Научная статья на тему 'Охрана нематериального культурного наследия как приоритет государственной политики КНР'

Охрана нематериального культурного наследия как приоритет государственной политики КНР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
841
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / NON-MATERIAL CULTURAL HERITAGE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / STATE CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цзи Юешэн

В статье рассматриваются особенности государственной политики Китая, направленной на охрану нематериального культурного наследия страны. Аргументируется тезис о том, что это наследие уже стало инструментом расширения китайского влияния в мире. Обосновывается вывод о том, что деятельность по его охране в Китае способствует усилению потенциала «мягкой силы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of nonmaterial cultural heritage as the national priority of the people’s Republic of China

The article emphasizes peculiarities of the Chinese state policy, which is directed to the protection of nonmaterial cultural heritage of the country. The main thesis is the consideration of nonmaterial cultural heritage as one of the instruments which promotes the extension of China’s influence in the world and triggers potential of “soft power” in this activity.

Текст научной работы на тему «Охрана нематериального культурного наследия как приоритет государственной политики КНР»

УДК 32.01(510)

Цзи Юешэн

аспирант кафедры политологии МГЛУ; e-mail: sisuji@126.com

ОХРАНА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАК ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КНР

В статье рассматриваются особенности государственной политики Китая, направленной на охрану нематериального культурного наследия страны. Аргументируется тезис о том, что это наследие уже стало инструментом расширения китайского влияния в мире. Обосновывается вывод о том, что деятельность по его охране в Китае способствует усилению потенциала «мягкой силы».

Ключевые слова: Китай; нематериальное культурное наследие; государственная культурная политика.

Ji. Yuesheng

Postgraduate, Department of Political Sciences, MSLU; e-mail: sisuji@126.com

PROTECTION OF NONMATERIAL CULTURAL HERITAGE AS THE NATIONAL PRIORITY OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article emphasizes peculiarities of the Chinese state policy, which is directed to the protection of nonmaterial cultural heritage of the country. The main thesis is the consideration of nonmaterial cultural heritage as one of the instruments which promotes the extension of China's influence in the world and triggers potential of "soft power" in this activity.

Key words: China; nonmaterial cultural heritage; state cultural policy.

История Китая насчитывает много веков: только письменными источниками охвачено не менее 3 500 лет прошлого страны. И это лишь одно из свидетельств того, что китайская культура - одна из древнейших в мире. В силу ряда причин в последние годы руководство Китая стало все больше внимания уделять охране нематериального культурного наследия, которое расценивается как духовная опора страны.

Нематериальное культурное наследие Китая: понятие и необходимость охраны

В 2003 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО, собравшаяся в Париже, при принятии Международной конвенции об охране

нематериального культурного наследия, отметила важность этого наследия народов в качестве фактора обеспечения культурного разнообразия и гарантии устойчивого развития [2]. По состоянию на 2014 г. в перечне объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Китайской Народной Республике содержится 47 наименований, что составляет 4,1 % от их общего числа (из 1007 в мире). В декабре 1985 г. КНР ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, принятую ООН в 1972 г. Первые объекты на территории КНР были занесены в названный перечень в 1987 г. на 1-й Сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в самой стране и за рубежом признаны и получают популярность древний фольклор, произведения китайской живописи, каллиграфия, праздник Весны, праздник Луны, Пекинская опера, традиционные чайные обряды, кунг-фу, китайская традиционная медицина и кухня, игра мацзян, китайские шахматы и многое другое.

Действительность и развитие глобализации побудили руководство КНР к принятию специальных мер по охране нематериального культурного наследия. В частности, в стране были утверждены специальные законодательные акты. Согласно Закону Китайской Народной Республики «О нематериальном культурном наследии», принятом в 2011 г. [3], это наследие включает в себя различные формы традиционной культуры, которые передаются от поколения к поколению различными народами и считаются составной частью культурного наследия данных народов, а также материальные ценности и места, связанные с формами представления традиционной культуры.

