Научная статья на тему 'Ограничение применения схем ухода от налогов с использованием "фирм-однодневок" как способ увеличения доходной части бюджета'

Ограничение применения схем ухода от налогов с использованием "фирм-однодневок" как способ увеличения доходной части бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ТЕНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / ВЫЯВЛЕНИЕ "ФИРМ-ОДНОДНЕВОК" / НОВЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНЕТ-ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вачугов Игорь Викторович

Увеличение налоговой нагрузки не решит сложившихся проблем пополнения бюджета страны. Решение проблемы возможно лишь при комплексном подходе, где центральное место должно отводиться повышению эффективности налогового контроля за счет введения новых форм налоговых проверок. Основное направление новой формы налогового контроля противодействие использованию схем ухода от налогов с применением «фирм-однодневок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restrictions of tax evasion schemes using "fly-by-night companies" as a way to increase the budget revenues

The tax burden increase will not solve the actual problems of the budgetary replenishment. The resolution of this issue is possible only in case of complex approach, when the main place should be given to the enhancement of tax control efficiency by introduction of the new types of tax audits. The main direction of the new type of tax control is the opposition to the usage of tax evasion schemes using «fly-by-night companies».

Текст научной работы на тему «Ограничение применения схем ухода от налогов с использованием "фирм-однодневок" как способ увеличения доходной части бюджета»

© 2014 г. И. В. Вачугов

ограничение применения схем ухода от налогов с использованием «фирм-однодневок» как способ увеличения доходной части бюджета

Вачугов Игорь Викторович - старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС России, канд. экон. наук (E-mail: vachugov61@mail.ru)

Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающей потребностью поиска новых источников доходной части бюджета в связи с незапланированным ростом государственных расходов.

Поиск новых источников доходов, например в виде введения налога с продаж или повышения акцизов, по мнению автора, не приведет к повышению пополняемости бюджета, а лишь подстегнет рост теневой экономики и тем самым подорвет доверие к государству. Казалось бы, круг замкнулся из противоречий: налоговую нагрузку повышать нельзя, а доходы бюджета необходимо увеличивать. Кроме того, усугубляет положение и рост уклонения от уплаты налогов. Теневые структуры все более масштабно строят схемы ухода от налогов, подрывая экономическую безопасность государства.

По мнению автора, выход из положения в комплексном подходе реформирования государства, где центральное место должны занимать реформы налоговой системы. Налоговая система должна быть более жесткой по отношению к тем, кто не платит налоги. Для этого необходимо разработать и законодательно регламентировать новые, более эффективные формы налогового контроля, направленные на борьбу со схемами с применением «фирм-однодневок». Эффективность их должна заключаться в том, чтобы вероятность выявления и доказывания схемы ухода от налогов и деятельности самой «фирмы-однодневки» была максимальной, а налоговая проверка осуществлялась быстро и с минимальными затратами. Причем для повышения скорости проверки и вероятности выявления «фирмы-однодневки» автор предлагает максимально использовать последние достижения технического прогресса. Научная новизна проведенного исследования заключается в доказательстве необходимости формулировки основных положений новой формы налогового контроля, столь важной для экономики страны в настоящее время.

Исследование осуществлено на основе анализа результатов проведения мероприятий налогового контроля с участием автора на базе Инспекции ФНС России по Советскому району города Нижнего Новгорода и обобщения полученных результатов.

Специалисты контрольного блока в территориальных налоговых органах отмечают активизацию теневой экономики, в частности, рост применения схем ухода от налогов с использованием «фирм-однодневок». Как известно, «фирмы-однодневки» активно применяются теневыми структурами (далее - теневиками) для незаконной минимизации налоговой базы, вывода денежных средств в теневой оборот, в том числе и выделенных из бюджета средств для выполнения государственных заказов1. По некоторым оценкам, оборот «фирм-однодневок» достигает

1 Брызгалин А.В., Труфанов А.Н., Щербакова Е.С., Королева М.В., Горелова И.В., Новикова Е.И., Бортников С.П., Грицюк А.Г. Современная налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов // Налоги и финансовое право. 2012. № 12, стр. 159.

