Научная статья на тему '«Одна единица Фукуды» – японский плакат в СССР и современной России'

«Одна единица Фукуды» – японский плакат в СССР и современной России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / Япония / японский плакат / японский графический дизайн / выставки японского плаката в СССР и России / японский плакат на биеннале в социалистических республиках / Фукуда Сигэо / USSR / Japan / Japanese poster / Japanese graphic design / exhibitions of Japanese poster in the USSR and Russia / Japanese poster at the Biennales in the socialist republics / Fukuda Shigeo

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белозёров Виктор Владимирович

Японский плакат – неотъемлемый элемент современной графической культуры, ставший известным благодаря профессиональному мастерству его авторов и узнаваемому визуальному облику. Таковым остаётся и его восприятие в России, где с середины 1960-х гг. японский плакат и его создатели занимают особое место. В статье на основе обзоров международных графических биеннале в социалистических республиках восстанавливается историографическая траектория описания японского плаката в СССР. На основе архивных материалов и периодических изданий автор реконструирует событийное поле представления японского современного плаката в СССР и России, включая все основные выставки локального и международного значения, а также ключевые особенности советского и постсоветского периодов восприятия этого явления. В конце статьи приведён список выставок японского плаката в СССР и России с 1974 по 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“One Fukuda Unit” – Japanese poster in the USSR and contemporary Russia

Japanese poster is an integral element of modern graphic culture, which has become famous due to the professional skills of its authors and recognisable visual appearance. This is also how it is perceived in Russia, where since the mid-1960s Japanese poster art and its creators have occupied a special place. The article reconstructs the historiographical trajectory of the description of Japanese posters in the USSR on the basis of reviews of international graphic biennales in the socialist republics. Based on archival materials and periodicals, the author reconstructs the event field of representation of Japanese contemporary posters in the USSR and Russia, including all the main exhibitions of local and international significance, as well as the key features of the Soviet and post-Soviet periods of perception of this phenomenon. The appendix to the article contains a list of exhibitions of Japanese poster art in the USSR and Russia from 1974 to 2021.

Текст научной работы на тему ««Одна единица Фукуды» – японский плакат в СССР и современной России»

DOI 10.24412/2686-7702-2024-2-73-93

«Одна единица Фукуды» - японский плакат в СССР

и современной России

Белозёров Виктор Владимирович

Аннотация. Японский плакат - неотъемлемый элемент современной графической культуры, ставший известным благодаря профессиональному мастерству его авторов и узнаваемому визуальному облику. Таковым остаётся и его восприятие в России, где с середины 1960-х гг. японский плакат и его создатели занимают особое место. В статье на основе обзоров международных графических биеннале в социалистических республиках восстанавливается историографическая траектория описания японского плаката в СССР. На основе архивных материалов и периодических изданий автор реконструирует событийное поле представления японского современного плаката в СССР и России, включая все основные выставки локального и международного значения, а также ключевые особенности советского и постсоветского периодов восприятия этого явления. В конце статьи приведён список выставок японского плаката в СССР и России с 1974 по 2021 г.

Ключевые слова: СССР, Япония, японский плакат, японский графический дизайн, выставки японского плаката в СССР и России, японский плакат на биеннале в социалистических республиках, Фукуда Сигэо.

Автор: Белозёров Виктор Владимирович, магистр истории искусств, независимый исследователь, создатель образовательного проекта «Gendai Eye». ORCID: 0000-0003-0094-7678. E-mail: gendaieye@gmail.com

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Белозёров В.В. «Одна единица Фукуды» - японский плакат в СССР и современной России // Восточная Азия: факты и аналитика. 2024. № 2. С. 73-93. DOI: 10.24412/2686-7702-2024-2-73-93

"One Fukuda Unit" - Japanese poster in the USSR and contemporary Russia

Belozerov Viktor V.

Abstract. Japanese poster is an integral element of modern graphic culture, which has become famous due to the professional skills of its authors and recognisable visual appearance. This is also how it is perceived in Russia, where since the mid-1960s Japanese poster art and its creators have occupied a special place. The article reconstructs the historiographical trajectory of the description of Japanese posters in the USSR on the basis of reviews of international graphic biennales in the socialist republics. Based on archival materials and periodicals, the author reconstructs the event field of representation of Japanese contemporary posters in the USSR and Russia, including all the main exhibitions of local and international significance, as

well as the key features of the Soviet and post-Soviet periods of perception of this phenomenon. The appendix to the article contains a list of exhibitions of Japanese poster art in the USSR and Russia from 1974 to 2021.

Keywords: USSR, Japan, Japanese poster, Japanese graphic design, exhibitions of Japanese poster in the USSR and Russia, Japanese poster at the Biennales in the socialist republics, Fukuda Shigeo.

Author: Belozerov Viktor V., Master of Art History, Independent researcher, creator of the educational project "Gendai Eye". ORCID: 0000-0003-0094-7678. E-mail: gendaieye@gmail.com

Conflict of interests. The author declares the absence of the conflict of interests.

For citation: Belozerov V.V. (2024). «Odna edinitsa Fukudy» - yaponskiy plakat v SSSR i sovremennoy Rossii ("One Fukuda Unit" - Japanese poster in the USSR and contemporary Russia). Vostochnaya Aziya: fakty i analitika [East Asia: Facts and Analytics], 2: 73-93. (In Russian). DOI: 10.24412/2686-7702-2024-2-73-93

Японский плакат через призму международных биеннале плакатной графики в социалистических республиках

О японском плакате, его особенностях и ключевых дизайнерах в основном можно было узнать из обзоров международных биеннале графики, где художественные и технические новинки из Японии стабильно привлекали внимание журналистов и искусствоведов. В середине 1960-х гг. советские источники считали неотъемлемыми характеристиками японского плаката высокий профессионализм в области фотографического изображения, а также грамотное использование цвета. Фотографика становилась ведущим направлением в области дизайнерской реализации в плакате, это было связано в том числе и с высокими темпами развития фототехники в Японии: «Прекрасные работы можно встретить в японской дизайн-графике, мастерски построенной на цветной фотографике. Утончённая графическая культура Японии прошлого плюс новейшая техника позволяют японцам демонстрировать совершенные работы в области "типо-фото"» [Черневич 1968]. Технологический параметр был важен и в сфере типографии, этот аспект оставался и остаётся неизменным, японское качество печати всегда оставалось высоким [Современный плакат 1967].

В тематическом отношении японских плакатистов рассматривали в русле объединения художников, выступавших за пропаганду антивоенных и антифашистских плакатов. Советские искусствоведы подчёркивали, что подобные инициативы наиболее сознательны и показывают талантливость автора [Успенский 1971]. Отдельно также говорилось и о том, что японским графикам удалось отразить свои национальные традиции и перенести их в пространство плакатного изображения.

К моменту проведения первой Международной выставки плаката в Варшаве в 1966 г. уже упоминалось высокое качество японской печати: «В экспозицию Японии были включены по большей части не оригиналы, а оттиски; но, по всей вероятности, они не только не хуже, но может быть, и лучше оригиналов» [Первая биеннале плаката 1966]. А по материалам биеннале в Брно можно было впервые узнать имя графического дизайнера Фукуда Сигэо, сыгравшего большую роль в реализации связей между японскими и советско-российскими художниками: «...расскажу о работе японца Шигео Фокуда, который выставил "Гамлета" и "Ромео и Джульетту". "Гамлет" - это маленького формата книжка, сложенная гармошкой так, что гармошка может вытягиваться вперёд... Сгущаясь в узлы и утончаясь,

плавно изгибаясь или нервно ломаясь, это линия, как кардиограмма, «рисует» трагедию Шекспира... Хранительница выставки с видимым удовольствием показывает эти книжки посетителям» [Митурич 1967].

