Научная статья на тему 'Охрана окружающей среды на Севере Западной Сибири в XIX-XX вв'

Охрана окружающей среды на Севере Западной Сибири в XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1274
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ENVIRONMENTAL HISTORY / ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / HISTORY OF DEVELOPING THE NORTH OF WESTERN SIBERIA / ИСТОРИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / HISTORY OF NATURE PROTECTION / ИСТОРИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / HISTORY OF NATURE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гололобов Евгений Ильич

В данной статье рассматривается экологическая история Севера Западной Сибири в аспектe охраны окружающей среды (законодательное регулирование хозяйственного использования природных ресурсов). Концептуальными блоками теоретической базы исследования выступают теория модернизации, историко-географический синтез, региональный и акторный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE PROTECTION IN THE NORTH OF WESTERN SIBERIA IN XIX-XX CENTURY

In the article discussed environmental history of the North Western Siberia by nature protection (system of law's regulation of economical using nature resources). The research bases on follow theoretical complex: theory of modernization, historical and geographical synthesis, regional and actor's approach.

Текст научной работы на тему «Охрана окружающей среды на Севере Западной Сибири в XIX-XX вв»

YAK 338:502.1(571.1) ББК 65.28(253.3)-03

Е.И. ГОЛОЛОБОВ

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XIX-XX ВВ.

E.I. GOLOLOBOV

THE NATURE PROTECTION IN THE NORTH OF WESTERN SIBERIA IN XIX-XX CENTURY

В данной статье рассматривается экологическая история Севера Западной Сибири в аспекте охраны окружающей среды (законодательное регулирование хозяйственного использования природных ресурсов). Концептуальными блоками теоретической базы исследования выступают теория модернизации, историко-географический синтез, региональный и акторный подходы.

In the article discussed environmental history of the North Western Siberia by nature protection (system of law's regulation of economical using nature resources). The research bases on follow theoretical complex: theory of modernization, historical and geographical synthesis, regional and actor's approach.

Ключевые слова: экологическая история, история освоения Севера Западной Сибири, история охраны окружающей среды, история природопользования.

Key words: environmental history, history of developing the North of Western Siberia, history of nature protection, history of nature management.

Север сейчас вызывает огромный интерес. Он становится ареной политической, экономической и идеологической борьбы. В первую очередь интерес к региону подогревается стремлением завладеть его огромными ресурсами. Это приводит к обострению экологической ситуации на Севере. Перед Мировым Севером, в том числе и Российским, на сегодняшний день стоят серьезные экологические проблемы, среди которых можно выделить: загрязнение среды, в том числе водной, сокращение биологического разнообразия и его трансформация [11, с. 710-712].

Особый интерес в этой связи вызывает Север Западной Сибири. Регион в беспрецедентно короткое время прошел путь от очагового освоения с точки зрения территории, где надо было лишь контролировать объемы добычи определенных ресурсов, до сплошного индустриального освоения с необходимостью комплексного обеспечения охраны окружающей среды.

Именно поэтому анализ этого пути невозможен без исторического осмысления, ибо естествознание не может самостоятельно понять источники и причины экологических проблем, так как они заключены в политической, экономической, социальной и культурной деятельности общества. Экологические проблемы Севера Западной Сибири имеют глубокие исторические корни, связанные с «ресурсным» подходом государства к северным территориям в целом.

Важность исторического подхода к осмыслению экологических проблем определяется следующим. Во-первых, основным источником возникновения экологических проблем является уровень человеческой культуры, понимание которого могут дать именно гуманитарные науки. Во-вторых,

представители естественных наук должны учитывать, что описываемая ими в исследованиях природа нередко представляется для историка не реальной. Для таких работ характерно почти полное отсутствие взаимосвязи природы и человека, особенно в контексте антропогенного воздействия. В-третьих, экологи нуждаются в исторической науке, так как не могут ответить на важный вопрос: почему мы находимся в состоянии глобального кризиса с окружающей средой [7, с. 34-35]. Историки могут помочь в понимании причин возникновения экологического кризиса.

В этой связи важнейшее значение для преодоления экологических проблем на Севере Западной Сибири имеет историческое осмысление социальных причин экологического напряжения, имевшего место в прошлом.

Быстрое истощение природных ресурсов на севере и востоке Сибири заставляло власти обращать на это внимание. Первые нормативные документы, регулирующие эту сферу, появились уже в XVII в. [9, с. 51].

