Научная статья на тему 'Охрана культурно-исторического наследия в провинции Альберта, Канада. Сообщение'

Охрана культурно-исторического наследия в провинции Альберта, Канада. Сообщение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОХРАНА / ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / АЛЬБЕРТА / КАНАДА / CULTURAL-HISTORICAL HERITAGE / PROTECTION / HISTORICAL RESOURCES / ALBERTA / CANADA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курзыбов Петр Алексеевич

Сообщение посвящено описанию процесса сохранения культурно-исторического наследия в провинции Альберта, Канада. Статья концентрируется на законодательных основах менеджмента культурно-исторических ресурсов и практике их применения. В качестве примера используется проект оценки влияния на исторические ресурсы, выполненный для предприятия лесной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of Cultural and Historical Heritage in the Province of Alberta, Canada

Present article is devoted to description of cultural resources management process in the province of Alberta, Canada. Active industrial development involves potential hazards to historical resources, therefore questions of cultural-historical heritage study and preservation have to be addressed. The article focuses on the legislative basis of the cultural resources management process and the practice of its enforcement on the example of a project of historical resources impact assessment performed for the forestry company. All questions related to historical resources including archaeological objects in the province are managed by Historical Resources Management branch of Alberta Culture ministry under the Historical Resources Act. This Act regulates aspects of historical resources identification, designation, study, and preservation. More detailed regulations of historical resources study are stated in the Archaeological and Paleontological Research Permit Regulations document. It outlines the requirements for the specialists performing the historical resources assessments and identifies the procedures of reporting the results of theses studies. Any development that poses risks for historical resources must undergo Historical Resources Overview and if deemed necessary the Historical Resources impact Assessment. The latter involves either Pre-Impact infield assessment preceding the development or PostImpact audit. The results of these studies both positive and negative are to be reported to Alberta Culture in order to obtain the clearance for the planned development.

Текст научной работы на тему «Охрана культурно-исторического наследия в провинции Альберта, Канада. Сообщение»

ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология»

2013. № 1 (2). С. 262-267 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 008(71)

Охрана культурно-исторического наследия в провинции Альберта, Канада. Сообщение

П. А. Курзыбов

Вестерн Херитадж (Канада)

Аннотация. Сообщение посвящено описанию процесса сохранения культурно-исторического наследия в провинции Альберта, Канада. Статья концентрируется на законодательных основах менеджмента культурно-исторических ресурсов и практике их применения. В качестве примера используется проект оценки влияния на исторические ресурсы, выполненный для предприятия лесной промышленности.

Ключевые слова: культурно-историческое наследие, охрана, исторические ресурсы, Альберта, Канада.

В условиях повсеместного активного хозяйственного развития и освоения территорий возникает острая необходимость изучения и сохранения культурно-исторического наследия, находящегося под угрозой разрушения. Данное сообщение рассматривает зарубежный опыт менеджмента исторических ресурсов (Historical Resources Managment).

В провинции Альберта, Канада, все вопросы, связанные с культурно-историческими ресурсами, находятся в ведении отдела археологического надзора (Archaeological Survey) при министерстве культуры провинции. Данное подразделение исполняет функции выявления, учета, охраны и мониторинга исторических ресурсов на территории провинции, а также администрирует систему выдачи разрешений на проведение мероприятий, направленных на выявление и изучение исторических ресурсов, согласовывает и выдает разрешения (clearences) на проведение хозяйственной деятельности, находящейся в потенциальном конфликте с историческими ресурсами.

Основным нормативным документом, регулирующим все вопросы в отношении культурно-исторических объектов, является Акт об Исторических Ресурсах* (Historical Resources Act), далее Акт [Historical Resources Act, 2000]. Акт определят «исторические ресурсы» («historical resources») как любое творение природы или людей, представляющее культурный, природный, научный и эстетический интерес, включая палеонтологические, археологиче-

*Нормативные документы, упомянутые в сообщении, доступны на официальном сайте Министерства Культуры провинции Альберта: URL: http://culture.alberta.ca/ heritage/resource management/archaeologyhistory/default.aspx

ские, доисторические, исторические и натуральные структуры и объекты [Historical Resource Act, 2000, p. 3-4].

Подзаконный акт о регулировании археологических и палеонтологических исследовательских разрешений (Archaeological and Paleontological Reasearch Permit Regulations) определяет порядок выдачи разрешений на проведение археологических и палеонтологических исследований и отчетности по ним [Archaeological and Paleontological ..., 2002]. Условиями получения археологического исследовательского разрешения для специалистов является: 1) наличие степени магистра археологии/антропологии аккредитованного университета; 2) наличие опыта археологических полевых работ в соответствующих природно-экологических ситуациях (минимум 24 недели); 3) наличие опыта лабораторной обработки и анализа археологических материалов (минимум 6 недель) [Archaeological and Paleontological ..., 2002, p. 3]. Все заявки на получение разрешений подаются путем использования электронной системы разрешений (Online Permitting and Clearence system).