Рис. 1. Танака Хироси «Донорское движение»; Нагаи Кадзумаса «Реклама пива Асахи».

Pic. 1. Tanaka Hiroshi "Blood donation campaign"; Nagai Kazumasa "Asahi beer advertising".

Источник: II Международная биеннале плаката в Варшаве. Каталог. (1968).

Source: II International Poster Biennale in Warsaw. Catalogue (1968).

На конец 1960-х гг. очевидно, что политическая тема, наравне с гуманистической, выделялась как наиболее важная при рассмотрении японского плаката. К примеру, упоминался художник Коно Такаси с плакатом «Мы протестуем против бомбардировок Северного Вьетнама!» (1966), его работа прошла отбор на выставку, посвящённую 50-летнему юбилею Октябрьской революции в Варшаве [Итоги конкурсов, посвящённых юбилею Октября 1968]. На II-й Биеннале плаката в Варшаве 1968 г. про работу Танака Хироси («Донорское движение») с изображением красного сердца и капли крови говорилось, что благодаря своему лаконизму ей удаётся выразить драматичность и трагедию, пережитую японским народом.

Отмечалась безукоризненность введения в плакат фотографий (Масуда Тадаси, Нагаи Кадзумаса): «Но есть ещё нечто магическое, что безошибочно останавливает наш глаз именно на японском плакате. Может быть, это принцип симметрии, присущий искусству Востока, синоним гармонии и красоты... Равновесие и покой располагают к созерцанию. И вы снова и снова ощущаете власть японских художников, постигаете тайну их мастерства» [Черневич 1968].

На период 1960-х гг. в советских обзорах единогласно утверждался высокий уровень профессионализма японских художников и полиграфистов. Японский плакат воспринимался как сенсация, что превзошла по своим достижениям польскую плакатную школу, считавшуюся наиболее сильной [Ладур 1966]. В особенности отмечалось нестандартное использование флуоресцирующих и сияющих листов, а также применение новых типографических красок, демонстрировавших возможности цвета и его комбинаций [Черневич. Биеннале плаката 1968].

В 1970-е гг. внимание советских обозревателей японского плаката было привлечено к минимализму и монохромным качествам изображения. К примеру, отмечалось сбалансированное соотношение чёрного и белого пространства листа в туристском плакате с изображением города авторства Хасэгава Эйти и Нисибэ Томио на третьей Биеннале плаката в Варшаве [Хейфиц 1970]. В 1975 г., после проведения очередного выпуска биеннале, советские корреспонденты писали, что японский плакат есть сочетание скупого языка и разработки крупных графических форм в насыщенной цветовой гамме [Каждан 1975]. Это было отражено в работе Морисима Хироси «Вода - это жизнь» и плакате Фукуда Сигэо. Отмечалось, что молодое поколение художников плаката демонстрировало активный поиск новых форм художественного выражения [Сильвестрова 1975].

В 1978 г. Биеннале графики в Брно продолжила демонстрировать работы в области рекламной графики, плаката, а также полиграфической иллюстрации и шрифта: «Огромная палитра графических приёмов, великолепное использование фотографики, умение свободно и вместе с тем сдержанно распорядиться имеющимися разнообразными полиграфическими возможностями - во всём этом дизайнеры-графики Японии далеко опережают своих европейских и американских коллег, и их опыт заслуживает пристального внимания и тщательного изучения. Правда, нередко бросается в глаза несоответствие между блестящими художественными средствами и "приземлёнными" целями вполне коммерческого свойства. Но нельзя не отметить в то же время серии выполненных с большим социальным темпераментом плакатов "Дружба" С. Фукуда, "Против терроризма" М. Исоно, "За мир" Ю. Сато, "Опасность курения" И. Хаякава и др.» [Дижур 1979].

В 1980-е гг. Фукуда Сигэо признавался безоговорочным мэтром японского плаката: «И чуть ли ни один Шигео Фукуда по-прежнему умудряется придумывать знаки ещё невиданные. Кажется, мощность сотни плакатистов не достигает в среднем одной единицы "фукуды"» [Черневич 1981]. Отдельно отмечались работы Нагаи Кадзумаса, Киёси Авадзу, Юсаку Камэкура, Танаами Кэйити, Танака Икко, Макото Накамура, Ёкоо Таданори, Эйко Исиока, Аоба Масутэру. Особенный вклад этого поколения был отмечен советскими обозревателями после проведения выставки японского плаката в рамках Международной биеннале 1980 г. в Варшаве.

«Наконец, нельзя не отметить разнообразия художественных систем, существующего в японском плакате и обязанного стечению многих художественных индивидуальностей... Японский плакат напоминает о вечных резервах любого человеческих рук дела и возвращает к размышлениям о путях современного плаката» [Черневич 1981].

Рис. 2. Аоба Масутэру «Энергия для мира». Pic. 2. Aoba Masuteru "Energy is for peace". Источник: ДИ СССР. 1983. № 1. С. 28.

Source: DISSSR [Decorative art of the USSR] (1983), 1: 28.

В середине 1980-х гг. говорилось об Аоба Масутэру по итогам его участия в 10-й Биеннале прикладной графики в Брно: «Скупыми, но предельно выразительными средствами отличались листы японского художника М. Аоба, затрагивающие самую актуальную для всего человечества проблему - проблему мира на земле. Они были настолько ясны и сильны по своему художественному решению, что жюри единодушно присудило этой серии плакатов высшую награду Гран-При» [Савостюк 1983]. Такое же внимание было приковано к Нагаи Кадзумаса после Биеннале в Брно 1984 г. [Шатова 1984].

К концу 1980-х гг. говорилось о том, что за десятилетия наработок и насмотренности разных школ японским художникам удалось выработать баланс между национальным и зарубежным: «Многие перемены в визуальном строе современного плаката произошли безусловно не без рефлексии по поводу своеобразной эстетики японской школы. На всех современных выставках плакаты из Японии образуют мощное визуальное поле, влияние которого рано или поздно обнаруживается в работах европейских мастеров. Сейчас по крайней мере уже нельзя говорить о той пропасти, которая разделяла образы японского и не-японского плаката 20 лет назад. И тот, и другой успели пристально приглядеться друг к другу, и многое теперь в плакате произросло на почве этого взаимовлияния» [Черневич 1988].

Высокое качество работ японских авторов на международных биеннале в социалистических странах послужило формированию профессионального облика японской отрасли в СССР. Международный характер мероприятий и их масштаб приковывал значительное внимание прессы, по этой причине формировался пул имён, ставший известным и советской аудитории, в том числе и по мере их последующего участия в московских выставках. Отдельно эти мероприятия служили и коммуникационной почвой для обмена мнениями, что положительно сказывалось на организации последующих выставок в Москве. В критическом отношении японскому плакату на протяжении десятилетий удавалось избегать серьёзных претензий, даже когда это касалось коммерческой рекламы. Изобретательность художественных практик в оформлении плаката воспринималась как проявление профессионализма, а не пример «модернистского» искусства.

История показа японского графического дизайна в СССР и современной России (1970-2020 гг.)

Несколько иначе складывалась история представления графического дизайна в самом СССР, где наиболее активные процессы демонстрации работ японских художников начались к середине 1970-х гг. В 1974 г. планировалась экспозиция малых графических форм: совместный показ советских и японских экслибрисов должен был пройти в помещении Союза художников (СХ) СССР в Москве и на площадке Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) в Ленинграде. Предполагалось, что каждая из сторон продемонстрирует 500 работ, и все они будут отражены в каталоге, который будет выпущен на двух языках тиражом до 1000 экземпляров . Однако свидетельств, подтверждающих проведение этой выставки, не было найдено, каталог также отсутствует.

