Научная статья на тему 'Охрана здоровья населения: исследование иерархического взаимодействия заинтересованных секторов'

Охрана здоровья населения: исследование иерархического взаимодействия заинтересованных секторов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / СЕКТОРЫ / SECTORS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коршевер Натан Григорьевич, Сидельников Сергей Алексеевич

Цель работы: исследование иерархического взаимодействия секторов, заинтересованных в охране здоровья населения. Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирования организаторов здравоохранения. Результаты. Осуществлена сравнительная оценка связей между секторами, заинтересованными в охране здоровья населения. Заключение. Полученные результаты дополняют представление о функционировании системы межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения и могут быть полезны при обосновании направлений её оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коршевер Натан Григорьевич, Сидельников Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC HEALTHCARE: STUDY OF THE HIERARCHICAL INTERACTION OF THE CONCERNED SECTORS

Objective: To study the hierarchical interaction of sectors interested in the healthcare of population. Materials and methods. Anonymous survey among healthcare organizers. Results. The comparative assessment of the linkages between the sectors interested in the healthcare of population was held. Conclusion. These results complement the understanding of the functioning of system of inter-sectoral cooperation in public health and can be useful in proving the directions of its optimization.

Текст научной работы на тему «Охрана здоровья населения: исследование иерархического взаимодействия заинтересованных секторов»

УДК 614:2:330.111.66 (045)

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СЕКТОРОВ

© 2016 Н.Г. Коршевер \ С.А. Сидельников 1

:ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского»

Минздрава России

Цель работы: исследование иерархического взаимодействия секторов, заинтересованных в охране здоровья населения. Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирования организаторов здравоохранения. Результаты. Осуществлена сравнительная оценка связей между секторами, заинтересованными в охране здоровья населения. Заключение. Полученные результаты дополняют представление о функционировании системы межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения и могут быть полезны при обосновании направлений её оптимизации.

Ключевые слова: здоровье, население, секторы, взаимодействие.

Введение. В последние годы Всемирной организацией здравоохранения существенное значение в деле охраны здоровья населения придаётся так называемому «межсекторальному взаимодействию» [5, 6]. Действительно, охрана здоровья выходит далеко за пределы полномочий органов и учреждений здравоохранения, то есть имеет отношение к деятельности других секторов государства, общества. Вместе с тем ряд вопросов организации и осуществления такого межсекторального взаимодействия исследован недостаточно.

Цель работы заключается в исследовании иерархического взаимодействия секторов, заинтересованных в охране здоровья населения.

Материалы и методы. Осуществлён анализ результатов анонимного опроса по специально разработанной анкете 201 врача, проходившего усовершенствование на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Респонденты имели опыт организационной работы не менее десяти лет и совокупный коэффициент компетентности (средняя величина самооценки уровня теоретических знаний, практических навыков и способности к прогнозированию в области своей профессиональной деятельности) > 4,0 балла по привычной 5-балльной шкале [2].

Значимость заинтересованных в охране здоровья населения секторов, сила связи между ними оценивались по 10-балльной шкале, а удельный вес деятельности - в процентах.

Статистическая обработка полученного материала осуществлялась с помощью ЭВМ. Установлено нормальное распределение данных. Результаты оценивали как статистически значимые при р < 0,05.

Результаты. Организаторы здравоохранения установили 23 сектора, участвующие в работе по охране здоровья населения. Среди них были выделены основные 13:

• администрация территории (аппарат главы администрации) - Х1;

• депутаты думы территории - Х2;

• средства массовой информации и печати - Х3;

• здравоохранение - Х4;

• сфера образования - Х5;

• сфера молодежной политики, физической подготовки, спорта и туризма - Х6;

• общественные организации - Х7;

• органы внутренних дел и прокуратура - Х8;

• военный комиссариат - Х9;

• сфера социального развития - Хю;

• сфера охраны окружающей среды и природопользования - Хц;

• сфера финансов - Х12;

• сфера обеспечения безопасности жизнедеятельности населения - Х13.

Кроме перечисленных основных 13, определены следующие 10 заинтересованных в охране здоровья секторов: строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; сельское хозяйство; ветеринария; промышленность и энергетика; сфера культуры; транспорт; сфера торговли; дорожное хозяйство; охотничье хозяйство и рыболовство; лесное хозяйство.

Первое ранговое место по значимости в отношении охраны здоровья населения занимает сектор «здравоохранение» и статистически достоверно превышает значимость других оцениваемых секторов (9,58 ± 0,10 балла). На втором месте - «администрация территории (аппарат главы администрации)» (7,37 ± 0,18 балла), на третьем-четвёртом «средства массовой информации и печати», а также «сфера образования» (6,28 ± 0,16 и 6,10 ± 0,16 балла соответственно).

