Научная статья на тему 'Одна из версий происхождения тoргайских геоглифов в Казахстане'

Одна из версий происхождения тoргайских геоглифов в Казахстане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГАЙСКИЕ ГЕОГЛИФЫ КАЗАХСТАНА / ЗЕМЛЯНЫЕ КУРГАНЫ / МАХАНДЖАРСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗАГОННАЯ ОХОТА НА САЙГАКОВ / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ XII-XIII ВВ. / TORGAY GEOGLYPHS OF KAZAKHSTAN / EARTH BURIAL MOUNDS / MAHANJAR CULTURE / PENULTIMATE HUNTING FOR SAIGAS / GREAT SILK ROAD / GLOBAL WARMING OF THE XII-XIII CENTURIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стасив Игорь Васильевич

В статье проанализированы выявленные ранее в Казахстане Торгайские геоглифи. Описана их природа образования, этапы развития племен маханджарской и других культур, перешедших со временем от подвижного кочевого образа жизни к оседлому проживанию и производству скотоводству, земледелию, загонной охоте на сайгаков, а также налаживанию торговых связей с торговцами Великого Шелкового пути. Изложены также причины перехода проживающих племен от оседлого проживания к кочевому, которые были вызванные глобальным потеплением XII-XIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE OF THE THEORIES OF THE ORIGIN OF TORGAI GEOGLYPHS IN KAZAKHSTAN

The article analyzes Torgai geoglyphs discovered earlier in Kazakhstan. Their nature of education, the stages of the development of the Makhandzhar and other cultures, which in time passed from a mobile nomadic way of life to settled living and production cattle breeding, agriculture, penning hunting for saigas, and also establishing trade links with traders of the Great Silk Road are described. The reasons for the transition of living tribes from settled to nomadic habits, which were caused by the global warming of the XII-XIII centuries, are also outlined.

Текст научной работы на тему «Одна из версий происхождения тoргайских геоглифов в Казахстане»

of the existing system of management in Seoul to Tashkent for Uzbekistan[7].

In short, the close cooperation of Uzbekistan with the state of the East as the Republic of Korea will help to exchange experiences in many areas and bring the news to the state and society.

References

1 The diplomatic relationship of Uzbekistan between foreign countries//http://geografiya.uz/bilasizmi/784-ozbekiston-respublikasi-bilan-diplomatik-aloqa-ornatgan-mamlakatlar-royxati.html

2 Cooperation between Uzbekistand and Korea // https://kun.uz/uz/news/2017Z11/22/uzbekiston-va-korea-urtasidagi-siesij -amkorlik

3 Usmonov Q. - History of Uzbekistan. T.: "O'qituvchi". 2012-y. B-294-296.

4 Ustyurt Gas chemical Complex//http://www.uza.uz/uz/politics/ustyurt-gaz-

kimyo-maj mui-ozbekiston-bilan-i anubiv-koreva-

ortasidagi-muvaffaqiYatli-hamkorlikning-vana-bir-

vorqin-namunasi-24.08.2011-

18563?month=8&Year=2017&ELEMENT CODE=us

tvurt-gaz-kimvo-maimui-ozbekiston-bilan-ianubiv-

koreva-ortasidagi-muvaffaqivatli-hamkorlikning-

vana-bir-vorqin-namunasi-24.08.2011-

18563&SECTION CODE=politics&bxajaxid=7a9502

5902f2110f0a021324d87641cf

5 PD-4947//www.lex.uz/http://lex.uz/pages/getpage.aspx?la ct_id=3107036//Tashkent., 2017,Februarv 7.

6 Seoul administration//http://tass.ru/mezhdunarodnava-panorama/4350566

7 The Korean specialist was appointed as the governor's adviser//http://xs.uz/uz/post/zhanubij -korevalik-mutakhassis-toshkent-shahar-hokimi-maslahatchisi-lavozimiga-tajinlandi//

УДК 903,39; 904; 908_

ОДНА ИЗ ВЕРСИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОРГАЙСКИХ ГЕОГЛИФОВ Б

КАЗАХСТАНЕ

Стасив Игорь Васильевич

Геолог-краевед Украина, пгт. Новая Боровая

ONE OF THE THEORIES OF THE ORIGIN OF TORGAI GEOGLYPHS IN KAZAKHSTAN

Stasiv Igor Vasilevich

Local geologist Ukraine, town of Nova Borova

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы выявленные ранее в Казахстане Торгайские геоглифи. Описана их природа образования, этапы развития племен маханджарской и других культур, перешедших со временем от подвижного кочевого образа жизни к оседлому проживанию и производству - скотоводству, земледелию, загонной охоте на сайгаков, а также налаживанию торговых связей с торговцами Великого Шелкового пути. Изложены также причины перехода проживающих племен от оседлого проживания к кочевому, которые были вызванные глобальным потеплением XII-XIII вв.

