УДК 614.0.06
ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ В ЗОНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
© 2012 г. Г.Ш. Голубев, И.А. Михайлов, Р.Н. Селин, Р.А. Хади
Голубев Георгий Шотавич - доктор медицинский наук, профессор, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии, ЛФК и спортивной медицины, Ростовский государственный медицинский университет, пер. Нахичеванский, 29, г. Ростов н/Д, 344022, e-mail: [email protected].
Golubev Georgy Shotavich - Doctor of Medical Science, Professor, Head of the Department of Traumatology and Orthopedics, Exercise Therapy and Sports Medicine, Rostov State Medical University, Nakhichevanskiy Lane, 29, Rostov-on-Don, 344022, e-mail: [email protected].
Михайлов Игорь Александрович - кандидат педагогических наук, генерал-майор внутренней службы, начальник Главного управления МЧС РФ по Республике Калмыкия, ул. Ленина, 349, г. Элиста, Республика Калмыкия, 358003, e-mail: [email protected].
Mikhaylov Igor Alexandrovich - Candidate of Pedagogical Science, Major General of Internal Service, Director of the Main Department of Ministry of Emergency Situations in the Republic Kalmykia, Lenin St., 349, Elista, Republic Kalmykia, 358003, e-mail: [email protected].
Селин Роман Николаевич - кандидат технических наук, заведующий лабораторией информационной безопасности, Научно-исследовательский институт «Спецвузав-томатика», пер. Газетный, 51, Ростов н/Д, 344002, e-mail: [email protected].
Хади Роман Ахмедович - кандидат технических наук, профессор, Академия военных наук; директор Научно-исследовательского института «Спецвузавтоматика»; член Совета по информационной безопасности и информатизации при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации, член Антитеррористической комиссии Ростовской области, пер. Газетный, 51, Ростов н/Д, 344002, e-mail: [email protected].
Selin Roman Nikolaevich - Candidate of Technical Science, Head of the Information Security Laboratory, Research Institute «Spetsvuzavtomatika», Gazetny Lane, 51, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected].
Khady Roman Akhmedovich - Candidate of Technical Science, Professor, Academy of Military Sciences; Director of the Research Institute «Spetsvuzavtomatika»; Member of the Board for Information Security and Information at the Plenipotentiary of the RF President, Member of the Rostov Region Anti-Terrorist Commission, Gazetny Lane, 51, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected].
Выполняется анализ особенностей медицинского обеспечения в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих районах, рассматриваются вопросы эффективности существующих мер, средств и действий подразделений медицинской помощи. Анализ выполняется с целью последующей разработки системы управления медицинскими ресурсами, сортировки и рационального лечения в зависимости от тяжести состояния травмированного, документирования процессов поиска и лечения, ведения электронной карточки и истории болезни пострадавшего на различных этапах медицинской помощи.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, спасательная операция, медицинская помощь, сортировка пострадавших, компьютерная поддержка принятия решений.
Current review analyzes different aspects of emergency medical care in disasters area with special accent to issues of effectiveness and performance of medical care. The analysis is performed for further development of a computer-aided system for medical resources management, victims triage and clinical decision-making. The system will also be able generate patient's electronic records and case data at different evacuation stages to ensure continuity of medical care.
Keywords: еmergency, rescue operation, medical care, field triage, computer-assisted decision-making tools.
Техногенные аварии и природные катастрофы первого десятилетия XXI в. продемонстрировали рост экономических потерь и людских ресурсов при возрастающей мощности действующих катастрофических факторов, ранее редко наблюдавшихся в новейшей истории. Примерами таких чрезвычайных ситуаций (ЧС) могут быть [1] террористическая атака 11.09.2001 на Мировой торговый центр (Нью-Йорк, США) и Пентагон (Вашингтон, округ Колумбия), повлёкшая гибель около 3000 чел. различных национальностей; неожиданное цунами 26 декабря 2006 г., результатом которого стала гибель 283 106 чел.; ураган Катрина, приведший к
наводнению в ряде городов штата Луизиана и зарегистрированной гибели 1280 жителей; землетрясение на Гаити 12.01.2010, последствия которого испытали 3 500 000 жителей, погибли 220 000 чел., травмы и различной тяжести получили более 300 000 чел.
