Научная статья на тему 'Офис управления проектами улучшения городской среды в городе Омске'

Офис управления проектами улучшения городской среды в городе Омске Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ОФИС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / PROJECT / PROJECT MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT OFFICE / CITY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катунина Ирина Владимировна, Фомина Юлия Андреевна

Обосновывается комплексное решение проблем городской среды путем создания в г. Омске офиса управления проектами улучшения городской среды с целью формирования условий для эффективного диалога и взаимодействия власти и населения на базе проектной площадки, организованной профессионалами в управлении проектами. Уникальность данного подхода заключается в интеграции в рамках единой бизнес-модели создаваемого офиса трех хорошо зарекомендовавших себя моделей: офиса управления проектами передовых компаний, принципов самоорганизации и краудсорсинга, балансирование инициатив «сверху вниз», «снизу вверх» и экспертных. Концептуальную основу данной работы составил междисциплинарный комплексный подход, сочетающий элементы системной методологии управления проектами, методы управления изменениями, а также институциональной теории для исследования институциональной динамики создаваемого офиса. Сформулированы задачи и функции офиса, вы­делены основные стейкхолдеры и их ин­тересы, проанализированы риски. Предложен перечень мероприятий, в результате ко­то­рых будет создан офис управления проектами улучшения городской среды как центр компетенций, экспертизы и совершенствования в области разработки и реализации проектов, направленных на улучшение социальной, экологической и культурной среды города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project management office for city environment improvement in Omsk city

The paper is aimed to justify the integrated solution of the city environment challenges by creating a project management office for city environment improvement in Omsk aimed to organizing effective dialogue and interaction among government and townspeople by the means of project site organized by project management professionals. The uniqueness of this approach is seemed as integration of three well recommended models in the entire business model: the model of project management office in the leading companies, the principles of self-organization and crowdsourcing, and the model of balancing “up-to-bottom”, “bottom-up” and expert initiatives. The concept of the paper is based on multidisciplinary integrated approach, including elements of the project management systems methodology, change management methods, as well as methods of institutional theory for investigation of the institution dynamics of the office. The authors formulated objectives and functions of the office, defined the main stakeholders and their interests, analyzed the risks. The paper contains the list of actions needed to create the project management office for city environment improvement as a centre of competence, expertise and excellence in the field of working out and implementing projects aimed to improve social, ecological and cultural environment of the city.

Текст научной работы на тему «Офис управления проектами улучшения городской среды в городе Омске»

УДК 338.2

ОФИС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ УЛУЧШЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ГОРОДЕ ОМСКЕ

И.В. Катунина, Ю.А. Фомина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 июня 2016 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2016 г.

Ключевые слова

Проект, управление проектами, офис управления проектами, городская среда

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-1255010

Аннотация. Обосновывается комплексное решение проблем городской среды путем создания в г. Омске офиса управления проектами улучшения городской среды с целью формирования условий для эффективного диалога и взаимодействия власти и населения на базе проектной площадки, организованной профессионалами в управлении проектами. Уникальность данного подхода заключается в интеграции в рамках единой бизнес-модели создаваемого офиса трех хорошо зарекомендовавших себя моделей: офиса управления проектами передовых компаний, принципов самоорганизации и краудсор-синга, балансирование инициатив «сверху вниз», «снизу вверх» и экспертных. Концептуальную основу данной работы составил междисциплинарный комплексный подход, сочетающий элементы системной методологии управления проектами, методы управления изменениями, а также институциональной теории для исследования институциональной динамики создаваемого офиса. Сформулированы задачи и функции офиса, выделены основные стейкхолдеры и их интересы, проанализированы риски. Предложен перечень мероприятий, в результате которых будет создан офис управления проектами улучшения городской среды как центр компетенций, экспертизы и совершенствования в области разработки и реализации проектов, направленных на улучшение социальной, экологической и культурной среды города.

PROJECT MANAGEMENT OFFICE FOR CITY ENVIRONMENT IMPROVEMENT IN OMSK CITY

I.V. Katunina, Yu.A. Fomina

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received June 1, 2016

Accepted June 25, 2016

Keywords

Project, project management, project management office, city environment

Acknowledgements

Article was prepared within the framework of a research project supported by the RFH № 16-1255010

Abstract. The paper is aimed to justify the integrated solution of the city environment challenges by creating a project management office for city environment improvement in Omsk aimed to organizing effective dialogue and interaction among government and townspeople by the means of project site organized by project management professionals. The uniqueness of this approach is seemed as integration of three well recommended models in the entire business model: the model of project management office in the leading companies, the principles of self-organization and crowdsourcing, and the model of balancing "up-to-bottom", "bottom-up" and expert initiatives. The concept of the paper is based on multidisciplinary integrated approach, including elements of the project management systems methodology, change management methods, as well as methods of institutional theory for investigation of the institution dynamics of the office. The authors formulated objectives and functions of the office, defined the main stakeholders and their interests, analyzed the risks. The paper contains the list of actions needed to create the project management office for city environment improvement as a centre of competence, expertise and excellence in the field of working out and implementing projects aimed to improve social, ecological and cultural environment of the city.

