Научная статья на тему 'Один из подходов к развитию коммуникативных умений младших школьников'

Один из подходов к развитию коммуникативных умений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2042
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / младшие школьники / развитие коммуникативных умений / субъект общения / общение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостова О. Н.

Предлагаемая модель развития коммуникативных умений младших школьников опирается на учет их индивидуально-типологических особенностей как субъектов общения в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The offered model of development of younger schoolchildren"s communicative skills bases on the account of their individual and typological features as subjects of communication in class.

Текст научной работы на тему «Один из подходов к развитию коммуникативных умений младших школьников»

О. Н. Мостоеа

ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного

педагогического образования. Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент И. Н. Агафонова

Предлагаемая модель развития коммуникативных умений младших школьников опирается на учет их индивидуально-типологических особенностей как субъектов общения в классе.

The offered model of development of younger schonlchildren's communicative skills bases on the account of their individual and typological features as subjects of communication in class.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе проблема развития коммуникативных умений младшего школьника рассматривается в контексте этического и риторического образования, социально-психологического обучения, коррек-ционной педагогики и др. Большинство авторов осуществляют' задачу развития коммуникативных умений без учета индивидуально-типологических особенностей учащихся. В. А. Ситаров и В. Г. Маралов выделяют типы взаимодействия детей друг с другом по основаниям: дружелюбие-враждебность , общительность-замкнутость . Данная типология ориентирована прежде всего на учет отношений ребенка к сверстникам, но не принимает во внимание

характер отношения ребенка к себе, в значительной мере определяющего коммуникативное поведение личности, не учитывает уровень развития коммуникативных умений школьников.

Мы предполагаем, что типологический подход может быть использован при изучении особенностей младших школьников как субъектов общения в классе для их учета в процессе развития коммуникативных умений. Диагностика особенностей общения учащихся проводилась в 1-2-х классах школ № 163, 207 и 210 Центрального района Санкт-Петербурга. Объем выборки составил 110 человек. В процессе исследования нами было использовано сочетание объективных и субъективных методов (со-

циометрия, анализ проективных рисунков «Автопортрет» и «Я в классе», метод экспертной оценки учителями личностных характеристик общения школьников по ме-

2

тодике И. Н. Агафоновой , адаптированной нами для младшего школьного возраста). На основе анализа литературы, результатов корреляционного и факторного анализа показателей личностных характеристик общения младших школьников, а также наблюдений за учащимися нами были выбраны 9 наиболее важных параметров, характеризующих младших школьников как субъектов общения в классе.: 1) степень эмоционального благополучия в общении; 2) характер отношения к себе; 3) характер отношения к одноклассникам; 4) уровень успешности в общении; 5) социометрический статус в классе; 6) степень внешних проявлений дружелюбия; 7) степень проявления неуверенности; 8) степень проявления эгоцентризма; 9) степень проявления эгоизма. Кластерный анализ показателей учащихся по пунктам 1-9 дает возможность говорить о трех типах младших школьников как субъектах общения в классе (рис. 1).

Учащиеся первой группы - «эгоцентричный тип» (на графике ряд 1) составили 18%

от общего числа, имеют показатели дружелюбия и неуверенности ниже средних по выборке, в то время как степень проявления эгоцентризма и эгоизма значительно превышает среднее значение. Для этой группы существенное влияние на развитие коммуникативных умений оказывает недостаточный уровень положительного отношения к себе и высокая степень эгоцентризма и эгоистических проявлений. Высокая степень эгоцентризма и эгоизма при недостаточно высоком уровне положительного отношения к себе у данной группы школьников приводит к частым проявлениям агрессии, что проявляется в низких оценках уровня успешности в общении и низком уровне социометрического статуса.

Ко второму, «дружелюбному типу» (на графике ряд 2) могут быть отнесены 50% школьников от всей выборки. Эту группу школьников отличает высокий уровень развития коммуникативных умений при наличии ярко выраженной позитивной Я-концепции и позитивном отношении к одноклассникам на уровне значительно выше среднего по выборке. Следствием этого также является высокий уровень удовлетворенности общением, высокий со-

1.2 1

0,8 0,6 0,4 -

0,2

0

VУУУУ,

-Ряд1 ;

-Ряд2:

-•РядЗ!