К нематериальному культурному наследию КНР законом отнесены:

а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

б) традиционные изящные искусства, каллиграфия, музыка, танец, театр, сказательство, акробатика;

в) традиционные ремесла, медицина, способы летосчисления;

г) традиционные обряды и празднества;

д) традиционные виды спорта и развлечений;

е) иное нематериальное культурное наследие.

Следует отметить, что нематериальное культурное наследие Китая имеет ряд особенностей.

В первую очередь следует назвать его неосязаемость. Объекты нематериального культурного наследия обычно не занимают материальных пространств, по крайней мере, таковое не является их главным достоинством. Речь идет о том, что люди могут их только почувствовать, именно этим определяется особенность нематериального культурного наследия. В качестве примера можно назвать праздник Начала Лета1. Традиция его проведения сложилась в стране давно; она невидима, но живет в сердце каждого китайца, став важным компонентом культурной жизни народа. В 2008 г. праздник Начала Лета получил официальное признание, три дня его празднования - выходные.

Другим важным качеством нематериального культурного наследия является его преемственность. Накопление культурного наследия происходит в исторической памяти и сознании народа, воспроизводясь из поколения в поколение. Ясно, что распространение этих форм поведения нуждается в благоприятной внешней обстановке и поддержке.

Следует указать и созидательный характер нематериального культурного наследия. Как известно, его объекты являются результатом деятельности человека, творением его труда и ума, выражением его чувств и эмоций. Сохранение подобного статуса этой специфической деятельности индивидов и человеческих сообществ предполагает его целенаправленную поддержку со стороны уполномоченных государственных институтов.

Необходимо также подчеркнуть определенную неустойчивость и подвижность нематериального культурного наследия. Наличие указанных качеств обусловлено тем, что существование такого наследия в значительной степени детерминировано конкретно-историческими условиями и факторами. Существование и развитие нематериального наследия часто зависит от субъективных факторов, что делает его хрупким. Поэтому для его поддержания и развития следует, во-первых, позаботиться об охране культурной среды. Во-вторых, требуются дополнительные усилия государства и общества для сохранения естественной природной среды.

1 Праздник отмечается 5-го числа 5-го месяца по китайскому старому лунному календарю. Этот праздник связан с великим поэтом Цюй Юанем (343-278 гг. до н. э.). В этот день принято проводить конкурс Драконьих Флотов и кушать традиционное блюдо Цзун Цзы (Ш^).

Наконец, нельзя не отметить такую характеристику, как эластичность и адаптивность нематериального культурного наследия. Его объекты постоянно изменяются, пусть и разными темпами, в зависимости от развития исторического процесса и течения времени. Кроме того, в культурное достояние нации постоянно привносятся новые элементы и новое содержание.

Приведенные качества нематериального культурного наследия ориентируют на понимание сложностей, с которыми сопряжена деятельность по его защите. Оценивая же политическое значение состояния нематериального культурного наследия, следует выделить две составляющие. С одной стороны, поиск и исследование способов его эффективной защиты способствуют отстаиванию государственного суверенитета, сохранению идентичности нации и обеспечению культурной безопасности в глобализирующемся мире. С другой стороны, наличие у страны мощного нематериального культурного наследия позволяет ей уверенно вести себя на мировой арене, а также способствует налаживанию сотрудничества и коммуникации между народами.

Современные угрозы нематериальному культурному наследию Китая

Необходимо с сожалением констатировать, что на сегодня в Китае уже утрачено значительное количество объектов нематериального культурного наследия. Сложившееся положение отчасти можно объяснить естественными причинами. Здесь достаточно вспомнить XX в., который оказался драматическим и для Китая. Кроме того, носители нематериального культурного наследия и традиций уходят из жизни, уносят с собой свои способности, умения, достижения. Уже в силу указанных объективных причин пространство китайской традиционной культуры с каждым годом сокращается.

