Научная статья на тему 'Одиннадцать веков российского читателя: о монографии В. Я. Аскаровой'

Одиннадцать веков российского читателя: о монографии В. Я. Аскаровой Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одиннадцать веков российского читателя: о монографии В. Я. Аскаровой»

Раздел VII НОВИНКИ НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ

Т. О. Бобина

ОДИННАДЦАТЬ ВЕКОВ РОССИЙСКОГО ЧИТАТЕЛЯ: О МОНОГРАФИИ В. Я. АСКАРОВОЙ

Монография В. Я. Аскаровой «Динамика концепции российского читателя (конец X - начало XXI вв.)» - это образец классического научного труда, равно вдохновенного и вдумчиво-кропотливого. Его «классичность» проявляется в самом механизме исследования научной проблемы, в методологической грамотности - от обнаружения нерва проблемы, накопления и систематизации материала до его осмысления и обобщения результатов разысканий.

Данная монография - плод глубокого, целенаправленного, поэтапного постижения исследовательской проблематики, истории формирования представлений о российском читателе в широком культурном контексте, на фоне громадного исторического периода. Безусловны актуальность изучаемой научной проблемы, точность избранного предмета исследования, его современный гуманитарный, антропоцентрический, читателе-ведческий вектор, что, в итоге, подтверждает идеологическую и практическую весомость издания.

Впечатляет широта вовлеченного в научную орбиту исторического материала, размах исследования, его масштабность (конец X - начало XXI вв.). Выросшая на почве многолетних изысканий автора в области динамики представлений об отечественном читателе, работа продемонстрировала особую

фундаментальность подхода, широту наблюдений, компетентность анализа, вы-веренность и емкость выводов.

Монография, с одной стороны, носит обобщающий, итожащий характер, синтезируя материал по философии, истории, культурологии, библиотековедению, библиографоведению, проецируемый на динамику концепции отечественного читателя. Основательности,

прочности разысканий способствует солиднейшая источниковедческая база из 633 изданий, среди которых работы Ю. Лотмана, П. Милюкова, М. Сперанского. С другой стороны, новизна, комплексность, синтезированность подхода к изучению динамики концепции российского читателя сообщают ей исследовательскую оригинальность. Не вызывает сомнений эвристичность научной задачи -изучение концепции читателя в ее динамике, обоснование и методологическая проработка самого этого понятия. Впечатляет характер его осмысления - в контексте социокультурных изменений на основе синтеза синергетики, культурологии, книговедения. Синтез синергетического, культурологического и историко-функционального книговедческого подходов, позволяя опереться на достижения целого ряда наук - культурологии, истории, социологии, библиотековедения, книговедения, философии, синергетики, обеспечивает глубину и ре-

177

зультативность анализа. Интегративный подход помогает автору найти основания для объяснения динамики концепции российского читателя на протяжении его более чем тысячелетней истории, выявить причинно-следственные связи в этом процессе, понять глубинные истоки формирования российского чита-отчетливо и логично показано, как в социокультурной сфере происходила смена доминирующих концепций читателя, как логика саморазвития древнерусской концепции читателя предопределила рождение никонианской концепции, которая подготовила появление концепции светского прозападного просвещения, спровоцировавшего петровские преобразования; а развитие концепции читателя в контексте демократизации общественных процессов в XIX в. обусловило множественность представлений о нем во 2-й половине XIX и на рубеже XX веков. Многоаспектен анализ содержательной роли этих процессов в формировании новейших концепций читателя на новом социокультурном этапе. В монографии убедительно продемонстрированы истоки либеральных концепций читателя, а также порождение внутренне конфликтным обществом радикальных и консервативных концепций читателя в разные эпохи. Импонирует объективность позиции исследователя, взвешенность анализа, выявление позитивности консервативно-охранительной концепции читателя XIX в. и представлений о рабоче-крестьянском читателе периода коммунистической утопии.

Актуальны и плодотворны выводы автора о том, что идеациональность культуры и монокультурное состояние общества диктуют единичность в представлении о читателе и жесткое регулирование книжного дела, а социокультурная многоукладность предполагает множественность воззрений на читателя, доминирование нескольких его концепций.

теля разных эпох, выявить роль доминирующих концепций в регуляции читательской деятельности и книжного дела.

Стройность замысла определила композиционную цельность и компактность работы, принципы её структурирования, четкое выделение узловых исторических периодов. В монографии

Оригинальна авторская идея о такой особенности российского книжного дела, как сдерживание коммерческой концепции идейностью, идеалами просветительства, периодическая актуализация борьбы «иосифлянства» и «нестя-жательства». Значимы выводы о превалировании в современном книгоиздании и книготорговле коммерческой концепции читателя и о начатках формирования либерально-гуманистической и их взаимопроникновении. Весомы сформулированные в работе идеи предсказуемости и управляемости книжного дела, насущности его освобождения от чрезмерной коммерциализации, необходимости чи-тателецентричного, в том числе детоцен-тричного ориентира.

Достоинство монографии составляет то, что автор умеет излагать сложные теоретические, концептуалистские истины вполне доступно, даже образно и изящно. Высокая языковая культура, отличающая сей труд, проступает в тщательности, скрупулезности, даже юве-лирности лексической и стилистической «отделки». Привлекательны сочетание терминологической насыщенности и афористичности языка, нетривиальность образов («дрейф от оттепели и застою»), А наличие иллюстрирующих научную мысль четких схем, таблиц и графиков делает материал удобным для восприятия, демонстрирует умение ученого формализовать и сворачивать громадную информацию.

Не может не воодушевлять адресная широта труда. Столь высокопрофессиональная работа будет по достоинству оценена читателями самых разных

178

Т. О. Бобина

Одиннадцать веков российского читателя: о монографии В. Я. Аскаровой

категорий. Монография может удовлетворить интерес и ученых - читателеве-дов, книговедов, историков, филологов, культурологов, и, разумеется, студентов-гуманитариев, ввиду ее мощного культурологического аспекта, объемного исторического материала.

Несомненная ценность работы видится в непосредственном внедрении ее материалов в учебный процесс. На основе исследования В. Я. Аскаровой построено несколько учебных дисциплин, в том числе успешно преподаваемый курс «Читате л введение».

Как и всякий обобщающий и одновременно оригинальный труд, данная монография оставляет поле для дальнейшего исследования, тем более что жанр предопределил огромную концентрированность и плотность материала, его кажущуюся эскизность. Так, сжато изложенная в главе «Тенденции развития представлений о читателе в контек-

сте современной социокультурной ситуации» концепция постсоветского читателя, прихотливая динамика формирования взглядов на читателя на рубеже XX-XXI веков и особенно новейших представлений о нем непременно должны быть развернуты в специальном издании, тем более что подсказан и сам механизм последующего изучения проблемы (теория циклов).

Осуществленное в работе определение факторов влияния на концепцию российского читателя, выявление качественно новых представлений об истории ее формирования значительно расширяет и углубляет знания об отечественном читателе и его роли в книжном процессе и вооружает методологической базой для дальнейшего изучения.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.