Научная статья на тему 'Один на один с Даниилом граниным: культурологический очерк по книге «Интелегенды» рецензия на книгу: Гранин Д. А. Интелегенды : статьи, выступления, эссе. 2-е изд. , перераб. И доп. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2015. 639 с. (почётные доктора университета)'

Один на один с Даниилом граниным: культурологический очерк по книге «Интелегенды» рецензия на книгу: Гранин Д. А. Интелегенды : статьи, выступления, эссе. 2-е изд. , перераб. И доп. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2015. 639 с. (почётные доктора университета) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
361
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Один на один с Даниилом граниным: культурологический очерк по книге «Интелегенды» рецензия на книгу: Гранин Д. А. Интелегенды : статьи, выступления, эссе. 2-е изд. , перераб. И доп. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2015. 639 с. (почётные доктора университета)»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^

ДИН НА ОДИН С ДАНИИЛОМ ГРАНИНЫМ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ПО КНИГЕ «ИНТЕЛЕГЕНДЫ»

УДК 008

В. А. Ремизов

Московский государственный институт культуры

Рецензия на книгу: Гранин Д. А. Интелегенды : статьи, выступления, эссе. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2015. 639 с. (Почётные доктора университета).

V. A. Remizov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

IN PRIVATE WITH DANIIL GRANIN: A CULTUROLOGICAL SKETCH ACCORDING TO THE BOOK OF "INTELEGENDA"

Review of the edition: Granin D. A. Intelegendy: articles, performances, essay. 2nd edition. St. Petersburg, Publishing house of Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences, 2015. 639 p.

Чтобы ни говорили об объективности жизненных процессов, но книги мудрых людей разных исторических эпох всегда оказывали и оказывают своё непреходящее влияние на наш разум, а следовательно, и на наши дела, поступки, свершения.

Так было и есть с книгами Вед, неведомых авторов, с суждениями Гостомысла, с книгой «Правды» Ярослава Мудрого, с посланием своим сыновьям князя Владимира, с перепиской Ивана Грозного, с работами других выдающихся личностей.

Произведения А. С. Пушкина мы воспринимаем как науку жизни. Книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. И. Шолохова стали достоянием поколений людей всего мира. Работы Д. С. Лихачева, выступления А. Д. Сахарова расцениваются, словно заповеди, не меркнувшие во времени.

Здесь надо бы ещё заметить то, что в последние годы мы как-то стали абсолютизировать мысли только повсеместных «старцев» от религии. Между тем реальная жизнь не убавляет, а может быть, и более возвышает мудрость людей, которые прошли, что называется, через горнило социальной жизни и пронесли ясный ум, достоинство, совесть и честь. Они своей жизнью, своей праведностью, своей сплочённостью с судьбой Отечества обрели мудрость, опыт, прозорливое видение действительного хода событий. Эти люди заслуживают нашего пристального внимания и того, чтобы им внимать, их слушать, их мыслями духовно питаться.

Именно таким человеком, такой личностью является один из видных литераторов нашего времени, участник Великой

РЕМИЗОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

REMIZOV VYACHESLAV ALEKSANDROVICH - Full Doctor of Cultural Studies, Professor of 250 Department of Cultural Studies and International Cultural Cooperation, Faculty of Social Sciences and

Humanities, Moscow State Institute of Culture, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation

e-mail: shupik49@mail.ru © Ремизов В. А., 2016

ДАНИИЛ

ГРАНИН

Отечественной войны, блокадник; переживший дни Чернобыльской катастрофы, горбачёвскую перестройку, крушение СССР, ельцинское беспредельное время девяностых годов, события чеченских военных кампаний и последующее восстановление России, - Даниил Александрович Гранин.

