Научная статья на тему 'Оформление линий идеологического противостояния в религиозно-политическом пространстве республики дагестан в постсоветский период'

Оформление линий идеологического противостояния в религиозно-политическом пространстве республики дагестан в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
71
32
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАСКОЛ / ДАГЕСТАН / МУСУЛЬМАНЕ / СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Курбанова Альбина Мурадовна

Возрождение ислама в постсоветском Дагестане было отмечено прогрессирующим расколом исламского пространства. Он привел к появлению десятков враждующих между собой групп. Основной причиной раскола стали прямо противоположные позиции относительно фундаментальных принципов устройства современного общества и государства, на которых стояла светская и исламская части дагестанского общества.The revival of Islam in the post-Soviet Dagestan was marked by progressive split of Islamic space. It has led to appearance of dozens of warring groups. The main reason for the split was completely opposite views of Islamic and secular parts of Dagestan society on the fundamental principles of structure of the modern society and state.

Текст научной работы на тему «Оформление линий идеологического противостояния в религиозно-политическом пространстве республики дагестан в постсоветский период»

Альбина КУРБАНОВА

оформление линий идеологического противостояния в религиозно-политическом пространстве республики дагестан в постсоветский период

Возрождение ислама в постсоветском Дагестане было отмечено прогрессирующим расколом исламского пространства. Он привел к появлению десятков враждующих между собой групп. Основной причиной раскола стали прямо противоположные позиции относительно фундаментальных, принципов устройства современного общества и государства, на которых стояла светская и исламская части дагестанского общества.

The revival of Islam in the post-Soviet Dagestan was marked by progressive split of Islamic space. It has led to appearance of dozens of warring groups. The main reason for the split was completely opposite views of Islamic and secular parts of Dagestan society on the fundamental principles of structure of the modern society and state.

Ключевые слова:

раскол, Дагестан, мусульмане, светское общество; split, Dagestan, Muslims, secularists.

С середины 80 -х гг. XX в. все возрастающую роль в политиче -ской, общественной жизни и национальных отношениях в Дагестане играет религиозный фактор. Все активнее религи -озное сознание в республике выступает как средство возрождения и развития религиозного самосознания населения.

В республике сформировалась большая группа мусульманского духовенства, активно пропагандирующая исламские ценности и отстаивающая свои корпоративные интересы. Активно участвуя в общественной жизни, она во многом определяет критерии духовно нравственного развития дагестанцев, особенно сельского населе -ния.

Уже к концу 1990 -х гг. стало предельно очевидным, что ислам в республике так и не стал консолидирующим фактором, усилились разногласия как среди мусульманского духовенства, так и среди верующих. К расколу по национальному признаку в последнее время прибавился и раскол верующих на разные течения, привед -ший в ряде случаев к массовому противостоянию и кровопроли -тию.

Год за годом углублялись противоречия между духовенством, исламскими политическими партиями и государством и обще -ством в целом. Сложилась ситуация, когда общество и государство придерживаются светского устройства, а духовенство и исламские общины выступают за создание в Дагестане исламской республики, хотя и с некоторыми оговорками1.

В этот же период произошел коренной перелом в отношении раз -личных социальных групп и слоев населения к исламу и мусульман -ским организациям. Проблема отношения различных слоев населе -ния к исламу отражает острые проблемы сакрализации и секуляри -зации в Дагестане в современных условиях.

Идеологический раскол между светской частью общества и веру -ющими предельно очевиден и понятен, особенно если учитывать значительную инерционность светского общественного сознания,

1 Ханбабаев К.М. Исламская тематика в светских и исламских СМИ Дагестана // http://dargo.ru

КУРБАНОВА Альбина Мурадовна — соискатель кафедры российской политики факультета политологии МГУ КшЬапома.аШ gmail.com

его секуляризованность и даже атеизм, присущие значительной части Дагестан -цев, состоявшихся именно в советские годы, а также невероятное рвение и без -удержность в проповеди, социальную и политическую экспансию, характерные для другой части дагестанцев — убежденно верующих мусульман.

Таким образом, в ходе постсоветской социально-политической эволюции дагестанского общества одна из сторон религиозно- политического конфликта обозначилась весьма четко — это свет -ская, атеистическая часть дагестанского общества. Наиболее яркими, заметными и убежденными выразителями интересов данной части дагестанского общества в публичном и информационном простран стве, конечно же, являются представители светской интеллигенции Дагестана.

Именно прямо противоположные пози -ции по отношению к фундаментальным принципам обустройства современного общества и государства, принципам раз вития республики, на которых стояли светская и исламская части дагестан ского общества, а также непреодолимые противоречия внутри самого исламского пространства и привели к закладыванию архитектуры религиозно политического конфликта в Дагестане.

Таким образом, и в религиозной сфере противоречия, появившиеся в постсовет ский период, привели к формированию конфликтной среды, которая породила в идеологическом и, уже, в исламском пространстве Дагестана беспрецедент ный раскол. Этот раскол и внутренний конфликт настолько значимы для пони мания феномена постсоветского ислама в Дагестане, что именно с его констатации

начинаются все научные и аналитические материалы по дагестанскому исламу.

Действительно, процесс исламского воз рождения в постперестроечном Дагестане был отмечен прогрессирующим расколом исламского пространства, и данный рас кол привел к появлению десятков враж дующих между собой общин и направле ний.

В силу указанных факторов в Дагестане вспыхнула серия конфликтов, связан ных с абсолютизацией и противопостав -лением принципов права той или иной религиозной общины на реализацию всех своих претензий или амбиций. Это кон фликты между последователями суфий -ского ислама, школы факихов даргинских алимов и представителями стремительно растущих фундаменталистских общин; между последователями Духовного управ ления мусульман Дагестана и всеми остальными мусульманскими общинами республики, не согласными с полити кой ДУМД; между ДУМД и политиче -ской элитой Дагестана, заключавшийся в основном в напряженном торге ДУМД за большие преференции со стороны вла сти в сфере подчинения ему все большего числа сфер общественной жизни — обра -зования, информационной политики, организации хаджа и т.д.; представителей салафитских общин с несалафитским, зачастую светским окружением и всем дагестанским обществом; представителей салафитских общин с официальными вла стями Республики Дагестан.

Для того чтобы понять суть их разно гласий, необходим более глубокий анализ истории и логики усугубления этих разно гласий и идеологического раскола в среде дагестанских мусульман.