© И.В. Катунина, Ю.А. Фомина, 2016

Введение. В настоящее время проблемы низкого качества Омского городского пространства активно обсуждаются в городских и региональных средствах массовой информации. В числе наиболее важных проблем, требующих решения, отмечается негативная экологическая ситуация; низкое качество автомобильных дорог; высокий износ и низкое развитие инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры; отсутствие возможностей для массового привлечения молодежи и населения к спорту и физкультуре, что обусловлено нехваткой стадионов, спортивных залов, бассейнов и других объектов спортивной инфраструктуры. Низкое качество городской среды в Омске обусловлено рядом составляющих. Во-первых, город Омск и Омская область испытывают постоянный дефицит бюджета при одновременном росте долговых обязательств, поэтому у администрации не хватает средств для решения проблем качества городской среды административными методами. Во-вторых, для Омска характерна низкая социальная активность населения на фоне высокой доли социальных выплат в общем объеме доходов населения Омска и области. Все это приводит к оттоку из Омска экономически активного населения, недовольного качеством городской среды, что еще больше усиливает негативные тенденции. Проблемы качества городской среды существуют на фоне недостаточно эффективного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций и населения в решении вопросов социального развития. Системный характер отмеченных проблем не позволяет их решить посредством отдельных проектов и программ, необходима постоянная генерация таких проектов, постановка на поток взаимодействия власти и населения для решения проблем качества городской среды. Данные обстоятельства высветили потребность в создании условий для эффективного диалога и взаимодействия власти и населения на базе проектной площадки, организованной профессионалами в управлении проектами, цель которой - сформировать офис управления проектами улучшения городской среды как центр компетенций, инициирующий проекты для решения острых городских проблем и осуществляющий информационно-методическую поддержку их реализации. Обоснованию необходимости создания подобного офиса управления проектами и разработке его концептуальной основы и посвящена настоящая статья.

Обоснование потребности улучшения городской среды Омска. Вопросы качества городской среды актуальны сегодня для всех городов, для города Омска эти вопросы стоят особенно остро. Проблемы городской среды для Омска носят комплексный характер, обусловливают друг друга. К проблемам Омской городской среды можно отнести следующие: недостаточный уровень развития инфраструктуры города - транспортной, коммунальной, инженерной; низкая доступность жилья; некачественное медицинское обслуживание; алкоголизм и наркомания; негативная экологическая ситуация и связанные с ней заболевания населения [1]. Можно отметить, что, несмотря на специфику городской среды Омска, выделенные проблемы в целом являются типичными для промышленных провинциальных городов России.

Данный комплекс проблем требует решения. Но для решения необходимы ресурсы.

Есть ли ресурсы у населения? Очевидно, что их не хватает. По уровню валового регионального продукта на душу населения и по уровню доходов населения Омская область отстает от среднероссийского уровня [1]. Среднедушевые доходы по Российской Федерации в 2014 г. составили 27 765,7 руб. в месяц. В 2015 г. в Омской области среднедушевые денежные доходы составили 24 060,2 руб. в месяц, что даже немного выше аналогичного показателя по Сибирскому федеральному округу в целом (21 490,4 руб.). Для сравнения, среднедушевые денежные доходы в Москве -54 504,3 руб. в месяц, в Санкт-Петербурге -34 724,4 [2]. Низкие доходы населения приводят к тому, что население не может себя обеспечить жильем. При нехватке хорошо оплачиваемых рабочих мест низкие доходы связаны с алкоголизмом и наркоманией.

Есть ли ресурсы для решения проблем городской среды у администрации города? Для Омской области характерен хронический дефицит консолидированного бюджета, что в свою очередь приводит к росту долговых обязательств. Государственный долг Омской области в 2011 г. составлял 34 % к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Омской области [1]. На 2015 г. фактические доходы местного бюджета города Омска составили 15 440 млн руб. Среднедушевые доходы бюджета города Омска составили 13 152 руб./чел. в год. Указанные цифры во многом объясняют, почему администрация города не в силах решить проблемы городской среды собственными силами - на решение про-

блем просто не хватает бюджета. Нет средств ни на масштабный ремонт изношенной городской инфраструктуры, ни на создание здоровой экологической среды, ни на обеспечение качественного и доступного медицинского обслуживания.

Для сравнения, в 2014 г. доходы бюджета Москвы - 1 552 944,3 млн руб., Санкт-Петербурга - 379 892,1, Севастополя - 27 705,5 млн руб. Официальная численность населения Москвы в 2014 г. - 12 197 тыс. чел., Санкт-Петербурга - 5 192 тыс. чел., Севастополя - 399 тыс. чел. Соответственно, в 2014 г. среднедушевые доходы бюджета составили в Москве -127 320 руб., в Санкт-Петербурге - 73 168 руб., в Севастополе - 69 436 руб. [2]. Конечно, не совсем корректно сравнивать статистические показатели города Омска и городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, но данное сравнение наглядно показывает, что у администрации города не хватает ресурсов для решения проблем городской среды.

Когда у населения и администрации не хватает средств для решения проблем городской среды, естественно развиваются процессы миграции населения и, соответственно, отток трудоспособного населения в более благополучные регионы [1].

