Научная статья на тему 'Офис: этапы становления в формировании планировочной структуры пространства'

Офис: этапы становления в формировании планировочной структуры пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1233
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИС / ПРОСТРАНСТВО ОФИСА / РАБОЧЕЕ МЕСТО / КУБИКЛ / КОВОРКИНГ / ГИБКИЙ ОФИС / OFFICE / OFFICE SPACE / WORKING PLACE / CUBICL / COWORKING / FLEXIBLE OFFICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурова Т. Ю.

Постановка задачи. На примере сравнительной характеристики пространств офисов разных временных этапов определить тенденции в организации данного вида пространства. Результаты. Сопоставление фактов и объектов позволяют выявить общие приемы и признаки формирования интерьерного пространства офисов. Показан эволюционный характер становления пространства с связи с историческими событиями, научнотехническим прогрессом и изменением вкусовых и стилистических предпочтений в оформлении интерьера. Выводы. Значимость полученных результатов состоит в определении характеристик процесса становления планировочной структуры офиса. Особое значение имеет краткий обзор новаторских планировочных решений офисов каждого этапа, впоследствии получивших мировую известность и ставших прототипами офисных помещений по всему миру. Выявлено, что пространственные особенности определяются потребностями работника и стремлением руководства. Вследствие чего офисы из системы отдельных кабинетов эволюционировали в открытые пространства, затем сформировались кубиклы, и впоследствии настоящие «игровые» комнаты. Появилось такое понятие, как гибкий офис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Office: stages of development in the formation of planning structure of space

Problem statement. For example the comparative characteristics of the spaces of offices of different stages to identify trends in the organization of this space. Results. Comparison of facts and objects allow us to identify common methods and signs of the formation of the interior space of offices. The evolutionary character of space formation is shown with connection with historical events, scientific and technical progress and changes in taste and stylistic preferences in interior design. Conclusions. The significance of the results is to determine the characteristics of the process of the formation of the planning structure of the office. Of particular importance is a brief overview of the innovative planning solutions to the offices of each stage, later won international fame and became the prototypes of office space around the world. It is revealed that spatial characteristics are determined by the needs of the employee and leadership commitment. As a result, the offices of system of separate offices evolved in open spaces, then formed cubicle, and subsequently the real «game» room. There was such a thing as a flexible office.

Текст научной работы на тему «Офис: этапы становления в формировании планировочной структуры пространства»

(j^ZZi лгмш:к шм .t.i \1шн н {яоружонн.

ГИОГЧКкИК KOIIIIMI ¡Mill АРХЖПЖГ>ТН0#1 ;iK»iLLI>IUI(TII

УДК 721.012

Бурова Т.Ю. - кандидат архитектуры, доцент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Офис: этапы становления в формировании планировочной структуры пространства

Аннотация

Постановка задачи. На примере сравнительной характеристики пространств офисов разных временных этапов определить тенденции в организации данного вида пространства.

Результаты. Сопоставление фактов и объектов позволяют выявить общие приемы и признаки формирования интерьерного пространства офисов. Показан эволюционный характер становления пространства с связи с историческими событиями, научно -техническим прогрессом и изменением вкусовых и стилистических предпочтений в оформлении интерьера.

Выводы. Значимость полученных результатов состоит в определении характеристик процесса становления планировочной структуры офиса. Особое значение имеет краткий обзор новаторских планировочных решений офисов каждого этапа, впоследствии получивших мировую известность и ставших прототипами офисных помещений по всему миру. Выявлено, что пространственные особенности определяются потребностями работника и стремлением руководства. Вследствие чего офисы из системы отдельных кабинетов эволюционировали в открытые пространства, затем сформировались кубиклы, и впоследствии - настоящие «игровые» комнаты. Появилось такое понятие, как гибкий офис.

Ключевые слова: офис, пространство офиса, рабочее место, кубикл, коворкинг, гибкий офис.

Сегодня офисы являются неотъемлемой частью практически любой сферы деятельности. Офис (англ. office) или контора (нем. kontor) - пространство, которое организует наш рабочий процесс, составляющий, в свою очередь, около 30 % времени. Экспериментально и научно доказано, что наше пространственное окружение напрямую влияет на производительность процесса. С самого начала возникновения офисов предпринимались попытки увеличить продуктивность работы посредством рационально-грамотной организации самого пространства.

Всю историю формирования и становления пространственной организации офисов можно условно разделить на два этапа [1]:

• I этап - с XVIII века по 1900 год;

• II этап - с начала XX века до настоящего времени.

/

Рис. 1. East India House в Лондоне

Развитие планировочной структуры офисов стремительно началось с появлением первого офисного здания в истории - East India House в Лондоне (рис. 1). Для оптимальной жизнедеятельности колоний в связи с большим объемом бумажной работы потребовались тысячи клерков, что и спровоцировало эволюцию в данной сфере, - всем следовало обеспечить должные условия труда и, кроме этого, организовать их в едином пространстве. Примерно в это же время параллельно происходят два ключевых события, оказавшие косвенное влияние на становление офисной структуры. Пожар 1871 года в Чикаго и переход сталелитейных заводов Америки на стандартную стальную балку, с последующим снижением цены на нее. Это влияет на рождение Чикагской архитектурной школы, определившей характер объектов на следующие пятьдесят лет: так появляются первые небоскребы (рис. 2).

Рис. 2. Первый небоскреб. Внешний и внутренний облик. Чикаго, 1885 г.

Офисные пространства 1880-1930-ых годов выглядели как просторные залы, со свободной расстановкой мебели, поскольку солнечный свет в то время был определяющим параметром для формирования помещения. Это влияло на глубину, высоту, пропорции и планировку. Рентабельность и жизнеспособность офиса напрямую зависела от больших окон и высоких потолков, позволяющих солнечному свету проникать как можно глубже. При этом глубина помещения не могла превышать 9 метров, что является пределом проникновения солнечного света. Потолки проектировались 3-4 метра высотой, и окна были максимально большой площади, не менее 2х3 метра. Если же офис нужно было разделить - для этого использовались только прозрачные стеклянные перегородки [2]. Все это позволяло, как обеспечить вентиляцию, так и рассеять шум (рис. 3).

Рис. 3. Отдел продаж компании Swift & Co в Чикаго, штат Иллинойс, 1910 г.

Становление офисной планировки происходит в течение всего XX века. Так, в середине XX века в США появилась планировка, где все были «на виду». В центре находились секретари, которых окружали многочисленные рабочие места [3, 4]. Следующим планировочным решением было предложение известного рационализатора труда Фредерика Тейлора. Он спланировал офисное пространство так, что все сотрудники свободно общались, находясь за длинными рядами столов, а руководство занимало отдельные кабинеты по периметру этажа (рис. 4).

Рис. 4. Тип организации офиса Фредерика Тейлора

Со временем процесс офисной работы потребовал отхода от подобной «фабричной» планировки, поскольку каждому клерку требовалось организовать специализированное индивидуальное рабочее место. Кроме этого необходимо стало усилить взаимосвязь и облегчить общение между сотрудниками. В результате, должна была появиться такая планировка, которая обеспечивала каждому сотруднику личное рабочее место, оставляя возможность для нахождения в общем пространстве.

Следующим этапом эволюции планировочной структуры стал - немецкий Виго1аМ8сЬай (Офисный пейзаж) [2, 4, 5]. Данный «план» предполагал открытое пространство, где офисные столы расположены группами, в «природном порядке», с элементами озеленения и удобными проходами, максимально комфортно имитируя природную среду (рис. 5).

Рис. 5. Планировка и внешний вид офисов Рис. 6. Планировка и внешний вид Action Office Burolandschaft (кубиклы)

Основной идеей такой планировки является отсутствие иерархии в организации пространства, объединение руководителей и подчиненных за одними столами. Данный вид офисов приобрел популярность. Планировка такого типа положительно влияла на сотрудничество и общение сотрудников разного уровня. Кроме того, такой тип офисов был не затратным и его легко можно было реструктуризировать. Такие офисы и на сегодняшний

момент достаточно востребованы. Несмотря на то, что в качестве основного минуса следует отметить невозможность сосредоточиться, многие работники жалуются на шум и постоянные разговоры. Кроме того, в таких офисах легко распространяются болезни.

В процессе эксплуатации такого планировочного решения сложилось мнение, что открытые пространства лишают людей личной свободы. Имеет место объективное отсутствие индивидуального места для творчества и развития. В 1963 году инженер и архитектор Роберт Пропст представил систему Action Office, ставшую известной как кубиклы [6]. Такой планировочный прием предполагает наличие у каждого офисного работника небольшой зоны, отгороженной друг от друга пластиковыми перегородками. (рис. 6). При это происходит частичная пространственная изоляция, зал остаётся общим. Кубиклы стали стандартом офисной жизни, олицетворяя следующий этап планировочной эволюции. Первоначально такой тип иллюстрировал символ свободы и самоорганизации; в последствии к концу века кубиклы стали знаковым символом несвободы. Изначально предполагалось, что кубиклы можно будет модифицировать, изменять форму и расположение, но со временем такой подход породил «фермы кубиклов» с отсутствием вариантов трансформации. Такие офисы были популярны до 1990-х годов, затем их вновь сменили открытые офисы.

Сегодня крупные компании постепенно переходят к другому типу планировки вследствие влияния новых технологий и актуальных задач, которые часто требуют нестандартного решения от офисного работника. В результате эволюции компьютерной техники и изменения ее размеров в сторону уменьшения, стало понятно, что громоздкий рабочий стол в офисе не является обязательным. Каждый работник может заниматься делами фактически из любого удобного ему места. Это стало объективной причиной для появления гибкого офиса. Например, офис компании Lego в Дании похож на огромную игровую комнату. Здесь есть множество игрушек, столы украшены деревьями бонсай, а в офисе есть разные по организации пространства, где любой может работать. Кто ищет уединения, может уйти в отдельные кабинки, а другие работники, наоборот, могут воспользоваться общими комнатами.

Этап сегодняшнего развития облачных технологий делает возможной удаленную работу, не привязанную к рабочему месту в офисе. Достаточно большое количество сотрудников компаний работает из дома или из удобного для них места. Руководству компаний такой подход позволяет экономить на аренде. Такой прием организации труда в 2005 году получил новый вид планировочного оформления. Молодой программист Бред Ньюберг, арендовав большое помещение в офисном здании, предложил совместно использовать его для работы специалистам, ведущим работу по типу фриланса. Новую схему организации рабочих мест он назвал коворкингом [7, 8, 9] (рис. 7).

Рис. 7. Схема зонирования коворкинга

Коворкинг (от англ. Co-working - «совместная работа») в широком смысле - подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве. Планировочная организация в данном случае - это абсолютно свободная, но рациональная структура потенциального офиса, гибкое пространство с возможностью устройства разных типов рабочих мест. В контексте становления новой урбанистики коворкинги рассматриваются как разновидность «третьих мест» - городских общественных пространств, объединяющих людей для общения и творческого взаимодействия.

В современном дизайне все более популярной становится идея гибких офисов или коворкингов. Многим организация такого типа кажется идеальной - открытое пространство, сформированное с возможностью выделения изолированных мест для групп и индивидов. Каждая рабочая зона отгорожена декоративными элементами, что позволяет создавать индивидуальные по дизайну коворкинги, не обезличивая данный тип планировки. Зонирование избавляет от шума, но не позволяет полностью уединиться, здесь каждый чувствует себя частью рабочего целого. Планировочная структура данного типа офисов дает возможность структурной реорганизации плана, поскольку основные планировочные единицы - это мобильная мебель и функционально-декоративные элементы зонирования. Большое внимание уделяется зонам отдыха и общения. Все это помогает повысить уровень производительности и качество работы сотрудников, сделать сам процесс более увлекательным, не таким обыденным и монотонным. Если раньше тенденцию гибких офисов поддерживали креативные агентства и творческие компании, то сейчас это становится популярным и среди серьезных корпораций по всему миру.

Сегодня планировочная структура офисов позволяет реализовать смелые дизайн-проекты, способствующие творческому индивидуальному подходу в работе. Следует отметить нестандартный подход в дизайне офисов компании «Google» и «Facebook». Они отличаются уникальными интерьерами, в которых основной идеей дизайна является формирование рабочей среды для максимальной стимуляции креативного мышления (рис. 8). Рабочие места здесь занимают минимальную площадь. Большая часть пространства отведена для переговорных и «едальных» площадок (ресторан и мини-кухни), оформленных по принципу детских площадок [10]. Сценарий планировки офиса предполагал, что в неформальном пространстве сотрудники будут активно общаться с коллегами из соседних отделов.

Рис. 8. Офис компаний Google, Цюрих. Архитектурное бюро Camenzind Evolution

Данный планировочный подход - это новая тенденция в организации офиса. Такой план подразумевает полный отказ от фиксированных рабочих мест и использование офисных зон для выполнения определенных задач и функций. Понятие «гибкий» офис, в первую очередь, говорит о возможности рабочей среды подстраиваться под современный образ жизни и современные подходы к работе. Поскольку на сегодняшний момент работник не привязан к рабочему столу, т.к. техника стала легкой и мобильной. Работник может заниматься делами фактически из любого удобного ему места.

Таким образом, концепция и планировочная структура офиса менялась несколько раз, последовательно трансформируясь от индивидуальных кабинетов к общему пространству, от индивидуальных рабочих ячеек к авторскому дизайну. Этому предшествовала эпоха офисных работников, непосредственно располагавшихся в маленьких административных помещениях рядом с производственным цехом. Следующим этапом развития плана офиса является формирование полноценных отделов в новом типе зданий-небоскребах. Такой отдел впоследствии приобретает «свободную» планировку в виде подобия природной структуре. Общий зал с его особенностями планировки и невозможностью изоляции от «соседа» провоцирует следующий этап -индивидуальное рабочее место в общем зале. Как следствие этого, появляются кубиклы. Со временем кубиклы утрачивают актуальность, давая старт новой тенденции «гибкого» офис в виде коворкинга с одной стороны и офиса-«игровой комнаты» - с другой.

И, наконец, современная тенденция планировки офиса - это индивидуальный дизайн, отражающий культуру компании и стремящийся максимально обеспечить комфорт каждому работнику по его предпочтениям.

Список библиографических ссылок

1. Форти А. Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года (пер. с англ. И. Форонова). М. : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. 456 с.

2. Ким А. А., Ромови А. Легенды офиса. Всемирная история офисов. URL: http://www.proza.ru/2008/10/01/401%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD %D0%B4%D 1 %8B (дата обращения: 26.03.2017).

3. Краткая история офиса // Он-лайн интернет-журнал «Петербург 3.0» URL: http://spb30.ru/blogs/kratkaya-istoriya-ofisa (дата обращения: 06.03.2017).

4. Cindy Allen. Best of office: architecture & design. FL. : Boca Raton. 2012. 248 p.

5. Майерсон Дж., Росс Ф. Бизнес-центры и офисы. Лучшие проекты мира. М. : Изд-во Антона Жигульского, 2008. 216 с.

6. Крис Ван Уффелен. Коллекция: Офисы. М. : Магма, 2011. 512 с.

7. The Key to London's coworking Success// online coworking magazine «Deskmag». URL: http://www.deskmag.com/en/the-keys-to-london-s-coworking-spaces-success-959 (дата обращения: 22.03.2017).

8. Home office decor ideas to revamp and rejuvenate your workspace. URL: http://www.homedit.com/home-office-decor-ideas/ (дата обращения: 04.02.2017).

9. 5 Ways to Make Your Office Look More Fun and Less Corporate. URL: http://designlike.com/5-ways-to-make-your-office-look-more-fun-and-less-corporate/ (дата обращения: 11.02.2017).

10. Браун М., Галиндо М. Атлас мирового интерьерного дизайна. М. : Магма, 2011. 512 с.

Burova T.Y. - candidate of architecture, associate professor

E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Office: stages of development in the formation of planning structure of space

Abstract

Problem statement. For example the comparative characteristics of the spaces of offices of different stages to identify trends in the organization of this space.

Results. Comparison of facts and objects allow us to identify common methods and signs of the formation of the interior space of offices. The evolutionary character of space formation is shown with connection with historical events, scientific and technical progress and changes in taste and stylistic preferences in interior design.

Conclusions. The significance of the results is to determine the characteristics of the process

of the formation of the planning structure of the office. Of particular importance is a brief overview of the innovative planning solutions to the offices of each stage, later won international fame and became the prototypes of office space around the world. It is revealed that spatial characteristics are determined by the needs of the employee and leadership commitment. As a result, the offices of system of separate offices evolved in open spaces, then formed cubicle, and subsequently the real «game» room. There was such a thing as a flexible office.

Keywords: office, office space, working place, cubicl, coworking, flexible office.

References

1. Forti А. The objects of desire. Design and society since 1750 (translated from English. I. Foronova). M. : Publishing house of the Studio of Artemiy Lebedev, 2013. 456 p.

2. Kim A. A., Romovi A. Legends office. World history offices. URL: http://www.proza.ru /2008/10/01/401%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B (reference date: 26.03.2017).

3. A brief history of the office / Online Internet-magazine «Petersburg 3.0» URL: http://spb30.ru/blogs/kratkaya-istoriya-ofisa (reference date: 6.03.2017)

4. Cindy Allen. Best of office: architecture & design. FL. : Boca Raton, 2012. 248 p.

5. Meyerson J., Ross F. Business centers and offices. The best projects of the world. M. : Publishing house of Anton Zhigulsky, 2008. 216 p.

6. Chris Van Uffelen. Collection: Offices. M. : Magma, 2011. 512 p.

7. The Key to London's coworking Success// online coworking magazine «Deskmag». URL: http://www.deskmag.com/en/the-keys-to-london-s-coworking-spaces-success-959 (reference date: 22.03.2017).

8. Home office decor ideas to revamp and rejuvenate your workspace. URL: http://www.homedit.com/home-office-decor-ideas/ (reference date: 4.02.2017).

9. 5 Ways to Make Your Office Look More Fun and Less Corporate. URL: http://designlike. com/5-ways-to-make-your-office-look-more-fun-and-less-corporate/ (reference date: 11.02.2017).

10. Brown M., Galindo M. Atlas of world interior design. M. : Magma, 2011. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.