Научная статья на тему 'Одиночество и его переживание студентами'

Одиночество и его переживание студентами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2432
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шагивалеева Г. Р.

Одиночество человека сложная проблема, обусловленная социальными, экономическими, культурными и психологическими факторами. Социологи и социальные психологи давно пишут об одиночестве старости. Однако нет сомнения в том, что это явление и связанные с ним переживания характерны и для молодых возрастных групп. Анализ сложившейся ситуации учеными показывает, что в молодежной среде в последние годы наблюдается увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений, рост неуверенности в завтрашнем дне, отчаяния, одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одиночество и его переживание студентами»

ОДИНОЧЕСТВО И ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЕ СТУДЕНТАМИ

Г.Р. Шагивалеева, старший преподаватель Елабужского пединститута

об-

\".ль-

+СИЗ-

Ь1 сСПОДНЯ.

Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, экономическими, культурными и психологическими факторами. Социологи и социальные психологи давно пишут об одиночестве старости. Однако нет сомнения в том, что это явление и связанные с ним переживания характерны и для молодых возрастных групп. Анализ сложившейся ситуации учеными показывает, что в молодежной среде в последние годы наблюдается увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений, рост неуверенности в завтрашнем дне, отчаяния, одиночества.

Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения к обществу, к развитию форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др. Вместе с тем нельзя забывать, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Хорошо известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда такая потребность актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть наедине со своими мыслями и переживаниями. Поэтому проблема одиночества и его переживания в подростковом и юношеском возрасте является неоднозначной.

Мы опираемся на понимание сущности одиночества как специфической ситуации, сложившейся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, для которой характерно его изолированное положение в тех или иных аспектах этих связей и отношений. Центральным, таким образом, оказывается понятие ситуации, которая понимается как такое взаимодействие субъекта с окружающим миром, основные параметры которого характеризуются относительной неизменностью, благодаря чему оно имеет целостное содержание и смысл (Б.С.Алишев, 2001). Ситуация в строгом смысле не может рассматриваться ни как

объективное явление, ни как субъективное. В ней происходит слияние и взаимное проникновение того и другого. В силу того, что взаимодействие людей с внешним миром подчиняется определенным общим закономерностям, возникают типичные ситуации, которые часто повторяются.

Это дает возможность классифицировать ситуации. Одиночество - одна из типичных ситуаций жизнедеятельности, в которой оказываются многие люди. В свою очередь оно имеет ряд разновидностей. Классифицируют виды одиночества по трем основаниям: а) по уровням взаимодействия человека с окружающим социальным миром, б) по временной протяженности (длительности), в) по происхождению (причинам). В рамках первого основания классификация мы выделили ситуации одиночества 4 уровней:

а) физическое (пространственное) одиночество, делающее невозможными любые формы контактов человека с другими людьми, кроме виртуальных: ситуация Робинзона, одиночного плавания и т.д.;

б) коммуникативное одиночество, наблюдаемое при более или менее длительном нахождении среди множества незнакомых людей: ситуация командировки в неизвестную местность, новичка в группе и др.;

в) эмоциональное одиночество, имеющее место при отсутствии доверительно близких, в том числе интимных отношений с кем-либо из окружающих людей, несмотря на наличие контактов и общения с ними;

г) духовное одиночество, понимаемое нами как отсутствие у человека духовного взаимопонимания с кем бы то ни было, несмотря на наличие и взаимодействия, и общения, и эмоциональных отношений.

Второе основание классификации позволяет говорить об эпизодическом и хроническом одиночестве. По третьему из приведенных оснований нами выделяются две отличающиеся друг от друга в субъективном восприятии и оценке разновидности одиночества: добровольное и вынужденное.

