Научная статья на тему '«Офицер-воспитатель» в «Армии – школе нации» вильгельмовской Германии'

«Офицер-воспитатель» в «Армии – школе нации» вильгельмовской Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ИМПЕРАТОР ВИЛЬГЕЛЬМ II / КОНЦЕПЦИЯ / АРМИЯ – ШКОЛА НАЦИИ / ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС / ОФИЦЕР-ВОСПИТАТЕЛЬ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАРОД / ПАТРИОТИЗМ / МИЛИТАРИЗМ / ЭКСПАНСИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Артем Павлович

В статье рассматривается вопрос реформирования идеолого-моральных основ германской армии и офицерского корпуса в период правления императора Вильгельма II. Раскрываются основные предпосылки и факторы формирования нового представления о роли офицера в вооружённых силах. Установлено, что совокупность внутренних и внешних факторов сформировала представление о вооружённых силах как общественном институте внутри страны, круг задач которого выходит за пределы исключительно вопросов обороны. Автор детально излагает суть концепции «офицера-воспитателя» как основы «армии – школы нации» и приходит к выводу, что формирование данной концепции проходило в рамках комплекса мероприятий, направленного на идеологическое сплочение германского народа и его армии в контексте проведения кайзером Вильгельмом II нового агрессивного внешнеполитического курса, требующего опоры на фактор реальной силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Офицер-воспитатель» в «Армии – школе нации» вильгельмовской Германии»

Соколов Артем Павлович - аспирант кафедры Новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова», г. Москва.

119992, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп. 4. Тел.: 8-916-254-51-75 E-mail: artem.sokolov89@gmail.com

© Армия и общество. 2012. № 2. С. - .

А.П. Соколов

«ОФИЦЕР-ВОСПИТАТЕЛЬ» В «АРМИИ - ШКОЛЕ НАЦИИ» ВИЛЬГЕЛЬМОВСКОЙ ГЕРМАНИИ

На протяжении своей многолетней истории армия являлась важным элементом германских государств. С легкой руки графа Мирабо Пруссия, ядро будущей Германской империи, получила известность как «армия, которая имеет государство», что недвусмысленно указывало на роль этого общественного института в стране. Германская армия была не просто военной организацией, которая обеспечивала победы на полях сражений. Она являлась огромной и универсальной средой со своей иерархией, структурой, системой ценностей, понятиями о чести, долге, Родине и т.д.

Особенно важное значение армия приобрела в эпоху правления «последнего Гогенцоллерна» - Вильгельма II (1888-1918). Совокупность внутренних и внешних факторов сформировала качественно иное представление о вооруженных силах как общественном институте внутри страны, круг задач которого выходит за пределы исключительно вопросов обороны. Эта концепция получила название «армии - школы нации», в рамках которой особый статус имеет концепция «офицера-воспитателя нации».

Задача статьи - представить результаты анализа генезиса и сущности данных концепций. В начале рассмотрим комплекс причин, которые привели к изменениям в области военного строительства на рубеже Х1Х-ХХ вв. и сделали «армию - школу нации» актуальным ответом на вызов эпохи. Далее охарактеризуем причины, механизмы и суть трансформации места и роли офицера в новой армии («офицера-воспитателя»). Рассмотрев эти вопросы, можно получить ответ на вопросы: «Чем же отличалась «армия - школа нации»

от армии, построенной на других принципах, и чем «офицер-воспитатель» отличался от своих предшественников?».

В результате реформ генералов Г. Шарнхорста и А. Гнейзенау, проводившихся под влиянием успехов революционной французской армии и поражений армии прусской, сложились следующие новые факторы развития германских вооруженных сил:

- установление всеобщей воинской повинности в Пруссии (после 1871 г. - в Германской империи);

- количественное увеличение вооруженных сил;

- постепенное открытие доступа в офицерский корпус представителям буржуазии.

В ходе реформ армия начала приобретать формы государственного института, прочно связанного с обществом. Однако массовая армия сама по себе изначально не была тождественна «школе нации», хотя мнения в пользу данной концепции высказывались еще во времена Г. Шарнхорста и К. Клаузевица.

Общество сохраняло кастовый характер, а граждане страны еще не стали весомой силой внутренней политики. До конца XIX в. не существовало объективной возможности реализовать массовое обучение населения военному делу при унифицированной идеологической подготовке. Не было и явной необходимости в вооруженных силах подобного типа, т.к. технически ими было сложно управлять и командовать.

