Научная статья на тему 'ОДИННАДЦАТЬ БЛАГОДАРНОСТЕЙ СТАЛИНА ДЛЯ ПОЛКОВНИКА М. Н. ЯКУШИНА (ГЕРОЙ ИСПАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ)'

ОДИННАДЦАТЬ БЛАГОДАРНОСТЕЙ СТАЛИНА ДЛЯ ПОЛКОВНИКА М. Н. ЯКУШИНА (ГЕРОЙ ИСПАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ / И. В. СТАЛИН / ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ / ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС / КОМАНДИР ДИВИЗИИ / М. Н. ЯКУШИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримов О.В., Пумпянская О.В.

Рязанская губерния (в ее административно-территориальных границах до 1917 года) является малой родиной многих полководцев, военачальников и командиров, которые были военными советниками или военными специалистами, участвовавшими на стороне республиканцев в гражданской войне в Испании (1936-1939). Актуальность настоящего исследования обусловлена важностью воспитания подрастающего поколения регионов России на примерах подвигов их земляков. Целью настоящей статьи является описание боевого пути уроженца Рязанской губернии генерал-майора авиации Михаила Нестеровича Якушина - участника четырех войн: гражданской войны в Испании, военного конфликта на Халхин-Голе, Советско-финляндской войны, Великой Отечественной войны. Якушин, выбрав для себя изначально гражданскую специальность рабочего ткацкого производства, по партийному набору был направлен на службу в военную авиационную школу, после двух мирных лет службы оказался на первой для него войне - в Испании. Проявив себя исключительно с положительной стороны, был признан испанским правительством одним из лучших советских пилотов. Награждение двумя орденами Красного Знамени и высокий уровень мастерства послужили своего рода «трамплином», позволившим в дальнейшем продолжить службу в Главной авиационной инспекции ВВС Наркомата обороны. В годы Великой Отечественной войны Якушин был назначен командиром 215-й истребительной авиационной дивизии, с которой воевал на Калининском, Западном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. За годы войны был неоднократно награжден и одиннадцать раз упомянут в приказах Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. Одиннадцать раз в честь воинов его дивизии в Москве раздавался салют. Данная статья должна способствовать патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в уважении к Отечеству и его защитникам в целом, привитию гордости к своей малой Родине - Рязанской земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEVEN ACKNOWLEDGEMENTS ISSUED BY STALIN TO COLONEL M. N. YAKUSHIN (HERO OF THE SPANISH WAR PARTICIPATING IN THE GREAT PATRIOTIC WAR)

The Ryazan Province (as it used to be before 1917) is a motherland to many military officers, commanders, military counsellors, and military specialists who participated in the Spanish Civil War (1936-1939) and supported the republicans.The relevance of the research is accounted for by the importance of educating modern teenagers at the example of their valiant compatriots. The aim of the article is to describe the military exploits of a native of the Ryazan Province, Mayor General of Aviation Mikhail Nesterovich Yakushin, a participant of four wars: the Spanish Civil War, the Battle of Khalkhin-Gol, the Winter War, and the Great Patriotic War. Being a skillful weaver, Yakushin was sent to a military aviation school and after two peaceful years of military service found himself engaged in the Spanish Civil War. Being a highly qualified pilot, he was recognized as one of the best Soviet pilots and was awarded two orders of the Red Banner for his outstanding flying skills, which enabled him to continue serving in the Aviation Inspection of the Soviet Air Forces. During the Great Patriotic War, Yakushin became Commander of 215th Aviation Division and fought at Kaliningrad, Western, the 1st and the 2nd Belorussian fronts. He was awarded eleven times by Joseph Stalin and eleven fireworks were displayed in honor of his division. The aim of the article is to promote patriotic upbringing of citizens of the Russian Federation and to encourage Ryazan citizens to feel proud of their valiant compatriots.

Текст научной работы на тему «ОДИННАДЦАТЬ БЛАГОДАРНОСТЕЙ СТАЛИНА ДЛЯ ПОЛКОВНИКА М. Н. ЯКУШИНА (ГЕРОЙ ИСПАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ)»

Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2022. № 2 (75). С. 68-75. The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2022; 2 (75): 68-75.

