Научная статья на тему 'ОФП как средство социально-педагогической адаптации будущего педагога'

ОФП как средство социально-педагогической адаптации будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / GENERAL PHYSICAL TRAINING / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISES / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Половодов Игорь Валентинович, Шевченко Елизавета Витальевна

ОФП (общая физическая подготовка) это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств таких, как выносливость, сила, ловкость, скорость и их гармоничное сочетание. Основой общей физической подготовки может служить как комплекс упражнений, так и отдельный вид спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОФП как средство социально-педагогической адаптации будущего педагога»

ОФП КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

GPT AS MEANS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION

OF FUTURE TEACHER

Половодов Игорь Валентинович

accMcreHr

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Polovodov Igor Valentinovich

assistant

Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Шевченко Елизавета Витальевна

студент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Shevchenko Elizaveta Vitalevna

student

Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. ОФП (общая физическая подготовка) - это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств таких, как выносливость, сила, ловкость, скорость и их гармоничное сочетание. Основой общей физической подготовки может служить как комплекс упражнений, так и отдельный вид спорта.

Abstract. GPT (general physical training) is the system of occupations physical exercises which is aimed at the development of all physical qualities such as endurance, force, dexterity, rate and their harmonious combination. Both the set of exercises, and separate sport can form a basis of the general physical training.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, социально-педагогическая адаптация, физические упражнения, здоровье.

Keywords: general physical training, social and pedagogical adaptation, physical exercises, health.

Педагогический аспект проблемы адаптации тесным образом связан с процессом социализации человека. Социально-педагогическая адаптация педагога может рассматриваться как целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие обучающегося и среды, и как результат этого процесса. Тем самым в процессе адаптации устанавливается взаимосвязь личности студента с широким кругом внешних обстоятельств, осуществляются ее становление и саморазвитие на новой основе личностных качеств.

Известно, что работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания, эмоциональной устойчивости, специальной физической

подготовленности. То есть будущий педагог должен иметь хорошее здоровье и высокую работоспособность. Приобрести это можно при помощи общей физической подготовки. Таким образом, качество подготовки молодых педагогов приобретает социально-педагогическое значение.

В ФГБОУ ВО ВГСПУ мы провели анкетирование студентов, занимающихся

■ и и и и I и

физической культурой и элективной дисциплиной по физической культуре и спорту. Из них 91,3% респондентов посещают занятия по физической культуре в группах ОФП, не разделенных по видам спорта (при этом респонденты, судя по выбранным ими описаниям занятий, относятся к различным медицинским группам для занятий физической культурой). Секции и группы по видам спорта в качестве обязательных занятий по физической культуре посещают 4% респондентов (в образовательных организациях, где учатся данные респонденты, соответственно, реализуется спортивно-рекреативная модель физического воспитания). К практическим видам физкультурной деятельности не допущены 4,7% респондентов - они могут выполнять на занятиях только теоретические задания.

Занимаются а группа* общей физической подготовки 5еа ограничений

■ Занимаются в грушш общвн фЕ^ичкыгн подготовь с агралпиениями

■ Занимаются в отдгльЕьк грушш еЭшат физнчкыш подготсвли корргпшоннгн ЕапраелгнЕкш

■ Занимается е^екпиял ели груши* со вшам спор?!

■Н« диауинны к практнчккнч вшам фшкультуриой деятельности

Рис.1 Результаты анкетирования студентов ФГБОУ ВО ВГСПУ, занимающихся физической культурой и элективной дисциплиной по физической культуре и спорту

Положительная роль в процессе социально-педагогической адаптации студентов заключается в том, что они не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и активизируют процесс социально-психологической адаптации, путем включения студентов в коллективную деятельность (игровые технологии, используемые на занятиях по физической культуре; секционные занятия, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивные праздники в рамках недели факультетов), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень активности и работоспособности в учебной деятельности.

Регулярные занятия адаптационно развивающей физической подготовкой позволили сформировать у личности необходимый объем двигательной памяти, который мог наиболее эффективно использоваться в экстремальной ситуации.

Таким образом, к основным условиям эффективности адаптации человека в процессе физических занятий можно отнести:

1. Достижение соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей личности учащегося.

2. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.

3. Положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека.

4. Формирование адекватного самоанализа и самооценки первокурсников.

Наличие компетентного преподавателя для контроля за адаптацией студентов в коллективе.

Литература

1. Корнилова В. Н. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе через средства физической культуры и спорта / В. Н. Корнилова, Л. А. Прокопенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-1. - С. 5051;

2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.;

3. Удалова Е. П. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников / Е. П. Удалова, Е. Н. Кокурина, Е. А. Лихоманов // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 679-681.

References

1. Kornilova V. N., Prokopenko L. A. Adaptaciya studentov-pervokursnikov k obucheniyu v vuze cherez sredstva fizicheskoj kul'tury i sporta [Adaptation of first-year students to university education through means of physical training and sports]. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education, 2014, no. 7-1, pp. 50-51.

2. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and Methods of Physical Culture]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1991, 543 p.

3. Udalova E. P., Kokurina E. N., Lihomanov E. A. Zanyatiya po fizicheskoj kul'ture kak sredstvo social'noj adaptacii studentov-pervokursnikov [Classes in physical culture as a means of social adaptation of first-year students]. Molodoj uchenyj - Young Scientist, 2017, no. 15, pp. 679-681.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.