© 2014 г. И. В. Вачугов
ограничение применения схем ухода от налогов с использованием «фирм-однодневок» как способ увеличения доходной части бюджета
Вачугов Игорь Викторович - старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС России, канд. экон. наук (E-mail: vachugov61@mail.ru)
Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающей потребностью поиска новых источников доходной части бюджета в связи с незапланированным ростом государственных расходов.
Поиск новых источников доходов, например в виде введения налога с продаж или повышения акцизов, по мнению автора, не приведет к повышению пополняемости бюджета, а лишь подстегнет рост теневой экономики и тем самым подорвет доверие к государству. Казалось бы, круг замкнулся из противоречий: налоговую нагрузку повышать нельзя, а доходы бюджета необходимо увеличивать. Кроме того, усугубляет положение и рост уклонения от уплаты налогов. Теневые структуры все более масштабно строят схемы ухода от налогов, подрывая экономическую безопасность государства.
По мнению автора, выход из положения в комплексном подходе реформирования государства, где центральное место должны занимать реформы налоговой системы. Налоговая система должна быть более жесткой по отношению к тем, кто не платит налоги. Для этого необходимо разработать и законодательно регламентировать новые, более эффективные формы налогового контроля, направленные на борьбу со схемами с применением «фирм-однодневок». Эффективность их должна заключаться в том, чтобы вероятность выявления и доказывания схемы ухода от налогов и деятельности самой «фирмы-однодневки» была максимальной, а налоговая проверка осуществлялась быстро и с минимальными затратами. Причем для повышения скорости проверки и вероятности выявления «фирмы-однодневки» автор предлагает максимально использовать последние достижения технического прогресса. Научная новизна проведенного исследования заключается в доказательстве необходимости формулировки основных положений новой формы налогового контроля, столь важной для экономики страны в настоящее время.
Исследование осуществлено на основе анализа результатов проведения мероприятий налогового контроля с участием автора на базе Инспекции ФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода и обобщения полученных результатов.
Специалисты контрольного блока в территориальных налоговых органах отмечают активизацию теневой экономики, в частности, рост применения схем ухода от налогов с использованием «фирм-однодневок». Как известно, «фирмы-однодневки» активно применяются теневыми структурами (далее - теневиками) для незаконной минимизации налоговой базы, вывода денежных средств в теневой оборот, в том числе и выделенных из бюджета средств для выполнения государственных заказов1. По некоторым оценкам, оборот «фирм-однодневок» достигает
1 Брызгалин А.В., Труфанов А.Н., Щербакова Е.С., Королева М.В., Горелова И.В., Новикова Е.И., Бортников С.П., Грицюк А.Г. Современная налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов // Налоги и финансовое право. 2012. № 12, стр. 159.
150 млрд долл. ежегодно. По оценкам других исследований, оборот однодневок достигает 17 % ВВП России, а размер уклонения от уплаты налогов с их помощью - в 50 % налоговых сборов2.
Выведенные денежные средства, как правило, в легальную экономику не возвращаются. Они чаще используются в последующих фазах теневого оборота, в т.ч. и в коррупционных махинациях (подкуп чиновников), а могут направляться и на финансирование террористических организаций.
На сегодняшний день борьбу с «фирмами-однодневками», к сожалению, нельзя назвать эффективной. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) даже не упоминается о существовании такого понятия.
Сотрудники контрольного блока в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок пытаются выявлять такие фирмы, но сбор доказательственной базы достаточно трудоемок и фактически направлен на борьбу с покупателями теневой услуги с применением «фирмы-однодневки», а не против самих «фирм-однодневок». Основные трудности заключаются, прежде всего, в неудачной организации взаимодействия с другими государственными органами, недостатке технических средств, недостатке высококвалифицированных трудовых ресурсов, невысокой организации труда, а главное - в отсутствии эффективных технологий и законодательных механизмов воздействия на налогоплательщиков, что делает такую работу по сбору доказательственной базы весьма трудоемкой и малоэффективной.
Кроме того, существенной проблемой является то, что на этапе камерального контроля для борьбы с «фирмами-однодневками» не хватает предусмотренных законодательством функций и мероприятий налогового контроля. На этапе выездных проверок, как правило, устанавливается, что выявленные «фирмы-однодневки» уже давно не осуществляют деятельности и мигрировали в другие регионы со сменой директора и учредителя.
Фактически для решения таких проблем необходима новая форма налогового контроля применительно к «фирмам-однодневкам». Ведь если во время выездной проверки с такой фирмы и ее директора взыскать денежные средства практически невозможно (деятельности уже нет, а директор, как правило, неимущий), то в период ее активной деятельности теневые обороты на расчетном счете достаточно велики. По мнению автора, новая форма проверки должна быть закреплена законодательно и направлена исключительно на ограничение деятельности «фирм-однодневок». Такая форма проверки должна иметь свои особенности. Во-первых, она должна быть скрытой для самой «фирмы-однодневки», а контрольные мероприятия должны осуществляться без извещения налогоплательщика об их проведении. Во-вторых, проверяющий не должен истребовать первичные документы и находиться на территории налогоплательщика, как это происходит при выездной проверке.
