Научная статья на тему 'Ограничения права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму'

Ограничения права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ТЕРРОРИЗМ / ОГРАНИЧЕНИЯ / HUMAN RIGHTS / IMMUNITY / OPPOSITION / TERRORISM / RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовский Владислав Георгиевич

В статье анализируется содержание Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Федерального закона «О федеральной службе безопасности» в части установления ограничений права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму. Указывается, что общественные дискуссии вокруг возможных ограничений частной жизни человека постоянно обостряются в силу усиления информационной активности граждан и увеличения их зависимости от электронных баз и систем общения. Проведен также анализ зарубежного законодательства, в частности Патриотического Акта США 2001 г. и Акта о свободе 2015 г., а также законодательства ФРГ. Сформулирован вывод, что за рубежом практикуется модель разделения санкционирования ограничений права на неприкосновенность частной жизни в зависимости от объекта проводимых операций по статусу гражданства. Предложено использовать зарубежный опыт в российской правотворческой деятельности и в практике правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTIONS ON THE RIGHT TO PRIVACY FOR COUNTERING TERRORISM

The article analyzes the content of the Federal Law «On Operative-Investigative Activities» and the Federal Law «On the Federal Security Service» regarding the establishment of restrictions on the right to inviolability of private life in order to counter terrorism. It is pointed out that public discussions around possible restrictions on a person's private life are constantly exacerbated by the increase of information activity of citizens and increasing their dependence on electronic databases and communication systems. An analysis was also made of foreign legislation, in particular the United States Patriot Act of 2001 and the Freedom Act of 2015, as well as the legislation of the Federal Republic of Germany. The conclusion is drawn that abroad there is a practice of dividing the authorization of restrictions on the right to privacy, depending on the object of conducted operations on the status of citizenship. It is suggested to use foreign experience in Russian law-making activity and in the practice of law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «Ограничения права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму»

УДК 342.76

В. Г. Романовский

ассистент кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ1

Аннотация. В статье анализируется содержание Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Федерального закона «О федеральной службе безопасности» в части установления ограничений права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму. Указывается, что общественные дискуссии вокруг возможных ограничений частной жизни человека постоянно обостряются в силу усиления информационной активности граждан и увеличения их зависимости от электронных баз и систем общения. Проведен также анализ зарубежного законодательства, в частности Патриотического Акта США 2001 г. и Акта о свободе 2015 г., а также законодательства ФРГ. Сформулирован вывод, что за рубежом практикуется модель разделения санкционирования ограничений права на неприкосновенность частной жизни в зависимости от объекта проводимых операций по статусу гражданства. Предложено использовать зарубежный опыт в российской правотворческой деятельности и в практике правоохранительных органов.

Ключевые слова: права человека, неприкосновенность, противодействие, терроризм, ограничения.

V. G. Romanovsky

Assistant

Department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

RESTRICTIONS ON THE RIGHT TO PRIVACY FOR COUNTERING TERRORISM

Abstract. The article analyzes the content of the Federal Law «On Operative-Investigative Activities» and the Federal Law «On the Federal Security Service» regarding the establishment of restrictions on the right to inviolability of private life in order to counter terrorism. It is pointed out that public discussions around possible restrictions on a person's private life are constantly exacerbated by the increase of information activity of citizens and increasing their dependence on electronic databases and communication systems. An analysis was also made of foreign legislation, in particular the United States Patriot Act of 2001 and the Freedom Act of 2015, as well as the legislation of the Federal Republic of Germany. The conclusion is drawn that abroad there is a practice of dividing the authorization of restrictions on the right to privacy, depending on the object of conducted operations on the status of citizenship. It is suggested to use foreign experience in Russian law-making activity and in the practice of law enforcement bodies.

Key words: human rights, immunity, opposition, terrorism, restrictions.

Статья 23 Конституции РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни. Данное право признано международными документами, посвященными правам человека, а также большинством конституций стран мира. В настоящее время в эру информационных технологий указанное право постоянно подвергается определенным угрозам: скрытое видеонаблюдение, отслеживание

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-03-00071-ОГОН.

