Научная статья на тему 'Одноканальное финансирование как основной элемент модернизации обязательного медицинского страхования'

Одноканальное финансирование как основной элемент модернизации обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / SINGLE-CHANNEL FINANCING / OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE / MEDICAL INDICATORS / SOCIAL INDICATORS / MARKET OF MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крестьянинова Ольга Геннадьевна

В статье проведен анализ мероприятий по осуществлению поэтапного перехода субъектов Российской Федерации к одноканальному финансированию, оценен экономический эффект перехода на оплату медицинской помощи по полному тарифу, а также порядок взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти в условиях перехода преимущественно к одноканальному финансированию. Показана целесообразность включения в систему обязательного медицинского страхования видов медицинской помощи, ранее финансируемых из средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE TO BE FINANCED THROUGH ONE CHANNEL

The paper deals with step transition of RF subjects to health care single-channel financing and collaboration frame of executive powers and obligatory medical insurance agencies under the transition. The paper also gives economic appraisal of fully-paid health care and claims it makes sense to include some earlier financed by RF federal and local budgets into obligatory medical insurance.

Текст научной работы на тему «Одноканальное финансирование как основной элемент модернизации обязательного медицинского страхования»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 1. С. 34-37.

УДК 336.027:61

ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE TO BE FINANCED THROUGH ONE CHANNEL

О.Г. Крестьянинова

O.G. Krestyaninova

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

В статье проведен анализ мероприятий по осуществлению поэтапного перехода субъектов Российской Федерации к одноканальному финансированию, оценен экономический эффект перехода на оплату медицинской помощи по полному тарифу, а также порядок взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти в условиях перехода преимущественно к одноканальному финансированию. Показана целесообразность включения в систему обязательного медицинского страхования видов медицинской помощи, ранее финансируемых из средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.

The paper deals with step transition of RF subjects to health care single-channel financing and collaboration frame of executive powers and obligatory medical insurance agencies under the transition. The paper also gives economic appraisal of fully-paid health care and claims it makes sense to include some earlier financed by RF federal and local budgets into obligatory medical insurance.

Ключевые слова: одноканальное финансирование, обязательное медицинское страхование, медицинские показатели, социальные показатели, рынок медицинских услуг.

Key words: single-channel financing, obligatory medical insurance, medical indicators, social indicators, market of medical services.

В настоящее время в России осуществляется модернизация системы обязательного медицинского страхования. Реализуя политику, направленную на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, одной из стратегических целей является переход на одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи.

В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо разработать пакет нормативноправовых актов, определяющих включение в систему обязательного медицинского страхования видов медицинской помощи, ранее финансируемых из средств бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу, а также порядок взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти в условиях перехода преимущественно к одноканальному финансированию.

При этом надо отметить, что на сегодня в «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.» [1] предусмотрено увеличение доли средств обяза-

© О.Г. Крестьянинова, 2011

тельного медицинского страхования в финансировании здравоохранения к 2012 г. до 70 %. Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» доля средств обязательного медицинского страхования в расходах консолидированного бюджета субъекта введена в перечень показателей оценки эффективности деятельности губернаторов.

Переход к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы обязательного медицинского страхования, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг [2].

Особую значимость имеют ряд показателей, которые могут быть разбиты на три основные группы:

• медицинские показатели: объемы оказанных медицинских услуг по видам медицинской помощи и по отдельным специальностям;

• экономические показатели: затраты на оказание медицинских услуг, удельный вес расходов на оплату определенных видов меди-

цинской помощи, отдельные показатели использования финансовых средств;

• социальные показатели: показатели смертности, рождаемости, средней продолжительности жизни, заболеваемости, удовлетворенность населения качеством медицинской помощи.

В дополнении к этому, важным условием общей оценки эффективности услуг здравоохранения лежат два основных понятия:

• экономическая эффективность, связывающая объемы медицинских услуг с затратами. Повышение экономической эффективности предполагает достижение экономии расходов при сохранении объемов медицинской помощи или увеличение объема услуг при сохранении объемов финансирования;

• социальная эффективность, состоящая в обеспечении определенного уровня качества медицинской помощи в рамках располагаемых ресурсов. Этот показатель важен с точки зрения доступности медицинской помощи определенного качества.

В сложившихся экономических условиях при значительной дифференциации обеспеченности территориальных программам государственных гарантий по субъектам Российской Федерации, экстерриториальность и равнодоступность медицинской помощи при переходе на одноканальное финансирование будут обеспечиваться введением единых федеральных стандартов оказания стационарной медицинской помощи и подушевого финансирования амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В соответствии с планом мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения с июля 2007 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. № 296) в 19 субъектах Российской Федерации началась реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, основными направлениями которого были [3]:

- перевод учреждений здравоохранения субъектов РФ на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Внедрение одноканального финансирования происходило в 12 субъектах РФ;

- введение в стационаре механизма оплаты медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам медицинской помощи, с объемов оказанной помощи с учетом конечного результата. Данный механизм отрабатывался в 14 субъектах РФ;

- внедрение элементов частичного аккумулирования средств на уровне амбулаторно-

поликлинического учреждения (частичное фон-додержание) путем финансирования по подушевому нормативу с созданием системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов. Внедрение происходило в 11 субъектах РФ;

- реформирование оплаты труда медицинских работников с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи. Мотивационная система оплаты труда медицинских работников отрабатывалась в 14 регионах;

- совершенствование учета объемов оказанной медицинской помощи (введение системы персонифицированного учета) в системе обязательного медицинского страхования. Персонифицированный учет объемов оказанной помощи отрабатывался практически во всех субъектах, 18 субъектов его реализовывали.

