н
Чеботарёва Т. В. Охрана прав и свобод несовершеннолетних потерпевших по уголовным делам...
оперативную информацию реализовать довольно сложно. ЭБ и ПК проводят комплекс оперативно-розыскных меро- и
Это обусловлено рядом причин. Во-первых, по первичной приятий по изобличению подозреваемых лиц в совершении с
оперативной информации зачастую сложно определить, преступления. По окончании оперативной проверки все ^
какая преступная схема используется злоумышленниками собранные материалы передаются в следственные подраз- и
при хищении денежных средств. Во-вторых, для докумен- деления для возбуждения уголовного дела. С
тального подтверждения факта хищения денежных средств с Несколько иначе обстоит дело, когда мы планируем р
использованием преступной схемы, необходимо проведение проведение оперативной проверки первичной информации к
силами ЦБ документальной проверки кредитной организа- о хищении денежных средств, совершаемых рядовыми со-
ции. В-третьих, только ревизоры ЦБ выявят документы, в трудниками кредитного учреждения. В этой ситуации мы Я
которых будут отражены следы совершённого преступления. можем рассчитывать на помощь руководства кредитной е
В свою очередь, сотрудники подразделений ЭБ и ПК организации не только в осуществлении намеченных ме- тз
на основе имеющейся оперативной информации могут роприятий, но и в проведении внутреннего аудита. Основу у
ориентировать ревизоров ЦБ на приоритетные направления материалов проверки поступившей первичной информации г
финансовой проверки кредитной организации. Оперативное составят результаты оперативно-розыскных мероприятий к
сопровождение проводимой ЦБ проверки позволит собрать вместе с выводы по проведенному аудиту. По окончанию г
доказательную базу преступной деятельности разрабаты- оперативной проверки все собранные материалы направ- у
ваемых лиц. Получив от Центрального банка результаты ляются в следственное подразделение для принятия про- к
финансовой проверки кредитной организации, сотрудники цессуального решения. в
Список литературы §
1. АСВ и МВД РФ договорились о сотрудничестве [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной е корпорации «Агентство по страхованию вкладов». - URL: http://www.asv.org.ru/agency/for_press/pr/285524 (дата обращения: р 22.04 2017). М
2. Информационное сообщение о подписании Соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел В Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Цен- Р трального банка России. - URL: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=040518_1025_fed-slujba1.htm (дата обращения: 21.04.2017). о
3. Тимофеев, А. В. Выявление и раскрытие киберпреступлений в кредитно-финансовой сфере // Вестник Санкт- с Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 137-140. §
4. Тимофеев, А. В. Некоторые критерии оценки лиц, причастных к преступлениям в сфере налогообложения // Вестник ^ Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 3 (67). - С. 81-84.
s
© Тимофеев А. В., 2017 5
УДК 343
Т. В. Чеботарёва
ЧЕБОТАРЁВА Татьяна Владимировна
Аспирант кафедры уголовного процесса ФГБОУ ВО Саратовской государственной юридической академии Адрес: Россия, 410056, Саратов, ул. Вольская, д. 1 Тел.: 8 (917) 204-88-80 E-mail: [email protected]
CHEBOTARYOVA Tatyana Vladimirovna
Graduate student of department of criminal trial of the Saratov state juridical academy
Address: Russia, 410015, Saratov, Volskaya str., 1
Ph.: +7 (917) 204-88-80 E-mail: [email protected]
Охрана прав и свобод несовершеннолетних потерпевших по уголовным делам о преступлениях против их половой неприкосновенности
Protection of the rights and freedoms of the minor victims on criminal cases about crimes against their sexual integrity
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - проблеме посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних. В статье затрагиваются проблемы охраны прав и свобод несовершеннолетних потерпевших по делам о преступлениях против их половой неприкосновенности и предлагаются пути их решения. Автором рассматриваются особенности уголовно-процессуального статуса несовершеннолетних потерпевших по делам о половых преступлениях. Ключевые слова: несовершеннолетние, потерпевшие, половая неприкосновенность, охрана прав и свобод.
о
Article is devoted to an actual problem of modern society - infringement of sexual inviolability of minors. In article issues of protection of the rights and freedoms of the minor victims on cases of crimes against their sexual integrity are touched and ways of their solution are proposed. Features of the criminal procedure status of the minor victims on cases of sexual crimes are considered by the author.
Keywords: minors, victims, sexual inviolability, protection of the rights and freedoms.
Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации, «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».