Очевидно, что психологические следствия, вытекающие из ситуаций одиночества, являются когнитивными, аффективными и поведенческими, причем эти аспекты могут рассматриваться и в отдельности, и в комплексе. Одиночество нельзя сводить только к его аффективным составляющим и понимать в качестве некоего чувства или психического состояния, отличающегося от всех других чувств и состояний. В одиночестве у человека возникают разные эмоции и чувства, разные психические (эмоциональные, в том числе) состояния, но эти же чувства, эмоции и состояния могут возникать и в иных ситуациях. Отсюда следует ряд выводов. Во-первых, не существует особого чувства или психического состояния одиночества, которое можно было бы отделить от всех других, или особых эмоций, характерных только для одиночества. Во-вторых, человек связывает свои чувства и эмоции с ситуацией одиночества, в которой себя осознает, и только найдя причину он соединяет чувство, эмоцию с причиной в одно целое. В-третьих, в протяженной жизненной ситуации, идентифицируемой индивидом как одиночество, у него возникают разные эмоции и чувства, которые могут и накладываться друг на друга во времени, и следовать друг за другом. Исходя из сказанного, мы считаем, что наиболее точным понятием, обозначающим целостную реакцию человека на ситуацию одиночества, является понятие "переживание".

Результаты, полученные в ходе исследования 400 студентов ССУЗ (см. таблицу 1), позволяют утверждать, что почти 48% из них хорошо знакомы с изучаемым явлением. После окончания школы изменяется объективное социальное положе-

ние юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей. Неудивительно поэтому, что одиночество является серьезной проблемой первокурсников. Многие студенты испытывают состояние напряженности, чувство неуверенности, когда впервые сталкиваются с новой средой. Насколько быстро пройдет адаптации молодого человека к новым условиям, настолько он сможет решить проблему одиночества.

Если говорить о конкретных видах одиночества, то наиболее частым является духовное одиночество, а наименее частым - коммуникативное. Иными словами, чисто коммуникативные связи и контакты у студентов ССУЗ выражены сильнее, чем духовно-аффилиативные. Коммуникативные связи в условиях современного урбанизированного общества развиты у многих, а эмоциональная и духовная близость с другими с другими людьми часто отсутствует.

Мы разделили выборку студентов на две группы: те, кто считает себя одинокими, и те, кто не считает себя одиноким, для последующего сравнительного анализа. В первой из групп оказалось 152 (39,3%) человека, во второй - 235 (60,7%). Обнаружилось отсутствие полного совпадения данных по объективному и субъективному одиночеству. То есть некоторые студенты считают себя одинокими, несмотря на то, что по объективным параметрам оно у них отсутствует или выражено слабо, а часть отрицает наличие одиночества, хотя, казалось бы, для этого есть все основания.

Объективная мера одиночества снижается у тех, кто предпринимает активные усилия избежать его. В общей сложности

80 студентов (20,8% опрошенных), в том н

числе 53 человека с высоким и средним с

уровнем объективного одиночества (29% »

представителей этих групп) не стремятся с

избегать его. Только их можно считать и

людьми, имеющими определенную склон- ч

ность к одиночеству, добровольно его вы- ч

бирающими. Среди тех, кто объективно д

находится в явном одиночестве, довольно п

много студентов (около 40%), по- о

видимому, удовлетворенных своим поло- л

жением, а также привыкших к нему и по- о

терявших надежду что-либо изменить. п

и

ура их со-зязей. Не-_ ,-ючество ■к ^срВОКурС-мтывают со-жггзо неуве-'. -чаются с пройдет -:овым сшить

\ видах ~зляется частым ¿ми, чис-нтакты у нее, чем ннкатив--;>го урба-леты у мно-•Ж2Я близость ь ;то отсут-

г ;гнтов на : ?диноки-

Г линоким,

о анали-:ось 152 Ь -155 (60,7%). омюго совпа-~ п субъек-которые ими, не-»_> «ным пара-ли выра-наличие I хтя этого

сства сни-активные ложности гх), в том средним .гва (29% . тремятся считать и ю склон-