Статистические данные Российской Федерации [2] свидетельствуют о существенных экономических (более 266 млн дол. ежегодно) и людских (более 61 120 погибших, более 4 270 000 пострадавших за 1980-2010 гг.) потерях, связанных с природными катастрофами.
Оказание медицинской помощи при массовом поступлении пострадавших при ЧС представляет собой
особо сложную задачу как в полевых, так и в стационарных условиях, так как из-за количества и тяжести пострадавших потребности в медицинских ресурсах могут быстро превысить возможности системы здравоохранения региона.
В условиях ограниченных материальных ресурсов и недостаточного количества квалифицированного медицинского персонала возрастает важность применения только методов лечения с доказанной эффективностью, разработки алгоритмов их использования, обучения персонала и рационального управления его работой [3].
Целью настоящего обзора является анализ особенностей медицинского обеспечения в зоне ЧС и прилегающих районах для последующей разработки системы управления медицинскими ресурсами, сортировки и рационального лечения в зависимости от тяжести состояния травмированного, документирования процессов поиска и лечения, ведения электронной карточки и истории болезни пострадавшего на различных этапах медицинской помощи.
Концепция спасения и защиты населения в условиях ЧС
Оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС организуется по этапному принципу, предусматривающему проведение в очаге поражения поисково-спасательных работ, оказание пострадавшим первой медицинской помощи (нередко немедицинским персоналом) с последующей эвакуацией за пределы очага на временные пункты сбора (ВПС) и далее в медицинские учреждения разного уровня. На всех этапах проводится эвакуационная сортировка и пересортировка с изменением - по показаниям - очерёдности эвакуации и объёма медицинской помощи.
Управляющие решения должны учитывать характер основных поражающих факторов, масштаб ЧС, географические особенности места, концентрацию пострадавших в различных участках, наличие и квалификацию персонала формирований медицинской службы и местных лечебных учреждений (ЛУ), особенности дорожной сети, наличие транспорта, его ёмкость и т.п.
Координация работы федеральных и региональных ресурсов в кризисных ситуациях обеспечивается автоматизированной информационно-управляющей системой (АИУС) Всероссийского центра медицины катастроф «Защита», связанной с единым диспетчерским центром МЧС России. В настоящее время АИУС развёрнута на федеральном, межрегиональном и, в некоторых случаях, на региональном уровнях РСЧС [4].
Движение информации от места происшествия к АИУС должно обеспечиваться средствами связи между полевыми врачебно-сестринскими бригадами, пунктами сортировки, бригадами доврачебной и специализированной помощи, транспортными диспетчерскими службами, ЛУ, привлечёнными к оказанию помощи пострадавшим в ЧС. Анализ условий работы медицинского персонала при ликвидации последствий землетрясения «Сычуань 5.12» продемонстрировал роль современных коммуникаций - мобильных телефонов и мобильного Интернета - в обмене первичной информацией и консультативной помощи
специалистам. В то же время участники спасательной операции отметили резкое усложнение работы в зонах, лишенных мобильной связи, и недостаточную обеспеченность медицинских формирований спутниковыми телефонами и модемами [5].
К сожалению, в АИУС ВЦМК «Защита» отсутствуют именно уровень сбора достоверной первичной информации, средства поддержки принятия решений медицинским персоналом, возможности документирования действий персонала, идентификации пострадавших, обеспечения преемственности оказания помощи на разных этапах лечебно-эвакуационной помощи.
Подготовленность медицинского персонала к работе в условиях ЧС
Даже опытные специалисты, работающие в стационарах, могут допускать ошибки при оказании помощи пострадавшим в ЧС. Это связано либо с преобладанием патологий, с которыми в обычной практике врачи редко встречаются, либо с недоучётом особенностей множественных и сочетанных травм, доминирующих при катастрофах. По данным отчёта об оказании медицинской помощи во время Gulf War (1991), только 2 из 16 призванных гражданских хирургов имели навыки оказания помощи при множественных травмах. Более того, специализированные хирургические команды, призванные действовать в полевых условиях, не содержали в своём составе подготовленных хирургов [6].