В августе 1975 г. в выставочном зале СХ СССР на Гоголевском бульваре в Москве открылась выставка японских рекламных плакатов и календарей. Первоначально её проведение планировалось на 1974 г., а затем в первой половине 1975 г. Организацией мероприятия занимался СХ СССР и Японская ассоциация культурных связей (ЯАКС). Устройству выставки сопутствовали трудности с поиском подходящей площадки из-за большого количества экспонатов (250 плакатов и 200 календарей)4. По итогам обсуждения экспозицию планировалось разбить на две части (плакаты отходили СХ СССР, а календари -ССОД), на выставке в конечном счёте показали 147 плакатов и около ста календарей. В прессе отмечалось, что выставка была первой в своём роде: ранее не предпринималось отдельных попыток продемонстрировать японский плакат в таких масштабах. Отмечалось, что в художественном отношении японские авторы умело использовали технику фотомонтажа, продемонстрировали интересную работу с шрифтом и яркими тонами в оформлении [Выставка японского плаката 1975]. По итогам выставки планировался и выпуск каталога. Устроители надеялись, что японское правительство поддержит подобную инициативу, но по неизвестной причине выпуск издания не состоялся. Дополнительно японские организаторы настаивали на вручении премий участникам выставки, но СХ СССР отклонил подобную идею, заявив, что у них нет такой практики5.

3 ГА РФ. Ф. 9576. Оп. 20. Д. 586. Л. 190.

4 РГАЛИ. Ф. 2082. Оп. 6. Д. 2129. Л. 6-7.

5 РГАЛИ. Ф. 2082. Оп. 6. Д. 2081. Л. 54-55.

Рис. 3. Работа жюри и серия фотоплакатов «1980, Московская олимпиада» участников - победителей конкурса.

Pic. 3. Work of the jury and a series of photo posters "1980, Moscow Olympics" by the winners of the competition.

Источник: Во имя мира, во славу спорта! Плакат 0лимпиады-80 (1984). С. 43, 45.

Source: In the name of peace, for the glory of sport! Poster for the 1980 Olympics (1984): 43, 45.

В 1980 г. был проведён конкурс плаката, посвящённый 0лимпиаде-80. Среди участников были и японские плакатисты, ими была представлена серия «Япония, серия фотоплакатов "1980, Московская олимпиада"». Цикл из семи плакатов был подготовлен группой авторов: Кавадзу Хидэо, Мацумото Сигэо, Исиносава Харутомо, Кисимото Кан [Олимпийский плакат 1981]. На этих фотоплакатах были представлены основные виды спортивных состязаний Олимпиады. Художники получили золотую медаль и диплом первой степени, в рамках события была также устроена пресс-конференция с их участием. По мнению советских обзоров конкурса, работы японцев отличались чистым и статичным фотоплакатом, выполненным по принципу стоп-кадра, что высоко оценивалось жюри [Михайлова 1979]. Среди членов этого жюри был Фукуда Сигэо, который отметил следующие впечатления после участия в отборе работ: «Мне много довелось участвовать в международных конкурсах, и хотелось бы отметить особый демократизм, внимание и отзывчивость, которые были так характерны для этого конкурса. Он не имеет себе равных» [Шашков 1979].

В 1984 г. издательство «Плакат» совместно с СХ СССР, Министерством культуры СССР, а также Госкомиздатом СССР объявили международный конкурс политических плакатов, посвящённых 40-летию Победы в Великой Отечественной войне под девизом «За мир, гуманизм, против угрозы ядерной войны». В жюри конкурса вновь вошёл Фукуда Сигэо, сам он также получил диплом первой степени и медаль за плакат на гуманистическую тему. Диплом второй степени был присуждён Дайраку Такэси за плакат «Мама, мне страшно!» (1984). Дипломы третьей степени и премии получили Ито Дзётаро за серию плакатов «Хиросима-45», Накагава Кэндзо за плакат «Хиросима 8-15». Лучшие работы конкурса вошли в экспозицию выставки, которая была открыта в Москве в ЦДХ [Международный конкурс плаката «За мир, гуманизм, против угрозы ядерной войны» 1985]. В прессе выставка также получила высокую оценку, в очередной раз подтверждался профессионализм японских художников и их большой творческий потенциал [Степанова 1984].

Рис. 4. Дайраку Такэси «Мама, мне страшно» (1984).

Pic. 4. Dairaku Takeshi "Mom, I'm scared" (1984).

Источник: Искусство. 1985. № 1. С. 13.

Source: Iskusstvo [Art] (1985), 1: 13.

С сентября по ноябрь 1986 г. проходила международная выставка «Мастера культуры за мир», на которой среди участников был представлен художник-плакатист М. Аоба с антивоенной работой «Реальный вес мира» . В конце того же года состоялся и международный конкурс политического плаката под девизом «За мир и социальный прогресс», посвящённый 70-летию Великого Октября [Любимова 1987]. В рамках этой экспозиции были показаны работы Т. Нанбу и Т. Мимура («Мир», 1986), Х. Ёкояма («Не открывай», 1986). Все они содержали антивоенный посыл, подчёркивающий недопустимость использования ядерного оружия и необходимость создания безопасной среды для будущих поколений8.

Летом 1987 г. состоялся ещё один крупный показ японского плаката в выставочном зале Союза журналистов СССР (СЖ СССР). В прессе можно найти свидетельства того, что у советского зрителя был большой интерес к работам японских художников, поскольку они демонстрировали широту разных приёмов и техник [Шатова 1988]. Неоднократно отмечалось, что плакаты также отличаются высоким качеством полиграфии, использованием

7 Из произведений с выставки «Мастера культуры за мир». Творчество, 1986. №. 12. С. 4.

8 За мир и социальный прогресс. Альбом работ международного конкурса политического плаката, М.: Плакат, 1989.

декоративных паттернов, иероглифов и рисованных элементов. Отмечалось большое разнообразие японской рекламы с точки зрения тематик и применения, а также способность комбинировать национальные мотивы с европейскими. На этот раз плакаты не ограничивались лишь антивоенной тематикой - были представлены как рекламные, связанные с конкретной продукцией (Сайто Макото, «Плакат для Альфа Кубик») или событиями (Танака Икко, «Зелень и человек. Плакат для Фонда защиты зелёной земли»), так и чисто художественные (Авадзу Киёси, «Но»).

Рис. 5. Работы Хаякава Ёсио, Танака Икко, Нагаи Кадзумаса с выставки японского плаката в Москве (1987).

Pic. 5. Works by Hayakawa Yoshio, Tanaka Ikko, Nagai Kazumasa from an exhibition of Japanese posters in Moscow (1987).

Источник: Творчество. 1988. № 1. С. 31-32.

Source: Tvorchestvo [Creation] (1988), 1: 31-32.

Отдельной категорией показа японских плакатов за весь период с конца 1960-х гг. по конец 1980-хх гг. можно считать регулярные небольшие выставки, которые реализовывались силами обществ дружбы между Японией и СССР. Подобные выставки получали широкую развёрстку и демонстрировались на самых разных культурных и общественных площадках. К примеру, в документах можно найти подтверждения подобных мероприятий в школах и кинотеатрах9, дворцах культуры в Ленинграде10. Их значение не стоит переоценивать, поскольку это были довольно камерные экспозиции, однако для зрителя, что ранее и вовсе мог быть незнаком с подобным видом искусства, такие выставки имели вполне очевидную образовательно-культурную функцию. Другие возможности увидеть плакатную графику исчерпывались международными выставками либо книжными ярмарками.

