Научная статья на тему 'Охрана труда на автомобильном транспорте'

Охрана труда на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1626
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / LABOR PROTECTION / ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ / ACCIDENT PREVENTION / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISE / ОПАСНЫЙ ФАКТОР / DANGEROUS FACTOR / ВРЕДНЫЙ ФАКТОР / HARMFUL FACTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филимоненко Владислав Алексеевич

В статье рассмотрены опасные и вредные производственные факторы, влияющие на работника при осуществлении им трудовой деятельности. Организация мероприятий по охране труда и технике безопасности на сегодняшний день является очень актуальным, так как с развитием автомобильного транспорта повышается риск для жизни и здоровья людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филимоненко Владислав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor protection in road transport

The article reviewed dangerous and harmful production factors, influencing the employee in carrying out work activities. Organization of measures for the protection of health and safety today is very important, since road transport development, increase the risk for life and health of people.

Текст научной работы на тему «Охрана труда на автомобильном транспорте»

УДК 331.45

ОХРАНА ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Филимоненко Владислав Алексеевич, студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева», г. Москва, РФ

Аннотация: В статье рассмотрены опасные и вредные производственные факторы, влияющие на работника при осуществлении им трудовой деятельности. Организация мероприятий по охране труда и технике безопасности на сегодняшний день является очень актуальным, так как с развитием автомобильного транспорта повышается риск для жизни и здоровья людей.

Ключевые слова: охрана труда; техника безопасности; автотранспортное предприятие; опасный фактор; вредный фактор.

LABOR PROTECTION IN ROAD TRANSPORT Filimonenko Vladislav Alekseevich, student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev State Agrarian University», Moscow, Russia.

Summary: The article reviewed dangerous and harmful production factors, influencing the employee in carrying out work activities. Organization of measures for the protection of health and safety today is very important, since road transport development, increase the risk for life and health of people.

Keywords: labor protection; accident prevention; motor transportation enterprise; dangerous factor; harmful factor.

С развитием трудовых отношений и автомобильного транспорта на предприятиях возникла необходимость в создании безопасных условий труда. Для этого потребовались специалисты в области охраны труда, в обязанности которых входит разработка мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии, а также контроль за их соблюдением персоналом предприятия.

Сегодня большая роль в процессе производства работ и доставки грузов автомобильным транспортом отводится водителям транспортных средств. Часто

именно от них зависит целостность товара и скорость доставки грузов, поэтому необходимо уделять внимание тому, как организован их трудовой процесс, насколько условия труда соответствуют технике безопасности, принятой на предприятии, а также нормативным актам Российской Федерации.

Охрана труда подразумевает под собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиениче-

ские, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [1, с. 6].

Основополагающими документами в области охраны труда являются: Конституция РФ (п. 3 ст. 37, п. 5 ст. 37, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 41, п. 3 ст. 41), Трудовой кодекс РФ (раздел Х «Охрана труда»), Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 29.12.2015), Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 05.04.2016), Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ред. от 01.05.2016), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №2 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) (Глава 11 «Административные правонарушения на транспорте», Глава 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения»), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (Глава 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (Глава 40 «Перевозка», Глава 41 «Транспортная экспедиция»). Согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования по охране труда, кроме федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, также содержатся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в которых устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохране-

ние жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные требования обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, при осуществлении любых видов деятельности.

В процессе трудовой деятельности, а также вне ее, человек сталкивается с различными опасностями, которые могут привести к травмам или нанести вред здоровью работающего. Опасность содержат системы, несущие ту или иную энергию: механическую (кинетическую или потенциальную), электрическую, тепловую. Опасны вибрация, шум, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, лазерное излучение, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, радиоактивное излучение. Опасны химические и биологические вещества. Опасной может быть ситуация, когда тот или иной лимитирующий фактор жизни для человека выходит за свои пределы, например, процентное содержание кислорода в воздухе, которым дышит человек, снижается до величины менее 18 %.

В охране труда опасности для человека в среде обитания носят название опасные и вредные факторы. Производственные опасные и вредные факторы классифицированы (ГОСТ 12.0.003-74). У вредного и опасного факторов есть свои определения согласно принятым стандартам.

Опасный фактор - это фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти (ГОСТ 12.0.002-80).

Вредный фактор - это фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях, может привести к заболеванию или стойкому снижению ра-

ботоспособности (ГОСТ 12.0.002-80).