В случае выявления на первых этапах установленных признаков «фирмы-однодневки», опять же не извещая налогоплательщика, налоговый орган мог бы, например, путем передачи в прокуратуру собранной доказательственной базы и с ее разрешения производить внезапное замораживание денежных средств на расчетном счете «фирмы-однодневки» до решения суда. Возникает вопрос: как выявить «фирму-однодневку» среди массы реальных организаций с высокой вероятностью? По мнению автора, теоретически существуют возможные реальные методы такого выявления, достаточно быстрые и эффективные.
Обратим внимание на то, что современные технологии и изменения законодательства позволили бизнесу снизить свои издержки на взаимодействие с налоговыми органами с помощью компьютерных технологий и, в частности, за счет возможности представления деклараций по телекоммуникационным сетям связи (далее - ТКС). Теневики быстро воспользовались таким новшеством, поскольку для теневой структуры, использующей одновременно большое количество «фирм-однодневок» (по наблюдению автора, более 10), экономически и организационно выгодно отправлять декларации в налоговый орган по ТКС с одного компьютера.
Основной частью новой проверки должно быть Интернет-исследование по четырем направлениям (см. рис.).
2 Инновационный подход к построению контрольной работы налоговых органов / М.Б.Гузаиров, М.К.Аристархова, А.Н.Воронина, М.С.Зуева. - М: Машиностроение, 2012. - 354 с.
Первый этап новой формы налогового контроля заключается в мониторинге 1Р-адресов отправителей деклараций. Как известно, каждый компьютер выходит в любую сеть, в том числе и в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее - Интернет) под конкретным 1Р-адресом. Данный 1Р-адрес является уникальным сетевым адресом узла в компьютерной сети и фактически указывает на географический адрес помещения, в котором находится компьютер, сервер или роутер, через который осуществляется выход в Интернет. Поэтому если в ходе налогового контроля будет установлено, что во время одного сетевого соединения с одного 1Р-адреса направляются декларации разных организаций (более 10), то данный факт с высокой вероятностью должен указывать на то, что эти декларации принадлежат «фирмам-однодневкам».
Интернет-исследование «фирмы-однодневки»
отправителя
Исследование Интернет-сайтов
МАС-адрес отправителя
Электронный адрес при представлении деклараций по ТКС
рис. Основные направления Интернет-исследования «фирм-однодневок»
Современное программное обеспечение позволяет определять 1Р-адреса отправителя почты, поэтому в данной форме налогового контроля важным звеном должно быть использование программного обеспечения, осуществляющего мониторинг 1Р-адресов отправителя дек араций.
Проблемой может быть то, что в холдинге, где функции бухгалтеров «честных» организаций эффективно распределены, количество таких отправленных деклараций с одного 1Р-адреса может доходить до 5-6. Однако, как правило, в теневых структурах «фирм-однодневок» используется одновременно еще большее количество. Поэтому выявление деклараций с одинаковым 1Р-адресом в большинстве случаев позволит определить локализацию теневой структуры. Возможно, скептики возразят, что теневики могут использовать прокси-серверы, по которым не определить реального адреса. Во-первых, любые противодействия теневиков ведут к удорожанию теневой услуги. Чем дороже предложение на рынке, тем меньше спрос, а это уже сокращение доли теневого бизнеса. Во-вторых, если для каждой однодневки использовать один прокси-сервер, то такие 1Р-адреса возможно исследовать также на сходство. К тому же декларация по НДС, отправленная из дальнего зарубежья, например Китая или Канады, тоже обращает на себя внимание. Поэтому выбирать прокси-сервер теневику придется не любой. Данная форма противодействия теневика, скорее, не будет носить массовый характер и не всегда может быть эффективной, а удорожание услуги, как упоминалось ранее, снижает спрос.
Второй этап новой проверки - исследование МАС-адресов. МАС-адрес - это уникальный идентификатор, присваиваемый каждой единице компьютерного оборудования (сетевая карта в компьютере, сервере, роутере). Данное исследование должно осуществляться также с помощью программного обеспечения путем направления запроса с оборудования налогового органа
на оборудование теневика, выбранное по массовому 1Р-адресу на первом этапе. Совпадение МАС-адреса указывает на то, что декларации разных организаций отправлялись с одного компьютера (роутера, сервера).