Научная статья

УДК 94(47).084.8

DOI 10.37724/RSU.2022.75.2.007

Одиннадцать благодарностей Сталина для полковника М. Н. Якушина (герой испанской войны на фронтах Великой Отечественной войны)

Олег Владимирович Каримов Ольга Владимировна Пумпянская 2

1 2 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, Москва, Россия

1 heleg@bk.ru

2 helga80p@gmail.com

Аннотация. Рязанская губерния (в ее административно-территориальных границах до 1917 года) является малой родиной многих полководцев, военачальников и командиров, которые были военными советниками или военными специалистами, участвовавшими на стороне республиканцев в гражданской войне в Испании (1936-1939). Актуальность настоящего исследования обусловлена важностью воспитания подрастающего поколения регионов России на примерах подвигов их земляков. Целью настоящей статьи является описание боевого пути уроженца Рязанской губернии генерал-майора авиации Михаила Нестеровича Якушина — участника четырех войн: гражданской войны в Испании, военного конфликта на Халхин-Голе, Советско-финляндской войны, Великой Отечественной войны. Якушин, выбрав для себя изначально гражданскую специальность рабочего ткацкого производства, по партийному набору был направлен на службу в военную авиационную школу, после двух мирных лет службы оказался на первой для него войне — в Испании. Проявив себя исключительно с положительной стороны, был признан испанским правительством одним из лучших советских пилотов. Награждение двумя орденами Красного Знамени и высокий уровень мастерства послужили своего рода «трамплином», позволившим в дальнейшем продолжить службу в Главной авиационной инспекции ВВС Наркомата обороны. В годы Великой Отечественной войны Якушин был назначен командиром 215 -й истребительной авиационной дивизии, с которой воевал на Калининском, Западном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. За годы войны был неоднократно награжден и одиннадцать раз упомянут в приказах Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. Одиннадцать раз в честь воинов его дивизии в Москве раздавался салют. Данная статья должна способствовать патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в уважении к Отечеству и его защитникам в целом, привитию гордости к своей малой Родине — Рязанской земле.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, воздушная армия, гражданская война в Испании, И. В. Сталин, истребительная авиационная дивизия, истребительный авиационный корпус, командир дивизии, М. Н. Якушин.

Для цитирования: Каримов О. В., Пумпянская О. В. Одиннадцать благодарностей Сталина для полковника М. Н. Якушина (герой испанской войны на фронтах Великой Отечественной войны) // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2022. № 2 (75). С. 68-75. DOI: 10.37724/RSU.2022.75.2.007.

© Каримов О. В., Пумпянская О. В., 2022

Original article

Eleven Acknowledgements Issued by Stalin to Colonel M. N. Yakushin (Hero of the Spanish War Participating in the Great Patriotic War)

Oleg V. Karimov \ Olga V. Pumpyanskaya 2

1 2 Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named for I. M. Gubkin, Moscow, Russia

1 heleg@bk.ru

2 helga80p@gmail.com

Abstract. The Ryazan Province (as it used to be before 1917) is a motherland to many military officers, commanders, military counsellors, and military specialists who participated in the Spanish Civil War (1936-1939) and supported the republicans.The relevance of the research is accounted for by the importance of educating modern teenagers at the example of their valiant compatriots. The aim of the article is to describe the military exploits of a native of the Ryazan Province, Mayor General of Aviation Mikhail Nesterovich Yakushin, a participant of four wars: the Spanish Civil War, the Battle of Khalkhin-Gol, the Winter War, and the Great Patriotic War. Being a skillful weaver, Yakushin was sent to a military aviation school and after two peaceful years of military service found himself engaged in the Spanish Civil War. Being a highly qualified pilot, he was recognized as one of the best Soviet pilots and was awarded two orders of the Red Banner for his outstanding flying skills, which enabled him to continue serving in the Aviation Inspection of the Soviet Air Forces. During the Great Patriotic War, Yakushin became Commander of 215th Aviation Division and fought at Kaliningrad, Western, the 1st and the 2nd Belorussian fronts. He was awarded eleven times by Joseph Stalin and eleven fireworks were displayed in honor of his division. The aim of the article is to promote patriotic upbringing of citizens of the Russian Federation and to encourage Ryazan citizens to feel proud of their valiant compatriots.

Keywords: Great Patriotic War, aviation forces, Spanish Civil War, Joseph Stalin, aviation division, Air Corps, commander, M. N. Yakushin.

For citation: Karimov O. V., Pumpyanskaya O. V. Eleven Acknowledgements Issued by Stalin to Colonel M. N. Yakushin (Hero of the Spanish War Participating in the Great Patriotic War). The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2022; 2 (75):68-75. (In Russ.). DOI: 10.37724/RSU.2022.75.2.007.

