Научная статья на тему 'ОФОРМЛЕНИЕ УСЛОВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ОФОРМЛЕНИЕ УСЛОВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / LEGISLATIVE SUPPORT / ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / LEGAL REGULATION / УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ / PROBATION / ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО / FOREIGN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев Вадим Авдеевич

Автор подвергает анализу законодательное оформление условного исполнения наказания в зарубежном праве. Особое внимание уделяется осмыслению взаимосвязи правового регулирования условного осуждения с социально-экономическими и политическими преобразованиями конца XIX – начала XX вв. на американском и европейском континентах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Making a conditional execution of punishment in a foreign law

The author analyzes the legislative support conditional execution of punishment in a foreign law. Particular attention is paid to understanding the relationship of legal regulation of probation with the socio-economic and political changes the end of XIX – early XX centuries. the American and European continents.

Текст научной работы на тему «ОФОРМЛЕНИЕ УСЛОВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Execution of criminal punishments in Russia and abroad

УДК 343.281

В. А. Авдеев

ОФОРМЛЕНИЕ УСЛОВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

V. A. Avdeev

MAKING A CONDITIONAL EXECUTION OF PUNISHMENT IN A FOREIGN LAW

Автор подвергает анализу законодательное оформление условного исполнения наказания в зарубежном праве. Особое внимание уделяется осмыслению взаимосвязи правового регулирования условного осуждения с социально-экономическими и политическими преобразованиями конца XIX- начала XX вв. на американском и европейском континентах.

The author analyzes the legislative support conditional execution of punishment in a foreign law. Particular attention is paid to understanding the relationship of legal regulation of probation with the socio-economic and political changes the end of XIX - early XX centuries. the American and European continents.

Ключевые слова: законодательное оформление, правовая регламентация, условное осуждение, зарубежное право.

Key words: legislative support, legal regulation, probation, foreign law.

Законодательное оформление условного исполнения наказания реализуется под воздействием происходивших преобразований социально-экономического и политического характера в США и странах континентальной Европы. Правительства указанных государств обратились к новым мерам противодействия преступности в эпоху становления капиталистического способа производства. Активно проводимая колониальная политика, стремительный рост преступности и революционное движение народов актуализировали новые направления развития уголовно-правовой политики. Нормативно-правовое оформление системы испытания предопределялось комплексом факторов, органическое сочетание которых оказало влияние на принятие такого законодательного решения в развитых зарубежных государствах. Стремление к улучшению положения заключённых, отбывавших лишение свободы в Англии, позволяет специалистам в области пенитенциарной науки сделать обоснованный вывод относительно целесообразности стимулирования социально полезного поведения и труда осуждённых посредством предоставления возможности применения условно-досрочного освобождения1. Указанное предложение соответствовало интересам лиц, отбывавших срочные виды наказания, однако представлялось нецелесообразным для правительств названных государств. Реализации данной идеи не способствовал разработанный проект пенитенциарной системы (Д. Говард, И. Бентам), ориентированный на ресоциализацию и социальную адаптацию осуждённых в период отбывания лишения свободы. Возвращению осужденного в общество, по мнению составителей проекта, должны были содействовать получение основного образования, определённой специальности, а

1 Говард Д. Состояние тюрем в Англии и Уэльсе. - Лондон, 1777.

57

также иные социально полезные формы деятельности. Проблема заключалась в том, что прогрессивные начала получали отражение в законе при условии их соответствия интересам привилегированных слоев населения, определявших основные направления развития уголовно-правовой и пенитенциарной политики.