В пилотном проекте приняли участие 30 % всех лечебно-профилактических учреждений в 19 субъектах РФ, которые работают в системе обязательного медицинского страхования.

Организационная схема финансирования пилотного проекта состояла в следующем: 5,4 млрд руб. направлялись из федерального бюджета в Федеральный фонд медицинского обязательного страхования, а затем - в бюджеты территориальных фондов. Кроме того, в бюджетах субъектов РФ - участников пилотного проекта предусматривались средства на его со-финансирование в размере около 3 млрд руб.

В ходе реализации пилотного проекта отрабатывались механизмы консолидации средств бюджетов всех уровней в системе обязательного медицинского страхования и было достигнуто, в среднем, соотношение средств обязательного медицинского страхования и бюджета (58 и 42 %).

В соответствии с Правилами финансирования в бюджеты участников пилотного проекта направлялось дополнительно 25 % от суммы счетов за оказанную медицинскую помощь. При этом определялась только доля расходов на оплату труда медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи (в размере не ниже 40 %). Остальные направления расходов - обеспечение медикаментами, медицинским оборудованием, инвентарем, изделиями медицинского назначения - субъекты определяли самостоятельно.

Необходимо отметить тот факт, что в условиях, когда Федеральный фонд обязательного медицинского страхования работает в двойственной ситуации - система медицинского страхования соединена с бюджетным здравоохранением (рис. 1) - создать конкурентную среду, при которой повышается качество медицинских услуг и расширяет выбор у пациента, невозможно.

МНОГОКАНАЛЬНОЕ

Рис. 1. Финансирование учреждений здравоохранения в настоящий момент

При одноканальном финансировании возникает интерес к программе обязательного медицинского страхования со стороны лечебнопрофилактических учреждений, и если сегодня на содержание медицинских учреждений финансовые средства поступают из разных источников и рассчитываются исходя из количества койко-мест или принятых врачом пациентов, то в новой схеме все финансовые потоки заключены в систему обязательного меди-

цинского страхования и медицинские работники получают деньги за реально оказанную помощь конкретному пациенту из одного источника - территориального фонда обязательного медицинского страхования (рис. 2).

Здесь необходимо отметить, что таким образом проще контролировать и эффективность оказания медицинской помощи, и расходование денежных средств.

Рис. 2. Одноканальное финансирование учреждений здравоохранения

Ожидается, что новая практика неизбежно простимулирует не только повышение качества лечения, но и развитие профилактического направления в медицинском обслуживании, когда участковый врач, например, материально заинтересован в том, чтобы его пациенты как можно реже прибегали к услугам скорой помощи и стационаров [4].

В целом новый финансовый механизм в сфере обязательного медицинского страхования призван обеспечить:

• финансирование по расширенному тарифу, что, в свою очередь, позволит руководству медицинского учреждения маневрировать

заработанными за оказанную медицинскую помощь средствами и, в случае необходимости, направлять их на наиболее приоритетные статьи расходов, включая ремонт оборудования, закупку недорогого оборудования, повышение квалификации медицинских работников и т. д.;

• оптимизацию организации медицинской помощи и развитие приоритетных направлений: совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики, а также внедрение оплаты медицинской помощи по законченному случаю;

• нацеленность системы здравоохранения на охрану здоровья, создание рынка медицинских услуг с конкурентной средой, сокращение издержек, оптимизацию структуры и штатов медицинских учреждений.

Предварительные итоги пилотного проекта (по данным территориальных фондов обязательного медицинского страхования, принимавших участие в пилотном проекте) доказывают эффективность одноканального финансирования. Об этом свидетельствуют показатели увеличения размера подушевого финансирования, сокращение количества обоснованных жалоб населения на качество медицинской помощи, на взимание платы за лекарственное обеспечение и за помощь, оказанную по программам обязательного медицинского страхования в медицинских организациях.

Позитивный опыт реализации пилотного проекта лег в основу изменений, готовящихся в настоящее время для внесения в законодательные акты. Они призваны преобразовать систему обязательного медицинского страхования в России [2] .

1. Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 815 «О порядке органи-

зации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (вместе с «Положением о порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года») // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

2. Юрин А. В. Опыт по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения // Ремедиум. - 2009. - № 9. - С. 46-48.

3. Габуева Л.А. Итоги реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации 2007-2008 гг. // Обязательное медицинское страхование. -2009. - № 2. - С. 5-9. - ИКЬ: http://ora.ffoms.ru /portal/page/portal/top/about/magazine/Архив2009 /Журнал.

4. Всероссийское совещание исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования // Обязательное медицинское страхование. - 2009. -№ 4. - С. 3-7. - иКЬ: http://ora.ffoms.ru/portal/ page/portal/top/about/magazine/Архив2009/Жур-нал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.