Предвоенный период

Генерал-майор авиации Михаил Нестерович Якушин родился 17 сентября 1910 года в городе Егорьевске Рязанской губернии (с 1922 года Егорьевск вошел в состав Московской области). Свою трудовую деятельность начал с обучения в Егорьевской школе фабрично-заводского ученичества в 1926-1928 годах, затем в течение двух лет работал в качестве «текстильного подмастерья».

В 1930 году М. Н. Якушин перебрался в Москву и поселился у родного брата Ивана на Наримановской улице — на окраине города в нескольких километрах северо-восточнее парка Сокольники. Он поступил в Московский текстильный техникум, обучаясь в котором, еще в 1931 году вступил в ВКП(б). Однако окончить учебное заведение не успел: в 1932 году по партийной мобилизации был направлен в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). Первоначально курсант М. Н. Якушин оказался в Ленинградской военно-теоретической школе ВВС РККА имени Ленинского Краснознаменного комсомола, однако в том же 1932 году его перевели в 14-ю Энгельсскую военную школу летчиков, которую он окончил в конце 1934-го. На следующий год Михаил Нестерович был направлен для дальнейшего прохождения службы в должности старшего летчика 119-й истребительной авиационной эскадрильи (ИАЭ) 95-й истребительной авиационной бригады (ИАБ) Закавказского военного округа (Баку) [Арцыбашев, Каримов, Волошенко, 2016, с. 109]. Здесь Михаил Нестерович был избран парторгом авиаотряда и пропагандистом.

В апреле 1937 года представители штаба округа отобрали лейтенанта М. Н. Якушина для командирования в качестве советского военного специалиста в войска республиканской Испании. Он подписал стандартное обязательство «хранить в строгом секрете назначение и цель моей командировки, в которую я послан командованием» [ЦАМО. Ф. 23. Оп. 6826. Д. 1. Л. 7]. 31 мая 1937 года на пароходе «Кооперация» по маршруту СССР (Ленинград) — Франция Михаил Нестерович с документами на советского туриста Языкова отправился в Европу.

Еще 14 января 1937 года из 95-й ИАБ в Испанию прибыли 23 человека: командирами авиаэскадрилий — капитан В. М. Зоценко (1906-1937), старший лейтенант И. А. Зыканов (1903-

1963); командирами авиазвеньев — старший лейтенант Н. И. Бондаренко (1908-1982), лейтенанты С. П. Данилов (1909-1945), Л. Д. Русак (1910-1991), С. И. Семенов (1909-1970), П. В. Угроватов (1907-1979); летчиками-истребителями — старший лейтенант А. В. Третьяков (1905-1977), лейтенанты Б. И. Бальцев (1908-1940), Ф. В. Владимиров (1908-1944), П. Ф. Головнев (1912-?), С. Г. Ильин (1906-1943), И. А. Павлюк (1915-1995), Г. Н. Реутов (1907-1937), В. И. Хомяков (19101997); авиатехники — воентехники 2-го ранга Г. А. Аплеснин (1909-1937), П. Г. Волков (1907-?), В. Н. Востриков (1909-?), М. М. Данильченко (1909-?), А. Ф. Загороднюк (1914-?), А. Г. Кокаев (1906-?), В. И. Комов (1908-?), П. В. Кошкин (1912-1944) [Арцыбашев, Каримов, Волошенко, 2016].

Замена летного состава требовалась давно. Генерал Дуглас (так в Испании называли старшего авиационного советника комкора Я. В. Смушкевича) информировал в апреле 1937 года руководство наркомата обороны: «За 5 месяцев летчики налетали в боевых условиях в среднем 145 часов на летчика. Это значительно больше годового налета в мирных условиях... Летный состав сильно устал и истрепался.» [РККА ... , 2020, с. 106-107]. Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г. Н. Захаров (1908-1996) вспоминал, что за эти полгода пребывания в Испании он похудел с 85 до 65 кг [Захаров, 1985, с. 71].

9 июня 1937 года лейтенант М. Н. Якушин уже находился в Париже, откуда перебрался в Мурсию (Испания). Вместе с ним из 95-й ИАБ прибыло еще пять военнослужащих: командиром авиаэскадрильи — капитан И. Т. Еременко (1910-1986); командиром авиазвена — лейтенант И. И. Косенков (1911-?); летчиками-истребителями — лейтенанты А. С. Трусов (1912-1937, пропал без вести), С. В. Шалыганов (1913-1979) и, двадцатью днями позже, лейтенант Л. Г. Рыбкин (19121992) [Арцыбашев, Каримов, Волошенко, 2016].

