ОГРАНИЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ АКТИВИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОЧЕК РОСТА
ВИНОГРАДОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ДРОНОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: mornedsm@ gmail.com
Целью исследования является выявление ограничений реализации региональной политики по активизации региональных точек роста. В статье рассматриваются основные принципы построения региональной политики, отвечающие требованиям к ее реализации в современных экономических условиях: соответствие качества регионального продукта международным стандартам при сохранении региональных конкурентных преимуществ; формирование транспортной системы, способной стать неотъемлемой частью международных транспортных коридоров; наличие обрабатывающих предприятий, способных наиболее полно переработать имеющиеся в регионе природные ресурсы до стадии продукции, готовой к распределению между потребителями; использование системы качественных показателей для сравнения удельных затрат ресурсов в регионе с удельными затратами аналогичных ресурсов в других странах (энергоемкость произведенного продукта, материалоемкость, энергопотребление и др.); обеспечение развития человеческого капитала, в том числе через формирование системы реализации потенциала человеческих ресурсов. Обращается внимание на возрастающую роль региона в развитии международных отношений. Авторами рассмотрены такие ограничения реализации региональной политики, как: 1) слаборазвитая инновационная инфраструктура, причинами которой являются отсутствие на предприятиях современных производственных технологий, позволяющих использовать инновационные разработки; распыление ресурсов по разнообразным направлениям исследований, что делает невозможным сосредоточение усилий на определенных направлениях для создания «прорывных» технологий; недостаточное обновление трудовых кадров; неэффективность венчурных схем, существующих в настоящее время; отсутствие налаженной системы сбыта наукоемкой продукции; 2) отсутствие у регионов достаточной самостоятельности для реализации регионального потенциала; 3) излишняя концентрация ресурсов в крупных городах. Изученные авторами ограничения реализации региональной политики можно определить как организационные и инновационные, которые вместе с финансовыми и частноинновационными ограничениями, образуют совокупность ограничений активизации региональных точек роста.
Ключевые слова региональная политика, точки роста, ограничения регионального развития.
В настоящее время теория точек роста занимает важное место в теоретических разработках по формированию региональной политики. Активизация точек экономического роста российских регионов является необходимым процессом, позволяющим сконцентрировать ограниченные ресурсы в пределах отдельной территории, создавая источники инноваций в экономической, технологической, социальной и управленческой сферах и обеспечивая максимальный и длительный экономический эффект в результате запуска механизма саморазвития региональной экономики.
При разработке региональной политики с использованием механизмов по активизации точек роста необходимо учитывать современные эконо-
мические процессы. Поэтому требуется рассмотреть основные положения регионального развития, что позволит своевременно выявить ограничения в реализации региональной политики.
Изучение основных положений регионального развития связано с определением роли региона в развитии страны в целом и в развитии мировых экономических отношений.
Регион можно определить как:
- участника глобальных экономических отношений;
- субъекта народного хозяйства, обладающего определенными правами и ответственностью и имеющего своей целью достижение оптимальной структуры валового регионального продукта;
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
- часть инновационной системы в масштабах страны, которая обеспечивает выполнение задач по ключевым направлениям экономического развития государства.
Мировой опыт показывает, что современная региональная политика должна проводиться с использованием современных информационных технологий, новых организационных структур, предполагающих развитие интеграционных процессов, новых подходов к ресурсам, прежде всего, к нематериальным ресурсам.
Предпосылками проведения такой региональной политики являются:
- увеличение регионализации государств;
- приобретение регионами большей самостоятельности посредством заключения межрегиональных договоров в области взаимодействия по определенным направлениям: культуры, туризма и т. п.;
- развитие интеграционных процессов между предприятиями регионального уровня, вызванного обострением конкуренции на мировом рынке;
- увеличение поддержки региональным предприятиям со стороны органов государственной власти на региональном уровне с целью защиты интересов региона от экспансии транснациональных корпораций;
- рост миграционных процессов, которому способствуют открытость региональных экономик и различные условия организации производственного процесса;
- обострение дефицита энергетических и водных ресурсов, вызванного, в том числе развитием развивающихся стран;
- защита национальных интересов, одной из основных угроз обеспечения которой являются диспропорции в инновационном развитии, при осуществлении интеграционных процессов.
Переход региональной политики на активное использование инновационных технологий предполагает:
- обладание научно-исследовательскими и конструкторскими лабораториями, позволяющих проводить передовые исследования в определенных областях знаний;
- обеспечение условий по проведению инновационного цикла на региональном уровне;
- обеспечение условий труда и высокого качества жизни для сотрудников, осуществляющих научные разработки;
- участие региональных научных институтов в научно-исследовательских проектах межрегионального и международного уровня.
