Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 22. 2022. Т. 13, № 2. С. 142-152.
Transactions of the tola Science Centre of RAS. Humanitarian Studies. Series 22. 2022. Vol. 13, no. 2. P. 142-152.
Научная статья УДК 903.27
doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.011
«ОХОТА С ЛУКОМ НА ЛОСЯ»: КОМПОЗИЦИЯ ИЗ СКОПЛЕНИЯ «КАМЕННЫЙ 7», КАНОЗЕРО
Вадим Алексеевич Лихачев12
1 Университет Лапландии, Рованиеми, Финляндия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4770-6468
2Музей-заповедник «Петроглифы Канозера», Умба, Россия Аннотация
В данной работе анализируется сцена из группы «Каменный 7», комплекса петроглифов Канозеро (Северо-Запад России). Это единственная на Канозере повествовательная композиция, которую можно назвать «Охота с луком на лося». Ранее она не выделялась и не анализировалась. В статье излагаются аргументы в пользу композиционной связи этой сцены с соседствующей крупной композицией «Охота на медведя». Также выявлено типологическое сходство анализируемой сцены с еще одной сценой охоты на лося из данного скопления. Фигура охоты с луком на лося сравнивается с подобными сценами из Альты (Норвегия) и Залавруги (Карелия, Российская Федерация). Ключевые слова:
Канозеро, петроглифы, Фенноскандия, наскальное искусство, нарратив, охота, лучник, лось
дЛя цитирования: Лихачев В. А. «Охота с луком на лося»: композиция из скопления «Каменный 7», Канозеро // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 22. 2022. Т. 13, № 2. С. 142-152. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.011
Original article
"BOW HUNTING FOR ELK": COMPOSITION FROM KAMENNIY 7 PANEL OF THE KANOSERO PETROGLYPH COMPLEX
Vadim A. Likhachev1'2
University of Lapland, Rovaniemi, Finland, [email protected],
https://orcid.org/0000-0003-4770-6468
2Museum-Reserve "Petroglyphs of Kanozero", Umba, Russia
Abstract
This paper analyzes a scene from the Kamenny 7 panel, the Kanozero petroglyph complex (North-West Russia). This is the only narrative composition on Kanozero that can be called "Elk Hunting with a Bow". Previously, it was not distinguished and not analyzed. The article presents arguments in favor of the compositional connection of this scene with the neighboring large composition "Bear Hunting". The typological similarity of the analyzed scene with another elk hunting scene from this cluster was also revealed. The figure of an elk hunt with a bow is compared with similar scenes from Alta (Norway) and Zalavruga (Karelia, Russia). Keywords:
Kanozero, petroglyphs, Fennoscandia, rock art, narrative, hunting, archer, elk For citation: Likhachev V. A. "Bow Hunting for Elk": composition from Kamenniy 7 panel of the Kanozero petroglyph complex // Transactions of the tola Science Centre of RAS. Humanitarian Studies. Series 22. 2022. Vol. 13, no. 2. P. 142-152. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.011
© Лихачев В. А., 2022
Введение
Петроглифы Канозера, открытые в 1997 г., — это крупнейший комплекс наскальных рисунков на Кольском полуострове [1-3] (рис. 1). Самое крупное скопление — «Каменный 7» — было выявлено на острове Каменный в июне 1999 г. [3 : 66] (рис. 1, III) и, по данным автора статьи, насчитывает около 800 фигур. В последнее время некоторые изображения и композиции данной группы были уточнены с помощью методики фотограмметрии, позволившей зафиксировать ускользнувшие ранее детали изображений [4].
Рис. 1. I — места основных скоплений наскальных рисунков Восточной Фенноскандии (космоснимок HereWeGo): 1 — Канозеро, 2 — устье реки Выг (Залавруга, «Бесовы следки»), 3 — Онежское озеро, 4 — Чальмны-Варре, 5 — полуостров Рыбачий, 6 — Альта; II — карта Канозера; III — расположение группы «Каменный 7» на острове Каменный (космоснимок HereWeGo). Иллюстрация: В. Лихачев
Документация и описание фигур композиции у других авторов
Изучаемая композиция относится к группе «Каменный 7» (рис. 2, 3). Фигуры, составляющие интересующую нас сцену, были выявлены Кольской археологической экспедицией в 2000 г. после обнажения дерна с группы «Каменный 7». Первоначально прорисовки петроглифов были опубликованы в электронном виде на сайте Кольской археологической экспедиции [5] в 2005 г. Затем они появляются в отдельных публикациях [1 ; 2 ; 6 : 94, Fig. 18 ; 7]. Автором статьи данные изображения были впервые зафиксированы на видео в 2001 г. (рис. 3, 1).