Да, он известен широко как автор многих художественных произведений: «Искатели», «Иду на грозу», «Картина», «Зубр», «Эта странная жизнь», «Вечера с Петром Великим», «Мой лейтенант» и другие. Особенностью перечисленных книг является их глубокое осмысление описываемых событий. Автор досконально объективен и художественно реален. Его книги не описательны, а насыщены пульсацией глубоко прочувствованных идей созидания, становления совершенного. Вместе с тем ведущей мыслью его творчества выступает человек и его дело жизни, его судьба, его смыслы существования, его представления о счастье бытия, его роль в этом мире, полном противоречий, противоположностей, спра-ведливостей и несправедливостей. Характерно, что автор никогда не назидателен. Однако он так сострадателен и так искренен в своём отношении к героям произведений и к коллизиям, их окружающим, что мы, читатели, невольно (подсознательно - как сказали бы психологи) впитываем в себя, насыщаемся позицией Д. А. Гранина и, конечно, переносим это на свою жизненную стезю. В этом безусловная сила писательского таланта Д. А. Гранина. Но здесь обнаруживается ещё одна особенность - инте-ресность, уникальность персоны самого автора как человека, как гражданина, как мыслителя, как мудрой личности.

Притягательность данного аспекта особенно актуальна и тем, что мы, люди,

тянемся к совершенному, к образцовому в повседневности и в социальной практике. Мы хотим кому-то доверять и доверяться. Нам легче бывает выстоять или пережить невзгоды: личные и социальные, если есть его величество пример. Как вдохновляет образ «Давида» Микеланджело, как учили стойкости «Граждане Кале» Родена, как вела к мудрости «Пресвятая Троица» А. Рублева, как призывала к мужеству «Мать партизана» Сергея Герасимова в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945) или побуждала к глубокому состраданию картина А. Пластова «Фашист пролетел».

Однако если подтверждением доброго, возвышенного, порядочного служит живой

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^

человек, то сила моральной поддержки, нравственной опоры такого «ведущего» (по терминологии авиаторов) безмерно возрастает.

Всё это касается и является производным от новой книги писателя Д. А. Гранина «Интелегенды», в которой собраны статьи, выступления и эссе автора.

В контексте излагаемого следует отметить подвижническую линию Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (ректор А. С. Запесоцкий), усилиями которого открыто издание серии работ выдающихся личностей Отечества: Д. С. Лихачева, А. Гусейнова, А. Лиханова, Д. А. Гранина и других. Каким же человеком, личностью предстаёт перед нами Д. А. Гранин? Прежде всего он - эпическая личность; он - философ, но он одновременно являет себя и социологом, и культурологом, и историком, и этиком.

Вот его принципы как аналитика жизне-действия: «жить надо вглубь, а не вширь», «не фальшивить, не врать самому себе», «ясно отдавать отчёт, где у тебя начинаются компромиссы», «быть самим собой», «прежний (человек. - Р. В.) может оказаться совсем другим, чем его (аналитика) представления о нём», «каждый человек -это несколько людей, это разные люди». И далее: «я люблю противоречия», «я писатель больше слушающий, чем говорящий», «мне не хватает одиночества». Одиночество, разумеется, для постоянного мыслительного процесса того, что окружает, что не даёт покоя, что требует поиска сути, открытия истинности, отвлечённости. Однако по отношению к жизнедеятельной практике у Д. Гранина чётко обозначены другие принципы: жить в гуще событийной реальности; жить одной жизнью со своим народом и со своим Отечеством. Он много думает, много размышляет о таких вопросах, как долг, патриотизм, идентичность себе, своей истории, своим ценностям-смыслам. Эти размышления часто мучительны, нелегки, противоречивы. Но они всегда окроплены роди-

мым чувством, разумным сомнением, жёстким анализом пережитого, пройденного, испытанного. И ещё: он всегда подчёркивает, что любовь к Отечеству для него - это «видеть и горькое, но видеть и возможности», «видеть невидимое» и прошлое «не отталкивать от себя». Это последнее особенно интересно. В нашей действительности развилось тотальное отрицание советской жизни, пережитого социалистического миропорядка. В актуальный лексикон введено такое уничижительное словечко, как «совки». К нему добавили сегодняшние «укронацики» кличку «ватники». В русский язык на фоне доходно-имущественного расслоения граждан вдруг вернулась словечко «нищеброд». В Интернете, например, есть целые трактаты, где авторы, причисляющие себя, видимо, к «новой аристократии», излагают следующие маркеры «нищебродства»: не имеют своей машины или имеют машину отечественного производства; не ездят отдыхать за рубеж; одеваются на вещевых рынках; имеют долги по кредитам...

