ê
ных коли-форм и энтерококков, гарантирующие эпидемиологическую безопасность в отношении патогенных энтеробактерий.
2. Выявлено, что более длительному выживанию кишечной микрофлоры в почве способству-вуют наличие источников питания, постоянно пониженных температуры и влажности почвы, однократное воздействие повышенной температуры (50—60 °С).
3. Показана индикаторная значимость коли-фага в отношении загрязнения почвы энтеро-вирусами. Концентрация коли-фага на уровне 10 БОЕ/г и более свидетельствует об инфицировании почвы энтеровирусами.
Литература
1
Мерешок Г. В., Кречун А. И., Усатая А. С. Санитарно микробиологическая оценка почвенного покрова.— Ки шинев, 1981. —С. 1—8.
2. Методы санитарно-микробиологического исследования объектов окружающей среды/Под ред. Г. И. Сидоренко. — М., 1978.
3. Ministerium für Gesundheitswesen der DDR (MfGe): Ausgewählte bodenhygienische Untersuchungsmethoden.—• 1. Lieferung. — Berlin, 1976; 2 — Lieferung. — Berlin, 1978; 3. Lieferung. — Berlin, 1985.
4. Möller F. Die Senbestreinigung fäkal Kontaminierter Böden. Diss. — Jena, 1984.
5. Möller F., Stettnisch ВKrannich K., Härtel I.// Z. ges. Hyg. — 1985. — Bd 31. — S. 237—241.
Поступила 16.02.87
Summary. The survey was undertaken to determine permissible soil concentrations of fecal coliforms and Entero-coccus ensuring safety in terms of pathogenic enterobacte-ria. Indicated coliphage significance for assessing the degree of enterovirus-associated soil contamination is demonstrated. Parameters promoting intestinal microflora survival in soil are defined.
УДК 614.77:616.995.1-084
H. А. Романенко
ОХРАНА ПОЧВЫ КАК САНИТАРНО-ГЕЛЬМИНТОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марцинов
ского Минздрава СССР, Москва
Из всех объектов окружающей среды почва наиболее часто загрязняется яйцами и личинками гельминтов. Это происходит при использовании в качестве удобрений необеззараженных от яиц гельминтов нечистот, сточных вод и их осадков, навозных стоков, а также при отсутствии или неудовлетворительном содержании уборных и нарушении санитарных правил очистки населенных мест.
> Получившее в последние годы широкое рас-ространение служебное и любительское собаководство, наличие бродячих собак и кошек приводят к загрязнению почвы территорий домовладений, садов, парков, детских учреждений (особенно песочниц) яйцами токсокар.
Способность личинок токсокар мигрировать в жизненно важные органы (глаза, мозг, печень, легкие и т. д.) и поражать их приводит к заболеванию, описанному как симптомокомплекс «Larva migrans» или ларвальный токсокароз. Данный гельминтоз нередко заканчивается инвалидностью и даже смертью больных, особенно детей.
Интенсивность загрязнения почвы яйцами гельминтов во многом зависит от уровня пораженное™ населения и домашних животных гель-минтозами, санитарного благоустройства населенных мест и домовладений, а также от эффективности методов обеззараживания фекалий, бытового мусора, сточных вод и их осадков, навоз-щых стоков, норм и способов внесения послед-
них в почву, санитарнои культуры населения.
Больше всего яиц гельминтов обнаруживается в почве на территории дворов и огородов индивидуальных и коммунальных домовладений, детских учреждений весной и осенью, меньше — летом. Так, например, В. Ф. Бурмакина [3] в одном из очагов аскаридоза в Таджикской ССР обнаруживала яйца аскарид в почве дворов; весной в 46,9 % исследованных проб, летом в 5,4%, осенью в 13,9% и зимой в 34,4%. Г. П. Марченко и соавт. [10] сообщают, что в очагах аскаридоза в Винницкой области 46,8%, а в Краснодарском крае 43,2 % проб почвы с территории дворов, садов и огородов содержали яйца аскарид.
В результате наших исследований 503 проб почвы из 6 районов Москвы яйца токсокар обнаружены в 28 % проб с территорий детских дошкольных учреждений и в 11,4% — с территорий скверов и лесопарков. Наиболее часто (16— 26%) яйца токсокар обнаруживались в пробах, взятых из песочниц и около них [5].
При исследовании 1380 проб почвы из различных городов и районов Литовской ССР яйца токсокар обнаружены в 8,1 % проб, взятых с территории дворов индивидуальных домовладений, в 10,8% — с территорий парков и скверов, в 5,7 % — с территорий детских учреждений [1]. В. А. Давидянц [7] указывает, что в Армянской ССР яйца токсокар обнаружены в почве дворов коммунальных домовладений в городах
в 42,8 % проб, в городских скверах и парках — соответственно в 34,6 и 28,4 % проб.