150 млрд долл. ежегодно. По оценкам других исследований, оборот однодневок достигает 17 % ВВП России, а размер уклонения от уплаты налогов с их помощью - в 50 % налоговых сборов2.

Выведенные денежные средства, как правило, в легальную экономику не возвращаются. Они чаще используются в последующих фазах теневого оборота, в т.ч. и в коррупционных махинациях (подкуп чиновников), а могут направляться и на финансирование террористических организаций.

На сегодняшний день борьбу с «фирмами-однодневками», к сожалению, нельзя назвать эффективной. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) даже не упоминается о существовании такого понятия.

Сотрудники контрольного блока в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок пытаются выявлять такие фирмы, но сбор доказательственной базы достаточно трудоемок и фактически направлен на борьбу с покупателями теневой услуги с применением «фирмы-однодневки», а не против самих «фирм-однодневок». Основные трудности заключаются, прежде всего, в неудачной организации взаимодействия с другими государственными органами, недостатке технических средств, недостатке высококвалифицированных трудовых ресурсов, невысокой организации труда, а главное - в отсутствии эффективных технологий и законодательных механизмов воздействия на налогоплательщиков, что делает такую работу по сбору доказательственной базы весьма трудоемкой и малоэффективной.

Кроме того, существенной проблемой является то, что на этапе камерального контроля для борьбы с «фирмами-однодневками» не хватает предусмотренных законодательством функций и мероприятий налогового контроля. На этапе выездных проверок, как правило, устанавливается, что выявленные «фирмы-однодневки» уже давно не осуществляют деятельности и мигрировали в другие регионы со сменой директора и учредителя.

Фактически для решения таких проблем необходима новая форма налогового контроля применительно к «фирмам-однодневкам». Ведь если во время выездной проверки с такой фирмы и ее директора взыскать денежные средства практически невозможно (деятельности уже нет, а директор, как правило, неимущий), то в период ее активной деятельности теневые обороты на расчетном счете достаточно велики. По мнению автора, новая форма проверки должна быть закреплена законодательно и направлена исключительно на ограничение деятельности «фирм-однодневок». Такая форма проверки должна иметь свои особенности. Во-первых, она должна быть скрытой для самой «фирмы-однодневки», а контрольные мероприятия должны осуществляться без извещения налогоплательщика об их проведении. Во-вторых, проверяющий не должен истребовать первичные документы и находиться на территории налогоплательщика, как это происходит при выездной проверке.

В случае выявления на первых этапах установленных признаков «фирмы-однодневки», опять же не извещая налогоплательщика, налоговый орган мог бы, например, путем передачи в прокуратуру собранной доказательственной базы и с ее разрешения производить внезапное замораживание денежных средств на расчетном счете «фирмы-однодневки» до решения суда. Возникает вопрос: как выявить «фирму-однодневку» среди массы реальных организаций с высокой вероятностью? По мнению автора, теоретически существуют возможные реальные методы такого выявления, достаточно быстрые и эффективные.

Обратим внимание на то, что современные технологии и изменения законодательства позволили бизнесу снизить свои издержки на взаимодействие с налоговыми органами с помощью компьютерных технологий и, в частности, за счет возможности представления деклараций по телекоммуникационным сетям связи (далее - ТКС). Теневики быстро воспользовались таким новшеством, поскольку для теневой структуры, использующей одновременно большое количество «фирм-однодневок» (по наблюдению автора, более 10), экономически и организационно выгодно отправлять декларации в налоговый орган по ТКС с одного компьютера.

Основной частью новой проверки должно быть Интернет-исследование по четырем направлениям (см. рис.).

2 Инновационный подход к построению контрольной работы налоговых органов / М.Б.Гузаиров, М.К.Аристархова, А.Н.Воронина, М.С.Зуева. - М: Машиностроение, 2012. - 354 с.