В самом начале 1990-х гг. инициативы по показу плакатной графики, в особенности крупные международные проекты и конкурсы в СССР, несколько сократились: потребовалось время на переосмысление формата мероприятий и налаживание связей с новыми участниками и организациями. В 1991 г. состоялся небольшой показ японских

9 ЦГА. Ф. Р-869. Оп. 2-2. Д. 852. Л. 12.

10 ЦГА. Ф. Р-869. Оп. 2-2. Д. 898. Л. 9.

афиш в выставочном зале фотоцентра Союза журналистов (СЖ) СССР11. В 1994 г. в «ИМА-галерее» в Москве была проведена выставка «Зелёный плакат Японии», основанная на экспозиции Международной выставки графики и плаката «Четвёртый блок», которая прошла весной того же года в Харькове. Экологическая тема, затрагивающая вопросы сохранения животного разнообразия, а также природы Земли, здесь была центральной.

«Японские плакаты поражают. Неожиданностью решений, воздействием на тонкие струны восприятия, выпадением из клишированных образов масс-медиа. На выставке забываешь, что современный плакат - это всего лишь тиражированная продукция искусства и что в случае данной выставки они окольцованы темой защиты жизни - растительной и животной. Постичь японские плакаты даже до середины - невозможно. Слишком ощутимой становится иная почва произрастания. Для европейца это превращается в слово "тайна"» [Данильянц 1994].

13

К выставке небольшим тиражом был также выпущен каталог . Автором текста в каталоге стал японист и искусствовед Е.С. Штейнер, однако предисловие не касалось визуального языка плаката и художников, а являлось лишь своеобразной критикой «зелёных» и экологической повестки в целом.

В 2000 г. состоялась выставка японского плаката в Государственном музее искусства народов Востока (ГМИНВ), представившая наиболее известные имена в области японского графического дизайна. Плакаты в основном носили рекламный характер и демонстрировали разнообразные товары и услуги.

«Однако рафинировано европейские по своему внешнему виду японские плакаты на уровне сюжета и возможностей его прочтения принадлежат к совершенно иной культурной традиции. Ведь американцу никогда не придёт в голову передать весенний характер модной коллекции, превратив весь плакат в жёлтое монохромное поле с размытым силуэтом мужской рубашки, "словно её засыпало цветочной пыльцой"» [Данилова 2000].

Далее экспозиция была совмещена с выставкой «Обратная фотография. Японские фотографы современности» и показана в Музее этнографии в Санкт-Петербурге под названием «Лики Японии».

«И, наконец, японская полиграфия. Она обладает великолепными возможностями (стоит вспомнить хотя бы качество их репродуцирования). В самом деле, всё лучшее соединил в себе плакат Японии, а именно лаконизм и метафоричность, оригинальность, изысканную пластику, прекрасное видение цвета» [Ястреб 2000].

В 2003 г. в Санкт-Петербурге в рамках IV Японской недели в выставочном зале НоМИ была представлена небольшая выставка «История послевоенного графического дизайна Японии в лучших плакатах» (Японский плакат 1945-1989). Куратор Джунко Хираи, на тот момент супруга художника Олега Котельникова, представила на выставке 27 изображений, присланных для выставки в репринтном качестве [Сайто 2003].

В 2004 г. в рамках Международного экологического фестиваля искусств в Аптекарском приказе Музея архитектуры имени А.В. Щусева состоялась выставка «Спаси меня» Нагаи Кадзумаса. Выставка частично повторяла работы, ранее демонстрировавшиеся в России, и скорее имела опциональный характер, нежели показывала новые работы автора. Также

11 РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 35. Д. 3635. Л. 27.

13 Зелёный плакат Японии. Каталог выставки. М.: ИМА-пресс, 1994.

прошла выставка «Открой для себя Японию. Плакаты» в здании РНБ в Санкт-Петербурге, познакомив российского зрителя с 75 работами различных предприятий и учреждений культуры Японии.

«По крайней мере, познакомиться с японской рекламой всегда полезно. У японцев абсолютно другой взгляд на вещи, окружающие нас. Они для нас как инопланетяне -настолько у них другое понимание мира, нежели у европейцев. А знать различные точки зрения относительно одной области деятельности, в данном случае рекламной, нужно. Более

14

радикально отличающегося от нас видения мира, чем у японцев, нет ни у кого» .

«Рекламные образы подаются не в "лоб", а с особенной тонкостью, не агрессивно, а вкрадчиво. Некоторые из показанных работ предполагают вдумчивое "прочитывание", что совсем нехарактерно для того подхода к рекламе, который демонстрируют нынешние российские дизайнеры»15

Рис. 6. Плакаты японских художников (Мацуи Кэйдзо, Мацунага Син, Нагаи Кадзумаса). Pic. 6. Posters by Japanese artists (Matsui Keizo, Matsunaga Shin, Nagai Kazumasa).

Источник: POST PAST. Международная выставка плакатов к 250-летию Государственного Эрмитажа. Каталог выставки, 2014.

Source: POST PAST. International exhibition of posters for the 250th anniversary of the State Hermitage. Exhibition catalogue, 2014.

В 2014 г. в рамках международной выставки «"Post Past". Выставка плакатов к 250-летию Эрмитажа»16 сразу несколько японских художников (Фунабаси Дзэндзи, Мацуи Кэйдзо, Мацунага Син, Нагаи Кадзумаса, Сайто Макото) выполнили плакаты по случаю юбилея институции. В 2016 г. в ГМИНВ прошла первая персональная выставка Ёкоо Таданори, в рамках небольшой экспозиции было представлено несколько десятков работ автора. Выставка была реализована при поддержке Японского фонда (Japan Foundation), а также самого художника и его музея в Кобэ, к ней была выпущена брошюра-каталог [Таданори Ёко. Искусство смыслов 2016].

14 Лук-порей как символ японской рекламы. Деловой Петербург, 16.07.2004. URL: https://www.dp.ru/a/2004/07/16/Luk-porej_kak_simvol_japon (дата обращения: 20.04.2024).

15

16

15 Инфо +. НоМИ, 2004. № 39. С. 67.

POST PAST. Международная выставка плакатов к 250-летию Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. СПб.: Фонд «Эрмитаж» XXI век, 2014.

Рис. 7. Фотографии выставки «Таданори Ёко. Искусство смыслов» в ГМИНВ.

Pic. 7. Photos of the exhibition "Tadanori Yokoo. The Art of Meanings" at the State

Museum of Oriental Art.

Источник: фотографии автора статьи.

Source: photographs from the author's archive.

Развитие региональных показов японского плаката осуществлялось за счёт гастролирующих выставочных проектов от Японского фонда, а также самостоятельных показов, начиная с 2000-х гг. В 2002 г. в Петрозаводском выставочном зале прошла выставка «Плакат. Двойной визит», основанная на коллекции группы «Арт-Контакт», в рамках мероприятия были показаны и работы японских авторов. В 2003 г. состоялся показ фотографии и плаката в Хабаровске, приуроченный к 10-летию генконсульства Японии в Хабаровске.

«Интерес посетителей к японскому "шершавому языку плаката" был столь велик, что возле авторов выстраивались очереди... Приуроченная к 10-летнему юбилею генконсульства Японии в Хабаровске, выставка стала событием в культурной жизни не только края, но и России: подобная экспозиция демонстрируется в нашей стране впервые. Три известных японских мастера: Фудзисиро Норио, Сиодзава Синсукэ и Исида Нориёси представили свои произведения, созданные с использованием образов японского фольклора, традиционных

17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мотивов и масок театра Но» .