В зависимости от количественной характеристики (уровня, концентрации и тому подобное) и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным (ГОСТ 12.0.002-80) [2, с. 6].

В автотранспортных организациях часто встречаются повышенный уровень вибрации, повышенный уровень шума и сопутствующие ему повышенный уровень инфразвука и повышенный уровень ультразвука. В то же время в автотранспортных организациях не будет обрушивающихся горных пород, невесомости, повышенного уровня ионизирующих излучений (если не идет речь о перевозке и хранении радиоактивных материалов), повышенного уровня инфракрасного и ультрафиолетового изучений.

Химические опасные и вредные факторы, которых нормировано несколько тысяч, могут также присутствовать. Их состав определяется конкретным источником: работающим двигателем автотранспортного средства, обрабатываемыми и используемыми материалами, компонентами смазочно-охлаждающей жидкости, перевозимыми материалами.

Биологические опасные и вредные факторы в автотранспортных организациях, как правило, отсутствуют, если вызывающие их вещества не подлежат перевозке.

Психофизиологические опасные и вредные факторы могут быть на любом производстве, их номенклатуру следует брать не из ГОСТ 12.0.003-74, а из другого, более позднего нормативного документа Р 2.2.2006-05, где они называются по-иному - не физические перегрузки, а тяжесть труда (нормированы 16 показателей), и не нервно-психические перегрузки, а напряженность труда (нормированы

23 показателя) [2, с. 7].

Служба охраны труда на автопредприятии является главным органом управления в области охраны труда и техники безопасности. Она контролирует соблюдение работниками требований безопасности согласно нормативным документам, а также проводит мероприятия по улучшению условий работы на предприятии.

На территории автопредприятия должен быть установлен четкий порядок движения автомобилей, а также запрещено управление автомобилем лицам, не имеющим удостоверения водителя.

Схема движения, разрешенная скорость и опасные участки указываются дорожными знаками и изображаются на щитах, устанавливаемых на территории автопредприятия.

При эксплуатации автомобиля на линии водитель отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, связанными с работой на нем. Если при выполнении транспортной работы создаются условия, не соответствующие требованиям техники безопасности, водитель обязан прекратить работу, сообщить об этом администрации и без разрешения не возобновлять ее.

Выезжать на линию водитель имеет право только на исправном автомобиле. Перевозка людей в кузове автомобиля допускается с разрешения администрации и только тех, кто связан с выполнением транспортной работы. Неисправный автомобиль нужно буксировать при помощи стального троса или металлической штанги с обязательным соблюдением требований Правил дорожного движения. Неукомплектованные автомобили всех марок и типов не допускаются к эксплуатации. Техническое состояние автомобиля долж-

но полностью соответствовать требованиям Правил дорожного движения.

Все работники автопредприятия несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушения ими требований по охране труда.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности для жизни и здоровья людей. Эта проблема особенно обострилась в последние десятилетия вследствие увеличения количества автомобилей и интенсивности их эксплуатации. На автомобильном транспорте происходит резкий рост производства, увеличивается численность работников, деятельность которых связана с эксплуатацией автомобилей. В то же время повышается энерговооруженность труда, широко применяются новые технологии технического обслуживания и ре-

монта подвижного состава автомобильного транспорта. В связи с этим существует потребность в снижении и предупреждении воздействия на человека неблагоприятных производственных факторов, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта.

В условиях рыночных отношений между работодателями и работниками возрастает важность знания правовой основы этих отношений, а также прав, обязанностей и ответственности как работодателей (организаторов производства), так и работников. Это необходимо для правильной организации охраны труда, сохранения жизни, здоровья и работоспособности работников и в конечном счете для повышения эффективности их труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Охрана труда на автомобильном транспорте: учеб. пособие для нач. проф. образования / В. С. Кланица. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.

2. Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность на автомобильном транспорте. Учебно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования специалистов автомобильного транспорта. - Под ред. С.А. Минаева. - Москва, 2015.

REFERENCES

1. Okhrana truda na avtomobil'nom transporte: ucheb. posobie dlya nach. prof. obrazovaniya / V. S. Klanitsa. - 6-e izd., ster. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2013. - 176 s.

2. Okhrana truda, promyshlennaya i pozharnaya bezopasnost' na avtomobil'nom transporte. Uchebno-metodicheskoe obespechenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya spetsialistov avtomobil'nogo transporta. - Pod red. S.A. Minaeva. - Moskva, 2015.

Материал поступил в редакцию 09.12.2016 © Филимоненко В. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.