Ключевые слова: Торгайские геоглифы Казахстана; земляные курганы; маханджарская культура; загонная охота на сайгаков; Великий Шелковый путь; глобальное потепление XII-XIII вв.

ABSTRACT

The article analyzes Torgai geoglyphs discovered earlier in Kazakhstan. Their nature of education, the stages of the development of the Makhandzhar and other cultures, which in time passed from a mobile nomadic way of life to settled living and production - cattle breeding, agriculture, penning hunting for saigas, and also establishing trade links with traders of the Great Silk Road are described. The reasons for the transition of living tribes from settled to nomadic habits, which were caused by the global warming of the XII-XIII centuries, are also outlined.

Keywords: Torgay geoglyphs of Kazakhstan; earth burial mounds; Mahanjar culture; penultimate hunting for saigas; The Great Silk Road; global warming of the XII-XIII centuries.

В последнее время в интернете появилось много публикаций о Торгайских геоглифах расположенных в Северном Казахстане на юге Костанай-ской области.

Впервые они были обнаружены казахстанским исследователем-краеведом Д.Деем в 2007 году при просмотре космических снимков Google Earth. Выявленные геоглифы представляли собой

курганообразные насыпи, образующие свыше 50 различных геометрических фигур в виде свастики, кругов, квадратов, крестов и линий. Из них, самые известными стали Уштогайский квадрат, Торгай-ская свастика, Екидынский и Ашутанский кресты. Размеры их колеблются от 90 до 400 метров и хорошо видны только с больших высот. Выявленные

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (52), 2018 таинственные земляные насыпи в степи Торгай-ского прогиба, Д.Дей сопоставил с линейными геоглифами Перу и дал им название Торгайские геоглифы. Большинство этих загадочных сооружений, находились в районах долин крупных рек, стекающих в Торгайский прогиб, который когда-то в процессе климатических катаклизмов неоднократно наполнялся водой, образуя единый водоём с Аральским и Каспийским морями.

С 2007 года археологи Костанайского университета Казахстана и Вильнюсского университета Литвы приступили к комплексным научным изучениям и исследованиям выявленных Торгайских геоглифов, которые проводились с помощью раскопок, георадара и аэросъемки. По результатам проведенных работ было установлено, что данные древние сооружения являлись рукотворными и состояли из земляных насыпей. В некоторых насыпях были еще выявлены остатки сооружений с использованием древесины и очаги внутри них. В итоге археологи, исследовавшие загадочные объекты из земляных насыпей, так и не смогли определить их основное предназначение.

Однако, исходя из проведенных исследований, на сегодняшний день, сформировались три версии происхождения геоглифов Торгайского прогиба. Первую версию выдвинули ученые Вильнюсского университета, согласно которой, Торгай-ские геоглифы - это приграничные знаки, которые могли использоваться древними племенами, проживающими на этой территории, как метки на право собственности этих земель. Вторую выдвинули ученые Костанайского университета и археологической лаборатории при университете, которые считают, что эти геоглифы были культовыми сооружениями-святилищами и служили в каких-то ритуальных целях. Третья версия сформирована на основании рабочей гипотезы выдвинутой руководителем научно-исследовательского проекта Tur-gay Discovery Д.Б. Дейем, согласно которой, эти геоглифы на первоначальном этапе сооружения являлись пригоризонтными солнечными обсерваториями (солнечными календарями) [1].

Изучив и проанализировав имеющие материалы по Торгайским геоглифам, я решил высказать свою версию их происхождения. В конце 70-х годов ХХ века, в пределах Торгайского прогиба, археологом Костанайского университета В.Н.Логви-ным, была обнаружена маханджарская культура эпохи неолита, возраст которой датируется 7-5 тысячелетием до нашей эры [2]. В то время, климат данной территории был значительно более теплый и влажный, чем в настоящее время, способствующий формированию своеобразного рельефа с развитием речных систем и озер. Это привело к развитию травянистой растительности в степной части Торгайского прогиба и оазисов тугайных зарослей вдоль берегов рек, которые привлекали для проживания разнообразных представителей как степной, так и лесной фауны, особенно бесчисленных стад Торгайско-Бетпакдалинской популяции сайгаков.

