Научная статья на тему '"один пояс - один путь" как глобальный китайский экономический проект'

"один пояс - один путь" как глобальный китайский экономический проект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1632
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / КИТАЙ / ONE BELT ONE WAY / CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Симонова А.И.

Концепция “Один пояс один путь” представляет собой предложенный в 2013 году Генеральным секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Китая Си Цзиньпином экономический проект прокладывания торговых путей по их древним прототипам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"один пояс - один путь" как глобальный китайский экономический проект»

Симонова Л. И.*

«Один пояс - один путь» как глобальный китайский экономический проект

Концепция «Один пояс - один путь» представляет собой предложенный в 2013 году Генеральным секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Китая Си Цзиньпином экономический проект прокладывания торговых путей по их древним прототипам.

Хотя, официальный Пекин в лице министра иностранных дел КНР Ван И придерживается версии о «придании мощного импульса укреплению открытой экономической картины и оживлению мировой экономики» [1], ряд российских исследователей, например, генеральный директор «Спутник - управление капиталом» Александр Лосев, ссылаясь на опубликованный в 2015 году Госкомитетом по делам развития и реформ, Министерством иностранных дел и Министерством коммерции КНР документ «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI в.» указывает, что Китай, по сути, предлагает модель «общемирового менеджмента» [2], претендуя на роль движущей силы, центра этой модели. Именно эта цель, а вовсе не экономическое развитие других стран заботит Китай.

Анализируя недавние заявления Китая, сложно не согласиться с вышеупомянутым мнением А. Лосева. Ведь, кроме всего прочего, Поднебесная говорит также и о необходимости сделать концепцию «Один пояс - один путь» неотъемлемой частью Повестки дня на Форуме ООН 2030. Говоря, правда, что именно такая мера доказывает искреннее желание Китая способствовать дальнейшей интеграции все новых и новых стран в выгодный для всех проект.

Впрочем, вне зависимости выгодна ли концепция «Один пояс - один путь» другим странам с экономической точки зрения, на данном историческом срезе Китай с каждым днем становится все ближе и ближе к осуществлению «китайской экономической мечты». Так, 19 января 2017 года в Лондон прибыл первый поезд из Китая, который следовал маршруту «Одного пояса - одного пути». Эта практика теперь станет постоянной и «теперь поезда с китайскими товарами будут прибывать в Лондон еженедельно» [3].

Чем же может быть полезна или, наоборот, вредна концепция «Один пояс - один путь» для российской экономики?

«Один пояс - один путь» является чрезвычайно привлекательной для российской экономики, в условиях достаточно продолжительных санкций, альтернативой западному импорту и западным инвесторам. В пользу «Одного пояса - одного пути» выступает и тот факт, что на официальном

* Симонова А. И. - магистрантка факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова stasya_simona@mail.ru

«Один пояс - один путь» как глобальный китайский экономический проект

53

уровне Россия в пределах северной ветки Экономического пояса Шелкового пути имеет равные с Китаем права и обязанности. При тесном экономическом сотрудничестве с западными странами такого положения дел, к сожалению, не наблюдалось и не предвиделось даже самыми оптимистически настроенными экономистами. Кроме того, тесное сотрудничество Китая и России в рамках концепции «Один пояс - один путь» может способствовать более прочному партнерству двух государств в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), не говоря уже о возможном создании конкурентоспособного политического и экономического противовеса западным державам.

Вместе с тем, реализация концепции «Один пояс - один путь» приведет к гегемонии Китая в регионе, что поставит РФ в экономически зависимое от КНР положение. Здесь не может быть абсолютно никакой гарантии того, что зависимость от китайских денег будет для России менее болезненная, чем от западных.

Суммируя все вышесказанное следует сказать, что, хотя, экономическая зависимость России от внедрения Китаем концепции «Один пояс -один путь» крайне нежелательна, ее, тем не менее, не удастся избежать, т.к. на сегодняшний день экономических альтернатив, эквивалентных китайскому «Одному поясу - одному пути» у России нет.

Литература

1. Инициатива Китая «Один пояс - один путь» будет дополнительно конкретизирована в 2017 году. [Электронный ресурс]. URL: http://asiarussia.ru/news/14695/ (24.02.2017)

2. С помощью проекта «Пояса и пути» Китай выстраивает вокруг себя новый экономический порядок. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/ economics/blogs/2016/01/18/624396-poyasa-puti-kitai-ekonomicheskii-poryadok (26.02.2017)

3. «Один пояс и один путь»: в Лондон прибыл первый поезд из Китая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2844565 (26.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.