УдК 86.37 Протоиерей Трофим Щербаков,
преподаватель кафедры библеистики Екатеринодарской духовной семинарии
Одно, а не два изгнания торгующих из храма
(Мф. 21:12-17; Мк. 11:11-12, 15-19; Лк. 19:45-48;
ин. 2:13-23)
Аннотация. Попытка гармонизировать евангельскую историю поставила перед библеистами множество вопросов. один из них недавно был затронут прот. димитрием Юревичем и стал названием его статьи: «два или одно изгнание торгующих из храма?». В своей ответной статье, предлагаемой ныне вниманию заинтересованных лиц, преподаватель нового Завета из Екатеринодарской семинарии прот. Трофим Щербаков разрубает гордиев узел полемики, завязавшейся между епископом Кассианом (Безобразовым) и прот. димитрием Юревичем, пытается разрешить данный вопрос в духе царя Соломона и предлагает поставить точку этом извечном споре.
Ключевые слова: евангельская гармонизация, изгнание торговцев из иерусалимского храма, еп. Кассиан (Безобразов), прот. димитрий Юревич, хиазм, структурный анализ евангелия от иоанна.
UDC 86.37 Archpriest Trofim Shcherbakov,
The teacher of the Department of Biblical Studies of Yekaterinodar Theological Seminary
One, not Two, Expulsions of Traders from the Temple
(Mf. 21:12-17; Mk. 11:11-12, 15-19; Lk. 19:45-48;
Jn. 2:13-23)
Annotation. An attempt to harmonize evangelical history has raised many questions for biblical scholars. One of them was Prot. Dimitri Yurevich and became the title of his article: "Two or one expulsion of traders from the temple?" In the response article, a teacher of the New Testament from the Yekaterinodar Seminary, Prot. Trofim Shcherbakov cuts the Gordian node of the controversy between Bishop Cassian (Bezobrazov) and Prot. Dimitri Yurevich tries to resolve this issue in the spirit of Tsar Solomon and proposes to put an end to this eternal dispute.
Keywords: evangelical harmonization, expulsion of merchants from the Jerusalem temple, ep. Cassian (Bezobrazov), Prot. Dimitri Yurevich, chiasm, structural analysis of the Gospel of John.
Данный материал является размышлением о том, какой альтернативный ответ можно дать на вопрос, поставленный в своё время заведующим кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Димитрием Юревичем в одноимённой статье: «Два или одно изгнание торгующих из храма?»1.
Высказываясь на тему хорошо известного эпизода евангельской истории, экзегет из Санкт-Петербурга своё рассуждение повёл, полемизируя и пытаясь опровергнуть утверждение преосвященного еп. Кассиана Безобразова: «Такой революционный акт, как очищение храма, не мог быть совершен дважды»2.
Отец Димитрий обескуражен тем, «насколько резко и радикально порвал с дореволюционной традицией живший в XX в. в эмигрантской среде еп. Кассиан (Безобразов), склонявшийся к мнению о том, что было только одно событие очищения Храма»3.
Возможно, отец Димитрий прав относительно того, что еп. Кассиан довольно сурово назвал своих коллег по экзегетическому цеху «консервативными толкователями»4.
Но стоит ли судить столь строго? Верность Преданию Церкви, основанная на живом личном опыте пребывания в Теле Христовом - это неотъемлемая черта всех экзегетических трудов преосвященного владыки.
Епископ Кассиан писал статьи, которые одними только своими названиями говорят о почтительном внимании их автора к авторитету, значению и важности Предания: «Принципы православного изучения Св. Писания»5, «Церковное предание и новозаветная наука»6. И он тонко чувствовал (это касается приведённых в статье отца Димитрия цитат из свт. Иоанна Златоуста и других древних экзегетов), что одного только авторитета святости или древности ещё далеко недостаточно для того, чтобы автоматически считать мнение того или иного святого выражением мнения всей полноты Церкви: «Священное Предание как голос Церкви не есть обязательно предание, от-
1 Юревич, Д. прот. Два или одно изгнание торгующих из храма? // Материалы ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской духовной академии 30.09.2015. СПб.: СПбПДА, 2015. С. 34-39.