Племена маханджарской культуры были одними из первых, кто поселился на территории Торгайского прогиба. На то время, главным занятием проживающих племен и источником их существования играла охота, рыбная ловля и собирание растительной пищи, а также обработка шкур, костей и дерева. В полноводных реках Торгайского прогиба находилось много рыбы, и рыболовство тогда было очень распространено. Еще одним из самых значимых достижений этих племен стало изготовление луков и стрел, которые широко использовались при охоте на сайгаков, диких лошадей, волков, зайцев и других животных. Благодаря этому оружию, маха-нджарцы могли убивать животных и птиц на довольно больших расстояниях, достигающих 150 и более метров. Мясо сайгаков тогда было основным продуктом их питания и занимало более 70% от всего рациона пищи. Большая часть сайгаков, находилась и перемещалась в открытых степных пространствах. В зимнее время, они мигрировали большими стадам в южные районы казахских степей, где находилось много доступных пастбищ с небольшими покрытиями снега, в пределах которых можно было перезимовать. Весной по мере снеготаяния в южных степях и наступления жарких периодов, стада сайгаков кочевали в северные регионы, которые были более богатые травянистой растительностью и представлены разнообразными водоемами. Миграция стад сайгаков проходила на больших расстояниях по одним и тем же направлениям, с небольшими отклонениями, которые зависели от состояния пастбищ и наличия водоемов. В процессе движений, они могли переплывать расположенные на пути их следования реки или переходить овраги, но старались избегать крутых и скалистых склонов берегов.

В связи с ростом численности проживающего маханджарского населения в Торгайском прогибе, в это время возникла потребность в увеличении добычи мяса для питания и шкур сайгаков, которые использовались при обустройстве жилья и изготовления одежды. Для этого они стали переходить на загонную охоту, суть которой заключалась в насы-пании земляных курганов в местах наиболее массового перехода стад сайгаков, в виде линий или кругов, на которых размещались охотники-лучники. Большинство этих сооружений они выстраивали в местах со сложными формами рельефа, у крутых берегов рек и оврагов, где сайгакам было сложны разбежаться. С помощью пеших охотников, эти стада сайгаков окружались со всех сторон и загонялись в районы размещения земляных курганов, где производился их массовый отстрел. При заготовках и хранении добытого мяса и шкур, местное проживающее население использовало соль, которую добывало в соляных озерах Торгайского прогиба. Такой вид охоты и способ хранения, позволял заготавливать большие объемы мясных продуктов, которые способны были прокормить растущее население и спокойно переносить долгие холодные зимы.

Частые колебания климатических процессов в те времена, приводили к наполнению водой Тор-гайского прогиба, в результате чего, проживающие племена маханджарской культуры были вынуждены мигрировать в другие места, а стада сайгаков меняли свои пути движения и места обитания. Со временем их сменили племена ботайской, тер-секской и других культур, которые постепенно стали переходить от подвижного образа жизни к оседлому производящему - скотоводству и земледелию. Однако господствующим типом хозяйства, все-таки было кочевое и полукочевое скотоводство, так как придомное животноводство, в то время, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, потому что постепенно вытаптывались и скудели пастбища. В стадах у кочевников преобладали овцы, но и был крупный рогатый скот, от которого получали молочные продукты. На мясо шли главным образом овцы. Что касается лошадей, то они являлись, прежде всего, рабочими животными и играли важную роль в развитии хозяйств, а также использовались при загонных охотах на сайгаков. Земледелие тогда становилось постоянным занятием, а земля обрабатывалась вручную мотыгами, так как поля располагались в долинах рек на хорошо орошаемых и легких для обработки почвах. Основными культурами для посевов были пшеница, просо и ячмень.