Михаил Нестерович был зачислен в эскадрилью, которую возглавил его сослуживец — капитан И. Т. Еременко. Ей достались не пользовавшиеся популярностью малоскоростные, но маневренные истребители-бипланы И-15. Упомянутый выше Г. Н. Захаров писал, что его и еще несколько уже опытных пилотов задержали в возвращении на Родину специально, чтобы обучить эту эскадрилью [Захаров, 1985, с. 71-72].

В состав эскадрильи И. Т. Еременко вошли лейтенанты-летчики из 95-й ИАБ — И. М. Карпов, Л. Г. Рыбкин, С. В. Шалыганов; из 56-й ИАБ (Киевский военный округ) — Е. А. Антонов (1910-1942), М. С. Петров (1909-?), Н. Г. Соболев (1912-1996); из 83-й ИАБ (Белорусский военный округ) — Г. А. Мастеров (1908-1942); из НИИ ВВС — А. К. Серов (1910-1939) и несколько иностранных добровольцев. Впоследствии И. Т. Еременко стал Героем Советского Союза генерал-лейтенантом авиации, А. К. Серов — Героем Советского Союза комбригом, Л. Г. Рыбкин — генерал-лейтенантом авиации, и М. Н. Якушин — генерал-майором авиации.

Освоив биплан И-15, советские летчики начали сбивать врага в ходе Брунетской операции (6-25 июля 1937 года). В конце июля 1937 года командиром эскадрильи был назначен А. К. Серов, а его основным напарником стал Михаил Якушин. Боевые будни сблизили этих пилотов.

Уже 31 июля 1937 года лейтенант М. Н. Якушин был награжден орденом Красного Знамени «за «проявленную доблесть и исключительное летное мастерство — сбил первым трехмоторный юнкерс 1 ночью» [ЦАМО. Ф. 23. Оп. 6826. Д. 1. Л. 2]. Такой же самолет сбил в эту ночь и А. К. Серов. Испанское правительство, в свою очередь, наградило обоих пилотов легковыми автомобилями «Крайслер империал».

Вторым орденом Красного Знамени Михаил Нестерович был награжден 22 октября 1937 года за Мадридскую операцию. «Всего в воздушных боях т. Якушин лично сбил 4 фашистских самолета; действуя в составе отряда сбил 5 самолетов» [ЦАМО. Ф. 23. Оп. 6826. Д. 1. Л. 2].

15 ноября 1937 года лейтенант М. Н. Якушин прибыл в Советский Союз. В феврале 1938 года возвратился полковником А. К. Серов, которому в марте того же года было присвоено звание Героя Советского Союза. Возглавив Главную летную инспекцию ВВС РККА, А. К. Серов решил опираться только на своих боевых товарищей и вскоре «перетащил» туда капитанов М. Н. Якушина, Е. С. Антонова и др. Из них же была составлена так называемая «серовская» пятерка асов из участников боевых действий: А. К. Серов, Б. А. Смирнов (1910-1984), А. С. Антонов, В. Г. Рахов (1914-1939). Б. А. Смирнов и В. Г. Рахов впоследствии удостоены звания Героя Советского Союза. 18 августа 1938 года «пятерка» выступила на воздушном параде на Тушинском аэродроме. К концу года ее состав увеличился до «семерки» — были включены Герой Советского Союза И. А. Лакеев (1908-1990) и А. П. Николаев (1909-?).

1 Юнкерс Ju-52/3m — немецкий трехмоторный бомбардировщик и военно-транспортный самолет.

Комбриг А. К. Серов стремился восстановить справедливость и добиться присвоения звания Героя Советского Союза своим боевым товарищам М. Н. Якушину и Е. С. Антонову [Запись бесед ... ]. В течение долгих лет наградной лист на Е. С. Антонова его сыну, О. Е. Антонову, и одному из авторов этих строк обнаружить не удалось, а представление на Михаила Нестеровича Якушина все же было найдено. Начальник 11-го отдела Генерального штаба РККА комдив М. И. Дратвин в 1939 году писал: «Тов. Якушин участвовал в 25 воздушных боях, имеет 15 обстрелов наземных войск и 8 разведывательных полетов в глубину неприятельского расположения. Тов. Якушин проявлял всегда выдающуюся смелость и находчивость; неоднократно привозил такое количество пробоин, что требовалась замена плоскостей его самолета. За свою выдающуюся боевую работу т. Якушин вполне достоин присвоения звания "Герой Советского Союза"» [ЦАМО. Ф. 23. Оп. 6826. Д. 1. Л. 23]. Почему же представление к награде не было реализовано? Думается, здесь существовало несколько причин: гибель комбрига А. К. Серова 11 мая 1939 года, неудачное завершение испанской кампании и вывод советских советников к марту 1939 года, недостаточно отраженная в представлении боевая деятельность М. Н. Якушина.