2 Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение / Епископ Кассиан (Безобразов). М.: ПСТБИ : Русский путь, 2001. С. 104.
3 Юревич, Д. прот. Два или одно изгнание торгующих из храма? // Материалы ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской духовной академии 30.09.2015. СПб.: СПбПДА, 2015. С. 36.
4 Там же.
5 Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного изучения Св. Писания // Путь. 1928. № 13. С. 3-18.
6 Кассиан (Безобразов), еп. Церковное предание и новозаветная наука / Епископ Кассиан (Безобразов). С. 467-484. - URL: http://www.odinblago.ru/kassian_cerk_ predanie_i_novoz_ nauka (дата обращения: 12.09.2022).
крыто высказанное древними. Человеческие колебания древних могли смолкнуть и в сравнительно позднее время перед прозвучавшим и осознанным голосом Церкви»7.
Что же касается отношения к традиции русской дореволюционной библеистики, то, вероятно, следует прислушаться к довольно пессимистичному замечанию корифея русской дореволюционной новозаветной науки Н. Н. Глубоковского: «Нет у нас в богословии, - писал он, - ни нарастающих научных традиций, ни выработанных методов, ни школьных направлений»8.
Поэтому следует всё же воздать должное парижскому исследователю, как его называет отец димитрий.
Он не порвал с русской «дореволюционной традицией», но совершил прорыв в отечественной библеистике, оставив нам в наследие по-настоящему глубокие и, что немаловажно, самобытные образцы новозаветных аналитических исследований. Он не порвал с дореволюционной русской библеисти-кой под влиянием западных «скептических учёных», но выстраивал мост между этими двумя мирами, прокладывая для новых поколений исследователей Священного Писания дорогу, ведущую в будущее.
действительно, свой вывод о том, что очищение Иерусалимского храма Христом является в Евангельской истории единственным и неповторимым, еп. Кассиан делает на довольно рискованном и не бесспорном основании - на основании эмоциональной оценки этого события как революционного. Однако, еп. Кассиан, к счастью, не рассматривает этот отрывок из Евангелия от Иоанна, как и два предыдущие (встреча Христа с учениками и брак в Кане Галилейской), в отрыве друг от друга и от материи всего Евангельского текста в целом. для епископа Кассиана эти следующие друг за другом отрывки (Ин 1:19-51, 2:1-12, 2:12-22) - ещё один, более прозаический пролог, дающий «в ракурсе всю Евангельскую историю от её исходной точки - служения Предтечи - до её конечной точки - предварения страстей в очищении храма»9.
Епископ Кассиан был близок к тому, чтобы поначалу отвергать принцип историчности в Евангелии от Иоанна: «Ин. всё целиком говорит о том, что - над историей... Задача Иоаннова Евангелия не есть восполнение историческое»10. Однако позднее он пересматривает свою собственную позицию. «В такой категорической форме это суждение должно быть принято
7 Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного изучения Св. Писания // Путь. 1928. № 13. С. 10.
8 Глубоковский, Н. Н. К 100-летию СПбдА // Церковный Вестник. 1909. № 50-51. С.1575-1576.
9 Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. Париж: Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, 2006. С. 67.
10 Кассиан (Безобразов), еп. Евангелисты как историки // Православная мысль. Вып. 1. Париж, 1928. С. 27-28.
ошибочным»11, - констатирует он и приходит к замечательному и окончательному для него выводу: «История в Ин. сплетается с тем, что выходит за границы истории»12.
Как не вспомнить, в связи с этим, автора одного из первых толкований на Евангелие от Иоанна св. Кирилла Александрийского, рассуждавшего о браке в Кане Галилейской, к которому и примыкает рассматриваемое здесь событие очищения храма, писал: «На этом пусть остановится объяснение исторического смысла повествования. Но, думаю, должно применять к этому повествованию и другое созерцание»13.
