Определены критерии выбора городских функций и принципы их организации как морфотипа городского ландшафта на основе факторов экологического и планировочного влияния.
Определены этапы и шаги архитектурно-планировочной организации прибрежных территорий городов как экологического каркаса города.
Библиографический список
1. Большаков, А.Г. Градостроительная организация ландшафта как фактор устойчивого развития территории; автореф. дис. ... докт. архит. - Иркутск, ИрГТУ, 2003.
2. Киреев, Д.М. Эколого-географические термины в лесоведении (словарь-справочник) / Д.М. Киреев. - Новосибирск : Наука, 1984.
3. Микулина, Е.М. Архитектурно-экологический метод формирования городской и сельской среды / Е.М. Микулина // Экополис 2000: Экология и устойчивое развитие города. Материалы III Международной конференции. - М. : Изд-во РАМН, 2000.
4. Симонова, Т.А. Принципы ландшафтно-планировочной организации поселений центральной экологической зоны байкальской природной территории; автореф. дис. . канд. архит. - М. : МАРХИ, 2006.
D.V. BOBRYSHEV
THE PRINCIPLES OF ECOLOGICAL CITY COMPENSATHON OWING TO THE TOWN-PLANNING ORGANIZATION OF COASTAL TERRITORIES.
The paper is devoted to an actual problem of planning of urban coastal territories. The main concepts of the author's method of the urban environment compensation by the way of the spatial organization of the river valley are suggested in the paper. The river valley is the environment framework of the city therefore it should be organized in proper way. The method of choice of land use and the spatial patterns of the waterfront are proposed on the bases of on landscape plots estimation.
УДК. 711.424. 571.16
В.Г. ЗАЛЕСОВ, канд. арх., доцент,
ТГАСУ, Томск
ОФИЦЕРЫ КОРПУСА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В СИБИРИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
В статье рассматривается деятельность офицеров, которые входили в Корпус инженеров путей сообщения - военизированную профессиональную структуру, образованную в 1809 г. для ведения работ по проектированию, строительству и эксплуатации всех отечественных путей сообщения, как сухопутных, так и водных. Ряд таких офицеров работали в Сибири в начале XIX века в X (сибирском) округе путей сообщения и с 1830-х вплоть до 1860-х годов - в губернских строительных комиссиях. Вклад инженеров путей сообщения в проектно-строительные работы по Сибири весьма значителен. Рассматривается деятельность одного из ярких представителей корпусных инженеров подпоручика В.К. Фадеева.
© В.Г. Залесов, 2007
В начале XIX века ведомство путей сообщения являлось мощной, организованной структурой, которая занималась сухопутными и водными путями Российского государства. Ведомство находилось на «воинском» положении и было сформировано в виде объединенного министерства в 1809 г., называвшегося Главное управление путей сообщения. Активное развитие водных сообщений, начало строительства шоссейных дорог, мостов способствовали формированию инженерного образования и науки, воспитанию целой плеяды русских инженеров. В Сибири, крае отдаленном и малозаселенном, постоянно ощущался недостаток квалифицированных, технически грамотных специалистов, в том числе и в архитектурно-строительной отрасли. Инженеры путей сообщения, находившиеся здесь по долгу службы с начала XIX века, явились действенной силой в организации не только инженерно-строительных, но и архитектурнопроектных работ.
В 1809 г. в Российской империи манифестом императора Александра I был утвержден офицерский инженерный корпус - Корпус инженеров путей сообщения, который предназначался для непосредственного руководства и исполнения строительных и ремонтных работ на «транспортных коммуникациях». Одновременно для подготовки отечественных инженерных кадров в Санкт-Петербурге был образован Институт корпуса инженеров путей сообщения (далее ИКИПС), который при образовании ориентировался на учебные программы ведущей европейской технической школы - парижской Школы дорог и мостов.