электронной переписки, фиксация юридических действий в электронных реестрах. Каждое из приведенных действий подвергается общественной дискуссии о допустимости вмешательства в личную жизнь, пределах деятельности правоохранительных органов и установлении особой защиты.

Присутствует и злоупотребление правом на неприкосновенность частной жизни, когда скрытность используется в противоправных целях. В конце 2017 -начале 2018 гг. на весь мир стала известна юридическая борьба Роскомндазора и группы компаний «Вконтакте» из-за установления контроля над мессенджером «Телеграмм». Органы Федеральной службы безопасности России вынесли представление о предоставлении спецслужбе ключей шифрования, но П. Дуров выступил с официальным заявлением, в котором ссылался на верховенство Конституции России и незыблемость частной жизни. В течение первого полугодия 2018 г. происходили попытки (с переменным успехом) блокировки мессенджера. В августе 2018 г. П. Дуров частично согласился с установлением определенного контроля в отношении переписки в приватных чатах при условии, что это будет основано на решении суда.

Указанные факторы актуализируют исследование, посвященное допустимости ограничений права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму. Необходимо также исследовать зарубежный опыт, чтобы полезные институты можно было внедрить в национальную правовую систему.

Анализ зарубежного законодательства показывает, что спецслужбы в последние десятилетия получают дополнительные полномочия, которые четко прописываются в специальных правовых актах (примером может служить законодательство США). Не случайно, что после совершения громких терактов в каждом государстве поднимается вопрос об осуществлении контрольных действий за сферой электронного общения граждан. И в каждом случае возникают и соответствующие опасения: не ставит ли таким образом государство под жесткий контроль повседневную жизнь граждан, не связанных каким-либо образом с преступниками и террористами? При расширении полномочий спецслужб «побочным эффектом» выступает их возможность широкого сбора информации, в рамках которой, безусловно, ставится под контроль частная жизнь большего количества граждан, чем можно себе представить в процессе противодействия противоправной деятельности. Если упростить: система контроля будет представлять невод, который сможет охватить не только «нужную рыбу» (террористов, преступников, их пособников), но и ту, которая попадется случайно (простых граждан). Систематизация полученной информации в отношении значительного числа граждан важна для последующих манипуляций.

В подобной деятельности правоохранительных органов всегда важна «золотая середина». С одной стороны, их полномочия должны соответствовать тем реальным угрозам правам и свободам граждан, государству, обществу, чтобы они могли им эффективно противостоять (а главное - предотвращать). С другой стороны - общество должно быть согласно на определенный уровень вторжения в личную свободу, но именно в таких пределах, чтобы государство могло использовать полученные полномочия для защиты граждан, а не для постановки их под тотальный полицейский контроль.

Примером обсуждения заявленной проблематики стали действия администрации Президента США после масштабной террористической атаки 11 сентября 2001 г. Итогом стало принятие специального закона - Акта «О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму» (текст документа размещен в сети Интернет [6]), который в СМИ получил сокращенное наименование - Акт о патриотизме (или Патриотический акт).

Обратимся к некоторым положениям Акта о патриотизме, затрагивающим право на неприкосновенность частной жизни:

1. Акт учредил специальный центр ФБР (с внушительным финансированием не менее 200 миллионов долларов в год), главная цель которого обеспечить проведение технических антитеррористических мероприятий.

2. Акт дал определение «кибертерроризму», который все активнее используется различными террористическими организациями. В 2017 г. через телекоммуникационные технологии происходило оповещение различных российских объектов о заложенных бомбах, в этом же году хакерской атаке подверглась система здравоохранения Великобритании, что повлекло бы за собой нанесение значительного урона структуре оказания медицинской помощи. Хакерские атаки с регулярным постоянством осуществляются в отношении избирательных электронных баз данных в Российской Федерации.

3. Была осуществлена значительная корректировка Закона 1978 г. о наблюдении за деятельностью иностранных разведывательных служб в США. Акт о патриотизме ввел изменения в правила получения ордера на осуществление электронного наблюдения: упрощена процедура выдачи ордера на прослушивание «кочующих» разговоров (не в отношении конкретного номера телефона, а в отношении владельца телефона, вне зависимости с каких телефонных номеров он ведет переговоры); расширены полномочия спецслужб по оперативному наблюдению за Интернетом (отслеживание посещения сайтов, в том числе с которых можно вести электронную переписку, в некоторых случаях без получения судебного ордера, только с согласия спецпрокурора); распространена процедура контроля за абонентами телефонных разговоров (без получения судебного ордера) на контроль обмена сообщениями по электронной почте; расширена юрисдикционная компетенция суда, выдающего ордер на электронное наблюдение (ее распространение на всю территорию США).