На степной территории Торгайского прогиба в зимние периоды из-за толстых пластов снежных покровов с ледяной коркой, холода и ветров, периодически происходили массовые падежи скота от бескормицы и от сложного доступа к травянистой растительности, что усложняло жизнь скотоводов. Для нормального проживания в зимний период, большинство обитающих в Торгайской низменности племен, перед наступлением зимних холодов, приступали к заготовке большого объема мясных запасов сайгаков, добытых с помощью загонной охоты, дававших еще шкуры, которые шли на изготовление одежды и юрт. Как уже отмечалось выше, в эти периоды, происходила миграция больших табунов сайгаков в южные районы Казахстана. С этой целью, охотниками проживающих племен в местах массовых переходов стад сайгаков, использовались земляные курганы, ранее насыпанные маханджар-скими охотниками. Так как эти сооружения были одинокие и имели небольшие площади, то ими на протяжении сотен лет, насыпались дополнительные группы курганов, по всей северо-восточной окружности Торгайского прогиба в виде крестов, квадратов, кругов, усов и линий, на которых при проведении охоты, располагались охотники-лучники. С помощью конных охотников, проходящие огромные стада сайгаков окружались и загонялись в район расположения курганов с охотниками-лучниками, с которых производился отстрел из луков

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #7 (52), 2018 скопления сайгаков. Добытое мясо сайгаков имело большие объемы, поэтому местными племенами, также как и проживающими ранее маханджарским населением, для хранения использовалась соль, добытая с соленых озер Торгайского прогиба, что позволяло им хранить и использовать его длительное время, а также сбывать торговцам, скупавшие их продукты. Такие способы загонной охоты осуществлялись и в весенние периоды, когда стада сайгаков мигрировали в северные районы Торгайской низменности.

В те времена взаимоотношения оседлых полукочевых племен на территории Торгайской степи с кочевыми степными племенами не всегда были мирными. На протяжении многих веков здесь происходили опустошительные набеги внешних воюющих кочевых племён, приводившие к разрушению поселений оседлых скотоводческих и земледельческих народов, что нарушало их торговое, экономическое и сельскохозяйственное развитие. Но имеется много исторических фактов, свидетельствующих об ответных военных походах оседлых жителей на воинственных степняков, которые кончались кровавыми разборками. В результате этих войн, возникала необходимость жителей оседлых поселений, занимающихся земледелием и животноводством, прибегать к защите своих территорий от постоянных набегов степняков и других внешних врагов. Строить крепости со стенами и валами в малолюдных местах было не эффективно и сложно. Для этого по всей северо-восточной округе Торгай-ской низменности, ими выставлялись военизированные посты, в местах расположения охотничьих курганов, роль которых помимо охоты, заключалась еще в предупреждении находящихся земледельческих поселений и городищ, типа Шилий-ского квадрата и Торгайской свастики, от набегов враждебных кочевых племён, а также в их защите.

Большинство этих охотничьих сооружений, состояли из насыпей, в виде курганов диаметром 10-12 м и высотою до 1 м, которые располагались на возвышенностях, с обрывами и уступами, что позволяло в случаи нападения занимать круговую оборону и защищаться с любой стороны. В местах, где был легкий доступ к этим сооружениям со стороны нападавших племен, еще насыпались дополнительно оборонительные валы или насыпались почти сплошные оборонительные линии из курганов. К ним можно отнести все известные из так называемых «геоглифов Торгая»: Уштоганский квадрат (см. Фото 1), Большой Ашутастинский (см. Фото 2) и Южно-Торгайский (см. Фото 3) кресты, Торгайское кольцо (см. Фото 4) и ряд одиночных линий [3].

Фото 1 Фото 2

/

щ

V

Фото 3 Фото 4

По данным раскопок археологов Костанай-ской экспедиции, эти насыпи делались на приготовленных и зачищенных от растительности площадках, на поверхность которых потом равномерно накладывался слоями глинистый материал [3]. Этот глинистый материал противостоял разрушению от водяных потоков, которые появлялись в периоды резкого подъема уровня воды протекавших вблизи рек. Снаружи курганных насыпей по кругу, что очевидно, возводились саманные или плетенные деревянные ограды в виде башен для защиты находящихся там воинов. Здесь могли расположиться до 5 и более воинов-лучников, которые снаружи вели обзорное наблюдение за окружающей степью, а в случаи наступления вражеской конницы проводить обстрел их из луков. При раскопках курганов, проведенными археологами Костаная и Вильнюса, на них были обнаружены остатки древних очагов [1], которые очевидно предназначались для обогрева воинов в зимний период и приготовления пищи. Расстояние между насыпями было до 2 м, что позволяло свободно проскакивать всадникам данного

поста в случаи нападения вражеской конницы. Внутри площадок этих защитных сооружений, для воинов устанавливались легкие жилые юрты, а также сооружались временные стоянки для небольших верблюжьих и конных караванов, приходящих в эти районы за сельхозтоварами. Около некоторых постов, устанавливались и постоянные юрты, о чем свидетельствуют насыпанные вокруг них защитные валы. Большой Ашутастинский и Южно-Торгай-ский кресты, по всей вероятности, были не достроены из-за возникших климатических осложнений или по другим причинам, так как должны были бы иметь форму Уштоганского квадрата.