Позитивные тенденции в данной области обозначились, начиная с первой половины XIX в. Активное развитие производительных сил и производственных отношений сопровождалось происходившими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сферах. Правовая политика приводилась в соответствие социальным реалиям. Капиталистический способ производства и активно реализуемая в этой связи колониальная политика диктовали необходимость использования труда осужденных внутри страны и за ее пределами. Решению задачи заселения колонизируемых территорий не способствовало законодательное оформление ссылки. Отбывшие срок наказания стремились покинуть ссыльный край, пребывание в котором ассоциировалось с отрицательными эмоциями, лишениями и ограничениями уголовно-правового характера. Вследствие этого государствам, проводившим колониальную политику, сложно было рассчитывать на заселение и социально-экономическое развитие указанных территорий. Требовался правовой механизм, стимулирующий труд осужденных и обеспечивающий их расселение в рамках конкретного административно-территориального деления. Обращение к идеям прогрессивных мыслителей позволило законодателям зарубежных государств решить злободневные проблемы. Законность, справедливость и гуманизм органично сочетались с решением задач социально-экономического характера. Стимулирование законопослушного поведения и труда осужденного к ссылке, отбываемой на территории колонии, обеспечивалось регламентированным законом условием досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания. Действие условно-досрочного освобождения сопровождалось функционированием системы испытания. Универсальный характер исследуемого института способствовал заселению колонизируемых территорий, повышению производительности труда ссыльных, стимулированию законопослушного поведения в период отбывания наказания и после освобождения. Условное исполнение оставшейся неотбытой части срока наказания сопровождалось требованием проживания на территории колонии в течение определенного периода или пожизненно. Законодательно оформленное условие применения анализируемого института соответствовало интересам государств, проводивших колониальную политику. Такой подход обеспечивал без привлечения дополнительных материальных средств регулирование отношений в обществе, реализацию охранительной функции, стимулирование правопослушного поведения, заселение колоний лицами, имеющими социально полезные ориентиры. Нарушение условно-досрочно освобожденным дозволенных рамок поведения обусловливало возвращение в пенитенциарное учреждение и дальнейшее отбывание наказания. Условный характер досрочного освобождения создавал предпосылки для выбора лицом исключительно выгодной государству линии поведения. Иной подход ставил под сомнение свободное проживание на территории колонии. Вместе с тем регламентированные условия отмены действия условно-досрочно освобождения представлялись не вполне обоснованными.

Продолжение отбывания наказания на основании проявления признаков «дурного поведения» вступало в противоречие с принципом законности. Предъявление к условно-досрочно освобожденному завышенных требований, по существу выпадающих из сферы уголовно-правового регулирования, ставило испытуемое лицо в затруднительное положение и позволяло его возвращать в пенитенциарное учреждение в случае установления факта девиантного поведения. Однако более последовательным представлялось иное законодательное решение, связанное с отменой действия исследуемого института на основании факта совершения нового преступления. Соответственно, лишь делинквентное поведение лица указывало на нарушение условий испытания и становилось правовым основанием для продолжения реального отбывания наказания. Между тем логичность изложения правовых норм не принималась во внимание законодателем при решении приоритетной задачи социально-экономического развития колоний.

Активно проводимая Англией колониальная политика на различных континентах требовала внедрения более совершенных форм государственного устройства, обеспечивавших развитие соответствующих территорий. Национально-освободительное движение коренных народов, находившихся под колониальным господством Англии, требовало использования более гибкого механизма уголовно-правового регулирования общественных отношений. Стремление к заселению колоний англичанами, приговоренными к ссылке, повлекло внедрение прогрессивной системы отбывания наказания. Изначально указанная система апробировалась в условиях австралийской ссылки. Сравнительно продолжительный период действия (1842-1853 гг.) указывал на эффективность данной системы и целесообразность ее использования на правоприменительном уровне. Учитывая, что завершающим этапом функционирования прогрессивной системы отбывания наказания признавалось условно-досрочное освобождение, прилагались соответствующие усилия для законодательного оформления указанного института. Законодательная регламентация условно-досрочного освобождения в Англии (1853 г.) открыла новое направление уголовно-правовой политики. Условное исполнение наказания вследствие эффективности и целесообразности получило широкое распространение в развитых западноевропейских странах. Новые экономические отношения на европейском континенте и в США актуализировали рост преступности в XIX в. Противодействие развитию указанного социально -правового явления исключительно карательными мерами не повлекло положительных результатов. Правительства ряда государств, используя положительный опыт колониальной политики Англии, предприняли попытки решения назревшей проблемы путем совершенствования действовавшего законодательства и правоприменительной деятельности. Между тем реализация условно-досрочного освобождения не исключала дальнейшую криминализацию общественных отношений. Социально-экономическая сфера по-прежнему оставалась без должного внимания, отсутствовал единый системный подход к решению данной проблемы. Анализируемый институт признавался единственной мерой поощрительного характера в рамках карательной политики государства. Вследствие этого сложно было рассчитывать на положительные изменения в снижении темпов роста преступности.

