Научная статья на тему 'Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан'

Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3979
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ / CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS / HEALTH PROTECTION / MEDICAL AID / STATE GUARANTEE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уваров Александр Анатольевич

В статье проводится системный анализ нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Обращается внимание на различные аспекты доступности и качества медицинской помощи. В статье исследуется взаимосвязь права на охрану здоровья и медицинскую помощь с другими конституционными правами граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уваров Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH PROTECTION AND MEDICAL AID AS THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS

The article deals with the system analysis of the new Federal Law «On the Principles of Health Protection of Citizens in the Russian Federation». Special stress is laid on different aspects of medical aid availability and quality. The interconnection between right to health protection and medical aid with other constitutional rights of citizens has been studied.

Текст научной работы на тему «Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан»

Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан

А.А. Уваров, д.ю.н., профессор, Оренбургский ГАУ

Принятый и вступивший в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон) [1] является воплощением реформаторских идей в сфере здравоохранения и вызывает необходимость нового толкования ст. 41 Конституции РФ с учётом её наполнения современным «живым» содержанием. Как известно, здоровье — это одна из важнейших ценностей жизни человека, а значит, и конституционных ценностей, поскольку, согласно ст. 2 Конституции РФ, как сам человек, так и его права и свободы являются высшей ценностью. Закон эту ценность определил как «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций организма и систем организма» (ст. 2). Как представляется, само отсутствие заболевания и расстройства организма ещё не может служить полным доказательством наличия здоровья, важно, чтобы сам человек ощущал своё физическое, психическое и социальное благополучие.

В ст. 41 Конституции РФ праву граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь корреспондируются соответствующие обязанности государства, при этом об обязанности самих граждан беречь своё здоровье ничего не говорится. Статья 27 Закона об обязанности граждан заботиться о сохранении своего здоровья на

первый взгляд имеет чисто рекомендательный характер, поскольку не подкреплена в текущем законодательстве юридическими санкциями за нарушение этой обязанности. Действительно, если человек не представляет своею болезнью угрозу для окружающих, то, казалось бы, лечиться или не лечиться — это его личное дело. Но следует помнить, что каждый человек составляет часть государственного социума, от которого зависит благополучие и всего государства. Государство не может равнодушно относиться к людям, подверженным каким-либо заболеваниям, как с точки зрения гуманности, так и с точки зрения сохранения своего социально-экономического потенциала, и побуждает граждан заботиться о своём здоровье через целый комплекс стимулирующих к этому мер (запретов и ограничений на продажу алкогольной продукции, запретов курения на рабочих местах, систему оплаты больничных листов и т.п.).

Сопоставляя понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь», следует отметить, что они соотносятся как общее и специальное, т.е. медицинская помощь является квинтэссенцией права на охрану здоровья. Охрана здоровья, помимо медицинской помощи, включает целый ряд профилактических и организационных мероприятий, связанных с реализацией других основных прав и свобод человека. В частности, согласно ч. 2 ст. 18 Закона право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды (согласно ст. 42 Конституции РФ — это

право на возмещение ущерба, причинённого здоровью экологическим правонарушением), созданием безопасных и благоприятных условий труда (право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, — ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), быта, отдыха (право на отдых — ч. 5 ст. 37 Конституции РФ), воспитания и обучения граждан (право на образование — ст. 43 Конституции РФ). Связь права на охрану здоровья прослеживается также с конституционными правами на личную и семейную тайну (ст. 23) (в ст. 13 Закона — это соблюдение врачебной тайны), на свободу вероисповедания (ст. 28) (в п/п 11 п. 5 ст. 19 Закона — допуск к пациенту священнослужителя), правом на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48) и компенсацию причинённого ущерба (ст. 52) (в п/п 9 и 10 п. 5 ст. 19 Закона — возмещение вреда, причинённого здоровью при оказании пациенту медицинской помощи, и допуск к нему адвоката для защиты своих прав.).

Медицинская помощь должна быть доступной и качественной, её критерии представлены в ст. 10 Закона. Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В свою очередь под медицинской услугой подразумевается медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. Помимо вышеназванных стадий оказания медицинской помощи Закон содержит классификацию этой помощи по видам (первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в т.ч. высокотехнологичная медицинская помощь; скорая медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь), по условиям предоставления (вне медицинской организации, в дневном стационаре, стационарно), по формам (экстренная, неотложная, плановая) (ст. 32). Медицинскую помощь можно также классифицировать в зависимости от организаций, её предоставляющих (государственные, муниципальные, частные), и в зависимости от формы финансового обеспечения для граждан (платная и бесплатная).

