Научная статья на тему 'Официальная цифровая политическая повестка дня политических лидеров мнения: основные точки пересечения политического дискурса и молодежных предпочтений'

Официальная цифровая политическая повестка дня политических лидеров мнения: основные точки пересечения политического дискурса и молодежных предпочтений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
45
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая политическая повестка / социально-политическая установка / официаль-ный дискурс / социальные платформы / лингводискурсивный анализ / проективная методика / репрезентация / политический субъект / digital political agenda / socio-political attitude / official discourse / social platforms / linguistic and discourse analysis / projective methodology / representation / political subject

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мария Витальевна Николаева, Юлия Алексеевна Романова

Авторы исследуют официальную цифровую политическую повестку дня на предмет вос-приятия молодежью политического дискурса, транслируемого политическими субъектами в онлайн-простран-стве. Социальные медиа способствуют формированию новой политической повестки дня, в которой задей-ствованы пользователи и политические субъекты. Это способствует интегрироваться политическому субъекту в информационно-новостной поток, а также стать лидером общественно-политического мнения. Эмпириче-ской базой исследования стал контент официальных аккаунтов Д.А. Медведева, С.С. Собянина и С.К. Шойгу (метод лингводискурсивного анализа публикаций, хэштегов, фотографий, видео и обратной связи в виде ком-ментариев и репостов), составляющих политический контент социальной платформы «ВКонтакте» и мессен-джера «Telegram» согласно рейтингу Медиалогии за период с 1 по 30 июня 2023 г. Также в эмпирическую базу вошли результаты авторской проективной методики, ориентированной на изучение восприятия молодежи цифровой политической повестки дня. В результате исследования авторы приходят к выводу о том, что поль-зователи воспринимают цифровую политическую повестку в онлайн-пространстве нелинейно, реагируя на ви-зуальные и текстовые паттерны, но не воспроизводя целостной политической картины, какую репрезентирует политический субъект в своих социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мария Витальевна Николаева, Юлия Алексеевна Романова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Оfficial Digital Political Agenda of Political Opinion Leaders: Major Intersections of Political Discourse and Youth Preferences

The authors examine the official digital political agenda in terms of young people’s perception of the political discourse broadcast by political actors in the online space. Social media contribute to the formation of a new political agenda involving users and political actors. This facilitates the integration of a political subject into the information and news flow, as well as to become a leader of socio-political opinion. The empirical base of the research was the content of the official accounts of D.A. Medvedev, S.S. Sobyanin and S.K. Shoigu (the method of linguistic and discourse analysis of publications, hashtags, photos, videos and feedback in the form of comments and reposts), which constitute the political content of the social platform “VKontakte” and messenger “Telegram” according to the rating of Medialogy for the period from June 1 to June 30, 2023. The empirical base also includes the results of the author’s projective methodology focused on studying of young people’s perception of the digital political agenda. As a result of the study, the author comes to the conclusion that users perceive the digital political agenda in the online space in a non-linear way, reacting to visual and textual patterns, but not reproducing a holistic political picture, which is represented by a political subject in their social media.

Текст научной работы на тему «Официальная цифровая политическая повестка дня политических лидеров мнения: основные точки пересечения политического дискурса и молодежных предпочтений»

Научная статья УДК 32.019.5

https://doi.org/10.24158/pep.2023.9.6

Официальная цифровая политическая повестка дня политических лидеров мнения: основные точки пересечения политического дискурса и молодежных предпочтений

Мария Витальевна Николаева1, Юлия Алексеевна Романова2

1Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

2Первый Московский государственный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия [email protected] [email protected]

Аннотация. Авторы исследуют официальную цифровую политическую повестку дня на предмет восприятия молодежью политического дискурса, транслируемого политическими субъектами в онлайн-простран-стве. Социальные медиа способствуют формированию новой политической повестки дня, в которой задействованы пользователи и политические субъекты. Это способствует интегрироваться политическому субъекту в информационно-новостной поток, а также стать лидером общественно-политического мнения. Эмпирической базой исследования стал контент официальных аккаунтов Д.А. Медведева, С.С. Собянина и С.К. Шойгу (метод лингводискурсивного анализа публикаций, хэштегов, фотографий, видео и обратной связи в виде комментариев и репостов), составляющих политический контент социальной платформы «ВКонтакте» и мессен-джера «Telegram» согласно рейтингу Медиалогии за период с 1 по 30 июня 2023 г. Также в эмпирическую базу вошли результаты авторской проективной методики, ориентированной на изучение восприятия молодежи цифровой политической повестки дня. В результате исследования авторы приходят к выводу о том, что пользователи воспринимают цифровую политическую повестку в онлайн-пространстве нелинейно, реагируя на визуальные и текстовые паттерны, но не воспроизводя целостной политической картины, какую репрезентирует политический субъект в своих социальных медиа.