В XIX в. приходит понимание того, что хищническое истребление промысловых ресурсов не в интересах государства: «...жадные сибирские промышленники, предаваясь неумеренной своей охоте к звероловству, много сделали вреда государству. Преследуя с остервенением зверей, коих драгоценные меха составляют обильный источник нашего богатства, они истребили целые роды там, где бы всегда оставались они в великом множестве, естлиб ловля производима была с умеренностью и при должных осторожно-стях» [13, с. 48].

В 1892 г. был принят первый общероссийский закон об охоте. Однако он не распространялся на Сибирь [4]. На рубеже Х1Х-ХХ вв. до первой мировой войны царское правительство продолжало предпринимать попытки регулирования охотничье-промысловой деятельности. Был создан «Природоохранительный Комитет» при Русском географическом обществе. В рамках этого комитета разрабатывались проекты по организации сети заповедников по всей стране. Россия делегировала своих представителей на первую международную конференцию по охране природы в Берн [15, с. 35-36].

Революция и гражданская война несколько затормозили этот процесс, но не остановили полностью. В 1920 г. был создан «Государственный Комитет по охране памятников природы», в состав которого вошли ученые и специалисты по всем отраслям естествознания. В 1921 г. СНК был принят и утвержден декрет по Охране памятников природы, садов и парков, разработанный Комитетом [15, с. 37]. В дальнейшем был принят еще целый ряд важных декретов и постановлений природоохранного характера. Разрабатывалась региональная нормативная база по охране окружающей среды.

В конце XIX - первой трети XX вв. было создано региональное природоохранное законодательство, государство взяло под свой контроль использование природных ресурсов и их охрану. Появляются специальные декреты, нормативные документы, регулирующие эту сферу деятельности. В 1920-е гг. многие вопросы законодательного регулирования природопользования являлись дискуссионными и обсуждались на различных уровнях.

Однако жизнь вносила свои коррективы. В условиях хозяйственной разрухи, явившейся прямым следствием революции и гражданской войны, усилия советской власти были направлены, прежде всего, на поиск путей экономического выживания страны. Сталинская модель индустриализации была сориентирована на стратегию покорения природы. Мичуринское «нечего ждать милостей от природы...» стало своеобразным кредо идеологов того времени [3, с. 674]. В реальности это привело к процветанию экстенсивных методов использования природных ресурсов. С экологической точки зрения претворение сталинской модели индустриализации в жизнь «оказалось не менее опасным, чем тысячу раз заклейменный период первоначального накопления капитала в западных странах» [3].

В 1930 - середине 1950-х гг. были введены стандарты на вылавливаемую рыбу, правила рыболовства. Правила запрещали прием молоди ценных

промысловых пород, вводились запретные для рыболовства зоны в местах нереста ценных пород рыб. Законодательство, посвященное северным территориям, было обобщено в специализированных сборниках, в которых нашли свое отражение и вопросы регулирования природопользования. Законодательство 1930-1950-х гг. относительно северных территорий вообще и регулирования вопросов природопользования в частности оценивалось положительно, как отвечающее потребностям местного населения.

До второй половины XX века охрана природы представляла собой движение за сохранение некоторых видов животных и растений, отдельных участков (памятников) природы. Во второй половине XX века в связи с ростом промышленности, сельского хозяйства и народонаселения стало необходимым сохранение природной среды в целом (лесов, рыбы, животных, почв и т.д.). Происходит институциональное оформление природоохранной деятельности.

В 1955 г. постановлением Президиума АН СССР была создана Комиссия по охране природы Академии наук СССР. Затем подобные комиссии были созданы в академиях наук союзных республик и некоторых филиалах АН СССР. В 1958 году прошла первая Сибирская конференция по вопросам охраны природы [8].

Применительно к Западной Сибири к концу 1950-х гг. наиболее остро стоял вопрос об охране природы в таежном и лесостепном ландшафтах, наиболее подвергшихся изменяющему воздействию человека. В этих ландшафтах с особой силой проявляется отрицательное влияние промышленных стоков на водоемы и рыбные запасы. В зоне тайги необходимо было уделить особое внимание борьбе с пожарами, нерациональными рубками, загрязнением рек при лесосплаве и браконьерством [6, с. 12].

