Научная статья на тему 'ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мучин Павел Васильевич, Мучин Максим Павлович

Представлены основные направления обеспечения комплексной безопасности образовательной организации. Рассмотрены нормативные правовые акты, определяющие требования по обеспечению комплексной безопасности вуза. Показано значение охраны труда в системе комплексной безопасности вуза. Подготовлены рекомендации по разработке необходимых документов на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мучин Павел Васильевич, Мучин Максим Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR PROTECTION IN THE INTEGRATED SECURITY SYSTEM OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

The main directions of ensuring the integrated security of an educational organization are presented. The regulatory legal acts defining the requirements for ensuring the integrated security of the university are considered. The importance of labor protection in the integrated safety system of the university is shown. Recommendations have been prepared for the development of the necessary documents at the federal level.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 378 : 331 : 323

DOI: 10.33764/2618-981 X-2021-3-1-310-315

ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Павел Васильевич Мучин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры техносферной безопасности, тел. (383)344-42-00, e-mail: p.v.muchin@ssga.ru

Максим Павлович Мучин

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630100, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, студент, тел. (951)382-45-19, e-mail: maxim4521@yandex.ru

Представлены основные направления обеспечения комплексной безопасности образовательной организации. Рассмотрены нормативные правовые акты, определяющие требования по обеспечению комплексной безопасности вуза. Показано значение охраны труда в системе комплексной безопасности вуза. Подготовлены рекомендации по разработке необходимых документов на федеральном уровне.

Ключевые слова: безопасность, образовательная организация, нормативные правовые акты, комплексная безопасность, охрана труда

LABOR PROTECTION IN THE INTEGRATED SECURITY SYSTEM OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Pavel V. Muchin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Associate Professor, Department of Technosphere Safety, phone: (383)344-42-00, e-mail: p.v.muchin@ssga.ru

Maxim P. Muchin

Siberian State University of Telecommunications and Informatics, 86, Kirova St., Novosibirsk, 630100, Russia, Student, phone: (95)382-45-19, e-mail: maxim.sibguti@yandex.ru

The main directions of ensuring the integrated security of an educational organization are presented. The regulatory legal acts defining the requirements for ensuring the integrated security of the university are considered. The importance of labor protection in the integrated safety system of the university is shown. Recommendations have been prepared for the development of the necessary documents at the federal level.

Keywords: safety, educational organization, regulatory legal acts, integrated safety, labor protection

Введение

Для проработки вопроса по определению места охраны туда в системе комплексной безопасности образовательной организации необходимо ввести ряд понятий. На наш взгляд ключевым понятием является термин «безопасность». С учётом определений, предложенных межгосударственным стандартом ГОСТ

12.0.002-2014 «ССБТ. Термины и определения» и отдельными федеральными законами, применяемыми в области техносферной безопасности, понятие «безопасность», применительно к образовательной организации, можно представить в следующем виде: «Это состояние защищённости образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз, при котором обеспечивается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда, как субъектам учебного процесса, так и объектам, используемым в образовательной деятельности».

Понятие «комплексная безопасность образовательной организации», на наш взгляд, целесообразно приводить с учётом требований федерального закона «О безопасности», который определяет направления и принципы обеспечения безопасности, среди которых отметим:

- соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности и др. [1].

Методы и материалы

Очевидным, что комплексная безопасность образовательной организации обеспечивается разнообразными защитными мерами и мероприятиями, планирование и реализация которых осуществляется с учётом специфики образовательной деятельности.

Нормативные правовые акты, которые можно использовать при создании системы комплексной безопасности, зачастую определяют только общие направления и, соответственно, образовательные организации по-разному решают задачу создания системы комплексной безопасности [2, 3, 4, 5, 6, 7].

Среди ряда направлений системы комплексной безопасности можно выделить следующие:

- создание системы управления охраной труда;

- создание системы управления профессиональными рисками;

- соблюдение требований техники безопасности в образовательном процессе;

- организация мероприятий по гражданской обороне;

- организация мероприятий по защите людей и материальных ценностей от чрезвычайных ситуаций;

- организация электро- и пожарной безопасности;

- обеспечение антитеррористической защиты;

- обеспечение защищённости объектов образовательной организации через установку ограждений, металлических дверей, решёток и т.п.;

- установка защитного инженерно-технического оборудования (охранной сигнализации, «тревожной» кнопки, видеонаблюдения, пожарной сигнализации и др.);

- организация контрольно-пропускного режима;

- с целью борьбы с криминальными правонарушениями, экстремистскими проявлениями, массовыми беспорядками, распространением наркотиков организация взаимодействия с правоохранительными органами и соответствующими общественными организациями;

- возможны и другие мероприятия.

Исследование действующих нормативных правовых актов показывает, что при создании системы комплексной безопасности необходимо учитывать тот факт, что контингент обучающихся различается в зависимости от образовательных программ, реализуемых образовательными организациями. В этом аспекте, ниже отметим требования соответствующих отдельных нормативных правовых актов.

Во исполнение поручений Президента РФ от 12 марта 2009 г. № Пр-567 и от 3 ноября 2009 г. № Пр-3021, а также решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 августа 2009 г. № 6, была разработана «Методика проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений» (далее -«Методика»). Настоящая «Методика» утверждена МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России [8].