В ст. 6 УПК Российской Федерации защита прав потерпевших называется первоочередной задачей уголовного судопроизводства. Участие несовершеннолетнего в качестве потерпевшего является обстоятельством, требующим установления специальных мер защиты его прав и особого отношения к нему в ходе производства по уголовному делу.
Особенности процессуального статуса несовершеннолетнего потерпевшего обусловлены в первую очередь специ-
фикой развития его личности. В силу возраста он не может в полной мере самостоятельно осуществлять свои процессуальные права и исполнять обязанности, а также представлять свои интересы в ходе производства по уголовному делу.
Неверное применение уголовно-процессуальных норм влечёт за собой нарушение следующих конституционных прав и гражданских свобод несовершеннолетних потерпевших:
1) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);
2) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ);
^ 3) право на представительство со стороны родителей
2 интересов своих несовершеннолетних детей либо право на ^ представительство со стороны иных законных представителей (ст. 38 Конституции РФ); ^ 4) судебная защита прав и свобод (ст. 46 Конститу-
^ цииРФ);
5) право на получение квалифицированной юридиче-^ ской помощи, а также право пользоваться помощью адвоката у (защитника) (ст. 48 Конституции РФ);
£ 6) право не свидетельствовать против самого себя и
близкихродственников (ст. 51 Конституции РФ); ^ 7) право потерпевшего от преступления на государ-
;>| ственную защиту его интересов и доступ к правосудию, в се том числе право на компенсацию причинённого ущерба си (ст. 52 Конституции РФ) и другие.
§ Национальная стратегия действий в интересах детей
на 2012-2017 гг. одной из самых опасных проблем современ-ве ного российского общества называет насилие над детьми 8 [1]. При этом большая часть преступлений против жизни, ^ здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолет-° них совершается лицами, которые по законодательству РФ ° обязаны заботиться о них. Это крайне опасная тенденция. ^ Уголовные дела о преступлениях против половой не-
^ прикосновенности несовершеннолетних занимают второе ю место среди всех уголовных дел, рассмотренных судами Рос-&1 сийской Федерации, в которых потерпевшими выступают 5 лица, не достигшие 18 лет. По данным уголовной статистики, ^ в РФ на сексуальные посягательства против несовершеннолетних приходится 10 % от общей доли преступлений ан такого рода. Нужно отметить, что в крупных городах доля и таких преступлений значительно выше, чем в небольших [2]. « Рядом законодательных актов Российской Федера-
ни ции, а также международных договоров, устанавливаются о определённые нормы для защиты несовершеннолетних пода терпевших от нарушения их прав, а также профилактики преступлений против их половой неприкосновенности.
7 мая 2013 г. Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (далее - Конвенция) [3]. Согласно ст. 5 Конвенции, одной из профилактических мер предупреждения совершения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних являются закрепленные в законе нормы, обеспечивающие недопущение к трудовой деятельности, предусматривающей тесное общение с детьми, лиц, судимых за совершение преступлений подобного рода. Указанные меры прежде всего распространяются на сотрудников органов образования, здравоохранения, социальной защиты, а также сферы спорта, культуры и досуга.
Российское законодательство, в свою очередь, также существенно ограничивает лицам, привлекавшимся к уголовной ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, занятия определенными видами деятельности. Например, ст. 331 Трудового кодекса устанавливает, что к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права заниматься такой деятельностью на основании вступившего в законную силу приговора суда, а также имевшие или имеющие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию (кроме лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) в связи с преступлениями против половой неприкосновенности или половой свободы личности.
Конвенция (ч. 1 ст. 10) возлагает на государства-участники обязанность обеспечить тесное сотрудничество ведомств, занимающихся защитой детей от преступлений против их половой неприкосновенности. Поскольку эта проблема порождается совокупностью различных причин, для эффективной борьбы с такими преступлениями требуется взаимодействие различных государственных органов.
В Российской Федерации на федеральном и местном уровне деятельность по защите и охране прав детей осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указанные комиссии осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, охраняют их от всех форм дискриминации, насилия, грубого обращения, сексуальной и другой эксплуатации [4]. Свои функции комиссия по делам несовершеннолетних реализует с помощью выполнения раз-
личных государственных программ, индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении.
Однако стоит заметить, что в связи с высокой загруженностью и недостатком сотрудников, а также высокопрофессиональных кадров, способных работать с несовершеннолетними потерпевшими, вопросам предупреждения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также реабилитации последних после совершения в отношении них преступлений подобного рода уделяется очень мало внимания.
Работа комиссий по делам несовершеннолетних в свете рассматриваемой нами проблемы сводится к предупреждению только сексуальной эксплуатации (например, проституции). Но практика показывает, что чаще всего несовершеннолетние становятся жертвами преступлений против их половой неприкосновенности [5].