Первый состав Инженерного корпуса формировался из отечественных офицеров, в основном военных, и приглашенных на русскую службу иностранцев. Среди них голландец Франц Деволан, впоследствии директор Главного управления путей сообщения (1812-1818); известный испанский инженер Августин Бетанкур, который в 1809 г. занимает пост инспектора Института корпуса инженеров путей сообщения. В 1810 г. на русскую службу поступают молодые французские инженеры Пьер Базен, Морис Дестрем, Шарль Потье и Александр Фабр, которые направляются в Россию по личной просьбе императора Александра I. В 1818 г. в корпус инженеров путей сообщения в чине поручика был зачислен испанец Я.М. Эспехо. В 1820 г. для подготовки инженеров в Институте путей сообщения из Франции были приглашены Габриэль Ламе, Эмиль Клапейрон, О. Ганри, Антуан Рокур де Шарле-виль, которые пополнили российский инженерный корпус. Среди русских представителей корпуса - военные инженеры И.И. Завалишин, А.А. Саблуков, Н.И. Леонтьев и др. После Отечественной войны 1812 г. Инженерный корпус пополняется выпускниками подведомственного института, который за первые десять лет подготовил около ста инженеров путей сообщения.
В орбиту деятельности корпусных инженеров входили работы по проектированию, строительству и эксплуатации всех отечественных путей сообщения, как сухопутных, так и водных, а также устройство портов, гидротехнических сооружений и пр. Так, Ф.П. Деволан работает управляющим постройкой крепостей Фанагории, Кинбурне, порта Севастополя, проектирует и руководит основанием городов Одессы, Николаева, Новочеркасска, Таганрога, Тирасполя и др. Будучи директором «Канцелярии строений города
и порта Гаджибейского» (с 1796 года - Одесса), составляет первый генеральный план города [1, с. 170]. Инженер А.А. Бетанкур строит не только мосты, набережные и фонтаны в Санкт-Петербурге и его окрестностях, но и общественные здания: Московский манеж («экзерциргауз», совместно с архитектором О.И. Бове), гостиный двор на Нижегородской ярмарке (совместно с О. Монферраном) и др. Как директор специального «Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге», он в течение восьми лет осуществлял руководство застройкой новой столицы [2].
За счет корпусных инженеров формировался штат офицеров путей сообщения в российских провинциях. По всей империи размещались представительства Главного управления - округи путей сообщения, имевшие свои технические отделения со штатом служащих. В каждом отделении по штату положено было находиться двум офицерам путей сообщения. При первом разделении границ России на ведомственные территории было образовано десять округов. Один из них - десятый - охватывал всю Сибирь, Пермскую и Оренбургскую губернии, а центр его находился в Тобольске.
Первым управляющим X округа путей сообщения в сентябре 1810 г. был назначен полковник Ф.Ф. Риддер, который находился в отставке и ждал назначения. Риддер был зачислен в Корпус инженеров путей сообщения и с прибытием в Тобольск приступил к исполнению обязанностей. Филипп Филиппович Риддер родился в Санкт-Петербурге в 1762 году в семье иностранца, имевшего мануфактурное золотошвейное производство. Закончив Горный кадетский корпус в 1779 г., он получил звание горного инженера, чин шихтмей-стера (инженерный чин, по Петровскому табелю о рангах 13-го разряда, соответствовал армейскому чину прапорщика) и был назначен в Сибирь, Барнаул, на Колывано-Воскресенские заводы. Здесь он участвовал в работе завода, в разработках рудников, экспедициях по поиску руд, занимался изысканием путей их доставки на заводы и др. В 1784 г. открыл рудник, впоследствии получивший его имя (Риддерский рудник). С 1785 г. работал при Сузунском заводе «у плавильного производства». В 1795 г. по поручению сибирского губернатора М.Ф. Соймонова командировался «по разным поручениям» в Тобольскую и Иркутскую губернии. В 1799 г. вышел «до выздоровления» в отставку и в 1801 г. «за усердную и ревностную службу» был награжден орденом Святого Иоанна Иерусалимского (католического приорства)1 [3].
При назначении на должность в наставлении директора Главного управления путей сообщения принца Г. П. Ольденбургского было указано на «слабыя и недостаточныя сведения о ... положении мест ... отдаленного края», о необходимости прежде всего изучения Сибири, возможностей ее водной системы для транспорта. Для поддержки нового служащего в сибирском крае «писано было всем сибирским губернаторам и генерал-губернатору, чтобы по всем требованиям господина Риддера и подведомственных ему чиновников, до должности их относящим, было чинимо неотлагательное исполнение и оказываемо было пособие» [4]. В Сибири Риддер не раз пользовался этими своими правами.