Удельный вес деятельности каждого из секторов в межсекторальном взаимодействии по вопросам охраны здоровья населения в основном соответствует оцениваемой значимости (18,42 ± 7,48; 10,12 ± 4,53; 7,19 ± 3,32 и 6,36 ± 2,96 % соответственно).

Все опрошенные считали, что доминирующую роль при решении вопросов охраны здоровья населения в связи со специальной профессиональной подготовленностью должен играть сектор «здравоохранение» - осуществлять направляющую и координирующую функции.

В последующем была установлена значимость связи межу секторами. Так, для основных 13 из них определено 78 вариантов такой связи, которые для большей наглядности отражены на рисунке в виде графа (рис. 1).

х1-х13 - основные секторы:

.......значимость связи от 3,0 до 5,5 балла (связь есть),

----------значимость связи от 5,5 до 8,0 балла (сильная связь)

Рис. 1. Характеристика силы связи между основными заинтересованными секторами

При этом по значимости межсекторального взаимодействия наиболее высокие ранговые места (первые пять) занимают связи администрации территории (аппарата главы администрации) со здравоохранением, депутатами думы и сферой финансов; здравоохранения со средствами массовой информации и печати и депутатами думы. Наименее значимы (пять по-

следних ранговых мест) связи военного комиссариата со сферами охраны окружающей среды и природопользования, финансов, социального развития, средствами массовой информации и печати и общественными организациями.

Учёт суммарной связи, проведённый путём построения матрицы смежности, показал, что наиболее значимыми оказались следующие заинтересованные в охране здоровья секторы: на первом-втором ранговом месте «администрация территории (аппарат главы администрации)» -69,24 ± 0,63 балла и «здравоохранение» - 68,47 ± 0,62; на третьем - «депутаты думы территории» - 61,72 ± 0,56; на четвёртом - «средства массовой информации и печати» -59,76±0,54; на пятом - «сфера образования» - 57,32 ± 0,52. На последнем месте (из числа основных секторов) - «военный комиссариат» - 43,46 ± 0,39 балла.

Обсуждение. Не вызывает сомнений, что охрана здоровья населения - сложная и многоплановая проблема. Поэтому её изучение и оптимизацию целесообразно осуществлять с позиций теории систем [3]. Одним из основных в методологии системного подхода является положение об иерархии систем. Каждая подсистема рассматривается как составная часть системы. При этом, с одной стороны, она подчинена ей в своих проявлениях, а, с другой -сама определяет свойства вышестоящей системы на основе собственных характеристик. Именно полезный результат функционирования подсистемы, какой бы малой она не была, представляет тот реальный вклад, который она может внести при образовании системы [1].

В контексте рассматриваемой проблемы охраны здоровья населения межсекторальное взаимодействие - система, которая в соответствии с принципом иерархии включает подсистемы, в частности заинтересованные секторы. Опыт оценки подсистем, которые объединены «под флагом» охраны здоровья, есть [4], однако он имеет отношение только к военнослужащим.

Полученные результаты дали возможность не только проанализировать значимость каждого заинтересованного в охране здоровья сектора, связей между основными тринадцатью, но и провести их сравнительную оценку. Это может получить практическую реализацию при организации процесса охраны здоровья населения и управления им.

Заключение. Полученные результаты дополняют представление о функционировании системы межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения и могут быть полезны при обосновании направлений её оптимизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.

8 Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Статистика, 1976. - 116 с.

9 Коршевер Н.Г. Сидельников, С.А. Обоснование системного подхода к исследованию и оптимизации межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья // Доклады академии военных наук. Поволжское отделение. - 2013. - № 2 (57). - С. 19-22.

10 Работа по охране здоровья: системный подход и оптимизация / Н.Г. Коршевер, В.В. Сафронов, С.В. Полко-вов, С.Н. Черевко // Здравоохранение Российской Федерации. - 1999. - № 3. - С. 38-42.

11 The Bangkok Charter for health promotion in the globalized world. - 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.who.int/healthpromotion/conferences/6gchp/BCHP_Russian%20version.pdf (дата обращения: 24.06.2016 г.).

12 The Ottawa Charter for health promotion. - 1986. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/146808/0ttawa_Charter_R.pdf (дата обращения: 24.06.2016 г.).

Рукопись получена: 23 июля 2016 г. Принята к публикации: 2 августа 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.