Вопросы подготовки специалистов, способных действовать в условиях ЧС, остаются нерешёнными с точки зрения как объёма академических знаний, так и акцентов в обучении [7]. Опыт работы специализированных хирургических команд при современных ЧС показывает, что врачи должны обладать устойчивыми навыками сортировки пострадавших и оказания «минимально достаточной» неотложной помощи как в полевых условиях, так и на пунктах концентрации и во время эвакуации пострадавших [8]. Положительным эффектом поддержания устойчивых навыков оказания помощи при ЧС и военных действиях у гражданских специалистов обладает обучение с использованием компьютерных симуляционных программ и специально оборудованных тренировочных площадок [9].
Мощным фактором, снижающим эффективность работы спасательного и медицинского персонала, является усталость. Увеличенная длительность рабочего времени (более 50 ч в неделю), работа в ночное время и во второй половине дня коррелируют с частотой серьёзных ошибок медицинского персонала любого уровня [10].
Увеличение потока пациентов, нуждающихся в неотложной помощи, также имеет прямую связь с количеством диагностических и тактических ошибок. Средний персонал, который в условиях ЧС чаще оказывается первым контактом для пострадавшего, даже в стационарных условиях совершает наибольшее количество (56 %) ошибок. Сравнение соответствия между результатами сортировки пациентов в критическом состоянии, проведённой парамедиками и резидентами отделений неотложной помощи, продемонстрировало, что результаты совпали только в 47 % при использовании трёхступенчатого сортировочного
правила и в 45 % - при использовании пятиступенчатого правила [11]. Это означает, что полевая сортировка пострадавших санитарами или средним медицинским персоналом приводит к ошибкам в оказании помощи и определении очерёдности эвакуации более чем в 60 % случаев.
Анализ [12] частоты причин ошибок, по данным системы MEDMARX (2000-2004 гг., США), продемонстрировал, что главными из них являются нарушение протокола действий (17 %) и плохая связь между лечебными подразделениями (11 %). Способствующими факторами были отвлечения от лечебного процесса (7,5 %), чрезвычайные ситуации (4,1 %) и увеличение рабочей нагрузки (3,4 %). Наименьшее количество (2,5 %) допускалось при работе с компьютеризированными формами. Результаты этого исследования позволяют утверждать, что в условиях ЧС необходимо обеспечить медицинский персонал средствами поддержки принятия решения и контроля следования лечебным протоколам.
Состояние стационарной сети медицинских учреждений в регионе ЧС
Госпитальная сеть, расположенная в зоне или в непосредственной близости к ЧС, может испытывать значительные трудности в осуществлении своей работы. Как правило, ЛУ имеют системы резервного электроснабжения, водоснабжения, подачи медицинских газов, некоторые запасы расходуемых материалов и лекарственных препаратов на случай массового поступления пострадавших.
Особенностью современных ЧС является высокая частота террористических актов. Как правило, террористическим актам не предшествует период оповещения и отсутствует время для перевода ЛУ в особый режим работы. При террористических актах могут быть использованы химические, биологические и радиационные поражающие факторы. В таких обстоятельствах возникают дополнительные требования по защите медицинского персонала, деконтаминации и дегазации пострадавших, выделения мест для изоляции ряда пострадавших. Кроме того, необходимы средства экстренного оповещения и инструктирования персонала о выявленных угрозах. Многочисленные исследования свидетельствуют о низких уровнях готовности клиник к работе в условиях террористических актов с использованием компонентов оружия массового поражения.
Существенной проблемой может 50 стать разрушение и самих медицинских учреждений, на которые возлагаются ад задачи приёма и оказания помощи пострадавшим. Анализ работы 155 госпи- зо талей в районе землетрясения Тойоки .