Ключевые слова: цифровая политическая повестка, социально-политическая установка, официальный дискурс, социальные платформы, лингводискурсивный анализ, проективная методика, репрезентация, политический субъект

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Николаева М.В., Романова Ю.А. Официальная цифровая политическая повестка дня политических лидеров мнения: основные точки пересечения политического дискурса и молодежных предпочтений // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 9. С. 53-59. https://doi.org/10.24158/pep.2023.9.6.

Original article

Оfficial Digital Political Agenda of Political Opinion Leaders: Major Intersections of Political Discourse and Youth Preferences

Maria V. Nikolaeva1, Yulia A. Romanova2

1Kuban State University, Krasnodar, Russia

2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health

of the Russian Federation, Moscow, Russia

[email protected]

[email protected]

Abstract. The authors examine the official digital political agenda in terms of young people's perception of the political discourse broadcast by political actors in the online space. Social media contribute to the formation of a new political agenda involving users and political actors. This facilitates the integration of a political subject into the information and news flow, as well as to become a leader of socio-political opinion. The empirical base of the research was the content of the official accounts of D.A. Medvedev, S.S. Sobyanin and S.K. Shoigu (the method of linguistic and discourse analysis of publications, hashtags, photos, videos and feedback in the form of comments and reposts), which constitute the political content of the social platform "VKontakte" and messenger "Telegram" according to the rating of Medialogy for the period from June 1 to June 30, 2023. The empirical base also includes the results of the author's projective methodology focused on studying of young people's perception of the d igital political agenda. As a result of the study, the author comes to the conclusion that users perceive the digital political agenda in the online space in a non-linear way, reacting to visual and textual patterns, but not reproducing a holistic political picture, which is represented by a political subject in their social media.

© Николаева М.В., Романова Ю.А., 2023

Keywords: digital political agenda, socio-political attitude, official discourse, social platforms, linguistic and discourse analysis, projective methodology, representation, political subject

Funding: Independent work.

For citation: Nikolaeva, M.V. & Romanova, Yu.A. (2023) Official Digital Political Agenda of Political Opinion Leaders: Major Intersections of Political Discourse and Youth Preferences. Society: Politics, Economics, Law. (9), 53-59. Available from: doi:10.24158/pep.2023.9.6 (In Russian).

Актуальность работы состоит в изучении нового средства коммуникации между гражданами и политическими субъектами. Официальная цифровая политическая повестка дня выстраивается в сетевой медиатекст, тем самым продуцируя политический дискурс, формирующий политическое сознание молодежи.

Во-первых, это связано с тем, что политическая повестка дня, продуцируемая политическими субъектами, выступает отдельным актором политического процесса, что в целом задает политический импульс общества. Во-вторых, исследование официальной цифровой политической повестки дня, как сегмента онлайн-дискурса, позволяет нам увидеть, каковы точки пересечения между позиционированием политической повестки дня и реакцией пользователей на нее в виде ветки комментариев, свидетельствующих о политических предпочтениях молодежной аудитории. Таким образом, цель исследования состоит в изучении репрезентации официальной политической повестки дня, транслируемой лидерами общественно-политического мнения сквозь призму цифрового политического потребления молодежи.

Научная традиция изучения политической повестки дня как одного из детерминирующих факторов политической деятельности рассматривалась еще в прошлом столетии (Белл, 2004; Negroponte et al., 1997). Авторами концепции политической повестки дня стали М. Маккомбз и Д. Шоу, определив три разновидности повестки. Личностная повестка дня - это система приоритетов в отношении наиболее важных для самого политика проблем, межличностная - система приоритетов в отношении проблем микрогруппы, общественная - представления политика о том, какие проблемы являются важнейшими для общества (McCombs, Shaw, 1993). При изучении дискурсивной тематики политической повестки дня теоретико-методологическим основанием стал дискурсивный анализ, который Тён Ван Дейк определяет как важнейшее коммуникативное событие между политиком и пользователем (так как горизонтальная структура онлайн-пространства предполагает, что роли «говорящий» и «слушающий» динамичны) (Ван Дейк, 2013).

Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы определить для лидеров общественно-политического мнения, какой формат взаимодействия с молодежной аудиторией предполагают социальные медиа, вид и объемы политического контента, частоту публикаций, а именно, на какие политические триггеры реагирует молодежь в большей степени.

На первом этапе исследование цифровой политической повестки дня проводилось при помощи лингводискурсивного анализа официальных аккаунтов политических субъектов, возглавляющих рейтинги лидеров мнений в социальных медиа, составленных компанией «Медиалогия». Объектом исследования становятся личные страницы и блоги:

- Д.А. Медведева - российского государственного и политического деятеля, первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии РФ. Лидирует в рейтинге «Топ - 20 политических каналов "Telegram" по просмотрам - июнь 2023»1. Аккаунт Д. Медведева в Telegram составляет более 1 миллиона подписчиков, в среднем публикующих по одному посту в сутки;

- С.С. Собянина - советского и российского государственного и политического деятеля, мэра г. Москвы с 2010 года. Были исследованы официальный сайт2, ВКонтакте3 (90 публикаций), Telegram4 (97 постов);

- С.К. Шойгу - министра обороны РФ, лидера медиарейтинга министров РФ за июнь 2023 г.5 Предметом изучения стали официальные заявления С.К. Шойгу в СМИ.

На втором этапе исследования применялась авторская методика, репрезентации политических субъектов (Николаева, 2018).

Согласно исследованиям, проведенным А.А. Гнедаш, В.В. Катерминой и А.Ю. Сизоненко, политическая повестка в онлайн-пространстве состоит из дискурсивных тематик постов, визуальной

1 Политические Telegram-каналы - июнь 2023 [Электронный ресурс] // Медиалогия. URL: https://clck.ru/35aYJT (дата обращения: 20.07.2023).

2 Сергей Собянин. Личный блог [Электронный ресурс]. URL: https://www.sobyanin.ru/ (дата обращения: 21.07.2023).

3 Сергей Собянин [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/mossobyanin (дата обращения: 20.07.2023).

4 Мэр Москвы Сергей Собянин [Электронный ресурс] // Telegram. URL: https://t.me/mos_sobyanin (дата обращения: 21.07.2023).

5 Министры - июнь 2023 [Электронный ресурс] // Медиалогия. URL: https://clck.ru/34yZQo (дата обращения: 13.07.2023).

составляющей анализируемого социально-политического контента, дискурс комментариев как источник, обратная связь от пользователей (Гнедаш, Катермина, Сизоненко, 2021). Изучая сетевое публичное соприкосновение официального политического дискурса и репрезентативных политических сюжетов, изображенных респондентами в проективных рисунках, мы можем сделать вывод о том, как молодые пользователи воспринимают цифровую политическую повестку дня.

Официальный политический дискурс, транслируемый Д.А. Медведевым в социальном мес-сенджере «Telegram», имеет авторский стиль и интерпретацию мировых политических событий. Первое место занимают посты с тематикой СВО. Зачастую преобладают субъективные отношения в комментировании публичных заявлений международных политиков, в частности Д.А. Медведев интерпретирует высказывания генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Политический дискурс изложен теоретически, с некоторыми добавлениями визуального контента, который встречается очень редко. Аккаунт насыщен политической сатирой. При этом автор использует простые народные выражения, к примеру: «дожили», «забахаем», «загадочное существо», «отчаянный дед». Из служебных заметок Д.А. Медведев публично фиксирует заседание рабочей группы военно-промышленной комиссии РФ1.

Отличается по ведению социальных медиа С.С. Собянин. Дискурсивные тематики постов состоят из новостной ленты, обеспечивающей осведомленность об изменениях в сфере строительства, транспорта, благоустройства, социальной инфраструктуры, экономики и инвестиций, развитию цифровых технологий (перечисления выстроены в результате лингводискурсивного анализа пабликов С.С. Собянина). Визуальная составляющая проанализированного контента представлена в виде фотоотчета, в котором С.С. Собянин занимает ключевое пространственное положение. Практически на всех фотографиях мэр находится в центре и на переднем плане. Обратная связь в виде комментариев отсутствует как у Д.А. Медведева, так и у С.С. Собянина. За проанализированный период были выделены основные информационные поводы, позволившие С.С. Собянину стать лидером рейтинга среди глав регионов за июнь 2023 г.2 Сергей Собянин объявил о выдвижении в мэры Москвы от партии «Единая Россия», рассказал на ПМЭФ о строительстве пятого Московского центрального диаметра. Помимо этого, мэр Москвы сообщил 24 июня о проведении антитеррористических мероприятий в столице. В Telegram-канале сообщил о снятии ограничений, связанных с введением режима контртеррористической операции3.