1 Ф.Ф. Риддер - обладатель редкого ордена, которым награждались в короткое время царствования Павла I за выдающиеся заслуги государственной службы.
Он предпринял ряд изысканий гидрографического и топографического характера и подготовил отчет «О изыскании и улучшении сибирских рек», провел несколько экспедиций по поиску наилучших водных путей между бассейнами Оби и Енисея, Оби и реками уральского бассейна и др. В своем отчете о сибирской деятельности он пишет, что «сия столь важная часть России заслуживает внимания, будучи источником изобилия многих произведений, доставляющих весьма значительное богатство Российской империи».
Помимо проведенных исследований сибирского края Риддер составил ряд практических технических проектов. Как опытный инженер, он руководит работами по укреплению берегов и углублению фарватеров сибирских рек, занимается устройством Тобольского речного порта, в чем ему помогает инженер корпуса подполковник Лукин. За беспорочную службу Риддера в апреле 1819 г. производят в генерал-майоры и переводят по ведомству на службу в Ригу - начальником VII округа путей сообщения. Только через девять лет в 1828 году в возрасте 66 лет он вышел в отставку.
Всего два с небольшим года активным помощником Ф.Ф. Риддера был новоиспеченный инженер путей сообщения, будущий декабрист Г.С. Батень-ков. В октябре 1816 г., разочаровавшись в военной карьере, офицер артиллерии Батеньков экстерном сдает экзамены на звание инженера путей сообщения в одноименном институте. Как сказано в одном отчете, он «совершенно выдержал испытание во всех науках, для Инженера путей сообщения нужных». Успешная аттестация позволила ему зачислиться в Корпус инженеров путей сообщения и по «прошению и желанию» («на помощь престарелой матери») получить назначение в X округ путей сообщения. В ноябре 1816 г. Ба-теньков прибыл в Тобольск под начало полковника Ф.Ф. Риддера.
По просьбе генерал-губернатора Сибири И.Б. Пестеля Главное управление путей сообщения предписало Батенькову принять на себя техническое руководство инженерно-строительными работами в Томске. Эти работы предполагали укрепление берегов местной реки и устройство мостового перехода через нее. В конце марта 1817 г. Батеньков прибыл в Томск и приступил к работе. С большой энергией инженер берется за проект нового моста через городскую реку (Батеньков предложил устройство каменных опор и железных пролетов), составляет проекты на благоустройство водного источника, береговых укреплений набережной реки Ушайки и др. Согласия на возведение моста по своему проекту он не получил и был вынужден применить типовой, апробированный проект в деревянном варианте, удешевлявший строительство [5].
Батеньков составил общий план инженерных работ в Томске, где определил несколько необходимых объектов и мест благоустройства и инженерного вмешательства. Среди них устройство «мостовой» с насыпью и канавами, деревянного моста (простой конструкции) через реку Ушайку; он определяет место для устройства «большого моста», территории укрепления берега малой реки, места благоустройства городских улиц на взвозах и места «для бассейнов» (по-видимому, для противопожарных мер).
В связи с новым назначением и отъездом инженер-полковника Ф.Ф. Риддера в Ригу в январе 1818 г. Батенькова назначают на его должность - управляющего X округом путей сообщения. Он возвращается в То-
больск для принятия дел, но вскоре, в апреле 1818 г., вновь командируется в Томск. Здесь Батеньков продолжает свои работы, а в свободное время ведет научные наблюдения за вскрытием протекающих в Томске рек Томи и Ушай-ки. В результате этих наблюдений он представил в Совет путей сообщения свои мысли о намерении заняться «общей теорией стечения двух рек».