Итак, проблемы Омской городской среды сложно решить административным путем и почти невозможно решить в одиночку, но еще одним способом решения является объединение усилий людей на некоммерческой основе.

По данным администрации города Омска, по состоянию на 1 января 2015 г. в Омской области зарегистрировано более 2 700 некоммерческих организаций, в том числе 2 367 общественных организаций; 68 национально-культурных автономий; 278 религиозных организаций; 58 региональных отделений политических партий [3]. Некоммерческие организации преследуют свои цели - благотворительные, культурные, социальные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья граждан и др. [4]. Их деятельность вносит определенный вклад в улучшение городской среды, но пока этот вклад не столь велик, как это необходимо. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, на 2009 г. в некоммерческом секторе в России было занято около 1 % трудоспособного населения. Для сравнения, в англосаксонских странах - около 9 %, в скандинавских - около 8 % [5].

На решение проблем городской среды направлена также деятельность волонтерских центров города Омска, среди которых волонтерский центр «Дача Онегина - Омское молодежное пространство» (более 6 тыс. участников в социальных сетях), волонтерский центр ОмГУПС (более 1,3 тыс. участников), волонтерский центр СибАДИ (около 600 участников). Волонтерские центры и их опыт интересны тем, что для решения проблем городской среды они активно привлекают молодежь, развивают инициативы, идущие от населения. Волонтерские центры своим примером показывают, что даже в условиях отсутствия у города необходимого бюджета и низкой социальной активности населения можно искать и находить пути решения проблем городской среды и социального развития региона.

Системный и комплексный характер проблем города Омска и наличие петель положительной обратной связи, вызывающих их взаимоусиление, обусловили потребность в разработке системного решения. В результате авторами выдвинута новая научная идея создания в городе Омске офиса управления проектами улучшения городской среды с целью формирования условий для эффективного диалога и взаимодействия власти и населения на базе проектной площадки, организованной профессионалами в управлении проектами. Уникальность идеи заключается в разработке новой бизнес-модели такого офиса. В работе проф. О. Грассмана убедительно доказано, что в условиях, когда бизнес-среда слабо предсказуема и динамична, ключевым фактором успеха становятся не столько технологические ноу-хау, сколько инновационные бизнес-модели, основанные на переносе успешных бизнес-моделей в новые условия и (или) интеграции нескольких успешных бизнес-моделей и их элементов [6].

Авторы исходят из предпосылки, что интеграция и адаптация хорошо зарекомендовавших себя трех моделей: 1) проектно-ориенти-рованного управления, 2) самоорганизации и краудсорсинга и 3) управления изменениями -позволит сформировать офис управления проектами в городе Омске, который будет создавать условия для улучшения городской среды.

Обзор литературы. В современных условиях высокой неопределенности проектно-ориентированное управление является одним из наиболее эффективных решений как для компаний, так и органов государственной власти, стремящихся решать комплексные проблемы организации и успевать за быстрыми

изменениями во внешней среде, появлением новых технологий и инноваций. Возникающая вследствие такого подхода к управлению проектами и программами проектно-ориентиро-ванная организация способна успешно справляться с глобальной неопределенностью, агрессивной внешней средой и сокращением сроков жизненного цикла технологий и продуктов. Подобный подход позволяет интегрировать результаты деятельности отдельных проектов и программ в рамках единого курса, формируя стратегические портфели проектов и программ. Неотъемлемым компонентом про-ектно-ориентированной организации становится офис управления проектами (проектный офис, ProjectManagement Office).

Согласно PMBOK, офис управления проектами представляет собой организационную структуру, призванную стандартизировать процессы управления проектами и способствовать обмену ресурсами, методологиями, инструментами и методами [7].

Состав и содержание функций офиса зависит от его статуса в компании, уровня развитости проектной деятельности, количества реализуемых проектов, жесткости проектных ограничений и пр. На практике сфера ответственности офиса управления проектами может заключаться как в оказании поддержки в управлении проектами, так и собственно включать в себя руководство проектами. Чаще всего в функции офиса управления проектами включают оптимизацию управления ресурсами; разработку методологии, лучших практик и стандартов управления проектами, включая разработку политик, процедур, шаблонов проекта и другой документации; коучинг, наставничество и обучение в области управления проектами; мониторинг соответствия стандартам и процедурам управления проектами; координацию усилий и ресурсов между проектами [8; 9]. Несмотря на то, что в теории выделяют, как правило, три типа проектных офисов - поддерживающий (консультирует в области управления проектами, разрабатывает шаблоны, анализирует лучшие практики, проводит обучение), контролирующий (предоставляет поддержку и требует соответствия требованиям с помощью различных средств), руководящий (непосредственно управляет проектами) [7; 10], в практике работы компаний была обнаружена целая палитра возможных конфигураций офисов: офис подразделения (департамента, бизнес-единицы), офис управления отдельным проектом (программой), офис поддержки проектов, офис управления проектами компании

(стратегический, глобальный, портфельный), центр совершенства (компетенций) [11]. Независимо от типа проектного офиса, важнейшая роль офиса управления проектами видится в способствовании достижения стратегических целей компании [12; 13].