(Япония, 2011 г.) показал, что в 90 кли- 20 никах произошло выключение электроснабжения, системы резервного энерго- и снабжения сработали только в 81. В 44 клиниках имело место падение ин- 0 струментария и оборудования, в 5 боль- <\ (у ницах произошло разрушение стен операционных блоков. Нормальная
работа операционных блоков всех больниц была нарушена на несколько дней в связи с повреждением оборудования, прекращения водо- и электроснабжения. Кроме того, в момент землетрясения операционные бригады были вынуждены либо экстренно заканчивать проводившиеся плановые оперативные вмешательства, либо отказаться от их выполнения.
Роль временного фактора при оказании помощи пострадавшим
При определении сил и средств, необходимых для оказания медицинской помощи, обычно считают, что первая медицинская помощь значительной части поражённых должна быть оказана в первые минуты после травмы, а подавляющему их большинству - в течение 30 мин после поражения, доврачебная - в течение 1-2 ч, первая врачебная - 4-5 ч, квалифицированная - 8-12 ч.
Оказание помощи пострадавшим в минимальные промежутки времени даже в условиях обычных ДТП, уличных и бытовых травм представляет собой сложную проблему. По данным ряда исследований, в течение одного часа с момента наступления травмы в стационар поступают только 22 % поражённых, через 23 ч - 23, через 4-6 ч - 18, через 6-12 ч - 15, через 1224 ч - 15 %, остальные 7 % пострадавших поступают в срок от 2 до 3 сут [13]. Большинство пострадавших в ДТП в московской области доставляются в стационары в течение первого часа (43-63 % пострадавших); в интервале от 1 до 2 ч в стационары поступают ещё 23-37 % поражённых [14].
Концепция «золотого часа», в течение которого лечение травмированного обеспечивает наибольший процент выживания, в настоящее время подвергается сомнению. Критики концепции утверждают, что выживаемость пациента определяется тяжестью и характером травмы, объёмом и видом специализированной помощи, а также продолжительностью временных интервалов до первого контакта пострадавшего с медицинским персоналом и условиями транспортировки [15]. Причинами летальности в ранние сроки с момента травмы являются массивные кровотечения, травма ЦНС, множественные дисфункции внутренних органов (рис. Ошибка! Источник ссылки не
1 Exonguination 2 CMSIrcu^a 3 MOF
l-4hr 5-12 hr 13-24 hr 1-2 dy 3-7 dy 2ndwk 3rdwk 24thwk Рис. 1. Стратификация причин гибели пострадавших с момента травмы
найден..
[16].
Ошибка! Источник ссылки не найден.)
Л'
30
20-
22Х
Immediate 1 hr
Приведённые данные свидетельствуют о необходимости интенсификации оказания помощи пострадавшим в первые 12 ч с момента травмы и интенсификации помощи в первые часы. Авторы исследования [17] указывают, что ими отмечен рост количества летальных исходов в первые минуты поступления в приёмные отделения. Объяснениями этого факта могут быть либо гибель пострадавших во время эвакуации, либо недостаточный уровень квалификации специалистов, оказывающих первую медицинскую помощь.
Алгоритмы сортировки и оказания неотложной помощи пострадавшим в зоне ЧС и приёмных отделениях медицинских клиник
Стратегия действий при массовых происшествиях может формулироваться как оказание максимально возможной помощи максимально возможному количеству пострадавших с целью максимизации количества выживших. Гражданская стратегия предусматривает приоритетное оказание помощи более тяжело пострадавшим. При этом предполагается, что медицинские ресурсы должны быть доступны немедленно по требованию, а недостаток ресурсов восполняется в течение обозримого промежутка времени за счёт местных или федеральных ресурсов.
В границах такой стратегии на первое место выдвигаются вопросы сортировки и очерёдности оказания помощи пострадавшим. Решающие правила, используемые в полевых условиях, должны быть направлены не только на оценку тяжести состояния индивидуума, но и позволять принимать сортировочные решения. Справедливость этого утверждения подтверждается результатами анализа медицинского обеспечения вооружённых конфликтов на Северном Кавказе, продемонстрировавшими преимущества быстрой подготовки пострадавших к транспортировке и перемещения их на этап оказания специализированной помощи [18].
