Научная статья на тему 'Охрана труда'

Охрана труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1572
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / УСЛОВИЯ ТРУДА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенихин В. В.

В статье рассмотрены следующие вопросы: государственная экспертиза условий труда, уголовная ответственность за нарушения охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Охрана труда»

ОХРАНА ТРУДА

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Государственная экспертиза условий труда.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244 утверждено Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в РФ (далее — Положение № 244). Оно устанавливает порядок проведения в РФ государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется для оценки:

— качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

— фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов. Согласно ч. 3 ст. 216.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) основанием проведения государственной экспертизы условий труда могут стать:

— обращения органов исполнительной власти;

— определения судебных органов;

— обращения работодателей, объединений работодателей;

— обращения работников;

— обращения профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

В соответствии с ч. 4ст. 216.1 ТК РФ лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

— беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

— запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

— проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

Работники, которым поручено осуществление государственной экспертизы условий труда, обязаны:

— по результатам экспертизы составлять заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять данные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования РФ;

— обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

— обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Государственной экспертизе условий труда подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Перечень документации и материалов, которые необходимо предоставить на государственную экспертизу условий труда, определяется Минз-дравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

На основании п. 4 Положения № 244 документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Федеральную службу по труду и занятости. Документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, — в органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда.

При проведении государственной экспертизы условий труда органы исполнительной власти имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти документация и материалы регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти.

Руководитель соответствующего структурного подразделения органа исполнительной власти формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда, а также подготовку проекта экспертного заключения.

При проведении государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документов и материалов, но не может превышать одного месяца. Срок проведения государственной экспертизы условий труда в исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Если при проведении государственной экспертизы условий труда будут предоставлены документация и материалы, не соответствующие установленным требованиям, то орган исполни-

тельной власти в срок не более семи дней со дня регистрации документации и материалов обязан уведомить об этом заказчика.

В случае если заказчик не устраняет указанные нарушения, орган исполнительной власти через месяц с момента регистрации указанных материалов и документов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные на экспертизу документы и материалы.

По результатам государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Экспертное заключение содержит обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти. Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения должны храниться органами исполнительной власти в течение пяти лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ. В соответствии с п. 14 Положения № 244 заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.

Уголовная ответственность за нарушения охраны труда. Ответственность за нарушение трудового законодательства, и в частности охраны труда, как дисциплинарную, так административную и материальную, а в соответствующих случаях и уголовную несут виновные должностные лица, работодатель. Работники же за нарушение инструкций по охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях к материальной и уголовной ответственности.

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. В соответствии со ст. 209 ТК РФ она включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя.

Конкретные обязанности работодателя в этой сфере изложены в ст. 212 ТК РФ.

Особо отметим, что каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, обязан создать службу по охране труда или ввести должность специалиста по охране труда (ст. 217 ТК РФ).

Обратите внимание, в ст. 217 ТК РФ речь идет только о производственной деятельности. Производственная деятельность — это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. К ней относятся производство и переработка различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ). Исходя из приведенного определения, к такой деятельности относится, в том числе, оказание различных видов услуг (довольно широкое понятие). Кроме того, функционирование практически любой современной компании напрямую связано с использованием компьютеров, оборудования, механизмов и других технических средств.

Если численность работников не превышает 50 чел., руководитель организации принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики и видов деятельности компании (ст. 217 ТК РФ).

При отсутствии у работодателя службы по охране труда (штатного специалиста по охране труда) ее функции осуществляет руководитель организации или другой работник, уполномоченный на это приказом или распоряжением руководителя. Для выполнения указанных функций работодатель может привлечь сторонние специализированные организации или специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда.

Обратите внимание, подобные организации подлежат обязательной аккредитации. Свои услуги они оказывают на основании обыкновенного договора возмездного оказания услуг (гражданско-правовой договор).

Специалисты по охране труда обязаны иметь соответствующую подготовку или опыт работы в данной области. Конкретные требования, предъявляемые к уровню образования и квалификации такого специалиста, его должностные обязанности установлены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Этот документ актуален и по нынешний день.

В соответствии со ст.419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и

иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от состава нарушения к ним могут применяться также меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Уголовным кодексом РФ (УК РФ) предусмотрена ответственность за действия, которые грубо попирают положения законодательства о труде и охране труда, либо которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например причинение вреда здоровью либо гибель людей. К числу уголовных преступлений, нарушающих законодательство об охране труда, можно отнести следующие статьи УК РФ:

— 143 «Нарушение правил охраны труда»;

— 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»;

— 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»;

— 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»;

— 218 «Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий»;

— 219 «Нарушение правил пожарной безопасности».

Субъектами (виновными лицами) преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, в случае если они не приняли меры к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1991 № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»), К таким лицам могут относиться руководитель организации и его заместители, а также должностные лица организаций: главные инженеры, главные специалисты и др.

Ответственность по данному преступлению предусмотрена за неосторожные действия (бездействие), в результате которых при нарушении правил охраны труда был причинен тяжкий вред здоровью. Неосторожная вина может быть выражена в форме легкомыслия или небрежности.

К ответственности за нарушение законодательства об охране труда должны быть в первую очередь привлечены лица, отвечающие в организации за обеспечение охраны труда на участке работ, где произошел несчастный случай. Руководители организации, должностные лица в подобных случаях могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) или халатность (ст. 293 УК РФ). Разграничение таких преступлений должно проводиться исходя из обязанностей, возложенных на конкретное должностное лицо. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, будет лицо, на которое непосредственно возложена обязанность за обеспечение безопасных условий труда и которое игнорировало либо недобросовестно исполняло эту обязанность. А субъектом преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, например, будет являться лицо, которое в силу своего служебного положения обязано было иметь информацию о том, как обстоят дела по обеспечению безопасности на каждом участке работ и принять соответствующие меры, чтобы несчастный случай на производстве не произошел.

Обратите внимание, ст. 215—219 УК РФ предусмотрены и специальные составы преступлений. Они являются специальными, так как затрагивают специфические сферы жизнедеятельности общества и применимы только к отдельным видам работ.

При квалификации преступлений по ст. 143, 215—219 УК РФ необходимо знать, что данные преступления могут быть совершены только по неосторожности. При наличии косвенного или прямого умысла на совершение преступлений, предусмотренных ст. 143, 215—219 УК РФ, содеянное будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное другими статьями УК РФ.

При разграничении составов преступлений, предусмотренных нормами ст. 215—219 УК РФ и ст. 143 УК РФ, имеет значение личность потерпевшего. Потерпевшим от преступления, ответственность за которое предусмотрена по ст. 143 УК РФ, может быть только лицо, имеющее трудовые отношения

с работодателем, а потерпевшим при совершении преступлений, предусмотренных ст. 215—219 УК РФ, — любое лицо, независимо от наличия трудовых отношений у него с данной организацией (работодателем).

Преступление, состав которого предусмотрен ст. 143 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 200тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес., либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Данное преступление имеет весьма мягкую санкцию и вызвано особенностями субъективной стороны преступления (неосторожная форма вины). Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Отметим, что к ответственности по ч. 2ст. 143 УК РФ (квалифицированный состав преступления) виновного можно привлечь только, если такие действия (бездействие) повлекли смерть человека по неосторожности.

Список литературы

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

2. Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.

3. О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ: постановление Пленума Верховного Суда РФ от23.04.1991 № 1.

4. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

5. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.