Исследование лучших практик организации офисов управления проектами, проведенные Project Management Institute [12], Forrester Consulting [13], Boston Consulting Group [14], позволили выделить следующие ключевые функции успешных офисов:

- развитие корневых компетенций компании посредством культивирования совершенства в управлении проектами, программами, портфелями, а также стимулирования развития талантов и способностей в организации, таких как лидерство, стратегический, операционный и бизнес-менеджмент;

- фокусирование на критически значимых для бизнеса инициативах, предоставляя руководителям бизнеса полную своевременную информацию о достижении целей проектов, программ, портфелей, прогнозируя и моделируя возможные сценарии развития;

- разработка и внедрение «умных» (smart) и простых стандартизированных процессов управления проектами, программами, портфелями, позволяющих осуществлять мониторинг состояния и прогресса, выявлять и регулировать отклонения и проблемы, вместе с тем не создавая излишней бюрократической работы и не узурпируя функции руководителей;

- формирование культуры управления проектами и улучшение практик управления знаниями в компании.

Опыт создания офиса управления проектами передовых компаний позволяет выделить следующие ключевые области концентрации усилий: формирование единого согласованного подхода к управлению всеми проектами и программами, назначение квалифицированных руководителей проектов, применение согласованных инструментов оценки результативности работы руководителей проектов и бизнес-единиц, развитие и поддержка профессионального сообщества в области управления проектами, управление знаниями, опытом и лучшими практиками [15; 16].

Развитие методологии управления проектами в условиях роста неопределенности и сложности как проектов, так и создаваемых в ходе их осуществления систем привело к возникновению в научной области управления проектами относительно новых направлений: управление сложностью и управление измене-

ниями, - а соответственно, и к разработке новых практических руководств [17; 18].

В отечественной науке управление сложностью (или теория сложности) больше известно как синергетика или теория самоорганизации сложных систем [19]. Развитие теории и методологии данного направления в рамках биологии, химии, физики, информатики, в социально-экономических науках привело к возникновению палитры бизнес-моделей, основанных на самоорганизации, к числу которых отнесем краудсорсинг и краудфандинг. Несомненным достоинством данных моделей стоит отметить их самовоспроизводимость, глубокую вовлеченность участников, возможность интеграции редких и разрозненных компетенций и способностей.

Использование принципов самоорганизации и краудсорсинга позволило создать успешные модели как в бизнесе [20], так и для поддержки социально-значимых проектов [21] и решения городских проблем [22].

Все отмеченные выше направления - создание офиса управления проектами, инициация проектов улучшения городской среды, реализация моделей самоорганизации - объединяет необходимость управления изменениями. Недостаточно высокая доля успешных проектов, отмечаемая аналитиками и исследователями [23; 24], обусловливает необходимость интеграции управления проектами и изменениями [18; 25]. В теории и практике управления изменениями разработано избыточное количество моделей, диапазон которых варьируется от классических моделей запланированных изменений (К. Левин, Дж. Коттер, модели организационного развития) до моделей саморазвивающихся изменений (И. Нонака, П. Сенге, М. Коэн, Дж. Марч). Для обеспечения эффективных преобразований инициативы «сверху вниз» (усилия, предпринимаемые руководством компании и нацеленные на определение общего курса перемен), «снизу вверх» (инициативы команды сотрудников, участвующих в реализации локальных пилотных проектов) и по горизонтали (усилия межфункциональных команд при участии экспертов) должны быть интегрированы [26], развиваться одновременно и таким образом, чтобы взаимно усиливать друг друга.

Концепция и методы исследования. Решение отмеченных проблем городской среды невозможно в рамках отдельно взятого проекта или программы, а экономическое состояние города не позволяет финансировать масштабные инициативы. Вместе с тем низкая социаль-

ная активность населения не оставляет надежды на спонтанную самоорганизацию граждан в решении проблем города. В настоящей работе авторы считают, что адаптация успешного опыта создания офисов управления проектами в передовых отечественных и зарубежных компаниях позволит создать офис управления проектами улучшения городской среды как центр компетенций, экспертизы и совершенства в области разработки и реализации проектов, направленных на улучшение городской среды.

Концепция разработки офиса основана на применении междисциплинарного комплексного подхода, сочетающего элементы системной методологии управления проектами, методы управления изменениями в части балансирования инициатив «сверху вниз», «снизу вверх» и экспертных, а также институциональной теории для исследования институциональной динамики создаваемого офиса. Исследование базируется на использовании методологического конструирования и моделирования.

Разработка офиса управления проектами улучшения городской среды в городе Омске. Исследование успешного опыта создания и функционирования офисов управления проектами и их эмпирически выявленных форматов (конфигураций) позволило сформулировать следующие функции предлагаемого к созданию офиса управления проектами улучшения городской среды:

1) аналитическая и методическая поддержка проектов улучшения городской среды;

2) взаимодействие с городской администрацией и казенными учреждениями города с целью формирования заказов на подобные проекты и проектных команд для их реализации;

3) формирование и ведение архива инициатив улучшения городской среды, включая описание успешного опыта реализованных проектов в России и за рубежом;

4) ведение базы данных городских инициатив, в том числе посредством работы офиса;

5) ведение базы данных волонтеров;

6) проведение мероприятий, направленных на популяризацию проектного управления, активизацию волонтерского движения, инициацию проектов улучшения городской среды.

