Научная статья на тему 'ОХРАНА ТРУДА: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ОХРАНА ТРУДА: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1297
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международные стандарты / охрана труда / трудовые отношения / безопасность труда / безопасные условия труда / пандемия коронавирусной инфекции / глобализация / цифровизация / цифровая экономика / профессиональный травматизм / специальная оценка условий труда.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Челнокова Г.Б.

В статье автором проведено комплексное исследование нововведений законодательства в области охраны труда в России. Автором показаны некоторые особенности организации охраны труда и обеспечения безопасных условий труда работодателем в зарубежных странах. Рассмотрены нововведения правового регулирования в области охраны труда в период пандемии коронавирусной инфекции и нововведения, вступающие в силу с 1 марта 2022 г. Автор указывает на необходимость решения вопросов, связанных с обеспечением безопасности труда в новых условиях занятости, внедрением на рабочих местах цифрового оборудования, повышением компетенции персонала до необходимого уровня, обучением и повышением квалификации участников отношений в сфере охраны труда для обеспечения безопасного труда и усиления контроля в этой области. Автор приходит к выводу о том, что усовершенствованное законодательство об охране труда позволит устранить явные противоречия и пробелы, имеющиеся в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА ТРУДА: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-243-249 NIION: 2018-0076-1/22-415 MOSURED: 77/27-023-2022-1-614

ЧЕЛНОКОВА Галина Борисовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), е-mail: gchelnokova@yandex.ru

ОХРАНА ТРУДА: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация. В статье автором проведено комплексное исследование нововведений законодательства в области охраны труда в России. Автором показаны некоторые особенности организации охраны труда и обеспечения безопасных условий труда работодателем в зарубежных странах.

Рассмотрены нововведения правового регулирования в области охраны труда в период пандемии коронавирусной инфекции и нововведения, вступающие в силу с 1 марта 2022 г. Автор указывает на необходимость решения вопросов, связанных с обеспечением безопасности труда в новых условиях занятости, внедрением на рабочих местах цифрового оборудования, повышением компетенции персонала до необходимого уровня, обучением и повышением квалификации участников отношений в сфере охраны труда для обеспечения безопасного труда и усиления контроля в этой области.

Автор приходит к выводу о том, что усовершенствованное законодательство об охране труда позволит устранить явные противоречия и пробелы, имеющиеся в данной области.

Ключевые слова: международные стандарты, охрана труда, трудовые отношения, безопасность труда, безопасные условия труда, пандемия коронавирусной инфекции, глобализация, цифровизация, цифровая экономика, профессиональный травматизм, специальная оценка условий труда.

CHELNOKOVA Galina Borisovna,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law of Kutafin Moscow State Law University (MSLA)

LABOR PROTECTION: NEW IN LEGISLATION

Annotation. In this article the author made complex research of novelties in the sphere of labor protection in Russia. The author considers some peculiarities related to organization of labor protection and providing of safe labor conditions by employers in foreign countries.

The article leads on novelties of legal regulation in the sphere of labor protection in the period of coronavirus pandemic as well as novelties which enter into effect starting from March 1, 2022. The author highlights the need to resolve problems related to ensuring of labor safety within new conditions of employment, introduction of digital equipment at work places, development of expertise of personnel up to necessary level, training and development of qualification of the parties to the labor protection relationship to ensure safety of labor and strengthening of control in this sphere.

The author comes to a conclusion that with development and improvement of legislation about labor protection the discrepancies and legal gaps in this sphere shall be eliminated.

Key words: international standards, labor protection, labor relations, labor safety, safe labor conditions, coronavirus pandemic, globalization, digitalization, digital economic, professional traumatism, special evaluation of working conditions.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, важное место в системе прав и свобод человека и гражданина занимает право каждого работника на справедливые условия труда, в т.ч. на условия

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Таким образом, действующие нормы по соблюдению требований охраны труда обязательны к исполнению, т.е. имеют императивный характер, но в то же время, они должны быть динамичны и своевременно реагировать на новые веяния, происходящие в современном мире. Например, ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции, которая охватила все сферы нашей жизни, требует не только повышенного внимания к данной проблеме, но также оперативного и гибкого изменения трудового законодательства в целом и особенно в области охраны труда. Важно, чтобы вносимые изменения и дополнения не нарушали права и не снижали уровень гарантий, предусмотренные трудовым законодательством.