Совершенно очевидно, что Д. А. Гранин осуждает и развенчивает большевизм, идеологическое тоталитарное давление, насаждение чувства страха (книга «Страх»). Он не согласен с самим собой - «с тридцатилетним», который слепо верил социалистическим идеологемам. Но, с другой стороны, он со справедливой болью говорит о том, что «наша советская жизнь ушла», но «стыдно, что мы её перечеркнули и оттолкнули от себя». Это была наша история, жизнь наших близких, и в ней было немало свершений, достижений и обретений.

Однако автор и против «казённого оптимизма»: всё будет хорошо; идём куда надо и т.д.

Он трезво оценивает настоящее России, отмечая, что бедой России является корысть, эгоистические интересы людей; жажда должностей, богатства. раздоры, отступничество, безнравственная борьба за власть, что культ денег, барыша стал велик, как никогда. Он отмечает такое явление, как

«очерствелость души» и взлёт «человеческого эгоизма, многие слишком заняты борьбой за существование, выживанием или наживанием.

На данном фоне следует отметить обилие материала, касающегося исторической книги «Вечера с Петром Великим». Вернее сказать - книги о современной России в контексте её истории. Здесь важны замечания Д. А. Гранина о том, что Россия вновь строит себя, что следует помнить уроки истории и не повторять ошибок ни в политике, ни в экономике.

Интересны рассуждения автора о том, что после Петра I Россия «не обратилась вспять», а пошла дальше по пути его реформ.

Но Россия, приняв таким образом насилие Петра I, не приняла большевистского социализма. Д. А. Гранин делает вывод о «разных насилиях» и резюмирует: «большевизм покалечил Россию».

Здесь же автор обращается к культуре. Он отмечает новаторство культурных норм, которые силой утвердил Петр I, но указывает на их очевидную совершенную цивили-зационную необходимость. Указывает он и на идеологическую ограниченность большевизма в искусстве, на отход от художественных поисков и на переход к политическому диктату в художественном творчестве. Он характеризует это как тупиковый путь в культуре. Оценивая сегодняшние процессы в культуре, Д. А. Гранин вводит интересное понятие: «избыточность культуры» -о явлении введения в культурное пространство не эстетического, а входящего в область политической метафоры, в сферу политической идеи. Эти явления он связывает с современным постмодернизмом и называет принятие такого искусства «грехом восприятия». Культура, настаивает он, это сохранение всего лучшего. В этом смысле он говорит о ней, как о «роскоши культуры».

Чрез все статьи, выступления, опубликованные в книге, проходит как ключевая линия - идея нравственного поиска человека, морального совершенствова-

ния России. «Как должен жить писатель, -отмечает он, - спрашивали себя и Толстой, и Герцен, и Достоевский, и Гончаров... и сегодня читатель ищет в жизни писателя эстетическую норму, сравнивает его героев с собой». Д. А. Гранин протестует против идо-лотворчества в искусстве, против аморальности его содержания. Он подчёркивает: «Благородный человек может позволить себе быть нравственным. А ты удержи свою нравственность в бедствии». Автор призывает не уставать ставить вопросы о смысле страданий, справедливости, вере, силе добра и зла. Нельзя не согласиться с ним, что это побуждает к соучастию, к состраданию, формирует милосердный отклик. Он призывает «расти делами любви, гуманизма и заботы о ближнем». «Мы не можем, - восклицает он, - дальше жить практицизмом среди философии культа денег и прочих реалий нынешнего общества».

В книге также остро поднимаются вопросы соотношения права и порядка, прагматизма и совести. Автор осмысливает проблемы «денег ради денег», «власти ради денег» и «власти ради утех».

Венцом всех речей и выступлений Д. А. Гранина выступает утверждение: «Главное в культуре - мысль о человеке». «Что следует бояться человеку?» - задаёт он вопрос. И отвечает: «Закона собственной совести, дурной славы».

«А во что надо верить?» - зададим мы вопрос Д. А. Гранину - человеку большой судьбы и мудрости. И получим ответ: «Надо жить верой в человека!»

Именно этому и учит нас всем своим содержанием книга замечательного человека, личности исторической - Даниила Александровича Гранина.

«Мы живём в обществе, где нет святых», -говорит о нашем времени автор. Но мы скажем, что у России есть люди, которые формируют святость Отечества, святость жизни её гражданина, олицетворяя её своей жизнью, трудом, творчеством, как это делает Д. А. Гранин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.