Научная статья на тему 'ОДИГИТРИЯ ИБН СИНЫ: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХОРОШИХ ВРАЧЕЙ, ГУМАНИЗМ И ЭМПАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ'

ОДИГИТРИЯ ИБН СИНЫ: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХОРОШИХ ВРАЧЕЙ, ГУМАНИЗМ И ЭМПАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
Ибн Сина / Авиценна / медицина / психология / духовность / познание / благополучие / одигитрия / Ibn Sina / Avicenna / medicine / psychology / spirituality / cognition / well-being / hodegetics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нурмедов П. А.

Ибн Сина (Авиценна) известен прежде всего своей философией и медициной, но почти нет научной дисциплины, в которой этот великий человек не оставил бы заметного следа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HODEGETICS OF IBN SINA: EDUCATION FOR GOOD PHYSICIANS, HUMANISM AND EMPATHIC CIVILIZATION

Ibn Sina (Avicenna) is primarily known for his philosophy and medicine, but there is almost no scientific discipline in which this great man did not leave a significant mark.

Текст научной работы на тему «ОДИГИТРИЯ ИБН СИНЫ: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХОРОШИХ ВРАЧЕЙ, ГУМАНИЗМ И ЭМПАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

УДК 61

Нурмедов П.А.

старший преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)

ОДИГИТРИЯ ИБН СИНЫ: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХОРОШИХ ВРАЧЕЙ, ГУМАНИЗМ И ЭМПАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация: Ибн Сина (Авиценна) известен прежде всего своей философией и медициной, но почти нет научной дисциплины, в которой этот великий человек не оставил бы заметного следа.

Ключевые слова: Ибн Сина, Авиценна, медицина, психология, духовность, познание, благополучие, одигитрия.

Цифровая революция существенно меняет все сферы общества, науки, образования и медицины, и новые технологии обладают огромным потенциалом для изменения существующих режимов и методов производства знаний, публикации и образования, как в целом, так и конкретно в медицине. Медицинское образование сталкивается с целым рядом проблем и дилемм, и ответственность за их эффективное решение лежит на медицинской одигитрии, важной, но почти забытой дисциплине. Одигитрия (греч. hodos - путь, руководство, указатель пути, указывающий дорогу), важная составляющая триады медицинской деонтологии, тесно связана с медицинским профессионализмом.

Медицинская деонтология (греч. deon - долг или обязательность; logos -означает мнение) - это дисциплина, изучающая нормы поведения медицинских работников, включая моральные и правовые нормы, а также те, которые более строго относятся к профессиональной деятельности. В современной культуре

нарциссизма и индивидуализма многие забыли любить друг друга и вместо этого зарабатывают деньги. Согласно Пандитрао, термин "медицинская одигитрия" относится к "руководящим принципам изучения медицины, которые охватывают идеальные принципы, которые должны изучать студенты-медики, как это когда-то было предусмотрено древними отцами медицины".

Ибн Сина - превосходный одигитр, он действительно любил Бога, людей, науку, искусство и медицину. Его Канон представляет собой синтез учений и традиций Гиппократа, Галена и Диоскорида, но он также содержит множество новых открытий, которые были сделаны в результате его собственных медицинских экспериментов и выводов. Он был одним из первых, кто признал психологическое влияние в происхождении соматических заболеваний. Медицинская одигитрия представляет собой искусство и практику организации обучения для развития трех основных способностей к обучению: стимулирование стремления (личное мастерство, совместное видение), содействие рефлексивному общению (ментальные модели, диалог) и пониманию сложности (системное мышление).

Одигитрия помогает людям постоянно расширять свои возможности для достижения результатов, которых они действительно желают, посредством процесса раскрытия миссии, пересмотра того, чему они научились, установления взаимопонимания, хороших и терапевтических отношений, выявления ценностей других, понимания самооценки и укрепления уверенности в себе, выявления позитивных намерений, создания творческой визуализации, использования удобная критика, обеспечение позитивного психологического настроя, моделирование и достижение максимальной производительности. Ибн Сина был настоящим мастером организации обучения и одигитрии в науке, искусстве и религии. С помощью одигитрии учащиеся получают поддержку в личностном росте, психологическом, социальном и нравственном определении своей роли. Ценностями/принципами, которые следует уважать и практиковать в медицине, являются:

1. Автономия - "ничего о пациентах, без пациентов"; 2. Доброжелательность - действуйте в наилучших интересах пациента; 3. Primum non nocere - во-первых, не причиняйте вреда пациенту; 4. Справедливость -честность и равенство; 5.Достоинство касается как пациента, так и его врача; б.Правдивость и честность; 7. Врачебная тайна; 8. Конфиденциальность; 9. Верность - быть верным или преданным своему пациенту; 10.Правдивость -говорить правду или обязательство к полному и честному раскрытию. Профессиональное становление в медицине - это процесс, посредством которого некоторые люди становятся врачами, которые служат призванию медицины своими знаниями, отношением и навыками. Сегодня мы можем выделить три модели профессионализма (рис.1):

Рисунок 1. Модели профессионализма.

Ибн Сина практиковал модель добродетелей, основанную на гуманизме, духовности, вере, добродетелях и универсальной этике.

Знакомясь с наследием Ибн Сины, мы узнаем, среди прочего, что человека следует рассматривать как уникальное божественное творение, сочетающее в себе всю мудрость творения. Что следует уважать все аспекты его существования и уделять особое внимание духовным познаниям и духовной подготовке, религиозности и методам достижения внутреннего мира и процветания. Что врачу необходимо иметь духовное образование и философскую базу, которые объединят все факты, связанные с пациентом, и на основе которых он создаст свой терапевтический подход, адаптированный к потребностям пациента. Что религия, философия, наука и искусство

переплетены и дополняют друг друга. Что приобретенные знания должны быть применены, систематизированы и переданы другим.

Что не следует довольствоваться поверхностными знаниями, а стремиться проникнуть в самую суть проблемы и постичь основные законы событий. Что следует быть терпеливым и настойчивым в исследованиях и никогда не сдаваться, будь то философская, научная или практическая проблема из повседневной жизни. Что человек должен думать, выкладываться на пределе своих возможностей, а затем обращаться за помощью через преданную молитву к Всеведущему Творцу. Что через веру в Бога, следование религиозным законам и религиозным морально-этическим принципам, через самопознание человек может усовершенствовать себя, реализовать данные ему возможности и подняться на невообразимые интеллектуальные и духовные высоты.

В заключение следует отметить, что все научное и философское наследие Ибн Сины, особенно психологическая и медицинская теория и практика, оказывало такое влияние на развитие медицины на Востоке и Западе в течение пяти столетий, что существуют теории, согласно которым даже слово "медицина" произошло от имени Абу Али ибн Сины, основателя именем, которым его называли на Западе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахмед С. и Заргаран А.: Вклад Авиценны в хирургию и анестезиологию, 2020;

2. Bodznurdi KM: Ibn Sina. Naucno istrazivacki insitut "Ibn Sina", Sarajevo, 2011

Nurmedov P.A.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

HODEGETICS OF IBN SINA: EDUCATION FOR GOOD PHYSICIANS, HUMANISM AND EMPATHIC CIVILIZATION

Abstract: Ibn Sina (Avicenna) is primarily known for his philosophy and medicine, but there is almost no scientific discipline in which this great man did not leave a significant mark.

Keywords: Ibn Sina, Avicenna, medicine, psychology, spirituality, cognition, well-being, hodegetics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.