Научная статья на тему 'Официальное и субкультурное: празднование летнего солнцестояния в Омской области'

Официальное и субкультурное: празднование летнего солнцестояния в Омской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ГОРОД / TOWN / ДЕРЕВНЯ / VILLAGE / ФЕСТИВАЛЬ / FESTIVAL / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ОКУНЕВО / OKUNEVO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гутыра Валерия Игоревна

В данной статье рассматривается вопрос о трансформации праздника «Солнцестояние», который ежегодно проводится на территории Омской области. Основой этого праздника являются славянские обычаи, традиции, верования, которые дают возможность участникам соприкоснуться со своей историей. Официальные структуры стали рассматривать этот фестиваль как угрозу, поэтому предпринимались попытки прекратить языческие празднования на территории Муромцевского района. Исследование основывается на экспедиционных данных, собранных в период с 2012 по 2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICIAL AND SUBCULTURAL: CELEBRATION OF SUMMER SOLSTICE IN OMSK REGION

The article deals with the issue of the transformation of the festival “Solstice”, which is held annually within the territory of Omsk region. The basis for this holiday is as follows: Slavic customs, traditions, beliefs that provide an opportunity for the participants to get in touch with their history. The official structures consider this festival as a threat, so the attempts to stop pagan celebrations within the territory of Muromtsevo district were made. This research is based on expedition data collected between 2012 and 2015.

Текст научной работы на тему «Официальное и субкультурное: празднование летнего солнцестояния в Омской области»

Гутыра Валерия Игоревна

ОФИЦИАЛЬНОЕ И СУБКУЛЬТУРНОЕ: ПРАЗДНОВАНИЕ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В данной статье рассматривается вопрос о трансформации праздника "Солнцестояние", который ежегодно проводится на территории Омской области. Основой этого праздника являются славянские обычаи, традиции, верования, которые дают возможность участникам соприкоснуться со своей историей. Официальные структуры стали рассматривать этот фестиваль как угрозу, поэтому предпринимались попытки прекратить языческие празднования на территории Муромцевского района. Исследование основывается на экспедиционных данных, собранных в период с 2012 по 2015 гг. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /14.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). C. 58-60. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 394

Исторические науки и археология

В данной статье рассматривается вопрос о трансформации праздника «Солнцестояние», который ежегодно проводится на территории Омской области. Основой этого праздника являются славянские обычаи, традиции, верования, которые дают возможность участникам соприкоснуться со своей историей. Официальные структуры стали рассматривать этот фестиваль как угрозу, поэтому предпринимались попытки прекратить языческие празднования на территории Муромцевского района. Исследование основывается на экспедиционных данных, собранных в период с 2012 по 2015 гг.

Ключевые слова и фразы: молодежь; город; деревня; фестиваль; идентичность; Окунево.

Гутыра Валерия Игоревна

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского [email protected]

ОФИЦИАЛЬНОЕ И СУБКУЛЬТУРНОЕ: ПРАЗДНОВАНИЕ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ©

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Новый сакральный центр России в социальном окружении: проблемы взаимодействия с государственными, религиозными, медийными институтами», проект № 14-01-00431.

Фестиваль, или массовое празднование какого-либо события, имеет достаточно интересную историю развития, в ходе которого примерялись различные формы и способы выражения традиций, новшеств, достижений и т.д. Одним из видов таких празднеств являются этнофестивали, в которых большое внимание уделяется реконструкционно-ролевой составляющей: истории, религии (часто нетрадиционным верованиям) и другим важным атрибутам, через которые осуществляется культурная идентификация участников.

На территории Омской области проходят несколько подобных фестивалей, среди которых особой популярностью пользуются «Фестиваль культур», традиционно проходящий на территории Омской крепости, а также «Солнцестояние», которое широко празднуется в деревне Окунево Муромцевского района. Именно к последнему событию привлечено наибольшее внимание не только населения Омска, но и России в целом.

История сакрализации деревни Окунево насчитывает не одно десятилетие [2, с. 42], но наше внимание будет сосредоточено на фестивале, который стал визитной карточкой Омской области. Начало проведения данного праздника отсылает нас к появлению в деревне Окунево родноверов, которые плотно взялись за восстановление «славянской души» на отдельно взятой территории. Особый размах, известность и популярность фестиваль «Солнцестояние» получил с 2010 года, когда в центральной российской газете появилась статья о празднике, что, безусловно, привлекло еще большее внимание к данному событию. Своего пика фестиваль достиг в 2013 году, когда праздник посетило, по разным оценкам, от 5 до 9 тысяч человек.

На протяжении нескольких лет фестиваль носил сугубо фольклорно-этнографический характер [1, с. 304], его организацией занимались сторонники возрождения славянского язычества, которые особое внимание уделяли традициям, языческим ритуалам и тому, что, по их мнению, могло в лучшей степени отразить их славянскую идентичность.