Большую частоту обнаружения яиц токсокар в почве дворов коммунальных домовладений автор объясняет более частым выгулом домашних собак, а также ночными набегами бродячих собак во дворы жилых домов в поисках пищи. Количество жизнеспособных яиц токсокар в почве составляло 55,5%, причем после увеличения с 33,6 % в марте до 89,9 % в мае оно резко уменьшалось до 23,1 и 14,9% в июле и августе соответственно и вновь повышалось в сентябре — октябре до 86,5 %.
В. Р. Гораш и М. И. Алексеева [6] показали, что в Кишиневе наиболее обсеменена яйцами токсокар почва индивидуальных домовладений (50% обследованных дворов), парков и скверов (42,9%). На этих же объектах выявлен наибольший процент положительных проб (57,1 и 21,4 соответственно). В среднем по городу обсемененным оказался каждый 5-й обследованный объект, в каждой 10-й пробе почвы обнаруживались яйца токсокар. Несколько иная закономерность загрязнения яйцами гельминтов отмечается на орошаемых полях: наибольшая летом, наименьшая зимой и ранней весной [9, 12]. Авторы объясняют это тем, что в летний период применяют более высокие, чем зимой и ранней весной нормы полива сточными водами.
Попадание яиц гельминтов в почву по-разному отражается на их дальнейшей судьбе. Для яиц геогельминтов (аскариды, власоглавы, анкило-стомиды и др.) почва является средой, где они при наличии благоприятных условий (температура 12—15°С, влажность 6—12% и более) за определенный промежуток времени развиваются до инвазионной стадии, для яиц биогельминтов (тенииды, описторхисы, дифиллоботрииды и др.) — лишь местом временного пребывания. Однако и в том и в другом случае яйца всех видов гельминтов определенное время могут находиться в почве в жизнеспособном состоянии и представлять опасность для здоровья человека и животных.
Долгое время считали, что сроки выживаемости яиц геогельминтов (аскарид) в почве незначительны и колеблются от 10 до 14 мес [4].
В настоящее время в различных регионах нашей страны проведены специальные исследования, показавшие, что яйца аскарид могут выживать в почве до 5—7 и даже до 12—14 лет [2, 11, 14], власоглавов — до 3—3,5 лет [16], тениид — до 6—7 мес [13].
Значительная степень диссеминации и длительные сроки выживаемости яиц гельминтов в почве сказываются и на загрязненности ими других объектов окружающей среды. Так, например, овощи и ягоды могут загрязняться яйцами гельминтов при выращивании или складировании их без тары на загрязненной почве, водоемы — при попадании в них паводковых или
дождевых стоков с территории населенных мест/' полей, удобряемых или орошаемых сточными водами, их осадками, нечистотами, навозными стоками [13].
Из загрязненной почвы яйца гельминтов могут попадать в жилые помещения (при заносе на обуви), на руки (при непосредственном контакте с почвой, орудиями труда), на предметы обихода, продукты питания (с пылью).
Оценивая различные пути заражения людей гельминтами (почва — овощи — рот, почва — руки — предметы обихода — руки — рот, почва — руки — овощи — рот, почва — руки — продукты питания), следует отметить, что почва является первичным и главным фактором передачи возбудителей геогельминтозов.
Представленные данные наглядно показывают, что в эпидемиологии ряда гельминтозов, особенно геогельминтозов, огромное значений имеет санитарное состояние почвы. Для успеш^ ного решения вопросов охраны почвы от загрязнения яйцами и личинками гельминтов в нашей стране проведены исследования, направленные на изыскание эффективных методов дегельминтизации нечистот, сточных вод, их осадков и других объектов окружающей среды. Так, например, для обеззараживания нечистот от яиц гельминтов рекомендуется применение тиазона в дозе 0,2—2%, аммиачной воды — 2,5% к массе нечистот, устройство «биотуалетов» [8,
12, 13].
Использование сточных вод и их осадков для орошения и удобрения почвы регламентируется санитарными правилами, утвержденными Минздравом СССР [15]. В соответствии с указанными правилами сточные воды могут быть использованы только для полива технических и кормовых культур, а также одно- и многолетних трав и только после их биологической очистки, а осадок сточных вод — после обеззараживай^^ одним из следующих, методов: термофильное сбраживания в метантенках или термосушкой; облучения инфракрасными лучами; анаэробной стабилизации с предварительным прогревом смеси сырого осадка с активным илом при температуре 60—65 °С в течение 1,5 ч; обезвоживания на фильтр-прессах или вакуумных установках с использованием извести в качестве коагулянта (при pH 11,0 и более); компостированием в течение 5—6 мес, из которых 1—2 мес должны приходиться на теплое время года, при условии достижения во всех частях компоста температуры не ниже 60°С; подсушивания на иловых площадках в условиях I и II климатических районов в течение 3 лет, III — 2 лет; IV — не менее 1 года.
Наиболее полно гигиеническим требованиям отвечает подпочвенное орошение сточными водами по гончарным перфорированным трубам, а также кротовинам, уложенным на глубине 40— 60 см. Показано, что ризосфера некоторых
Ьов растений (ячмень, просо, соя, подсолнечник) повышает биологическую активность почвы, что сокращает сроки ее самоочищения от яиц и личинок гельминтов на 31—49% [12].
