из основных причин летальности при ДТП является алкогольное опьянение. Необходимо отметить, около половины погибших на дорогах находились в состоянии алкогольного опьянении (48,1 %), что сопоставимо с показателями г. С.-Петербурга и Ленинградской области (43,4 %). При этом данное явление практически равномерно встречалось на всех трассах Красноярского края. В то же время в сельской местности процент погибших в алкогольном опьянении был больше, чем в городах.

В г. Красноярске смертность при ДТП колебалась в 2003-2008 годах от 22,5 до 14,6, что соответствовало Федеральному уровню (рис. 1, 2). Отличие, очевидно, обусловлено разной тяжестью повреждений на трассах и в городской черте (в том числе и алкоголизации), выполнением норматива по времени доезда к пострадавшим бригадами скорой медицинской помощи (СМП) в городе (11,14 ± 1,85 мин) и несоответствием его при оказании помощи на трассах (16,08 ± 0,68 мин), наличием реанимационных бригад в г. Красноярске и отсутствием их в большинстве территорий на трассах в Красноярском крае, различным уровнем медицинской помощи в центральных районных больницах (ЦРБ) и в стационарах г. Красноярска.

Многие авторы полагают, что судьбу пострадавшего во многом определяет своевременность и качество оказания медицинской помощи. Безусловно, лица, получившие травмы в результате транспортных несчастных случаев, произошедших

на территории населенного пункта, имеют больше шансов на своевременное прибытие бригады скорой помощи, чем пострадавшие в результате ДТП на трассах, удаленных от населенных пунктов. Однако проведенный нами анализ показал, что ранговая корреляция между смертностью населения от ДТП и расстоянием до районной больницы не достигала уровня статистической значимости по всем территориям Красноярского края (г = 0,156; p > 0 ,2). Детальный анализ 10-ти районов с самой высокой смертностью от ДТП показал, что только в Ермаковском и Северо-Енисейском районах наблюдалась прямая корреляция, но на указанных территориях плечо доезда составляло более 100 км. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что на территориях, где СМП оказывается самостоятельными станциями, смертность из года в год меньше (г = —0,685; p < 0,05), чем там, где находятся отделения СМП при ЦРБ (г = 0,505; p < 0,002). При этом данная картина сохраняется как на федеральных, так и на краевых трассах.

Выводы

1. Для Красноярского края характерны общие для страны закономерности дорожнотранспортного травматизма, т. е. резкое увеличение количества автомобилей, неудовлетворительное состояние дорог, низкая культура вождения являются основными причинами ДТП.

2. Судьбу пострадавшего во многом определяет своевременность и качество оказания медицинской помощи. Безусловно, лица, получившие травмы в результате транспортных несчастных случаев, произошедших на территории крупного города, имеют больше шансов на своевременное прибытие бригады СМП, чем пострадавшие в ДТП на трассах, удаленных от крупных городов.

Список литературы

1. Аналитический отчет «Проблемы реанимационных действий на месте ДТП». — М.

: Центр стратегических разработок, 2004. — 28 с.

2. Багненко С. Ф. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях / С. Ф. Багненко, В. В. Стожаров, А. Г. Мирошниченко, А. А. Попов [и др.]. — СПб., 2007. — 400 с.

3. Гланц С. Медико-биологическая статистика : пер. с англ. / С. Гланц. — М. : Практика, 1998. — 459 с.

EMERGENCY MEDICAL SERVICE RENDERING ON THE TERRITORY OF KRASNOYARSK KRAI AT PEDESTRIAN ACCIDENT

A.A. Popov, V.I. Chikun, E.A. Popova, S.I. Rostovtsev, I.E. Vyatskin, A.A. Lyubchenko,

M.A. Popova, S.A. Skripkin, A.A. Khritankova

SBEIHPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment» (c. Krasnoyarsk)

MHE «City emergency ward» (c. Krasnoyarsk)

The consistent patterns of pedestrian accident traumatism and emergency medical service rendering sufferers on the territory of Krasnoyarsk Krai are surveyed in article. Certainly, the

persons, who were traumatized as a result of pedestrian accidents, occurred on the territory of the large city, have more chances of well-timed arrival of ambulance crew, than pedestrian accident sufferers on the routes remote from the large cities.

Keywords: pedestrian accident traumatism, pre-hospital stage, emergency medical service.

About authors:

Popov Andrey Alekseevich — doctor of medical sciences, professor, head of chair of mobilization preparation of health care, disaster medicine and ambulance with course of PE at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Popova Elena Anatolievna — doctor of medical sciences, professor of chair of mobilization preparation of health care, disaster medicine and ambulance with course of PE at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Vyatskin Igor Evgenievich — candidate of medical sciences, associate professor of chair of mobilization preparation of health care, disaster medicine and ambulance with course of PE at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Lyubchenko Andrey Andreevich — candidate of medical sciences, associate professor of chair of mobilization preparation of health care, disaster medicine and ambulance with course of PE at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Popova Maria Andreevna — assistant of chair of mobilization preparation of health care, disaster medicine and ambulance with course of PE at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Khritankova Anna Andreevna — assistant to chair of chair of mobilization preparation of health care, disaster medicine and ambulance with course of PE at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Chikun Vladimir Ivanovich — doctor of medical sciences, head of medical jurisprudence chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Rostovtsev Sergey Ivanovich — doctor of medical sciences, assistant professor of an anesthesiologia and critical care medicine chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voyno-Yasenetsky Minhealthsocdevelopment», contact phone: 8 (391) 298-24-62, e-mail: [email protected]

Skripkin Sergey Anantolievich — candidate of medical sciences, head physician at MHE «City emergency ward», contact phone: 8 (391) 298-24-62

List of the Literature:

1. The analytical report «Problems of reanimation actions at pedestrian accident place». -M: Center of strategic development, 2004. - 28 P.

2. Bagnenko S. F. Emergency medical service for victim at pedestrian accidents / S. F. Bagnenko, V. V. Stozharov, A. G. Miroshnichenko, A. A. Popov [etc.]. - SPb., 2007. -400 P.

3. Glants S. Medicobiological statistics: trans. from English / S. Glants. - M: Practice, 1998. - 459 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.