Научная статья на тему 'Одна, но пламенная страсть (к 80-летию А. И. Елисеева)'

Одна, но пламенная страсть (к 80-летию А. И. Елисеева) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одна, но пламенная страсть (к 80-летию А. И. Елисеева)»

с

*

^есмАик, март, 2009 г., □ 3

Дорогой Александр Иванович! Сердечно поздравляем Вас с 80-летним юбилеем! Сегодня Вы один из самых высокочтимых людей не только Института геологии, но и всего российского геологического сообщества. За Вашими плечами более 60 лет, посвященных геологии, в том числе 55 лет Тимано-Пай-Хой-Уральскому региону. С почтительным восхищением мы дерзнем выделить несколько этапов Вашей профессиональной деятельности.

Первый этап — учебная пятилетка, прошедшая в Карело-Финском университете с практикой на Балтийском щите, где Вам посчастливилось работать вместе с выдающимся геологом -К. О. Кратцем, о котором Вы с теплотой вспоминали на страницах печати.

Второй, десятилетний этап «лито-лого-стртиграфический» был посвящен стратиграфии и литологии каменноугольных отложений гряды Чернышева. За эти годы Вам удалось выяснить их строение и вещественный состав, на основании многочисленных находок фораминифер расчленить каменноугольные отложения вплоть до горизонтов и провести детальную корреляцию разрозненных разрезов. Фундаментом исследований послужил богатейший фактический материал, добытый в многочисленных и продолжительных экспедициях. Это тяжелые маршруты в бассейнах рек Вангыр, Большая Сыня, Лек-Роговая, Исак-Ю, Фома-Ю, Харута, Шер-Нядейта, Лек-Нядейта, Большая Саръюга, Кымбажью, Изъяю, Ыд-жыдъю, Шаръю, Неча, Заостренная, Уса и руч. Ульвожу, Изрузьшору,

Пымвашору, Нелыняшору. Для нас многие из перечисленных мест воспринимаются просто как слова, но Вам они, конечно, напоминают безлюдную тайгу и тундру, бесконечные обнажения, интересные горные породы с проблематичными текстурами, тщетные (чаще) или удачные (реже!) поиски фауны и т. д. Всего за этот период Вами было изучено 355 обнажений, пройдено несколько тысяч километров маршрутов, вынесена из дальних маршрутов в рюкзаках не одна тонна образцов пород, исследовано десятки тысяч шлифов — многолетняя работа целой геологической партии, выполненная одним человеком!

Именно поэтому Ваши геологические построения до сих пор остаются базовыми. Несколько позднее, в связи открытием нефтяных месторождений в соседних с грядой Чернышева районах, Ваши научные результаты оказались на 100 % востребованными геологами-нефтяниками. Ибо Вы так прекрасно описали разрезы, породы и комплексы фауны, что нефтяники легко узнавали их в даже в тонких столбиках кернов скважин. Надо признаться, что так глубоко проникнуть в познание каменноугольных отложений в целом на всей гряде Чернышева после Вас никому пока не удалось. Как изве -стно, эти Ваши исследования легли в основу кандидатской диссертации.

Третий, непродолжительный, но очень яркий этап — африканский. Вы возглавили группу советских геологов, изучавших геологическое строение восточной части Мали. Рассказ «С полярных широт в Африку» о Ваших впечатлениях и приключениях в пус-

тыне Сахара мы с большим интересом прочитали в институтском Вестнике. Ваш героический маршрут был отмечен советским послом в Мали. Биологические коллекции, привезенные Вами из Африки ныне украшают музей Института биологии, а отдельные африканские сувениры были щедро раздарены Вами друзьям, ученикам и хорошим знакомым.

Четвертый, продолжительный (приблизительно двадцатипятилетний) этап можно назвать «формацион-ным». Он был посвящен изучению целого комплекса палеозойских отложений Елецкой и Лемвинской зон, выделенных знаменитым геологом К. Г. Войновским-Кригером на Полярном Урале. Впервые эти палеозойские комплексы были рассмотрены Вами с позиций формационного анализа, в методологию которого Вы внесли неоценимый вклад. На этом этапе Вашими геологическими маршрутами были охвачены западный склон севера Урала (Северного, Приполярного, Полярного) и Пай-Хоя. Изучены геологические разрезы на реках Лемва, Б. Надота, Хойла, Грубею, Пальник, Пага, Елец, Харута, Яйю, Харота, в бассейнах рек Собь, Щугер, Подчерье, Илыч, верхней Печоры, Кожым, Кара, Силова и многих других рек и ручьев. В ходе работ Вами были открыты нижнекаменноугольные рифы на Полярном Урале, впервые высказано предположение о надвиговом контакте пород сланцевой и карбонатной зон на Пай-Хое, существенно уточнена стратиграфия каменноугольных отложений Лемвин-ской зоны, обоснован силурийский

^есмАик, март, 2009 г., □ 3

п

возраст фосфоритов на Пай-Хое, которые ранее считались ордовикскими, оценены вместе с коллегами (сотрудниками лаборатории региональной геологии и тектоники, которую Вы тогда возглавляли) перспективы неф -тегазоносности западного склона севера Урала и Предуральского краевого прогиба.

