Научная статья на тему 'Ограничение конституционных прав граждан, пропавших без вести'

Ограничение конституционных прав граждан, пропавших без вести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗВЕСТНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ / ТАЙНА ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ / ОСМОТР МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ / OBSCURE DISAPPEARANCE / SECRECY OF PHONE CALLS / INSPECTION OF MOBILE DEVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гущев Максим Евгеньевич, Шувалова Анастасия Михайловна

В статье рассматривается вопрос о допустимости ограничения конституционных прав граждан при проверке сообщения об их безвестном исчезновении. Согласно п. 12 «Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан», утвержденной Приказом № 38/14/5 от 16.01.2015, по сообщении о безвестном исчезновении лица подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг его связей. В связи с необходимостью установления круга связей возникает вопрос о порядке доступа следователя к охраняемой Конституцией Российской Федерации тайне телефонных переговоров пропавшего, в частности к информации, содержащейся в памяти мобильного телефона исчезнувшего лица. В соответствии со ст.23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Представляется, что осмотр информации, содержащейся в сотовом телефоне пропавшего без вести лица, ввиду невозможности получения его добровольного согласия, может быть проведен исключительно на основании судебного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гущев Максим Евгеньевич, Шувалова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESTRICTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF MISSING CITIZENS

The article focuses on the admissibility of limiting constitutional rights of citizens when checking the information about their disappearance. In accordance with clause 12 of the Instruction on the procedure of consideration of applications, crime reports and other information on incidents involving disappearance of citizens approved by Order No. 38/14/5 of 16.01.2015, upon receiving an application about disappearance of a person, all circumstances related to the event of his/her disappearance (time, place, method etc.), information characterizing his/her personality and psycho-emotional state, the circle of his/her relationships and contacts are investigated in detail. Due to the necessity to identify a circle of the missing person’s relations and contacts, the problem arises about the investigator’s access to the protected by the Constitution of the Russian Federation secrecy of telephone conversations, in particular the information in the memory of the mobile phone of the missing person. In accordance with article 23 of the Constitution of the RF, everyone has the right for secrecy of correspondence, telephone conversations, postal, Telegraph and other messages. The limitation of this right is allowed only based on a judicial decision. It appears that the inspection of information contained in the mobile phone of the missing person may be made only on the basis of a judicial decision, due to the impossibility to have the owner’s voluntary consent.

Текст научной работы на тему «Ограничение конституционных прав граждан, пропавших без вести»

Социологические науки

Sociological Sciences

УДК 343

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.064-066

ГУЩЕВ Максим Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент

ШУВАЛОВА Анастасия Михайловна, старший преподаватель кафедры криминалистики

ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ

В статье рассматривается вопрос о допустимости ограничения конституционных прав граждан при проверке сообщения об их безвестном исчезновении. Согласно п. 12 «Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан», утвержденной Приказом № 38/14/5 от 16.01.2015, по сообщении о безвестном исчезновении лица подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг его связей. В связи с необходимостью установления круга связей возникает вопрос о порядке доступа следователя к охраняемой Конституцией Российской Федерации тайне телефонных переговоров пропавшего, в частности к информации, содержащейся в памяти мобильного телефона исчезнувшего лица. В соответствии со ст.23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Представляется, что осмотр информации, содержащейся в сотовом телефоне пропавшего без вести лица, ввиду невозможности получения его добровольного согласия, может быть проведен исключительно на основании судебного решения.

Ключевые слова: безвестное исчезновение; тайна телефонных переговоров; осмотр мобильных устройств.