Лидером медиарейтинга министров РФ в июне 2023 года стал министр обороны Сергей Шойгу4. Он прокомментировал ситуацию с подрывом Каховской ГЭС. Сергей Шойгу заявил, что ВФУ предприняли наступление на нескольких участках линии боевого соприкосновения. Также СМИ сообщали, что глава Минобороны С. Шойгу проверил передовой пункт управления группировки войск «Запад» в зоне СВО. Помимо этого сообщалось, что глава Минобороны РФ проверил выполнение гособоронзаказа на одном из предприятий корпорации «Алмаз-Антей». Кроме того, он подписал приказ об обязательном заключении контракта служащих добровольческих отрядов.

Лингводискурсивный анализ выявил, что выбранные нами политические субъекты ведут ак-каунты в социальных медиа в виде классического блога/дневника, в котором акцентируют внимание на рабочих процессах, совещаниях и встречах, тем самым приглашая пользователей за кулису региональных политических процессов. Д.А. Медведев репрезентирует политическую повестку в тестовой форме, а С.С. Собянин подкрепляет отчеты фоторепортажами. Политическая повестка С.К. Шойгу формируется опосредованно, через аналитические и новостные агентства, что говорит о том, что политический субъект игнорирует социальные медиа как институциональный способ формирования политической повестки дня в онлайн-формате.

Второй этап исследования состоял из анализа проективных рисунков, в которых респонденты репрезентировали политическую повестку, формируемую российскими политическими субъектами. Отметим, что во всех рисунках мы получили количественное превосходство федеральных политический субъектов, в которых отражена общероссийская политическая повестка. Всего мы выделяем три политических сюжета: тематика СВО, региональная политическая повестка и социально-экономическая составляющая, которая видна в официальной политической повестке, транслируемой политическими субъектами. Отметим некоторые сходства в изображаемых политических репрезентациях:

1. Обезличенность политического лидерства. На рисунке 1 автор изобразил аккаунт Д.А. Медведева. Обезличенность проявляется не только в самом политическом субъекте, но и в

1 Дмитрий Медведев [Электронный ресурс] // Telegram. URL: https://t.me/s/medvedev_telegram (дата обращения: 13.07.2023).

2 Главы регионов в соцмедиа - июнь 2023 [Электронный ресурс] // Медиалогия. URL: https://clck.ru/35aYRF (дата обращения: 18.07.2023).

3 Мэр Москвы Сергей Собянин...

4 Министры - июнь 2023.

ближайшем окружении политика. Политическая сатира, с которой публикует свои сообщения Д.А. Медведев, не воспринимается респондентами, так как в проективном рисунке изображены лишь формальные и статусные данные.

Подобная деперсонификация политика объясняется его мобильной политической карьерой, которая за небольшое количество времени насчитывает несколько руководящих должностей. С другой стороны, мы наблюдаем минимум пересечений между индивидуальным стилем изложения собственной позиции Д.А. Медведева и фактически безрезультатными фиксациями данной повестки у молодежи. Также мы отмечаем специфику в отражении политического дискурса респондентами, которые описывают цифровую повестку в социальной платформе «ВКонтакте», однако Д.А. Медведев использует мессенджер «Telegram».

Рисунок 1 - Аккаунт Д.А. Медведева в социальной платформе «ВКонтакте» Figure 1 - Medvedev's Account in the Social Platform VKontakte

2. Восприятие через цифровую институциональную среду. Цифровая политическая повестка С.С. Собянина примечательна тем, что респонденты в проективных рисунках нивелируют образ самого политика, описывая его политическую деятельность в текстовом формате, либо вовсе имплицируя реализуемую С.С. Собяниным социально-экономическую, инфраструктурную и имиджевую политику в городской новостной контент.