Для совершенствования технологии сортировки поражённых разработаны ускоренные методики диагностики и прогнозирования с использованием таблиц показателей и оценочных баллов, величин травматологических индексов, параметрических шкал балльной оценки, а также номограмм, микрокалькуляторов для проведения расчётов индексов. Однако опыт учений и практика работы при массовом поступлении пострадавших свидетельствуют, что медицинский персонал не использует в процессе сортировки ни номограммы, ни математические формулы, ни индексы, так как названные средства не сокращают временные затраты на документирование результатов работы.
Принципы сортировки описываются в руководствах и наставлениях для медицинского персонала, но в алгоритмизированном виде они лучше всего представле-
ны в схеме принятия сортировочных решении, разработанной [19] впервые American College of Surgeons Committee on Trauma (ACS-COT) и неоднократно пере-29ft
14%
4ft
3
1ft
1ft
lrl-4 hr 5-12 hr 13-24 dyl-2 dy3-7
wk2
4*3
«М
Рис. 2. Распределение летальности по времени, прошедшему с момента травмы
сматривавшейся в течение 1986-1999 гг. В 2005 г. схема была пересмотрена, а в 2009 г. переработана в руководство по полевой сортировке травмированных пациентов [20]. В 2011 г. осуществлена адаптация сортировочного алгоритма к изменившимся условиям оказания неотложной помощи, и принято решение о систематическом пересмотре алгоритма с пятилетним интервалом [21].
Сортировка на любом этапе медицинской эвакуации представляет собой рекурсивный процесс, так как только периодическая оценка состояния пострадавших в строгом соответствии с алгоритмом позволяет своевременно выделять пациентов, состояние которых изменилось и требует немедленного реагирования.
Действующие схемы принятия сортировочных решений. Правило DISASTER
При массовом поражении в зоне ЧС членам поисково-спасательных отрядов и медицинскому персоналу рекомендуется следовать мнемоническому правилу DISASTER (бедствие, несчастье, катастрофа): D - detection (распознавание угрозы). Ключевым значением понятия является распознавание ситуаций, потенциально угрожающих возникновением чрезвычайных ситуаций; I - incident command (оповещение); S - safety (безопасность для персонала); A - assess hazards (оценка угроз); S - support (поддержка жизненных функций); T - triage and treatment (сортировка и лечение); E - evacuation (эвакуация); R - rehabilitation (реабилитация).
Распознавание угрозы ЧС, оповещение о ней населения, медицинских служб обеспечивается соответствующими подразделениями МЧС. Прибывающий в зону ЧС медицинский персонал должен входить в неё только после разрешения находящегося на месте офицера МЧС, отвечающего за безопасность персонала.
При угрозе химического, биологического или радиационного поражения необходимо обеспечение персонала соответствующими средствами защиты, а
75
поражённые, доставляемые на пункты сбора и сортировки, подвергаются специальной обработке с целью деконтаминации. Организация обработки пострадавших, размещение их в зависимости от степени загрязнения в «горячей», «тёплой» или «холодной» зонах является задачей служб МЧС или армейских подразделений химической и радиационной защиты.
Массовая сортировка START
В зависимости от места проведения сортировки и её целей различаются алгоритмы первичной сортировки в полевых условиях и алгоритмы вторичной сортировки на пунктах сбора и эвакуации, а также в условиях приёмных отделений стационаров. Алгоритмы первичной сортировки: Simple Treatment and Rapid Transport (START) (рис. Ошибка! Источник ссылки не найден.), the Triage Sieve, Care Flight Triage, the Sacco Triage Method (STM) - предназначены для разделения пострадавших на категории с определением очерёдности транспортировки и по выбору целевых ЛУ.
Рис. 3. Алгоритм массовой сортировки и присваивания сортировочной метки START
Принцип алгоритма заключается в разделении пострадавших на категории по способности двигаться, выполнять команды, а также по ряду показателей жизненных функций. Алгоритм многократно использовался при катастрофах в 1989 г. (землетрясение в Northridge, USA), террористическом акте в Оклахоме (США), при атаках на Торговый центр (Нью-Йорк, США) [22].