Одной из целей Конвенции (ч. 2 ст. 1) является создание в государствах-участниках механизма мониторинга для изучения и оценки распространенности половых преступлений против несовершеннолетних. Но отсутствие в Российской Федерации органа, координирующего деятельность различных органов по защите детей от преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не позволяет сделать это.
В то же время преступления рассматриваемой нами категории обладают высокой степенью латентности. Уголовная статистика же берёт в расчёт только зарегистрированные преступления. Поэтому в ч. 2 ст. 10 Конвенции предлагается для объективной оценки ситуации, помимо уголовной статистики, учитывать также данные различных государственных организаций, оказывающих помощь несовершеннолетним потерпевшим по преступлениям рассматриваемой нами категории.
Большая часть преступлений против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних совершается в семье или лицами, с которыми они были хорошо знакомы [6]. Таким образом, находясь в зависимом положении от взрослых, с которыми ребёнок проживает либо тесно общается (тренер, учитель), несовершеннолетний может скрыть факт насилия, что нередко поощряют по различным причинам и окружающие, которым стало известно об этом. Это еще раз подтверждает доводы о высокой латентности данного вида преступлений.
Некоторые лица, которые в процессе профессиональной деятельности часто контактируют с детьми (врачи, учителя), зачастую получают доступ к информации личного характера. В то же время ст. 12 Конвенции гласит:
1. Каждая Сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, обеспечивающие, чтобы правила соблюдения конфиденциальности, которые установлены внутренним законодательством в отношении некоторых специалистов, работающих с детьми, не препятствовали тому, чтобы у них была возможность сообщения службам, ответственным за защиту детей, о возникновении любой ситуации, когда они имеют основания полагать, что ребёнок стал жертвой сексуального насилия или сексуальной эксплуатации.
2. Каждая Сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, с целью поощрения любых лиц, владеющих информацией или имеющих добросовестные подозрения о фактах сексуальной эксплуатации или сексуального насилия в отношении детей, сообщать о таких фактах компетентным органам.
В отечественном законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие лиц, работающих с несовершеннолетними, передавать информацию о совершенном на них посягательстве, в целях соблюдения Конституции РФ, а именно сохранения тайны личной жизни. Только ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 5 ч. 1 ст. 13) позволяет разглашать врачебную тайну в целях информирования правоохранительных органов о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинён в результате действий противоправного характера. В то же время практика свидетельствует, что далеко не во всех случаях преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего причиняет ему физический вред.
Федеральный закон (далее - ФЗ) от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве», вступивший в силу 1 января 2015 г., существенно расширяет права несовершеннолетних потерпевших на защиту от преступлений против половой
Чеботарёва Т. В. Охрана прав и свобод несовершеннолетних потерпевших по уголовным делам.
неприкосновенности, а также реализует ст. 31 Конвенции относительно профилактики таких преступлений [7].
К таким мерам можно отнести:
1) обеспечение дознавателем, следователем или судом участия адвоката в качестве представителя потерпевшего по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 16 лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности (ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ). В этом случае расходы на адвоката компенсируются за счёт средств федерального бюджета;
2) при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно (ч. 4 ст. 191 УПК РФ);
3) сокращение длительности допроса в зависимости от возраста потерпевшего и возможность проведения видеозаписи данного следственного действия. Применение видеозаписи является обязательным при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, когда несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель возражают этого против (ч. 5 ст. 191 УПК РФ).
4) запрещение распространения информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекших причинение вреда здоровью несовершеннолетнего или его психическое расстройство, или другие тяжкие последствия (ч. 3 ст. 137 УК РФ);
5) получение потерпевшим либо его законным представителем в обязательном порядке сведений о прибытии осуждённого к лишению свободы к месту отбывания наказания, о выездах его за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени его освобождения из мест лишения свободы в случае, если потерпевший либо его законный представитель подадут соответствующее ходатайство до окончания прений сторон (п. 21.1 ст. 42 УПК РФ);
6) получение потерпевшим либо его законным представителем права требовать от администрации учреждения, исполняющего наказание, уведомления об освобождении осуждённого при наличии соответствующего определения или постановления суда, при этом администрация обязана уведомить об этом не позднее, чем за 30 дней до освобождения осуждённого и при досрочном освобождении осуждённого - в день освобождения (ст. 172.1 УИК РФ).
