УДК - 347 ШАГИЕВ Булат Василович,
ББК - 67.404 кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры
таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Московского государственного университета
путей сообщения Императора Николая II (МИИТ)
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
ОГРАНИЧЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА НЕКОТОРЫЕ ОБЪЕКТЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье автор предлагает расширить круг объектов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, на которые может быть выдана принудительная лицензия; определяются критерии оценки выдачи принудительной лицензии электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау).
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, принудительная лицензия, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау.
SHAGIEVBulat Vasilovich,
PhD, Associate Professor, Associate Professor, Department of Customs law and the organization of customs Law Institute of MIIT
LIMITATION OF THE EXCLUSIVE RIGHTS TO CERTAIN OBJECTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY AND MEANS OF INDIVIDUALIZATION RESULTS
Annotation. In tne article the author proposes to expand the range of objects of intellectual activity and means of individualization, which may be issued a compulsory license, defined criteria for assessing the grant of a compulsory license of electronic computers (computer software), database, integrated circuits and trade secrets (know-how) .
Keywords: intellectual property, the compulsory license, databases, integrated circuits, know-how.
Принцип ограничений исключительного права является одним из основных принципов современной системы интеллектуальной собственности. Согласно ст. 5 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, каждая страна Союза имеет право принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий, для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например, в случае неиспользования изобретения.
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2017
Лишение прав на патент может быть предусмотрено лишь в случае, когда выдачи принудительных лицензий окажется недостаточно для предотвращения этих злоупотреблений. Никакое действие по лишению прав или по аннулированию патента не может иметь места до истечения двух лет с момента выдачи первой принудительной лицензии.
Принудительная лицензия не может быть потребована по причине неиспользования или недостаточного использования до истечения срока в четыре года с даты подачи заявки на патент или трех лет с даты выдачи патента, причем должен при-
меняться срок, который истекает позднее; в выдаче принудительной лицензии будет отказано, если патентообладатель докажет, что его бездействие было обусловлено уважительными причинами. Такая принудительная лицензия является неисключительной лицензией и может передаваться даже в форме выдачи сублицензии, но лишь вместе с частью промышленного или торгового предприятия, использующего эту лицензию. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если в ГК РФ не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными названным Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет за собой ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, кроме правообладателя, без его согласия допускается ГК РФ.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наимено-
вание) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно. Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.
Ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, в том числе, в случае, когда использование результатов интеллектуальной деятельности допускается без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение, устанавливаются ГК РФ. Ограничения исключительных прав на произведения науки, литературы или искусства либо на объекты смежных прав устанавливаются в определенных особых случаях при условии, что такие ограничения не противоречат обычному использованию произведений либо объектов смежных прав и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.
Ограничения исключительных прав на изобретения или промышленные образцы устанавливаются в отдельных случаях при условии, что такие ограничения необоснованным образом не противоречат обычному использованию изобретений или промышленных образцов и с учетом законных интересов третьих лиц не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей [1].
Ограничения исключительных прав на товарные знаки устанавливаются в отдельных случаях при условии, что такие ограничения учитывают законные интересы правообладателей и третьих лиц (ст. 1229 ГК РФ).
Статья 1233 ГК РФ напрямую предоставляет правообладателю возможность распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону или сущности данного права способом. Способом распоряжения обычно является отчуждение права по договору другому лицу. Такой договор именуется договором об отчуждении исключительного права. Другим способом служит
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2017
предоставление другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в пределах, установленных лицензионным договором. Различие в двух указанных договорах состоит в том, что в противовес договору об отчуждении исключительного права заключение лицензионного договора не влечет за собой перехода исключительного права к лицензиату, т.е. к пользователю объекта данного права.
В случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 1239 ГК РФ), суд может по требованию заинтересованного лица принять решение о предоставлении этому лицу на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
Если изобретение или промышленный образец не используется либо недостаточно используется патентообладателем в течение четырех лет со дня выдачи патента, а полезная модель — в течение трех лет со дня выдачи патента, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке, любое лицо, желающее и готовое использовать такие изобретение, полезную модель или промышленный образец, при отказе патентообладателя от заключения с этим лицом лицензионного договора на условиях, соответствующих установившейся практике, вправе обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации изобретения, полезной модели или промышленного образца. В исковом требовании это лицо должно указать предлагаемые им условия предоставления ему такой лицензии, в том числе объем использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, размер, порядок и сроки платежей.
Если патентообладатель не докажет, что неиспользование или недостаточное использование им изобретения, полезной модели или промышленного образца обус-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2017
ловлено уважительными причинами, суд принимает решение о предоставлении лицензии и об условиях ее предоставления. Суммарный размер платежей за такую лицензию должен быть установлен в решении суда не ниже цены лицензии, определяемой при сравнимых обстоятельствах.