Рекомендации Национального экспортного комитета (США) по полевой сортировке пострадавших 2011 г.
Описываемое руководство [23] не предназначено для массовой сортировки, но должно использоваться для оценки состояния конкретного пострадавшего. Принятие решения о месте и объёме помощи, а также очерёдности эвакуации для конкретного пострадавшего осуществляется в четыре шага.
Шаг 1. Физиологические критерии. Специалист, обнаруживший пострадавшего, должен установить, имеются ли у последнего расстройства жизненных функций, непосредственно угрожающие жизни, после или для устранения которых пострадавший должен быть транспортирован в травматологический центр наивысшего 1-го уровня.
Шаг 2. Анатомические критерии. Если состояние пострадавшего стабильное, а имеющиеся повреждения не угрожают жизни, необходимо детализировать анатомический характер повреждений, которые
могут представлять угрозу для жизни при неадекватном уровне помощи. К таким травмам отнесены проксимальные ампутации конечностей, параличи и плегии вследствие осложнённой спи-нальной травмы, проникающие ранения головы, шеи, туловища. Пострадавшие должны быть транспортированы в травматологические центры 1-го уровня.
Шаг 3. Критерии, определяющиеся механизмом травмы. Если на шагах 1 или 2 пострадавший не был классифицирован как субъект, нуждающийся в транспортировке в центр первого уровня, специалист должен оценить механизм получения травмы и выделить условия, создающие риск тяжёлых повреждений: падение с высоты или высокоскоростная дорожно-транспортная травма. Рекомендуется ознакомиться также с телеметрическими материалами повреждённого транспортного средства, если таковые имеются.
Шаг 4. Особые пациенты или условия. Если пациент не соответствует критериям первых трёх классификационных шагов, специалистом должны быть выполнены действия по выявлению специальных условий, которые могут создавать риски тяжёлых последствий травмы, например, беременность, пожилой или детский возраст, сопутствующие заболевания или постоянный приём ряда препаратов. Далеко не все
заболевания требуют транспортировки пострадавшего в травматологический центр 1 -го уровня. Правильное определение рисков для пострадавшего и, соответственно, обоснованный выбор центра более низкого уровня позволяют рационально использовать дорогостоящие ресурсы центров высокого уровня.
Системы документирования действий
персонала и состояния пострадавшего
Документирование и статистическая отчётность при ЧС в РФ регламентируются Приказом Мин-здравсоцразвития РФ от 3 февраля 2005 г. № 112 «О статистических формах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (в ред. приказа Мин-здравсоцразвития РФ от 17.09.2007 № 601). Функции приёма и обработки, обеспечения организационно-методической помощи органам управления здравоохранением субъектов РФ по ведению статистических форм, утвержденных настоящим приказом, возложены на Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».
Описание состояния пострадавшего и информация, обеспечивающая преемственность его лечения на этапах эвакуации, должны содержаться в форме № 167/у-05 «Сопроводительный лист (для поражённого в чрезвычайной ситуации)» (приложение № 3) к вышеуказанному приказу. По данным формы № 167/у формируется ряд отчётных форм, необходимых для планирования оказания помощи и восполнения запасов учреждений здравоохранения. Очевидно, что первичная информация должна быть предельно точной и достоверной, однако, как указывалось выше, медицинский персонал не пользуется во время работы бумажными формами, откладывает заполнение документации на «потом», вследствие чего могут теряться не только важные клинические данные, но и сами пострадавшие.
Сложность ситуации может увеличиваться также за счёт отсутствия точных сведений о количестве, месте концентрации пострадавших, что создаёт условия для неправильных логистических решений. Классическим примером такой ошибки является гибель курсантов Управления тюрем и офицеров полиции во время пожара на горе Кармель (Израиль, 2010 г.) [24].
Выходом может быть создание программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих отслеживание мест расположения пострадавших, интерактивную помощь медицинскому персоналу в сортировке и принятии лечебных решений как в полевых, так и в стационарных условиях, а также генерацию необходимых документов по результатам работы с каждым пострадавшим. Российских решений, удовлетворяющих указанным условиям, не найдено.