Очевидно, что данные изменения следует оценивать положительно. Но всё же, на наш взгляд, в них имеются довольно существенные противоречия. Например, при проведении допроса на стадии предварительного следствия по делам о преступлениях против половой неприкосновенности участие психолога является обязательным (ч. 4 ст. 191 УПК РФ). Однако правила допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в судебном заседании не изменились. Согласно ч. 1 ст. 280 УПК РФ, при допросе несовершеннолетних свидетелей или потерпевших в возрасте до 14 лет, а в некоторых случаях и с 14 до 18 лет, присутствует только педагог. Как же получилось, что при допросе в рамках судебного заседания участие психолога стало необязательным?
Педагог, исходя из определения, содержащегося в ст. 5 УПК РФ, - это лицо, выполняющее функции обучения и воспитания в образовательной организации, т.е. он не должен иметь специальных познаний в области психологии несовершеннолетних. Но в судебном заседании потерпевшему вновь придётся повторно проговаривать свои показания, данные на стадии предварительного следствия, и повторно отвечать на всё те же вопросы. На наш взгляд, участие психолога на данной стадии уголовного судопроизводства не менее важно, чем на предварительном следствии. Компенсировать моральную травму от, по сути, повторного допроса сможет только психолог.
В этой связи считаем возможным внести в ст. 280 УПК РФ поправку, аналогичную правилу, закрепленному в ч. 4 ст. 191 УПК РФ, согласно которой при проведении
допроса в судебном заседании несовершеннолетнего по- щ терпевшего и свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо с достигшего этого возраста, но страдающего психическим ^ расстройством, по уголовным делам о преступлениях про- и тив половой неприкосновенности, является обязательным С участие психолога. р
Важнейшим упущением законодателя является также к то, что указанный ФЗ не затронул стадии проверки сообще- -ния о преступлении. Ведь на данном этапе уже происходит Я взаимодействие несовершеннолетнего с правоохранитель- е ными органами посредством проверочных мероприятий, б принимаются важнейшие решения, но ни порядок её про- у ведения, ни положения, касающегося охраны прав несо- г вершеннолетних потерпевших. Эти вопросы практически к не урегулированы. г
Говоря об охране прав и свобод несовершеннолетних у потерпевших, нельзя не сказать и о профессионализме со- к трудников правоохранительных органов, принимающих в участие в уголовном судопроизводстве по преступлениям р против половой неприкосновенности несовершеннолет- и них. Принципы взаимодействия с несовершеннолетними е потерпевшими по рассматриваемой нами категории дел во а многом отличаются от работы со взрослыми. Недопустимо м проводить следственные действия без поправок на возраст щ и учёта особенностей детской психики. &
Отсутствие представлений об особенностях детской р психологии значительно снижает эффективность взаимо- с действия следователя с несовершеннолетним потерпевшим, и что не может не сказаться на охране и защите их прав как в 3 ходе предварительного расследования, так и на дальнейших стадиях уголовного судопроизводства. (
В целях защиты имущественных и неимущественных 5 прав несовершеннолетних потерпевших ст. 160.1 УПК РФ & «Меры по обеспечению гражданского иска» устанавливает, 0 что в ходе предварительного расследования следователь, 7 дознаватель обязаны принять меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причинённый подозреваемым, обвиняемым, стоимость которого обеспечивает возмещение причинённого имущественного вреда, и по наложению ареста на данное имущество.
По данным статистики, за последние 5 лет судами РФ было рассмотрено: в 2011 г. - 147097, в 2012 г. - 134630, в 2013 г. - 125779, в 2014 г. 101652, в 2015 г. - 112312 гражданских исков в уголовном процессе [8]. Всего в 2013 г. было зарегистрировано более 2,2 млн. преступлений, из чего следует, что только по каждому семнадцатому зарегистрированному преступлению судами были рассмотрены гражданские иски [9]. Такое положение, конечно, нельзя признать удовлетворительным.
По мнению Н.М. Гордеевой, гражданские иски на возмещение морального и материального ущерба, причинённого несовершеннолетнему, заявляются нечасто, в основном из-за формального подхода следователя к разъяснению несовершеннолетнему потерпевшему и его законному представителю такой возможности [10].
На наш взгляд, компенсация вреда, причинённого несовершеннолетнему посредством совершения в отношении него преступления против половой неприкосновенности, является крайне важной. Посягательства такого характера на несовершеннолетних оставляют неизгладимый след на их физическом и психическом здоровье. Нетрудно догадаться, что курс реабилитации пострадавшего ребенка потребует значительных финансовых вложений.