Кроме того, в условиях глобализации в Китае, как и во многих других странах, в массовом сознании и поведении людей проявляются разрушительные последствия. Так, не секрет, что количество фильмов американского производства значительно превышает количество китайских. Большинство китайцев предпочитают американские фильмы традиционной пекинской опере, их головы заполнены именами кинозвезд Голливуда. Почти вся китайская молодежь считает /'-phone

самым высокотехнологичным продуктом в мире. Имеют место случаи, когда люди продают свои органы, чтобы приобрести /'-phone. Если посмотреть на Тяньаньмэнь, самую большую площадь в Китае, то будет нетрудно убедиться, что подавляющее большинство автомобилей - японского производства.

Музыка и произведения американских авторов и других представителей западной массовой культуры весьма популярны у молодых людей в Китае, они могут петь песни Майкла Джексона и других популярных американских исполнителей и в то же время не в состоянии запомнить ни одного слова из произведений древнекитайской поэзии, которой насчитывается не одно тысячелетие. Зарубежные производители быстрого питания занимают все более значимое место на китайском рынке. Даже в тот период, когда Япония отказывалась признавать ответственность за свою агрессию во Второй мировой войне, японский ресторанный бизнес продолжал развиваться.

Фактически разворачивается латентная экспансия в китайский язык, осуществляемая различными способами. Озабоченность вызывает, например, то обстоятельство, что многие китайские товары (особенно, предметы одежды) имеют странные зарубежные наименования. Нельзя не отметить и фактор влияния западных транснациональных средств массовой информации, от которого Китай, как и другие страны, не может отгородиться в условиях глобализации. Деятельность этих СМИ, ставших глобальными империями, в ряде случаев не просто размывает национальную и политическую идентичность, но и имеет самые негативные последствия для безопасности современных государств и обществ, на что обращают внимание и российские исследователи [1].

Однако есть и другие обстоятельства, вызывающие обоснованную тревогу. Так, подавляющее большинство представителей китайской элиты полагает, что зарабатывать деньги и вести бизнес в странах западного мира - самое главное и достойное достижение в жизни. Здесь характерно то, что почти все выпускники Шанхайского университета иностранных языков, являющегося одним из самых престижных высших учебных заведений Китая, после окончания вуза принимают решение продолжить свое обучение в США или трудоустроиться там.

Кроме того, нельзя не признать, что в настоящее время в Китае достаточно много внимания уделяется решению проблем сохранения

нематериального культурного наследия и поддержания национальной идентичности. В этой связи задача охраны такого наследия приобретает чрезвычайную актуальность и требует принятия безотлагательных мер. Фактически речь идет об организации в Китае повсеместного сопротивления западному культурному империализму (особенно, американскому), распространяемому под лозунгами демократии и свободы. В этих условиях охрана нематериального культурного наследия является действенным способом защиты государственных интересов КНР и духовного мира всех народов, проживающих на территории Китая. Сохранение нематериального культурного наследия, опора на традиционные духовные ценности способствуют тому, чтобы китайцы правильно ориентировались в вопросах культуры и ее развития.

Система методов и средств охраны нематериального культурного наследия в современном Китае

Китай, присоединившийся к Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, принял на себя обязательства следовать изложенным в ней принципам и осуществляет комплекс мер, соответствующих духу документа. Реализуемые китайским правительством методы и средства защиты нематериального культурного наследия можно подразделить на несколько групп.

Административно-управленческие методы и средства. Деятельность по охране нематериального культурного наследия требует не только установления их ценности, но и упорядочения и исследования. В этой связи в проводимой работе следует выделить три компонента.

Прежде всего, речь идет об определении ценности и уместности с учетом современных условий тех или иных элементов нематериального культурного наследия. Дело в том, что неизбирательный подход в данном случае неприемлем и даже может принести вред, поскольку в китайской культуре, равно как и во многих других, не все традиции и объекты достойны воспроизводства с учетом сегодняшнего дня. Так, ранее в Китае женщинам было принято скручивать ноги ремнями, что фактически калечило их. В прошлом страны можно обнаружить и другие подобные примеры. Отсюда ясно, что охрана нематериального культурного наследия требует постоянного анализа и проведения исследований, определение его источников и объектов. Такая работа создает условия для классификации богатого нематериального

культурного наследия КНР. По ее результатам принимается решение о предоставлении наследникам и носителям такого наследия финансовой и иной поддержки со стороны правительства.