«Методика» определяет критерии оценки состояния комплексной безопасности объектов, в том числе образовательных организаций. Вводится понятие «Паспорт комплексной безопасности учреждения» и указан перечень необходимой информации, отражаемый в паспорте. Следует отметить, что мероприятия по охране труда в явном виде «Методика» не предусматривает.

Приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 г. № 1116 утверждены целевые показатели оценки эффективности образовательных учреждений, в том числе по обеспечению комплексной безопасности и охраны труда. При этом позднее, в этом же приказе в редакции 2018 года, показатель по обеспечению комплексной безопасности и охраны труда остался только для образовательных учреждений, реализующие основные образовательные программы, то есть вузы и средне специальные образовательные учреждения исключены [9].

В 2017 году Минобрнауки России письмом № 12-665 направило методические рекомендации по проведению проверок состояния комплексной безопасности образовательных организаций к началу учебного года. Документ начинается с указания, что в итоговом докладе отражаются вопросы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требования пожарной безопасности, состояние защищенности организации от угроз криминального характера и террористических угроз, а также иные мероприятия, непосредственно связанные с подготовкой к началу учебного года [10].

Методические рекомендации включают следующие требования:

1. Осуществление мероприятий по разработке приказов и планов своевременной и качественной подготовки организаций к началу учебного года. Преду-

сматривается, при необходимости, согласование документов с территориальными подразделениями МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребна-дзором;

2. Проведение оценки состояния комплексной безопасности организаций к началу учебного года и др.

Очевидно, что в указанных методических рекомендациях Минобрнауки России, вопросы охраны труда, при их разработке образовательной организацией, отнесены к «иным мероприятиям». Соответственно решение, что включать в «иные мероприятия», принимают руководители образовательных организаций по своему усмотрению.

Созданная руководителем образовательной организации комиссия реализует соответствующие мероприятия и к 20 августа представляет итоговый доклад о состоянии комплексной безопасности организации к началу учебного года по утверждённым Минобрнауки России формам. Итоговый доклад подписывается всеми членами комиссии. Кроме итогового доклада проверка состояния комплексной безопасности организации завершается оформлением акта проверки, который утверждается руководителем организации, регистрируется и хранится в проверяемой организации.

Приоритет обеспечения «антитеррористической защищённости» для высших учебных заведений получил дальнейшее развитие в связи с принятием Правительством РФ Постановления от 7 ноября 2019 г. № 1421. Настоящим постановлением утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минобрнауки РФ и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) [11].

Результаты

В качестве примера выполнения требований, представленных выше нормативных правовых актов, отметим работу СГУГиТ. В нашем университете с 2017 года приказом ректора ежегодно с целью проведения обследования, оценки состояния комплексной безопасности университета и подготовки доклада в Мино-брнауки России создаётся комиссия. Председателем комиссии является ректор университета. По согласованию, в состав комиссии входит сотрудник Управления ФСБ России по Новосибирской области и старший инспектор Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Новосибирску Главного управления МЧС России по Новосибирской области.

Подводя итоги анализа представленных документов можно сделать следующие выводы:

1. Для высших учебных заведений комплексная безопасность оценивается, прежде всего, по антитеррористической защищённости;

2. Комплексная безопасность включает оценку состояния в вузе гражданской обороны и организации защиты от чрезвычайных ситуаций;

3. Оценивается состояние пожарной безопасности, а также состояние защищенности образовательной организации от угроз криминального характера и др.;

4. В состав комиссий, создаваемых в вузах, включаются, как правило, сотрудники службы охраны труда. Например, в СГУГиТ ежегодно в состав комиссии включается директор Центра безопасности труда, в структуру которого входит отдел охраны труда университета;

5. Паспорт безопасности вуза, в соответствии с указанным выше Постановлением Правительством РФ № 1421, ориентирован в основном на антитеррористическую защищённость объекта;

6. «Наполнение» системы комплексной безопасности вуза (при её разработке) «иными мероприятиями» определяется руководством вузов самостоятельно.

Заключение

Наши рекомендации включают следующее:

1. Минобрнауки России необходимо разработать нормативные документы, определяющие содержание системы комплексной безопасности для высших учебных заведений;

2. В систему комплексной безопасности вуза необходимо встраивать систему управления охраной труда и другие системы, определяющие безопасность и сохранение здоровья работников и обучающихся.

При этом отметим, что полноценная реализация 2 пункта наших «рекомендаций» в настоящее время проблематична, так как ощущается острый дефицит нормативных правовых актов, регулирующих охрану труда в системе Минобр-науки России. Настоящая проблема была озвучена одним из соавторов в виде доклада на Всероссийском совещании по охране труда, организованном Мино-брнауки России 16 мая 2019 г.

Тема представленного на совещании доклада: «Разработка рекомендаций по совершенствованию организации охраны труда и повышению уровня безопасности образовательного процесса с учётом изменений структуры Минобрнауки России».

Следует отметить, что основные положения доклада были встречены участниками Всероссийского совещания с большим пониманием.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О пожарной безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О гражданской обороне [Электронный ресурс] : федер. закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ6. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О противодействии терроризму [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Методика проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений [Электронный ресурс] : утверждена МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России.- Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 08.11.2010 № 1116 (ред. от 23.01.2018). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О подготовке к новому учебному году [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки России от 11.07.2017 № 12-665. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© П. В. Мучин, М. П. Мучин, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.