УДК 347.77
ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Мухтаров Наиль Кагарманович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры административного и таможенного права, e-mail: [email protected]
Мухтарова Алия Ральфовна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры гражданского права и процесса, к.ю.н., e-mail: [email protected]
В статье рассматривается таможенная защита интеллектуальных прав в сфере действия Евразийского экономического союза. Проанализированы отдельные проблемы, не позволяющие в полной мере обеспечивать высокий уровень защиты прав интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров
Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности; трансграничное перемещение; таможенная защита; таможенный реестр
SECURITY AND PROTECTION OF RIGHTS FOR INTELLECTUAL PROPERTY BY THE CUSTOMS SERVICE OF MEMBER COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Mukhtarov Nail K.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, the Department of administrative and customs law, head teacher, e-mail: [email protected]
Mukhtarova Aliya R.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, the Department of administrative and customs law, lecturer, PhD, e-mail: [email protected]
The article concentrates on the customs protection of intellectual property rights within the scope of the Eurasian economic Union. Individual problems, not allowing to provide to the full a high level of protection of intellectual property rights in cross-border movement of goods are analyzed
Keywords: intellectual property; cross border transport; customs protection; customs register
5
"D S
Г)
"О
аз
Н
>
С
о
го
"О
(А>
А
Для цитирования: Мухтаров Н.К., Мухтарова А.Р. Охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
2016. № 3 (59). С. 89-92.
В настоящее время в экономических отношениях как внутри отдельных государств, так и на международном уровне наблюдается активное использование объектов интеллектуальной собственности. При этом стоимостное выражение результата интеллектуальной деятельности зачастую превышает стоимость материального носителя (самого товара). В связи с этим возникает острая необходимость в совершенствовании правового регулирования создания, использования и распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, следует отметить, что в условиях международной экономической интеграции государств, при трансграничном перемещении товаров, важно установить правовую охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности не только на национальном, но и на наднациональном уровне в рамках
интеграции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом наднациональное правовое регулирование охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности должно быть направлено на обеспечение оптимального соотношения национальных интересов государств - участников в указанной сфере с целями евразийской интеграции.
В результате особое приоритетное значение приобретает защита прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров, содержащих интеллектуальную составляющую. Следует отметить, что важная роль в защите прав на объекты интеллектуальной собственности принадлежит таможенным органам. При этом таможенные органы государств - членов ЕАЭС вправе принимать меры в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав,
товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара. Однако следует обратить внимание на отдельные проблемы, которые не позволяют в полной мере обеспечивать высокий уровень защиты прав интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров [1, с. 22].
Общее правовое регулирование в рассматриваемой области осуществляется международными договорами, основным из них является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее -ТРИПС), которое было заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 года. Данное Соглашение вступило в силу для России 22 августа 2012 года [2]. Соглашение ТРИПС обязывает государства -члены Всемирной торговой организации (ВТО) обеспечивать «эффективные меры против любых действий, нарушающих права интеллектуальной собственности». В соглашении ТРИПС указываются три основных области судопроизводства, в которых данная цель должна быть достигнута -это гражданское, административное и уголовное. В соглашении ТРИПС также содержатся специальные положения относительно предварительных мер и мер, принимаемых на границе.
Следующий уровень правового регулирования защиты интеллектуальных прав в ЕАЭС включает Договор о Евразийском экономическом союзе [3], который подписан в г. Астане 25 мая 2014 года. В данном акте вопросы интеллектуальной собственности регулируются разделом XXIII и приложением № 26 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности». В статье 89 Договора о ЕАЭС установлено, что государства - члены ЕАЭС осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечивают на своей территории охрану и защиту прав на них в соответствии с нормами международного права, международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством государств-членов. Указанное сотрудничество осуществляется для решения задач гармонизации законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.
Также на уровне ЕАЭС действует Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) [4], который до принятия Таможенного кодекса ЕАЭС, является основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок таможенной защиты интеллектуальных прав в сфере действия
ЕАЭС. При этом следует отметить, что он содержит лишь основные положения в указанной сфере. Конкретные процедуры и действия таможенных органов определяются на уровне национального законодательства стран - участниц ЕАЭС.
Остановимся на отдельных проблемах, которые не позволяют в полной мере обеспечивать высокий уровень защиты прав интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров.
Одной из проблем являются различия в национальном законодательстве стран - участниц ЕАЭС. В национальное законодательство включается как таможенное законодательство, так и нормативно-правовые акты, регулирующие общее положение об охране прав на объекты интеллектуальной собственности. В Российской Федерации данный акт представлен частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [5]. При этом, несмотря на положение договора ЕАЭС о гармонизации законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, до настоящего времени в странах - членах ЕАЭС действуют различные принципы исчерпания исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Так в Российской Федерации и республике Беларусь действует территориальный принцип, который означает, что право провоза в страну оригинальных товаров из других стран принадлежит только самому правообладателю или его официальному дистрибьютору. Оригинальными считаются товары, произведенные владельцем объекта интеллектуальной собственности. Иной, а именно международный, принцип действует в республиках Казахстан и Армения, который устанавливает, что исключительное право правообладателя считается исчерпанным в отношении конкретного продукта в момент первого его введения в оборот в любой стране. Тем самым коммерческое перемещение товаров между странами не подлежит ограничению.