Осуществление хозяйственной деятельности, представляющее угрозу известным и еще не выявленным культурно-историческим объектам, требует оценки исторических ресурсов (Historical Resources Overview) и если необходимо оценку воздействия на исторические ресурсы в полевых условиях (Historical Resources Impact Assessment). Все мероприятия, связанные с менеджментом исторических ресурсов, выполняются частными предприятиями, удовлетворяющими требованиям правительства (список аккредитованных предприятий в провинции Альберта размещен на сайте министерства культуры). Субъект, осуществляющий/планирующий хозяйственную деятельность, требующий оценку исторических ресурсов, должен выбрать одного из приведенных в упомянутом списке специалистов.

Территория провинции Альберта условно разделяется на зеленую зону, демонстрирующую высокий исторический потенциал, и белую зону c низким/неподтвержденным потенциалом. Помимо этого существует модель провинции, демонстрирующая территории с высоким историческим потенциалом, и реестр всех зарегистрированных исторических ресурсов. Эти инструменты для предварительной оценки исторического потенциала территорий находятся в свободном доступе на сайте министерства и используются для оценки исторических ресурсов. Как правило, разработкой моделей исторического потенциала для определенных территорий занимаются специалисты археологи, исходя из потребностей непосредственного заказчика оценки исторических ресурсов. На основе анализа данных по уже обнаруженным археологическим объектам модели стремятся предсказать местоположение новых, еще не открытых памятников. Существует множество критериев различного уровня детализации, используемых при создании таких моделей. Как правило, они отличаются у разных специалистов и единого их свода не существует (например, сюда входят близость к крупным и мелким водотокам, форма рельефа, угол наклона склона, тип растительности, уровень солнечной иррадиации, абсолютная высота и многие другие). Также результаты полевых археологических работ используются для улучшения моделей и повышения

их предиктивного потенциала. Отдел археологического надзора предпринимает шаги по стандартизации критериев моделирования и централизации процесса создания вышеупомянутых моделей, однако эти планы еще не реализованы. Таким образом, качество и достоверность подобного моделирования зависит непосредственно от опыта и квалификации конкретного специалиста археолога, проводящего оценку исторических ресурсов.

При оценке угроз для исторических ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности специалисты руководствуются двумя основными факторами: 1) историческим потенциалом затрагиваемой территории и 2) уровнем планируемого воздействия. В зависимости от этих факторов определяется комплекс мероприятий дляуменьшения/устранения потенциального воздействия хозяйственной деятельности на исторические ресурсы. При высоком потенциале территории и высоком уровне воздействия на нее рекомендуется проведение полевых изысканий до начала работ (Pre-Impact Assessment). При низком историческом потенциале и низком и среднем уровне воздействия рекомендуется аудит территории во время или после осуществления хозяйственной деятельности (Post-Impact Audit). Предложенная стратегия и методика проведения археологического обследования должны быть представлены в правительство вместе с набором документов для получения исследовательского разрешения на проведение полевых археологических изысканий для утверждения.

После проведения полевых археологических работ исполнители обязаны в кратчайшие сроки сообщить об обнаружении новых археологических/исторических объектов в соответствующий отдел археологического надзора; заполняется специальная форма, содержащая краткое описание обнаруженного объекта, его географическое положение, установленные границы, рекомендации по минимизации/исключении угрозы разрушения исторических объектов. Впоследствии специалист обращается в министерство культуры за разрешением для заказчика на проведение хозяйственных работ (clearence), в котором отмечается наличие/отсутствие конфликта между историческими ресурсами и планируемыми работами, а также рекомендации по его устранению. Отчет о проделанной работе представляется в отдел археологического надзора в указанные в разрешении сроки, которые варьируются в зависимости от объема проекта от нескольких месяцев до одного года.

В качестве примера можно привести комплекс мероприятий по охране исторического наследия, применяемый для предприятий лесной промышленности. Лесные компании в соответствии с Актом обязаны провести оценку исторических ресурсов своих ежегодных планов по заготовке леса. После этого специалисты проводят полевые работы, включая территории до начала хозяйственного освоения и аудит территорий, где все работы уже были проведены (рис. 1). Методика обследования включает в себя пеший обход территории с ее визуальным осмотром и закладкой шурфов. В связи с тем, что вырубка леса не затрагивает седименты на большую глубину, размер шурфов составляет 50x50 см и до 50 см в глубину (рис. 2); их количество определяется исходя из размеров обследуемой формы рельефа для ее полного покрытия.