Эффективное использование региональных ресурсов должно основываться на следующих принципах:
- соответствие качества регионального продукта международным стандартам при сохранении региональных конкурентных преимуществ;
- формирование транспортной системы, способной стать неотъемлемой частью международных транспортных коридоров;
- наличие обрабатывающих предприятий, способных наиболее полно переработать имеющиеся в регионе природные ресурсы до стадии продукции, готовой к распределению между потребителями;
- использование системы качественных показателей для сравнения удельных затрат ресурсов в регионе с удельными затратами аналогичных ресурсов в других странах (энергоемкость произведенного продукта, материалоемкость, энергопотребление и др.);
- обеспечение развития человеческого капитала, в том числе через формирование системы реализации потенциала человеческих ресурсов.
Е. В. Белякова отмечает, что при построении стратегии регионального развития требуется увеличение роли сельского хозяйства и перерабатывающих производств при развитии транспортной системы с ориентацией промышленности по направлениям, раскрывающим ресурсный потенциал [1].
Также следует обратить внимание на соблюдение интересов участников регионального рынка при размещении новых производств.
Л. Григорьев, Н. Зубаревич и Ю. Урожаева выделяют два сценария развития региональной политики [2].
Первый сценарий под названием «Инерция -Мобилизация» предполагает дополнение перераспределительных механизмов «точечными» мерами. В этом случае развитие получат экономики регионов, на территории которых осуществляются государственные проекты. Экономики остальных регионов будут стагнировать. Для модернизации характерны замедленные темпы роста.
В этом случае существуют такие угрозы, как неэффективное определение географического размещения проектов вследствие лоббирования интересов отдельных политических групп, недостаток человеческих ресурсов в зонах размещения проектов, неэффективное использование ресурсов при массированном освоении малозаселенных территорий.
При использовании второго сценария («Модернизация») общегосударственная политика учитывает специфическое развитие регионов и
А. А. УМООКАЭОУА, 8. Е. БИОКОУ
осуществляется на основе принципов увеличения самостоятельности регионов. Основные функции федерального центра заключаются в инфраструктурной и институциональной модернизации. В результате проведения стратегии «Модернизация» произойдет активизация региональных точек роста, и вырастут темпы модернизации институтов в относительно экономически развитых регионах. В слабозаселенных территориях поддержка городов-точек роста позволит активизировать экономические процессы.
Важным фактором экономического развития является наличие инновационной инфраструктуры, влияющей на размещение капиталов.
К ресурсам предприятий в системе инновационной инфраструктуры относятся:
- основные производственные фонды;
- трудовые кадры;
- производственные технологии, необходимые для научных разработок;
- финансовое обеспечение;
- информационные ресурсы;
- сбытовые сети.
Существуют следующие ограничения по использованию инновационной инфраструктуры в российских регионах:
- отсутствие на предприятиях современных производственных технологий, позволяющих использовать инновационные разработки;
- исследования проводятся по разнообразным направлениям, что делает невозможным сосредоточение усилий на определенных направлениях для создания «прорывных» технологий;
- недостаточное обновление трудовых кадров;
- неэффективность венчурных схем, существующих в настоящее время;
- отсутствие налаженной системы сбыта наукоемкой продукции.
Другим важным аспектом в проведении региональной политики выступает взаимоотношение федерального центра и регионов. В развитии регионов важную роль играют экономические институты, уровень взаимодействия региональных субъектов и их готовность к инновациям. Поэтому эффективность региональной политики во многом определяется наличием прав, достаточных для реализации регионального потенциала.
Определенным ограничением в реализации региональной политики является неэффективное использование ресурсов, сконцентрированных в крупных городах. Для преодоления данного ограничения следует использовать опыт европейских стран. Первоначально власти европейских стран проводили стимулирующие меры для разгрузки
городских агломераций, в результате чего наиболее квалифицированные кадры и инновационные предприятия размещались на городских окраинах, а в центральных районах городских агломераций образовывались так называемые «внутренние ареалы» - территории с недостаточным благоустройством. Поэтому органам государственной власти европейских стран приходилось принимать впоследствии дополнительные меры по повышению городского благоустройства.
Изученные нами ограничения реализации региональной политики можно определить как организационные и инновационные. Вместе с финансовыми и частноинновационными ограничениями они образуют совокупность ограничений активизации региональных точек роста, изображенную на рисунке 1.
Существуют следующие ограничения по использованию инновационной инфраструктуры в российских регионах:
- отсутствие на предприятиях современных производственных технологий, позволяющих использовать инновационные разработки;
- исследования проводятся по разнообразным направлениям, что делает невозможным сосредоточение усилий на определенных направлениях для создания «прорывных» технологий;
- недостаточное обновление трудовых кадров;
- неэффективность венчурных схем, существующих в настоящее время;
- отсутствие налаженной системы сбыта наукоемкой продукции.
Другим важным аспектом в проведении региональной политики выступает взаимоотношение федерального центра и регионов. В развитии регионов важную роль играют экономические институты, уровень взаимодействия региональных субъектов и их готовность к инновациям. Поэтому эффективность региональной политики во многом определяется наличием прав, достаточных для реализации регионального потенциала.