До июня 1941 года майор М. Н. Якушин продолжал службу в Главной летной инспекции ВВС РККА, участвовал в военном конфликте на Халхин-Голе и в Советско-финляндской войне. Был награжден орденом Красной Звезды (7 мая 1940 года).

Великая Отечественная война в судьбе М. Н. Якушина

В начале Великой Отечественной войны Михаил Нестерович занимал должность заместителя командира 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) ПВО Москвы. Затем вновь вернулся в Инспекцию ВВС РККА, которой руководил полковник В. И. Сталин.

В марте 1943 года полковник М. Н. Якушин назначен командиром 215-й ИАД 2-го ИАК 3-й воздушной армии Калининского фронта. С июня 1943 года дивизия вошла в состав 8-го ИАК 1-й воздушной армии Западного фронта. Под его руководством дивизия принимала участие в Спас-Деменской наступательной операции (7-20 августа 1943 года), наступательной операции в районе Ельни (28 августа — 5 сентября 1943 года), Смоленской наступательной операции (15 сентября — 2 октября 1943 года).

С 21 июня 1944 года в начале Белорусской стратегической наступательной операции («Багратион») 215-я ИАД 8-го ИАК из резерва Ставки Верховного главнокомандования была передана в состав 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Здесь М. Н. Якушин принял участие в Бобруйской наступательной операции (24-26 июня 1944 года).

Так вышло, что за три года войны Михаил Нестерович не был награжден ни одним орденом или медалью, не имел благодарностей от имени Верховного главнокомандующего ВС СССР, что было достаточно редким явлением для военнослужащего уровня командира дивизии. Своего рода «прорыв» произошел после полученных им легких ранений в левую руку и ногу в ходе боевого вылета 29 июня 1944 года. 7 июля 1944 года командир 8-го ИАК, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации А. С. Осипенко, тоже участник гражданской войны в Испании, наконец-то представил М. Н. Якушина к награждению по совокупности заслуг за операции 1943-1944 годов: «215-я истребительная авиадивизия за период операций на Спас-Деменском, Ельненском и Смоленском направлениях совершила 1 706 боевых самолетовылетов. Проведено 99 воздушных боев. Сбит 141 самолет противника. За период боевых операций на Бобруйском направлении частями 215-й авиадивизии произведено 1 188 боевых самолетовылетов. Проведено 30 воздушных боев, сбит 31 самолет противника.

За отличное руководство боевыми действиями частей дивизии и личные 10 боевых вылетов достоин награждения орденом Суворова 2-й степени» [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686043. Д. 92. Л. 248-248 об.]. Однако командующий 16-й воздушной армии генерал-полковник авиации С. Е. Руденко снизил уровень награды до ордена Кутузова 2-й степени.

1 августа 1944 года 215-я ИАД 8-го ИАК была передана в состав 4-й воздушной армии (командир — генерал-полковник авиации К. А. Вершинин) 2-го Белорусского фронта (командующий — генерал армии Г. Ф. Захаров, затем — маршал К. К. Рокоссовский). Под руководством этих командиров полковник М. Н. Якушин и получил свои одиннадцать благодарностей от Верховного главнокомандующего.

С 6 по 14 августа 1944 года 215-я ИАД участвовала в Осовецкой наступательной дивизия. В период операции летчики 8-го ИАК вылетали на «расчистку воздуха» и сопровождение штурмовиков. Так, 13 августа 56 Як-9 прикрывали наземные войска на поле боя в районах Осовец, Визна, Меженин и Тыкоцин, 42 Як-1 и 121 Ла-5 сопровождали действия штурмовиков. Всего было

проведено 219 самолетовылетов, в которых сбито 7 самолетов противника [ЦАМО. Ф. 319. Оп. 4798. Д. 273. Л. 46].

