Научная статья на тему 'Охота, этика, закон и заповедное дело'

Охота, этика, закон и заповедное дело Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
361
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUNTING, ETHICS, LAW AND PRESERVATION

The questions about interconnection of hunting legislation and ethics in correlation with development of human society are disclosed. The modern role of strict nature reserves in studying and preserving game animals is discussed.

Текст научной работы на тему «Охота, этика, закон и заповедное дело»

ОХОТА, ЭТИКА, ЗАКОН И ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО

Б.Н. Кашеваров

Заповедник «Костомукшский», Костомукша, boris.k@onego.ru

Охота - одно из древнейших занятий. По мере развития общества охота как средство существования, выживания отодвигалась на второй и далее план. Только в этих условиях могла появиться этика охоты как свод не писаных правил поведения при добыче животных. В разных сообществах эти правила, этические нормы были и остаются различными, изменяясь во времени. В дальнейшем появились и законы, уже как писаные правила, ответственность за нарушение которых возникала не перед обществом (сообществом), но перед государством. В процессе развития общества менялось и понятие охота, и в разных языках эти понятия также не одинаковы.

Существует такое определение охоты: «Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц». Тем самым охотой признается добыча только теплокровных животных, что не совсем верно. В соответствии с федеральным законом об охоте: «охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой», а «охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты», что отдает тавтологией.

Но уже в самом этом определении, кроется ловушка. С одной стороны, охотой признается процесс добывания всех животных, в том числе бурозубок, полевок, мышей. Может быть, это правильно с точки зрения закона, хотя никак и не регламентируется, но с точки зрения общества, в котором формируются этические нормы, это занятие охотой мало кто назовет.

С точки зрения закона охотой будет признаваться и отстрел сусликов и сурков из тяжелых снайперских винтовок с запредельных для обычного охотника расстояний. В последнее время это занятие находит своих любителей и у нас в России. Отстрел ведётся, в том числе экспансивными (а может быть и разрывными) пулями, так что зверек при попадании просто исчезает. Но вот с этической точки зрения я бы это охотой уже не назвал. Так же, как отстрел живот-

ных с вертолетов и самолетов. А в принципе возможности современной техники позволят уничтожить на открытой местности объект размером с собаку даже со спутника. Деятельность, связанная с поиском и выслеживанием была, но охота ли это?

Термины «промысловая охота» и «любительская охота» (ранее спортивная) изжили себя. На мой взгляд, есть просто охота. В чем принципиальное отличие, чтобы делать это разделение, особенно в современных условиях, с этической точки зрения? Так же, как и лицензии были в свое время товарные и спортивные.

Меняются условия охоты, должна меняться и охотничья этика. Так, Россия остается единственной страной, где сохраняется так называемая «традиционная» охота на берлоге (Гилязов, 2011). Но охота на берлоге с использованием мощных ружей не может считаться в настоящее время таким же геройством, охотой в полном смысле, как при использовании, традиционном, рогатины. И здесь встает и этическая проблема: что делать с оставшимися новорожденными медвежатами, которые стали жертвами охоты на берлоге? Разработана ли нормативная база для их выращивания, передачи в зоопарки или выпуска обратно в природу? Экспериментальные и очень интересные работы по данному вопросу проводятся Пажетновыми, но основой для этих исследований служит то, что в нарушение этических норм на берлогах добываются медведицы. В значительной мере это, т.е. не этичность, относится и к охоте на приваде, на прикормочных площадках. В большинстве стран такая охота запрещена.

В относительно недавнее время получило распространение дичераз-ведение, которое становится все более популярным. Но является ли охотой добывание этих разведенных в неволе животных? В соответствии с законом, вероятно, уже и нет, так как эти животные уже не дикие, а содержащиеся человеком, находящиеся на его обеспечении. Вероятно, это не должно подпадать под данное определение охоты, даже если вольеры, в которых содержались эти животные, достаточно большие по площади. Отстрел выпущенных перед сезоном, например фазанов, по моему мнению, мало чем отличается от стрельбы по тарелочкам. Так же, как стрельба с вышки у прикормочной площадки по копытным принципиально мало отличается от стрельбы по мишеням «бегущий кабан» или «бегущий олень».

Первые государственные заповедники в России появились благодаря ученым-охотоведам, в первую очередь для охраны наиболее уязвимой на тот момент части биоты - крупным млекопитающим и птицам, являющимися объектами охоты. На протяжении многих лет заповедники и рассматривались в первую очередь как организации, которые сохраняют, изучают, разводят, акклиматизируют именно виды охотничье-промысловой фауны (Борейко, 2001). Благодаря этому во всех заповедниках России до настоящего времени сохранилось перешедшее в наследство от Главохоты РСФСР общее для всех отделов заповедников мероприятие - зимний маршрутный учет животных по следам.

В настоящее время функции заповедников, как научных учреждений, в значительной степени пересматриваются. На уровне закона об ООПТ разница в целях и задачах заповедников и национальных парков очевидна, на практике же она становится незначительной, первые в своей деятельности все более начинают заниматься экологическим просвещением (в ущерб научным исследованиям), в том числе и по видам, так называемой, охотничьей фауны (Kashevarov, 2003). Между тем, без научных знаний, полученных в условиях, максимально приближенных к естественным, невозможно разработать ни действенных мероприятий по охране природы, ни по её рациональному использованию, в том числе охоты (Миньков, 2006).

Таким образом, в своей настоящей деятельности охотники, специалисты охотничьего хозяйства, ученые охотоведы должны опираться не только на существующие законы, но и на этические нормы, с учетом тенденций развития человеческого общества.

2б9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борейко В. Е. Прорыв в экологическую этику / Киевский экологокультурный центр. Киев, 2001. http://svitk.rU/004_book_book/5b/1 255_boreyko-proriv.php

Гилязов А. Медведь Лапландии // Охота и охотничье хозяйство. 2011. № 11. С. 8-12.

Миньков С. И. Охота - гарантия охраны животного мира Канады / ВНИИОЗ, г. Киров. 2006. http://www.anti-

ar.info/index.php?act=read&id=30

Kashevarov B. Development of strict nature reserves of Russia: evolution, revolution or regress? // In: Heikkila, R. & T.Lindholm (eds.). Biodiversity and conservation of boreal nature. Proceedings of the 10 years anniversary symposium of the Nature Reserve Friendship. 2003. Vantaa. Р. 54-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.