GUSHCHEV Maksim Evgenevich , Candidate of Juridical Science, Associated Professor

SHUVALOVA Anastasia Mikhailovna, Senior lecturer, Chair of Criminalistics

THE RESTRICTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF MISSING CITIZENS

The article focuses on the admissibility of limiting constitutional rights of citizens when checking the information about their disappearance. In accordance with clause 12 of the Instruction on the procedure of consideration of applications, crime reports and other information on incidents involving disappearance of citizens approved by Order No. 38/14/5 of 16.01.2015, upon receiving an application about disappearance of a person, all circumstances related to the event of his/her disappearance (time, place, method etc.), information characterizing his/her personality and psychoemotional state, the circle of his/her relationships and contacts are investigated in detail. Due to the necessity to identify a circle of the missing person’s relations and contacts, the problem arises about the investigator’s access to the protected by the Constitution of the Russian Federation secrecy of telephone conversations, in particular the information in the memory of the mobile phone of the missing person. In accordance with article 23 of the Constitution of the RF, everyone has the right for secrecy of correspondence, telephone conversations, postal, Telegraph and other messages. The limitation of this right is allowed only based on a judicial decision. It appears that the inspection of information contained in the mobile phone of the missing person may be made only on the basis of a judicial decision, due to the impossibility to have the owner’s voluntary consent.

Keywords: obscure disappearance; secrecy of phone calls; inspection of mobile devices.

Проблема «потерянных» людей крайне остра. Ежегодно в России в розыске находится больше 120 тыс. без вести пропавших людей, а объявляется в него еще свыше 70 тыс. Несмотря на это, более 65 тыс. из них находят, от 700 до 1 000 человек становятся жертвами преступников [1].

20 марта 2015 г. в Минюсте зарегистрирован совместный Приказ трех ведомств - МВД РФ, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ № 38/14/5 от 16.01.2015 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан», согласно которому сотрудники правоохранительных органов сообщение об исчезновении человека должны принять, зарегистрировать и начать поиски независимо от давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия сведений о месте его проживания, полных анкетных данных, фотографии и т.д.

Значительное количество сообщений касается безвестного исчезновения одних и тех же лиц. Например, в Красноярском крае из Заозерновского детского дома в 2012 г. совершено 24 самовольных ухода. Трое детей совершали их неоднократно: один уходил восемь раз, двое — трижды. В Республике Бурятия фактически каждый четвертый ребенок, объявляющийся безвестно исчезнувшим, повторно уходит из дома [2, с. 4].

Согласно новой инструкции то, что человек когда-то неоднократно исчезал, а затем возвращался либо его находили, не является препятствием к началу поиска. Основная роль в установлении и розыске без вести пропавших лиц принадлежит органам внутренних дел. Оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно информирует дежурного следователя Следственного комитета РФ об обстоятельствах безвестного исчезновения лица.

- 64 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

Согласно п. 12 Инструкции по сообщению о безвестном исчезновении лица подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг его связей.

При наличии достаточных данных о том, что безвестное исчезновение лица связано с совершением в отношении его преступления, отнесенного к подследственности Следственного комитета РФ, следователь обязан незамедлительно возбудить уголовное дело и приступить к его расследованию. Практика следственных органов Следственного комитета Российской Федерации показывает, что по фактам безвестного исчезновения граждан чаще всего возбуждаются уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации «Убийство». Таким образом, следователь полагает, что пропавшее без вести лицо мертво и исходя из этого строит дальнейшую работу. В связи с этим возникает вопрос о порядке доступа следователя к охраняемой Конституцией Российской Федерации тайне телефонных переговоров пропавшего, в частности к информации, содержащейся в памяти мобильного телефона исчезнувшего лица.

В соответствии со ст.23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Позиция высших судов Российской Федерации последовательно реализует на практике имеющие высшую юридическую силу и прямое действие нормы Конституции РФ, при этом допуская, что конституционные права гражданина могут быть ограничены и в случае его добровольного согласия. Например, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что «при решении вопроса о необходимости вынесения судебного решения для проведения проверочной закупки в жилище судам следует учитывать положения ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", согласно которым проведение оперативнорозыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации. При этом судебное решение не требуется только в случае, если оперативный сотрудник, лицо, привлеченное к выполнению оперативно-розыскного мероприятия, входит в жилище с согласия и на условии добровольности проживающих в нем лиц» [3].