Уже 14 августа 1944 года Верховный главнокомандующий И. В. Сталин в приказе № 166 на имя командующего войсками 2-го Белорусского фронта генерала армии Г. Ф. Захарова отметил, что в боях за овладение городом и крепостью Осовец отличились летчики 4-й воздушной армии, в том числе полковника М. Н. Якушина. Наиболее отметившимся в боях воинским частям было присвоено наименование «Осовецких» — в 215-й ИАД почетного наименования удостоился 813-й истребительный авиационный полк (ИАП). В этот же день «в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Белорусского фронта, овладевшим городом и крепостью Осовец, 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий» [Приказы ... , 1975, с. 212-213].

В период с 22 августа по 2 ноября 1944 года 215-я ИАД принимала участие в наступательных действиях армий левого крыла 2-го Белорусского фронта, освобождала города и крепости Остроленка, Ломжа, Новогруд, Рожан. После этого советские войска приступили к подготовке завершающих наступательных операций в логове врага.

В период с 13 января по 25 апреля 1945 года дивизия полковника М. Н. Якушина участвовала в Восточно-Прусской наступательной операции, в ходе которой войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов заняли территорию Восточной Пруссии, обеспечив наступление других фронтов на Варшавско-Берлинском направлении. Сама операция состояла из нескольких локальных, в частности 215-я ИАД участвовала в Млавско-Эльбингской наступательной операции (14-26 января 1945 года). Этот эпизод заслуживает более подробного рассмотрения.

«Противник перед 2-м Белорусским фронтом, используя четырехмесячный перерыв в боевых действиях, сильно укрепил и расширил свой оборонительный рубеж» [ЦАМО. Ф. 20534. Оп. 1. Д. 29. Л. 102]. 14 января 1945 года, после артиллерийской подготовки, советские войска перешли в наступление, а 15 января части 2-го Белорусского фронта овладели городами Макув и Пултуск. Авиационным частям была поставлена задача: непрерывным патрулированием прикрыть ударные группировки 3, 48, 65, 70 и 2-й ударной армий. Однако части 8-го ИАК боевой работы не производили из-за исключительно плохих метеорологических условий: облачность — 10 баллов, высота — 50-150 м, туман, видимость — 200-300 м [Там же. Л. 103].

Лишь 16 января 1945 года авиация корпуса смогла группами по четыре-восемь самолетов Ла-5 и Як-9 прикрывать боевые порядки советских войск в районах Рожан, Макув, Цеханув, Пултуск, Плоньск, а также группой из шести Ла-7 производила «расчистку воздуха». Всего в этот день летало 150 самолетов. Летчиками 215-й ИАД проведено шесть воздушных боев и сбито одиннадцать «Фокке-Вульф-190» [ЦАМО. Ф. 20534. Оп. 1. Д. 29. Л. 104].

17 января 1945 года командир корпуса поставил задачу командиру 215-й ИАД штурмовать позиции противника. Части корпуса группами по четыре Ла-5 и Як-9 прикрывали советские войска в районе Макув, Пшасныш, Цеханув, Пултуск, Нове Място и группами по два-четыре самолета Як-9 сопровождали штурмовиков 332-й штурмовой авиационной дивизии. Всего летало 150 самолетов. Погода способствовала успехам — видимость составляла 6 км [ЦАМО. Ф. 20534. Оп. 1. Д. 29. Л. 105].

18-19 января наступление советских войск продолжало успешно развиваться. Авиация противника активности не проявляла. 20 января 1945 года командующим 4-й воздушной армии и 8-го ИАК были поставлены задачи непрерывного патрулирования и прикрытия выхода 3-го гвардейского кавкорпуса, 5-й танковой армии, 64-й армии и 1-го танкового корпуса в районах Яново, Найденбург, Шемплин, Гиллинбург, Дровин, Гуры, Карва. Было совершено 165 самолетовылетов, проведено четыре воздушных боя, сбито пять самолетов противника, из них два — «Мессершмитт-109» и три — «Фокке-Вульф-190» [ЦАМО. Ф. 20534. Оп. 1. Д. 29. Л. 106-107].

Несмотря на то, что 21 января из-за неблагоприятных метеоусловий части 8-го ИАК вылетов не производили, командующему войсками 2-го Белорусского фронта маршалу К. К. Рокоссовскому был объявлен приказ Верховного главнокомандующего № 239 с объявлением благодарности летчикам полковника М. Н. Якушина за овладение городами Найденбург, Танненберг, Едвабно и Аллендорф. «В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях при вторжении в южные районы Восточной Пруссии, представить к присвоению наименования "Танненбергских" и к награждению орденами» [Приказы ... , 1975, с. 312-314]. Вскоре 215-й ИАД под командованием полковника М. Н. Якушина было присвоено почетное наименование «Танненбергской». В тот же день в Москве состоялся салют в честь войск 2-го Белорусского фронта двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий. На следующий день приказом И. В. Сталина № 242 за овладение городом Алленштайн летчики полковника М. Н.