В 2004 г. начал свои гастроли проект «Образ Японии через искусство плаката», посетив несколько городов России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара). В 2004 г. в Якутске состоялась выставка «Жизнь человека. Японский плакат». В 2007 г. выставка «Брат Тояма» открылась в Учебно-научном музее ДВФУ во Владивостоке: мероприятие включало в себя показ плакатов и оригами, посвящённых префектуре Тояма.

17 Японские плакатисты сыграли «лисью свадьбу» в дальневосточном Париже. Коммерсантъ Хабаровск, 13.11.2003. № 207. URL: https://www.kommersant.ru/doc/427538 (дата обращения: 20.04.2024).

Рис. 8. Лауреаты «Золотой пчелы» в 2000-е гг. Нииноми Сюндзи («Тайбэй», 2005);

Мацунага Син («Любляна», 2002); Нагаи Кадзумаса («Харьков», 2000). Pic. 8. The winners of the "Golden Bee" biennale in the 2000s: Niinomi Shunji ("Taipei", 2005); Matsunaga Shin ("Ljubljana", 2002); Nagai Kazumasa ("Kharkov", 2000).

Источник: Всё золото мира: плакаты, удостоенные золотых наград в 2000-2010 гг., 2010. Source: All the Gold in the World: Gold Award-Winning Posters 2000-2010, 2010.

Что до мероприятий международного уровня, то для постсоветского пространства

важным событием стала Московская международная биеннале графического дизайна

«Золотая пчела», где с самого первого выпуска в 1992 г. принимали участие десятки

японских художников, в том числе и в составе жюри. Фукуда Сигэо до конца своей жизни

регулярно отбирал работы для биеннале, а также давал мастер-классы, проходившие в ЦДХ.

В мае 2016 г. в рамках фестиваля была устроена выставка-конкурс памяти Фукуда. Масштаб

награждения японских участников позволила понять и выставка «Всё золото мира»,

проведённая в 2010 г.: в неё вошли все плакаты, удостоенные золотых наград в период 18

с 2000 г. по 2010 г . «На третьей биеннале Гран-при получил японец Коити Сато... После долгого противостояния с европейскими плакатами был выбран именно его солнечно-медовый прямоугольник, обрамлённый тонкой цепью золотистых иероглифов. Коити Сато принадлежал к тому направлению в японском плакате, в котором каллиграфию сочетают со светоцветовыми графическими эффектами, укрупнёнными фрагментами в высшей степени эстетских фотоснимков губ, глаз, овалов лиц и с легко узнаваемыми цитатами из классических японских гравюр на дереве» [Аронов 2009].

18 Всё золото мира: плакаты, удостоенные золотых наград в 2000-2010 годы. Каталог выставки. М.: Альма Матер, 2010.

Рис. 9. Работы японских участников «Золотой пчелы» 2014-2018.

Pic. 9. Works by Japanese participants of the "Golden Bee" biennale 2014-2018.

Источник: Каталоги Московского международного биеннале графического дизайна «Золотая пчела» (2014-2018).

Source: Catalogs of the Moscow Global Biennale of Graphie Design "Golden Bee" (2014-2018).

Подобную международную инициативу развил и фестиваль Typomania, где с 2018 г. также принимали участие художники из Японии. В рамках темы фестиваля «Восток-Запад» была устроена сборная выставка современного японского и иранского плаката, а художник Сасаки Сюн поделился опытом работы с изображением, его работы были включены в основную выставочную программу фестиваля. Компания Morisawa в лице Сакамото Кэйтаро также представила международный шрифтовый конкурс. В 2019 г. открытием фестиваля стал молодой японский графический дизайнер Кобаяси Икко, представивший серию плакатов с абстрактными знаками, выполненных тушью. Помимо выставки художника «Тайные знаки Икки Кобаяши» была проведена и его лекция. В 2020 г. один проект Сасаки Сюн был задействован в программе соавторства известных и начинающих художников, а в 2021 г. Кобаяси Икко вновь принял участие в онлайн-программе фестиваля. Отдельно стоит отметить, что фестиваль также активно осваивал и регионы России: повторные программы проходили в Улан-Удэ, Челябинске, Архангельске, Томске и других городах.

Заключение

Современная японская плакатная графика на протяжении десятилетий показа в СССР и современной России стала именем нарицательным, ассоциируясь с выразительностью авторского высказывания и высоким качеством печати. В довоенный период о японском плакате в СССР практически не было известно - имеется всего лишь одна небольшая публикация, которая описывала общие тенденции рекламной графики 1920-х гг. [Воинов 1927]. Возобновление интереса к японскому плакату, как в рамках его экспонирования, так

и в отношении его изучения, происходит в середине 1960-х гг., когда некоторые искусствоведы и журналисты начали о нём писать.

В первую очередь это было достигнуто за счёт организации международных мероприятий, посвящённых плакату, первоначально в Варшаве и Брно. Именно обзоры этих биеннале позволили сформировать некоторое представление о том, что происходило в области японского графического дизайна. Плакат, путём показа на международных площадках (Варшава, Брно, Краков, Любляна), позволял не только открывать новые имена, но и создать профессиональную среду для обмена мнениями, а также наработки связей для реализации выставок в Москве. Вдобавок, эти мероприятия иногда позволяли продемонстрировать работы тех художников, что стилистически не подпадали под советские требования к изображению. К примеру, только там часть советской аудитории и жителей тех социалистических республик, где проходили события, могли увидеть работы Танаами Кэйити, Ёкоо Таданори и др.

В Москве выставки японского плаката начинают проходить на самостоятельной основе только к середине 1970-х гг., поэтому приходится говорить скорее о довольно умеренном событийном потоке в этом отношении. Малое количество мероприятий сказывается и на количестве доступных архивных материалов и сведений из периодических изданий, но тем не менее сохранившаяся информация позволяет реконструировать общий фон представления японского плаката в СССР. Московские выставки позволяли советскому зрителю ознакомиться с главными японскими плакатными графиками и оценить масштаб их вклада в эту отрасль. К сожалению, по разным причинам, несмотря на существующие планы, каталоги выставок японского плаката не доходили до стадии печати.

Отсутствие подробной информации о японском плакате не отменяло появление локальных героев, что были важны в контексте профессионального взаимодействия между советскими и японскими дизайнерами. К примеру, таким образом к своей заслуженной популярности пришёл японский график Фукуда Сигэо, неоднократно бывавший в СССР, а затем и России. Ему удавалось не только закрепить связи между отечественными и японскими дизайнерами, но также и принимать участие в организации международных мероприятий, участвовать в отборе работ и судействе в жюри. При всём внимании к фигуре дизайнера и его статусу, к сожалению, в советских источниках Фукуда остался без крупных интервью, что значительно отличает ситуацию от подобных в области живописи или дизайна, где художники большой значимости находились на виду и освещались в публичном пространстве.

В советский период японскому плакату, ввиду цензурных и стилистических ограничений, удавалось существовать свободнее, чем другим сферам искусства. Плакат позволял художникам находиться в режиме большей творческой свободы и допустимости, экспериментировать с абстрактными элементами, техниками коллажа и фотомонтажа -декларативность изображения давала авторам творческую независимость. Постсоветский период снял любые ограничения, связанные с визуальной формой, что расширило возможности графических дизайнеров, а также событийную составляющую. Роль самого плаката также претерпела изменения, декларативная функция отошла на задний план, вместо неё пришла оформительская, нацеленная на коммерческую реализацию. В профессиональном сообществе японский плакат продолжал ассоциироваться с высоким

уровнем работы, что не отменяло некоторых форм экзотизации у обозревателей, привязок к национальным стереотипам и ожиданиям.