В каталоге отдельно описывается изображение лося: «k7n87 зооморф в профиль, двуногий, с лосиной серьгой» [1 : 181] и пары охотников: «Пара с копьями (1). Два антропоморфа разного размера расположены вплотную друг к другу, у обоих в правой руке копье. У обоих изображен фаллос. Маленькая фигура держит почти горизонтально в левой руке изогнутый продолговатый предмет, на голове большой фигуры «шапка» в виде горизонтальной и двух вертикальных линий над ней (k7n85, k7n86)» [1 : 317].
В публикации норвежского археолога Яна Магне Гьерде [7], работавшего в составе Кольской археологической экспедиции в 2005 г., имеется прорисовка данных фигур (рис. 4), которая отличается от прорисовки и описания в каталоге [1] двумя важными деталями: 1) отсутствует изображение изогнутого продолговатого предмета в руке у меньшего по размеру охотника; 2) на прорисовке обозначена стрела, торчащая из зада фигуры лося.
В опубликованных прорисовках композиция «Охота на медведя» не связывалась исследователями с фигурами охотников и лося [1: 325 ; 7 : 141, Fig. 70].
Рис. 2. Сегмент скопления петроглифов «Каменный 7». Красными квадратами выделены участки со сценами охоты на лося:
1 — композиция «Охота на лося с луком», фрагмент 1; 2 — композиция «Охота на лосиху с лосенком». Прорисовки взяты из каталога [1], черным выделены композиции
Рис. 3. Сцена «Охота на лося с луком»:
1 — фигуры после расчистки, слегка присыпанные порошком дерна для лучшей видимости (обратите внимание, что видна тетива лука — в руках у нижней фигуры охотника — и стрела — сзади в теле лося, детали, не отмеченные в документации Кольской археологической экспедиции), скриншот с видео 2001 г. из архива В. Лихачева;
2 — охотники, фрагмент композиции, 2006 г., фото: В. Лихачев; 3 — подкрашенное порошком дерна изображение охотников и оленя как часть композиции «Охота на медведя», 2005 г., фото: Г. Александров, подготовка фото: В. Лихачев, Г. Галеева и др., из архива Кольского центра охраны дикой природы
Рис. 4. Фрагмент прорисовки «Каменный 7» из [7 : Fig. 226] Описание сцены
В нашем анализе мы используем прорисовки и визуализации петроглифов на основе 3Б-моделей (рис. 5, 6).
Данная композиция включает в себя несколько антропоморфных фигур (охотники) и одну зооморфную фигуру (лось). Фигуры объединены между собой орудиями охоты: копьем и луком, из которого выпущены стрелы в лося.
Лось. Фигура лося образует центр композиции. Длинные ноги, вытянутая шея, горбатая спина, длинные уши, «серьга» — эти детали формируют образ лося (весеннего, безрогого) или лосихи. Изображения копыт больше напоминают медвежьи лапы. Это, возможно, говорит о сочетании образа лося и медведя, поскольку от этой фигуры мы видим начало цепочки медвежьих следов. Такое изображение «ступней» у лосиных ног встречаются и на других изображениях лосей в данной группе «Каменный 7»: k7n296, k7n298, k7n304 [1]. По своим пропорциям, наличию «серьги», форме морды, форме и положению ушей голова лося / лосихи типологически близка изображениям некоторых лосиных голов, венчающих форштевень лодок, которые изображены в этой же группе петроглифов: k7n9, k7n89, k7n198, k7n218, k7n330, k7n525 [1]. Это, возможно, говорит о стилистической связи данных изображений.