г -о его вы-ьективно довольно по-поло-и по-

Таблица 1

Показатели объективной и субъективной меры одиночества студентов ССУЗ

(в абсолютных частотах)

№ Виды одиночества Общее Субъективно Субъективно не оди-

количест- одинокие нокие

во

Избегаю- Не избе- Избегаю- Не избе-

щие оди- гающие. щие оди- гающие

ночества ночества

1 Наличие коммуникативного 137 5 30 81 21

одиночества

2 Наличие эмоционального 176 31 33 89 23

одиночества

3 Наличие духовного 215 68 34 76 37

одиночества

4 Наличие трех видов 57 20 32 3 2

5 Наличие двух видов: 126 48 16 40 22

а) коммуникативного и эмо- 29 15 4 9 1

ционального,

б) коммуникативного и ду- 31 18 5 4 4

ховного,

в) эмоционального и духов- 66 15 7 27 17

ного.

6 Наличие только одного вида: 105 32 7 33 30

а) коммуникативного, 2 3 10

б) эмоционального, 20 5 2 4 14

в) духовного. 24 4 3 26 6

61 23

7 Полное отсутствие одиноче- 96 10 2 40 44

ства

При сравнении данных о субъективном определении себя как одинокого (или не одинокого) и о наличии или отсутствии стремления к избеганию одиночества выяснилось следующее. Среди студентов, считающих себя одинокими, не стремятся изменить свою жизненную ситуацию 42 человека, что составляет 27,6% от общей численности данной группы. Среди студентов, не считающих себя одинокими, не предпринимают никаких усилий, чтобы сохранить своё положение в системе межличностных связей 38 человек (16,2% от общей их численности). Поскольку среди последних много студентов, никогда не испытывавших одиночества, постольку

считать людьми, склонными к одиночеству можно только первых. Это дает основание говорить о том, что примерно 9-10% студентов ССУЗ объективно одиноки, осознают своё одиночество и не стремятся изменить свою жизненную ситуацию

Если люди называли себя одинокими и при этом не стремились избежать одиночества, то наиболее часто они указывали на следующие чувства: спокойствие -57,1%, скука - 52,4%, тревога - 42,9%, равнодушие, безразличие - 36,7%, смирение - 33,3%. Если же такое стремление у них имелось, то актуальными становились такие переживания: тревога - 62,7%, скука

- 50,0%, жалость и сочувствие к себе -47,3%, плохое настроение - 41,8%, тоска -35,5%. Как можно видеть, две эмоции -тревога и скука - совпадают в обеих группах, а остальные отличаются.

Студенты по-разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Тех, кто стремится его избегать, оно беспокоит гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением в системе социальной и межличностной коммуникации. Для вторых же характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Студенты, позитивно переживающие одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил.

В какой мере субъективное переживание одиночества связано с особенностями личности? Для выявления этого было проведено тестирование студентов по ряду методик: личностный опросник Г.Айзенка, опросник мотивации аффилиа-ции А.Мехрабиана, тест тревожности Ч.Спилбергера, тест агрессии Басса - Дар-ки. Полученные данные приведены в таблице 2. Они говорят о том, что субъективное определение себя в качестве одинокого или не одинокого человека, а также отрицательное и положительное переживание одиночества, результирующиеся в наличии или отсутствии стремления к его избеганию, связаны с выраженностью ряда психологических свойств личности студентов. В частности, субъективно одинокие студенты имеют пониженные показатели экстраверсии, аффилиативного мотива "стремление к принятию" и повышенные показатели аффилиативного мотива "страх отвержения", нейротизма, реактивной и личностной тревожности, враждебности и агрессивности; у субъективно не одиноких студентов наблюдаются

противоположные показатели.