Торгайская свастика (см. Фото 5), расположенная на окраине п. Урпек Амангельдинского района Костанайской области, представляет собой насыпь высотою до 0,3 м, сооруженную в форме трех лучевой свастики диаметром 94 м [3].

Фото 5

Справа от этого сооружения имеется группа кольцеобразных и квадратных насыпей окруженных рвами. Слева расположена прерывистая линейная оборонительная насыпь. На северо-западе находится описанная выше квадратная крепость-городище. Археологами из Костанайского университета Казахстана и Вильнюсского университета Литвы, проводившие в 2007-08 гг. исследование Торгай-ской свастики и остальных сооружений, так и не смогли определить её конкретное функциональное предназначение.

По моему мнению, это свастикоподобное сооружение до ХП-ХШ вв. было ставкой-резиденцией местного правителя (бая или бека) этой территории, а группа насыпей справа служила местом проживания его прислуги и охраны. В те времена современный п. Урпек, по видимому, был довольно крупным поселением, находившимся на пересечении основного Шелкового пути и его ответвлений на северные и южные районы. Это хорошо просматривается на спутниковой карте, где между Тор-гайской свастикой и основным поселком в долине находится большое количество кругов от юрт, а вдоль р. Кара-Тургай группы остатков жилищ полуземляночного типа в виде ям. В самом поселке встречаются квадратные следы от жилых зданий и еще два больших квадрата, оставшиеся, по всей вероятности, от городищ-крепостей с валами и входами в них, которые расположены на юго-западе от поселка.

Сама же свастикоподобная насыпь представляет собой остатки сложного жилища, построенного по принципу юрты и состоящего из трех разрозненных помещений, каждое из которых имело свое предназначение. В нем, как отмечалось выше, скорее всего, проживал местный правитель. Стены и перегородки его были, очевидно, выложены саманом (глина с сеном) с использованием древесины для усиления и утепления стен. Это подтверждается исследованиями археологами Костанайскими

экспедиции, изучавшими насыпи Торгайской свастики и установившие, что в данных строениях использовалась древесина [4]. Крыша, по -видимому, имела коническую форму и делалась из деревянных жердей. Сверху её накрывали кошмой или шкурами. В центре сооружения, археологами обнаружена впадина диаметром 4 м и глубиной до 0,3 м, которая в то время, возможно, служила колодцем, откуда брали воду для приготовления еды или служила для отопления в зимний период. С наружи, каждое помещение имело отдельные выходы, в которых одна сторона была завернута наружу, образуя в целом подобие лучевой свастики. Эти завороты, наверное, служили стойлами для лошадей, а также еще предназначались, очевидно, для защиты от порывов ветра и снежных заносов в зимнее время или для других бытовых целей. Выходы с помещений перекрывались кошмой или шкурами, как в обычных юртах.

С середины I тыс. до н.э. через территорию Северного Казахстана стал функционировать Степной путь, проходившим из Причерноморья, через Южное Приуралье, Торгайскую впадину к Иртышу и далее на Алтай в страну агринеев, населяющих районы Верхнего Иртыша и оз. Зайсан, а дальше на Монголию, по которому передвигались племена конных кочевников. В связи с этим в долинах крупных рек, текущих в Торгайскую впадину, начало широко развиваться животноводство, выращивание сельскохозяйственных культур и загонная охота на сайгаков, которые сбывались проходившим через их земли торговцам караванов. В результате, кочевые и полукочевые племена, проживающие на этих землях, стали переходить к постоянному оседлому проживанию, образуя вдоль долин рек разрозненные небольшие поселения.