Восприятие плаката как прикладной сферы искусства несколько сузило его привлекательность для массового зрителя, тем не менее выставки современного японского плаката проходили не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и имели большую программу показа в регионах за счёт инициатив Японского фонда, начиная с 2000-х гг. Вместе с тем выросла значимость международных фестивалей плакатной графики для профессионального сообщества. Возникновение «Золотой пчелы» и Турошаша позволило продолжить обмен опытом внутри профессионального сообщества, а также демонстрацию работ графических дизайнеров из Японии самых разных поколений.

Список основных выставок японского графического дизайна в СССР и современной России

1974 - Совместный показ советских и японских экслибрисов (Помещение СХ СССР, Мск / Помещение

ССОД, Ленинград). Статус проведения неизвестен. Август 1975 - Выставка японских рекламных плакатов и календарей (Выставочный зал СХ СССР, Мск).

1980 - Выставка-конкурс плакатов к 0лимпиаде-80 (Мск). Среди участников: Кавадзу Хидэо, Мацумото

Сигэо, Исиносава Харутомо, Кисимото Кан. Конец 1984 - Международный конкурс политических плакатов «За мир, гуманизм, против угрозы ядерной войны» (ЦДХ, Мск). Среди участников: Фукуда Сигэо, Дайраку Такэси, Ито Дзётаро, Накагава Кэндзо, Ёкоо Таданори. 26 сентября - 13 ноября 1986 - «Мастера культуры за мир» (Манеж, Мск). Среди участников: Аоба Масутэру.

Конец 1986 - Международный конкурс политического плаката «За мир и социальный прогресс».

Среди участников: Т. Нанбу, Т. Мимура, Х. Ёкояма. Лето 1987 - Выставка японского плаката (Выставочный зал СЖ СССР, Мск). Среди участников: Камэкура Юсаку, Нагаи Кадзумаса, Аоба Масутэру, Кацуи Мицуи, Хаякава Ёсио, Танака Икко, Авадзу Киёси, Сайто Макото, Тода Масатоси, Асаба Кацуми. 1991 - Выставка японских афиш (Выставочный зал фотоцентра СЖ СССР, Мск). 8-25 июля 1994 - «Зелёный плакат Японии» («ИМА-галерея», Мск). Участники: Нагаи Кадзумаса, Акияма Ику, Таканокура Ёсинори, Энокидо Фумихико, Сугисаки Мотоя, Миядзи Ясутакэ, Тоёмасу Хайдзо.

6-31 июля 2000 - Выставка современного японского плаката (ГМИНВ, Москва). Далее август-сентябрь 2000 - «Лики Японии» (Российский этнографический музей, Санкт-Петербург). Среди участников: Накамура Макото, Фукусима Осаму, Аоки Кацунори, Мацунага Син, Касаи Каору, Нагаи Кадзумаса, Сайто Макото, Мацуи Кэйдзо. 13 ноября - 26 ноября 2002 - «Плакат. Двойной визит» (Петрозаводский выставочный зал). Среди участников: Нагаи Кадзумаса, Окамото Ёсиюки, Асаи Ёситэру, Футадзука Кадзуаки, Танабэ, Киёи Котани.

Май 2003 - «История послевоенного графического дизайна Японии в лучших плакатах» (Японский плакат 1945-1989) в рамках IV Японской недели (Выставочный зал НоМИ, Санкт-Петербург).

Ноябрь 2003 - Выставка современного японского плаката в рамках Фестиваля японской культуры в России (Дальневосточный художественный музей, Хабаровск). Участники: Фудзисиро Норио, Сиодзава Синсукэ, Исида Нориёси.

9 марта - 14 марта 2004 - «Спаси меня». Выставка Нагаи Кадзумаса (Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Мск).

12 июня - 9 августа 2004 - «Открой для себя Японию. Плакаты» (РНБ, Санкт-Петербург). Среди участников: Аоки Кацунори, Иноуэ Сато, Аракава Синъитиро, Касаи Каору.

2004 - «Образ Японии через искусство плаката» (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург).

Ноябрь 2004 - «Жизнь человека. Японский плакат» (Национальный художественный музей Якутии).

Май 2007 - «Брат Тояма» (Учебно-научный музей ДВФУ, Владивосток).

31 декабря 2014 - 18 января 2015 - «"Post Past". Выставка плакатов к 250-летию Эрмитажа». Среди участников: Фунабаси Дзэндзи, Мацуи Кэйдзо, Мацунага Син, Нагаи Кадзумаса, Сайто Макото.

6 октября - 6 ноября 2016 - «Таданори Ёко. Искусство смыслов» (ГМИНВ, Мск). «ЗОЛОТАЯ ПЧЕЛА»19

1992 - Камияма Цуёси (обладатель первой премии).

1994 - Неизвестно. Не обнаружен каталог.

1996 - Сато Коити (гран-при + диплом за логотип); Мацуи Кэйдзо, Мацунага Син, Нагаи Кадзумаса, Сайто Макото, Фукуда Сигэо (Золотые пчёлы).

1998 - Кэйдзо Мацуи (член жюри); Сато Коити (премия за визитные карточки); Нагаи Кадзумаса, У.Г. Сато (премии за плакат).

2000 - Исида Мицуо, Нагаи Хироаки, Рито Линда, Сато Коити, Ясуда Юмико (премии за плакаты); Мацунага Син, Фудзи Дзёитиро (премии за брошюры и буклеты); Нагаи Кадзумаса (приз журнала и агентства "Greatis", премия фирмы Линия График, приз IBCC); Мацунага Син (премия за дизайн футболок); Энокида Фумихико (диплом Союза дизайнеров); Фукуда Сигэо (конкурс «Всё золото мира»).

2004 - Мацунага Син (премия за плакат). Участники: Адати Юдзи, Акияма Хана, Акияма Такаси, Ватанабэ Мицуо, Исикава Хироюки, Иияма Кодзи, Ёситэру Асаи, Кагава Такэси, Касаи Нориуки, Киносито Кацухиро, Кита Норикадзу, Конэку Ацуси, Котани Кёдзи, Кубута Ёсито, Кувата Осаму, Мацуи Кэйдзо, Мацуи Нобуюки, Мацуки Масахиро, Мацуёси Хироюки, Мацунага Син, Миядзи Ясутакэ, Нагаи Кадзумаса, Нагаи Юдзи, Накагава Ёсиюки, Нииноми Маи, Нииноми Сундзи, Обата Куниясу, Обата Масахиса, Окадзаки Мияко, Рито Линда, Садаюки Накадзава, Сато Ику, Сато Хироси, Сима Такахиро, Симидзу Тацуюки, Сугисаки Мотоя, Такада Юкити, Такахару Мацумото, Такаи Гаку, Такакита Юкия, Тамура Кацуми, Тода Сёдзу, Уэда Кадзухидэ, Уэно Кацуёси, Фукуда Сигэо, Хираи Наоки, Энокида Фьюмихико, Ямасита Педро, Окадзаки Юити, г. Осудзи.

2006 - Фукуда Сигэо (премия Родченко, почётный диплом Совета по общественным наградам Объединённых наций, участие в жюри, участие в выставке работ членов жюри, мастер-класс). Като Тосиюки, Нагаи Кадзумаса (премии за плакат), Кацуи Мацуи (премия за книгу). Участники: Тамаки Акира, Акияма Хана, Акияма Такаси, Фудзита Наоки, Масаки Фукумори, Наоки Хираи, Уэно Хироюки, Ито Тоёцугу, Като Тосиюки, Кацуи Мицуо, Киносита Кацухиро, Кога Масахико, Мидзутани Кодзи, Маэда Хироси, Мацунага Син, Миякэ Такаси, Нагаи Кадзумаса, Нагаи Юдзи, Огава Тадахико, Рито Линда, Сасаси Митихито, Сато Кэнъити, Сэкигути Такаси, Суэфуса Сино, Сугисаки Синносукэ, Тэрасима Масаюки, Тода Сэйдзю, Томоюки Ока, Тосиясу Нанбу, Утикава Такуя, Ямамото Тэцудзи, Ямамото Хироки, Яно Касими, Ёсимаса Такахаси.