Третьим этапом может быть исследование адреса отправителя декларации. Дело в том, что связь между узлами отправителя декларации и налогового органа двусторонняя. В соответствии с п.п. 213, 215 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (в ред. от 26.12.2013) налоговый орган направляет заявителю декларации:
• извещение о получении налоговой декларации, не позднее четырех часов с момента ее получения (п.213);
• квитанцию о приеме, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (п.215).
Следовательно, разработчиком программы представления деклараций предусмотрено распознавание электронных адресов отправителей деклараций (заявителей). С одного адреса на другой и осуществляется направление указанных выше извещений и квитанций. Такие адреса также должны быть предметом мониторинга по поиску массового совпадения для разных организаций.
Фактически указанные выше три этапа мероприятий (определение совпадений 1Р-адресов, МАС-адресов и электронных адресов отправителей деклараций) возможно проводить после окончания срока представления деклараций, например, по НДС. Такие негласные мероприятия дадут возможность выявить «фирмы-однодневки» с высокой вероятностью, а главное, в короткий срок и с минимальными затратами. Конечно, в полученной выборке могут быть ошибки.
Четвертый этап - уточнение выборки. Его можно проводить несколькими способами.
Во-первых, запрос и анализ выписки из расчетного счета. Из такой выписки видно, что «фирма-однодневка» ведет деятельность, направленную только на получение теневых операций. Сопутствующих денежных перечислений у нее нет (за аренду офиса и основных средств на хозяйственные расходы, на выдачу заработной платы и т.д.). Мониторинг с учетом данных критериев следует проводить с учетом уже полученной выборки после осуществления рассмотренных выше этапов.
Во-вторых, вручную каждую фирму можно исследовать в Интернете. Опытные проверяющие быстро по характерным признакам определяют «фирму-однодневку» (отсутствие рекламы и т.д.).
В-третьих, анализируя особенности деятельности «фирм-однодневок», несложно прийти к выводу о том, что у таких фирм имеются общие признаки: не бывает смешанных режимов, убытков в декларациях по налогу на прибыль или возмещения по НДС, при этом рентабельность минимальна, не открыты лицевые счета по транспортному налогу и т.д. Фактически в базе данных налоговых органов возможно построить выборку с характерными признаками работающих «фирм-однодневок».
Четвертый этап необходимо проводить с правоохранительными органами. Происходит обследование юридического адреса организации, точное определение физического адреса компьютера (сервера, роутера) теневика с помощью правоохранительных органов, производится задержание правоохранительными органами директора «фирмы-однодневки», допрос этого директора и т.д. Так, в четыре этапа можно быстро и эффективно выявить все «фирмы-однодневки», функционирующие на конкретной территории, подконтрольной данной налоговой инспекции.
Каждый этап сужает поиск «фирм-однодневок» методом исключения. Фактически мы можем получить список «фирм-однодневок» с разбивкой по принадлежности их к теневым структурам. Работа над характеристиками и параметрами критериев позволит добиться высокой вероятности положительного результата. Дальнейшие мероприятия с арестом расчетного счета рассмотрены выше.
Новая форма налогового контроля обладает рядом преимуществ: высокая скорость, минимизация трудозатрат, высокая эффективность, высокая результативность и охват всей территории, подконтрольной конкретной налоговой инспекции.
Таким образом, в настоящее время для нашей страны необходимы новые эффективные формы налогового контроля, которые, не ограничивая деловую активность «честного» бизнеса, позволят повысить эффективность борьбы с теневой экономикой, поставят предпринимателей в равные условия, повысят инвестиционную привлекательность нашей экономики и создадут условия для увеличения пополняемости бюджета.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (с изменениями от 04.03.2013) // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]: АО «Консультант Плюс» (дата обращения 28.09.2014).
2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]: АО «Консультант Плюс» (дата обращения 28.09.2014).
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]: АО «Консультант Плюс» (дата обращения 28.09.2014).
4. Письмо Федеральной налоговой службы от 24.05.2011 № СА-4-9/8250 «О доказывании необоснованной налоговой выгоды» // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]: АО «Консультант Плюс» (дата обращения 28.09.2014).
5. Брызгалин А.В., Труфанов А.Н., Щербакова Е.С., Королева М.В., Горелова И.В., Новикова Е.И., Бортников С.П., Грицюк А.Г. Современная налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов // Налоги и финансовое право. 2012. № 12. С. 48-123, 128-176.
6. Инновационный подход к построению контрольной работы налоговых органов / М.Б.Гузаиров, М.К.Аристархова, А.Н.Воронина, М.С.Зуева. - М: Машиностроение, 2012. -354 с.
7. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистров, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / Под ред. И.А. Майбурова, А.П. Кириенко, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013. - 383 с.
8. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Фирма-однодневка. Масштабы использования однодневок.ИЯЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%F0%EC%E0-%ЕЕ%Е4%ЕБ%ЕЕ%Е4%ЕБ%Е5%Е2%ЕА%Е0 (дата обращения 28.09.2014).