Ситуация изменилась в последней трети XIX в. Во внутренний и внешней политике Германской империи сформировались новые вызовы, требовавшие пересмотра места армии в немецком обществе:

- интеграция германских земель в единый государственный организм Германской империи;

- переход к активной внешней политики (Weltpolitik), направленной на превращение Германии в мощную колониальную империю за счет широких колониальных захватов;

- формирование среди ряда военных теоретиков представлений о «тотальном», «народном» характере будущих войн.

Иными словами, последний германский кайзер Вильгельм II готовил свою страну к прыжку к «месту под солнцем». Для этого ему были необходимы мощные вооруженные силы и идеологически сплоченное население. Добиться этих целей одновременно и в максимально короткие сроки было возможно, в

первую очередь, усиливая работу по идеологической подготовке армии (в рамках её общей модернизации), что, собственно, и превращало армию в «школу нации».

Отныне задача идеологической подготовки заключалась не только в тривиальном укреплении морального духа личного состава. С появлением массовых армий существовавшая ранее общественная система «государство-армия-народ» подверглась деформации - размытию границ между армией и народом как субъектами мирно-военных процессов [4, с. 30]. Соответственно, эффективность армии с точки зрения идеологической сплоченности стала значительно сильнее зависеть от морального состояния нации в целом. Армия прочно инкорпорировалась в систему общественных институтов, проводящих работу по социализации населения. Она становилась одновременно местом массового военного обучения, проводником общегерманских ценностей, дисциплинирующей силой.

Для Германии интегрирующий аспект «армии - школы нации» имел принципиальное значение. Внутри империи существовал ряд разъединительных тенденций, вызванных глубоким историко-культурным своеобразием германских земель, многопартийной политической системой, конфессиональным дуализмом, социальным расслоением. Кайзер Вильгельм II стремился укрепить единство страны, в том числе и через вооруженные силы. В своих мемуарах он писал: «Всеобщая воинская повинность действует в социальном смысле больше, чем все остальное. Она сводит вместе богатых и бедных, сыновей деревни и города. Она заставляет молодых людей, жизненные дороги которых вообще расходятся далеко, знакомиться и понимать друг друга. Сознание того, что они служат одной идее, объединяет их» [3, с. 152].

Основным субъектом «армии - школы нации», на которого была возложена организационная ответственность, был офицер, «воспитатель нации», что было в значительной степени новым явлением для XIX в. В прусской армии до реформ Шарнхорста офицер был самодостаточной фигурой, более ориентировавшейся на чувство личного долга и преданности королю, чем на обращение с подчиненными. Солдаты сталкивались с палкой унтер-офицера значительно чаще, чем с офицерами, которых, зачастую, также боялись [2, s. 120]. Доминирование внутри офицерского корпуса дворянства и притеснение буржуазии создавало атмосферу отчуждения между армией и народом [5, s. 31]. Только в течение последней трети XIX в. в новообразованной Германской

империи начался массовый приток представителей буржуазии на офицерские должности. Перемены в социальной структуре офицерского корпуса, размытие кастового характера самого немецкого общества делали «палочную» дисциплину прусской армии невозможной, т.к. речь шла о взаимодействии субъектов, наделенных равными правами перед законом.

Увеличивающееся количество офицеров по-новому ставило вопрос об их месте в армии и обществе. Первой, по-настоящему комплексной попыткой осознать и обобщить перемены в офицерском корпусе и в вооруженных силах в целом, попыталась неизвестная группа авторов в работе «Офицер как воспитатель нации» (Offizier аЬ Erzieher der УоШ^), вышедшей в 1888 г. в Берлине в качестве расширенного приложения к журналу «МИйаег^оЛепЫаИ». Она представляет собой обобщенную сумму мнений относительно тенденций развития вооруженных сил и роли офицера в происходящих в армии и обществе процессах.

Указывая на вечный и непреходящий характер («как солнце») таких армейских добродетелей, как преданность, подчинение и честь, авторы признают, что задачи офицера стали значительно многосторонней [1, s. 3]. Главная причина этого - необходимость вести войну не только против внешнего, как раньше, но и против внутреннего врага, являющегося порождением парламентаризма и угрожающего кайзеру и Германии.

Этим «внутренним врагом» для авторов работы не является какая-либо партия, определенная группа лиц, конкретные личности. В большей степени для определения врага действует принцип антагонизма, т.е. «кто не с нами, тот против нас». Каждый, кто не разделяет «священных», по мнению авторов, добродетелей, заслуживает, как минимум, подозрения или перевоспитания [1, s 5]. Чтобы понять, против чего должно было быть направлено воспитание (и перевоспитание) личного состава, стоит обратиться к воззрениям авторов на условную «идеальную» картину армии и общества.