Стремительный рост преступности повлиял на тенденции уголовно-правовой и пенитенциарной политики западноевропейских государств и США. Низкая эффективность деятельности пенитенциарных учреждений подтверждалась высоким уровнем рецидива среди осужденных и освобожденных от отбывания наказания. В Англии и Франции уровень рецидива достигал 70 %\ В отдельных колониях заключенные, среди которых находились дети, нравственно более деградировали, нежели до момента их помещения в названные учреждения. Игнорирование принципа гуманизма в одних пенитенциарных учреждениях, голодные пайки в других ожесточали арестантов, содействовали формированию злостных, сознательных преступников. Цель покарания осужденного, преследовавшаяся большинством колоний, думается, предопределяла направленность работы исследуемых учреждений. В этой связи иные ориентиры, связанные, например, с изменением правового сознания осужденных и возвращением их в общество, не устанавливались государством. Типичной для значительной части пенитенциарных учреждений второй половины XIX в. являлась жестокая система наказаний. Пенитенциарная система экономически развитых государств не способствовала установлению контроля над преступностью. Возникла реальная угроза власти и капиталу, что предопределило модернизацию действовавшего законодательства посредством введения новой меры уголовно-правового характера, исключавшей реальное отбывание наказания. Указанная мера именовалась условным неприменением наказания. Апробация данной меры осуществлялась на американском континенте. Новацией являлась система испытания, распространявшаяся на лицо, признанное виновным в совершении преступления, но по определенным обстоятельствам не требовавшее изоляции от общества. Исполнение названной меры уголовно-правового характера исключало, в отличие от условно-досрочного освобождения, процесс реального отбывания осужденным наказания. Такой подход обеспечивал сохранение социально полезных связей и отношений, более комфортные условия ресоциализации и социальной адаптации. Законодательная регламентация условного неприменения наказания в штате Массачусетс (1869 г.) изначально обеспечила распространение действия системы испытания на несовершеннолетних. Такой подход предопределялся присущими исследуемой категории лиц возрастными и социально-психологическими особенностями, на нравственном, физическом и духовном состоянии которых могло отрицательно отразиться реальное отбывание наказания. Эффективное функционирование режима пробации, сопряженное с отложением исполнения вынесенного приговора или приостановление его действия судом под конкретные условия и на определенный срок, создавало предпосылки для реализации альтернативной меры уголовно-правового характера тюремному заключению, оказывавшему негативное воздействие на сознание и поведение осужденных.

Закон от 26.04.1878 г. распространил действие системы испытания на взрослых. В этой связи учреждалась специальная должность лица, исполнявшего приговор о направлении на «испытание». Срок испытания варьировался в пределах от двух до двенадцати месяцев. Указанный срок подлежал продлению

1 Савенко Ф. Г. Строение и жизнь исправительных колоний и приютов для малолетних преступников. -Одесса, 1888. - С. 3.