Якушина удостоены третьей благодарности Верховного главнокомандующего и салюта двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий [Там же, с. 317-318]. 10 февраля 1945 года войска 2-го Белорусского фронта захватили мощный коммуникационный и опорный пункт врага — город Эльбинг. Полковник М. Н. Якушин получил четвертую благодарность Верховного главнокомандующего И. В. Сталина, а входящий в состав дивизии 156-й ИАП — почетное наименование «Эльбингский». В тот же вечер Москва салютовала войскам фронта [Там же, с. 357358].

19 февраля 1945 года командир 8-го ИАК представил М. Н. Якушина к награждению орденом Суворова 2-й степени по итогам боев августа 1944 — января 1945 годов: «215-я истребительная авиационная дивизия, участвуя в боевых операциях на Кобринском, Ломжинском и Осовецком направлениях, совершила 2 607 боевых самолетовылетов». Было проведено 77 воздушных боев, в которых сбито 60 самолетов противника и уничтожено при штурмовках аэродромов противника пять самолетов. «За время прорыва сильно укрепленной обороны и окружения Восточно-Прусской группировки немцев, летчиками дивизии совершено 926 боевых самолетовылета». В 13 воздушных боях было сбито 16 самолетов противника, сожжено при штурмовках аэродромов противника 32 самолета, уничтожено 25 автомашин, шесть железнодорожных вагонов, один ангар с самолетами, одна шхуна с грузом и т. д. [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686046. Д. 40. Л. 102]. 10 апреля 1945 года М. Н. Якушину была присвоена награда более низкого уровня — орден Кутузова 2-й степени.

За оставшиеся полтора месяца Великой Отечественной войны личный состав 215-й ИАД и сам полковник М. Н. Якушин упоминались еще в семи приказах Верховного главнокомандующего: 30 марта — за овладение городом и крепостью Гданьск/Данциг (17 мая 1945 года дивизия была награждена орденом Красного Знамени); 26 апреля — за овладение крупным морским портом Штеттин и рядом городов Померании; 1 мая 1945 года — за овладение городами Штральзунд и другими важными коммуникационными пунктами; 2 мая — за овладение крупными портами и важными военно-морскими базами городов Росток и Варнемюнде; 3 мая — за овладение рядом городов и соединение с союзными английскими войсками; 5 мая — за овладение крупным портом и военно-морской базой Свинемюнде; 6 мая — за форсирование пролива Штральзундерфарвассер и овладение островом Рюген. Каждый такой приказ сопровождался объявлением о проведении салюта в Москве [Приказы ... , 1975, с. 428-430, 469-471, 485-487, 492-494, 497-499, 500-501, 502503].

Уже после Великой Отечественной войны, 15 мая 1945 года, полковник М. Н. Якушин был представлен к награждению орденом Ленина. В наградном листе перечислялись все достижения подведомственной ему воинской части: «дивизия, за время подчинения корпусу,т. е. с 7.7.43 г., участвуя в боевых операциях на Западном, 1 и 2 Белорусских фронтах, совершила 9 413 боевых самолетовылетов, из них: на разведку войск противника — 205, на перехват самолетов противника — 465, на прикрытие своих войск над полем боя — 6 405, на сопровождение штурмовиков — 1 557. Провела 297 воздушных боев, в результате которых сбила 384 самолета противника, сбила 2 самолета-снаряда. Лично сам полковник Якушин за время Отечественной войны произвел 13 боевых вылетов» [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686046. Д. 202. Л. 107-107 об.]. 29 мая указом Президиума Верховного Совета Якушин награжден орденом Ленина.

Заключение

Несмотря на то, что за три года Великой Отечественной войны полковник М. Н. Якушин не получил ни одной награды, это не означает, что он в недостаточной степени отдавал себя борьбе с врагом или к нему имелось негативное отношение. Здесь могли сойтись субъективные факторы. Можно предположить, что близкая дружба с погибшим в авиакатастрофе А. К. Серовым негативно сказывалась на взаимоотношениях М. Н. Якушина с генерал-лейтенантом А. С. Осипенко, жена которого, Герой Советского Союза Полина Осипенко, погибла в самолете, управляемом А. К. Серовым. Может быть, кто-то более влиятельный имел претензии к Михаилу Нестеровичу. Косвенным признаком этого является тот факт, что, будучи командиром дивизии до 1947 года, затем занимая посты заместителя командующего ВВС МВО, заместителя командующего ВВС СКВО, он получил звание генерал-майора авиации лишь 3 августа 1953 года.