Метким сравнением хронологической аномалии события очищения храма является и сопоставление его еп. Кассианом с историей проповеди Христа в Назаретской синагоге из евангелия от Луки, которая также нарушает формальную линейную историческую последовательность Евангельских событий. «С аналогичным явлением мы встретились при изучении Лк. Мы установили, что эпизод Лк. 4:14-30 рассказан Евангелистом вне хронологической связи, и <...> составляет часть Введения, предваряя общей характеристикой историческое повествование о земном служении Христа Спасителя. Типологическое значение эпизода было достаточным объяснением нарушения хронологической связи»14.
Сложность понимания закономерностей исторической последовательности в Евангелии от Иоанна еп. Кассиан пытался объяснить «двойной цепью»15 повествования и, наконец, «неизменно сужающимися концентрическими кругами»16 в порядке изложения событий и мыслей.
Более того, пытаясь как можно шире раскрыть «хронологическую тайну» четвёртого Евангелия, еп. Кассиан максимально близко пришёл к ключевой её разгадке: «Речь развертывается перед нами как сплошная цепь вроде Дантовских терцин. Только ритм в отличие от Данте не звуковой, а смысловой. <...> Эту же особенность можно подметить и в архитектонике Евангелия как некоего целого»17.
Блестящие научные прозрения еп. Кассиана нашли своё продолжение в открытиях будущих поколений библеистов. Для разбираемого в данной ста-
11 Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. Париж: Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, 2006. С. 87.
12 Там же.
13 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Москва: Сибирская Благозвонница, 2011. Т. 1. С. 208.
14 Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. Париж: Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, 2006. С. 66.
15 Там же. С. 88.
16 Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Париж: Bibliothèque slave de Paris, 1996. С. 36.
17 Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. Париж: Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, 2006. С. 11.
тье вопроса главными из них стали, например, следующие: докторская диссертация Джона Герхарда18 и основанный на ней развёрнутый комментарий Питера Эллиса19. Разбирая, в частности, отрывок об изгнании торгующих их храма в свете литературного стиля хиастического параллелизма, П. Эллис приходит к выводам, совпадающим с выводами еп. Кассиана: «Согласно синоптическим евангелиям, очищение храма имело место незадолго до страстей (ср. Мф. 21:2 сл; Мк. 11:11 сл; Лк. 19:45 сл). Иоанн перемещает его ранее -в начало своего евангелия, - с тем, чтобы обеспечить хиастическую параллель с секвенцией 19 (глл. 18-19) - историей разрушения храма Тела Иисуса во время распятия. Параллелизм достигнут с помощью центральной для обеих секвенций темы - разрушение Тела Иисуса, вслед за которым следует воскресение; со времени последнего, воскресший Иисус становится храмом новозаветного домостроительства. То, что было бы почти невозможно объяснить согласно законам повествовательной композиции, становится совершенно понятным, если читать евангелие согласно законам параллелизма»20.
Хиастическая концепция литературно-богословского построения Евангелия от Иоанна в интерпретации Герхарда-Эллиса не только разъясняет вопрос о количестве изгнаний торгующих, но и убедительно опровергает теорию смещений 4-й, 5-й и 6-й глав Евангелия от Иоанна, высказанную Бультманом21, а затем подхваченную и видоизменённую в теорию о нескольких редакциях, которой придерживались такие Иоаннисты, как Браун22 или Фортна23, Муди Смит24 и другие.
Бесспорно, хиастическая теория рассмотрения Евангелия от Иоанна нуждается во внимательном изучении и уточнениях. Она требует усилий исследователей для своего дальнейшего развития и адаптации в качестве одного из методов и для православного толкования Слова Божия. Поэтому отрадно, что в наше время эта точка зрения нашла своё отражение в учебном пособии преподавателя ПСТГУ священника Александра Прокопчука25 и прозвучала в некоторых публикациях молодых российских исследователей Священного Писания26.
18 Gerhard, S. J. The Literary Unity and the Compositional Mеthod of the Fourth Gospel. Washington: The Catholic University of America, 1975.