Заметим, что между государствами - членами ЕАЭС действует региональный принцип, который выражается в свободном перемещении товаров между государствами. Следует также отметить и другую проблему, которая связана с различиями таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности, порядка проведения таможенного контроля товаров, содержащих данные объекты.
Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 13.08.2009 № 1488 утвердил Административный регламент
Охрана и защита прав на объекты
Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности [6]. Согласно данному регламенту в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС) могут быть внесены объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Регулирование вопроса о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС осуществляется на основании Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ) [7].
Так в соответствии со статьей 306 указанного закона заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности должно содержать следующие сведения: о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также о представителе; об объекте интеллектуальной собственности; о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации, или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары; о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров. При этом ТК ТС предусмотрен срок, который может быть не менее двух лет со дня включения в указанный реестр.
Следует также обратить внимание на усиление мер по борьбе с контрафактной продукцией в Российской Федерации, а именно: при внесении объектов интеллектуальной собственности в реестр правообладатель должен застраховать риск ответственности за причинение вреда в пользу декларанта, собственника, получателя товаров или иных лиц в связи с приостановлением товара. Таким образом, правообладатель обязан предоставить договор страхования на сумму не менее 300 000 рублей.
В то же время в Республике Беларусь, в соответствии с частью первой пункта 2 статьи 254 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» [8], объект интеллектуальной собственности, в отношении которого Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь принято решение о принятии мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности, включается в таможенный реестр при условии, что
правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда (ущерба). При этом сумма обеспечения исполнения обязательства, или страховая сумма, должна быть эквивалентна не менее десяти тысячам евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день предоставления обеспечения исполнения обязательства или заключения договора страхования гражданской ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда (ущерба).
Следует обратить внимание, что при включении объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности стран ЕАЭС (далее - ЕТРОИС) необходимо предоставить декларанту страховой полис на сумму не менее 10 000 евро, для покрытия предполагаемых издержек, вызванных действиями правообладателя. Отмечается, что данный полис должен действовать во всех странах ЕАЭС.
К мерам по защите объектов интеллектуальной собственности, принимаемым таможенными органами, отнесены следующие: внесение сведений об объектах интеллектуальной собственности в таможенный реестр; приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; предоставление информации, которая может понадобиться правообладателю (или его представителю), декларанту о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.
В целях противодействия таможенным правонарушениям следует также отметить систему управления рисками. Так известны страны происхождения контрафактных товаров, к которым относятся Малайзия, Пакистан, Польша, Таиланд, Турция. При этом, как отмечается в литературе, профиль риска по региональному источнику контрафактных товаров нужно применять не только к привязке к конкретной стране, а также следует провести анализ истории поставок, выявить чрезмерные логические издержки, не соответствующие сезону маршруты. Также возможно «срабатывание» профиля риска и к традиционным производителям контрафактных товаров, если товары перевозятся усложненным маршрутом через Европу. В таком случае контрафактные товары выгружаются в свободной зоне или свободном порту, где может произойти переработка товара, в количестве, необходимом для того, чтобы в таможне назначения товар был расценен как произведенный в стране, где он и был впервые создан [9, с. 36].
Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза в ЕАЭС таможенной защите подлежат объекты интеллектуальной собственности, внесенные на основании заявления правообладателя в ЕТРОИС стран ЕАЭС или в национальный ТРОИС. В случае подачи заявления о внесения объекта интеллектуальной собственности в ЕТРОИС оно проверяется каждым таможенным органом стран ЕАЭС в соответствии с национальным законодательством. Для вынесения решения о включения объекта интеллектуальной собственности в ЕТРОИС необходимо положительное решение всех таможенных органов стран ЕАЭС. Тем самым заявление должно соответствовать требованиям всех национальных законодательств. В результате до настоящего времени в ЕТРОИС не внесено ни одного объекта интеллектуальной собственности. Необходимо отметить следующее: если объект интеллектуальной собственности включен в ТРОИС одной страны, то он не подлежит таможенной защите при перемещении через участок таможенной границы другой страны ЕАЭС.
В итоге разница наполненности ТРОИС стран ЕАЭС, применении полномочия ex officio и различия в области исчерпания исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности не дают возможности достичь высокого уровня таможенной защиты интеллектуальных прав. Считаем необходимым согласиться с мнением М.А. Сорокина и А.М. Сорокина [1, с. 25], которые указывают, что в целях эффективной таможенной защиты объектов интеллектуальной собственности необходимо соблюсти требование, при котором объект интеллектуальной собственности был внесен во все четыре ТРОИС или в ЕТРОИС.
2. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/ТЫРБ). Марракеш. 1994. (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 37, сентябрь.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана. 2014. (в действ. ред.) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2014. Документ опубликован не был. Доступен из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 460.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая: Закон Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (в действ. ред.) [Электронный ресурс]: Официальный сайт ФТС России. 2009. Документ опубликован не был. Доступен из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в действ. ред.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48, ст. 6252.
8. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (в действ. ред.) [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Таможенный календарь на 2014 год». 2014. Документ опубликован не был. Доступен из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
9. Озолинг А.Е. О некоторых способах защиты прав интеллектуальной собственности (таможенный аспект) // Управленческое консультирование. 2014. № 6 (66). С. 34.
Библиографический список:
1. Сорокин М.А., Сорокин А.М. Международная экономическая интеграция и проблемы защиты прав интеллектуальной собственности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 4 (31). С. 22-25.