21 декабря 1970 года генерал-майор авиации М. Н. Якушин уволен в запас. Он умер 5 июля 1999 года. Яркая и интересная судьба Михаила Нестеровича может служить примером верного служения своему Отечеству.

Список источников

1. Арцыбашев В. А., Каримов О. В., Волошенко И. Н. Из Москвы в страну «Икс». Книга памяти советских добровольцев — участников гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. — М. : Главархив Москвы, 2016. — Т. 2. — 392 с.

2. Запись бесед с доктором технических наук А. Е. Антоновым // Личный архив автора.

3. Захаров Г. Н. Я — истребитель. — М. : Воениздат, 1985 — 229 с.

4. Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза : сб. — М. : Воениздат, 1975. — 598 с.

5. РККА и Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. : сб. информ. материалов Разведывательного упр. РККА : в 8 т. — М. : РОССПЭН, 2020. — Т. 3. — 527 с.

6. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). — Ф. 23. — Оп. 6826. — Д. 1 ; Ф. 33. — Оп. 686043. — Д. 92 ; Оп. 686046. — Д. 40, 202 ; Ф. 319. — Оп. 4798. — Д. 273 ; Ф. 20534. — Оп. 1. — Д. 29.

References

1. Arcybashev V. A., Karimov O. V., Voloshenko I. N. IzMoskvy v stranu "Iks". Knigapamjati sovetskih dobrovol'cev — uchastnikov grazhdanskoj vojny v Ispanii 1936-1939 godov [From Moscow to Country X. Memory Book of Russian Volunteers Who Participated in the Spanish Civil War in 1936-1939]. Moscow, Moscow Central Archive Publ., 2016, vol. 2, 392 p. (In Russian).

2. Conversations with A. E. Antonov, Doctor of Technical Sciences. Lichnyj arhiv avtora [The Author's Personal Archive]. (In Russian).

3. Zaharov G. N. Ja — istrebitel' [I am an Air Fighter]. Moscow, Voenizdat Publ., 1985, 229 p. (In Russian).

4. Prikazy Verhovnogo Glavnokomandujushhego vperiod Velikoj Otechestvennoj vojny Sovetskogo Sojuza [Orders of the Chief Commander of the Soviet Union during the Great Patriotic War]. Moscow, Voenizdat Publ., 1975, 598 p. (In Russian).

5. Raboche-krestjanskaja krasnaja armija i Grazhdanskaja vojna v Ispanii 1936-1939 gody: sbornik informacionnyh materialov Razvedyvatel'nogo upravlenija Raboche-krestjanskoj krasnoj armii [The Red Army and the Spanish Civil War (1936-1939): Proceedings of the Intelligence Bureau of the Red Army]. Moscow, ROSSPJeN Publ., 2020, vol. 3, 527 p. (In Russian).

6. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii [Central Archive f the Ministry of Defence of the Russian Federation]. F. 23, Op. 6826, D. 1 ; F. 33, Op. 686043, D. 92 ; Op. 686046, D. 40, 202 ; F. 319, Op. 4798, D. 273 ; F. 20534, Op. 1, D. 29. (In Russian).

Информация об авторах

Каримов Олег Владимирович — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И. М. Губкина.

Сфера научных интересов: военная разведка, гражданские войны в России и Испании, Великая Отечественная война, история нефтяной и газовой отрасли в России.

Пумпянская Ольга Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И. М. Губкина.

Сфера научных интересов: гражданские войны в России и Испании, Великая Отечественная война, история нефтяной и газовой отрасли в России.

Information about the authors

Karimov Oleg Vladimirovich — Candidate of History, Associate Professor in the Department of History at Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named for I. M. Gubkin.

Research interests: military reconnaissance, civil wars in Russia and in Spain, the Great Patriotic War, history of oil and gas industry in Russia.

Pumpyanskaya Olga Vladimirovna — Candidate of History, Associate Professor in the Department of History at Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named for I. M. Gubkin.

Research interests: civil wars in Russia and in Spain, the Great Patriotic War, history of oil and gas industry in Russia.

Статья поступила в редакцию 15.01.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 03.03.2022.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 03.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.