В 1960-е гг. - сер. 1980-х гг. ухудшение качества окружающей среды приводило к тому, что десятками принимались различные решения «партии и правительства» об усилении природоохранных мероприятий, но они, практически никак не влияли на природопользование в регионе. Природоохранное законодательство существовало на бумаге, а в реальности велось «хищническое» освоение природных ресурсов.

Бурное развитие Западносибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК) уже к середине 1970-х гг. привело к обострению экологических проблем на Севере. Восемнадцатый выпуск сборника «Проблемы Севера», вышедший в 1973 году был посвящен проблемам рационального природопользования на Севере и охране природы [10].

В научной и научно-популярной литературе по проблемам освоения Севера появляются разделы, непосредственно посвященные вопросам охраны окружающей среды. Признается факт существенных изменений условий естественного воспроизводства биологических ресурсов, вследствие интенсивного развития промышленности и других отраслей хозяйства на Севере -сокращение уловов рыбы, особенно ценных пород, заготовок промысловой пушнины и птицы [1, с. 40-42].

В 1970-е гг. ученые стали дифференцированно подходить к анализу проблем охраны окружающей среды в различных регионах. Отмечалось, что имеются существенные различия между проблемой охраны окружающей среды в условиях зон умеренного климата или Юга, где было сосредоточено подавляющее большинство основных фондов и продукции промышленности, и в зоне Севера, где доля основных фондов и численность населения были еще не велики. Были выделены особенности проблемы охраны окружающей среды на Севере.

В первую очередь природа северных территорий во много раз более уязвима, чем в южнее расположенных районах. Экологические системы на Севере проще, чем в районах умеренного климата и Юга, и поэтому обладают меньшей надежностью и устойчивостью.

Важной особенностью зоны Севера в области экологии являлось также развитие в ее пределах ряда производств, особенно вредных для окружающей среды. Для Советского Севера было характерно развитие добывающих отраслей промышленности, среди которых большой удельный вес занимала добыча нефти и газа. Признавалось, что нефть оказывала особо вредное воздействие на природу.

Учитывая эти обстоятельства, ученые говорили о том, что пока еще невелики масштабы индустриализации, есть все возможности для предупреждения нарушения экологических систем на Севере. Для этого необходимо было направлять достижения научно-технического прогресса на недопущение нарушений, а где возможно, улучшать окружающую среду.

Основной путь решения проблемы охраны окружающей среды (ООС) виделся ученым в разработке и осуществлении методов и приемов рационального использования природных ресурсов, предвидении и предотвращении неблагоприятных последствий антропогенного воздействия, исправлении «ошибок» прошлой хозяйственной деятельности, выявлении уникальных природных объектов и создании сети особо охраняемых природных территорий [12, с. 34].

Очень остро стояла проблема рекультивации земель, нарушенных гусеничным транспортом, горнодобывающими предприятиями, геологоразведочными и строительными организациями. Для территорий Крайнего Севера в советский период не было разработано удовлетворительных методов проведения горно-технической, а особенно биологической рекультивации. Стандартные приемы, дающие хороший эффект в средней полосе на данной территории не работали, наоборот приводили к негативным последствиям (образование термокарстовых форм рельефа, оврагов, провалов) [12, с. 34].

Руководством ХМАО с 1981 г. отвод новых земель был поставлен в зависимость от погашения задолженности по их возврату. Повышены требования к ликвидации на трассах завалов древесины и грунта, по выполнению мероприятий по предотвращению депрессии угодий. С 1982 г. в округе стала внедряться практика восстановления угодий силами промышленных предприятий, взамен занимаемых ими под промышленное строительство [12, с. 39].

Формирование современной региональной правовой природоохранной базы берет свое начало в 1992 году, с момента подписания Федеративного Договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации». Пункт 4 статьи 3 закрепил властные полномочия автономных округов в основных вопросах пользования ресурсной базы региона: «Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» [14].

Обеспечение исполнения природоохранного законодательства находится в ведении органов прокуратуры. По данным прокурорских проверок становится очевидным тот факт, что многие природопользователи устраняются от выполнения ранее взятых на себя обязательств по обеспечению соблюдения утвержденных стандартов в сфере охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов и вод [14, с. 103]. Наибольшее негативное воздействие на окружающую среду продолжают оказывать технологические аварии в местах разработки нефтяных месторождений и нефтепроводов.