Первый этап новой формы налогового контроля заключается в мониторинге 1Р-адресов отправителей деклараций. Как известно, каждый компьютер выходит в любую сеть, в том числе и в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее - Интернет) под конкретным 1Р-адресом. Данный 1Р-адрес является уникальным сетевым адресом узла в компьютерной сети и фактически указывает на географический адрес помещения, в котором находится компьютер, сервер или роутер, через который осуществляется выход в Интернет. Поэтому если в ходе налогового контроля будет установлено, что во время одного сетевого соединения с одного 1Р-адреса направляются декларации разных организаций (более 10), то данный факт с высокой вероятностью должен указывать на то, что эти декларации принадлежат «фирмам-однодневкам».

Интернет-исследование «фирмы-однодневки»

отправителя

Исследование Интернет-сайтов

МАС-адрес отправителя

Электронный адрес при представлении деклараций по ТКС

рис. Основные направления Интернет-исследования «фирм-однодневок»

Современное программное обеспечение позволяет определять 1Р-адреса отправителя почты, поэтому в данной форме налогового контроля важным звеном должно быть использование программного обеспечения, осуществляющего мониторинг 1Р-адресов отправителя дек араций.

Проблемой может быть то, что в холдинге, где функции бухгалтеров «честных» организаций эффективно распределены, количество таких отправленных деклараций с одного 1Р-адреса может доходить до 5-6. Однако, как правило, в теневых структурах «фирм-однодневок» используется одновременно еще большее количество. Поэтому выявление деклараций с одинаковым 1Р-адресом в большинстве случаев позволит определить локализацию теневой структуры. Возможно, скептики возразят, что теневики могут использовать прокси-серверы, по которым не определить реального адреса. Во-первых, любые противодействия теневиков ведут к удорожанию теневой услуги. Чем дороже предложение на рынке, тем меньше спрос, а это уже сокращение доли теневого бизнеса. Во-вторых, если для каждой однодневки использовать один прокси-сервер, то такие 1Р-адреса возможно исследовать также на сходство. К тому же декларация по НДС, отправленная из дальнего зарубежья, например Китая или Канады, тоже обращает на себя внимание. Поэтому выбирать прокси-сервер теневику придется не любой. Данная форма противодействия теневика, скорее, не будет носить массовый характер и не всегда может быть эффективной, а удорожание услуги, как упоминалось ранее, снижает спрос.

Второй этап новой проверки - исследование МАС-адресов. МАС-адрес - это уникальный идентификатор, присваиваемый каждой единице компьютерного оборудования (сетевая карта в компьютере, сервере, роутере). Данное исследование должно осуществляться также с помощью программного обеспечения путем направления запроса с оборудования налогового органа

на оборудование теневика, выбранное по массовому 1Р-адресу на первом этапе. Совпадение МАС-адреса указывает на то, что декларации разных организаций отправлялись с одного компьютера (роутера, сервера).

Третьим этапом может быть исследование адреса отправителя декларации. Дело в том, что связь между узлами отправителя декларации и налогового органа двусторонняя. В соответствии с п.п. 213, 215 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (в ред. от 26.12.2013) налоговый орган направляет заявителю декларации:

• извещение о получении налоговой декларации, не позднее четырех часов с момента ее получения (п.213);

• квитанцию о приеме, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (п.215).

Следовательно, разработчиком программы представления деклараций предусмотрено распознавание электронных адресов отправителей деклараций (заявителей). С одного адреса на другой и осуществляется направление указанных выше извещений и квитанций. Такие адреса также должны быть предметом мониторинга по поиску массового совпадения для разных организаций.

Фактически указанные выше три этапа мероприятий (определение совпадений 1Р-адресов, МАС-адресов и электронных адресов отправителей деклараций) возможно проводить после окончания срока представления деклараций, например, по НДС. Такие негласные мероприятия дадут возможность выявить «фирмы-однодневки» с высокой вероятностью, а главное, в короткий срок и с минимальными затратами. Конечно, в полученной выборке могут быть ошибки.