В марте 1819 г. был назначен новый сибирский генерал-губернатор, граф, крупный государственный деятель М.М. Сперанский. Он был определен на должность с целью провести ревизию в Сибири. Знания и опыт Батенькова привлекли внимание Сперанского, его обстоятельная «Записка о состоянии X округа путей сообщения», где он высказал свои предложения по их совершенствованию, побудили графа взять Батенькова в свою команду. Вместе с новым генерал-губернатором Батеньков отправляется в Иркутск, где не только занимается укреплением берега р. Ангары, но и обстоятельно знакомится с путями сообщения восточного края, проводит изыскания и проектирует «сухопутную трактовую дорогу» по берегу озера Байкала, участвует в разработке законов и уставов по управлению краем и др. На его плодотворную деятельность по подготовке проектов сибирской реформы обратили внимание в столице и предложили гражданскую службу в правительственных учреждениях. Возвращаться Батенькову было некуда, поскольку Сперанский, в целях придания большей самостоятельности местному управлению, добился ликвидации Х округа путей сообщения. Он принимает предложение занять должность во вновь образованном «Особом комитете для рассмотрения разных предметов по сибирским губерниям» в Санкт-Петербурге и оставляет службу в корпусе инженеров, где дослужился до майорского чина [6].
В начале 1830-х годов Главное управление путей сообщения получает в свое ведение дополнительные функции - руководство гражданским строительством. Оно получает не только новые функции, но и новое наименование - Главное управление путей сообщения и публичных зданий (далее ГУПС и ПЗ). В связи с этим корпусные инженеры стали назначаться в губернские строительные комиссии, которые стали теперь именоваться и дорожными. Штатный состав губернских комиссий предполагал наличие одного или двух инженеров корпуса путей сообщения.
В Сибири деятельность корпусных инженеров путей сообщения в губернских строительных комиссиях начинается в середине 1830-х и продолжается до конца 1860-х гг. В это время корпусные инженеры путей сообщения стали заменяться гражданскими инженерами, а строительная часть ведомства выделилась из Главного управления в Министерство внутренних дел. За три с небольшим десятка лет деятельность инженеров можно проследить на примере Томской строительной и дорожной комиссии. Всего в ней работало десять воспитанников ИКИПС: АН. Энгельгардт (1837-1840), АД Руммель (1840-1842), П.И. Панов (1841-1842), М.У. Джаксон (1842-1849), В С. Суходольский (1844-1851), М.И. Бедряга (1845-1853), В.К. Фадеев (1850-1860-е гг.), И.С. Лаунерт (1854-1865), Ю.И. Волтатис (1864-1867), П.Г. Фавицкий (1860-1870). В основном это были выпускники 1832-1844 годов, чья активная деятельность в Сибири приходится на конец 30-х - середину 60-х годов XIX века. Обособленно в этом списке стоит выпускник ИКИПС 1842 г. П.Г. Фавицкий, который в 1860 г. уво-
лился с военной службы в чине штабс-капитана, был «переименован по собственному желанию в гражданский чин» и работал в Томской строительной комиссии на должности архитектора до 1870 г., когда инженерный штат комиссии был уже полностью заменен гражданскими инженерами.
В период, когда будущие инженеры обучались в институте, он представлял собой учебное заведение, организованное по образцу военных кадетских корпусов. Обучение в нем длилось четыре года, а в учебные планы были включены военные дисциплины и фронтовое обучение. Закончившим полный курс наук присваивалось воинское обер-офицерское звание подпоручик. Институт не имел факультетов и готовил инженеров широкого профиля - по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений. Обучение во всех отделениях института сначала велось на французском языке, и лишь в 1830-х гг. преподавание было полностью переведено на русский язык. Строительное дело преподавалось в виде самостоятельного предмета, который назывался «курсом построений». Он содержал следующие разделы: начертательная геометрия, строительные материалы, производство работ, шоссейные дороги, мосты, гидротехнические сооружения, строительная механика. Помимо этих дисциплин, слушатели изучали также «архитектуру» и «рисовальное искусство». С 1813 г. эти дисциплины преподавал выпускник первого набора, профессор А.Д. Готман, который в 1836-1843 годах был ректором ИКИПС. В 1819 г. Главное управление учреждает Строительный отряд военно-рабочей бригады путей сообщения, а при институте в 1820 г. открывается Военно-строительная школа (позже училище) путей сообщения, которая готовит специалистов для него. Школа имела сокращенный срок обучения в течение трех лет и выпускала слушателей с младшим обер-офицерским званием -прапорщик. При значительных практических успехах инженеры Строительного отряда могли быть переведены в Корпус инженеров [7].