В обеспечении государственных гарантий в области охраны труда общепризнанные принципы и нормы международного права являются основой для развития и совершенствования национального законодательства.

В середине прошлого столетия Генеральная Ассамблея ООН выступила с инициативой о принятии Всеобщей декларации прав человека1. В данном документе определено, что «каждый человек может трудиться, выбирать подходящее для себя место работы, иметь право на благоприятные условия труда и на защиту от безработицы».

В соответствии с принципами, провозглашенными Уставом ООН2, 16 декабря 1966 г. был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах3, ст. 7 данного Пакта в понятие права на справедливые и благоприятные условия труда включила обеспечение каждому работнику условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Рекомендации МОТ играют принципиально важную роль в дальнейшем развитии международных стандартов по вопросам охраны труда. Нормы, содержащиеся в рекомендациях МОТ, относятся к нормам международного «мягкого права» (soft law) [1, с. 124].

Международные акты МОТ содержат общие принципы правового регулирования охраны труда (Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене

труда и производственной среде»4, Конвенция № «О службах гигиены труда» 1615) и акты о защите охраны труда отдельных производственных рисков (Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации»6, Конвенция № 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики»7 и др.).

Многие государства, разрабатывая свою государственную политику в области охраны труда, учитывают положения Конвенций МОТ, даже если государство не ратифицировало ее.

Так, одним из примеров является законодательство Соединенных Штатов Америки. В США создано специальное управление, занимающееся вопросами охраны труда (Occupational Safety and Health Administration, OSHA). Данную организацию на законодательном уровне утвердил Конгресс в соответствии с Законом «Об охране труда» (Occupational Safety and Health Act), который был подписан 29 декабря 1970 г. президентом Никсоном [2, с. 126].

Управление ставит своей приоритетной целью обеспечение для представителей обоих полов безопасных и здоровых условий труда за счет создания стандартов техники безопасности. Так же данное Управление берет на себя выполнение задач, связанных с проведением обучения и тренировок [3].

В государствах, где институты права находятся на низком уровне своего развития, можно зафиксировать наличие законодательного контраста.

В качестве примера можно рассмотреть законодательство Турции в области охраны здоровья и жизни трудящихся, процесс формирования которого завершился не так давно. На протяжении длительного времени указанные вопросы

1 См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г) // Росс. газ. - 1995. - 5 апр.

2 См.: Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г Сан-Франциско 26.06.1945). URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 01.11.2021).

3 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М., 2002.

4 См.: Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г Женеве 22.06.1981 на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ) // СЗ РФ. - 2001. - № 50. - Ст. 4652.

5 См.: Конвенция № 161 Международной организации труда «О службах гигиены труда» (Заключена в г Женеве 26.06.1985) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 -1990. - Женева: Международное бюро труда, 1991. -Т. II.

6 См.: Конвенция № 115 Международной организации труда «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (Заключена в г. Женеве 22.06.1960) // Ведомости ВС СССР - 1967. - № 45. - Ст. 606.

7 См.: Конвенция № 139 Международной организации труда «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (Заключена в г Женеве 24.06.1974) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. - Т. II.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

находились в содержании Трудового кодекса. В 2012 г. на законодательном уровне был принят Закон «Об охране труда», в основе которого лежат принципы Евросоюза.

Данный Закон обязателен для всех организаций. В качестве исключения из общего правила можно выделить частных предпринимателей, которые не имеют сотрудников.

Закон «Об охране труда» Турции включает в себя положения «Об уменьшении профессиональных рисков», где много внимания уделено тому, что работодатель должен создавать оптимальные условия труда для работников [4].

Несмотря на введение специальной нормы, регулирующей вопросы безопасности труда в Турции, правоведы отмечают, что полная правовая картина в области охраны труда в Турции до сих пор не сформирована [5, с. 129].

Основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, Российская Федерация развивает и совершенствует национальное законодательство, расставляя приоритетные направления его развития. В частности, одним из направлений является обеспечение гарантий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Следует отметить, что в науке трудового права и в правоприменительной практике в настоящее время меняются подходы к правовому регулированию охраны труда, которая в последнее время приобретает все большую значимость [6, с. 3 - 21].