Уникальность данного офиса заключается в интеграции и адаптации хорошо зарекомендовавших себя моделей проектно-ориентиро-ванного управления [7-11], самоорганизации и краудсорсинга [20; 22], балансирования инициатив в управлении изменениями [26]:

1. Идея создания офиса базируется на функционале проектного офиса компании как

центра аккумуляции, обработки и приращения знаний в области управления проектами, информационно-аналитического сервиса для руководства компании и информационно-методического сервиса для проектных команд. Концепция офиса управления проектами активно используется в компаниях, внедривших проектное управление. Эта идея переносится на уровень местного самоуправления, адаптируется в масштабах города и для конкретного класса проектов - проектов улучшения городской среды.

2. В основу создания офиса заложены принципы самоорганизации и краудсорсинга. Подобные площадки, где встречаются авторы идей и потенциальные исполнители, довольно хорошо представлены в России и за рубежом, доказали свою эффективность.

3. Офис подразумевает активное сотрудничество с городской администрацией и казенными учреждениями для формирования межфункциональных команд. Вузы давно выстроили подобные связи для организации практики студентов и их трудоустройства. В предлагаемом офисе данная форма приобретает более широкие масштабы, поскольку позволяет собрать в рамках команды студентов и специалистов разного функционала. Инициативы «сверху вниз» предполагают координируемую органами власти целенаправленную деятельность по улучшению городской среды, инициативы «снизу вверх» реализуются за счёт волонтерского движения граждан и компаний города, «экспертная» составляющая предполагает помощь экспертов-консультантов. По мнению авторов настоящей статьи, описанные выше проблемы города не могут быть решены каким-то одним способом, необходимо балансирование инициатив. Создаваемый офис управления проектами улучшения городской среды и выступает центром интеграции инициатив и «сверху вниз», поскольку предполагает взаимодействие с городской администрацией и казенными учреждениями в части получения заказов, и «снизу вверх», поскольку привлекает авторов идей и волонтеров для их реализации, и экспертных - в лице команды создаваемого офиса. У одного из авторов статьи есть подобный опыт работы с проектами региональных исполнительных органов власти в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.

В результате каждый компонент идеи, обоснованию которой посвящена настоящая статья, не нов, имеет аналоги. Однако бизнес-

модель проекта, интегрирующая и адаптирующая три хорошо зарекомендовавшие себя модели, представляется уникальной.

По мнению авторов, в результате создания данного офиса будут инициированы и реализованы проекты по заказам городской администрации и на основе идей волонтеров, в том числе в первый год работы офиса планируется реализовать не менее трех проектов. Кроме того, будут инициированы и реализованы проекты, хорошо зарекомендовавшие себя в других регионах и странах, благодаря доступу к архиву инициатив улучшения городской среды. В долгосрочной перспективе это приведёт к росту мотивации участия в проектах улучшения городской среды, собственно улучшению городской среды, замедлению оттока активного населения из города.

Команда проекта по созданию офиса под руководством одного из авторов статьи отличается высоким профессионализмом и включает в себя специалистов в области управления проектами, бизнес-планирования, медиа-коммуникаций, социальной работы, юриспруденции, финансового менеджмента. Следует особо подчеркнуть, что офис создается исключительно на добровольческих началах, вся работа по созданию и поддержанию работы офиса осуществляется командой проекта безвозмездно, поскольку основными мотивами являются профессиональная самореализация и во-лонтерство. Планируемые к реализации услуги по информационно-методическому сопровождению и курированию проектов будут предоставляться бесплатно.

Срок, необходимый для создания и запуска офиса, составляет 1 год. План мероприятий по созданию офиса и их результаты отражены в табл. 1.

Бюджет проекта создания офиса находится в стадии разработки и будет зависеть от размера привлеченных командой спонсорских средств.

Исходя из сформулированных функций и будущих результатов работы данного офиса, можно выделить его следующих активных стейкхолдеров:

1. Авторы и инициаторы идей проектов улучшения городской среды смогут получить информационно-методическую поддержку и консультационные услуги по разработке и реализации проектов, помощь в формировании команды, найти единомышленников, собрать команду для реализации своего проекта, обменяться мнениями.

Таблица 1

План работ по созданию офиса управления проектами улучшения городской среды в городе Омске

Период Содержание работ и их результаты

1-й месяц Привлечение средств спонсоров для создания офиса на основе краудфандинга и посредством участия в целевых конкурсах

2-й месяц Описание успешно реализованных проектов улучшения городской среды в России и за рубежом. Создание базы данных городских проектов, включающей инициированные и реализуемые проекты улучшения городской среды. Создание базы данных волонтеров, готовых к участию в проектах улучшения городской среды

3-й месяц Инициация трех проектов по улучшению городской среды и привлечение молодежи в пилотные проекты, работа с базой данных волонтеров. Проведение информационной кампании о созданном офисе в городских департаментах, казенных учреждениях, вузах города, студенческих центрах, на открытых конференциях, порталах, в группах в социальных сетях и пр.