Рисунок 2 - Telegram-страница «Моя Москва» Figure 2 - Telegram Page "My Moscow"

Подобная специфика отражения политического дискурса свидетельствует о том, что человек, включенный в сетевое сообщество, — это одновременно и часть сети взаимодействия, и источник, и потребитель контента, и уникальная личность с нейрокогнитивными особенностями, на которые влияет взаимодействие в интернете, и сами дискурсы в опПпе-пространстве. Сами москвичи рассматривают новостной контент, публикуемый С. Собяниным, как часть городского информационного конструкта, в котором строительство «инновационной столицы» идет параллельно с формированием цифрового образа мэра Москвы. Новостные информационные каскады в дискурсивных полях позволят разработать механизмы прогнозирования динамики сетевых сообществ в интернет-пространстве как драйверов социально-политических процессов не только в столице, но в других субъектах страны.

3. Политический мирроринг проявляется в проективных рисунках респондентов при попытке отразить цифровую политическую повестку политика, который зачастую прибегает к стихийным, внезапным и ситуационным постам. Аккаунты С.С. Собянина представлены в едином текстовом формате. Подобная репрезентация характерна для выражения и подчеркивания недостатка личной, семейной информации, когда официальная политическая повестка переполняет допустимый уровень восприятия.

С.К. Шойгу является лидером общественно-политического мнения в современной России, и восприятие молодежью данного политического субъекта происходит линейно. Респонденты проявляют к министру «цифровое уважение», которое отмечается в цитировании его публичных заявлений. Репрезентация С.К. Шойгу исключает политический субъективизм и иронию, что в целом характеризует данного политического субъекта как инфлюенсера официальной политической повестки дня лишь частично.

Таким образом, проанализировав официальную и цифровую политические повестки Д.А. Медведева, С.С. Собянина и С.К. Шойгу, мы пришли к следующим выводам:

- официальная цифровая политическая повестка Д.А. Медведева репрезентаруется молодежью частично, выбираются те элементы политического дискурса, которые идентифицируют его как бывшего Президента РФ. Респонденты игнорируют стиль изложения политика, но полностью отражают его деятельность, визуально подчеркивая государственную символику, политическую идентичность с партией «Единая Россия»;

- цифровая политическая повестка С.С. Собянина успешна в случае формирования региональной политической идентичности. Выделенные нами в ходе лингводискурсивного анализа тематики постов политика репрезентируются респондентами с позитивной окраской;

- отсутствие аккаунтов С.К. Шойгу в социальных медиа рассматривается нами как отсуствие возможности у политического субъекта формирования позитивной субъективной публичности, которая, с одной стороны, лишает политика коммуникативного ресурса во взаимодействии, а с другой -персонифицирует политические ресурсы, нивелируя имиджевые потери в случае актуализации политики постправды и политических фейков.

Рекомендации, которые необходимы для конструктивной коммуникации между проанализированными политическими субъектами и пользователями онлайн-пространства будут носить имиджевый и личностный характер. Они систематизированы, исходя из результатов анализа проективной методики, в которой респонденты выделили сильные и слабые коммуникативные стороны политических субъектов. Для образа С.С. Собянина необходима цифровая автономность, чтобы мэра Москвы воспринимали не только как должностную единицу государственного управления, но и как политического пользователя онлайн-пространства с личными интересами и социальными ролями.

Telegram-канал Д.А. Медведева перегружает молодых респондентов политическим дискурсом, содержащим избыточную иронию и сарказм. Молодые люди стараются игнорировать политическое творчество политика в проективных рисунках, репрезентируя лишь официальный политический дискурс. Образ бывшего Президента РФ воспринимается отчетливее, чем образ лидера мнения в цифровых политических сюжетах.

С.К. Шойгу не имеет личных страниц для анализа, но технология транслирования «коммуникативно-политического события», в котором министр - федеральный лидер мнений, может стать отправной точкой в формировании официальной политической повестки дня в онлайн-простран-стве постредством личных аккаунтов в социальных платформах и мессенджерах.

Таким образом, репрезентация цифровой политической повестки дня у политических субъектов составляет классические страницы/аккаунты политиков, акцентирующих внимание на рабочие моменты, погружая пользователей в профессиональную специфику. Молодежь репрезентует предпочтительно внутреннюю политику России. В большинстве случаев политический дискурс, изображенный респондентами, выглядит как результат общественно-политического проекта, в этом рассматривается официальный стиль изложения политическими субъектами официальной политической повестки дня, расчитанной на коммуникацию в виде отчетности перед пользователями/гражданами.