Работы многих авторов свидетельствуют о необходимости расширения и конкретизации смыслового значения понятия, содержащегося в ст. 209 ТК РФ, и это не безосновательно.

По мнению Е.С. Березиной, охрана труда -это «комплексная система, в ее состав входят правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия, их целью является обеспечение защиты и безопасности сотрудника во время его нахождения на рабочем месте. Практическая реализация данной системы предполагает осуществление совокупности мероприятий, в основе которых лежат методы и средства для обеспечения защиты жизни и здоровья работника в рамках трудовой деятельности» [7, с. 46].

Как полагает Ю.В. Баранов, охрана труда характеризуется наличием тесной взаимосвязи с охраной жизни и здоровья работника, с акцентированием внимания на технику безопасности и гигиену труда, защиту жизни и здоровья работников. Исследователь раскрывает содержание охраны труда «как социально-трудовые отноше-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

ния между органами государственной власти, работодателями и сотрудниками, сформированные на всех уровнях экономической деятельности, их главной целью является решение задач, направленных на сохранение жизни и здоровья экономически активных граждан» [8, с. 115].

Н.В. Сербиновская и А.Г. Гончарова придерживаются мнения о том, что охрана труда представляет собой «родовое понятие, в составе которого входит совокупность видовых понятий, среди них можно выделить технику безопасности, пожарную безопасность, электробезопасность, условия труда, вредный и опасный производственный фактор, безопасные условия труда, рабочее места, средства индивидуальной защиты сотрудников, это же применимо и ко всему персоналу, системе управления охраной труда, перечню выполняемых обязанностей, требованиям охраны труда, анализу условий труда представителями государственных органов, стандартам безопасности труда, профессиональному риску, требованиям, закрепленным на законодательном уровне» [9].

Приведенные мнения вышеназванных авторов подтверждают различные подходы к правовому регулированию охраны труда в части его содержания и, безусловно, дают основания для расширения и конкретизации его смыслового значения. Таким образом, при раскрытии понятия «охрана труда» речь должна идти о системе сохранения жизни и здоровья работников в рамках выполнения ими трудовых обязанностей на рабочем месте, включающей в себя совокупность мероприятий различной направленности, главной целью которых является достижение поставленных целей, т.е. обеспечение безопасности.

Влияние пандемии на производственные процессы (в т.ч. на порядок взаимодействия работников на рабочих местах, перераспределение рабочей нагрузки, меры, принимаемые работодателем в целях сохранения жизни и здоровья работников, обеспечения их безопасности при выполнении работ в новых условиях) все более остро ставит вопрос о необходимости формирования новых подходов и направлений по совершенствованию трудового законодательства в области охраны труда в условиях, соответствующих новым реалиям.

На первый план выдвигается необходимость в решении вопросов, связанных с обеспечением безопасности труда в новых условиях занятости, внедрением на рабочих местах цифрового оборудования, развитием информационных и коммуникационных технологий, повышением компетенции персонала до необходимого уровня, обучением по повышению квалификации в контексте организа-

ции безопасного труда, усилением контроля (надзора) за соблюдением охраны труда, формированием отчетности и мониторинга в сфере трудовых отношений и охраны труда.

Действующие нормы не в полной мере приносят необходимого результата по обеспечению полноценного сохранения жизни и здоровья работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

Безусловно, влияние внешних экономических факторов (введение экономических санкций, кризис производства, введение ограничительных мер, призванных замедлить распространение новой коронавирусной инфекции), негативно повлияли на организацию охраны труда. В таких условиях все чаще стали фиксироваться случаи несоблюдения правил по технике безопасности со стороны как работника, так и работодателя, нарушения трудовой дисциплины, ослабление чувства самосохранения работниками из-за боязни потерять работу, и как следствие, увеличение случаев травматизма и профессиональных заболеваний.

Безусловно, такое положение дел требует активного реагирования со стороны государства по принятию определенных мер и совершенствованию законодательства в области охраны труда. Об этом свидетельствует своевременное принятие новых нормативных правовых актов в 2020 -2021 гг.