Вклад инженеров путей сообщения в проектно-строительные работы по Томской губернии весьма значителен. Поскольку архитекторов в это время постоянно не хватало, неизменно ощущался недостаток технически грамотных специалистов. В середине 1840-х годов в управлении строительной частью Томска сложилась критическая ситуация, когда штат строительной комиссии был не заполнен. Руководство было вынуждено постоянно запрашивать архитекторов, инженеров, делать вынужденные служебные перестановки и в итоге воспользоваться распоряжением главноуправляющего ГУПС и ПЗ 1835 г. о возможности поручать должности архитекторов строительных комиссий офицерам Корпуса путей сообщения. Так, на «архитекторские» должности были временно назначены инженер-капитан Корпуса инженеров М.У. Джаксон (более года исполнял обязанности губернского архитектора) и молодой выпускник Института путей сообщения инженер В.С. Суходольский (должность архитекторского помощника).
В нескольких циркулярах главного управления подробно разъяснялись и уточнялись обязанности инженеров строительных комиссий, указывалось на сферу приложения их труда. В одном из документов 1834 г. пояснялось: «... на офицеров Корпуса путей сообщения, в Строительных комиссиях находящихся, следует возлагать дела, представляющие особую важность, или решение тех
вопросов, кои более касаются до Строительного Инженерного искусства». Далее уточнялось, что свои знания инженеры должны употреблять «во всех ... случаях, где познания в Инженерном искусстве могут быть с пользою для службы применяемы» [8].
Весьма показательна служебная деятельность одного из членов Томской губернской строительной комиссии инженер-подпоручика В.К. Фадеева. Он дольше других инженеров служил в Сибири, в общей сложности более 10 лет (с 1850 по начало 1860-х гг.) [9].
Владислав Константинович Фадеев происходил из дворян Минской губернии. В 1837 г. поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения, который благополучно закончил в 1841 г., получив воинское обер-офицерское звание подпоручика. В этом же году он был назначен в Строительный отряд путей сообщения и принят на службу «к работам по устройству Королевского канала» (современный Днепро-Бугский канал), где занимался производством работ по изысканиям. В декабре 1843 г. молодого инженера переводят в X округ путей сообщения, где назначают сначала начальником дистанции, а с августа 1849 г. помощником начальника искусственного отделения. Вскоре В.К. Фадеев был назначен в Томскую губернскую строительную комиссию [10].
В Томск подпоручик прибывает в феврале 1850 г. и занимает вакантную должность инженера «для составления проектов и смет и производства работ». На новой должности В.К. Фадеев показывает себя как деятельный и квалифицированный специалист, которого уже через два года «за отличие по службе» переводят в Корпус инженеров путей сообщения. По его проектам в Томске были построены: флигель для следственных арестантов (1855), флигель для офицеров и здание арестантской роты (1855), надвратная колокольня для католического костела (1856) и др. (рис. 1). Им был составлен проект на строительство «гимназии с благородным пансионом» в Томске (проект 1859 г.). Под его руководством проходило строительство ряда зданий в Томске: лютеранской кирхи (рубеж 1860-х годов), здания городской полиции, станционных домов «по дорогам Томской губернии» и др. В 1861-1862(?) годах Фадеев исполнял обязанности городового архитектора Томска. Он являлся членом «Комитета по устройству города Томска», а в 1860-х годах занимался инженерными работами по укреплению берегов р. Ушайки. В 1859-1860-х годах инженер преподавал в Томской мужской классической гимназии строительное дело.
Другой инженер путей сообщения В.С. Суходольский был направлен в Сибирь, в Томск сразу же после окончания института в 1844 г. В своей трудовой деятельности на должности архитекторского помощника Суходольский запроектировал ряд зданий - общественных и культовых построек: здание для полицейской управы (1845), арестантские роты гражданского ведомства (1845), деревянную церковь в деревне Киштовка Томской губернии (1848) и др. Плодотворно трудились в строительной комиссии инженеры А.Я. Руммель и П.Г. Фавицкий. Первый являлся автором проектов здания «губернской гимназии с благородным пансионом на 40 воспитанников» (1842), дамбы и трех мостов в Томске через городские речки Исток, Игумновку, Ушайку. Второй - автором проекта манежа для томского батальона (1870) и ряда проектов частных построек [11] (рис. 2).
