Научная статья на тему 'Охрана окружающей среды при проектировании и эксплуатации подземных трубопроводов нефтегазовой отрасли на участках действия наземной нагрузки'

Охрана окружающей среды при проектировании и эксплуатации подземных трубопроводов нефтегазовой отрасли на участках действия наземной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
315
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дудников Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Охрана окружающей среды при проектировании и эксплуатации подземных трубопроводов нефтегазовой отрасли на участках действия наземной нагрузки»

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА УЧАСТКАХ ДЕЙСТВИЯ НАЗЕМНОЙ НАГРУЗКИ

Анализ условий эксплуатации трубопроводов нефтегазовой отрасли показывает, что в результате антропогенной деятельности и изменения ситуации в местах их прокладки принятые в годы его сооружения конструктивные решения зачастую не отвечают современным требованиям надежности и безопасности. Специфика указанных изменений обусловлена, прежде всего, возникновением значительных дополнительных нагрузок на подземный трубопровод от транспортной техники и всевозможного тяжелого наземного оборудования.

Под действием наземной нагрузки подземный трубопровод изгибается, что приводит к появлению в стенке труб продольных механических напряжений, в ряде случаев превышающих нормативные значения. Высокие механические напряжения повышают вероятность возникновения аварий с потерей герметичности трубопровода и выходом перекачиваемого продукта в окружающую среду с тяжелыми экологическими последствиям и возникновением пожароопасности.

Отметим некоторые особенности трубопроводной сети нефтегазовой отрасли. Трубопроводы являются линейно-протяженными сооружениями. Диаметры трубопроводов достигают до 1 420 мм. По трубопроводам перекачиваются жидкие и газообразные продукты, в т.ч. продукты, вредные для окружающей среды. В ряде трубопроводов внутреннее давление продукта достигает 10,0 МПа и более. Температура перекачиваемого продукта может иметь разные значения, достигающие в ряде случаев 80 С°. Основной конструктивной схемой укладки трубопроводов является подземная. Трубопроводы прокладываются в самых разнообразных топографических, геологических, гидрогеологических и климатических условиях. Они пересекают значительное количество железных и автомобильных дорог. Трубопроводы укладываются также под проезда-

ДУДНИКОВ Юрий Владимирович,

кандидат технических наук, руководитель Росприроднадзора РБ

ми, на территориях заводов и других промышленных предприятий.

В последние годы интенсивно развивается сеть трубопроводов газоснабжения в сельских населенных пунктах. Имеется большая сеть промысловых трубопроводов в подземном исполнении. Они часто пересекают автомобильные дороги без специальных несущих покрытий, по которым движется тяжелая колесная и гусеничная транспортная техника. При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту подземных трубопроводов производится вскрытие экскаваторами; тяжелая ремонтная техника переезжает подземный трубопровод. Все это требует исследования и решения проблем обеспечения целостности и сохранности подземных трубопроводов в условиях действия наземных нагрузок.

Следует отметить, что подземные переходы магистральных трубопроводов через кате-горийные автомобильные дороги, согласно действующим нормам и правилам [1], относятся к участкам первой или второй категории и сооружаются из труб с увеличенной толщиной стенки с целью обеспечения их прочности и надежности. Несмотря на это, иногда возникают про-

24

Ю.В. Дудников

блемы обеспечения прочности трубопроводов на указанных переходах из-за высоких механических напряжений в стенке труб, что связано с увеличением масс транспортных средств по сравнению с данными, заложенными при проектировании трубопровода, и сооружением новых дорог, пересекающих действующие магистральные трубопроводы, которые не учитывались на стадиях проектирования и строительства. Во всех вышеуказанных случаях требуется оценка уровня продольных механических напряжений в стенке подземного трубопровода с учетом действия не учтенных при проектировании наземных нагрузок. С целью решения указанной задачи были проведены исследования напряженно-деформированного состояния подземных трубопроводов под действием наземных нагрузок.

Трубопровод рассматривается как достаточно длинная гибкая балка, находящаяся под действием вертикального усилия от наземной нагрузки, изменяющейся с ростом перемещения усилий продольного и отпора грунтового основания.

Задача решена с использованием дифференциального уравнения четвертого порядка изгиба трубопровода [2]. При этом учтен тот факт, что изгиб трубопровода приводит к возникновению дополнительных продольных растягивающих усилий. Продольное усилие N в равновесном состоянии трубопровода после его прогиба зависит от начального продольного усилия Х0, возникающего из-за разности температур металла трубопровода при сооружении и эксплуатации, давления перекачиваемого продукта, величины прогиба трубопровода и продольных перемещений участков, прилегающих к нагруженному участку. В зависимости от значений начального продольного усилия и прогиба трубопровода суммарное продольное усилие может быть растягивающим, сжимающим и равным нулю. Проведены исследования всех этих возможных вариантов.

По результатам решения задачи получены аналитические выражения для максимального изгибающего момента М, продольного усилия N и максимального прогиба у трубопровода в виде

V =

Чо

а4 ЕЕ

V,

(3)

где Ч о - максимальное значение распределенного усилия, возникающего в результате действия наземной нагрузки и действующего на единицу длины трубопровода;

@ - модуль упругости материала трубы;

Е - момент инерции сечения трубы;

ш, а , — , - соответственно, безразмерные параметры изгибающего момента, продольного усилия и прогиба, определяемые в зависимости от нагрузок, действующих на трубопровод, геометрических характеристик трубопровода и свойств грунта.