Законодательство дополнено новыми положениями, связанными с увеличением штрафов за несоблюдение правил хранения документов по охране труда1. Изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 13.20), устанавливают ответственность в виде штрафных санкций за нарушение правил хранения, учета или использования архивных документов для должностных лиц - в размере до 5 000 руб., юридических лиц - до 10 000 руб.

Постановление Главного государственного санитарного врача от 2 декабря 2020 г. № 40 обязывает работодателей осуществлять производственный контроль за условиями труда и проводить мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов рабочей среды.

С 1 января 2021 г. действуют новые санитарные правила СП 2.2.3670-20, устанавливающие обязанность работодателей осуществлять постоянный производственный контроль за условиями труда, разрабатывать мероприятия по созданию безопасных условий труда. Срок действия данных санитарных правил до 1 января 2027 г.

В соответствии с Приказом Минтруда России № 988н и Приказом Минздрава России № 1420н2 от 31 декабря 2020 г. на законодательном уровне обозначен перечень вредных и / или опасных производственных факторов и работ, в ходе реализации которых в обязательном порядке проводятся предварительные медицинские осмотры при принятии на работу и медицинские осмотры на регулярной основе.

С начала 2021 г. начал действовать Федеральный закон № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»3. В декларациях соответствия были убраны временные ограничения, включая уже действующие.

До конца декабря 2020 г. срок действия декларации составлял 5 лет. После принятия закона срок действия декларации не ограничен временными рамками при условии, что поддерживаются условия труда на рабочем месте, где сотрудник выполняет свои обязанности.

С января 2021 г. введена обязанность по проведению инструктажа по гражданской обороне (далее - ГО) и чрезвычайным ситуациям (далее - ЧС).

Периодичность инструктажа регламентирована Постановлением Правительства РФ 18.09.2020 г. № 14854. В данном документе говорится о том, что работодатель должен проводить инструктаж по ГО раз в год в рамках трудовой деятельности, а при приеме на работе - в течение первого месяца работы сотрудника.

С 1 января 2021 г. вступила в действие новая редакция гл. 49.1 ТК РФ, посвященная дистанционной работе. Законодатели глобально изменили ее текст, дополнив новыми понятиями и правилами.

В части обеспечения безопасных условий и охраны труда ст. 312.7 ТК РФ устанавливает особенности охраны труда дистанционных работников.

1 См.: Федеральный закон от 15.10.2020 г № 341-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 1367.

2 См.: приказ Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 г «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 г № 62278).

3 См.: СЗ РФ. - 2020. - № 44. - Ст. 2587.

4 См.: постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. - 2020. - № 33. - Ст. 3573.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ1 введена новая форма проверок. С 1 июля 2021 г. инспекции по труду наделены правом использования, т.н. инспекционного визита. Это понятие предполагает посещение полномочным инспектором любой компании и всех принадлежащих ей территорий без предварительного согласования времени. Таким образом, с 1 июля 2021 г. никто не имеет права препятствовать незапланированному появлению контролирующего сотрудника.

С целью обеспечения максимальной продуктивности контроля, проектом профессионального стандарта в области охраны труда с 1 сентября 2021 г. образовался ряд новых должностей: младшего специалиста по охране труда, специалиста по охране труда, ведущего специалиста по охране труда (согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ 22.04.2021 г. № 274н2). Таким образом, наличие профессиональной переподготовки становится обязательным.

Масштабные изменения в Трудовой кодекс РФ вносятся с 1 марта 2022 г., т.е. с момента начала действия Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 311-Ф33 (далее - ФЗ № 311). В частности, изменения связаны с:

1) уточнением прав и обязанностей работодателей и работников, структурированием основных управленческих действий в области безопасности труда для работодателя, определением порядка функционирования действующих структур по охране труда;

2) фактическим запретом на работу в опасных условиях. Когда специалистами установлено, что рабочие места не гарантируют необходимого уровня безопасности, их относят к классу повышенной опасности и вводят соответствующий запрет. Возобновление деятельности возможно в случае проведения ряда мероприятий, направленных на нормализацию условий труда;

3) регламентированием процесса управления профессиональными рисками в соответствии со ст. 218 ТК РФ;

4) изменением парадигмы применения мер безопасности. В обновленной редакции ст. 221 ТК РФ декларируется трансформация подхода обе-

1 См.: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2020. - № 37. - Ст. 3467.

