Научная статья на тему 'Одиночество в подростковом возрасте'

Одиночество в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3039
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПОДРОСТОК / НЕПОНИМАНИЕ / ЗАМКНУТОСТЬ / LONELINESS / TEENAGER / MISUNDERSTANDING / ISOLATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аверкиева Т.А., Швецова Е.В.

В статье исследуются основные проблемы, с которыми сталкиваются дети в подростковом возрасте, а именно: неуверенность в себе, непонимание среди окружающих, проблемы с родителями. Также даем рекомендации, которые помогут разрешить возникшие трудности, связанные именно с переходным возрастом ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одиночество в подростковом возрасте»

Аверкиева Т.А.1, Швецова Е.В.2 ©

1 2

’ Бакалавр, кафедра философии и социальных наук, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

ОДИНОЧЕСТВО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье исследуются основные проблемы, с которыми сталкиваются дети в подростковом возрасте, а именно: неуверенность в себе, непонимание среди окружающих, проблемы с родителями. Также даем рекомендации, которые помогут разрешить возникшие трудности, связанные именно с переходным возрастом ребенка.

Ключевые слова: одиночество, подросток, непонимание, замкнутость.

Keywords: loneliness, teenager, misunderstanding, isolation.

Притча.

Давным-давно жил на свете человек, который очень хотел научиться с первого взгляда определять, добрый перед ним человек или злой, тёмная или светлая у него душа и что таит он в сердце своём. И вот однажды чудесным образом приобрёл он очки, которые помогли ему это сделать. Но, о ужас! Надев их, он уже не мог снять очки, и все люди предстали перед ним не в лучшем виде. Оказалось, что плохих, злых сердцем и порочных душою гораздо больше, чем хороших людей. Человек этот очень опечалился, стал сторониться людей, а они его. Постепенно он остался совсем один, и тягостные мысли заставили его задуматься о смерти, потому что жить в таком страшном мире ему не хотелось. И вот однажды, во время таких раздумий, явился блистающий грозный ангел и сказал: «Ты ищешь в других совершенства, но взгляни на себя! А потом, если посмеешь, осуди их». И коснулся чудесных очков, и сейчас же человек этот увидел самого себя, свою душу, сердце и помыслы. Это было так далеко от совершенства, что человек воскликнул: «Боже! Прости меня!» Очки упали к его ногам и рассыпались в прах. «Что же мне делать? Господи, как жить?» - «Не возноси себя, прощай людям их слабости и будешь счастлив», - сказал на прощанье Ангел и исчез. А человек остался наедине с самим собой...

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. Одиночество как душевное состояние существует столько, сколько существует род людской. Менялись эпохи, и отношение к одиночеству претерпевало эволюцию. Очень хорошо это просматривается в поговорках - истинных аккумуляторах народной мысли: от старорусской «и царь нищий ежели в одиночку» до современной «в большом городе большое одиночество». Одиночество - одна из главных проблем, нарушающих психическое благополучие. Это острое внутреннее и личное переживание. При этом социальная изоляция не есть одиночество, она лишь способствует его появлению или усиливает его симптомы. Одиночество связано с переживаниями эмоциональными и поведенческими. Эмоциональные переживания - это чувство покинутости, ненужности, пустоты. Поведенческие переживания - это потеря социальных контактов, разрыв отношений и межличностных связей. И, тем не менее, одиночество - это не только переживания. Это форма восприятия себя - ощущение, которое проявляется в острой потребности быть включённым в общение, поддерживать контакты.

Проблеме одиночества, как острой социальной проблеме, посвящено много работ, исследующих ее сущность, причины возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни. Ведь по своей сути это переживание состояния отчужденности человека от общества. Наиболее глубокое теоретическое осмысление

© Аверкиева Т.А., Швецова Е.В., 2016 г.

проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Практически все философские школы и направления в соответствии со своими мировоззренческими принципами освещали этот феномен. Проблему одиночества исследовали Фромм Э. Хорни К., Франкл В., Сартр Ж. П., Камю А., Къеркегор А., Ясперс К. и др. Их работы представляют особый интерес несмотря на то, что их интерпретации феномена одиночества лежат совершенно в разных плоскостях. Так, согласно теории Э. Фромма, это состояние можно рассматривать как универсальное, устойчивое переживание, присущее свободной личности на всех этапах ее развития. Совершенно иную концепцию одиночества и уединения выдвинул Сёрен Кьекегор -«...замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога».

Подростковый возраст - непростой этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которое в дальнейшем во многом определяет дальнейший путь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. Этот этап включает в себя массу проблем, с которыми сталкиваются подростки, а именно: неуверенность в себе, непонимание среди окружающих, проблемы с родителями. Специфическая особенность этого периода состоит в том, что, с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания, мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия. Начиная с Эриксона, психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Проявление подросткового комплекса представляет: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров. «Перерастет, перебесится, повзрослеет - поумнеет » - так принято отмахиваться от подростковых проблем. Но когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни, без лишних претензий. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания - не лучшими, но, как это ни странно, подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни, то есть вариант подростковой социализации, умение налаживать контакты, общаться. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких людей, но и для личностного развития самого подростка. Это включение в вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность подростков. С одной стороны, острое желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому, с другой - его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то, в большинстве случаев, подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от

подростка можно слышать: «Я сам все знаю!». Такой демонстративный тип поведения ведет к нарушению детско-родительских отношений, а в отдельных случаях к острым конфликтам и полному разрыву отношений и, как следствие, чрезмерные переживания собственной изоляции, одиночеству в семье. Парадоксальность данной проблемы выражается еще и в том, что такие переживания могут перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства, стать препятствием для личностного развития. Подростки чаще всего воспринимают одиночество как свою непонятность и отверженность. Им присуще эти «душевные мытарства» в связи с необходимостью поиска смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со стороны сверстников и родителей. Многие подростки проходят через периоды одиночества, неуверенности и беззащитности. Стремясь доказать себе и окружающим свою уникальность, независимость, неповторимость, неизбежно сталкиваются с состоянием одиночества,

которое, в свою очередь, «помогает» в обособлении и отстраненности. В некоторых случаях такую «самость» психологи называют характерологическими особенностями личности. Более всего такие особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей. У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Одинокие люди - серьезная проблема современного общества. Для формирования социальной устойчивости, самостоятельности, ответственности и мобильности современный подросток должен пройти процесс социализации полностью, не останавливаясь на определенном этапе и не замыкаясь в себе. В противном случае, можно столкнуться с еще более серьезными проблемами, такими как: алкоголизм, наркомания, депрессии, суицид. В пубертатный период возникает ощущение, что открывается много нового в жизни, во взаимоотношениях с людьми, в проявлении себя. Парадокс, но с одной стороны, может возникнуть замкнутость, желание побыть одному, с другой - появляется острая жажда общения, желание быть понятым. Многие исследователи отмечают, что именно отсутствие принятия, понимающего человека является причиной возникновения чувства одиночества и переживается подростками преимущественно как личная ущербность и заброшенность, отсутствие внимания со стороны других. Проблемы одиночества часто сопровождаются состояниями грусти, печали, слезами, пустотой и тоской. Как однажды сказала Мать Тереза: «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен - самое ужасное горе, вид духовной нищеты». И тем не менее, одиночество - внутренний, субъективный опыт, который вовсе не тождествен объективной социальной изоляции. Человек может испытывать одиночество в толпе или же, наоборот, не быть одиноким в условиях физической изоляции от общества.