4-й месяц Создание электронной площадки, на которой размещаются архив инициатив, базы данных городских инициатив и волонтеров, методические материалы, видеолекции

5-й месяц Создание и публикация информационно-методических материалов по разработке и реализации проектов улучшения городской среды (управление проектами, бизнес-планирование и финансирование проекта, медиасопровождение проекта, юридическое сопровождение, мониторинг проекта). Создание видеолекций по управлению проектами улучшения городской среды, поясняющих и популяризующих методические материалы. Размещение материалов на электронной площадке, инициация и модерирование форумов на сайте

6-й месяц Организация и проведение форума как площадки для встречи представителей администрации города, инициаторов проектов, волонтеров, специалистов по управлению проектами. Проведение мастер-классов по управлению проектами улучшения городской среды. Презентация методических рекомендаций. Привлечение волонтеров в пилотные проекты

10-12-й месяцы Консультирование проектных команд. Мониторинг и курирование проектов. Модерирование форумов на сайте

10-й месяц Организация и проведение фестиваля проектов улучшения городской среды для привлечения молодежи в проекты, популяризации социальной и экологической ответственности граждан, здорового образа жизни

12-й месяц Размещение результатов не менее трех проектов улучшения городской среды, реализуемых при поддержке офиса, на электронной площадке. Поиск точек дальнейшего роста, анализ извлеченных уроков, описание наиболее удачных практик

2. Волонтеры получат возможность найти объект приложения своих сил, энергии и прочих ресурсов. Офис будет способствовать вовлечению молодёжи, которая ищет возможность самовыражения, но пока в силу возраста не обладает достаточным уровнем знаний для реализации проектов. Активизация студенческой молодежи будет происходить и благодаря большему предложению новых интересных проектов, когда носители идей смогут получить поддержку.

3. Студенты, обучающиеся по профильным направлениям, таким как «Управление проектами», «Государственное и муниципаль-

ное управление», «Организация работы с молодежью», «Социальная работа» и пр., смогут получить опыт участия и руководства конкретными проектами.

4. Городские органы исполнительной власти и органы местного самоуправления получат помощь в решении проблем. Городские департаменты получат возможность реализовать проекты в сфере своего круга обязанностей силами волонтеров, курируемых профессионалами в области управления проектами. Офис должен стать эффективным путем к взаимопониманию между обществом и властью, что будет способствовать становле-

нию цивилизованного социально развитого общества.

В числе пассивных стейкхолдеров отметим жителей города, поскольку создание офиса приведет к инициации и реализации проектов улучшения городской среды.

Рассмотрим критерии успешности создания офиса управления проектами улучшения городской среды:

1) положительная динамика количества реализованных проектов улучшения городской среды;

2) востребованность информационно-методических материалов - заявки на обучаю-

Заключение. Создание офиса управления проектами улучшения городской среды необходимо для того, чтобы ответить на вызовы, диктуемые современной ситуацией и историческим наследием города Омска. Город, который одновременно является промышленным и дотационным, в недавнем прошлом городом-садом, но экологически загрязненным сегодня, нуждается в площадке для решения проблем городской среды.

Предлагаемый к созданию офис управления проектами улучшения городской среды призван осуществлять информационно-методическую поддержку в процессе разработки и реализации проектов и программ, в ходе формирования портфеля проектов в соответствии со стратегией города, вовлекая активное население, способствуя развитию волонтерского движения и формированию культуры проект-

щие семинары, количество скачиваний, просмотров и пр.;

3) положительная динамика размещённых на сайте офиса идей проектов улучшения городской среды;

4) положительная динамика зарегистрированных на сайте волонтеров для участия в проектах улучшения городской среды, а также соотношения количества зарегистрированных волонтеров, принявших участие хотя бы в одном из проектов, к общему числу зарегистрированных волонтеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Риски создания офиса и мероприятия, направленные на их снижение, отражены в табл. 2.

ного управления. Перспективными вопросами, требующими решения в ходе развития предлагаемого офиса, считаем исследование условий включения технологии работы офиса в структуру управления городом.

В числе важнейших преимуществ предложенного подхода отметим следующие. В ходе работы офиса будут выявлены лучшие практики, способствующие обеспечению высоких темпов социально-экономического развития города, проанализированы хорошо себя зарекомендовавшие решения аналогичных проблем в других регионах страны и за рубежом. Создание единой коммуникационной площадки волонтёров для двустороннего диалога даст уже существующим проектам возможность расширить свою аудиторию. Так же они смогут получить нужные им консультационные услуги от профессионалов, входящих в команду офиса.

Таблица 2

Риски создания офиса и мероприятия, направленные на их снижение

Риск Мероприятия по снижению риска

Появление конкурирующей идеи Мониторинг альтернативных проектов, объединение усилий при выявлении таковых

Невыполнение сайтом возложенных на него функций Тщательная проработка архитектуры сайта, участие команды проекта в разработке сайта, дублирование в социальных сетях

Непредставление заказов администрацией и департаментами Сотрудничество с органами власти на ранних этапах развития проекта, работа с представителями органов власти и помощь в формулировании тем

Волонтерские проекты за рамками компетенций или возможностей Экспертиза проекта на фазе концепции, «краш-тест» проекта, курирование работы проектных команд

Слабая модерация работы форумов Закрепление ответственности за членами проектной команды по выполнению данной функции

Литература

1. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года : Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. - М. : Росстат, 2015. - 1266 с.