2 См.: приказ Минтруда России от 22.04.2021 г. № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». Зарегистрировано в Минюсте России. 24.05.2021 г. № 63604.

3 Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

спечения средств индивидуальной защиты в зависимости от конкретной профессии или должности сотрудника, занятого на обозначенном рабочем месте (когда средствами индивидуальной защиты обеспечивается определенный перечень специальностей), к предоставлению средств индивидуальной защиты по факту установления реальных вредных производственных показателей;

5) усовершенствованием процесса служебного расследования и учета несчастных случаев на работе. Статья 221 ТК РФ в новой редакции позволяет предотвращать факты утаивания микроповреждений, получаемых работниками.

В ст. 209.1 ТК РФ сформулированы дополнительные новые принципы урегулирования вопросов обеспечения безопасных условий труда:

- предупреждение и профилактика опасностей. Полное устранение или понижение уровня профессиональных опасностей становится обязательным условием. Новая редакция ч. 3 ст. 225 ТК РФ содержит указатель необходимых мероприятий;

- минимизация повреждения здоровья работников. Принцип обусловливает направленность работодателя на системное минимизирование профессиональных рисков для здоровья работников.

Рассматривая смысловое наполнение термина «опасность», законодатель определяет его в качестве потенциальной основы причинения вреда, представляющего угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Далее уточняется ряд специальных формулировок:

- «профессиональный риск» рассматривается как вероятность причинения вреда жизни и здоровью работника в результате воздействия вредных факторов с учетов возможной тяжести причинения здоровью;

- «управление профессиональными рисками» определяется как система коррелирующих действий, которые составляют взаимосвязь элементов структуры управления охраной труда и включают меры установления, оценки и уменьшение уровня общепрофессиональных рисков. Обязанностью работодателя становится проведение мониторинга на предмет раннего выявления и предотвращения рисков;

- «требования охраны труда» трактуются как государственные требования, отраженные во внутренних нормативных актах работодателей.

Уточнение прав работодателей в сфере охраны труда проведено в ст. 214.2 ТК РФ. За работодателями закреплены права:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

- по контролю защищенности работ с помощью электронного видео- и аудио-записывающего оборудования и хранения полученных записей;

- по ведению электронного документооборота в части охраны труда;

- по предоставлению контролирующим организациям удаленного доступа к контролю над безопасностью производственной деятельности.

Имеющийся реестр обязанностей работодателя в ст. 214 ТК РФ дополнен несколькими новыми положениями. Так, работодатель обязан:

- приостановить работы и эксплуатацию зданий и оборудования при появлении потенциальной опасности для жизни и здоровья работников. Возобновление деятельности возможно только при устранении угроз;

- создать необходимые параметры труда в случае приема на работу инвалида или при получении такого статуса штатным сотрудником;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совместно с другим работодателем предотвращать травматизм в случае осуществления работ на территории, управляемой этим работодателем;

- информировать работника о причислении его рабочего места к повышенному уровню опасности.

В ст. 216 ТК РФ представлены права работников. Они имеют право на:

- достоверную информацию об условиях работы от работодателей и правительственных органов;

- остановку деятельности при появлении опасности для жизни и здоровья, которая возникает из-за нарушений при исполнении требований охраны труда, на период, необходимый для ликвидации таковой опасности; на несогласие на работу без последующей дисциплинарной ответственности, если опасные условия не предусматриваются трудовым договором.

Статья 216 ТК РФ декларирует и закрепляет права работника на медицинское освидетельствование и внеочередной медосмотр при сохранении места труда и зарплаты, на санитарно-бытовое сопровождение.

Вместе с тем, для лиц, выполняющих трудовые обязательства, также сформулированы требования о соблюдении режима неопасного труда. В соответствии со ст. 215 ТК РФ работникам предписывается использовать оснащение и инструментарий по назначению и следить за его исправным состоянием в пределах своего функционала, правильно применять сырье, ресурсы и технологии.

В новой редакции ст. 226 ТК РФ установлено, что к микротравмам относятся поверхностные повреждения кожи, ссадины, кровоподтеки, цара-

пины, синяки, которые работник получил во время исполнения своих трудовых обязанностей.