Охотники. Наиболее выразительны два охотника (Охотник 1 и Охотник 2), изображенные слева. Скорее всего, обе фигуры, в силу композиционного решения и техники выбивки, сделаны одной рукой и в одно время. Они расположены по линии простирания ледниковых шрамов параллельно основанию скалы, но перпендикулярно фигуре лося и направлению выбитых рядом следов медведя из композиции «Охота на медведя». Фигуры глубоко прорезаны и пришлифованы. Эта техника близка к той, в которой выбиты следы медведя и лыжника из композиции «Охота на медведя». Фигуры охотников выполнены en face. Их также объединяет схожая манера изображения ног, рук и шеи, общие пропорции тела, а также изображение фаллоса у обоих охотников. Фигуры отличаются размерами и предметами в руках. Справа от фигуры изображена еще одна антропоморфная фигура (Охотник 3), вовлеченная в композицию.
Рис. 5. Визуализация фрагмента группы «Каменный 7» по 3D-модели: 1 — сегмент группы «Каменный 7» (красным пунктиром показано местоположение интересующей нас композиции); 2 — 3Б-визуализация участка с композицией с фильтром «подсветка»; 3 — ЗD-визуализация с фильтром, подчеркивающим выбивки — «псевдопротирка». Обработка 3D и иллюстрация: В. Лихачев
Рис. 6. Сцена «Охота на лося»:
1 — 3Б-визуализация с указанием орудий охотников; 2 — прорисовка по 3D-визуализации. Иллюстрация: В. Лихачев
Охотник 1. Высокий охотник изображен в «шапке с рогами», держит в правой руке копье. Его левая рука простирается в сторону медвежьего следа, который с другой стороны касается стрелы, поразившей лося в спину. Возможна иная трактовка: медвежий след перебивает изображение копья, которым охотник поражает лося в спину.
Охотник 2. Меньший ростом охотник изображен без головного убора и, согласно нашей трактовке, держит в обеих руках по луку. В левой руке — небольшой лук, из которого выпущена стрела. У лука тонкой выбивкой показана тетива, а ближе к голове охотника на конце лука изображена небольшая «подковка», возможно, это крючок, к которому цепляется тетива. В правой руке, по нашему мнению, охотник держит второй лук, размером практически с самого охотника. Он заряжен, стрела накладывается на корпус другого охотника. Согласно Колпакову и Шумкину, в правой руке у охотника копье [1]. На прорисовке у Гьерде [7] это орудие также похоже на копье. Данная фигура сходна с изображениями лучника на петроглифах Альты (рис. 7).
Рис. 7. Композиции охоты на лосей и оленей с лучниками. Альта, Норвегия. По [8], взято из [9]
Несмотря на то что фигуры охотников и фигура лося выполнены в разных техниках выбивки, мы видим, что эти фигуры связаны. Стрела из лука меньшего ростом охотника выпущена в зад лося. Другая стрела (или копье) торчит из его спины, еще один предмет, похожий на стрелу или копье, воткнут в морду животного. От головы лося влево вверх, частично совпадая с направлением ушей, изображено вытянутое подтреугольное пятно, которое можно трактовать как кровь от пораженной головы лося (уши лося накладываются на пятно). Выдвигалась трактовка данного пятна как медвежьего следа (высказывание Е. М. Колпакова на видеозаписи 2001 г.).
Охотник 3. Справа от лося мы также видим антропоморфную фигуру в фас с крупным туловищем. Правая рука держит продолговатый предмет (копье или дубинку), но данный предмет (выбивку) также можно трактовать как лыжный след (к7п82). В каталоге антропоморфная фигура описывается как «к7п425 антропоморф, с фаллосом (поврежден)» [1 : 237]. Возможно, этот охотник как раз и поразил лося в морду. По длине и технике выбивки фигура предмета, который он держит в руке, совпадает с тем, что торчит из морды лося. От данной фигуры с копьем идут следы лыж, что косвенно может свидетельствовать в пользу того, что Охотник 3 и есть охотник, преследующий медведя в сцене «Охота на медведя».