Четвертый этап - уточнение выборки. Его можно проводить несколькими способами.

Во-первых, запрос и анализ выписки из расчетного счета. Из такой выписки видно, что «фирма-однодневка» ведет деятельность, направленную только на получение теневых операций. Сопутствующих денежных перечислений у нее нет (за аренду офиса и основных средств на хозяйственные расходы, на выдачу заработной платы и т.д.). Мониторинг с учетом данных критериев следует проводить с учетом уже полученной выборки после осуществления рассмотренных выше этапов.

Во-вторых, вручную каждую фирму можно исследовать в Интернете. Опытные проверяющие быстро по характерным признакам определяют «фирму-однодневку» (отсутствие рекламы и т.д.).

В-третьих, анализируя особенности деятельности «фирм-однодневок», несложно прийти к выводу о том, что у таких фирм имеются общие признаки: не бывает смешанных режимов, убытков в декларациях по налогу на прибыль или возмещения по НДС, при этом рентабельность минимальна, не открыты лицевые счета по транспортному налогу и т.д. Фактически в базе данных налоговых органов возможно построить выборку с характерными признаками работающих «фирм-однодневок».

Четвертый этап необходимо проводить с правоохранительными органами. Происходит обследование юридического адреса организации, точное определение физического адреса компьютера (сервера, роутера) теневика с помощью правоохранительных органов, производится задержание правоохранительными органами директора «фирмы-однодневки», допрос этого директора и т.д. Так, в четыре этапа можно быстро и эффективно выявить все «фирмы-однодневки», функционирующие на конкретной территории, подконтрольной данной налоговой инспекции.

Каждый этап сужает поиск «фирм-однодневок» методом исключения. Фактически мы можем получить список «фирм-однодневок» с разбивкой по принадлежности их к теневым структурам. Работа над характеристиками и параметрами критериев позволит добиться высокой вероятности положительного результата. Дальнейшие мероприятия с арестом расчетного счета рассмотрены выше.

Новая форма налогового контроля обладает рядом преимуществ: высокая скорость, минимизация трудозатрат, высокая эффективность, высокая результативность и охват всей территории, подконтрольной конкретной налоговой инспекции.

Таким образом, в настоящее время для нашей страны необходимы новые эффективные формы налогового контроля, которые, не ограничивая деловую активность «честного» бизнеса, позволят повысить эффективность борьбы с теневой экономикой, поставят предпринимателей в равные условия, повысят инвестиционную привлекательность нашей экономики и создадут условия для увеличения пополняемости бюджета.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (с изменениями от 04.03.2013) // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]: АО «Консультант Плюс» (дата обращения 28.09.2014).

2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]: АО «Консультант Плюс» (дата обращения 28.09.2014).

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]: АО «Консультант Плюс» (дата обращения 28.09.2014).

4. Письмо Федеральной налоговой службы от 24.05.2011 № СА-4-9/8250 «О доказывании необоснованной налоговой выгоды» // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]: АО «Консультант Плюс» (дата обращения 28.09.2014).

5. Брызгалин А.В., Труфанов А.Н., Щербакова Е.С., Королева М.В., Горелова И.В., Новикова Е.И., Бортников С.П., Грицюк А.Г. Современная налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов // Налоги и финансовое право. 2012. № 12. С. 48-123, 128-176.

6. Инновационный подход к построению контрольной работы налоговых органов / М.Б.Гузаиров, М.К.Аристархова, А.Н.Воронина, М.С.Зуева. - М: Машиностроение, 2012. -354 с.

7. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистров, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / Под ред. И.А. Майбурова, А.П. Кириенко, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013. - 383 с.

8. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Фирма-однодневка. Масштабы использования однодневок.ИЯЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%F0%EC%E0-%ЕЕ%Е4%ЕБ%ЕЕ%Е4%ЕБ%Е5%Е2%ЕА%Е0 (дата обращения 28.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.