В дальнейшем богатые скотом, мясом сайгаков, шерстью, кожами и сельхозпродуктами районы Торгайской впадины были вовлечены в систему торговых связей Великого Шелкового пути,

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (52), 2018 образуя Северное ответвление. По пути следования торговых караванов распространялись привозимые с Востока и Запада шелк, полотна, ковры, керамика, изделия из драгоценных металлов, луки, стрелы, сельхозорудия и другие товары первой необходимости, в обмен на товары местного производства, включая и мясо сайгаков.

В связи с оживлением Шелкового пути в II-VII вв. через районы Средней Азии, Семиречья и Южного Казахстана на пути его маршрута формируются крупные торговые центры, такие как Испи-джаб, Навакет, Суяб, Тараз, Отрар, Янгикент и другие, в которых происходит рост оседлого городского населения, занимавшиеся торговлей и ремеслом. Для нормального их существования требовалось определенное количество животноводческих и сельскохозяйственных продуктов, шкур и меха. Своих сельскохозяйственных и животноводческих продуктов, выращенных вокруг городищ и поселений, не хватало. Поэтому приходилось их завозить из других близлежащих районов, где продуктов было в избытке. К таким перспективным районам, очевидно, относились и долины рек северо-востока Торгайской впадины. Это хорошо видно на спутниковых картах, где практически все долины крупных рек покрыты следами существовавших когда-то полей со старинными ирригационными сооружениями и с небольшими заброшенными ныне земледельческими поселениями в виде групп из квадратов, кругов и отдельных торгово-ре-месленных поселений-городищ, окруженных с внешней стороны валами и стенами.

О древности данных ирригационных сооружений в долинах рек Торгайской впадины в своих дневниках пишет участник русской экспедиции 1768-74 гг. Николай Рычков, отмечавший, что «...видел остатки древних пашен на реке Каратур-гае, и пашни сии были наводняемы каналами, из реки проведенными». В своих записках («Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова в Киргизкайсацкой степи, в 1771 году»), он также описывает обнаруженное им одно городище, которое было с «.пространными валами и рвами укрепленное. Город сей, сделан на подобие четве-роугольного замка, имея во все стороны ровное пространство валов. С восточной стороны видимы там поныне земляные ворота. Упадшие валы, и рвы прежней глубины своей лишенные, свидетельствуют о древности сего места: но примечания достойных развалин ни внутри, ни вне валов не видно,

кроме черепицы и камня валяющегося во градских местах». Увеличение спроса на продукты животноводства и сельхоз товаров в городских центрах Средней Азии и в других регионах, послужило важным фактором расширения взаимной торговли с возникшими в Торгайской впадине земледельческими поселениями-городищами.

Земледельческие поселения располагались вдоль долин рек и состояли из юрт, землянок и квадратных саманных хижин. В настоящее время, от юрт остались только круги, которые в П-ХШ веках относились к стационарным жилищам, свидетельствующими об уникальном хозяйственном укладе проживающего здесь местного населения, сочетавшего традиции кочевого и оседлого образа жизни. Стоявшие в поселениях юрты, например, утеплялись вокруг, грунтом или обкладывались саманной глиной, так что потом, при разборке на поверхности от них оставались разнообразные круги. Землянки и саманные хижины использовались местными жителями, как постоянные зимние жилища.

Поселения-городища, так называемые караван-сараи или торткули, являлись центрами местных торговцев, ремесленников и служили также для временной остановки проходящих караванов Северного ответвления Шелкового пути. Располагались они в основном друг от друга на расстоянии фархаса - одного дневного перехода груженного товарами каравана, который равнялся в среднем 3545 км. Кроме товарообмена с другими регионами здесь развивалась и местная торговля с кочевыми племенами. От этих центральных поселений-городищ, расходились ответвления местных караванных путей, которые обслуживали небольшие земледельческие поселения, собирая местный товар со всей Торгайской впадины и формируя товарную массу транзитных караванов, движущихся по Шелковому пути в Среднюю Азию, Южное Приуралье, Алтай и другие регионы.

Одно из таких городищ археологами Костанайской экспедиции было названо и описано как Шилий-ский квадрат (см. Фото 6), но почему-то было занесено в разряд «геоглифов» [3,5]. Расположено оно в Аркалыкском районе Костанайской области к западу от п. Кайынды, и представляет собой квадратную площадку размером 225х225 метров, окруженную валом и рвом с внешней стороны. В южной части имеется вход.