Психологами выделены три основные типа подросткового одиночества: 1)

одиночество, как изолированность от самого себя, когда подросток отказывается от своих

желаний, не знает их, не осознает или не доверяет себе, вместо этого следует за другими, ориентируясь на «правильно» или «нужно»; 2)одиночество, как изолированность от других людей, когда подросток избегает отношений с другими людьми по причине, возможно, неумения строить взаимоотношения, страха оказаться в зависимости, личностных особенностей характера или негативного опыта предыдущий отношений; 3) одиночество по жизни, когда подросток осознает, что никто и ничто кроме него самого не смогут дать ему суть для чего жить. Он приходит к пониманию, что сам отвечает за свою жизнь.

Каковы же основные причины одиночества подростков? В детстве и в подростковом возрасте человек испытывает жгучую потребность в общении и тесном контакте с другим человеком. Однако, если подросток в силу тех или иных причин не встречает со стороны родителей адекватной реакции, он не приобретает и соответствующих навыков общения, что впоследствии может вести к возникновению одиночества. Драматичным может стать для подростка и опыт первой романтической влюбленности, не встретившей взаимности. Нередко подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я -иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переезд, переход в другую школу, смена круга общения). Однако, в любом случае общение подростка должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Трудности этого возраста в большой мере связаны с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, заниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются: изменчивость настроений, эмоциональная

неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое (иногда и откровенно-саркастическое) отношение к друзьям, близким людям, родным сочетается с острым недовольством собой. И как следствие - субъективно одинокие подростки по-разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что одни при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением, а для других характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение, как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил.

В реалиях сегодняшней жизни подростки чаще останавливают свой выбор на сознательном одиночестве. Одиночество предоставляет им возможность уединения и пространство физической и эмоциональной свободы и независимости. Главная цель уединения - обрести свою сущность, побыть наедине с самим собой. Это лекарство от усталости, в котором остро нуждается взрослеющий организм.

С давних времен одиночество использовали как метод прислушаться к своему внутреннему голосу, спросить совета у своей интуиции или у целого сознания, голоса которых невозможно разобрать в шуме и суете, которыми наполнена повседневная жизнь. Появляется возможность понять, что человек - это составляющая единой Природы, составляющая единого целого. Только когда индивидуум принимает свое одиночество, оно открывается ему с другой стороны, оно меняет свой смысл. Оно становится единством с целым. И тогда одиночество - это не изоляция, одиночество это именно уединение. Изоляция содержит в себе пустоту и дискомфорт, а уединение содержит в себе наполненность радостью и умиротворением. И тогда одиночество - это не та ситуация, когда человеку кого-то не хватает, а та, когда человек нашел сам себя. Таким образом, если подросток захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Стремись изучить и понять самого себя. Ищи причины своей неудовлетворенности.

2. Ищи человека, который сможет тебя понять и с которым ты будешь откровенен.

3. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого и все они решаемы.

4. Найди новое, интересное увлечение.

5. Познакомься с новыми людьми.

6. Необязательно иметь много друзей, некоторым достаточно одного-двух.

7. Помни, для того чтобы иметь друзей, надо уметь дружить и самому быть хорошим другом.

8. Помни, что каждый человек уникален и интересен по-своему.

9. Чтобы на тебя обратили внимание, стань интересным человеком.

10. Необходимо помнить, что для некоторых одиночество — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

11. Человек — большая тайна. Не жалей времени на изучение самого себя.

12. Помни о том, что у одиночества есть две стороны.

13. Если ты одинок, не ищи причины одиночества в других, ищи их в себе.

14. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой для себя.

Литература

1. Ф. Дольто - На стороне подростка. - Спб. - 1997.

2. И.С. Кон - Какими они себя видят. - М. - 1975.

3. И.С. Кон - Психология ранней юности. - М. - 1989.

- Статьи из журналов и сборников:

4. А. Кузнецов - Я одинока сама с собой // Воспитание школьников. - 1997. - №2. - С. 28-32.

5. К.Н. Поливанова - Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.

- 1996. - №1. - С. 20-33.

6. Э. Рутман - Никто меня не понимает // Семья и школа. - 1996. - №9. - С. 16-19.

7. Д.В. Ярцев - Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999.

- №6. - С. 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.