4. Акт о патриотизме ввел правовую основу под уже действовавшую программу ФБР глобальной слежки с помощью автоматической системы шпионажа «Carnivore», вскрывающей и анализирующей информацию с интернет-страниц и серверов электронной почты. По сути, данная программа осуществляет систематизацию вскрытой информации по определенным критериям с ее архивированием и хранением на жестких дисках [3]. Данные не уничтожаются и могут быть извлечены по мере необходимости: «Пакеты могут выбираться на основании IP-адреса или, в случае электронной почты, по имени пользователя в полях TO и FROM, а в отдельных случаях - на основании их содержания. Перехваченные пакеты могут быть зарегистрированы полностью (полнотекстовый режим). Регистрация также может ограничиться только адресной частью (режим по ключевым словам), включающей IP-адрес и имя пользователя» [1]. Кстати, существуют и иные аналогичные программы: Omnivore и Etherpeek.

Акт о свободе, принятый в 2015 г., хотя и представлял собой в большей мере пиар-кампанию Барака Обамы по соблюдению гражданских прав человека, не поменял общую концепцию тотального наблюдения как за собственными гражданами страны, так и за иностранцами (причем вне зависимости от их территориального нахождения) [4]. Боле того, Акт о свободе переложил значительное число публичных обязанностей по сбору информации на сами интернет-компании. Было введено понятие «подозрительной информации», отслеживание которой возложено на провайдеров.

Обращает внимание американская модель разделения форм защиты гражданских прав в зависимости от наличия гражданства страны. В отношении граждан США действует общий порядок судебного санкционирования (хотя и имеющий значительное число лазеек и исключений). В отношении иностранных граждан санкции выдает специальный суд, а в некоторых случаях разрешение осуществляет Президент США. Действия главы государства в этом случае не подлежат судебному контролю. Подобный механизм присутствует и в иных государствах. Нечто подобное создано в ФРГ, где статус специального судебного органа

регулируется Законом от 13 августа 1968 г. - Gesetz zur Beschränkung des Brief-, Post- und Fernmeldegeheimnisses (Gesetz zu Artikel 10 Grundgesetz) (G 10) [7]. В немецкой практике и доктрине данный нормативный акт упоминается в краткой формуле - G 10.

В Российской Федерации базовым актом, допускающим ограничение право на неприкосновенность частной жизни, выступает Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», допускающий проведение соответствующих контрольных мероприятий в целях обеспечения безопасности личности, общества, государства. Статья 3 Закона об ОРД исходит из того, что оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Статья 5 указанного Закона специально подчеркивает: «Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции».

Необходимо учитывать также, что под обеспечением соблюдения прав граждан следует понимать четкое и неукоснительное следование нормам Закона об ОРД, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение при этом условий и использование средств, исключающих необоснованное ограничение этих прав [2].

Основным органом, обеспечивающим противодействие терроризму выступает Федеральная служба безопасности РФ, статус которой определен Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

Статья 9 Закона № 40-ФЗ закрепляет базовые основы такого направления деятельности ФСБ России, как противодействие терроризму, к которым следует отнести:

- сочетание гласных и негласных методов противодействия;

- осуществление оперативно-боевых мероприятий, порядок которых регламентируется внутренними документами ФСБ России;

- ведение оперативно-розыскной деятельности;

- возможность привлечения сил специального назначения против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации (только по решению Президента РФ) [5].

Дополнительной гарантией выступает специальное правило, согласно которому проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи. Возможно проведение мероприятий вне судебного решения, но только в случаях, не терпящих отлагательств и с обязательным уведомлением прокурора (в течение 24 часов).