ТасМ^С8 - тактическая медицинская координационная система
В настоящее время военно-морские силы США разрабатывают и тестируют систему TacMedCS [25], комбинирующую технологии RFID и системы спутниковых коммуникаций.
Система TacMedCS предназначена для определения местоположения раненого, хранения необходимой информации и передачи её на этапы эвакуации и в центральный командный пункт медицинского батальона. Система состоит из браслета, носимого военнослужащим (RFID-enabled wristband, Precision Dynamics Corp. (PDC)), со встроенным Tag-It RFID (Texas Instruments), который удовлетворяет стандартам беспроводного интерфейса (ISO 15693, 18000-3) и содержит 2 килобита пользовательской памяти. Медицинский персонал имеет компьютерный модуль на базе Hewlett Packard iPAQ с присоединяемыми RFID-считывателем и иридиевым спутниковым модемом (рис. 4). Программное обеспечение разрабатывается компанией ScenPro (Richardson, Texas).
Испытания системы начаты во время операции
«Свобода Ираку» и продолжаются на базе Третьего флотского госпиталя.
Беспроводная информационная система для медицинского ответа на катастрофу WIISARD
Акцент на документировании состояния пострадавших, отслеживании их перемещений и обеспечении связи между силами, действующими в зоне ЧС, сделан в системе Wireless Internet Information System for Medical Response to Disasters WIISARD [26], разрабатываемой в Калифорнийском университете совместно с Калифорнийским институтом телекоммуникационных технологий (Сан-Диего, США).
Система испытывалась в режиме случай-контроль на 100 добровольцах в условиях моделирования ЧС с поражением биологическими и химическими компонентами. Отслеживались действия персонала, снабжённого прототипами системы и персонала, использовавшего традиционные бумажные средства марки-
Рис. 4. Концептуальная схема системы TacMedCS
рования и протоколирования действий.
Результаты моделирования показали, что WIISARD достоверно улучшает качество документирования, отслеживание перемещений пострадавших. Это особенно важно при поражении отравляющими веществами и биологическими компонентами, поскольку пострадавший, не прошедший этапы декон-таминации и дегазации, способен разрушить работу медицинского формирования.
Выводы
На основании проведенного анализа литературы можно заключить, что в настоящее время отсутствуют доступные программно-аппаратные решения, осуществляющие информационно-аналитическую поддержку первичного звена (поисково-спасательные подразделения, подвижные медицинские формирования, приемные отделения стационаров), действующего в условиях ЧС. При этом имеется необходимость в аппаратно-программных средствах, обеспечивающих координацию действий медицинского персонала на месте ЧС, визуализацию тактической обстановки в центре управления спасательной операцией, поддержку принятия решений об оказании пострадавшим неотложной медицинской помощи и присвоении транспортировочной категории.
Основными элементами данного решения должны стать передвижной информационно -вычисли-тельный узел на базе автомобильной техники, находящийся на сортировочном пункте, развертываемом в зоне ЧС; носимые комплекты на базе персональных планшетных устройств и/или систем персональной коммуникации, обеспечивающие связь с пунктом управления, регистрацию обнаруженных пострадавших и поддержку принятия решений; средства биометрической идентификации и маркирования пострадавших в зоне ЧС.
Литература
1. Pinkowski J. Disaster management handbook (public administration and public policy). Boca Ration, 2008. 595 p.
2. Russian Federation - Disaster Statistics. URL: http://www.preventionweb.net/english/countries/statistics/?cid= 142 (дата обращения: 09.08.2012).
3. De Lorenzo R.A., Pfaff J.A. Clinical quality management in the combat zone: The good, the bad, and the unintended consequences // Mil. Med. 2011. № 4. Р. 375 - 380.
4. Резник И. Создание автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС). URL: http://www.cnews.ru/reviews/ free/gov2006/case/mchs/ (дата обращения: 10.08.2012).
5. Zhou H., Shi L., Mao Y., Tang J., Zeng Y. Diffusion of new technology, health services and information after a crisis: а focus group study of the Sichuan «5.12» earthquake // Int. J. Health Plann Manage. 2012. № 2.