3. Официальный портал Администрации города Омска. - URL : http://www.admomsk.ru.

4. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.).

5. Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики». - URL : https://www.hse.ru/org/hse/civil/.

6. Gassmann O., Frankenberger K., CsikM. The Business Model Navigator: 55 Models That Will Revolutionise Your Business. - FT Press, 2014. - 400 p.

7. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® guide). - 5th ed. - Newtown Square, PA : Project Management Institute, 2013. - 589 p.

8. Основы профессиональных знаний и национальные требования к компетентности (НТК) специалистов по управлению проектами. - М. : Проектная ПРАКТИКА, 2010. - 256 с.

9. Implementing Organizational Project Management: A Practice Guide. - Newtown Square, PA : Project Management Institute, 2014. - 100 p.

10. Jordan A. Risk Management for Project Driven Organizations: A Strategic Guide to Portfolio, Program and PMO Success. - Boca Raton, FL : J. Ross Publishing, 2013. - 334 p.

11. PMI's Pulse of the Profession: PMO Frameworks / Project Management Institute. - 2013. -18 p. - URL : http://www.pmi.org/~/media/PDF/Publications/PMI_Pulse_PMO-Frameworks.ashx.

12. PMI's Pulse of the Profession In-Depth Report: The Impact of PMOs on Strategy Implementation / Project Management Institute. - 2013. - 18 p. - URL : https://www.pmi.org/~/media/PDF/Publica-tions/PMI-Pulse-Impact-of-PMOs-on-Strategy-Implementation.ashx.

13. Strategic PMOs Play A Vital Role In Driving Business Outcomes / Forrester Research. - 2013. - 11 p. - URL : https://www.pmi.org/~/media/PDF/PuWications/Forrester-PMOs-Play-Vital-Role-TLP-PMI-Final.ashx.

14. Strategic Initiative Management. The PMO Imperative / The Boston Consulting Group ; Project Management Institute. - 2013. - 25 p. - URL : https://www.pmi.org/~/media/PDF/Publications/BCG-Strategic-Initiative-Management.ashx.

15. IBM: Keys to Building a Successful Enterprise / Project Management Office. - 2011. - URL : https://www.pmi.org/Business-Solutions/~/media/PDF/Business-Solutions/IBM_CoE_White_Paper.ashx.

16. PMI's Pulse of the Profession: Capturing the Value of Project Management Through Knowledge Transfer / Project Management Institute. - 2015. - 27 p. - URL : http://www.pmi.org/~/media/PDF /learning/pulse-of-the-profession-2015.ashx.

17. Navigating complexity: A Practice Guide. - Newtown Square, PA : PMI, 2014. - 113 p.

18. Managing Change in Organizations: A Practice Guide. - Newtown Square, PA: PMI, 2013. -127 p.

19. Катунина И. В. Система управления человеческими ресурсами в организации, ориентированной на развитие : моногр. - М. : Информ-Знание, 2010. - 368 с.

20. Тапскотт Д., Уильяме Э. Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. -М. : BestBusinessBooks, 2009. - 392 с.

21. Planeta - Российская краудфандинговая платформа. - URL : https://planeta.ru/.

22. Краудсорсинг-проекты Правительства Москвы. - URL : http://crowd.mos.ru/.

23. PMI's Pulse of the Profession: The High Cost of Low Performance / Project Management Institute. - 2014. - URL : http://www.pmi.org/~/media/PDF/Business-Solutions/PMI_Pulse_2014.ashx.

24. CHAOS Manifesto: Think Big, Act Small. - The Standish group, 2013. - 52 p.

25. Jarocki T. L. One Solution for Project Success: Project and Change Management in the PMBOK® Guide. - 2014. - URL : https://www.pmi.org/learning/~/media/PDF/Knowledge%20Center/ one-solution-project-success-whitepaper.ashx.

26. Дихтер С., Гэньон К., Александер А. Как руководить процессом преобразований // Вестн. McKinsey. - 2002. - № 1. - С. 182-205. - URL : http://vestnikmckinsey.ru/Services/Doc/786/46a1aa 7074c24fbb8dff643203b4d372/True.

References

1. About Strategy for socio-economic development of Omsk region till 2025, the Decree of the Governor of the Omsk region from June 24, 2013 No. 93. (in Russian).

2. The Regions Of Russia. Socio-economic indicators, statistical bulletin, Moscow, Rosstat Publ., 2015, 1266 p. (in Russian).

3. Administration of the City of Omsk, official site, available at: http://www.admomsk.ru (accessed May 14, 2016). (in Russian).

4. On noncommercial organizations, Federal law from January 12, 1996 No. 7-FZ (ed. May 23, 2016). (in Russian).

5. Centre for studies of civil society and the nonprofit sector of National Research University "Higher School of Economics", available at: https://www.hse.ru/org/hse/civil/ (accessed May 14, 2016). (in Russian).