Любой праздник, а тем более фестиваль, привлекает к себе внимание туристов, любопытствующих, просто молодежи, а также властных структур. Не стало исключением и «Солнцестояние». Начиная с 2011 г. организаторы фестиваля неоднократно жаловались на публику, которая приезжала на праздник. Большинство приезжающих в дни праздника в деревню Окунево не ограничивали себя только духовными поисками, частым явлением было злоупотребление алкоголем, что, в свою очередь, приводило к столкновению с организаторами праздника. В связи с этим неоднократно ставился вопрос об отмене фестиваля.

С другой стороны, фестиваль снискал себе противников и во властных кругах. Против проведения «Солнцестояния» выступали священнослужители, которые прямо говорили, что на территории деревни Окунево процветают язычество, оккультизм и другие еретические практики, которые негативно влияют на омскую молодежь [3, с. 67]. Властные структуры также не поддерживали неофициальный фестиваль на территории Омской области.

Для решения проблемы в 2014 году был предложен альтернативный вариант проведения этнического фестиваля, а именно, проведение Open Air под названием «Муромцевская ривьера» в селе Петропавловка, вблизи районного центра Муромцево. В Окунево в дни фестиваля была отключена подача воды, и местные жители высказали мнение, что данная акция была направлена на срыв окуневского фестиваля. Результаты были весьма скромными. По оценке организаторов «Солнцестояния», в дни праздника Окунево посетило несколько тысяч человек, в то время как в селе Петропавловка общее количество участников и посетителей не превышало тысячи человек. По отзывам в социальных сетях, «в Окунево есть что-то такое <...> душа что ли <...>, там хорошо», в то время как «Муромцевская Ривьера» «.прошла очень скучно, зря время потратили».

© Гутыра В. И., 2016

ISSN 1997-292X

№ 1 (63) 2016

59

Проведение праздника в 2015 году было под угрозой изначально, так как организаторами данного праздника стали муниципальные и районные власти. Было решено заменить традиционное название на новое - «Солнцеворот» - и представить зрителю обновленный этнокультурный фестиваль. Такое изменение нашло отклик и в церковных кругах, так как митрополит Владимир заметил, что к подобному фестивалю он будет терпимей.

Как и во все предыдущие годы, в 2015 году «Солнцестояние», или «Солнцеворот», привлекло к себе большое внимание. За несколько месяцев в сети шло обсуждение плана мероприятий, появлялись различные программы выступлений и т.д. Казалось, что среди молодого населения Омска нет тех, кто не собирался в выходные дни в Окунево. На фестиваль прибыли зрители из соседних регионов и даже иностранные гости. По словам сотрудника ДПС, который нес усиленную службу с 19 июня на дорогах Муромцевского района, «...я никогда и не знаю, что там у них происходит. Но когда начинается "Солнцестояние", поток машин увеличивается в несколько раз. У нас за сегодня только 60 нарушителей!».

Среди моих информаторов, пользователей социальных сетей, никто не подозревал, что внутри организационных структур фестиваля произошли какие-то изменения, что сам праздник изменил свое название. Как и в прежние годы, фестиваль собрал множество людей, которые жили в гостиницах, снимали комнаты в домах местных жителей, устанавливали палатки, число которых превысило тысячу.

Расписание фестиваля было очень плотным, начиная с 19 и по 22 июня, предлагалось принять участие в различных семинарах, мастер-классах, посмотреть выступления фольклорных коллективов, которые представляли не только традиционную славянскую обрядность, но и, например, народные ирландские танцы. Наверное, здесь мы можем отметить первое заметное отличие от прежних фестивалей, на которых основной уклон был сделан на реконструкцию именно славянских игр, танцев, традиций и обычаев. На «Солнцевороте» можно было увидеть более широкое количество национальных культурных практик.

Широкий размах получило развитие сферы услуг, которая была представлена на данном фестивале в самом разнообразном виде. Помимо ставших традиционными палаток, где можно было купить различные поделки мастеров Омска и ближайших регионов, особый интерес вызывали передвижные кофейни, в которых предлагали отведать только что сваренный кофе, можно было приобрести сахарную вату и попкорн, а также попробовать себя в стрельбе в тире. Также для посетителей «Солнцеворота» работали различные кафе, где можно было отведать как традиционные национальные блюда, так и фаст-фуд. Посетители фестиваля охотно скупали сувениры (выручка некоторых предпринимателей составляла до семи тысяч рублей), принимали участие в мастер-классах, с удовольствием обедали в кафе. Все это празднество мало напоминало этнокультурный фестиваль, а скорее - обычный городской праздник, но на лоне природы.

Новшеством данного фестиваля было присутствие большого количества сотрудников правоохранительных органов. Каждый час наряд полиции совершал обход территории фестиваля, а также палаточного лагеря, который растянулся на несколько километров. Вмешательство в отдых участников фестиваля было незначительным, распитие алкоголя и разведение костров нисколько не смущали полицейских. Но, видимо, для подстраховки на территории палаточного лагеря, в некотором отдалении от его «жилой» части, располагалась специализированная машина ОМОНа.