Для оздоровления почвы от яиц и личинок гельминтов можно использовать 3 % раствор карбатиона из расчета 4 л на 1 м2 при температуре почвы 10—25 °С [12].
Необходимо продолжение исследований по изысканию эффективных средств и разработке новых методов охраны почвы от загрязнения яйцами и личинками гельминтов. Важное значение имеет проведение санитарной пропаганды, гигиеническое обучение населения и в первую очередь подрастающего поколения, что позволит успешно решать задачи по предупреждению загрязнения почвы инвазионным материалом и охране здоровья населения. г Работы в этом направлении должны вестись Ь участием коммунальной службы, мелиораторов, агрономов, инженеров, учителей, санитар-, ных врачей, специалистов ветеринарной службы.
Литература
1. Байоринене Д. В., Подадловскис Т., Рочкене А., Зво-линскене В. // Зуе1ка1;08 арэаг^а. Здравоохр. Лит. ССР.— 1981. —№ 8. —С. 20.
#
2. Брудастов А. И., Краснонос Л. Н. // Материалы научных конференций по проблемам медицинской паразитологии УзССР: М-во здравоохранения. Ученый мед. совет. — Ташкент, 1969.— С. 110—113.
3. Бурмакина В. Ф.// Научные труды по паразитологии. — Душанбе, 1965. —С. 91 —101.
4. Василькова 3. Г. Основы санитарной гельминтологии.—М., 1950.
5. Верета Л. Е., Романенко И. А., Кондратьева Л. В. // Армянский респ. съезд эпидемиологов, микробиологов и паразитологов, • 3-й Тезисы' докладов. — Ереван,
1983.—Ч. 2.— С. 112—113.
6. Гораш В. Р., Алексеева М. И. // Мед. паразитол. — 1985. —№ 1. —С. 77—80.
7. Давидянц В. А. // Армянский респ. съезд эпидемиологов, микробиологов и паразитологов, 3-й: Тезисы докладов.— Ереван, 1983. — С. 115—116.
8. Кевина В. Я., Аграноник Р. Я., Раманенко И. А. // Гиг. и сан.— 1975. —№ 4. — С. 471—472.
9. Ленкаускайте Ч. Л. // Ин-т гидротехники и мелиорации: Науч. конф., 9-я: Сборник сокращенных докладов.— Вильнюс, 1968. — С. 42—43.
10. Марченко Г. П., Майструк' П. Н., Романенко И. А. и др.//Мед. паразитол.— 1972. — №4. — С. 471—474.
11. Оганов Л. И., Александрова Н. И., Батурина Е. А.// Там же. — 1975. — № 1.—С. 104—105.
12. Романенко Н. А. Санитарная гельминтология, — М., 1982.
13. Романенко Н. А., Афанасьева А. Ф., Родин В. И., Гольдштейн Я. С.//Гиг. и сан.— 1986. — № 5.— С. 85—86.
14. Рухова А. М. //Сборник трудов Молдав. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены.— 1960. — Вып. 3. —С. 93—94.
15. Санитарные правила устройства и эксплуатации земледельческих полей орошения. — М., 1985.
16. Хижняк Н. И., Романенко Н. А.// Вопросы краевой инфекционной патологии. — Тюмень, 1974. — С. 188— 192.
Поступила 13.02.87
Summary. Highlighted are the data on dissemination and survival of helminths ovum in soil, its significance in contamination of other environmental objects and helminth epidemiology. Efficacy of some methods of soil, sewage, and waste water decontamination from helminths ovum is verified.
УДК 628.54
В. М. Перелыгин, В. Н. Павлов, В. П. Плугин, Н. И. Тонкопий,
Г. Ь. Шестопалова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ Щ ТОКСИЧНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ отходов
НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
К решению проблемы обезвреживания токсичных промышленных отходов были привлечены Институт физиологически активных веществ АН СССР, НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР и другие научные учреждения.
Проведенные исследования позволили разработать расчетный метод определения опасности воздействия промышленных отходов на окружающую среду. В основу данного метода положены следующие принципы: использование гигиенических регламентов и параметров токсикометрии, оценка класса опасности смеси сложного состава по ведущим компонентам, оптимальное сочетание сравнительно доступных гигиенических токсикологических и физико-хими-
ческих данных, позволяющих адекватно оценить вероятное вредное воздействие токсичных веществ на окружающую среду. При определении класса опасности учтены критерии вреднего воздействия: ПДК химических веществ в почве, ЬЭбо, концентрация компонентов в общей массе отходов, растворимость химических компонентов в воде, летучесть. Класс опасности можно установить по величине ПДК химических веществ в почве. При отсутствии сведений о гигиенических нормативах определение класса опасности проводится по величине ЬО50. Применение разработанных расчетных формул для классификации отходов по классам опасности позволило определить способы их обезвреживания, утилизации и захоронения на полигонах.
В связи с разработкой методов установления