Действие принудительной простой (неисключительной) лицензии может быть прекращено в судебном порядке по иску патентообладателя, если обстоятельства, обусловившие предоставление такой лицензии, перестанут существовать и их возникновение вновь маловероятно. В этом случае суд устанавливает срок и порядок прекращения принудительной простой (неисключительной) лицензии и возникших в связи с получением этой лицензии прав.
Предоставление принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование изобретения, относящегося к технологии полупроводников, допускается лишь для его некоммерческого использования в государственных, общественных и иных публичных интересах или для изменения положения, которое в установленном порядке признано нарушающим требования антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Если патентообладатель не может использовать изобретение, на которое он имеет исключительное право, не нарушая при этом прав обладателя другого патента (первого патента) на изобретение или полезную модель, отказавшегося от заключения лицензионного договора на условиях, соответствующих установившейся практике, обладатель патента (второго патента) имеет право обратиться в суд с иском к обладателю первого патента о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации изобретения или полезной модели обладателя первого патента. В исковом требовании должны быть указаны предлагаемые обладателем второго патента условия предоставления ему такой лицензии, в том числе объем использования изобретения или полезной модели, размер, порядок и сроки платежей. Если этот патентообла-
датель, имеющий исключительное право на такое зависимое изобретение, докажет, что оно представляет собой важное техническое достижение и имеет существенные экономические преимущества перед изобретением или полезной моделью обладателя первого патента, суд принимает решение о предоставлении ему принудительной простой (неисключительной) лицензии. Полученное по этой лицензии право использования изобретения, охраняемое первым патентом, не может быть передано другим лицам, кроме случая отчуждения второго патента (ст. 1362 ГК РФ).
По истечении трех лет со дня выдачи патента на селекционное достижение любое лицо, желающее и готовое использовать селекционное достижение, при отказе патентообладателя от заключения лицензионного договора на производство или реализацию семян, племенного материала на условиях, соответствующих установившейся практике, имеет право обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации такого селекционного достижения. В исковых требованиях это лицо должно указать предлагаемые им условия предоставления ему такой лицензии, в том числе объем использования селекционного достижения, размер, порядок и сроки платежей.
Если патентообладатель не докажет, что имеются уважительные причины, препятствующие предоставлению заявителю права использования соответствующего селекционного достижения, суд принимает решение о предоставлении указанной лицензии и об условиях ее предоставления. Суммарный размер платежей за такую лицензию должен быть установлен решением суда не ниже цены лицензии, определяемой при сравнимых обстоятельствах (ст. 1462 ГК РФ).
В иностранных государствах практика выдачи принудительной лицензии сводится к единичным случаям на протяжении более чем векового существования этого института [2, с. 44-48].
Таким образом, законом дана регламентация процедуры выдачи принудительной
лицензии лишь для некоторых видов объектов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Однако перечень подобных объектов может быть расширен.
Согласно ст. 1225 ГК РФ, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио-или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
При расширении круга объектов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, на которые может быть выдана принудительная лицензия, необходимо исходить из критерия общественной значимости того или иного объекта и его целевого использования для блага общества.
Речь идет о таких объектах, как программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау).
Каждый из указанных объектов по своему содержанию может представлять собой совокупность данных, научных разработок, других сведений, которые, в свою очередь, могут стать основой для дальнейших исследований, которые невозможны без первоначальных данных.
Например, согласно ст. 1261 ГК РФ, программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения оп-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017
ределенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
По аналогии положений ст. 1233 ГК РФ лицо, желающее получить принудительную лицензию на программы для ЭВМ, должно доказать, что обладает финансовыми и технологическими ресурсами для использования и дальнейших разработок (совершенствования) этих программ, а также применения этих разработок в общественно-полезных целях, социально необходимых проектах.
Такие же правила должны применяться и в отношении баз данных, топологиях интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау).
Таким образом, необходимо внести изменения в ст. 1362 ГК РФ, расширив круг объектов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в отношении которых может быть выдана принудительная лицензия, а именно: изобретение, полезную модель или промышленный обра-
зец, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) и селекционные достижения (ст. 1423 ГК РФ).
Список литературы:
[1] Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник для академического бакалавриата. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2015. - 620 с. Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-99164375-7.
[2] Пирогова В.В. Принудительные лицензии: чего ожидать судам? // Хозяйство и право. 2014. № 1.
Spisok literatury:
[1] Zenin I.A. Pravo intellektual'noj sobstven-nosti: Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. 9-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo «Yurajt», 2015. - 620 s. Seriya: Bakalavr. Akademicheskij kurs. ISBN 978-59916-4375-7.
[2] Pirogova V.V. Prinuditel'ny'e licenzii: chego ozhidat' sudam? // Xozyajstvo i pravo. 2014. № 1.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2017