по ходатайству данного должностного лица перед судом в случае возникновения определённой необходимости. Одновременно допускалась просьба по поводу ареста до истечения срока испытания. Направление на испытание могло сопровождаться взысканием денежного залога. Закон регламентировал возможность назначения надзора за лицом, способным исправиться и адаптироваться без отбывания наказания. Английская система испытания вследствие незначительного финансирования и высокого уровня эффективности получила широкое распространение в правоприменительной деятельности. Акт 1879 г. о сокращённом производстве предоставил низшим судам право, не приводя в исполнение наказания за маловажное деяние, отпускать приговорённого на свободу. Условием такого освобождения служила подписка, обязывавшая соблюдать установленные правила поведения в обществе. В случае проявления признаков дурного поведения или неявки по вызову в суд осуждённый подвергался наказанию и имущественному взысканию. Нарушение условий испытания влекло наступление неблагоприятных уголовно-правовых последствий. Такой подход ставил под сомнение целесообразность неисполнения либо ненадлежащего выполнения возложенных на лицо обязанностей. Соответственно, система испытания имела, прежде всего, предупредительное значение. Превенция отклоняющегося поведения обеспечивалась строгой регламентацией дозволенных рамок и установленных требований. Соблюдение условий испытания ассоциировалось с позитивной линией поведения, исключавшей необходимость продолжения уголовно-правового воздействия. Ситуация кардинально менялась при фиксации допущенных осуждённым нарушений. Действие испытательного срока прерывалось, на лицо возлагались дополнительные правовые ограничения, сопровождавшиеся определённым денежным взысканием и реальным исполнением наказания, как правило, исключавшим свободное пребывание в обществе. Акт 1887 г. содействовал дальнейшему развитию условного неприменения наказания, реализованного в Англии в новой форме с использованием опыта американской системы испытания. Обвиняемый, подлежавший осуждению впервые на срок, не превышавший двух лет тюрьмы, при наличии снисхождения, мог быть отпущен на свободу судом при соблюдении определённых условий. Перечень указанных условий предполагал дачу подписки лицом, обеспечиваемую залогом или поручительством. Обвиняемый наделялся обязанностью являться в суд по первому вызову. Целесообразной представлялась оплата судебных издержек и вознаграждения за вред, причинённый противоправным деянием. Хорошее поведение и соблюдение мира в течение периода отпуска указывали на реабилитацию лица. Характерной особенностью применения исследуемой меры уголовно-правового характера являлось наличие у обвиняемого и его поручителей прочного места пребывания и правильных занятий. Неисполнение названных условий влекло задержание отпущенного, вынесение судом (судьёй) заслуженного наказания за первичное преступление и взыскание денежного обеспечения. Надлежащее выполнение возложенных обязанностей требовало «освобождения отпущенного от приговора» по истечении назначенного судом срока испытания. Закон последовательно реализовывал идеи условного исполнения наказания. Согласно ст. 1 при признании лица виновным в краже,

утайке или ином преступном деянии, караемом тюрьмой не свыше двух лет, и отсутствии судимости, суд мог вследствие юности, характера и образа жизни подсудимого либо маловажности деяния, а также иных особо смягчающих обстоятельств оставить его на свободе. Проверка благонадежности виновного исключала исполнение наказания. Однако сопровождалась изъятием обязательства, с порукой или без таковой, через определенный срок по призыву суда явиться и выслушать свой приговор. В течение периода испытания виновный обязан вести себя хорошо. Отсутствие надзора компенсировалось повышенной материальной ответственностью лица, не выдержавшего условия испытания. Условный характер данного вида освобождения подтверждался денежным вознаграждением, взыскиваемым в случае неисполнения возложенных обязанностей. В этой связи отдельными учеными высказывались суждения относительно целесообразности использования иной терминологии, раскрывающей функциональное предназначение данного института. Заслуживало внимания предложение о замене условного осуждения на «условно-погасительную отсрочку исполнения приговора о наказании»1. Анализ системы испытания в иностранных государствах позволял исследователям высказать точку зрения по поводу формы ее реализации. Условное неприменение наказания регламентировалось в форме института наблюдающих чиновников, под руководство которых поступал каждый преступник, отданный судом на

Л

испытание . Широкое распространение лишения свободы в западноевропейских странах повлекло образование проблемы, связанной с переполненностью пенитенциарных учреждений. Между тем рост социальных противоречий сопровождался изменением состояния, структуры и динамики преступности, представлявшей реальную угрозу интересам национальной безопасности. Вследствие этого требовалось проведение управленческих и финансово-организационных преобразований по реформированию условий и порядка отбывания наказания. Совершенствование уголовно-исполнительной системы представлялось чрезмерно затратным для правительств. Соответственно, более перспективным оказывалось обращение к опыту прогрессивных государств, реализующих режим пробации, отсрочку отбывания наказания, условное неприменение наказания. Исключение дополнительного финансирования мест изоляции от общества становилось возможным при условии применения системы испытания к лицам, совершившим менее тяжкие преступления. Приобретенный англо-американским законодательством положительный опыт условного исполнения наказания последовательно внедрялся в правоприменительную деятельность ряда зарубежных государств. Система условного неприменения наказания на европейском континенте получила законодательное оформление в конце XIX в. Закон Бельгии от 31.05.1888 г. создал предпосылки для реализации указанной меры уголовно-правового характера. Согласно положению закона осуждение к лишению свободы до шести месяцев позволяло суду отложить исполнение приговора на определенный срок, не превышавший пяти лет. Если в течение указанного периода не последовало осуждение за новое преступление или проступок, судимость данного лица погашалась. Между тем повторное

1 Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. - Т. II. - 3-е изд. - СПб., 1910. - С. 578.