Некоторые сложности возникли с проведением ритуальных обрядов, связанных с огнем. Сначала их запретили из-за угрозы безопасности, затем традиционный костер все же был разрешен и разожжен. Ночью начались традиционные «вечерки», которые длились до самого утра, когда по реке пустили венки и свечи. По словам участников, именно вечернее время было самым приятным, лишенным официоза и давшим возможность прикоснуться к истокам праздника.

Одним из самых трагических дней истории является 22 июня - день, в который началась Великая Отечественная война. Такое событие не могло остаться вне поля зрения организаторов фестиваля, поэтому утром 22 июня было проведено поминальное мероприятие около обелиска Героям деревни Окунево, который располагается возле местной школы. Мероприятие не вызвало особого интереса посетителей, собравшихся возле обелиска было удручающе мало.

В то же время в среде сторонников возрождения славянской культуры было проведено альтернативное празднование Солнцестояния. В нем принял участие узкий круг людей, принадлежащих общине родноверов.

Подводя итоги, следует отметить, что организаторы фестиваля «Солнцеворот» умело воспользовались сложившейся ситуацией вокруг празднования летнего солнцестояния и сумели возглавить данное событие. Но, к сожалению, вместе с приходом официоза в субкультурное пространство последнее теряет свою уникальность и суть. Конечно, подавляющее большинство людей, которые приехали на эти три дня в деревню Окунево, прекрасно провели время. Но для них это просто даты на календаре и возможность «оторваться» в веселой компании. А для тех, кто в Окунево видит возможность узнать о своих корнях, традициях, истории, праздник не удался. Многие в беседах, а потом и в социальных сетях отмечали, что официоз подмял под себя его живую суть.

Список литературы

1. Любимова Г. В. Новые формы фестивальной культуры сельского населения Сибири (фольклорно-этнографический фестиваль «Солнцестояние» в Муромцевском районе Омской области) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2011. Т. XVII. Материалы Итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2011 года. С. 304-307.

2. Селезнев А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 41-59.

3. Селезнева И. А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 59-73.

OFFICIAL AND SUBCULTURAL: CELEBRATION OF SUMMER SOLSTICE IN OMSK REGION

Gutyra Valeriya Igorevna

Omsk State University named after F. M. Dostoyevsky [email protected]

The article deals with the issue of the transformation of the festival "Solstice", which is held annually within the territory of Omsk region. The basis for this holiday is as follows: Slavic customs, traditions, beliefs that provide an opportunity for the participants to get in touch with their history. The official structures consider this festival as a threat, so the attempts to stop pagan celebrations within the territory of Muromtsevo district were made. This research is based on expedition data collected between 2012 and 2015.

Key words and phrases: youth; town; village; festival; identity; Okunevo.

УДК 101.1

Философские науки

В данной статье приводятся определения и исследуются связь и различие понятий общества, культуры и цивилизации. Понятие «культура» рассматривается в аксиологическом, деятельностном, семиотическом, структуралистском, социологическом и гуманитарном аспектах. Также в статье показано различие трактовок исторического развития общества, культуры и цивилизации в линейной, циклической и синтетической философско-исторических концепциях.

Ключевые слова и фразы: общество; культура; цивилизация; линейная концепция истории; циклическая концепция истории; синтетическая концепция истории.

Евлоева Фатима Рашидовна, к. филос. н.

Ингушский государственный университет inggirl@mail. ги

СОДЕРЖАНИЕ, СВЯЗИ И РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ОБЩЕСТВО», «КУЛЬТУРА», «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»®

На современном этапе, когда мировое сообщество подошло к точке бифуркации, вопрос о будущем культуры и цивилизации становится крайне актуальным.

Что такое культура? В Философском словаре мы находим следующее ее определение: «Культура (от лат. сиНит - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбиоло-гических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие «тело» культуры, представлены всем многообразием знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных ценностей, ценностных ориентаций и т.д.» [8, с. 320-321].

Данное определение фиксирует важную сторону культуры - ее надбиологичность. Однако, во-первых, его равно можно отнести к понятиям общества и цивилизации. Между тем эти понятия не тождественны. Во-вторых, культура здесь предстает как что-то внешнее по отношению к человеку.

Культура - сложный феномен. Дать ей одно-единственное адекватное определение невозможно, поэтому ее определения зависят от аспектов, в которых она рассматривается. В зарубежной и отечественной науке и философии выработаны следующие основные подходы к осмыслению культуры.

Аксиологический подход, при котором культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми и значимых для конкретного общественного организма.

Деятельностный подход трактует культуру как специфически человеческую жизнедеятельность, в единстве ее субъективных и объективных моментов, качественно отличающуюся от биологических форм жизнедеятельности.

В семиотическом подходе фиксируется знаковый механизм передачи социального опыта от человека к человеку, от поколения к поколению (естественные и искусственные языки, символы и образы мифологии, религии, искусства, научный и философский понятийно-категориальный аппарат и т.д.).

При структуралистском подходе к культуре в качестве системообразующих ее элементов рассматриваются носители ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, религиозная и родственная община, обычаи, традиции).

Социологический подход выражается в трактовке культуры как социального института, отличного от природы. Культура здесь функционирует в конкретной системе общественных отношений, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

® Евлоева Ф. Р., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.