19 Ellis, P. F. The Genius of John: A Commentary on the Fourth Gospel. Collegeville: Liturgical Press, 1984.
20 Ellis, P. F. The Genius of John: A Commentary on the Fourth Gospel. Collegeville: Liturgical Press, 1984. P. 46.
21 Bultmann, R. The Gospel of John.
22 Brown, R. E. The Gospel according to John.
23 Fortna, R. T. The Fourth Gospel and Its Predecessor.
24 Smith, M. Composition and Order of the Fourth Gospel.
25 Прокопчук, А. (прот.). Лекции по Евангелию от Иоанна. Москва, 2009. С. 18.
26 Раздоров, А. (свящ.). Изгнание торгующих из Храма по Евангелию от Иоанна: хронологическая проблема // Скрижали. 2012. № 4. С. 79-87.
В свете всего вышесказанного, утверждение отца Димитрия о том, что исповедания Христа апостолами в Ин. 1 «Мессией» (ст. 41), «Сыном Божьим», «Царём Израилевым» (ст. 49) - это всего лишь «постепенное откровение Иисуса о Себе как о Боге»27, а также о том, что очищений было два - представляет собой подход к изучения четвёртого Евангелия и рассмотрение его с точки зрения линейной истории.
Парадоксальный феномен Иоанновской хронологии заключается в том, что порядок расположения текстовой материи Евангелия не совпадает с привычным для неискушённого читателя примитивным прямолинейным (одно вслед за другим) и однонаправленным хронологическим порядком развития обычного исторического повествования. В этом - гений Иоанна, характерная для его Евангелия драматургическая суть.
Многочисленные конкордансы, согласования, синопсисы, расчленяя и препарируя единую и напоминающую собой несшитый хитон Господень (Ин. 19:23-24) материю текста Евангелия от Иоанна, по меньшей мере лишают своих приверженцев возможности насладиться грандиозной и восхитительной картиной его изящнейшей и искуснейшей литературной архитектоники самого высокого стиля.
По большому же счёту, помещая в прокрустово ложе линейной истории, сокровище Евангелия от Иоанна, как, впрочем, и труды трёх других евангелистов, такой подход к Евангельской истории достаточно серьёзно нивелирует особенности каждого из Евангелий и вместо четырёх произвольно создаёт некое гипотетическое пятое - никогда и нигде ранее не существовавшее.
Что ж, ничего нового в этом нет. Ещё Евсевий Кесарийский дал концепции механистически-насильственного объединения евангельских текстов в одно суррогатное целое достаточно ёмкую и яркую характеристику, назвав один из первых появившихся в древности синопсисов - Диатессарон Татиана - лоскутной мешаниной из Евангелий28.
В лице Христа в постоянно текущую, находящуюся реку человеческого времени вошла божественная статичная вечность - эта богословская идея парадоксальным образом нашла своё отражение и навсегда запечатлелась в литературном характере четвёртого Евангелия.
Поэтому ключом для понимания хронологии такого величайшего мистика и символиста новозаветной письменности, каким был и остаётся апостол Иоанн, должны стать слова Христа Спасителя из четвёртого Евангелия: «грядёт час и ныне есть» (Ин. 4:23; 5:25). То есть события из хронологиче-
27 Юревич, Д. (прот.). Два или одно изгнание торгующих из храма? // Материалы ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской духовной академии 30.09.2015. СПб.: СПбПДА, 2015. С. 36.
28 Евсевий Кесарийский. Церковная история. IV, 29, 6 // Богословские труды. Сб. 23-25. М.: Московский патриархат, 1982-1985.
ского будущего в Евангелии от Иоанна объединены с непосредственно излагаемым автором «уже здесь и сейчас» хронологическим настоящим в каждый даже отдельно взятый момент времени - причём как для написавшего, так и для читающего.
Так возможен ли всё-таки однозначный и окончательный ответ на поставленный уважаемым библеистом из Санкт-Петербурга вопрос? На иску-сительный вопрос: «сколько было изгнаний торговцев из Иерусалимского храма?» ответ, достойный чистоты настоящей научной истины, остаётся только один: одно - в каждом из четырёх отдельно взятых Евангелий.