Студенты, избегающие одиночества и негативно его переживающие, имеют более высокий показатель по аффилиатив-ному мотиву ."стремление к принятию", тогда как студенты, не избегающие одиночества, имеют более высокий показатель по нейротизму и личностной тревожности (по остальным изучавшимся психологическим свойствам эти две группы студентов ССУЗ имеют одинаковые показатели).

Субъективно не одинокие студенты, избегающие и не избегающие одиночества, отличаются тем, что первые имеют более высокую выраженность аффилиативного мотива СП, а вторые - нейротизма, личностной тревожности и враждебности. Субъективно одинокие студенты, избегающие и не избегающие одиночества, отличаются тем, что первые имеют более выраженную агрессивность, а вторые - аффилиативный мотив СП.

Субъективно одинокие и не одинокие студенты, избегающие одиночества, отличаются друг от друга по большинству изучавшихся личностных свойств: первые имеют более высокие показатели по аф-филиативному мотиву СО, нейротизму, личностной тревожности и враждебности; вторые - по аффилиативному мотиву СП и экстраверсии. Субъективно одинокие и не одинокие студенты, не избегающие одиночества, отличаются друг от друга только по одному личностному свойству: первые имеют более высокие показатели по аффилиативному мотиву СО.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

При переходе из средней школы в ССУЗ перед личностью возникает необходимость приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход меняет положение человека в системе социальных и межличностных связей и приводит к резкому увеличению числа молодых людей, считающих себя одинокими.

в а и г бо-

1И-

за-:>ж-ло-

"ПЫ

.. жмеют ляфвлиа-^ютиз-

- :еб-ты, ест-;ют зто-

кие тли-

ИЗУ-

- гвые

аф-" .:ЗМу, " :гти; : СП •■не и . ¡цие т лруга ьгтТству: - ^ дтели

. _:елать

: лы в

.-¿ООХО-

мпенно ■ пере-:стеме ^зей и числа одино-

Таблица 2

Показатели выраженности различных личностных свойств среди субъективно одиноких и не одиноких студентов ССУЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N Свойства личности Группы студентов

"Одинокие" студенты "Не одинокие" студенты

В целом (152) Не избегающие одиночества (42) Избегающие одиночества (110) В целом (232) Не избегающие одиночества (38) Избегающие одиночества (194)

1 Экстраверсия-интроверсия 13,4 13,64 13,31 14,67 13,70 14,86

2 Нейротизм 16,10 18,23 15,29 13,94 16,50 13,43

3 Мотив "стремление к принятию" (СП) 124,35 127,27 123,24 140,48 127,95 142,98

4 Мотив "страх отвержения" (СО) 145,25 141,59 146,64 122,88 125,0 122,46

5 Реактивная тревожность 33,89 32,14 34,55 31,96 31,80 31,99

6 Личностная тревожность 51,71 52,95 51,24 45,84 49,50 45,11

7 Враждебность 13,75 12,91 14,07 11,90 13,7 11,54

8 Агрессивность 22,44 21,14 22,93 20,98 21,2 20,94

Примечание: критерий I Стъюдента показывает по экстраверсии-интроверсии значимые на уровне 0,01 различия между 1-ой и 4-ой. 3-ей и 6-ой колонками; по нейротизму между 1-ой и 4-ой, 5-ой и 6-ой колонками; по аффилиативному мотиву СП между 1-ой и 4-ой, 2-ой и 3-ей, 3-ей и 6-ой, 5-ой и 6-ой колонками; по аффилиативному мотиву СО между 1-ой и 4-ой, 2-ой и 3-ей, 2-ой и 4-ой, 3-ей и 6-ой колонками; по реактивной тревожности значимое на уровне 0,05 различие между 3-ей и 6-ой колонками; по личностной тревожности значимые на уровне 0,01 различия между 1-ой и 4-ой колонками, значимые на уровне 0,05 между 2-ой и 3-ей, 5-ой и 6-ой; по враждебности значимые на уровне 0,01 различия между 1-ой и 4-ой, 3-ей и 6-ой, 5-ой и 6-ой колонками; по агрессивности значимые на уровне 0,01 различия между 1-ой и 4-ой колонками, на уровне 0,05 между 2-ой и 3-ей колонками.