6. Schulman C. Training forward surgical teams: Do military-civilian collaborations work? // US Army Medical Department J. 2010. № 10. P. 24 - 26.
7. Katzer R. Emergency medical services education in emergency medicine residency programs: A national survey // Acad. Emerg. Med. 2012. № 2. P. 174 - 179.
8. Briggs S. The role of civilian surgical teams in responce to international disasters // Bulletin of the American college of surgeons. 2010. № 1. P. 13 - 18.
9. Saravia G., Judice R. Training at the national level. The national EMS academy offers a variety of simulation scenarios // JEMS. 2010. № 9. P. 18 - 19.
10. Westbrook J.I. How much time do nurses have for patients? A longitudinal study quantifying hospital nurses' patterns of task time distribution and interactions with health professionals // BMC Health Serv. Res. 2011. № 11. P. 319.
11. Kahveci F.O. Efficacy of triage by paramedics: A realtime comparison study // J. Emerg. Nurs. 2012. № 4. P. 344 - 349.
12. Pham J.C. National study on the frequency, types, causes, and consequences of voluntarily reported emergency department medication errors // J. Emerg. Med. 2011. № 5. P. 485 - 492.
13. Пушков А.А. Сочетанная травма. Ростов н/Д, 1998. 320 с.
14. Чмелев B.C., Гуров А.Н. Экономические последствия тяжелого сочетанного черепно-мозгового травматизма и организация экстренной нейрохирургической помощи пострадавшим в Московской области // Проблемы управления здравоохранением. 2007. № 3. С. 51 - 57.
15. Bayram J.D., Zuabi S. Disaster metrics: A proposed quantitative model for benchmarking prehospital medical response in trauma-related multiple casualty events // Prehosp. Disaster Med. 2012. № 2. P. 123 - 129.
16. Soreid K. Trimodal temporal death distribution after trauma - fact or fiction? // Scandinavian Update. 2007. P. 1 - 15.
17. GunstM. Changing epidemiology of trauma deaths leads to a bimodal distribution // Proc. (Bayl. Univ. Med. Cent). 2010. № 4. P. 349 - 354.
18. Амиров А.М., Эртуханов М.-Ш.С., Мурин М.Б. Опыт организации оказания медицинской помощи в вооруженном конфликте в Республике Дагестан // Медицина катастроф.
2010. № 4. С. 15 - 17.
19. Mackersie R.C. History of trauma field triage development and the American college of surgeons criteria // Prehospi-tal Emergency Care. 2006. № 3. P. 287 - 294.
20. Sasser S.M., Hunt R.C., Sullivent E.E., Wald MM., Mitchko J., Jurkovich G. J., Henry M.C., Salomone J.P., Wang S.C., Galli R.L., Cooper A., Brown L.H., Sattin R.W. Guidelines for field triage of injured patients. Recommendations of the National Expert Panel on Field Triage // MMWR Recommendations and reports. 2009. Vol. 58(7). P. 172.
21. Guidelines updated for field triage of injured patients. URL: http://www.cdc.gov/fieldtriagy (дата обращения: 08.08.2012).
22. Asaeda G. The day that the START triage system came to a STOP: Observations from the World Trade Center disaster // Acad. Emerg. Med. 2002. № 9(3). P. 255 - 256.
23. Guidelines for field triage of injured patients // Morbidity and Mortality Weekly Report. 2012. № 1. P. 1 - 17.
24. Пожар на Кармеле: Госконтролер указал на двоих виновных. URL: http://www.7kanal.com/news.php3?id=286909 (дата обращения: 26.08.2012).
25. O'Connor M. US Military resumes tacmedcs testing. URL: http://www.rfidjournal.com/article/view/3032 (дата обращения: 26.08.2012).
26. DeMers G. Secure scalable disaster electronic medical record and tracking system // Technologies for Homeland Security (HST) 2011 IEEE International Conference. Waltham,
2011. P. 402 - 406.
Поступила в редакцию_11 сентября 2012 г.