Медицинская помощь связана с различного рода медицинскими обследованиями и манипуляциями, которые характеризуются термином «медицинское вмешательство». Законом предусмотрено правило, согласно которому медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя не допускается. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила назван в п. 9 ст. 20 Закона (если состояние больного не позволяет ему выразить волю; в отношении больных, страдающих за-

болеваниями, представляющими опасность для окружающих; в отношении лиц, страдающих тяжёлыми психическими расстройствами; в отношении лиц, совершивших преступления; при проведении судебно-медицинской экспертизы). Таким образом, даже обязательные прививки детям не могут осуществляться без согласия их родителей, хотя родители вынуждены на них соглашаться, поскольку отсутствие прививок является препятствием для поступления детей в ясли, детский сад и т.п.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается установленными Законом гарантиями. Важнейшим достижением ещё советской эпохи являлось бесплатное оказание медицинской помощи для граждан. В ст. 41 Конституции РФ (1993 г.) также говорится о том, что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Обязанность оказания бесплатной и безотлагательной медицинской помощи лежит на всех, независимо от формы собственности, медицинских организациях и медицинских работниках, если эта помощь оказывается гражданину в экстренной форме (имеют место внезапное острое заболевание, состояние обострения хронического заболевания, представляющие угрозу жизни пациенту, — ч. 2 ст. 11 Закона). Кроме того, все виды медицинской помощи предоставляются бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством РФ (ст. 80), в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ (ст. 81). Что касается платных медицинских услуг, то помимо частных медицинских организаций они предоставляются и в государственных (муниципальных) медицинских организациях на следующих основаниях: 1) на основании договоров, в т.ч. договоров добровольного медицинского страхования; 2) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 3) при оказании медицинских услуг анонимно; 4) при оказании медицинских услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства; 5) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (ст. 84 Закона). Как видно, данные положения Закона нуждаются в конкретизации, поэтому в нём предусмотрена отсылочная норма, согласно которой порядок и условия предоставления медицинскими органи-

зациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ (п. 7 ст. 84 Закона).

Доступность и одновременно качество медицинской помощи обеспечиваются новацией Закона о праве выбора пациентом врача и медицинской организации. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год. В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год врача-терапевта, врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путём подачи заявления на имя руководителя медицинской организации (ст. 21 Закона). В настоящее время приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2012 г. № 406н (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.05.2012 г., регистрационный № 24278) утверждён Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [2].

Качество медицинской помощи обеспечивается и такими положениями Закона, как требования к лицу, осуществляющему медицинскую деятельность иметь соответствующее образование и проходить профессиональную переподготовку (ст. 69); осуществление государственного, ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ст. 87); ответственность за вред, причинённый жизни и (или) здоровью граждан при оказании медицинской помощи (ст. 98).

Отдельные положения Закона направлены на предотвращение коррупционных элементов в медицинской деятельности, которые также могут негативно сказаться на качестве и доступности медицинских услуг. В частности, это ситуация, когда возникает личная заинтересованность медицинского или фармацевтического работника в получении материальной выгоды или иного преимущества вопреки интересам пациента. Урегулирование такого конфликта интересов, о котором должен довести до сведения руководителя медицинской или аптечной организации соответствующий медицинский или фармацевтический работник, возложено на образуемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти комиссию по урегулированию конфликта интересов (ст. 75).

Использование информационных ресурсов, связанных с охраной здоровья и оказанием медицинской помощи, можно условно подразделить на: 1) информацию о состоянии своего здоровья; 2) информацию о факторах, влияющих на здоровье; 3) информацию о факторах и обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью людей; 4) врачебную тайну. Законом не предусмотрено каких-либо ограничений предоставления пациенту информации о своём собственном здоровье, если на то есть его воля, даже при неблагоприятных прогнозах на состояние здоровья пациента и неизбежности скорого летального исхода (ст. 22). К информационным факторам, влияющим на здоровье, относится информация о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продуктов, товаров для личных и бытовых нужд и т.п. (ст. 23). В Конституции РФ особо выделяется информация о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью людей, сокрытие должностными лицами которой влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). Что касается врачебной тайны, то её содержание составляют не только сведения о состоянии здоровья и диагнозе, сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении, но и сведения о фактах обращения граждан за оказанием медицинской помощи (ст. 13 Закона).

В качестве одного из основных принципов охраны здоровья в Законе назван принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья. Комплекс мер в этой сфере охраны здоровья наиболее широк: от медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляемых профессиональными медицинскими организациями, до народной медицины, от создания условий экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения до развития физической культуры и спорта. В этой связи принятие и осуществление соответствующих программ охраны здоровья граждан — первоочередная задача федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Литература

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № Э2Э-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

2. Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Приказ Мин-здравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 406н // Российская газета. 2012.30 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.