Полученные результаты говорят о том, что субъективное осознание себя одиноким или не одиноким тесно связано с ограниченностью коммуникативных (прежде всего), эмоциональных и духовных связей с окружающими людьми, но в то же время для части студентов характерна неадекватность восприятия своего положения, т.е. определение себя как одинокого при отсутствии серьезных оснований для этого и определение себя как не одинокого при наличии многих признаков объективного одиночества.

Для большинства студентов характерно понимание одиночества как жизненной ситуации, вызывающей негативные переживания, что порождает у них

стремление его избежать. Наличие такого стремления в большей степени характерно для студентов, в субъективном плане не считающих себя одинокими, что может являться косвенным доказательством того, что часть из них не адекватно оценивает свое положение. Меньшинство связывает с одиночеством положительные переживания и не выражает стремления изменить свою жизненную ситуацию, хотя и среди них имеются те, кто не адекватно считают себя одинокими.

Субъективное определение себя в качестве одинокого или не одинокого человека, а также отрицательное и положительное переживание одиночества, ре-зультирующиеся в наличии или отсутст-

вии стремления к его избеганию, связаны с выраженностью ряда психологических свойств личности студентов:

Полученные результаты позволяют говорить о том, что наличие тенденции к избеганию одиночества и негативному его переживанию является характерным для двух личностных типов студентов ССУЗ: а) экстравертов с выраженным аффилиа-тивным мотивом СП и с низкими показателями по всем остальным изучавшимся личностным свойствам; б) интровертов с

выраженным аффилиативным мотивом СО, с наивысшими показателями реактивной тревожности, враждебности и агрессивности и со средними показателями по другим изучавшимся свойствам.

Среди студентов ССУЗ, не избегающих одиночества и в основном положительно или нейтрально его переживающих, не представляется возможным выделить четко очерченные психологические типы.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.Е. Егоров, аспирант ИСПО РАО

Под социальным образованием понимается специально организованный процесс передачи социально-культурных норм и ценностей, социально значимых компетенций, способов осуществления социально-культурной деятельности, формирования личностных качеств, целью которого является формирование личностной композиции социально-ценностных отношений, которая позволила индивиду самостоятельно, осознанно и социально ответственно добиваться гармоничного баланса в разрешении противоречия между социальной адаптацией и социальной автономизацией.

Разработанная нами концепция содержания социального образования в профессиональной школе исходит из сверхзадачи — передачи инструментов, «рычагов» управления жизнью в руки человека, превращения его в реального субъекта управления процессом своего социального становления. А разработанная на этой основе программа экспериментального курса «Проектирование жизненной карьеры» предназначается для реализации базисного компонента социального образования в профессиональной школе для выпускников всех специальностей, обеспечивает интеграцию социально-гуманитарных и профессиональных

знаний, умений и навыков на междисциплинарном уровне.

Дисциплина «Проектирование жизненной карьеры» раскрывает: систему взглядов на координацию различных аспектов социально-ориентированной деятельности; комплекс взаимосвязанных элементов социальной активности индивида в ходе реализации его субъективных социальных целей; философию социальной активности, цель которой — формирование отрефлексированной индивидуальной позиции по отношению к социальной действительности, позиции субъекта деятельности по отношению к социальной реальности.

В основе этого курса лежат представления, связанные с жизненным самоопределением и самореализацией человека, куда, помимо профессиональной деятельности, относятся учеба, досуг, семья и др. . По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека.

Этот курс позволяет студенту самостоятельно выстраивать свою жизненную карьеру, сделать жизнь более осознанной. Овладеть необходимым инструментарием осуществлять персональный менеджмент, т.е. индивидуальную социальную технологию, которая позволяет индивиду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.