19 Список участников и лауреатов выпусков «Золотой пчелы» составлен на основе каталогов биеннале.

2008 - Участники: Акияма Такаси, Асаи Ёситеру, Ёсисукэ Фунасака, Ито Тоёцугу, Като Ёсиро, Кацухиро Киносита, Кэнсаку Като, Кодзи Мива, Линда Рито, Масаказу Танабе, Мацуиси Хироюки, Мацунага Син, Мацусита Сусукэ, Минорикава Тэцуро, Миягава Томоко, Норикацу Кита, Норио Фудзисиро, Осуги Гаку, Сасаки Митихито, Такуя Утикава, Тосиясу Нанбу, Ямамото Хироки.

2010 - Участники: Акияма Такаси, Вакаока Синья, Дайсукэ Сасаки, Ито Акитака, Ито Тоёцугу, Кадзухиро Кикути, Каиси Томоя, Каору Моримото, Касимото Сатодзи, Касиока Кадзуки, Катаока Сакико, Като Ёсиро, Мацуиси Хироюки, Мацунага Син, Миягава Томоко, Мори Масаё, Морикава Сюн, Нанбу Тосиясу, Огава Ютаро, Осуги Гаку, Рито Линда, Сакаи Хироко, Сато Кей, Сато Кэнъити, Сато Юдзи, Симбо Кэйта, Симбо Мисако, Син Хасимото, Сосукэ, Такада Юкити, Такаси Ёхэй, Тэрасима Масаюки, Фудзисиро Норио.

2012 - Участники: Акияма Такаси, Фудзисиро Норио, Икэгами Наоки, Ито Акитака, Ито Тоёцугу, Кагава Такэси, Кикути Кадзухиро, Мацуда Дзисукэ, Мацуиси Хироюки, Мацумура Хироси, Митико Камада, Миягава Томоко, Миямаэ Акира, Накана Такэо, Ниими Хироки, Огава Ютаро, Ооба Мики, Сасаки Дайсукэ, Сато Кэй, Ю. г. Сато, Симадзава Ёсихидэ, Сунаи Юхэй, Такахаси Ёхэй, Томонори Одзаки, Цусима Хадзимэ, Умэда Хироаки.

2014 - Сасаки Сюн (премия за категорию «Экология»); Такая Рэн (премия за постер). Участники: Акияма Такаси, Хаяси Нориаки, Ито Тоёцугу, Каиси Томоя, Касиока Кадзуки, Касива Дайсукэ, Катаока Сакико, Кацуи Мицуо, Кавагути Тосифуми, Кикути Кадзухиро, Кита Норикадзу, Масуда Хироюки, Мацуда Дзисукэ, Мацумото Кодзи, Мацунага Син, Миягава Томоко, Миямаэ Акира, Нанбу Маюка, Нанбу Тосиясу, Нисияма Хироки, Огава Ютаро, Окуно Сёдзиро, Омори Такудзи, Сакаи Хироко, Сасагава Ацуко, Сасаки Дзюн, Сато Коити, Син Мацунага, Синмура Норито, Суэфуса Сино, Такахаси Ёхэй, Такая Рэн, Такэмура Синтаро, Цукамото Акихико, Яманокути Масакадзу.

2016 - В рамках предбиеннальной программы «Золотой пчелы 12» была проведена выставка-конкурс памяти Сигэо Фукуда в Москве в универмаге «Цветной» (12 - 20 мая). Кэйдзо Мацуи (жюри), Кэн Мики (отборочное жюри); Ёхэй Такаси и Дзисукэ Мацуда (премия за постеры). Участники: Аихара Кадзухиро, Акияма Такаси, Гилтэ Лии, Хара Кэнъя, Хиромото Риэ, Исии Юити, Канахама Рэна, Касаи Нориюки, Касива Дайсукэ, Каяба Асука, Кита Норикадзу, Конно Сатоси, Маэкава Кэйсукэ, Маруяма Кэн, Мацуда Дзисукэ, Мацуи Кэйдзо, Мацуиси Хироюки, Мацумото Тисато, Мацумото Кодзи, Мики Кэн, Мива Кодзи, Миямаэ Акира, Нагаи Кадзумаса, Накано Такэо, Оба Хисаэ, Окуно Сёдзиро, Ониси Такасукэ, Осава Юдаи, Сакико Катаока, Симидзу Аяка, Мацунага Син, Синтаро Тагахира, Сирасава Масао, Такахаси Ёхэй, Вакасуги Томоя, Ёсомия Такаси.

2018 - Участники: Каяба Асука, Огума Сикако, Касива Дайсукэ, Цусима Хадзимэ, Оба Хисаэ, Мацуда Дзисукэ, Аихара Кадзухиро, Маруяма Кэн, Сато Кэнъти, Мива Кодзи, Тэрасима Масаюки, Нанбу Маюка, Синбаяси Наная, Кита Норикадзу, Такая Рэн, Арасигава Синдзи, Фудзимото Такааки, Это Такахиро, Акияма Такаси, Нагата Такаси, Кавагути Тосифуми, Накагава Ёсиюки, Аидзава Юкихико, Тосифуми Кавагути, Сато Кэй, Мацунага Син, Сакаи Хироко, Сато Ю. г.

2020 - Кэнъя Хара (жюри); Касива Дайсукэ (премия), Икава Синъити (2 премии), Цусима Хадзимэ (премия). Участники: Акияма Такаси, Это Такахиро, Икава Синити, Ито Тоёцугу, Касива Дайсукэ, Мацуда Дзисукэ, Миками Юри, Миядзаки Ю, Нагата Такаси, Нанбу Маюка, Нанбу Тосиясу, Оба Хисаэ, Сасаки Сюн, Синбаяси Наная, Такахаси Ёхэй, Тамаки Таити, Цусима Хадзимэ, Вакасуги Томоё, Кавахира Кацуя, Тамаки Таити.

TYPOMANIA

2018 - Сборная выставка японского и иранского плаката. Среди участников основной программы:

Сасаки Сюн; Сакамото Кэйтаро и анонс конкурса от фирмы Morisawa.

2019 - Среди участников основной программы: Кобаяси Икко. Персональная выставка «Тайные

знаки Икки Кобаяши».

2020 - Программа соавторства: Сасаки Сюн.

2021 - Онлайн-программа фестиваля: Кобаяси Икко.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Аронов В. Современный графический дизайн // ДИ. 2009. № 1. С. 25.

Воинов В. Искусство современной Японии // Красная панорама. 1927. № 3. С. 12.

Выставка японского плаката // Искусство. 1975. № 11. С. 76.

Данилова А. Японские парадоксы: зашифрованный плакат и фотосъемка невидимого // Культура. 13.07.2000. № 26. С. 7.

Данильянц Т. Выставки. Зеленый плакат Японии // ХЖ. 1994. № 5. URL:

https://moscowartmagazine.com/issue/62/article/1308 (дата обращения: 20.04.2024). Дижур А. Л. Биеннале-78 в Брно // Техническая эстетика. 1979. № 1. С. 22-25. Итоги конкурсов, посвященных юбилею Октября // Искусство. 1968. № 2. С. 70. Каждан Е. Международный плакат в Варшаве // Творчество. 1975. № 1. С. 12-16. ЛадурМ. Заметки редактора // ДИ СССР. 1966. № 9. С. 1. Любимова В. За мир и социальный прогресс // Творчество. 1987. № 2. С. 1-3.