В соответствие с текстом брошюры, армия является «воплощенной историей народа», его национальным характером «в самом чистом виде» [1, s. 9]. Всеобщая воинская повинность - фильтр, через который должно пройти все население страны. В армии нет места «плохому, искусственному или случайному»: есть лишь сумма добродетелей, которой обладает народ [1, s. 13]. Вооруженные силы являются сердцем народа, т.к., по мнению авторов, из их рядов изгоняются все нездоровые силы общества, и нет более точного мерила

для народа, чем его армия [1, s. 12]. При этом граница между армией и обществом условна и расплывчата: одно из авторских определений армии -«вооруженный народ» [1, s. 10].

Таким образом, традиционные армейские добродетели признаются в качестве идеалов для общества, а те, кто эти порядки не разделяет, автоматически ставят себя не только против армии, но и против общественности, страны. Для авторов работы это следующие добродетели: верность кайзеру; любовь к родине; совокупность моральных установок, опирающихся на христианские религиозные нормы; чувство чести.

Соответственно, образ внутреннего врага формируется антагонистически: «Те, кто проповедуют ненависть к кайзеру, дворянам и даже ненависть к богу -твари, которые настраивают людей друг на друга, разрушают общественный порядок» [1, s. 19]. Указывается на негативное воздействие идей социализма и анархизма, в частности, идеи равенства людей («Полное равенство в этом мире невозможно, как показала история всех времен и народов») [1, s. 18-19]. Потенциальные последствия победы внутреннего врага сравниваются авторами с разрушительными последствиями крушения Римской империи.

Для того, чтобы устранить деструктивные тенденции, по мнению авторов, «необходимо наполнить жизнь широких общественных слоёв чувством верности, патриотизмом, религией и всеми другими идеальными добродетелями» [1, s. 5]. Эту задачу способна выполнить только «армия - школа нации» («Кто, как не армия, огромная профессиональная школа, способна с этим справиться?») с офицерами-воспитателями [1, s. 5]. По справедливой логике авторов работы, три года, которые каждый немецкий гражданин обязан посвятить службе в вооруженных силах, являются последней возможностью для государства повлиять на формирование мировоззрения человека: «Время солдатской службы

- это последнее средство, последняя возможность для успешной борьбы, внутреннего преодоления ложного народного духа - и мы обязаны его использовать!» [1, s. 5]. Финальный этап социализации в немецкое общество должен был окончательно инкорпорировать в него человека или доказать абсолютную невозможность этого. Успех или неуспех этой социализации напрямую зависел от соответствующих воспитательных навыков офицерского состава.

Главное изменение роли офицера в рамках «армии - школы нации» лежит в области взаимоотношений с рядовым составом. Отныне он становится для своих

солдат активным проводником государственной идеологии, педагогом-воспитателем. Не имея более возможности практически полностью делегировать бремя командования унтер-офицерам, офицер вынужден быть «ближе к народу», ближе к солдатской массе. В соответствие с наставлениями книги, офицер как воспитатель должен рассматривать своих солдат в качестве «сосуда», который он должен наполнить такими добродетелями как «верность кайзеру, чувство чести и долга, порядочность, уважение к закону, любовь к родине и божьей страх» [1, s. 16]. По мнению авторов, без такого подхода армия рискует превратиться в грубую солдатчину, дерево без корней, которое обрушится при сильной буре. Главная задача офицера теперь выражена в двуединой формуле: «сделать из гражданина лучшего солдата, а из солдата лучшего гражданина» [1, s. 3].

В качестве наставлений прикладного характера авторы приводят следующие методы воспитательной работы:

- проведение теоретических занятий. Их цель - «заложить основы характера, единства и ощущения, которое будет для солдат сильнейшим импульсом для выполнения своего боевого долга - любовь к родине, чувство чести, преданность своей армии, своему оружию и полку, убежденность в необходимости подчинения присяге» [1, s. 16]. Они не должны были носить наукоемкий характер, быть оторванными от жизни. По своим характеристикам они скорее напоминали весьма вольное изложение офицером предписанной темы таким образом, чтобы она была понятна и доступна для солдат. Тематика занятий была различной и включала в себя вопросы общетеоретического характера (о сущности чести, долга и т.п.), исторические и политические сюжеты, обсуждение актуальных вопросов.