Фото 6

Рядом с городищем у входа есть кольцеобразная насыпь, окольцованная снаружи рвом, которая в те времена, по всей вероятности, служила сторожевым постом. Севернее от этого городища, находится еще одна площадка с пятью кругами очевидно от юрт, используемые местными жителями и проезжими торговцами для проживания в зимнее время.

Руководитель научно -исследовательского проекта «Tyrgay Discovery» Д.Дей [5], Шилийское городище сопоставляет с городищем, обнаруженным и описанным капитаном Н.Рычковым в 1771 г., однако согласно его описаниям, вход на нем находился с восточной стороны, а не с южной, что противоречит высказываниям Д.Дея. Очевидно, капитаном Н.Рычковым описывалось другое городище, еще не выявленное казахскими археологами. Подобное городище располагается на северо-западе от Торгайской свастики у п. Урпек, (см. Фото 5), но по непонятным причинам, оно до сих пор археологами не изучено и не описано.

При просмотре спутниковых снимков, помимо этих городищ, мною было выявлено еще целый ряд аналогичных полуразрушенных городищ, которые выстраиваются в линейную цепочку и являются, очевидно, частью Северного Шелкового пути, проходившим от городища Бузук (около г. Астана) в сторону Южного Приуралья. Они находятся в районах поселков Аккошкар, Кайынды (известный Шилийский квадрат), Кулик, Урпек (севернее Тургайской свастики), севернее между поселками Бестамом и Косжаном (южнее п. Косжана имеется две линии насыпей) и у поселка Кабырга. По всей вероятности, одно из них, в своих записках в 1771 году, описывал капитан Николай Рычков. Дальше я не просматривал и не изучал спутниковые карты, надеюсь, что это проделают казахстанские археологи.

Много подобных поселений-городищ находится в Южном Казахстане и Семиречье. Все они расположены вдоль маршрутов следования караванов Великого Шелкового пути и являлись городскими торговыми центрами. Восемь из них только в 2014 году вошли в список Всемирного наследия

ЮНЕСКО [6]. Это говорит о том, что эти площади, а тем более Северное направление Великого Шелкового пути, казахстанскими археологами практически не изучались.

Однако никто из современных исследователей не учитывал еще тот факт, когда в XII-ХШ вв. на данной территории, как и во всем мире, отмечалось глобальное потепление. С одной стороны, оно вызвало в средине XII в. засуху, понижение уровня воды в реках, что явилось причиной высыхания многих озер, в том числе и Аральского моря, где на высохшем дне начали строить городища и поселения, которые сегодня находят археологи. С другой стороны, начиная примерно с середины ХШ в. это же самое потепление стало основной причиной широкомасштабного таяния ледников в горах Средней Азии и Севера Сибири, что привело к подъему уровня воды в реках, озерах и морях Казахстана от 5-10 до 30-40 метров. В итоге, многие реки, переполненные водой, разливались и меняли свои русла, заливая земледельческие поселения и поля с оросительными каналами и ирригационными сооружениями. Это привело к поднятию уровня воды в Каспийском и Аральском морях, а также частичному затоплению Торгайской низменности и разрушению многих земледельческих поселений с их полями и военизированными сооружениями, расположенными в долинах крупных рек и других пониженных районах.

В результате этих климатических катаклизмов было надолго нарушено экономическое развитие региона Торгайской низменности и частичное закрытие проходящих караванных путей. Большая часть оседлого земледельческого населения затопленных территорий, вынуждена была покидать свои насиженные места проживания и переселяться в другие, более безопасные районы. Однако не все эти переселения происходили мирно и зачастую сопровождались битвами с проживающими местными племенами, а также с появившимися отрядами монгольского войска Чингисхана. После периода потепления с XIV в. наступает малый ледниковый период, который сопровождался сильными морозами, неурожаями, голодом и разнооб-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (52), 2018 разными инфекционными заболеваниями, приведшими к еще большему экономическому упадку оставшихся земледельческих поселений и городищ, окончательному закрытию караванных путей и возращению оседлого населения, к кочевому образу жизни.

Об этом, сегодня свидетельствуют остатки многочисленных насыпей в виде квадратных валов, кругов и курганов, слагающие когда-то глинобитные стены жилых помещений (в том числе и Тор-гайской свастики), крепостей-городищ и валов, оборонительных защитных курганов-оград на крестообразных, кольцевых и линейных сооружениях военизированных постов, а также заброшенные поля с оросительными каналами и ирригационными сооружениями.