Как видно, ни Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ни Закон «О федеральной службе безопасности» не проводят грань между теми лицами, которые являются объектом контроля со стороны правоохранительных органов, по признаку наличия или отсутствия гражданства России. С учетом вышеизложенного зарубежного опыта следует признать, что подобное разделение могло бы иметь место. Тем более необходимо расширить компетенцию Президента Российской Федерации по санкционированию контрольных мероприятий в целях обеспечения государственной безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власихин В.А. «Патриотический акт»: юридический анализ / Портал «Agentura.ru» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.agentura.ru/dossier/ usa/zakon-antiterror/ (дата обращения: 23.07.2018).

2. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. — М. : Проспект, 2011. — 176 с.

3. Романовская О.В. Акт о патриотизме: ограничения права на неприкосновенность частной жизни в США в целях противодействия терроризму / О.В. Романовская // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/ romanovskaya_ov_17_2_02.pdf (дата обращения: 21.07.2018).

4. Романовская О.В. Акт о свободе: ограничения прав человека в США в целях противодействия терроризму / О.В. Романовская // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/romanovskaya_ov_17_3_10.pdf (дата обращения: 25.07.2018).

5. Романовский Г.Б. Особенности правового закрепления понятия национальной безопасности в России и странах ближнего зарубежья / Г.Б. Романовский // Информационная безопасность регионов. — 2015. — № 2. — С. 11-16.

6. Act on the «Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism». Available at: https://www.gpo.gov/fdsys/ pkg/PLAW-107publ56/pdf/PLAW-107publ56.pdf (accessed 12.07.2018).

7. Bundesgesetzblatt Jahrgang 1968 Teil I Nr. 57, ausgegeben am 15.08.1968, Seite 949 Gesetz zur Beschränkung des Brief-, Post- und Fernmeldegeheimnisses (Gesetz zu Artikel 10 Grundgesetz) (G 10) / Dejure.org. Available at: https://dejure.org/BGBl/1968/BGBl._I_S._949 (accessed 12.07.2018).

REFERENCES

1. Vlasikhin V.A. «Patrioticheskii akt»: iuridicheskii analiz ("Patriot act": legal analysis). Available at: http://www.agentura.ru/dossierusa/zakon-antiterror/ (accessed 23.07.2018).

2. Alekseev A.I., Vagin O.A., Zakaliapin D.V., Ovchinskogo V.S. Kommentarii k Feder-al'nomu zakonu «Ob operativno-rozysknoi deiatel'nosti» (postateinyi) [The comment to the Federal law "On Operational Search Activity" (itemized)]. Moscow, Prospekt Publ., 2011, 176 p.

3. Romanovskaya O.V. The Patriot act: restrictions on the right to privacy in the USA in order to counter terrorism. Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 2 (in Russian). Available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/ romanovskaya_ov_17_2_02.pdf (accessed 21.07.2018).

4. Romanovskaya O.V. The Freedom act: restrictions of human rights in the USA for countering terrorism. Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 3, (in Russian). Available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/romanovskaya_ov_17_3_10.pdf (accessed 25.07.2018).

5. Romanovsky G.B. Legal regulation of the concept of national security in Russia and the CIS countries. Informatsionnaia bezopasnost regionov = Information Security of Regions, 2015, no. 2, pp. 11-16 (in Russian).

6. Act on the «Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism. Available at: https://www.gpo.gov/fdsys/ pkg/PLAW-107publ56 / pdf/PLAW-107publ56.pdf (accessed 12.07.2018).

7. Bundesgesetzblatt Jahrgang 1968 Teil I Nr. 57, ausgegeben am 15.08.1968, Seite 949 Gesetz zur Beschränkung des Brief-, Post- und Fernmeldegeheimnisses (Gesetz zu Artikel 10 Grundgesetz) (G 10). Available at: https://dejure.org/BGBl/1968/BGBl._I_S._949 (accessed 12.07.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Романовский Владислав Георгиевич — ассистент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: up406@mail.ru.

AUTHOR

Romanovsky Vladislav Georgievich — Assistant, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: up406@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Романовский В. Г. Ограничения права на неприкосновенность частной жизни в целях противодействия терроризму / В.Г. Романовский // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Romanovsky V. G. Restrictions on the right to privacy for countering terrorism. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.