Разработанный Вами методический подход к формациям и формаци-онному анализу позволил выявить в строении разреза Елецкой зоны характерную платформенную цикличность — трехкратное чередование триады формаций, образующих форма-ционный ряд. Попытки выделить формации были и до Вас, но способы их распознавания и, возможно, ограниченность площади исследований не выявили такого логичного и одновременно простого строения палеозойского разреза Елецкой зоны. В то же время Ваш формационный анализ с новой стороны подчеркнул глубокое различие Елецкой и Лемвинской СФЗ — оказалось, что в формацион-ном ряду Лемвинской зоны никакой цикличности нет, а имеется однонаправленная последовательность формаций, заполняющих остаточный глубоководный морской бассейн.

Установив закономерности строения формационных рядов палеозойских отложений в нашем северном регионе, Вы задались целью их выяснения в подобных зонах сочленения горно-складчатых областей и платформ на всей планете и занимаетесь этим до сегодняшнего дня. Образно говоря, на склоне лет Вы начали совершать виртуальные маршруты по пассивным окраинам Европейской, Северо-Американской, Сибирской, Южно-Китайской, Австралийской, Африканской и Южно-Американской платформ! «Заброска» в районы исследования осуществлялась Вами посредством критического изучения многочисленных геологических публикаций на английском и французском языках. При этом Вы экстрагировали из этих публикаций добротный фактический материал, а что касается его интерпретации, то здесь Вы опирались уже на собственные концепции, по существу очень мало нуждаясь в генетических построениях зарубежных авторов...

В итоге Вы построили палеозойские формационные ряды для зон сочленения пассивных окраин подвижных областей с платформами для всех континентов. Впечатляющим теорети-

ческим итогом этой грандиозной работы стало выделение Вами трех типов пассивных ограничений платформ в палеозое. Один из типов Вы назвали за-падно-уралъским и продолжаете его детальное изучение и до сего дня. Эти исследования Вами были оформлены в виде докторской диссертации.

Пятый этап можно назвать, так же как и первый, учебным, но здесь Вы выступили уже в качестве преподавателя. Обладая талантом блистательного рассказчика, Вы, как мало кто другой, умеете ясно и эмоционально довести до слушателя суть лекции. Ваш талант лектора, проявившийся в обществе «Знание», полностью был востребован при чтении лекций студентам-геологам Сыктывкарского универси-

ких формаций, а также сравнивая условия их образования, Вы сочли необходимым объединить их в более крупные формационные единицы — семейства. В итоге Вы пришли к новому пониманию формационного анализа и сформулировали идею ста-диалъно-парагенетического метода изучения этих надпородных геологических образований.

Хотя такая периодизация во многом условна (человеческая жизнь всегда сложнее искусственных рамок), она тем не менее ярко отражает Вашу «одну, но пламенную страсть» — любовь к своей профессии геолога-оса-дочника и к осадочным породам вне зависимости от их географической принадлежности.

тета. Вы стали первым профессором, выросшим на этой молодой кафедре. Бывшие студенты с теплотой вспоминают Ваши доходчивые лекции по литологии и исторической геологии. Под Вашим руководством были защищены три кандидатских и три докторских диссертации.

Вашей замечательной, достойной подражания чертой является благо -дарная память о своих учителях. Поэтому именно Вами была составлена прекрасная монография, посвященная Вашему учителю А. А. Чернову, и подготовлены к печати материалы его ранних, практически никому не известных исследований в Монголии в составе экспедиции известного путешественника К. П. Козлова. Вы деятельно участвовали в составлении брошюр о жизни, работе и научных достижениях своих коллег.

Шестой этап можно назвать над-формационным. Углубленно анализируя состав и строение геологичес-

Дорогой Александр Иванович, Вы признанный Литолог, Стратиграф и Формациолог, знаток палеозоя Ти-мана, Урала и Пай-Хоя. Ваши достижения отмечены почетными грамотами, орденом «Знак почета», медалями и памятным нагрудным знаком «За заслуги в изучении недр Республики Коми». Вы выдающийся профессионал-геолог, заслуженный деятель науки Коми АССР и Российской Федерации. Ваши друзья и соратники знают Вас как душевного, порядочного и доброго человека, мудрого и щедрого учителя, открытого, веселого и компанейского коллегу, преданного мужа и заботливого дедушку.

Мы любим и уважаем Вас, дорогой Александр Иванович! Желаем Вам и Вашей верной спутнице Нине Владимировне здоровья, благополучия и удачи во всем!

К. г.-м. н. В. Салдин, коллектив лаборатории литологии и геохимии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.