2 Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть Общая. - Т. 2. - Тула, 2001. - С. 451.

осуждение в течение испытательного срока влекло назначение наказания с учётом совокупности реализованных противоправных деяний.

Последовательная реализация идеи условного исполнения наказания предопределяла принятие в штате Массачусетс Закона 1891 г., раскрывавшего обязательный порядок назначения сотрудников службы пробации. Регламентированный испытательный срок варьировался в пределах от трёх недель до одного года. Между тем на правоприменительном уровне указанный срок, как правило, не превышал шести-двенадцати недель. Правовое регулирование условного исполнения наказания интенсифицировало проведение посткриминального контроля, направленного на предупреждение правонарушающего поведения, привитие испытуемому одобряемых государством свойств и качеств личности. Снижение численности осуждённых к лишению свободы ставило под сомнение дополнительное финансирование правительством строительства новых тюрем. Позиция законодателя в условиях развития капиталистического способа производства и дальнейшей криминализации общественных отношений обеспечивала сокращение материального обеспечения администрации и персонала пенитенциарных учреждений.

Законодательная регламентация оснований и условий применения данного института, прекращения его действия, погашения судимости раскрывала функционирование системы испытания, получившей распространение в развитых европейских государствах, реализующих принципы справедливости и гуманизма при отправлении правосудия в отношении указанных категорий лиц. Согласно данным официальной статистики в период 1888-1896 гг. число условных приговоров в Бельгии увеличилось почти в пять раз (с 13 195 до 61 310). Это объяснялось, прежде всего, сравнительно высоким уровнем эффективности анализируемой меры уголовно-правового характера, ставшей достойной альтернативой конкретным видам наказания, включая лишение свободы. Экономия мер уголовной репрессии позитивным образом отражалась на криминальной ситуации, способствуя в ряде случаев специальному предупреждению преступлений. Подтверждением служил относительно низкий уровень рецидива среди исследуемой категории лиц. Анализ данных официальной статистики за 1896 г. позволяет заключить, что рецидив среди условно осуждённых оказался наименее значительным (4,4 %). Оказанное особое доверие было оправдано большинством испытуемых лиц (95,6%). Относительно низкий уровень рецидива среди лиц, подвергнутых испытанию, раскрывал положительные черты данной меры уголовно-правового характера. Стремление осуждённого выполнить условия неприменения наказания оказывало более эффективное воздействие, нежели реальное отбывание наказания. В этой связи следует отметить, что каждый второй (50 %) из числа отбывших уголовное наказание в Бельгии вновь нарушил установленный законом уголовно-правовой запрет после освобождения. Уровень рецидива среди освобождённых из пенитенциарных учреждений, по данным тюремной статистики, составлял 70 %. Распространение судебной практики вынесения условных приговоров сопровождалось снижением уровня регистрируемой преступности в период 18911895 гг. на 9,5 % (со 197 тыс. до 187 тыс. преступлений). Вследствие этого логично предположить происходившие положительные преобразования в

социально-экономической и политико-правовой сферах. Одним из позитивных изменений следовало признать правовое регулирование условного исполнения наказания, наделённого рядом преимуществ в сравнении с реальным его отбыванием.