Международный конкурс плаката «За мир, гуманизм, против угрозы ядерной войны» // Искусство.

1985. № 1. С. 12-13. Михайлова Т. Олимпийский плакат // Творчество. 1979. № 9. С. 2-3. МитуричМ. Биеннале графики в Брно // Творчество. 1967. № 1. С. 21-23. Олимпийский плакат. М.: Физкультура и спорт, 1981. Первая биеннале плаката // ДИ СССР. 1966. № 10. С. 44. Савостюк О.X. Биеннале плаката в Брно // ДИ СССР. 1983. № 1. С. 27-29.

Сайто И., Андреева Н., Зайцева Е., Белова Н. Японская неделя в Петербурге // НоМИ. 2003. № 3. С. 68-69.

Сильвестрова С.А. Международный конкурс плаката // Техническая эстетика. 1975. № 8. С. 16-19.

Современный плакат // Искусство. 1967. № 2. С. 75.

Степанова Т. Набат плаката // Творчество. 1984. № 12. С. 10-13.

Таданори Ёко. Искусство смыслов. Каталог выставки. М.: ГМВ, 2016.

Успенский Б. Плакат-агитатор, плакат-пропагандист // Искусство. 1971. № 2. С. 2-5.

Фукуда С. Сигео Фукуда о себе. Творческий автопортрет // Проблемы дизайна 4. М.: Пинакотека,

2007. С. 223-236. Хейфиц М. III Биеннале плаката // Творчество. 1970. № 11. С. 10-13. Черневич Е. Биеннале плаката // ДИ СССР. 1968. № 11. С. 10-11.

Черневич Е. К спорам о плакате. XII Международная Биеннале плаката в Варшаве // ДИ СССР. 1987. № 12. С. 8-11.

Черневич Е. Фотографика // Техническая эстетика. 1968. № 2. С. 25-30. Черневич Е. Что нового в плакате? // ДИ СССР. 1981. № 6. С. 40-43. Шатова Л. Брно-84 // Творчество. 1984. № 11. С. 30-32. Шатова Л. Японский плакат // Творчество. 1988. № 1. С. 31-32. Шашков Н. Конкурс олимпийского плаката // ДИ СССР. 1979. № 12. С. 1. ЯстребМ. Японцы лучше всех // НоМИ. 2000. № 16. С. 62.

REFERENCES

Aronov V. (2009). Sovremennyy graficheskiy dizayn [Contemporary graphic design]. DI [Dialogue of the Arts], 1: 25. (In Russian).

Chernevich E. (1968). Biyennale plakata [Poster Biennale]. DI SSSR [Decorative art of the USSR], 11: 10-11. (In Russian).

Chernevich E. (1987). K sporam o plakate. XII Mezhdunarodnaya Biyennale plakata v Varshave [Towards a debate about the poster. XII International Poster Biennale in Warsaw]. DI SSSR [Decorative art of the USSR], 12: 8-11. (In Russian).

Chernevich E. (1968). Fotografika [Photography]. Tekhnicheskaya estetika [Technical aesthetics], 2: 25-30. (In Russian).

Chernevich E. (1981). Chto novogo v plakate? [What's new in the poster?]. DI SSSR [Decorative art of the USSR], 6: 40-43. (In Russian).

Danilova A. (2000). Yaponskiye paradoksy: zashifrovannyy plakat i fotos"yemka nevidimogo [Japanese paradoxes: encrypted poster and photography of the invisible]. Kul'tura [Culture], 26: 7. (In Russian).

Danil'yants T. (1994). Vystavki. Zelenyy plakat Yaponii [Exhibitions. Green Poster of Japan]. KhZh, 5. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/62/article/1308 (accessed: 20.04.2023). (In Russian).

Dizhur A.L. (1979). Biyennale-78 v Brno [Biennale-78 in Brno]. Tekhnicheskaya estetika [Technical aesthetics], 1: 22-25. (In Russian).

Fukuda S. Sigeo Fukuda o sebe. Tvorcheskiy avtoportret [Shigeo Fukuda about himself. Creative Self-Portrait]. In: Problemy dizayna 4 [Problems of Design 4]. Moscow: Pinakoteka, 2007. P. 223-236. (In Russian).

Kazhdan E. (1975). Mezhdunarodnyy plakat v Varshave [International poster in Warsaw]. Tvorchestvo [Creation], 1: 12-16. (In Russian).

Kheyfits M. (1970). III Biyennale plakata [III Poster Biennale]. Tvorchestvo [Creation], 11: 10-13. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ladur M. (1966). Zametki redaktora [Editor's notes]. DI SSSR [Decorative art of the USSR], 9: 1. (In Russian).

Lyubimova V. (1987). Za mir i sotsial'nyy progress [For peace and social progress]. Tvorchestvo [Creation], 2: 1-3. (In Russian).

Mikhaylova T. (1979). Olimpiyskiy plakat [Olympic poster]. Tvorchestvo [Creation], 9: 2-3. (In Russian).

Miturich M. (1967). Biyennale grafiki v Brno [Graphic Biennale in Brno]. Tvorchestvo [Creation], 1: 21-23. (In Russian).

Pervaya biyennale plakata [First Poster Biennale] (1966). DI SSSR [Decorative art of the USSR], 10: 44. (In Russian).

Saito I., Andreyeva N., Zaytseva E., Belova N. (2003). Yaponskaya nedelya v Peterburge [Japanese Week in St. Petersburg]. NoMI, 3: 68-69. (In Russian).

Savostyuk O.H. (1983). Biyennale plakata v Brno [Poster Biennale in Brno]. DI SSSR [Decorative art of the USSR], 1: 27-29. (In Russian).

Shashkov N. (1979). Konkurs olimpiyskogo plakata [Olympic poster competition]. DI SSSR [Decorative art of the USSR], 12: 1. (In Russian).

Shatova L. (1984). Brno-84. Tvorchestvo [Creation], 11: 30-32. (In Russian).

Shatova L. (1988). Yaponskiy plakat [Japanese poster]. Tvorchestvo [Creation], 1: 31-32. (In Russian).

Sil'vestrova S.A. (1975). Mezhdunarodnyy konkurs plakata [International Poster Competition]. Tekhnicheskaya estetika [Technical aesthetics], 8: 16-19. (In Russian).

Sovremennyy plakat [Contemporary poster] (1967). Iskusstvo [Art], 2: 75. (In Russian).

Stepanova T. (1984). Nabat plakata [Poster Bell]. Tvorchestvo [Creation], 12: 10-13. (In Russian).

Tadanori Yokoo. Iskusstvo smyslov. Katalog vystavki [Tadanori Yokoo. The Art of Meanings. Exhibition

catalogue] (2016). Moscow: SMO. (In Russian). Uspenskiy B. (1971). Plakat-agitator, plakat-propagandist [Poster-agitator, poster-propagandist]. Iskusstvo [Art], 2: 2-5. (In Russian).

Voinov V. (1927). Iskusstvo sovremennoy Yaponii [The Art of Modern Japan]. Krasnaya panorama [Red

Panorama], 3: 12. (In Russian). Vystavka yaponskogo plakata [Japanese Poster Exhibition] (1975). Iskusstvo [Art], 11: 76. (In Russian). Yastreb M. (2000). Yapontsy luchshe vsekh [The Japanese are the best]. NoMI, 16: 62. (In Russian). II Biyennale plakata [II Poster Biennale] (1968). DI SSSR [Decorative art of the USSR], 2: 39. (In Russian).

Поступила в редакцию: 23.04.2024 Received: Apr 23, 2024

Принята к публикации: 07.05.2024 Accepted: May 7, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.