Правовые методы и средства. Помимо изложенных выше административно-управленческих методов и средств, средства и методы правового регулирования также являются довольно эффективными.

В современных условиях в Китае предусмотрено четыре режима функционирования элементов законодательства об охране нематериального культурного наследия. При французском режиме большое внимание уделяется материальному культурному наследию, охрана же нематериального культурного наследия в данном случае занимает второе место. Японский режим предполагает создание перечня нематериального культурного наследия, при нем правовые методы и средства ориентированы на охрану, регистрацию и разумное использование нематериального культурного наследия. В условиях корейского режима основное внимание сосредоточено на наследниках и носителях культурного наследия, обеспечении реализации их прав и создании условий для поддержания ими этого наследия в «исправном состоянии». В рамках реализации указанного режима в Китае в настоящее время учреждена премия для «специальных охранителей» (наследников и носителей культурного наследия страны), выступающая эффективным средством их финансовой поддержки. Наконец, собственно правовой режим представляет собой соединение права интеллектуальной собственности и нематериального культурного наследия.

Нельзя не упомянуть и методы и средства воспитательного характера. Они занимают чрезвычайно важное место в деятельности по защите нематериального культурного наследия Китая, что обусловлено необходимостью формирования у граждан страны понимания важности охраны этого наследия, бережного и ответственного отношения к нему.

Разумеется, применение всех названных методов и средств в Китае отличается комплексностью, что обеспечивает эффективность деятельности по защите нематериального культурного наследия нации.

Внешнеполитическое измерение нематериального культурного наследия Китая

Один из результатов бережного отношения к нематериальному культурному наследию, «мягкая сила» Китая получает дополнительный

импульс и в настоящее время стала рассматриваться как «проявление связующей силы нации, и эта сила заключается в признании системы ценностей китайского общества» [4, с. 35]. Естественным следствием такого положения дел становится то, что нематериальное культурное наследие начинает выступать эффективным инструментом влияния КНР на международные отношения.

Иными словами, нематериальное культурное наследие является необходимой составной частью «мягкой силы» Китая. Признавая растущее значение культуры и считая ее важной вспомогательной опорой дипломатии, китайское руководство включило в доклад о работе правительства концепцию «культурной мягкой силы» [5]. Руководство Коммунистической партии Китая (КПК) обоснованно исходит из того, что культура в наши дни становится «все более важным элементом соперничества в совокупной государственной мощи», при этом развитие китайской культуры внутри страны должно сопровождаться повышением ее международного влияния [6, с. 4].

Правомерно при этом утверждать, что культурная сила Китая измеряется не только количеством материализованной продукции и соответствующих услуг, она в значительной степени в различных ипостасях представлена и нематериальным наследием. Уместно, например, указать на то, что традиционный китайский Праздник Весны постепенно распространяется в мире, хотя часто остается только поводом для отдыха и развлечения. Сегодня его празднуют во многих городах США, в Великобритании, Канаде, Таиланде, Корее, Японии. Обычно он ежегодно происходит в местах компактного проживания китайской диаспоры.

Говоря о нематериальном культурном наследии Китая, нельзя не учитывать то, что оно включает в себя достижения из различных сфер человеческой деятельности. Достойное место здесь занимают и национальные философские учения. Творческое наследие Конфуция, Мо Цзы, Лао Цзы, Сунь Цзы, Шан Яна и других мыслителей древнего Китая признано сегодня как достояние всего человечества и оказывает влияние на развитие науки во всем мире.