Определенным ограничением в реализации региональной политики является неэффективное использование ресурсов, сконцентрированных в крупных городах. Для преодоления данного ограничения следует использовать опыт европейских стран. Первоначально власти европейских стран проводили стимулирующие меры для разгрузки городских агломераций, в результате чего наиболее квалифицированные кадры и инновационные предприятия размещались на городских окраинах, а в центральных районах городских агломераций образовывались так называемые «внутренние ареалы» - территории с недостаточным благоустрой-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
ством. Поэтому органам государственной власти европейских стран приходилось принимать впоследствии дополнительные меры по повышению городского благоустройства.
Изученные нами ограничения реализации региональной политики можно определить как ор-
ганизационные и инновационные. Вместе с финансовыми и частноинновационными ограничениями они образуют совокупность ограничений активизации региональных точек роста, изображенную на рисунке 1.
Финансовые потоки
Финансовые ограничения
О
территория, где расположены тяготеющие друг к другу точки роста точки роста высшего уровня (ТРВ)
точки роста низшего уровня, обслуживающие точки роста высшего уровня (ТРН) частноинновационные ограничения инновационные импульсы
Рис. 1. Ограничения активизации региональных точек роста
Таким образом, ограничениями региональной политики по активизации точек роста являются:
- организационные факторы: неэффективное использование реализуемых форм активизации региональных точек роста (отсутствие взаимодействия между размещаемыми в регионе
предприятиями и предприятиями региона, недостаточно полное использование размещаемыми в регионе предприятиями ресурсов региона, в том числе трудовых);
- инвестиционные факторы: отсутствие возможностей для привлечения значительных ин-
A. A. VINOGRADOVA, S. E. DRONOV
вестиций (необходимость обновления устаревших в ряде регионов производственных фондов территориально-производственных комплексов, отсутствие налаженной инфраструктуры);
- финансовые факторы: отсутствие крупных финансовых потоков (замедленное развитие кластерных образований, отсутствие крупных игроков на региональном рынке);
- частноинновационные факторы: отсутствие действенного механизма по привлечению малого бизнеса в сферу инноваций (невозможность продвижения создания малых инновационных образований региональными властями из-за высоких организационных затрат с малой отдачей от приложенных усилий, отсутствие действенного механизма распространения инноваций между малыми предприятиями).
Литература
1. Белякова Е. В. Новая парадигма регионального развития // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. № 2. С. 23-26.
2. Григорьев Л. А., Зубаревич Н. В., Урожаева Ю. А. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 83-98.
References
1. Belyakova Ye. V. Novaya paradigma region-al'nogo razvitiya // Problemy sovremennoj ekonomiki. Yevrazijskij mezhdunarodnyj nauchno-analiticheskij zhur-nal. 2009. № 2. S. 23-26.
2. Grigor'yev L. А., Zubarevich N. V., Urozhayeva Yu. А. Stsilla i Kharibda regional'noj politiki // Voprosy ekonomiki. 2008. № 8. S. 83-98.
* * *
RESTRICTIONS OF REALIZATION OF THE STATE POLICY OF ACTIVIZATION OF REGIONAL POINTS OF GROWTH
VINOGRADOVA ALEKSANDRA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
DRONOV SERGEY EVGENYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: mornedsm@ gmail.com
Research objective is identification of restrictions of realization of regional policy on activization of regional points of growth. In article authors considered basic principles of creation of regional policy meeting the requirements to its realization in modern economic conditions: compliance of quality of a regional product to the international standards at preservation of regional competitive advantages; formation of the transport system capable to become an integral part of the international transport corridors; existence of the processing enterprises capable most fully to process the natural resources which are available in the region to a stage of production ready to distribution between consumers; use of system of quality indicators for comparison of specific expenses of resources in the region with specific expenses of similar resources in other countries (power consumption of the made product, a material capacity, energy consumption, etc.); ensuring development of the human capital, including through formation of system of realization of potential of human resources. Authors paid the attention to the increasing region role in development of international relations. Authors considered such restrictions of realization of regional policy, as: 1) underdeveloped innovative infrastructure which reasons are absence at the enterprises of the modern production technologies allowing to use innovative development; dispersion of resources in various directions of researches that does impossible concentration of efforts on certain directions for creation of «breakthrough» technologies; insufficient updating of labor shots; an inefficiency of the venture schemes existing now; absence of the adjusted distribution system of the knowledge-intensive production; 2) absence at regions of sufficient independence for realization of regional potential; 3) excessive concentration of resources in large cities. The restrictions of realization of regional policy studied by authors can be as organizational and innovative which together with financial and private innovative restrictions form set of restrictions of activating of regional points of growth.
Key words: regional policy, points of growth, restriction of regional development.
_ ,, . SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Т. 9. № 12, 2014