В настоящее время крестообразные, круговые и линейные насыпи, остатки жилых помещений своеобразной формы и крепостные городища в виде квадратов, некоторыми археологами и исследователями артефактов принимаются, как геоглифы внеземного происхождения, приравненными к известным геоглифам плато Наска в Перу и других стран. Есть еще версия, что эти сооружения использовались древними людьми-солцепоклонни-ками в ритуальных целях или служили солнечными пригоризонтными обсерваториями. По расчетам Д.Дея, возраст Торгайских геоглифов составляет от 3000 до 8000 лет.

Определение их возраста проводился археологом из Литвы Гиендре Мотузайте, которой брались пробы кварца с курганов, слагающих выше описываемые геоглифы. Для анализа использовался лабораторный метод, который позволял по кварцу определять время, когда он последний раз подвергался солнечному засвечиванию или прогреванию. Ими высказывалось предположение, что до образования курганов, кварц находился на поверхности земли и подвергался солнечному нагреванию. В дальнейшем, при насыпании курганов, он оказывался в темноте, без доступа солнечного засвечивания и с этого момента по нему исследователями проводился обратный отсчет времени начала сооружения этих древних объектов. Но по моему предположению, это ошибочное определение возраста образования Торгайских геоглифов.

Вероятнее всего, что при сооружении этих насыпей, проживающими здесь жителями местных племен использовались песчанистые отложения, образование которых происходило в периоды климатических депрессий в интервале 3000-8000 лет назад, вызванных периодическим подъемом и опусканием воды в Торгайском водоеме, приводившим к образованию и отложению в прибрежных зонах кварцсодержащих песков. Эти кварцсодержащие пески при глобальных потеплениях, периодично обнажались и подвергались длительному солнечному засвечиванию (прогреванию), а потом, при наступлению ледниковых периодов, сопровождавшихся поднятием воды, перекрывались глинистым

материалом, в результате чего на них прекращалось воздействие солнечных лучей.

Как уже отмечалось выше, большинство Торгайских сооружений расположены на возвышенностях, между долинами крупных рек, в бортах которых находятся выходы этих отложений. Данные песчано-глинистые отложения были легкодоступны и широко использовались местным населением при строительстве этих курганов и других сооружений в разное время, на протяжении от 5 тыс. лет до н.э. до XIII вв н.э. Конкретно восстановить время каждого кургана или строения сложно, так как они изредка перестраивались или досыпались, используя разновозрастный песок. Даже сейчас, если использовать эти песчано-глинистые отложения при строительстве домов, мы по отобранному из них кварцу, можем, получим возраст современных построек, от 3000 до 8000 тысяч лет.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что данные загадочные сооружения Торгай-ского прогиба, называемые геоглифами, являются рукотворными историческими сооружениями, которые проживающим племенам на протяжении от 5 тыс. лет до н.э. до XIII вв н.э., служили для добычи и заготовки мясных запасов сайгаков и их шкур, а также использовались, как военизированные посты, для защиты своих земель от нападений враждующих племен. Торгайская свастика и Шилий-ский квадрат, очевидно, применялись для проживания местных правителей и расположения поселений-городищ, являющихся центрами развития торговли, ремесла и остановки проходящих караванов.

Список литературы:

1.Логвин А.В., Сеитов А.М. Загадка Тургай-ского прогиба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр:/^аиар.о^ш/загадка-тургайского-про-гиба/.

2. Шевнина И.В. Маханджарская неолитическая культура Торгая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://turgay.kz/14.html.

3. Логвин А.В. и др. Геоглифы Торгая. История Казахстана,e-history.kz/ru/contents/ view/1562.2.

4. Кто нарисовал свастику и круги в степях Казахстана [Электронный ресурс]? - Режим доступа: htth://argumentiru.com/science/2014/09/367942.

5. Август 2009 - Turgay Discovery. Tur-gay.kz/5_2009.html.фундаментальный. -2014 - №3 - с. 17-18 URL: www.rае.ru/uрfs/?sесtiоn=соntеnt&ор=show article id=4732.

6. Сразу 8 казахстанских памятников истории и культуры получили статус объектов Всемирного наследи ЮНЕСКО, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

URL:lntp://vlast/kz/article/srazu 8 kazahstanskih pa mjatnikov_istorii_i_kultury_poluchili_sta-tus_obektor_vsemirnogo_nasledija_junesko-6139/html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.