Техника выбивки. Фигура лося выбита в сплошной крупноточечной технике. Охотник 1 и Охотник 2 сделаны в пришлифованной технике. Возможно, фигуры были вначале выбиты, но затем углублены протиранием и пришлифовкой. Возможно, эти фигуры неоднократно подновлялись в отличие от других. Лук, который держит в левой руке Охотник 2, выбит в точечной технике. Тетива лука представляет собой почти ювелирную работу (поэтому она ранее не была замечена) и также сделана в мелкой точечной выбивке. Охотник 3 выбит в технике точечной выбивки. Данную фигуру перебивают другие: 1) около левой руки изображение лодки; 2) внизу на туловище и левую ногу накладывается еще одна антропоморфная фигурка. Интересная особенность — в верхней части изображения лося проходит тонкая трещина: по данной трещине сделана выбивка стрелы в задней части лося, также она проходит по задней части спины лося. С правой стороны по трещине, похоже, выбита еще одна стрела в спине лося.
Все три охотника (несмотря на разные техники их выбивки) связаны между собой как сценой охоты на лося, так и, вероятно, со сценой медвежьей охоты, с которой первые два охотника также сближаются по характеру техники выбивки. Возможно, сцена «Охота на лося» изображает первый этап — убийство лося для приманки. Охота на приманку вышедшего из берлоги медведя до сих пор является распространенным способом промысла [10 : 173]. После того как зверя выследили возле привады (убитого лося), действие развивается как преследование одним из охотников раненного зверя. Детальный анализ композиции «Охота на медведя» выходит за рамки данной статьи.
«Охота на лосиху с лосенком» — сходная композиция из того же скопления
В данном сегменте группы «Каменный 7» на расстоянии 1,5 м расположена композиция (рис. 2, 2, рис. 8), которая имеет определенное сходство с композицией «Охота на лося с луком», рассматриваемой в статье.
Рис. 8. Сцена охоты на лосиху с лосенком:
1 — прорисовка композиции по 3D- визуализации; 2 — 3Б- визуализация без прорисовки. Иллюстрация: В. Лихачев
Описание сцены. Охотник, расположенный сзади, поражает копьем лосиху. Сзади, в непосредственной близости к фигуре лосихи, изображена небольшая фигура — лосенок. Частью композиции, возможно, также является фигура лодки с лосиноголовым форштевнем и с пассажирами en face, которая перебивает копыта лосихи.
Параллели с композицией «Охота на лося с луком» (рис. 2, 1):
1. Фигура лосихи имеет сходные размеры и пропорции (характерная вытянутая шея) с фигурой лося / лосихи из композиции «Охота с луком на лося».
2. Охотник поражает лосиху в спину копьем сходным образом с Охотником 1 на композиции «Охота с луком на лося», где копье также может трактоваться как стрела. Правда, копье, поражающее лосиху, охотник держит в правой руке. В левой руке, по-видимому, он держит другое копье с кружком на конце — для опоры по типу лыжной палки. Подобная опора у копья и лука имеет этнографические параллели, в частности, у сибирских охотников [11]. Изображение копья в левой руке разрушено в верхней части трещиной.
3. Фигура охотника изображена перпендикулярно фигуре лосихи. Охотник изображен в фас, у него показан фаллос.
4. В композиции присутствует цепочка следов от задней части фигуры лосихи.
Любопытным представляется следующий момент. Хотя данная композиция
не выделяется как сцена охоты на лося в каталоге [1], в то же время данная фигура охотника (к7п179) и расположенная рядом другая антропоморфная фигура (к7п179) выделяются в композицию «Любовь» (в смысле, соитие) [1 : 320]. Возможно, мы видим сцену, в которой охотник одновременно занимается любовью и поражает копьем лосиху. Семантический разбор данной сцены — часть отдельного исследования, посвященного отражению в петроглифах Канозера мотивов плодородия и их связи с мотивами охоты.
Изображение лучника в группе «Еловый 1»
Ранее считалось, что на Канозере имеется лишь одно изображение лучника в группе «Еловый 1» (рис. 9): «е1п19 антропоморф в профиль, голова с рожками, две ноги с большими ступнями, перед вытянутыми вперед руками выбита изогнутая линия, напоминающая лук, под ногами короткая изогнутая линия» [1 : 73]; «На возможном изображении лука (е1п19) необходимо остановиться подробнее. Дело в том, что это единственное изображение на Канозере, которое может претендовать на то, чтобы называться луком. Оно представляет собой выгнутую линию, сужающуюся к обоим концам, которые слегка загнуты вперед. Таким образом, эта фигура соответствует профилю сложносоставного лука, и к тому же, находится в положении для стрельбы в руках антропоморфного персонажа» [ 1 : 299].