Максимальное значение усилия, действующего на подземный трубопровод , определяется в зависимости от значений и вида наземной нагрузки (сосредоточенной или полосовой), характера распределения напряжения в грунте, возникающего от действия наземной нагрузки, глубины заложения и диаметра трубопровода. Параметр определяется в зависимости от вида и параметров наземной нагрузки, глубины заложения трубопровода. С учетом рекомендаций работ [3, 4] нами получены расчетные формулы для определения Ц0 и а.

Получены также расчетные формулы для определения параметров изгибающего момента ш, прогиба V и продольного усилия а . В зависимости от знака суммарного продольного усилия N (растягивающего или сжимающего) расчетные формулы для параметров ш, V и а будут различны. Так, для случая действия продольных сжимающих усилий X, выражения для

определения параметров а и — имеют вид

1

ф

1 + а + к

1

1 + к

0,5

(05 _ а)

-1

V 2

1 + а + к

1 + а - к

0,5

'к(к°'5 - а)]

+1

(4)

(5)

М = ^ © 0 а

N = аа ЕЕ

(1)

(2)

где к - безразмерный параметр сопротивления грунтового основания поперечным перемещениям (прогибу) трубопровода.

Охрана окружающей среды при проектировании..

25

В формулах (4) и (S) параметр X > 0,25 a2 и определяется по формуле

k =

К 9

a # EJ '

(6)

где к0 - коэффициент пропорциональности при сжатии грунтового основания; О - наружный диаметр трубы. Параметр продольного усилия в условиях действия сжимающего усилия N будет

a 2 р0 - zv ,

где

Д) =

I o

a2 EJ '

(U)

(8)

безразмерный параметр, определяемый в зависимости от исходных параметров наземной нагрузки, геометрических характеристик труб и физико-механических характеристик грунта, окружающего подземный трубопровод. Для определения 2 получена расчетная формула.

В соответствии с требованиями [I] на основе полученных нами аналитических зависимостей разработана методика расчета на прочность подземного трубопровода, находящегося под действием наземной нагрузки.

Разработанная методика расчета позволяет анализировать закономерности влияния исходных данных по нагрузкам и параметрам укладки трубопровода на перемещения и изгибающий момент, а также определять продольные напряжения в трубопроводе, находящемся под действием наземной нагрузки.

Анализ показал, что изгиб подземного трубопровода от действия наземных нагрузок значительно повышает уровень суммарных продольных напряжений, в ряде случаев превышающих нормативные. На напряжения и прогиб трубопровода при конкретно заданной наземной нагрузке существенное влияние оказывает коэффициент пропорциональности к0, т.е. сопротивление грунта перемещениям трубопровода. Наибольшие перемещения характерны для трубопроводов, уложенных в слабонесущих грунтах.

Подземные трубопроводы, если это допустимо из условия прочности, укладывают с упругим изгибом по рельефу местности. Анализ показывает, что на вогнутых участках под действием наземной нагрузки на проездах через подземные трубопроводы происходит повышенный прогиб с появлением значительных напряжений изгиба по сравнению с прямоли-

нейными участками. Причем уменьшение радиуса упругого изгиба приводит к росту прогиба и напряжений в трубопроводе. В случае больших значений сопротивления грунтового основания прогибу трубопровода начальная кривизна влияет на напряжения и прогиб в меньшей степени, чем в слабонесущих грунтах. Наличие начальных продольных растягивающих усилий в трубопроводе уменьшает его прогиб под действием наземной нагрузки. Наличие же начальных продольных сжимающих усилий приводит к росту прогиба трубопровода.

Увеличение глубины заложения подземного трубопровода значительно снижает напряжения и прогиб трубопровода. При этом имеется определенная закономерность. Так, в среднем увеличение глубины заложения от 60 до 80 см снижает напряжение в 1,2 раза, а от 100 до 120 см - в 1,1 раза.

Эффективным мероприятием по снижению напряжений изгиба является размещение сосредоточенных наземных нагрузок на несущих плитах. Например, размещение тяжелого оборудования или механизма на несущих плитах размером ЗхЗ м позволяет снизить напряжения изгиба в подземном трубопроводе в 1,4 раза и более.

Разработанная методика расчета на прочность подземных трубопроводов на участках действия наземных нагрузок с использованием полученных нами аналитических зависимостей позволит установить влияние параметров наземных нагрузок, условий сооружения и эксплуатации трубопроводов на их прочность. На основе установления влияния указанных параметров на прочность подземных трубопроводов возможно принятие таких конструктивных решений, при которых достигаются нормативные требования по прочности, обеспечиваются сохранность и целостность трубопровода, тем самым охрана окружающей среды.

Литература

1. СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы / Минстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1997.

2. Федосеев В.И. Сопротивление материалов. -М.: Недра, 1970.

3. Клейн Г.К. Расчет подземных трубопроводов. -М.: Издательство литературы по строительству, 1969.

4. Бородавкин П.П. Механика грунтов в трубопроводном строительстве. - М.: Недра, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.