Рис. 1. Средние оценки показателей школьников как субъектов общения в классе

в стандартных баллах

Один из подходов к развитию коммуникативных умений младших школьников

циомегрический статус, высокие показатели дружелюбия, уровня успешности в общении и развитии отдельных коммуникативных умений.

К третьей группе «неуверенного типа» (ряд 3 на графике) принадлежат 32% школьников. Эти учащиеся имеют средний уровень развития коммуникативных умений при негативной Я-концспции и крайне недоверчивом, настороженном отношении к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Для них также характерен несколько выше среднего уровень внешних проявлений дружелюбия, высокая степень неуверенности и низкие показатели эгоцентризма и эгоизма.

Качественное своеобразие учащихся каждого типа определяет подходы к развитию их коммуникативных умений, поскольку выявлены корреляционные зависимости между личностными характеристиками общения школьников и уровнем развития отдельных коммуникативных умений учащихся.

Так, у младших школьников «эгоцентричного типа» наименее успешно развиты умения, связанные с сотрудничеством (вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении). Учащимся «неуверенного типа» труднее дается развитие вербальной стороны коммуникативных умений (умения отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении). У детей, относящихся к «дружелюбному типу», имеются индивидуальные барьеры общения, которые также влияют на развитие отдельных коммуникативных умений и могут стать предметом воспитательной работы с ними. Перед началом работы с классом для учета индивидуально- типологических особенностей школьников как субъектов общения учитель фиксирует результаты своих наблюдений в виде таблицы.

Таблица 1

Пример заполнения таблицы для группы учащихся

«Эгоцентричный тип» (низкий уровень успешности в общении)

Ф. И. учащихся, номера трудностей,

1) эгоцентризм, демонстративность поведения; 2) эгоизм; 3) обидчивость; 4) количество человек

неоправданное упрямство; 5) агрессия в словесной форме; 6) агрессия в физи- Маша Т. (1, 3, 4, 8),

ческой форме; 7) низкий социометрический статус; 8) низкий уровень умений КостяП.(1,4, 6, 7,8)

взаимодействовать со сверстниками Коля С. (1-8)

Всего 3 человека

«Неуверенный тип» (средний уровень успешности в общении)

Высокая степень проявления трудностей общения: 9) неуверенность в себе; ¡Ф. И. учащихся, номера трудностей,

10) повышенная тревожность; 11) сниженный фон настроения; 12) склонность количество человек___

к уединению; 13) трудности в развитии речевой стороны коммуникативных [Лена К., Саша Р., Даня В., Женя И. умений (говорить перед другими в различных ситуациях общения и деятель- | (9-14)

ности); 14) низкий социометрический статус _(Всего 4 человека_

«Дружелюбный тип» (высокий уровень успешности в общении)

Отдельные трудности общения, требующие корректировки: 1-2 из перечисленных выше трудностей:

-трудности в освоении отдельных этикетных норм (указать в скобках) - трудности в развитии отдельных умений сотрудничества и взаимодействия (указать в скобках)

Ф. И. учащихся,

номера трудностей, количество человек

Рома Т. (упрямство, обидчивость, недостаточный уровень умения договариваться).

Ира У. (сниженный фон настроения, не умеет вежливо просить о помощи).

Лера Ф. (не у меет благода-| рить).

\Всего Зчеловека _

После заполнения этой таблицы педагогу, планирующему работу с детьми, гораздо легче сформулировать индивидуальные и групповые задачи по совершенствованию коммуникативной сферы учащихся. Для каждого типа школьников нами определены основные направления работы по совершенствованию их как субъектов общения в классе, сформулированы задачи, выявлена направленность содержания и предложены роли, помогающие учащимся каждого типа преодо-

леть основные трудности общения и достигнуть более высокого уровня развития тех умений, которые у них развиты в меньшей степени. Здесь же отмечены планируемые изменения у школьников на рефлексивном, аффективном и поведенческом уровнях, а также роли педагога, необходимые в работе с каждым типом учащихся. Все это нашло отражение в теоретической модели развития коммуникативных умений младших школьников, представленной в табл. 2.