6. Gassmann O., Frankenberger K., Csik M. The Business Model Navigator: 55 Models That Will Revolutionise Your Business, FT Press, 2014, 400 p.

7. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® guide), 5th ed., Newtown Square, PA, Project Management Institute, 2013, 589 p.

8. Osnovy professional'nykh znanii i natsional'nye trebovaniya k kompetentnosti (NTK) spetsialis-tov po upravleniyu proektami [Foundations of professional knowledge and national requirements to competence (NRC) of specialists in project management], Moscow, Proektnaya PRAKTIKA Publ., 2010, 256 p.

9. Implementing Organizational Project Management: A Practice Guide, Newtown Square, PA, Project Management Institute, 2014, 100 p.

10. Jordan A. Risk Management for Project Driven Organizations: A Strategic Guide to Portfolio, Program andPMO Success, Boca Raton, FL, J. Ross Publishing, 2013, 334 p.

11. PMI's Pulse of the Profession: PMO Frameworks, Project Management Institute, 2013, available at: http://www.pmi.org/~/media/PDF/Publications/PMI_Pulse_PMO-Frameworks.ashx (accessed May 14, 2016).

12. PMI's Pulse of the Profession In-Depth Report: The Impact of PMOs on Strategy Implementation, Project Management Institute, 2013, available at: https://www.pmi.org/~/media/PDF/Publications/ PMI-Pulse-Impact-of-PMOs-on-Strategy-Implementation.ashx (accessed May 14, 2016).

13. Strategic PMOs Play A Vital Role In Driving Business Outcomes, Forrester Research, 2013, available at: https://www.pmi.org/~/media/PDF/Publications/Forrester-PMOs-Play-Vital-Role-TLP-PMI-Final.ashx (accessed May 14, 2016).

14. Strategic Initiative Management. The PMO Imperative, The Boston Consulting Group, Project Management Institute, 2013, available at: https://www.pmi.org/~/media/PDF/Publications/BCG-Strate-gic-Initiative-Management.ashx (accessed May 14, 2016).

15. IBM: Keys to Building a Successful Enterprise, Project Management Office, 2011, available at: https://www.pmi.org/Business-Solutions/~/media/PDF/Business-Solutions/IBM_CoE_White_Paper.ashx (accessed May 14, 2016).

16. PMI's Pulse of the Profession: Capturing the Value of Project Management Through Knowledge Transfer, Project Management Institute, 2015, available at: http://www.pmi.org/~/media/PDF/lear-ning/pulse-of-the-profession-2015.ashx (accessed May 14, 2016).

17. Navigating complexity: A Practice Guide, Newtown Square, PA, PMI, 2014, 113 p.

18. Managing Change in Organizations: A Practice Guide, Newtown Square, PA, PMI, 2013, 127 p.

19. Katunina I.V. Sistema upravleniya chelovecheskimi resursami v organizatsii, orientirovannoi na razvitie [System of human resources management in organization oriented on development], Moscow, Inform-Znanie Publ., 2010, 368 p.

20. Tapscott D., Williams E.D. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything, Moscow, BestBusinessBooks Publ., 2009, 392 p. (in Russian).

21. Planeta, available at: https://planeta.ru/ (accessed May 14, 2016).

22. Kraudsorsing-proekty Pravitel'stva Moskvy [Crowdsourcing projects of the Moscow Government], available at: http://crowd.mos.ru/ (accessed May 14, 2016).

23. PMI's Pulse of the Profession: The High Cost of Low Performance, Project Management Institute, 2014, available at: http://www.pmi.org/~/media/PDF/Business-Solutions/PMI_Pulse_2014.ashx (accessed May 14, 2016).

24. CHAOS Manifesto: Think Big, Act Small, The Standish group, 2013, 52 p.

25. Jarocki T.L. One Solution for Project Success: Project and Change Management in the PMBOK® Guide, 2014, available at: https://www.pmi.org/learning/~/media/PDF/Knowledge%20Center/one-solu-tion-project-success-whitepaper.ashx (accessed May 14, 2016).

26. Dichter S., Gagnon K., Alexander A. Kak rukovodit' protsessom preobrazovanii [How to manage the change process]. VestnikMcKinsey, 2002, no. 1, pp. 182-205, available at: http://vestnikmckinsey.ru/ Services/Doc/786/46a1aa7074c24fbb8dff643203b4d372/True.

Сведения об авторах

Катунина Ирина Владимировна - д-р экон. наук, профессор кафедры инновационного и проектного управления

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected] Фомина Юлия Андреевна - канд. экон. наук, доцент кафедры инновационного и проектного управления Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

About the authors

Katunina Irina Vladimirovna - Doctor of Economic sciences, Professor of the Department of Innovation and Project Management

Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] Fomina Yulia Andreevna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Innovation and Project Management Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]

Для цитирования

Катунина И.В., Фомина Ю.А. Офис управления проектами улучшения городской среды в городе Омске // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 3. С. 173-183.

For citations

Katunina I.V., Fomina Yu.A. Project management office for city environment improvement in Omsk city. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 3, pp. 173-183. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.