Однако в случае безвестного исчезновения лица получить его добровольное согласие на осмотр содержимого мобильного телефона не представляется возможным. Если в случае с осмотром жилища пропавшего без вести лица проблему можно разрешить, получив согласие иных проживающих с ним лиц, то в случае с мобильным телефоном такой вариант недопустим. Предусмотренное ст. 23 Конституции РФ право на тайну телефонных переговоров относится к категории личных неимущественных прав гражданина.

В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, личные неимущественные права и другие нематериальные блага не входят в состав наследства, в связи с чем, представляется, что родственники пропавшего без вести лица, которое в связи с возбуждением уголовного дела по ст. 105 УК РФ предполагается мертвым, не могут принимать решения об ограничении тайны его телефонных переговоров и предоставлении следователю возможности ознакомления с информацией, содержащейся в его мобильном телефоне. Опрос следователей, проходивших обучение в четвертом факультете повышения квалификации (с дислокацией в городе Нижний Новгород) Института повышения квалификации ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации», показал, что имеют место случаи осмотра информации, содержащейся в мобильном телефоне пропавшего без вести лица в рамках расследования уголовного дела без соответствующего судебного решения.

Подобная практика не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства и может привести к признанию доказательств, полученных в ходе следственного осмотра мобильного устройства, недопустимыми. Примером, демонстрирующим позицию органов судебной власти, может считаться апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ямало-Ненецкого автономного округа по делу №22-49/2014 (22-1916/2013), которым протокол осмотра информации, содержащейся в сотовом телефоне подсудимого, признан недопустимым доказательством ввиду того, что проведен без судебного решения. Осмотр информации, содержащейся в сотовом телефоне пропавшего без вести лица, ввиду невозможности получения его добровольного согласия может быть проведен исключительно на основании судебного решения.

- 65 -

Социологические науки

Sociological Sciences

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. http://www.rg.ru/ [электронный ресурс]. Выпуск от 27.01.2015.

2. Главное управление криминалистики СК РФ. Организация проверки сообщений о преступлении и расследования уголовных дел, связанных с безвестным исчезновением граждан. Методические рекомендации. - М., 2014. - 96 с.

3. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 года) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 10.

REFERENCES

1. Available at: http://www.rg.ru/. Edition from 27.01.2015.

2. Main Department of criminology of the RF IC. Organize inspection reports of crime and investigation of criminal cases involving obscure disappearance of citizens. Methodical recommendations. Moskva, 2014. 96 p.

3. A review of the jurisprudence of the Supreme Court, "Review of judicial practice on criminal cases about the crimes connected with illegal circulation of narcotics, psychotropic, strong and poisonous substances" (appr. The Presidium of the Supreme Court on June 27, 2012). Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2012. no. 10.

Информация об авторе Information about the author

Гущев Максим Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики четвертого факультета повышения квалификации (с дислокацией в городе Нижний Новгород) Института повышения квалификации ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации»,

Нижний Новгород, Россия [email protected]

Gushchev Maksim Evgenevich, Candidate of Juridical Science, Associated Professor, Chair of Criminalistics, Faculty of Advanced Training (located in Nizhni Novgorod), Institute of Advanced Training, Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation,

Nizhni Novgorod city, Russian Federation [email protected]

Шувалова Анастасия Михайловна, старший преподаватель кафедры криминалистики четвертого факультета повышения квалификации (с дислокацией в городе Нижний Новгород) Института повышения квалификации ФГКОУ ВО «Академия Следственного комитета Российской Федерации»,

Нижний Новгород, Россия [email protected]

Shuvalova Anastasia Mikhailovna, Senior lecturer, Chair of Criminalistics, Faculty of Advanced Training (located in Nizhni Novgorod), Institute of Advanced Training, Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation,

Nizhni Novgorod city, Russian Federation [email protected]

Получена: 17.04.2015

Received: 17.04.2015

- 66 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.