Таблица 2

Теоретическая модель развитиякоммуннкативных умений младших школьников

«Эгоцентричный тип»

Основные направления работы сучащимися: преодоление эгоистической направленности, развитие способности к эмоциональной децентрации _ _ Задачи: формирование адекватной самооценки и положительного отношения к одноклассникам, развитие способности к эмпатии, совершенствование умений, необходимых для сотрудничества со сверстниками (вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении)

«Неуверенный тип»

формирование положительного отношения к себе, чувства уверенности в своих силах и положительного отношения к одноклассникам

Направленность содержания: творческое взаимодействие в группе, осознание влияния характера собственных действий на отношение окружающих, усиление эмпатии, внимания к окружающим, позитивное использование лидерских качеств

Роли учащихся: «внимательный слушатель», «ведомый в паре», «вежливый продавец» и «покупатель», «говорящий комплименты», «дружелюбный лидер микрогруппы», «организатор общего дела»

повышение самооценки, развитие умения устанавливать контакты с одноклассниками, повышение уровня эмоционального благополучия, развитие потребности в общении со сверстниками, совершенствование вербальной стороны умений (умения отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении)

компетентность в различных видах деятельности, пробуждение доверия к окружающим, усиление потребности во взаимодействии с окружающими, повышение активности во взаимодействии, в речевой деятельности

«Дружелюбный тип»

определение и коррекция индивидуальных барьеров общения

совершенствование базовых и процессуальных коммуникативных умений, исходя из индивидуальных показателей их развития

«доброжелательный слушатель», «успешный деятель», «рассказчик о своих увлечениях», «ведущий в паре», «ответственный за небольшую часть общего дела», «капитан, сообщающий мнение команды»

Планируемые изменения личностных характеристик учащихся как субъектов общения: а) рефлексивный компонент

(«мои одноклассники достойны уважения так же как и я»),

б) аффективный компонент («мне нравится играть и что-то делать вместе с ребятами в классе, помогать другим»):

в) поведенческий компонент (умение сочувствовать и сопереживать окружающим, работать в группе, оказывать помощь другим там, где это необходимо)

а) «я так же значим в классе, как и другие»;

б) «я уверенно обращаюсь к окружающим и высказываю свое мнение»;

в) уверенное поведение в ситуациях публичного выступления, проявление волевых качеств в ситуациях отказа и руководства сверстниками

творческое использование ситуаций повседневного общения и группового обучения для преодоления индивидуальных барьеров общения и тренировки необходимых коммуникативных умений

«показывающий пример уверенного поведения и дружелюбного отношения», «доброжелательный слушатель и успешный рассказчик», специальные роли для преодоления индивидуальных барьеров общения и тренировки отдельных коммуникативных умений

а) осознание индивидуальных барьеров общения;

б) « я могу справиться с трудностями»;

в) уверенное владение этикетными нормами и умениями сотрудничества

Роли педагога: образец дружелюбного общения и заботливого отношения к окружающим; организатор творческой деятельности учащихся, проектировщик форм взаимодействия и сотрудничества

образец уверенного поведения в процессе общения; организатор коммуникативных ситуаций в малой группе и в паре; проектировщик форм, требующих тренировки монологической и диалогической речи

фасилитатор рефлексивного развития учащихся; организатор ситуаций преодоления индивидуальных барьеров общения школьников; проектировщик форм тренировки отдельных коммуникативных умений учащихся

В соответствии со структурой предлагаемой нами модели может осуществляться разработка программы занятий с учащи-

мися в коррекционной группе или построения учебно-воспитательного цесса учителем в классе.

план про-

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе/!! од ред. В. А. Сластенина. М., 2000. С. 142-143.

Агафонова И. Н. Диагностика особенностей общения дошкольников с детьми в группе детского сада: Сб. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 9. СПб.: СПбАППО, 2005. С. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.