ограничений или отключений энергоснабжения. Далее, как показала практика, руководителями соответствующих организаций ограничения или отключения как меры воздействия на конкретных должников не предпринимались. Создав защитный барьер и имея судебное решение (то есть как бы некий судебный прецедент) о признании действий энергоснабжающей организации незаконными, прокуроры фактически исключили дальнейшие незаконные действия энергоснабжающих организаций в отношении должников-перепродавцов энергии, защитив тем самым права граждан - добросовестных плательщиков.
Кроме того, судебное решение о признании действий энергоснабжающей организации незаконными, в случае допущения повторных действий подобного рода, повлекших наступление предусмотренных ст. 215.1 УК РФ последствий, позволяет безошибочно и аргументированно квалифицировать действия руководителя соответствующей организации по данной статье УК. В
такой ситуации у суда сомнений по поводу необходимости вынесения обвинительного приговора практически не возникает.
Таким образом, анализ практики расследования и рассмотрения судами уголовных дел о незаконных ограничениях и отключениях подачи источников жизнеобеспечения, а также практики прокурорского надзора за соблюдением законности в данной сфере показывает, что в регионах страны выработаны различные подходы к пониманию вопроса незаконности совершения указанных действий. Это свидетельствует о гибкости мышления прокурорско-следствен-ных работников и судей, но, в то же время, негативно, на наш взгляд, сказывается на защите прав граждан, пострадавших в результате незаконных действий руководителей энергоснабжающих организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.Н. Кудрявцев. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. - М., 1999. - С. 94.
2. См., например, диспозицию ст. 330 УК РФ.
УДК 624.01
О.В. Фирсов, к. юрид. н., зав. каф. «Государственное м муниципальное право», ЧитГУ
ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Научные интересы: конституционное (государственное) право России, оперативно-розыскная и административная деятельность, уголовное и административное право, уголовный процесс, криминалистика
В статье рассмотрены отдельные законодательные основания ограничения конституционного права человека и гражданина в Российской Федерации на неприкосновенность жилища в связи с проведени-
ем органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» ■
O. Firsov, Chita State University
LIMITATION PROBLEMS OF PERSONAL CONSTITUTIONAL RIGHT ON INVIOLABILITY OF DWELLING DURING OPERATIVE-INQUEST ACTIVITIES
The article deals with some legislative reasons of constitutional right of a person and a citizen of Russian Federation on inviolability of dwelling. This provisions are considered in connection with the operative-inquest activity of the bodies implementing. The programme «Inspection of premises, district sites and vehicles» ■
*
В соответствии со ст. 23 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, ограничение конституционного права человека на неприкосновенность жилища допускается при наличии указанных целей, на основании судебного решения либо без судебного решения в случаях, установленных федеральным законом.
Ограничение конституционного права на неприкосновенность жилища предусмотрено, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД). В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения стоящих перед ними задач вправе осуществлять оперативно-розыскное мероприятие
* *
(далее - ОРМ) «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
Помещения могут быть двух видов -жилые и нежилые. Статья 23 Конституции РФ закрепляет право на неприкосновенность только жилых помещений (жилища).
Законодатель дает определение понятия «жилище» в примечании к ст. 139 Уголовного кодекса РФ, где под жилищем в статьях УК РФ понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение, независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.
В несколько иной формулировке законодатель дает определение понятия «жилище» в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Согласно п. 10 ст. 5 уПк РФ под жилищем в уголовно-процессуальном законе следует понимать «индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение, независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не
входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания».
Таким образом, в определении понятия «жилище» в уголовно-процессуальном законе законодатель заменил термины «пригодное» и «предназначенное», имеющиеся в формулировке понятия «жилище» в уголовном законе, на термин «используемое».
Какое же из этих законодательных определений понятия «жилище» следует применять?
С ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия стала полноправным членом Совета Европы и признала обязательной для себя юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Вступление России в Совет Европы обуславливает распространение на нее общеевропейских норм. К таковым относится Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948 г. и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 04.10.1950 г. и вступившая в силу 03.09.1953 г. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».
Согласно ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства». Кроме того, согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, «каждый имеет право на жилище».
Таким образом, по мнению автора, к жилищу следует относить любые пристанища, в которых человек проживает постоянно или временно. При отнесении помещения или строения к жилищу не должны иметь определяющего значения результаты оценки компетентных органов и (или) должностных лиц его пригодности или предназначенности для проживания. Известно, что около
1,6 млн чел. на территории России проживают в ветхом и аварийном жилье [1].
В уголовно-процессуальном законе (п. 10 ст. 5 УПК РФ) законодатель не употребляет оценочных терминов «пригодное» и «предназначенное», заменяя их более широким в толковании термином - «используемое» [2]. Согласно этому определению, по мнению автора, к жилищу следует относить любые помещения и строения, в которых человек постоянно либо временно живет. Данная формулировка понятия «жилище» в большей степени соответствует положениям Конституции РФ и международных норм.