Изображение лучника из группы «Еловый 1» выбито в ином стиле, чем лучник из группы «Каменный 7». Это профильная фигура, но при этом у лучника показаны обе ноги, и он изображен, по-видимому, на лыжах. Фигура накладывается на изображение рыбы (рис. 9).
Рис. 9. Фигура лыжника. Скопление «Еловый 1»:
1 — согласно каталогу [1]; 2 — изображение на визуализации на основе 3D-модели. Иллюстрация: В. Лихачев
Аналоги в других комплексах Фенноскандии
Нарративные композиции с лучниками на петроглифах «охотничьей традиции» в Северной Фенноскандии широко представлены в Альте (Норвегия) (рис. 1, I, 6) и Залавруге (Карелия) (рис. 1, I, 2).
Альта. Композиции с лучниками, атакующими оленей и лосей, встречаются в Альте [8 ; 12] (рис. 7). Сходства: фигуры также изображены en face, лучники также иногда выступают в паре с охотником с копьем, имеются изображения как заряженного лука, так и с выпущенной стрелой.
Залавруга. В Залавруге встречается несколько изображений лучников, вовлеченных в охоту на зверя [13]. В знаменитой сцене из четвертой группы Новой Залавруги лучники настигают лосиху с двумя лосятами (рис. 10). Лосят поражают стрелами, лосиху один из лучников поражает копьем. С канозерской сценой эту сцену роднит стиль изображения стрелы, а также способ поражения лося стрелами (копьем в спину, стрелой в зад), использование копья вместе с луком. В другой сцене из этой же группы охотник, поразив медвежонка из лука, бросает его (лук небольшого размера, как и канозерский) и добивает зверя копьем (рис. 11, 2), как и в рассмотренной нами канозерской сцене. На соседней композиции медведь также поражается из лука и добивается копьем (рис. 11, 3). В отличие от канозерской сцены охотники-лучники, изображенные в Новой Залавруге, показаны в профиль, но также имеют головные уборы, и в некоторых случаях у них показан фаллос. Копья и луки в некоторых случаях имеют кружок для опоры в снег.
Рис. 10. Охота на лосей. Новая Залавруга IV. Визуализация на основе 3D-модели: В. Лихачев
Некоторые выводы
Описываемая композиция примечательна изображением охоты с луком. Лучник предположительно держит два лука. Это единственное изображение лучника на острове Каменный, второе — на Канозере. Фигура лука меньшего размера отличается детальностью — филигранное изображение тетивы лука. Фигуры в композиции созданы в смешанной технике — выбивка, пришлифовывание, прорезание — и различаются между собой глубиной.
Сцена охоты на лося с луком может быть связана с соседствующей сценой охоты на медведя. Если это так, то данная композиция проясняет детали охоты и взаимодействия охотника / охотников и медведя.
Данная сцена имеет аналоги как в самом канозерском комплексе, так и в других комплексах наскального искусства Фенноскандии, в частности в Альте и Залавруге.
\
3
1
Рис. 11. Сцены охоты на зверей (лося, медведя) с использованием лука. Новая Залавруга IV:
1 — три охотника на лыжах преследуют лосиху с лосятами; 2 — один охотник поражает
медведя копьем, ранее выстрелив в него из лука; 3 — охота двух охотников на медведя,
один из них лучник. Иллюстрация: В. Лихачев по [13]
Список источников
1. Колпаков Е. М., Шумкин В. Я. Петроглифы Канозера. СПб.: Искусство России, 2012.424 с.
2. Лихачев В. А. Рисунки Канозера. Апатиты: Кольский центр охраны дикой природы, 2011. 124 с.
3. Likhachev V. Kanozero petroglyphs: history of discovery and investigation // Adoranten. 2018. P. 48-71.
4. Лихачев В. А. Петроглифы Канозера: новые методы изучения и новые находки // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2017. № 9. C. 113-120.
5. Сайт Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН. URL: http://kae.rekvizit.ru (дата обращения: 18.11.2006).
6. Kolpakov E. M., Murashkin A. I. & Shumkin V. Ya. The Rock Carvings of Kanozero // Fennoscandia Archaeologica. 2008. Vol. XXV. P. 86-96.
7. Gjerde J.-M. Rock art and Landscapes: Studies of Stone Age rock art from Northern Fennoscandia. PhD. dis. University of Tromso, 2010, 507 p.
8. Tansem K. Alta museum archive. Alta. Tracing of 2009.
9. Колпаков Е. М. Петроглифы Кольского полуострова и Северной Фенноскандии: дис. ... д-ра ист. наук (на правах рукописи). Т. 1 / Институт истории материальной культуры РАН. СПб., 2019. 133 с.
10.Кречмар М. Мохнатый бог. М.: Бухгалтерия и банки, 2005. 350 с.
11. Helskog K. Snowshoes and skis in North European rock art // Giving the Past a Future: Essays in Archaeology and Rock Art Studies in Honour of Dr. Phil h. c. Gerhard Milstreu. editor / James Dodd; Ellen Meijer. Oxford: Archaeopress, 2018. P. 58-69.
12.Helskog K. Helleristningene i Alta. Spor etter Ritualer og Dagligliv i Finnmarks Forhistorie. Alta: Alta Museum, 1988. 135 p.
13.Савватеев Ю. А. Залавруга. Часть 1. Петроглифы. Л.: Наука, 1970. 165 с.
References
1. Kolpakov E. M., Shumkin, V. Ya. Petroglify Kanozera [Petroglyphs of Kanozero]. Saint Petersburg, Iskusstvo Rossii, 2012, 424 p. (In Russ.).
2. Likhachev V. A. Risunki Kanozera: otkrytiye, izucheniye, sokhraneniye [Rock art of Kanozero: discovery, study, preservation]. Apatity, Kola biodiversity conservation center, 2011, 124 p. (In Russ.).
3. Likhachev V. Kanozero petroglyphs: history of discovery and investigation. Adoranten, 2018, pp. 48-71.
4. Likhachev V. A. Petroglify Kanozera: novyye metody izucheniya i no-vyye nakhodki [Rock carvings of Kanozero: new methods of documentation and the new findings]. Trudy KNTS RAN GI [Proceedings of the KSC RAS GI], 2017, no. 9, pp. 113-120. (In Russ.).
5. http://kae.rekvizit.ru Accessed 18.11.2006).
6. Kolpakov E. M., Murashkin A. I. & Shumkin V. Ya. The Rock Carvings of Kanozero. Fennoscandia Archaeologica, 2008, vol. XXV, pp. 86-96.
7. Gjerde J.-M. Rock art and Landscapes: Studies of Stone Age rock art from Northern Fennoscandia. PhD. dis. University of Tromso, 2010, 507 p.
8. Tansem K. Alta museum archive. Alta. Tracing of 2009.
9. Kolpakov E. M. Petroglify Kol'skogo poluostrova i Severnoj Fennoskandii. Diss. d-ra ist. nauk [Petroglyphs of the Kola Peninsula and Northern Fennoscandia. Dr. Sci. (History) diss.], vol. 1. Saint Peterburg, 2019, 133 p. (In Russ.).
10.Krechmar M. Mohnatyj bog [Furry god]. Moscow, Buhgalterija i banki, 2005, 350 p. (In Russ.).
11.Helskog K. Snowshoes and skis in North European rock art. Giving the Past a Future: Essays in Archaeology and Rock Art Studies in Honour of Dr. Phil h. c. Gerhard Milstreu. editor James Dodd; Ellen Meijer. Oxford, Archaeopress, 2018, pp. 58-69.
12.Helskog K. Helleristningene i Alta. Spor etter Ritualer og Dagligliv i Finnmarks Forhistorie. Alta, Alta Museum, 1988, 135 p.
13. Savvateyev Yu. A. Zalavruga: Chast' 1. Petroglify. [Zalavruga: Part 1. Petroglyphs]. Leningrad, 1970, 165 p. (In Russ.).
Информация об авторе
В. А. Лихачев — аспирант факультета дизайна и искусств; специалист по сохранению объектов культурного наследия.
Information about the author
V. A. Likhachev — Post-graduate Student of the Faculty of Design and Arts; Specialist for preservation of the cultural heritage.
Статья поступила в редакцию 15.03.2022; одобрена после рецензирования 04.04.2022; принята к публикации 19.04.2022.
The article was submitted 15.03.2022; approved after reviewing 04.04.2022; accepted for publication 19.04.2022.