В случае получения микротравмы работником, работодатель должен провести внутреннее расследование ситуации и установить причины ее получения. При этом ведение учета таких фактов не является обязательным, но настоятельно рекомендуется. Основанием для рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микротравмы, является обращение к работодателю или его представителю. Более точный порядок учета микротравм планируется утвердить в нормативных правовых актах дополнительно.

Подводя итог, отметим, что пандемия коро-навирусной инфекции, динамичность научно-технического прогресса, развитие коммуникационных процессов, галопирующая цифровизация кардинально меняют сущность, структуру и условия труда, меняются межличностное и коллективное общение.

Поэтому для повышения эффективности охраны труда и дальнейшего совершенствования управления в данной сфере необходимо динамичное и своевременное развитие законодательной и нормативной базы.

Список литературы:

[1] Чернышева Л.А. Правовые аспекты охраны труда в современных условиях // Ленинградский юридический журнал. - 2020. - № 3 (61).

- С.124.

[2] Чернышева Л.А. Правовые аспекты охраны труда в современных условиях // Ленинградский юридический журнал. - 2020. - № 3 (61).

- С.126.

[3] Левашова О.В., Оразов А.Ч. Характеристика особенностей охраны труда за рубежом // Закон и право. - 2021. - № 8.

[4] Левашова О.В., Оразов А.Ч. Характеристика особенностей охраны труда за рубежом // Закон и право. - 2021. - № 8.

[5] Чернышева Л.А. Правовые аспекты охраны труда в современных условиях // Ленинградский юридический журнал. - 2020. - № 3 (61).

- С. 129.

[6] Крылов К.Д., Лютов Н.Л. Научные дискуссии о конституционных основах, кодификации и развитии трудового права и права социального обеспечения // Конституция и правопорядок в сфере труда и социального обеспечения: сб. докладов. - М.: РГ-Пресс, 2019. - 312 с. - С. 3 - 21.

[7] Березина Е.С. Управление охраной труда в России: проблемы и пути их решения // Основы экономики, управления и права. - 2019. - № 1. - С. 46.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

[8] Баранов Ю.В. Инновационное изменение понятий в сфере охраны труда // Вестник СибАДИ.

- 2018. - T. 15. - № 1. - С. 115.

[9] Сербиновская Н.В., Гончарова А.Г. Охрана труда: дефиниция термина // ИВД. - 2021.

- № 3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ohrana-truda-definitsiya-termina (дата обращения: 03.11.2021).

Spisok literatury:

[1] Chernysheva L.A. Pravovye aspekty ohrany truda v sovremennyh usloviyah // Leningradskij yurid-icheskij zhurnal. - 2020. - № 3 (61). - S. 124.

[2] Chernysheva L.A. Pravovye aspekty ohrany truda v sovremennyh usloviyah // Leningradskij yurid-icheskij zhurnal. - 2020. - № 3 (61). - S. 126.

[3] Levashova O.V., Orazov A.Ch. Harakteris-tika osobennostej ohrany truda za rubezhom // Zakon i pravo. - 2021. - № 8.

[4] Levashova O.V., Orazov A.Ch. Harakteris-tika osobennostej ohrany truda za rubezhom // Zakon i pravo. - 2021. - № 8.

[5] Chernysheva L.A. Pravovye aspekty ohrany truda v sovremennyh usloviyah // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. - 2020. - № 3 (61). -S. 129.

[6] Krylov K.D., Lyutov N.L. Nauchnye diskussii o konstitucionnyh osnovah, kodifikacii i razvitii tru-dovogo prava i prava social'nogo obespecheniya // Konstituciya i pravoporyadok v sfere truda i social'nogo obespecheniya: sb. dokladov. - M.: RG-Press, 2019. - 312 s. - S. 3 - 21.

[7] Berezina E.S. Upravlenie ohranoj truda v Rossii: problemy i puti ih resheniya // Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava. - 2019. - № 1. -S. 46.

[8] Baranov Yu.V. Innovacionnoe izmenenie ponyatij v sfere ohrany truda // Vestnik SibADI. - 2018. - T. 15. - № 1. - S. 115.

[9] Serbinovskaya N.V., Goncharova A.G. Ohrana truda: definiciya termina // IVD. - 2021. - № 3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohra-na-truda-definitsiya-termina (data obrashcheniya: 03.11.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.