- проведение бесед в свободной обстановке. Этот метод должен был носить непринужденный характер. В ходе бесед офицер должен был рассказывать солдатам о примерах героического исполнения воинского долга, проявлениях храбрости, самопожертвования, верности командирам [1, s. 17]. Приветствовались рассказы о правящей династии Гогенцоллернов. В отличие от теоретических занятий, время и места бесед не фиксировались в распорядке дня, а должны были проводиться офицером по обстановке.

- организация массовых и праздничных мероприятий. Авторы книги имели в виду не столько грандиозные торжества, организацией которых занимались на более высоком уровне, сколько особенности организации таких относительно семейных праздников, как Рождество, Пасха и т.п. В частности, в дни

рождественских праздников офицерскому составу советовали организовывать раздачу подарков для солдат, в том числе и вино [1, s. 33].

Таким образом, концепция «армия - школа нации» в Германской империи является ответом на вызовы конца XIX - нач. ХХ в. Проведение Вильгельмом II активного внешнеполитического курса, направленного на принципиальные изменения мирового геополитического баланса, требовали подходящих для этого условий и инструментов. Основным условием было относительное идеологическое единство внутри страны, позволявшее бы кайзеру свободно действовать без оглядки на рейхстаг. Главный инструмент - мощные вооруженные силы, армия и флот.

Концепция «армия - школа нации» стала хорошей возможностью добиться внутреннего единства и создать сильную армию одновременно. Унифицированное массовое военное обучение послужило новой формой социализации населения, что было важно для его сплочения в условиях формирования чувства германского единства и борьбы с оппозиционными течениями. В условиях масштабного строительства железных дорог, роста промышленного производства, появления новых типов вооружений массовая армия становилась относительно мобильной, хорошо и единообразно экипированной и вооруженной. В полном соответствии с названием одной из работ авторитетного немецкого военного теоретика Колмара фон Гольца (Das Volk in Waffen), вооруженные силы всё более отождествлялись с «вооруженным народом».

Центральной фигурой новой армии становился «офицер-воспитатель». Образец государственных добродетелей, воплощение власти кайзера, офицер был олицетворением элитарности внутри немецкого общества. Чувство исключительного служения перед монархией Гогенцоллернов позволяло ему присвоить себе воспитательные функции по отношению к другим гражданам империи, из которых он должен был сделать «лучших солдат» и, как следствие, «лучших граждан». Для этого он мог использовать весь комплекс воспитательной методологии: от лекций до бесед в неформальной обстановке. Он должен был всегда находиться рядом с солдатами, быть для них примером и идеалом.

Если проанализировать соотношение идеального и реального в том, что предписывалось германскому офицеру в качестве руководства к действию, то окажется, что невозможно однозначно поставить знак равенства между идеалом, диктуемым сверху на уровне циркуляров и брошюр, и сложившимся в

действительности положением. Естественно, что не все представители офицерского корпуса могли похвастаться прилежным следованием добродетелям. Логика повседневности военной службы не всегда предполагала должные условия для полноценной воспитательной и идеологической работы с личным составом. Имел место и человеческий фактор, когда офицеры дворянского происхождения не находили нужным глубоко погружаться в проблемы своих подчиненных из солдатской среды. Однако то, что зафиксированный в брошюре «Офицер как воспитатель нации» нормы были актуальны (хотя и являлись дискуссионными) даже для офицеров гитлеровского вермахта, говорит об их укоренении в офицерской среде.

Утверждение и развитие «армии - школы нации» было подчинено главной цели - подготовке страны к масштабным боевым действиям. Восторженное приветствие начала войны в августе 1914 г. позволяет сделать вывод о том, что правительство добилось безусловного успеха в идеологической подготовке населения в духе патриотизма, милитаризма и экспансионизма. Для появления первых серьезных трещин в её фундаменте понадобилось почти четыре года кровопролитных боев и сражений.

* * *

1. Der Offizier als Erzieher des Volkes. Berlin, 1888.

2. Ritter G. Staatskunst und Kriegshandwerk: Das Problem des "Militarismus" in Deutschland. Bd. 2. Munchen, 1960.

3. Вильгельм II. События и люди 1878-1918: воспоминания. Минск. 2003.

4. Даниленко И.С. Война и общество: некоторые проблемы теории // Война и общество в ХХ веке: в 3 кн. М.: Наука, 2008. Кн. 1. Война и общество накануне и в период Первой мировой войны.

5. Деметр К. Германский офицерский корпус в обществе и государстве. 1650-1945. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.