Обследование жилых помещений (жилища) заключается в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальном их осмотре с целью обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, заложников, а также получения другой оперативнозначимой информации [3].
Обследование жилища против воли проживающих в нем лиц (гласное и негласное) проводится, как правило, на основании судебного решения и при наличии информации [4]:
1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
В ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД законодателем предусмотрены условия для проведения экстренного обследования жилища против воли проживающих в нем лиц без судебного решения.
Во-первых, наличие случая, который не терпит отлагательства и может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Во-вторых, обязательное уведомление суда (судьи) о проведении указанного ОРМ в течение 24 часов. В этих случаях допускается проведение данного ОРМ на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. В течение 48 часов с момента начала проведения такого ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении либо прекратить его проведение.
Не является нарушением неприкосновенности жилища проведение рассматриваемого ОРМ, сопряженного с вхождением в жилище с согласия хотя бы одного из проживающих в нем лиц либо в их отсутствие с разрешения и в присутствии администрации гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристической базы, другого подобного учреждения, если такое ОРМ не связано с отысканием, осмотром вещей, имущества, принадлежащего лицам, постоянно или временно в них проживающим, и если вхождение в их отсутствие представителей администрации предусмотрено правилами пребывания (проживания, внутреннего распорядка) или условиями договора (уборка помещений, ремонт сантехнического оборудования и др.) [5].
Обследование может осуществляться в гласной, зашифрованной и негласной формах.
При гласном обследовании цель обследования и должностное положение оперативного работника не скрываются. Как правило, такое обследование проводится с согласия владельца или лиц, в законном владении которых находятся осматриваемые объекты. При отсутствии такого согла-
сия по общему правилу для проведения гласного обследования жилища требуется судебное решение.
Согласия жильцов и судебного решения не требуется для проведения обследования помещений общего пользования (подвальные, чердачные помещения, лестничные пролеты), а также жилых помещений, доступ посторонних лиц к которым не ограничен законным владельцем (брошенные, не имеющие дверей и замков и т.п.).
Проведению гласного обследования в ряде случаев может способствовать наличие у сотрудников органов, осуществляющих ОРД, соответствующих административных правомочий.
Так, сотрудники милиции имеют право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах и авариях, эпидемиях и массовых беспорядках. Обо всех случаях такого проникновения милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов [6].
Сотрудники органов федеральной службы безопасности вправе беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством РФ к ведению ор-
ганов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные, принадлежащие гражданам помещения, органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов [7].
Употребление в Законе РФ «О милиции» и Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» термина беспрепятственное вхождение подразумевает проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки без разрешения (согласия) владельцев таких помещений или участков, руководителей и иных представителей организаций в любое время суток вне зависимости от присутствия собственника или руководителя. Такое вхождение подразумевает при необходимости преодоление препятствий в виде стен, дверей, замков, запоров, оконных рам, стекол, животных, противодействия людей как с применением силовых мер по отношению к людям или животным, так и путем взламывания стен, дверей, замков, решеток и др. [5, С. 346].
Должностные лица органов дознания, следователи или прокуроры могут входить в любые помещения и производить осмотр мест, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [8].
При зашифрованном обследовании скрываются истинные цели осмотра или (и) должностное положение оперативного работника. В целях конспирации он имеет право использовать документы, обеспечивающие зашифровку его личности [9]. При проведении такого обследования возможно участие в нем должностных лиц иных государственных органов, не являющихся субъектами оперативно-розыскной деятельности, но обладающими административными пол-
номочиями на гласный осмотр помещений.
В частности, граждане обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля соблюдения требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений [10]. Спасатели имеют право на беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций [11].
Негласное обследование жилища осуществляется скрытно от лиц, в нем проживающих и иных посторонних лиц. Порядок проведения такого обследования регламентирован ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность.
Во время проведения гласного, зашифрованного или негласного обследования жилища допускаются применение видео-и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде [12]. Применение таких технических средств является составной частью рассматриваемого ОРМ и не требует получения дополнительного разрешения для их использования.
Таким образом, оперативно-розыскным и административным законодательством установлены правовые основания и условия обследования жилых помещений против воли проживающих в них лиц, строгое соблюдение которых позволяет законно ограничивать конституционное право человека на неприкосновенность жилища.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комментарий к жилищному законодательству РФ / Под ред. В.Б. Исакова. - М.: Юрайт, 2000. - С. 38.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская АН; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1994. - С. 684.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова // Под ред. Л.А. Чешко. - М., 1968. - С. 300.
4. Ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД.
5. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинско-го, Г.К. Синилова. - М.: иНфРА-М, 2006. - С. 344.
6. П. 18 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции».
7. П. з) ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
8. Ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
9. П. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД.
10. Ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
11. Ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
12. Ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД.