Научная статья на тему 'Одушевленное и неодушевленное: новые грани классической дилеммы'

Одушевленное и неодушевленное: новые грани классической дилеммы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
763
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЙДОС / ОТРАЖЕНИЕ / ЭНЕРГИЯ / ПОТОК / ОДУШЕВЛЕННОЕ / НЕОДУШЕВЛЕННОЕ / AN EIDOS / A REFLECTION / AN ENERGY / A STREAM / ANIMATED AND INANIMATE CATEGORIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фомина Кристина Николаевна

Статья посвящена новому анализу проблемы одушевленного и неодушевленного. Рассматривается альтернатива между «эйдосом» и «энергией» как двумя отправными точками в понимании данной проблемы. На примере постнеклассических философских и естественно-научных концепций демонстрируется возможность нового взгляда на классическую дилемму. Доказывается, что классические оппозиции (психика — соматика, одушевленноенеодушевленное) связаны с «метафизикой эйдоса». В рамках «метафизики энергий» сфера одушевленного не обособляется жесткой границей от неодушевленных компонентов онтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATED AND INANIMATE CATEGORIES: NEW SIDES OF A CLASSICAL DILEMMA

The article is devoted the new analysis of a problem of animated and inanimate categories. The alternative between «eidos» and «energy» as two main points in understanding of this problem is examined. Examples of postneoclassical philosophical and natural-scientific approaches are resulted. Thus, new view possibility on a classical dilemma is shown. It is proved that classical oppositions (mentality — corporality animated — inanimate) are connected with « metaphysics of eidos». On the contrary, the sphere of the animated doesn’t stand apart rigid border from inanimate components of ontology in the approach of «metaphysics of energies».

Текст научной работы на тему «Одушевленное и неодушевленное: новые грани классической дилеммы»

ТЕМА НОМЕРА

Одушевленное и неодушевленное: новые грани классической дилеммы

Статья посвящена новому анализу проблемы одушевленного и неодушевленного. Рассматривается альтернатива между «эйдосом» и «энергией» как двумя отправными точками в понимании данной проблемы. На примере постнеклассических философских и естественно-научных концепций демонстрируется возможность нового взгляда на классическую дилемму. Доказывается, что классические оппозиции (психика — соматика, одушевленное — неодушевленное) связаны с «метафизикой К.Н. Фомина

эйдоса». В рамках «метафизики энергий» сфера одушевленного не обособляется жесткой границей от неодушевленных компонентов онтологии.

Ключевые слова: эйдос, отражение, энергия, поток, одушевленное, неодушевленное.

В рассмотрении проблемы одушевленного и неодушевленного можно выделить две альтернативные традиции, которые наблюдаются на протяжении всей истории онтологических концепций в философии, а также и в научном понимании психических феноменов. Первая традиция, которую можно назвать «метафизикой эйдоса», — берет начало от Платона и Аристотеля и связана с той частью европейской философии, которую принято называть «комментариями к Платону». В качестве отправной точки здесь берется одушевленность дискретной индивидуальности. Понятие души в рамках этой традиции принято трактовать в русле статических образов эйдоса (идеи), формы (энтелехии), созерцания и метафоры зеркала (отражения).

Излишне напоминать, насколько фундаментальна роль этой метафоры в истории философии: от марксистской теории сознания как «отражения действительности» до лакановской «стадии зеркала» в развитии личности.

Другая традиция, которую можно назвать «метафизикой энергий», берет начало от гераклито-стоической традиции, которая, с точки зрения Ж.

© К.Н. Фомина, 2012

Делеза, является радикальной альтернативой платонизму. (Ж. Делез в своей знаменитой работе «Различие и повторение» «метафизику идей» и «метафизику интенсивностей» (воли, энергии) рассматривает в качестве противостоящих друг другу философских традиций). Исходным онтологическим началом здесь считается не эйдос, а некое энергийное начало: огонь (у Гераклита и стоиков); воля (у А.Шопенгауэра и Ф.Ницше); усилие, напряжение, жизненный порыв (у А. Бергсона) и интенсивность (у Ж. Делеза). Соотношение души и тела здесь понимается не как соотношение «материи» и «формы», «вещи» и «идеи», а как соотношение различных потоков. Нередко — как соотношение «восходящего» и «нисходящего» потоков. Радикальное различие между указанными традициями можно пояснить также через противопоставление деперсонализированной мощи «дионисийского» начала «аполлоновскому» началу формы и индивидуальности.

Альтернатива между эйдосом и энергией, как отправными точками в понимании одушевленного, в истории философии настолько радикальна, что ее можно сопоставить с альтернативой между корпускулярной и волновой концепциями реальности в истории естествознания. Таким образом, эмпирически констатируемый факт наличия в мире живых индивидуальностей (живых организмов) допускает две отправные точки для понимания как психических, так и жизненных феноменов, — иными словами всего, что охватывается понятием «одушевленное». То, что в рамках одной традиции берется в качестве исходного момента, — оказывается производным в рамках другой традиции.

1. Эйдетически-смысловой аспект феномена одушевленности может быть взят в качестве отправного момента, а энергийный — в качестве производного. Динамика жизненного напряжения — энергия — здесь рассматривается не как источник формы, а наоборот, как следствие движения к совершенной форме — энтелехии. Напомним: душа, по Аристотелю, связана с энтелехией, совершенной формой, а энергия возникает из движения тела к своей энтелехии. Импликации Платоно-Аристотелевской традиции явно или неявно сформировали базовые интуиции европейской мысли в рассмотрении, в частности, проблем «сознания», «души», «психики» или «жизни» (в частности, Аристотеля можно считать родоначальником биологии как науки). Таким образом, в классической философской традиции «энергийный» аспект одушевленности сущего рассматривается как следствие эйдетического аспекта (то есть идеи). Случайно ли, что в истории европейской философии этот самый «энергийный» аспект в понимании души постепенно сходит на нет, и понятие «душа» тем самым заменяется понятием «сознание»? Дилемма «одушевленное — неодушевленное», утрачивая свой энергийный аспект, трансформируется в несколько иную дилемму: «сознание — материя». Так сложились базо-

вые «статические» оппозиции: «сознание — материя», «образ — предмет», «субъект — объект», к которым фактически была редуцирована проблема «одушевленное — неодушевленное» в классической философии.

Таким образом, можно утверждать, что именно в этой традиции укоренено характерное для европейской культуры противопоставление души и тела, «психического» и «соматического», одушевленного и неодушевленного. Здесь же берет истоки склонность чрезмерно подчеркивать различие между «живой» и «неживой» природой, а также между человеческими существами и всеми другими формами жизни: зеркало разделяет миры; из всех существ только человек является существом, узнающим себя в зеркале.

2. Энергийный аспект феномена одушевленности может быть взят в качестве отправного момента, а эйдетический — в качестве производного. В истории онтологических учений эти концепции связаны с онтологией энергий и метафорой потока. Нужно заметить, что древнейшие представления о душе, духе, разуме или мышлении чаще всего были связаны отнюдь не с метафорой отражения, а как раз с метафорой потока. Так, по словам Эмпедокла, «сердце обитает в море крови, обтекающей его со всех сторон. Эта окружающая кровь и есть то, что люди переживают как мысль». Слова, использующиеся для обозначения души, духа или ума, в древних языках происходят от метафор текучих и сливающихся свойств воды, ветра и огня. Этимологически корни слов «душа» и «дух» во многих языках восходят к «дыханию». Словом, обозначающим «душу», на санскрите (ат-ман), греческом (пневма) и латинском (анима), служит дыхание.

Но самые глубокие корни метафоры потока как основополагающего образа души связаны с эзотерическими учениями Древнего Востока. Согласно древневосточной концепции гиперфизической анатомии, основу организма составляют каналы (сушумна, ваджра и т.д.), по которым движутся энергетические потоки. Если поток энергии, идущий по центральному каналу, направлен вверх, то он порождает духовные возможности. Если же он направлен вниз, то порождает семя. Различие «духовного», «душевного» и «телесного» здесь, таким образом, понимается как различие в направлении потоков. Отсюда — метафоры «поворота потока вспять» и «обратного плавания» в тантрической йоге и кундалини-йоге.

В европейской философии указанная традиция в понимании одушевленного развивается, в некоторой степени, в концепции У. Джемса. Сознание У. Джемс понимает как поток (в работе «Поток сознания»), в котором «образы» представляют собой более медленные части и задержки на пути потока. Но, прежде всего, «энергийная» парадигма одушевленного в европейской философии развивается в рамках так называемой «философии жизни»: в философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Мы рассмотрим некоторые импликации иного, по сравнению

с классическим, понимания интересующей нас проблемы на примере концепции А. Бергсона. Нам представляется, что эвристические возможности бергсонианства еще далеко не исчерпаны. Концепция Бергсона стоит особняком, как некая попытка «мыслить иначе» и может быть источником неожиданных и нетривиальных идей.

Итак, в чем же заключается радикальная «инаковость» этой концепции? Онтология по Бергсону — это не реальность тел, вещей или организмов, а реальность потоков. Тела и организмы возникают как «локальные затвердения» на пути потоков. Любая форма, как форма организма, так и образ или эйдос, выражает не столько движение потока, сколько препятствие на пути этого потока. Отношение между одушевленным (обозначаемым также как «жизнь», «дух», «сознание», «психическое») и неодушевленным (материей) понимается не в статических оппозициях (например, «сознание — предмет»; «субъект — объект»), а в динамических образах импульсов, потоков, отношений и взаимопроникновений между потоками. Это учение Бергсон считал «истинным эволюционизмом», противопоставляя его тому ложному подходу к эволюции, который «соединяет отвердевшее с отвердевшим», то есть рассматривает не движение потоков, а историю организмов.

Поток становления имеет два противоположно направленных вектора. Иногда Бергсон ведет речь о двух противоположно направленных потоках. Один вектор, или один из потоков — это восходящий поток. Суть его выражена такими понятиями, как воля, напряжение, усилие, творчество. Этот поток и составляет сущность того, что принято называть «сознанием», «духом», «психическим», «жизнью» и т.д. Бергсон называет этот поток жизненным порывом. Другой вектор, или другой поток — это нисходящий поток. Суть его — ослабление напряжения, усталость, инерция и автоматизм. Этот поток и составляет сущность всего «материального». Материя — это лишь «перерыв в напряжении», ослабление усилия.

Оба эти потока сами в себе являют два неделимых и несводимых ни к чему иному противоположно направленных импульса. И только взаимное сопротивление и взаимопроникновение вызывает дробление потоков, как бы вырезая из них индивидуальные тела и организмы. «В действительности жизнь есть движение, материальность есть обратное движение, и каждое из этих движений является простым; материя, формирующая мир, есть неделимый поток, неделима также жизнь, которая пронизывает материю, вырезая в ней живые существа. Второй из этих потоков идет против первого, но первый все же получает нечто от второго: поэтому между ними возникает modus vivendi, который и есть органи-зация»[1, c.246 — 247].

Итак, форма, организация, индивидуальность живого тела — это то, что один поток вырезает в другом. Организм, с точки зрения Бергсона,

возникает как своего рода компромисс между двумя противоположно направленными импульсами, «один из которых — нисходит, другой — поднимается». Этот компромисс, обретающий форму живого организма, Бергсон сравнивает с замедлением падения. «Жизнь — это усилие подняться по тому склону, по которому спускается материя». «Не имея возможности остановить ход материальных изменений, она добивается его замедления». «Жизнь — это как бы усилие, направленное к тому, чтобы поднимать тяжесть, которая падает. Правда, ей удается только замедлить падение». «...Жизненная деятельность — это то, что сохраняется от движения прямого в движении обратном: реальность, которая созидается, в реальности разрушающейся»[1. с.243 — 245]. Подлинная эволюционная теория должна рассматривать не историю организмов («соединение отвердевшего с отвердевшим»), а непрерывность становления, в котором живое существо есть лишь «промежуточный пункт».

«Духовное» и «материальное» здесь различаются не как вещь и ее отражение (образ), а как два противоположных направления потока (восходящее и нисходящее), которым соответствуют две противоположные фокусировки нашего умственного взора. Все то, что воспринимается нами в качестве «материального», связано с определенной фокусировкой видения. Это — взор, направленный вспять по отношению к потоку становления. Это — видение мира в аспекте его разрушения, чему соответствует такая способность, как интеллект. В рамках интеллекта способ объяснения всегда ретроспективен, то есть направлен вспять по отношению к способу возникновения сущего. «Наше видение материального мира есть видение падающей тяжести», видение вещи, которая разрушается; «в этом, несомненно, состоит одна из существенных черт материальности». «Что отсюда следует, если не то, что процесс, путем которого вещь создается, идет в направлении, противоположном физическим процессам, и что, стало быть, по самому своему определению, это процесс не-материальный?»[1. с.243]. Для постижения этого процесса необходима иная фокусировка нашего умственного взора, которая ориентирована в том же направлении, что и поток становления. Это — интуиция.

Как видим, по сравнению с метафизикой эйдоса, исходный и конечный пункты меняются местами. В противовес античной традиции, выводившей одушевленное, динамическое начало из формы (энтелехии), здесь, наоборот, форма выводится из волевого, динамического начала, которое, в свою очередь, не сводимо ни к чему иному.

Тема энергии как в истории философии, так и в истории естествознания является сущностно связанной с другой темой, — темой времени. Поэтому еще одна грань альтернативы «эйдос — энергия» в понимании психических феноменов — это альтернатива между статически-про-странственным образом зеркала в первом случае и динамикой темпо-

рального потока, во втором. Первичное качество как одушевленности вообще, так и сознания в частности, во втором типе традиций считается неразрывно связанным со способностью удержания времени, в результате чего формируется особое «спрессованное время», или время-длительность. Сущность одушевленности и градации в ее степени связываются со способностью удерживать и переживать длительность, как таковую. Это — «интенсивное», или «спрессованное» время у А. Бергсона; единство потока сознания как потока времени у Э. Гуссерля; «синтез времени» у Ж. Делеза.

Интенсивное время (по А. Бергсону) — это время-длительность, где все моменты как бы вдавлены друг в друга: один момент еще не исчез, когда появился другой; прошлое, настоящее и будущее не следуют друг за другом, а сосуществуют, создавая «конденсацию реальности». Если сознание — это полюс «максимума» в степени интенсивности времени, то далее идет понижение степеней интенсивности: бессознательная жизнь; растительное существование и, наконец, неодушевленная материя. Материя — это полюс «минимума» в степени интенсивности времени. Здесь поток совершается в очень растянутом временном ритме: один момент уже исчез, а другой еще не появился. Поэтому интенсивное время-длительность рассыпается на отдельные не связанные мгновения и образует пространственный порядок обособленных друг от друга тел.

Ж. Делез развивает концепцию «синтезов времени», создающих непрерывность переживания длительности. Всюду, где в результате этих синтезов создается непрерывность времени, можно, с точки зрения Де-леза, вести речь о неких зачатках «души». В нас тысячи маленьких «душ»: стратов и слоев непрерывности, которые Ж. Делез называет «личинками субъекта», полагая, что «следует придать душу сердцу, мышцам, нервам, клеткам»; «даже в крысу в лабиринте, в каждый ее мускул следует поместить нечто от этих созерцающих душ»[2, с. 99—101]. Речь, таким образом, уже ведется не просто об «уровнях», «стратах» и градациях в едином потоке одушевленности, но о кишении множества маленьких душ — сингулярностей, монад внутри каждого из этих уровней.

Таким образом, в рамках «метафизики энергий» сфера одушевленного не локализуется и не обособляется жесткой границей от неодушевленных компонентов онтологии. Одушевленность и неодушевленность здесь можно считать лишь «градиентами», различающимися только направленностью, степенью интенсивности потока и степенью спрессован-ности времени. Это качество допускает (потенциально бесчисленные) уровни, степени, градации: от «максимума» (сознание) до «минимума» (материя). По сути дела, каждый организм состоит из композиции длительностей, или различных форм спрессованного настоящего, которые Ж. Делез назвал «личинками субъекта».

Классическая европейская философия, оставаясь «комментариями к Платону», предпочитала «метафизику эйдоса» «метафизике энергий». Причем не только философская, но и естественнонаучная мысль традиционно двигались в русле той же метафизики эйдоса, выстраивая в науках о жизни картину тел и образов; форм и организмов, но не картину потоков. Но в современном естествознании вновь возрождается древняя традиция, рассматривающая «тела» и «души» как «локальные затвердения» на пути потоков всемирного становления.

Возврат к онтологии потоков совершается, например, в рамках нелинейной динамики, для которой реальность состоит из динамических паттернов, которые можно рассматривать в качестве самоорганизующихся потоков. Причем нельзя не заметить аналогию с идеями Бергсона, видевшего в живом организме форму, вырезаемую в потоке встречным потоком. В современном естествознании существует весьма интересное направление исследования, обнаруживающее некие константы формы, которые образуются везде, где происходит встреча двух потоков. Эти константы формы инвариантны для всех уровней реальности: от формы галактик до формы морских раковин; от потоков воздуха и жидкости до потоков сознания.

Препятствия в потоках воды создают обратное завихрение, называемое ламинарным течением. «Здесь края текущего основного потока постоянно заворачивают по кругу назад и затем снова вперед... Таким образом, любой текущий поток создает собственное расслоение, движущееся в обратном направлении»[4, с.211]. Д. Томпсон в работе «Рост и форма» показал, что простые организмы похожи на динамику подобных встречных течений и водоворотов, возникающих внутри жидкости, а также капель и всплесков. «Например, капля чернил, падающая в воду, или капля масла, падающая в парафин, создают узоры, удивительно похожие на форму медузы, а мгновенные фотографии всплесков похожи на полипы. Струи окрашенной воды, впрыскиваемой в окружающую водную среду, создают узоры, тождественные основным формам растений и роста бутонов». Т. Швенк в работе «Восприимчивый хаос» «продемонстрировал, как простые препятствия, помещаемые в текущей воде, создают в образующихся завихрениях устойчивые формы, которые выглядят удивительно похожими на организмы — нередко напоминая мечехвостов и кальмаров. Наиболее интересная картина, напоминающая формы простейших организмов, возникает, когда в середине текущего потока непосредственно друг за другом находятся источник восходящей струи воды и слив, по которому поступающая из источника вода снова уходит под поверхность. Образующаяся форма — замкнутое течение в более крупном потоке — поразительно напоминает живой организм и чрезвычайно чувствительна к изменениям в окружающем потоке»[4, с.

211—212]. Д. Гибсон показал, что внутренняя связность нервных сетей демонстрирует ту же динамику встречных течений и турбулентности, а развертывание потока сознания совершается согласно динамическим паттернам, которые инвариантны для любых пересекающихся потоков.

Обзор концепций потока в трактовке проблемы «одушевленное — неодушевленное» можно завершить обобщением сугубо метафизического плана. «Наше тело есть препятствие, или, точнее, орган, каким поток становления пытается себя воспринять на различных уровнях своего проявления, т.е. в тот момент, когда он сталкивается с препятствием. Другими словами, не поток становления для нас, а мы для него: он видит себя нашими телами-порогами»[3, с.20].

Как было показано, можно выделить два альтернативных подхода к проблеме «одушевленное — неодушевленное». Первый подход связан с онтологией эйдосов и следует платоно-аристотелевской традиции в философии. Второй подход связан с «онтологией энергий», или «онтологией потоков» и следует древневосточной, а также гераклито-стоической традиции в философии.

Каждая традиция имеет свои «плюсы» и свои «минусы». В рамках первой традиции исследования феномена одушевленности акцент делается на персоналистическом начале. В качестве исходной точки здесь берется живая одушевленная индивидуальность (организм, личность и т.д.). В рамках второй традиции, напротив, индивидуальность рассматривается в качестве вихря или водоворота, временно возникающего в деперсонализированном потоке жизненной энергии.

В рамках первой традиции (онтологии эйдосов) феномены одушевленного оказываются локализованными и обособленными от «неодушевленных» компонентов онтологии. Именно с этой традицией связана традиция противопоставления «души» и «тела», «живой» и «неживой» материи, «психики» и «соматики» и т.д.

В рамках второй традиции (онтологии потоков), напротив, не проводится жесткого водораздела между «одушевленным» и «неодушевленным»; «душой» и «телом»; «психикой» и «соматикой»; «живой» и «неживой» материей. Одушевленное отличается от неодушевленного лишь степенью интенсивности и направленностью потока. Это — восходящий и нисходящий векторы становления у Бергсона; ламинарные течения и обратные завихрения потоков у Гибсона, Томпсона и Швенка. По словам Т. Швенка, «благодаря наблюдению воды и воздуха непредубежденным взглядом, наш образ мышления становится. более подходящим для понимания живого. Это преобразование нашего образа мыслей. представляет собой решающий шаг, который необходимо сделать сегодня»[5, с.11]. Самоорганизующиеся динамические паттерны, изучаемые нелинейной динамикой, допускают объединение наук о неодушевленной и

наук о живой, одушевленной и чувствующей материи.

С другой стороны, онтология потоков имеет и свой «минус». Пер-соналистическое начало в феномене одушевленности здесь оказывается редуцированным и усеченным. Поэтому воздержимся от оценочных суждений по поводу того, какая из традиций в понимании одушевленного лучше или предпочтительнее. Скорее, здесь можно провести параллель между корпускулярной и волновой теориями света в естествознании. В конце концов выяснилось, что ни одна теория не может заменить другую, а они сосуществуют в качестве взаимодополнительных, но, равным образом, и взаимоисключающих способов описания реальности. Не имеет ли место нечто аналогичное и в науках о жизни, науках о психике и науках о сознании?

Литература

1. Бергсон А. Творческая эволюция. М., Канон-Пресс, 1998.

2. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., Петрополис, 1998.

3. ПодорогаА. Феноменология тела. М., Ad Marginem, 2000.

4. Хант Г. О природе сознания. М., Изд-во института трансперсональной психологии, 2004.

5. Schwenk T. Sensitive chaos. Bristol England: Rudolf Steiner Press, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.