Кроме нарушений природоохранного законодательства в области разработки нефтегазоносных месторождений, органами прокуратуры фиксируются нарушения санитарно-эпидемеологиского законодательства (обеспечение населения некачественной питьевой водой). Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением природоохранного законодательства в сфере рыболовства, охраны водных ресурсов, лесных ресурсов, животного мира. На особом контроле в природоохранной прокуратуре находится надзор за соблюдением

законодательства об отходах. В 2011 году по результатам проверок приняты меры к ликвидации свалки твердых бытовых отходов, имеющих площадь более 63 тыс. кв.м [5, с. 197]. Обеспечение исполнения природоохранного законодательства органами прокураты осуществляется также в надзоре за соблюдением федерального законодательства соответствующими контролирующими органами, в надзоре за выполнением ими возложенных полномочий.

Усилия властей, природоохранных и общественных организаций не пропали даром. Серьезных экологических катастроф удалось избежать, тем не менее, и в настоящее время, по мнению большинства специалистов, уровень техногенного воздействия на природу Севера Западной Сибири остается высоким, потенциально опасным для многих экосистем [2, с. 117].

Рост потребностей в сырье на протяжении столетий являлся основной предпосылкой движения на Север. Сначала это была пушнина, на смену ей пришло золото и, наконец, в XX в. нефть и газ. Во многом эта тенденция сохраняется до сих пор. Такой утилитарный подход к северным территориям не мог не привести к быстрому истощению природных ресурсов. Это в свою очередь заставляло власти и общество прилагать определенные усилия для решения проблем, связанных с регулированием взаимоотношений человека и природы на Севере.

Рассмотрение сложившейся ситуации и меры, минимизирующие отрицательные экологические последствия освоения Севера Западной Сибири, требуют глубокого анализа, в том числе и изучения исторического опыта, позволяющего реконструировать картину сложившейся ситуации, понять логику и экономические, политические и иные причины, которые привели к современному состоянию экологии в регионе.

Литература

1. Белорусов, Д.В. Проблемы развития и размещения производительных сил Западной Сибири [Текст] / Д.В. Белорусов, И.И. Панфилов, В.А. Сенников. -М. : Мысль, 1976. - 269 с.

2. Валеева, Э.И. Роль водно-болотных угодий в устойчивом развитии севера Западной Сибири [Текст] / Э.И. Валеева, Д.В. Московченко. - Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. - 229 с.

3. Гладкий, Ю.Н. Социально-экономическая география России [Текст] / Ю.Н. Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенов. - М. : Гардарики, 2001. - 752 с.

4. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 152. Оп. 34. Д. 353. Л. 9 - 11об.

5. Доклад об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2011 году [Текст]. - Ханты-Мансийск, 2012. - 137 с.

6. Иоганзен, Б.Г. Некоторые аспекты охраны природы Западной Сибири [Текст] / Б.Г. Иоганзен, И.П. Лаптев // Охрана природы Сибири : материалы Первой Сибирской конф. 1958 г. - Иркутск, 1959. - С. 12-14.

7. Калимуллин, А.М. Историческое исследование региональных экологических проблем [Текст] / А.М. Калимуллин. - М. : Прометей, 2006. - 368 с.

8. Охрана природы Сибири : материалы Первой Сибирской конф. 1958 г. [Текст]. - Иркутск, 1959. - 191 с.

9. Павлов, П.Н. Промысловая колонизация Сибири в XVII в. [Текст] / П.Н. Павлов. - Красноярск : Изд-во Красноярского пед. ун-та, 1974. - 238 с.

10. Проблемы Севера. Развитие производительных сил и проблемы окружающей среды [Текст]. Вып. 18. - М., 1973. - 247 с.

11. Северная энциклопедия [Текст]. - М. : Европейские издания, 2004. - 1200 с.

12. Социально-экономические проблемы Севера : научный доклад [Текст]. -Свердловск : УНЦ АН СССР, 1985. - 45 с.

13. Статистическое обозрение Сибири [Текст]. - СПб. : тип. Шнора, 1810. - 361 с.

14. Федеративный Договор от 31.03.1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://base.consultant.ru.

15. Шилленгер, Ф.Ф. Охрана природы в РСФСР [Текст] / Ф.Ф. Шилленгер // Уральский охотник. - 1925. - № 5-6. - С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.