Все отложения из шурфов просеиваются сквозь сито с размером ячеи 0,5 см. Такой подход позволяет зафиксировать даже небольшие артефакты. При обнаружении археологического объекта специалисты обязаны установить его границы с помощью более детального обследования территории объекта шурфами и обеспечить его сохранность путем подробного описания (точные географические координаты, описание обнаруженного археологического материала и его контекста) и маркировки для обозначения местоположения на местности. При любом изменении планов хозяйственной деятельности (изменение границ развития, сезона проведения работ (зима или лето), применение новых методик и технологий, ведущих к большему разрушению седиментов и т. д.) должна быть проведена дополнительная оценка исторических ресурсов. Все материалы, обнаруженные в ходе полевых работ и включенные в отчет о проделанной работе, должны быть переданы в Королевский музей провинции Альберта в установленном порядке [Archaeological and Paleontological ...2002, p. 5].

В зависимости от характера обнаруженных материалов, их контекста и рекомендаций специалиста отдел археологического надзора принимает решение о присвоении объекту уровня значимости исторических ресурсов (Historic Resources Value) по шкале от одного до пяти, где единица соответствует самому высокому уровню значимости и пятерка - самому низкому. Впоследствии вся информация заносится в единый провинциальный реестр исторических ресурсов, который находится в свободном доступе в формате PDF-и ГИС-файлов.

Завершающим этапом оценки воздействия на исторические ресурсы является процесс получения разрешения на проведение запланированной хозяйственной деятельности (clearence). Этот документ предоставляется субъекту, планирующему хозяйственную деятельность, по представлению специалиста, выполнявшего полевые работы. Процесс стандартизирован и осуществляется посредством электронной системы OPAC. При наличии конфликта с историческими ресурсами в зоне освоения субъект получает письмо с условиями, которые должны быть соблюдены при осуществлении проекта (какие-либо ограничения на виды деятельности на данной территории либо требования дополнительных исследований/спасательных работ до начала освоения территории).

В завершение можно отметить, что министерство культуры провинции Альберта находится в постоянном поиске баланса между интересами сохранения культурно-исторического наследия и устойчивого экономического развития частных предприятий. Сам процесс сохранения культурно-исторического наследия диверсифицируется и все больше вовлекает современные технологии (широкое использование ГИС-технологий, снимков высокого разрешения, полученных с помощью активных оптических систем LIDAR, получения исследовательских разрешений и отправки научных исследовательских отчетов с помощью электронной системы OPAC). В целом можно отметить, что описанная система достаточно эффективна и позволяет выявлять даже небольшие археологические объекты, учитывая их характер и эко-лого-географический контекст и защищать от антропогенного воздействия.

Рис. 1. Вид на обследуемую территорию во время проведения постимпактного аудита в северо-восточной части провинции Альберта

Рис. 2. Пример разведочного шурфа на обследуемой территории в северо-восточной части провинции Альберта

Список литературы

Archaeological and Paleontological Research Permit Regulations / Alberta Regulations 254/2002. - Edmonton : Alberta Queen's Printer, 2002. - 11 p.

Historical Resources Act / Revised Statutes of Alberta 2000 Chapter H-9. - Edmonton : Alberta Queen's Printer, 2000. - 33 p.

Protection of Cultural and Historical Heritage in the Province of Alberta, Canada

P. A. Kurzybov

Abstract Present article is devoted to description of cultural resources management process in the province of Alberta, Canada. Active industrial development involves potential hazards to historical resources, therefore questions of cultural-historical heritage study and preservation have to be addressed. The article focuses on the legislative basis of the cultural resources management process and the practice of its enforcement on the example of a project of historical resources impact assessment performed for the forestry company. All questions related to historical resources including archaeological objects in the province are managed by Historical Resources Management branch of Alberta Culture ministry under the Historical Resources Act. This Act regulates aspects of historical resources identification, designation, study, and preservation. More detailed regulations of historical resources study are stated in the Archaeological and Paleontological Research Permit Regulations document. It outlines the requirements for the specialists performing the historical resources assessments and identifies the procedures of reporting the results of theses studies. Any development that poses risks for historical resources must undergo Historical Resources Overview and if deemed necessary the Historical Resources impact Assessment. The latter involves either Pre-Impact infield assessment preceding the development or PostImpact audit. The results of these studies both positive and negative are to be reported to Alberta Culture in order to obtain the clearance for the planned development.

Key words: cultural-historical heritage, protection, historical resources, Alberta, Canada.

Курзыбов Петр Алексеевич - магистр

искусств/антропологии

проектный археолог, «Вестерн Хери-

тадж», Канада, Эдмонтон,

kurzybov@gmail.com

Kurzybov Petr Alekseevich - Master of Arts, Anthropology

Project Archaeologist, «Western Heritage», Edmonton, Canada, kurzybov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.