Условное неприменение наказания получило признание и дальнейшее распространение на европейском континенте. Такой подход предопределялся, с одной стороны, стремлением ограничения случаев реального исполнения строгих мер государственного принуждения, с другой - более эффективным действием условных приговоров. Учитывая, что исследуемая мера уголовно-правового характера влекла снижение уровня рецидива в Бельгии, происходит процесс её заимствования иными государствами, заинтересованными в решении проблемы борьбы преступностью, тенденции которой в условиях развития капиталистического способа производства представляли реальную угрозу для власти и привилегированных сословий. Условное осуждение во Франции закреплялось Законом от 26.03.1891 г. В соответствии с положением исследуемого нормативно-правового акта мотивированная отсрочка исполнения приговора могла быть предоставлена лицам, приговорённым к денежному взысканию или к тюремному заключению. Условием назначения данной меры уголовно-правового характера являлось отсутствие прежней судимости, сопровождавшейся заключением в тюрьму за преступление или проступок. Прекращение действия отсрочки исполнения приговора связывалось с повторным в течение пяти лет «присуждением» за преступление или проступок к наказанию не ниже заключения в тюрьме. В этой связи констатировался рецидив преступлений. Соответственно, ранее назначенное наказание отбывалось независимо от нового его вида. Численность условно осуждённых во Франции, в отличие от Бельгии, представлялась менее значительной вследствие недостаточной распространённости указанной меры уголовно-правового характера. Вместе с тем, количество условно осуждённых в течение 1891-1893 гг. возросло почти в два раза (с 11 769 до 20 404 человек). При этом следует отметить, что исследуемая мера назначалась только каждому восьмому-девятому осуждённому. Удельный вес условно осуждённых в период 1891-1893 гг. варьировался в пределах 10,8-12,7 %. Установленный согласно данным статистики уровень рецидива среди условно осуждённых составлял 1,7-2,2 %.

Следующим этапом правового оформления условного неприменения наказания в иностранном праве становилась его регламентация в законодательстве Швейцарии, Люксембурга и Португалии. Закон Португалии от 06.06.1893 г. ограничивал возможность назначения анализируемого института лицам, осуждённым за преступное деяние. Одновременно устанавливался минимальный предел испытательного срока - два года. При этом рецидивом признавалось совершение нового преступления, проступка и нарушения. Закон Норвегии от 02.05.1894 г. оформил правовое основание вынесения условного приговора. Суд, назначая условное осуждение, принимал во внимание возраст виновного и его образ жизни, незначительность реализованного преступного деяния, особые смягчающие обстоятельства. Акт об испытании преступников 1907 г. был ориентирован на американскую систему в Англии. Достоинством анализируемого правового акта являлось установление посткриминального

контроля, который возлагался на условно осужденного и обеспечивал, по мнению законодателя, эффективность условного неприменения наказания.

Условное осуждение применялось с учетом характера, предшествовавшей жизни, возраста, здоровья, умственного развития обвиняемого или маловажности учиненного деяния. В качестве альтернативы поручительной подписке предлагалось наблюдение особого лица в течение периода, указанного в постановлении. Условно осужденному предписывалось соблюдать правила поведения, определенные судьей. Устанавливался запрет на общение с ворами и иными нежелательными лицами, способными оказать отрицательное влияние на сознание и поведение подвергнутого испытанию осужденного. Исключалось посещение нежелательных мест, где повышалась вероятность нарушения установленного законом уголовно-правового запрета. Условиями освобождения признавались воздержание от пьянства, обещание вести честную и трудовую жизнь. Должностное лицо, исполнявшее приговор о направлении на испытание, финансировалось государством. Контроль за его деятельностью осуществляли мировые судьи. Указанное лицо вступало в контакт с осужденным, оказывая ему поддержку и собирая необходимые сведения. Наблюдение за исполнением условий подписки сопровождалось сообщением суду о поведении поднадзорного. Неисполнение условий подписки, как правило, влекло применение отсроченного наказания.

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что высокий предупредительный потенциал условного осуждения обеспечил регламентацию данного института в правовых системах цивилизованных зарубежных государств. Низкий уровень рецидива, обусловленный действием системы испытания, незначительное финансирование деятельности контролирующих органов указывали на целесообразность использования указанной меры уголовно -правового характера в качестве альтернативы реальному отбыванию наказания.

Литература

1. Говард Д. Состояние тюрем в Англии и Уэльсе. - Лондон, 1777.

2. Савенко Ф. Г. Строение и жизнь исправительных колоний и приютов для малолетних преступников. - Одесса, 1888. - С. 3.

3. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть Общая. - Т. 2. - Тула, 2001. - С. 451.

4. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. - Т. II. - 3-е изд. - СПб., 1910. - С. 578.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.