Таким образом, в целях совершенствования охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против их половой неприкосновенности, а также для профилактики и предупреждения таких преступлений мы предлагаем принять ряд мер по совершенствованию следственной работы, процессуального и иного законодательства:
- проведение специальной подготовки следователей, работников прокуратуры, осуществляющих надзор за соблюдением законов при расследовании уголовных дел данной категории и поддерживающих государственное обвинение по ним в суде, в т.ч. по вопросам психологии и педагогики применительно к личности несовершеннолетних потерпевших;
- усиление прокурорского надзора, ведомственного контроля, развитие межведомственного взаимодействия по
вопросам, возникающим в ходе расследования преступле-2 ний против половой неприкосновенности несовершенно-^ летних;
Zn - совершенствование уголовно-процессуального
^ законодательства относительно расширения прав несовер-^ шеннолетних потерпевших путём внесения предложенных ^ нами поправок к ст. 280 УПК РФ;
^ - недопущение к профессиональной деятельности,
у предусматривающей регулярные контакты с детьми, лиц, о О,
^ Список литературы
га 1. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. : Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г.
S № 761 // СЗ РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
2. О положении детей в Российской Федерации : Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ от 17 ноября ^ 2011 г. [Электронный ресурс] // СПС Гарант. - Режим доступа: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55087983 (дата § обращения: 11.10.2016).
3. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (CETS g № 201) // Бюллетень международных договоров. - 2014. - № 6. - С. 15-54.
И 4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон
^ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/ (дата fn обращения: 10.11.2016).
« 5. Дьяченко, А. П. Исполнение Россией европейских стандартов о защите несовершеннолетних от сексуальной экс-
^ плуатации и сексуального злоупотребления / А.П. Дьяченко, Е.И. Цымбал // Lex Russica. - 2016. - № 3. - C. 183-194. ^ 6. Догадина, М. А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших /
^ М. А. Догадина, Л. О. Пережогин // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - № 4. - С. 10-16.
н 7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенство-
ван вания прав потерпевших в уголовном судопроизводстве : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ (в ред. ^ от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (ч. I). - Ст. 6997.
^ 8. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей
се [Электронный ресурс] // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/ ^ index.php?id=79 (дата обращения: 03.11.2016).
д 9. Состояние преступности: январь-декабрь 2013 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства
^ внутренних дел РФ. - URL: http://mvd.ru/ Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734 (дата обращения: 03.11.2016). У 10. Гордеева, Н. М. Способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в российском
га уголовном процессе / Н. М. Гордеева // Судья. - 2015. - № 7. - С. 12-17.
© Чеботарёва Т. В., 2017
УДК 343.77 В. М. Шеншин
ранее судимых за сексуальную эксплуатацию или сексуальные злоупотребления.
Вносимые предложения, на наш взгляд, позволят усилить защиту и охрану прав и свобод несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против их половой неприкосновенности, что в полной мере отвечает принципам и назначению российского уголовного судопроизводства.
ШЕНШИН Виктор Михайлович
Преподаватель кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат юридических наук
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (951) 684-13-20 E-mail: [email protected]
SHENSHIN Victor Mikhailovich
Lecturer in constitutional and administrative law of the faculty (team) of the Saint-Petersburg military Institute of national guard troops of the Russian Federation, Candidate of Juridical Sciences Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (951) 684-13-20 E-mail: [email protected]
Криминализация и пенализация экологических преступлений как методы реализации уголовно-экологической политики России
Criminalization and penalization of ecology crimes as methods of realization of criminal ecological policy of Russia
В статье рассматриваются такие методы реализации уголовно-экологической политики, как криминализация и пенализация. Предлагаются меры, направленные на улучшение уголовного экологического законодательства.
Ключевые слова: криминализация, пенализация, экологические преступления, уголовно-экологическая политика.
The article is devoted to the problems of realization such methods of criminal ecology policy in Russia as criminalization and penalization. The measures aimed at the improvement of criminal ecological legislation are suggested. Keywords: criminalization, penalization, eulogy crime, criminal ecological policy.
Рациональное природопользование и вызванное в связи с этим обеспечение экологической безопасности в настоящее время приобретают тенденцию к устойчивому развитию и относятся к числу приоритетных задач Российского государства. Для решения таких задач вырабатывается система мероприятий, значительное место в которой уделено уголовно-правовым средствам.
Научный подход в выработке проблем криминализации экологических преступлений вызван динамикой их
развития, приданием им общественной опасности, что обуславливается состоянием окружающей среды и её воздействием на качество жизнедеятельности человека.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) 1996 г. предусматривает усиление уголовной ответственности за нарушение окружающей среды.
С.А. Боголюбов по этому поводу указывал: «Норм об охране окружающей среды стало в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свиде-