Список источников:

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. M., 2004. 944 с.

Ван Дейк Т. Дискурс и власть // Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М., 2013. 344 с.

Возовиков О. И. Сетевые медиа и власть: взаимодействие в современных условиях // Медиареальность XXI века: эпоха глобальных реформ : материалы I международ. науч.-практ. конф. 2021. С. 217-223.

Масуда Й. Компьютоутопия //Философская и социологическая мысль. 1993. № 6. С. 34.

Николаева М. В. Особенности политического дискурса в России в цифровую эру // Русская политология. 2018. № 4 (9). C. 66-71.

Сизоненко А. Ю., Гнедаш А. А., Катермина В. В. Сетевой дискурс и российский мэр: формирование цифровой социально-политической повестки дня в социальных сетях (опыт сетевого и лингводискурсивного анализа) // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (112). С. 100-111. https://doi.Org/doi:10.37972/chgpu.2021 112.3.013.

Being digital / N. Negroponte [et al.] // Computers in Physics. 1997. Vol. 11, no. 3. Pp. 261-262. https://doi.Org/10.1063/1.4822554.

McCombs M. E., Shaw D. L. The evolution of agenda-setting research: Twenty-five years in the marketplace of ideas // Journal of communication. 1993. Vol. 43, no. 2. С. 58-67. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1993.tb01262.x.

References:

Bell, D. (2004) The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. Moscow. 944 p. (In Russian).

Masuda, Y. (1993) Komp'yutoutopiya [Computer utopia]. Filosofskaya i sotsiologicheskaya mysl. (6), 34. (In Russian).

McCombs, M.E. & Shaw, D.L. (1993) The evolution of agenda-setting research: Twenty-five years in the marketplace of ideas. Journal of Communication. (43 (2)), 58-67. Available from: doi:10.1111/j.1460-2466.1993.tb01262.x.

Negroponte, N., Harrington, R., McKay, S.R. & Christian, W. (1997) Being digital. Computers in Physics. (11 (3)), 261-262. Available from: doi: 10.1063/1.4822554.

Nikolaeva, M.V. (2018) Peculiarities of Political Discourse in Online Communications of Russia. Russian Political Science. (4 (9)), 66-71. (In Russian).

Sizonenko, A.Yu., Gnedash, A.A. & Katermina, V.V. (2021) Network Discourse and the Russian Mayor: Shaping a Digital SocioPolitical Agenda in Social Networks (Network and Linguistic Discursive Analysis). Chuvash State Pedagogical University Bulletin. (3 (112)), 100-111. Available from: doi:10.37972/chgpu.2021 112.3.013. (In Russian).

Van Dijk, T. (2013) Discourse and power. Representation of dominance in language and communication. Moscow. 344 р. (In Russian).

Vozovikov, O.I. (2021) Network Media and Authority: Interaction in Modern Conditions. In: MediarealnostXXI veka: epokha global-nykh reform [Media reality of the XXI century: the era of global reforms]. Moscow, Moscow Pedagogical State University. Pp. 217-223. (In Russian).

Информация об авторах М.В. Николаева - кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВО Кубанский государственный универстет, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=989779

Ю.А. Романова - ассистент кафедры экономики и менеджмента ФГАОУ ВО Первый Московский государственный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), Москва, Россия.

Вклад авторов:

М.В. Николаева - научная идея, формулирование проблемы исследования, сбор эмпирического материала, обработка материала, написание статьи, научное редактирование.

Ю.А. Романова - участие в научной формулировке проблемы исследования, разработка аналитического инструментария для проведения эмпирического исследования, мониторинг социальных сетей в рамках эмпирического исследования, написание введения и практических рекомендаций, поиск научной литературы.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors M.V. Nikolaeva - PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education, Kuban State University, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=989779

Yu.A. Romanova - Assistant Professor, Department of Economics and Management, I.M. Seche-nov First Moscow State Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia.

Contribution of the authors: M.V. Nikolaeva - scientific idea, formulation of the research problem, collection of empirical material, material processing, writing the article scientific editing.

Yu.A. Romanova - participation in the scientific formulation of the research problem, development of analytical tools for conducting empirical research, monitoring of social networks within the framework of empirical research, writing the introduction and practical recommendations, search for scientific literature.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.08.2023. Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.08.2023. Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.