ная. В соответствии с динамикой общего числа лейкоцитов наблюдалась динамика отдельных субпопуляций лейкоцитов •— нейтрофилов, эозинофнлов и моноцитов: сначала повышение, затем спад, и далее — вновь более выраженное и продолжительное повышение. Иной была динамика лимфоцитов: мы отметили падение абсолютного числа лимфоцитов после 3 инъекции, которое сменилось подъемом к 7 дню. Вероятно, снижение количества лимфоцитов происходит в течение всего курса инъекций, пока свободная ДНК или ее дериваты присутствуют в циркуляции.
Наибольший интерес представляет динамика эритроцитов (Э), ретикупоцитов (Р), СОЭ и НЬ, т.к. подобный эффект при применении П выявлен впервые. Нам удалось установить, что введение Г1 вызывает повышение количества Э и Р у всех пациентов, независимо от наличия или отсутствия предшествовавшей анемии, без применения препаратов железа, других микроэлементов и витаминных препаратов. Повышение Э, Р и НЬ происходит уже после 3 инъекции, достигает максимума после 5 инъекции, несколько снижается через неделю после окончания курса лечения, далее вновь отмечается плавное повышение уровня, сохраняющееся на длительное время.
Вероятнее всего, эффект реализуется в 2 стадии: на I стадии П мобилизует клетки крови из депо (быстрая реакция, сопровождающаяся высоким цитозом), на 2 стадии увеличение происходит за счет стимуляции костномозгового кроветворения, что обуславливает длительное плавное увеличение количества лейкоцитов и эритроцитов в крообращении.
Отмечается, что П повышает СОЭ, что может обуславливать его побочные эффекты, типа гипертермии и подкожных инфильтратов. Усиление лейкопоэза и эрит-ропоэза отмечалось вплоть до 4 месяцев после проведенного лечения. К сожалению, имеющегося числа наблюдений недостаточно для того, чтобы делать какие-либо определенные выводы об иммуномодулирующем эффекте П, хотя обнаружено его активирующее воздействие на показатели фагоцитоза, индукция CD8' и снижение титра ревматоидного фактора.
К докладу представлены таблицы и слайды, иллюстрирующие эффекты П при лечении неонкологических больных с нейтропениями и анемиями.
Офтальмохромотерапия - метод немедикаментозной иммуномодуляции
В.А.Болибок, Т.П.Тетерина
Лаборатория клинической иммунологии болыпщы № 5, Калуга, Лазерная академия наук Российской Федерации, Москва, Россия
В условиях чрезвычайной распространенности вторичных иммунодефицитов (ВИД) любые методы, позволяющие проводить целенаправленную иммуиокоррек-цию, представляют значительный интерес. Вместе с тем,
для внедрения этих методов в практику требуется, чтобы метод был доступным для широкого применения, а именно: лсгковоспроизводим. не требовал длительного обучения медперсонала, хорошо переносился пациентам и, имел минимум противопоказании и был доступен по цене.
Всеми перечисленными качествами обладает метод офгальмохромотерагши (ОХ'Г), который заключается в воздействии ритмичными импульсами некогерренгною света различного спектра на глазное яблоко. ОХТ первоначально предложен Т.П.Тстериной для лечения различных заболеваний глаз и получил широкое распространение как один из физиотерапевтических методов в глазной клинике, особенно в детской офтальмологии. Налажен выпуск приборов для ОХТ как для коллективного пользования (в физиокабинетах), гак и для индивидуального пользования (на дому). Ангтиз состояния пациентов до и после сеансов ОХТ позволил предположить наличие иммуномодулирующего эффекта ОХТ, с целью проверки этого предположения и выполнена данная работа.
Опытную группу (ОГ) составили 12 пациентов с раз-личными хроническими заболеваниями, получавшие только ОХТ. Были подобраны 2 группы сравнения с теми же заболеваниями, что и в ОГ: I г руппа —- из 14 челоЕ)ек со “стандартной” терапией (СГ); 2 группа —- из 26 человек кроме обычного лечения, они получили иммунокоррекцию препаратом имунофан* (ИГ). Контрольную группу (КГ) составили 31 донор.
Исследования крови проводили до и после лечения “слепым методом” по следующим параметрам: количество лейкоцитов (Лц), лимфоцитов (Лм), СОЭ, субпопуляции лимфоцитов (CD3, CD4, CD8, CD 16, CD72 при помощи моноклональных антител), фагоцитарный индекс и число, иммуноглобулины классов G, А, М, ревмофак-тор и комплемент, индекс Т4/Т8. При статобработке данных проверяли однородность групп по критерию х2 Пирсона при pi<0,l и нормальность распределения, вычисляли среднее, стандартное отклонение и доверительный интервал для различных значений pi.
Из 23 исследуемых параметров при проведении ОХТ вОГ статистически значимо изменялись только 8. Из них 5 показателей (СПЗ, CD4, Т4/Т8, IgA, 1цМ) имели направленность, противоположную по сравнению с СГ, т.е. в данном случае выявлен достоверно существующий эффект иммуномодуляции. По сравнению с ИГ направленность иммунологических изменений в ОГ — такая же, что и при применении лекарственного иммуномодулятора, но по двум параметрам (CD4, IgM) изменения при применении ОХТ более выражены, чем при применении имунофана*.
Вывод: Метод ОХТ обладает иммуномодулирующим воздействием, сравнимым, по направленности и мощности, с лекарственным препаратом — современным иммуномодулятором 4 поколения — имунофа-ном® и оказывает клинически выраженный положительный эффект на течение хронических воспалительных заболеваний.