Список использованных информационных ресурсов
1. Глубоковский, Н. Н. К 100-летию СПбДА / Н. Н. Глубоковский // Церковный Вестник. - 1909. - № 50-51.
2. Евсевий Кесарийский. Церковная история. IV, 29, 6 / Евсевий Кесарийский // Богословские труды. - 1982. - Сб. 23. - С. 119-153.
3. Евсевий Кесарийский. Церковная история. IV, 29, 6 / Евсевий Кесарийский // Богословские труды. -1983. - Сб. 24. - С. 97-138.
4. Евсевий Кесарийский. Церковная история. IV, 29, 6 / Евсевий Кесарийский // Богословские труды. - 1984. - Сб. 25. - С. 5-56.
5. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом / Епископ Кассиан (Безобразов). - Париж: Bibliothèque slave de Paris, 1996. - 251 с.
6. Кассиан (Безобразов), еп. Евангелисты как историки // Православная мысль. Вып. 1. - Париж, 1928. - С. 7-20.
7. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна / Епископ Кассиан (Безобразов). - Париж: Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, 2006. - 366 с.
8. Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного изучения Св. Писания / Епископ Кассиан (Безобразов) // Путь. 1928. № 13. - С. 3-18.
9. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение / Епископ Кассиан (Безобразов). - М.: ПСТБИ: Русский путь, 2001. - 560 с.
10. Кассиан (Безобразов), еп. Церковное предание и новозаветная наука / Епископ Кассиан (Безобразов). - URL: http://www.odinblago.ru/ kassian_cerk_predanie_i_ novoz_nauka (дата обращения: 12.09.2022).
11. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 1 / Святитель Кирилл Александрийский. - Москва: Сибирская Благозвонница, 2011. - 991 с.
12. Прокопчук, А. (прот.) Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей А. Прокопчук. - Москва, 2009. - 168 с.
13. Раздоров, А. (свящ.) Изгнание торгующих из Храма по Евангелию от Иоанна: хронологическая проблема / священник А. Раздоров // Скрижали. - 2012. -№ 4. - С. 79-87.
14. Юревич, Д. (прот.) Два или одно изгнание торгующих из храма? / Протоиерей Димитрий Юревич // Материалы ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской духовной академии 30.09.2015. - Санкт-Петербург: СПбПДА, 2015. - С. 34-39.
15. Ellis, P. F. The Genius of John: A Commentary on the Fourth Gospel / P. F. Ellis. -Collegeville: Liturgical Press, 1984. - 330 p.
16. Brown, R. E. The Gospel according to John. The Gospel According to John I-XII (The Anchor Yale Bible Commentaries) / Raimond E. Brown. - URL: https://www. goodreads.com/book/show/76796.The_Gospel_According_to_John_I_XII (дата обращения: 25.09.2022).
17. Bultmann, R. K. The Gospel of John: a commentary on the Fourth Gospel / Rudolf Karl, Bultmann (1884-1976), Beasley-Murray, George Raymond, Hoare, Rupert William Noel; Riches, John KennethEllis, P. F. - Collegeville: Liturgical Press, 1984. - URL: https://archive.org/ details/gospelofjohnco00bult (дата обращения: 17.09.2022).
18. Fortna, R. T. The Fourth Gospel and its predecessor: from narrative source to present Gospel / Robert Tomson Fortna. - Philadelphia: Fortress Press, 1988. - URL: https://archive.org/details/fourthgospelitsp0000fort (дата обращения: 19.09.2022).
19. Gerhard, S. J. The Literary Unity and the Compositional Mеthod of the Fourth Gospel / S. J. Gerhard. - Washington: The Catholic University of America, 1975. - URL: https:// archive.org/details/interpretationof0000dodd (дата обращения: 21.09.2022).
20. Smith, D. M. The composition and order of the fourth Gospel: Bultmann's literary theory / Dwight Moody Smith. - New Haven: Yale University Press. - 272 p. -URL: https://archive.org/details/compositionorder0000smit (дата обращения: 02.10.2022).