Важное положение в нематериальном культурном наследии КНР, безусловно, занимает традиционное для китайского общества конфуцианское учение. Власти направили огромные ресурсы на решение задачи по популяризации образа и духовного наследия великого

китайского мыслителя. При этом поставленная задача осуществляется как внутри страны, так и за ее пределами. Сеть Институтов Конфуция разрастается по всему миру с впечатляющей скоростью. Внутри же страны китайские власти сделали ставку на самый мощный транслятор массовой культуры - телевидение. Так, например, уже несколько лет в день рождения Конфуция (28 сентября) по каналу ССТУ-2 транслируется церемония жертвоприношения Конфуцию. На протяжении последних пяти лет снимаются фильмы и телесериалы, в основе которых лежит биография «Кун-цзы». Не оставлена без внимания и детская аудитория, специально для самых маленьких зрителей был нарисован 104-серийный мультфильм, в котором подробно рассказывается история жизни философа древности, а также описывается появление его великого учения. Подобные проекты призваны охранять не только образ великого Учителя китайского общества, но и пропагандировать традиционные ценности, которые составляют основу нематериального культурного наследия Китая.

В рамках реализации провозглашенной государственным и партийным руководством стратегии «выхода за пределы страны» глобальная пропаганда китайской культуры способствует восприятию Китая целевыми группами зарубежной аудитории как крупной культурной державы.

Так, например, по инициативе семнадцати известных китайских и зарубежных городов, 12 июня 2010 г. в городе Сучжоу провинции Цзянсу был учрежден Всемирный союз исторических городов. В него, помимо китайских Пекина, Шанхая, Ханчжоу, Сианя, Лояна, Янчжоу, Сучжоу и Аомыни, входят итальянские Болонья и Венеция, испанская Барселона, столица Мексики Мехико, столица Кении Найроби, египетский Каир, британский Ливерпуль, румынская Констанца и индийский Пондишери.

Охрана культурного наследия является приоритетом этой организации. В опубликованной при ее учреждении совместной декларации содержится призыв к международному сообществу принять неотложные меры для охраны материального и нематериального культурного наследия, сохранения специфики региональной культуры и содействия обменам и сотрудничеству между историческими городами.

Акции культурного характера, проводимые Китаем, оказывают все большее влияние на людей во всем мире. Они включают в себя

аудиторию как западного региона, так и азиатского, африканского, мусульманского цивилизационных пространств. Пекинская опера, фильмы про кунг-фу, цирковое искусство, фильм «Конфуций» и многие другие виды традиционного китайского искусства любят и ценят не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Объективно такая деятельность способствует укреплению взаимопонимания в современном мире, что является весьма востребованным в условиях нарастания глобальной напряженности.

Выводы

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что нематериальное культурное наследие является необходимой составной частью «мягкой силы» современного Китая. Политический и иной потенциал этого наследия полностью еще не раскрыт и не использован. Посредством последовательной реализации политики защиты нематериального культурного наследия, китайское правительство постепенно укрепляет культурную идентичность страны, консолидирует общество и распространяет культурные ценности нации по всему миру. Такая деятельность создает условия для укрепления авторитета Китая на международной арене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозёров В. К., Копылова Д. А. Транснационализация СМИ как проблема международной и национальной безопасности // Вестник Академии военных наук. - 2013. - № 4. - С. 33-36.

2. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. - URL : http://www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf

3. ФгАйЙЙг^^г^кгг^гЙ Чжун хуа жэнь минь гон хе го фэ ву чжи вень хуа и чжань бао ху фа. Закон Китайской Народной Республики от 25 апреля 2011 г. «О нематериальном культурном наследии».

4. (= Ван Юе-чуань. Вэнь хуа чжань люе. Культурная стратегия). - Шанхай : Изд-во Фу дань университета, 2010. - С. 31-36.

Л,Ш2го (= Го Кайлан. Вэнь хуа и чань юй жуань ши ли ти шэн, Ху нань: чжун го дан чжэн гань бу лунь тань. 12, 2011, ди эр е. Го Кайлан. Культурное наследие КНР как ресурс укрепления «мягкой силы»). -2011. - № 12.- URL : http://theory.people.com.cn/GB/16480489.html

6.

Ш Иго (= Ли Яньвэнь, Ян Цин. Лунь Чжун го гун чань дан цзянь фу де вэнь хуа гэ мин. Цин хэй: Цин хэй ши чжуань сюе бао, ди сы е. О культурном компоненте в деятельности КПК // Цин хэй: Вестник Цинхэйско-го педагогического института). - 2012. - № 4. - С. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.