Рис. 1. Надвратная колокольня католического костела в Томске, автор проекта - инженер путей сообщения подпоручик В.К. Фадеев, 1856. Ситуационный план; южный фасад; план; рисунок польского художника Ю. Флека, 1864
Рис. 2. «Проект на постройку нового деревянного в два этажа дома, отставному вахмистру Жандармской команды унтер-офицеру Тимофею Екимову Измайлову, в Юрточной города Томска части Христорождественского прихода, в солдатской слободе по улице Никитинской». Автор проекта - инженер путей сообщения П.Г. Фавицкий, 1864. Западный фасад; план местности; генеральный план, план 1-го этажа; южный фасад
Таким образом, Инженерный корпус путей сообщения в Сибири был важной составляющей архитектурно-строительной деятельности. Инженерные офицеры в начале XIX в. начали работы по сибирскому округу путей сообщения, проводя изыскания сухопутных и речных коммуникаций, работы по благоустройству ряда сибирских городов и др. В 1830-1860-х годах инженеры путей сообщения являлись действенной силой в губернских строительных комиссиях, отвечая за инженерные вопросы возведения и эксплуатации зданий и сооружений. Те знания и навыки строительного искусства, которые они получили в период учебы и на практических работах, были весьма востребованы в Сибири, где квалифицированных специалистов не хватало. Ряд инженеров весьма успешно занимался архитектурно-проектной деятельностью, замещая и дополняя архитекторов. Инженеры путей сообщения подготовили почву для прихода в российские провинции зодчих нового типа - гражданских инженеров, которые в своей деятельности сочетали функции инженера и архитектора.
Библиографический список
1. Тимофеенко, В.И. Архитектурно-градостроительное развитие Одессы с конца XVIII века до 1917 г. / В.И. Тимофеенко. - Л., 1968. - 210 с.
2. Боголюбов, А.Н. Августин Бетанкур. 1758-1824. Ученый, инженер, архитектор, градостроитель / А.Н. Боголюбов, В.Е. Павлов, Н.Ф. Филатов. - Н.-Новгород : ННГУ, 2002. - 219 с.
3. Познанский, В.С. Конфликт Ф.Ф. Риддера с И.Б. Пестелем / В.С. Познанский, М.П. Малышева // Проблемы истории местного самоуправления Сибири XVII-XX веков: тезисы докладов. - Новосибирск, 1996. - С. 30-33.
4. Цитата по: Познанский, В.С. Жизнь, отданная освоению Сибири / В.С. Познанский, М.П. Малышева. - Интернет-ресурс, 2000 / http://www.sati.archaeology.nsc.ru/.
5. Баландин, С.Н. Декабрист Г.С. Батеньков - инженер-строитель / С.Н. Баландин // Известия СО АН СССР. - Москва, 1975. - Вып. II. - С. 92-97.
6. Батеньков, Г.С. Сочинения и письма. Том 1: Письма (1813-1856) / под ред. акад. И. Д. Ковальченко. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - С. 3-24.
7. Соколовский, Е.М. Пятидесятилетие Института и Корпуса инженеров путей сообщения / Е.М. Соколовский. - СПб., 1859. - С. 30-126.
8. ГАТО, ф. 6, оп. 1, д. 350; 1057; 1225; 1324.
9. ГАТО, ф. 6, оп. 1, д. 5, л. 174.
10. ГАТО, ф. 6, оп. 1, д. 503, л. 386 об.
11. ГАТО, ф. 3, оп. 42, д. 1823, л. 213.
V.G. ZALESSOV
OFFICERS OF TRANSPORT COMMUNICATIONS CORPS OF ENGINEERS IN SIBERIA AT THE FIRST HALF OF THE XIXTH CENTURY
The paper presents aspects of activity of the officers - the members of the transport communications corps of engineers - military professional structure formed in 1809 for carrying out the work on designing, construction and exploiting of all Russian transport communications both land and water. A number of such officers worked in Siberia at the beginning of the XIXth century (Siberian region of transport communication) and from 1830s till 1860s in Region commissions of construction. The contribution of the engineers of transport communication to design and construction works all over Siberia is rather significant. The activity of one of the bright representatives of the Corps engineers the second lieutenant V.K. Fadeev is presented here.